Главная » Засолка грибов » Разработка основной образовательной программы основного. Методическая разработка на тему: Разработка образовательной программы учреждения

Разработка основной образовательной программы основного. Методическая разработка на тему: Разработка образовательной программы учреждения

Каждое общеобразовательное учреждение России в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования разрабатывает основную образовательную программу. Найти полезную информацию по этой теме вы легко сможете с помощью электронной системы "Образование".

Основная образовательная программа (далее - ООП) разрабатывается каждым образовательным учреждением (далее - ОУ) самостоятельно, исходя из своих социальных, экономических, педагогических условий. Однако большинство ОУ просто копируют примерную ООП, не учитывая свои особенности, а значит ООП не может стать программой собственных действий. Сложность проектирования ООП ОУ объясняется серьезными изменениями в структуре и требованиях к результатам освоения ООП и условиям достижения нового качества образования. ОУ перед началом разработки образовательной программы должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ, учесть и отразить в ней свои особенности, а также конкретизировать конечные результаты обучения в виде предметных знаний и умений, метапредметных умений (ключевых компетентностей) и социального опыта (личностных результатов).

ОУ при проектировании ООП само определяет цель, опираясь на примерную ООП, в соответствии программой развития школы. В этой связи становится актуальным вопрос: Как разработать ООП в соответствии с ФГОС, учитывая при этом специфику школы?

В требованиях ФГОС основного общего образования к структуре ООП зафиксировано наличие двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в т. ч. этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.

Более подробную информацию по теме разработки ООП можно узнать из электронной системы "Образование" (далее - ЭСО).

Наиболее простой способ нахождения нужных материалов в ЭСО - строка поиска. Зайдите в ЭСО, введите в строку поиска запрос "Разработка основной образовательной программы основного общего образования" и нажмите на кнопку "Найти". ЭСО мгновенно выдает результат - все представленные в ней материалы ранжированы по степени соответствия запросу (рис. 1).

Полученные результаты поиска можно отфильтровать по аудитории, по типу материала и по рубрикам. Фильтры расположены в левой части экрана. Фильтр по типу материала позволяет выбрать пошаговые инструкции, разъяснения экспертов, вопросы-ответы и шаблоны документов на заданную тему. Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на свой компьютер или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно кликнуть на его название в списке.

Материалы ЭСО связаны между собой активными ссылками. Так, из разъяснения эксперта "Разработка основной образовательной программы основного общего образования" можно перейти к другим аналитическим статьям и шаблонам документов по данной теме (рис. 2).

Приступая к разработке ООП основного общего образования в ОУ в рамках реализации ФГОС основного общего образования в 2016 году, необходимо определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса, а также основные права и обязанности участников разработки и дальнейшей реализации ООП основного общего образования. В этом поможет специально разработанная памятка (приложение).

Искать информацию в ЭСО можно не только с помощью строки поиска, но и с помощью рубрикатора, который расположен на главной странице и представляет собой набор корневых рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и входящие в них материалы, необходимо нажать на значок "+" перед названием рубрики.

В нашем примере нужны материалы по теме "Структура и содержание ООП". Для их поиска раскроем рубрику "Обучение и воспитание", выберем "Общее образование", зайдем в раздел "Учебная работа". В появившемся списке подразделов с помощью значка "+" откроем подраздел "Образовательные стандарты" (рис. 3).

Подрубрика "Экспертные материалы" включает в себя ответы экспертов на вопросы, которые относятся к определенной теме, пошаговые инструкции и разъяснения экспертов. В подрубрике "Шаблоны и примеры" находятся

анкеты, памятки и локальные акты образовательных учреждений, а в подрубрике "Нормативная база" - нормативные документы по выбранной теме.
Если нужной информации в ЭСО вы не нашли, задайте вопрос эксперту. Для этого необходимо нажать на кнопку "Вопрос эксперту", предварительно вернувшись на главную страницу. В новом окне откроется специальная форма (рис. 4).

Заполните все поля и нажмите на кнопку "Отправить запрос на добавление темы".

Приложение

(Наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДАЮ

(Должность руководителя)
(Подпись) (Ф. И. О.)

Памятка "Основные права и обязанности участников разработки и последующей реализации основной образовательной программы"

Основныеправаиобязанности

Учитель-предметник

Участвует в разработке и обсуждении учебного плана; программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программы воспитания и социализации обучающихся; программы формирования универсальных учебных действий.

Участвует в разработке контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным предметам.

Участвует в оценке выполнения и коррекции основной образовательной программы (далее - ООП)

Методическое объединение (кафедра) учителей-предметников

Формирует учебный план основного общего образования, разрабатывает и обсуждает программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. Участвует в мониторинге реализации ООП, обсуждает его итоги, вносит коррективы в ООП на очередной учебный год.

Обеспечивает разработку учебно-методической документации, проектов локальных нормативных актов.

Разрабатывает и обсуждает контрольно-измерительные материалы в соответствии с планируемыми результатами для ступени общего образования

Методические структуры муниципалитета, региона

Оказывают консультативную помощь при формировании и реализации ООП. По запросу образовательного учреждения (далее - ОУ) могут проводить внешнюю экспертизу реализации ООП

Учителя других ступеней школьного образования

Выступают внутренними экспертами по содержанию отдельных разделов ООП. Участвуют в обсуждении ООП.

Проводят консультации и экспертную оценку результатов ее освоения

Методический совет ОУ

Утверждает программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Педагогический совет

Рассматривает и обсуждает основные положения и разделы ООП. Выносит текст ООП на рассмотрение и утверждение высшим управляющим органом ОУ

Администрация ОУ

Организует всю процедуру формирования, обсуждения и утверждения ООП. Участвует в разработке и обсуждении ООП. Осуществляет контроль реализации ООП.

Организует проведения итоговой аттестации обучающихся по итогам реализации ООП.

Обеспечивает условия для реализации ООП

Родители обучающегося

Формулируют запