Главная » Засолка грибов » Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся. Физическое здоровье класса

Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся. Физическое здоровье класса

Характеристика класса: общие сведения, стуктура и внутригрупповые процессы, характер общения учащихся в группе, познавательный потенциал и познавательная активность уч-ся, творческий потенциал и творческая активность уч-ся, уровень воспитанности уч -ся, уровень физического развития и здоровья уч-ся, вредные привычки и склонность к правонарушениям, характеристика семьи, выводы и предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика классного коллектива

  1. Общие сведения о классе

6 «А» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 29 человек: 15 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 1998 года рождения (26 чел.), есть учащиеся 1997 года рождения (2 чел.) и 1999 года рождения (1 чел.). Коллектив формировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор (26 чел.). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе. Изначально коллектив был сформирован из выпускников дошкольных учреждений: д\с «Алёеушка» - 16 чел. и д\с «Ласточка» - 10 чел. Многие ребята уже дружили между собой и знали друг друга достаточно хорошо.

Большинство учащихся класса проживают недалеко от школы: 12 человек проживают в микрорайоне «Северный», 10 человек – в районе Б. Тарки, 6 чел. на Щёрса и 1 человек – в деревне М. Тарка, что в полутора километрах от школы.

Успеваемость в учёбе хорошая: 21 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 72%, уровень обученности – 70%. Не успевающих и пропускающих занятия без уважительных причин учащихся нет. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам ребята выполняют регулярно.

79 % учащихся охвачены дополнительным образованием. 7 человек посещают спортивные секции и 16 человек кружки художественно-эстетического направления.

  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы

Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо. В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированных и замкнутых в себя нет. Все принятые. Имеются малообщительные учащиеся: Сумзин, Козюлин, Темнов (3 чел. – 10 %) Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся, сформированные ещё в начальной школе по принципу «Проживают в одном районе, на одной улице»:

  1. Кулагина, Клюшина, Мишагина, Лешакова, Тумакова, Сухарева и Сбитнева
  2. Панин, Лавров и Кривдин
  3. Гусева, Куварина, Рыженькова и Шошина
  4. Опарин, Ишин и Сидоров
  5. Зевакина, Маркина и Игнатова

Остальные ребята класса: Долгова, Городцков, Семёнов, Тарасов, Сумзин, Смирнов, Темнов, Козюлин, Ромодин в коллективе как бы сами по себе. Ходят обособленно, держатся стороной. В классе имеются 2 лидера : 1) Шошина М. – положительный лидер.(Всем пример, правая рука классного руководителя, «Модель идеального ученика»). Большинство ребят стараются быть на неё похожими, подражают ей, прислушиваются к её мнению, уважают и слушают её.

2) Лешакова О.– отрицательный лидер. Может склонить отдельных ребят к хулиганству, непослушанию, обману, к совершению отрицательного действия или плохого поступка.

  1. Характер общения учащихся в группе

Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!) Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. «Задир», «Забияк» в классе нет. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе (гуляют в одном районе, справляют праздники, посещают бассейн, зимой ходят на каток)

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

Работоспособность учащихся на уроках средняя, внимание устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти и способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Учеников с замедленным типом мыслительной деятельности нет. По результатам тестирования 52 % учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда. Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся

Самостоятельность и инициативу в физическом труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Расстраиваются, если не занимают призовые места. Очень переживают из-за этого, так как привыкли в начальной школе быть лидерами во всём. А в старшем звене не всегда им это удаётся. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Но самостоятельно организовать свою деятельность ещё не могут. Учащимся необходима помощь, подсказка, толчок к деятельности со стороны классного руководителя или старших. Учащихся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих двое – Шошина М. и Опарин А.

  1. Уровень воспитанности членов коллектива,

Усвоение ими социального опыта

Все ребята класса из благополучных семей, они всегда опрятно одеты. У учащихся в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Ребята трудолюбивые и отзывчивые. Многие живут по принципу: «Хорошо учусь, чтобы поступить в институт и заработать много денег!» А каким способом и что будут о них думать окружающие – им неважно. Дисциплина на уроках удовлетворительная, но вне занятий желает лучшего. В перемену некоторые ребята любят поиграть в догонялки, толкают друг друга, громко разговаривают, стараясь перекричать друг друга. Иногда допускают употребление нецензурных выражений, как мальчики, так и девочки. Другими словами, культура поведения вне учебной деятельности неудовлетворительная. В общественных местах некоторые учащиеся класса могут вести себя вызывающе и не скромно. К ним относятся Лешакова, Кулагина, Клюшина, Мишагина, Игнатова, Ишин, Опарин. Причина плохого поведения – недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения.

  1. Уровень физического развития и здоровья школьников

Абсолютно здоровых детей в классе нет. Большинство учащихся – 79 % имеют подготовительную физкультурную группу. Специальную группу здоровья имеют Лавров И. и Тумакова Н - часто болеющие дети с хроническими заболеваниями. Они не привлекаются к участию в спортивных эстафетах, пробегах. Им рекомендованы умеренные физические нагрузки. 83 % учащихся имеют вторую группу здоровья. Это связано в основном с нарушением осанки, либо с нарушением зрения. Часто болеющих детей в классе нет.

  1. Вредные привычки и склонность к правонарушениям

«Трудных детей» и учащихся, стоящих на учёте в КДН, ПДН и внутришкольном учёте нет. Так же в классе не выявлены учащиеся, склонные к воровству, курению, бродяжничеству и к распитию алкогольных напитков.

  1. Характеристика семей учащихся

Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Трое ребят из многодетных семей, одна ученица – опекаемая. Отношения классного руководителя радушные. Большинство родителей регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета: Лаврова Е.А., Опарин В.А., Сухарева О. В. и Тумакова И.П. К сожалению, есть родители, которые предпочитают занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 25 человек)

  1. Выводы и предложения:
  1. Классный коллектив находится на средней стадии формирования. Поэтому необходимы

Мероприятия по сплочению классного коллектива;

  1. Большинство учащихся класса занимаются хорошо. Они добрые, жизнерадостные, активные. Но

Не всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки

Общения многих учащихся сформированы недостаточно;

  1. Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут

Оценивать свои действия и поступки.

Классный руководитель: _____________ Клюкина О. В.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово

ХАРАКТЕРИСТИКА

классного коллектива

учащихся 5А класса

МОУ СОШ № 11 г. Павлово

Выполнила: учитель физики

Клюкина О.В.,

Классный руководитель

5А класса

г. Павлово, 2010 г.


«Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива» и «Психологический анализ урока».

(задания по психологии для студентов 5 курса)

Вам предстоит выполнить 2 задания:


  1. Составление психолого-педагогической характеристики класса.
Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений , бесед с ребятами, классным руководителем, а также психодиагностических процедур научиться формировать целостный взгляд на социально-психологический климат и взаимоотношения в классе, барьеры и возможности в развитии коллектива. Проанализировать социально-психологический климат в классе, ничего не упустив, вы сможете, опираясь на схему из приложения 1.

Основным методом исследования Вы можете выбрать социометрическую методику (см. приложение 2) или специально организованное наблюдение в психологических играх (см. приложение 3). Такие игры помогут не только в диагностике сложившихся межличностных отношений, но и могут способствовать большему сплочению коллектива. Также Вам помогут методики на изучение ценностей, установок в классе из приложения 4.


  1. Психологический анализ урока,.
Цель этого задания – научиться использовать формализованное наблюдение для анализа психологической стороны учебного процесса в связи с обучающими, воспитательными и развивающими задачами отдельного урока. Анализируя урок, вы можете опереться на схему наблюдения из приложения 5 или схему наблюдения из приложения 6.

Выберите для анализа урок другого учителя, лучше практиканта, но не свой урок. Ваша задача - объективно наблюдать, анализировать, составлять рекомендации по уроку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Приложение 1.

Схема изучения психологического климата и взаимоотношений в классе

Дать описание основных характеристик класса как малой группы. Ссылайтесь на данные методик. Результаты исследования поместите в приложения.

1. Описать историю развития группы , реорганизации класса, смену классных руководителей. преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и веников.

2. Дать общую оценку психологического климата (это - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношениями, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков.

3. Изучить взаимоотношения по горизонтали - систему отношений между учениками, (это - личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо микрогруппу , микрогруппы сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы - учебе, сотрудничеству) - отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое - эмоциональное: глобальное - частичное. Описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными лидерами? Изучить причины отвергаемости отдельных учеников: зависящие от ученика (например негативные типы личности - высокомерие, нравственничество, конфликтующие), не зависящие от ученика (например дефекты здоровья и внешности, условия жизни).

Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых?

4 . Изучить взаимоотношения по вертикали - (систему отношений между учителями и учениками). Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы, влияние установок учителя по отношению к ученикам на развитие взаимоотношений в классе.

Стиль руководства учителя:


Авторитарный

Демократический

Либеральный

Ориентированный “

на себя” личное влияние



Ориентирован на

совместную деятельность



Ориентирован на

самоорганизацию



Единоначалие

Делегирование власти

Власть мало централизирована

Личный контроль

Взаимная требовательность

Контроль от случая к случаю

Деловые, формальные отношения, либо патерналистские

Решает проблемы

социально-

психологического плана


Неформальные отношения

Основная функция –

информационная


Контроль за

информацией



Свободная циркуляция информации

Не всегда информирован

Методы: приказ, команда

Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование

Методы – уговоры, советы

Критику не любит

Критика разрешена,

учитывается



Критику выслушивает, но мало реагирует

Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах:

(1) умелых и желающих работать (с развитой самоорганизацией и мотивированных) - демократический и либеральный:

(2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать - демократический;

(3) неумелых и немотивированных - демократический и элементы авторитарного. Выяснить в ходе общения, присутствует ли у учителя страх за свой авторитет в классе, вызванный:


  • фальшивым положением (квалификация учителя недостаточна);

  • объективными неудачами (трудности, неожиданные препятствия в работе класса и школы);

  • чрезмерная сложность ситуации (уровень проблем стоящих перед учителем непосилен для него);

  • психологическая «хрупкость» личности учителя (неуверенность в себе, в том числе и в своей компетентности , которая часто не осознается). Осознает ли учитель свою роль в классе и особенности своего стиля руководства?
Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:

1) Активно- положительная . Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношению ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.

2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.

3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том, что воспитывать - значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.

4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории : хорошие - положительная установка, средние - безразличная, плохие - отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок.

5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей - приспособленчество к настроению учителя.

Возможные варианты взаимоотношений:



5. Изучить групповые нормы класса. Групповые нормы - общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса: нормы отношения к учебе, внеклассной работе, нормы отношения к учителям, нормы дисциплины и т.п.; взаимоотношений между членами группы - нормы взаимоотношений, обращений, поддержки, сотрудничества, интенсивности общения, общих ценностей и т.п. Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов.

Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность - податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации , девианты - противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении.

В зависимости от выявленных особенностей коллектива составьте предложения учителю и другим специалистам, направленные на улучшение межличностных отношений в классе. Одно из мероприятий, например дискуссию по проблеме взаимоотношений, проведите и опишите результаты.

Важно! Результаты социометрического исследования являются конфиденциальной информацией. Выносить на обсуждение можно только данные о сплоченности, количестве микрогрупп, отношениях между полами, то есть обобщенные сведения.
Приложение 2.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Тест предназначен для определения структуры эмоциональных отношений в группе. Такая форма теста проводится с детьми, начиная с 4-го класса.

С детьми 1-3 го класса структура эмоциональных отношений в классе выявляется с помощью игровых упражнений.

Этап I. Процедура проведения

Учеников просят ответить на приведенные ниже вопросы:


1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?

(другой вариант: «если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, кого из нынешних одноклассников ты записал бы в 1-ю очередь?»).

Запиши, пожалуйста, 5 фамилий (5 выборов предлагается сделать, если в классе 22-25 человек; если численность класса меньше, можно взять меньшее количество выборов – 3 или 4, если больше – 6 – 7 фамилий).
2. А кого из нынешних одноклассников ты не взял бы в свой новый класс? Запиши 5 фамилий (этот вопрос лучше не задавать , если в классе напряженные взаимоотношения и есть вероятность, что своим вопросом вы еще больше повредите им).

Проследите, чтобы все учащиеся написали свое имя и фамилию, а также имена и фамилии выбранных ими одноклассников.

___________________________________________________________________________

Прим. Если школьник выбирает всех одноклассников, эти данные в подсчете не учитываются, так как предпочтение в сущности не отдано никому. Качественный анализ взаимоотношений этого ученика осуществляется по данным наблюдений.


II. Заполнение социометрической матрицы.

Условные обозначения:

Вместо фамилии ставится номер учащегося по списку.


Предположим, у нас есть группа из 10 человек. Тогда социометрическая матрица будет выглядеть таким образом:

Кого выбирают


3

10

6

7

8

10

Кто выбирает




+

+






+








+



+





+

+





+





+


+





+

+

+

+






+





+

+





+


В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости - средний уровень. Средний балл по школе за 2009-2010 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива;

Необходимо:

  1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
  2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
  3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
  4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.

Психолого-педагогическая характеристика класса. Общие рекомендации и образец составления

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика класса будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся. Как же составляется психолого-педагогическая характеристика класса? Образец и общие рекомендации вы найдете ниже.

Педагогическая характеристика - это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.

Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.

Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.

Принцип комплексности

Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.

Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника дошкольного учреждения составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.

Психолого-педагогическая характеристика класса: план

По какому же плану составляется характеристика школьного класса? Предлагаем вашему вниманию следующую ее программу.

  1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
  2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
  3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
  4. Сведения об уровне воспитанности учеников.
  5. Указание микрогрупп в коллективе, характеристика их образования и взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
  6. Статусная и социометрическая характеристика класса.
  7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
  8. Уровень коммуникативной культуры учеников.
  9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
  10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках.

А теперь представим конкретный пример того, как выглядит психолого-педагогическая характеристика класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образец

Общая характеристика класса (в помощь педагогам)

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (пример)

В классе 12 мальчиков и 4 девочки. Состав класса в своем большинстве не меняется с начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости класс находится на среднем уровне. Средний балл по школе за 2009-2010 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. В классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой класса и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д. Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К. С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что класс практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д. Н.Ч. А.Л. А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д. Н.Ч. А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д. Е.Л. С.К. В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Класс принимает активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д. Н.Ч. А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Выводы, постановка проблемы, задачи:

В классе нет единой ценностно-ориентационной системы низкий уровень сплоченности коллектива

Необходимо:

1) продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива

2) способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию

3) формировать у учащихся адекватную самооценку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика класса.

В 1 «В» классе обучается 22 ученика, из них 14 мальчиков и 8 девочек. Большинство из них 2003 года рождения. Процесс обучения строится на основе принципов развивающей системы Л.В.Занкова. При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.

С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, Стараются показать наилучший результат. Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.

Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 2-3 человек, которым адаптация к школе дается с трудом.

Все учащиеся 1 «В» класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в подготовке посвящения в первоклассники и интеллектуальному марафону среди учащихся начальной школы.

Классный коллектив находится в стадии формирования. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.

Пока немногие ученики посещают спортивные секции и кружки другой направленности. Это связано с боязнью родителей перегрузить детей. Во втором полугодии ситуация с внеурочной занятостью, скорее всего, изменится.

Большинство семей, в которых воспитываются ученики 1 «В» класса, имеют одинаковый социальный статус и примерно равны по возрасту. Но также существуют неполные семьи. Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Андрей Нестеров. 23.11.2011

Психолого-педагогическая характеристика класса составляется педагогом с целью выявления проблем в классном коллективе.

Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.

Характеристика классного коллектива является обязательным заданием к отчету по педагогической практики. Правильно составленная педагогическая характеристика класса подчеркивает высокий уровень знаний студента и повышает шансы на получение высокой оценки за отчет по практике.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе.

Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов. Порядок подготовки описан ниже.

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования:

  • наблюдения на / вне уроков,
  • изучение классного журнала и личных дел учащихся.
  • 2. Направленность деятельности класса.

    Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.

    Сложившиеся традиции класса.

    Жизнь класса вне учебных занятий.

    Участие класса в общешкольной жизни.

    Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.)
  • 3. Организационная структура класса.

    Характеристика органов самоуправления в классе.

    Закрепление обязанностей и ролей в классе.

    Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

    Стиль классного руководства:

  • авторитарный: "общение – дистанция", "общение – устрашение"
  • демократический – "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения"
  • либеральный – непоследовательный: "общение – заигрывание".
  • Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

    Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

    Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

    Методы исследования:

  • беседа с классным руководителем, активом
  • наблюдения на и вне уроков
  • анкетирование
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.
  • 4. Характеристика учебной деятельности класса.

    Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности.

    Методы исследования:

  • беседа с учителями, классным руководителем, учениками
  • наблюдения на уроках
  • изучение классного журнала, ученических тетрадей.
  • 5. Особенности межличностных отношений в классе.

    Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе.

    Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков
  • беседа с классным руководителем, учениками
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина
  • тест общей направленности деятельности личности.
  • 6. Психологический климат в классе.

    Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

    Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).

    Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

    Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков
  • беседа с классным руководителем
  • карта-профиль оценки психологического климата группы
  • методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).
  • 7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

    Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

    Методы исследования:

  • наблюдение
  • беседа с классным руководителем, учениками.
  • Пример психолого-педагогической характеристики класса

    В 10Б классе обучается 25 учеников: 16 девочек и 9 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников – 1994 года и 14 учеников 1995 года рождения. Коллектив 10б класса сформирован на основе бывшего 9б класса. 4 ученика поступили из Кашмашской ООШ и 3 ученика из 9в класса Моргаушской СОШ. Нет отцов у Александровой Александры, Кирилловой Татьяны, Кузьминой Марии. Так же живут без отцов Ефремова Света, Иванова Аня.

    В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. В классе 5 отличниц и все предпочли остаться в нашей школе для получения среднего образования. Это Волкова Мария, Михайлова Елена, Рыжкова Оксана, Суворова Марина и Евстафьева Ирина.

    У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

    Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

    В классе 28 учеников. Из них 17 девочек и 11 мальчиков. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе. С классным руководителем сложились доверительные, дружеские отношения.

    Коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.

    Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес к футболу, рисованию, художественной гимнастике, хоккею, борьбе и т.д.Так же мальчики интересуются компьютерными играми и техникой.

    Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Большинство детей стремятся получить новые знания. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое.

    Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки.

    Дети чувствуют себя в классе комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Дисциплина на уроках и на перемене неплохая. Этому способствует система работы самоуправления в классе и система работы с родителями.

    Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий.

    Результаты наблюдения за учеником в течение нескольких дней

    В ходе наблюдения, я особо отметила Анастасию П., так как она всегда находилась в центре внимания сверстников. Анастасия учится хорошо, с интересом, много читает. Основной мотив учебной деятельности – получение знаний и общение с окружающими.

    Принимает активное участие в общественной жизни класса и школы, с полной ответственностью относится к выполнению общественных поручений, любое задание стремится выполнить как можно лучше.

    Анастасия.П. достаточно активная девочка. Её отличает инициативность и ответственность в выполнении поручений, трудолюбие.

    К критике относится довольно спокойно, выслушивая все замечания, но высказывает своё мнение при несогласии в спокойной форме. Успех вызывает приподнятое настроение, уверенность в решении более сложных задач. У девочки сформирована мотивация на успех, к неудачам относится с пониманием, анализируя причины, составляя планы новых действий. На настроение неудачи практически не влияют.

    Черты характера – настойчивость, общительность, трудолюбие, целеустремлённость, чувство долга и развитая ответственность за свои действия и решения.

    Взаимоотношения в семье устойчивые, благоприятные. Родители придерживаются демократического стиля воспитания, основанного на доверии, ответственности и взаимопонимании.

    Конспект проведённого внеклассного мероприятия на тему: «Слагаемые здоровья».

    Цели : актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, об их значении; дать представление об опасных пищевых добавках; формировать активную позицию человека, ведущего здоровый образ жизни; развивать кругозор обучающихся, наблюдательность, память, сообразительность, любознательность, коммуникативные умения; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, доброжелательность, умение работать в группе.

    Оборудование : изображение «дерева здорового образа жизни», «плоды дерева» - слагаемые здоровья, жетоны-листочки, разрезные листы с пунктами режима дня, таблица вредных пищевых добавок общая и для каждого ребёнка, продукты для исследования на наличие пищевых добавок (чипсы, сухарики, вафли), листочки с правилами закаливания, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.

    Организационный. момент : Создание эмоционального настроя. Ход мероприятия :

    Учитель.- Ребята, сегодня нам предстоит намного побыть учёными-практиками. Итак, группы учёных собраны, они настроились на работу. Поприветствуем друг друга добрыми пожеланиями. (Дети заранее разделились на три группы). Сообщение цели мероприятия.

    Учитель.- Чтобы определить объект практической работы, вам предстоит объяснить смысл пословицы: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». - Что же является самым важным в жизни человека? - Это и будет объектом нашего практического исследования – что является слагаемыми здоровья. Перед вами «дерево здорового образа жизни» – мощное и красивое. (На доске висит изображение «дерева здорового образа жизни) Вспоминая компоненты, слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево. (Дети дают объяснения). Высказывания обучающихся.

    III. Выявление слагаемых здоровья.

    При работе над проектом «Береги здоровье смолоду!» мы определили, что влияет на здоровье и чем его можно укреплять. Это и есть слагаемые здоровья. Вспомните их. Дети называют первое слагаемое – соблюдение режима дня. 1. Соблюдение режима дня.

    На дереве здорового образа жизни мы поместили первое слагаемое здоровья – соблюдение режима дня. Что такое режим дня?

    Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день. Сейчас вам предстоит составить свой режим дня из предложенных компонентов: вклейте на листок ваши действия в зависимости от времени суток.

    Итак, проверим работу наших учёных групп.

    Когда младший школьник должен ложиться спать?

    Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь».

    Чем полезно это упражнение? Высказывания обучающихся. Дети на листочках вклеивают режимные моменты в распорядок дня. Режимы дня проверяются, правильно заполнившим листок командам даётся жетон – листок.

    Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки,а ложиться спать не позже 21 часа, так как восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи. У доски ученик показывает, а остальные повторяют Упражнение «Просыпаюсь» включает в себя следующие движения: 1.Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза). 2.Тянем за мочки уха вниз (3 раза). 3.Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3 раза). 4.Массируем козелки уха по часовой стрелке (3 раза). 5.«Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки).

    Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов.

    2. Рациональное питание.

    Что ещё влияет на здоровье?

    На нашем дереве появляется новое слагаемое здоровья – рациональное питание. Как вы понимаете значение выражения «рациональное питание»?

    Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания. Много неприятностей приносят и неполезные продукты. А вы знаете, какие продукты можно назвать полезными, а какие неполезными?

    Сейчас мы проверим это. Для ваших учёных групп новое задание: составьте коллаж «Полезные и неполезные продукты».

    Итак, проверим работу учённых групп.

    А почему могут неполезны и даже опасны такие продукты?

    Послушайте ответ на этот вопрос.

    Вам понятно, почему продукт может быть неполезным для здоровья?

    Давайте исследуем некоторые продукты на наличие опасных добавок. У каждой учёной группы есть свой продукт для исследования. Найдите на упаковке состав и определите, есть ли в нём опасные добавки. Каждому учёному я предоставлю таблицы вредных пищевых добавок, сверяйте маркировки по ней.

    Что же обнаружили наши исследователи? Дети называют второе слагаемое – рациональное питание. Высказывания обучающихся. Дети составляют коллажи из вырезанных заранее из журналов разнообразных изображений продуктов: на одной половине листа располагаются все полезные продукты, на другой – неполезные. Верно собранные коллажи оцениваются жетонами-листочками. Высказывания обучающихся. Подготовленный ученик рассказывает про пищевые добавки: Покупая продукты питания, прежде всего, внимательно рассмотрите символы, записанные в составе продукта. Можно обнаружить специальную маркировку – это буква Е и трёхзначная цифра. Такой буквой и числами обозначаются различные добавки. Так, буквой Е и числом от 100 до 199 обозначаются красители; буквой Е и числом от 200 до 299 обозначаются консерванты; числом от 300 до 399 обозначаются антиокислители, а числами от 400 до 499 – загустители, стабилизаторы и эмульгаторы. Данные добавки делаю продукты привлекательнее по виду, вкусу, по сроку годности. Но не все добавки являются полезными. Вернее сказать, что ни одна добавка не несёт пользы здоровью, а многие даже наоборот принося огромный вред. Существует таблица вредных и опасных добавок. Если вы обнаружите в составе продукта маркировку из этой таблицы, то вам, не раздумывая, следует тотчас отказаться от данного продукта. Дети работают в группах, исследуя продукты на наличие вредных добавок: чипсы, сухарики, вафли. Дети называют вредные добавки, входящие в состав предложенных продуктов. 3. Физическая активность. Физминутка.

    Что ещё необходимо для укрепления здоровья?

    На нашем дереве появляется третье слагаемое здоровья – физическая активность. Что это и где мы можем проявить физическую активность?

    А чем помогают спортивные разминки?

    Вы абсолютно правы. Давайте же сейчас и проведём физкультурную минутку, поддержим физическую активность. Дети называют третье слагаемое.

    Уроки физической культуры, физкультурную минутки во время уроков, утренняя зарядка, занятия в спортивных кружках и секциях, активные прогулки, походы, участие в спартакиадах и соревнованиях.

    Снимают напряжение и усталость, помогают сменить вид деятельности, поднимают настроение, укрепляют физическое здоровье. Ребята проводят физкультурную минутку. 4. Отсутствие вредных привычек.

    Что может принести огромный вред здоровью?

    Это ещё одно слагаемое здоровья – отсутствие вредных привычек. Среди ребят бытует мнение, что к вредным привычкам относятся только курение, употребление алкоголя и наркотиков. Но это далеко не все вредные привычки. Попробуйте поразмышлять в группах и найти ещё привычки, пагубно влияющие на наше здоровье. Запишите ваши размышления на листочках.

    Сколько вредных привычек и каких вы определили? - Вредные привычки. Дети, обсуждая в группах, записывают свой список вредных привычек. Дети зачитывают списки и получают жетоны-листочки 5. Закаливание.

    А какие процедуры могут помочь укрепить здоровье?

    Немаловажным слагаемым здоровья является закаливание. Какие виды закаливания вы знаете?

    А знаете ли вы правила закаливания?

    В таком случае вам предстоит поработать редакторами. Прочитайте предложенные правила закаливания и вычеркните неверные.

    Какие правила вы посчитали неверными?

    Закаливание.

    Закаливание воздухом, солнцем и водой. - Да. Дети работают в группах – зачеркивают неверные правила закаливания. ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

    * Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.

    * Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.

    * Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от микробного гнезда в виде больных зубов, насморка, кашля и т.д.

    * Закаливание можно начинать после консультации с лечащим врачом.

    * Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.

    * Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

    * Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.

    * Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов. Дети зачитывают

    6. Положительные эмоции. Высказывания обучающихся.

    III. Итог мероприятия. Рефлексия.

    Вот и подошло к концу наше мероприятие. Что было нашей целью?

    Какие слагаемые здоровья мы с вами определили?

    А какие выводы вы для себя сегодня сделали?

    Надеюсь, в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека. Вот вам добрый совет, в котором спрятан секрет. Как здоровье сохранить: Научитесь здоровье ценить!



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта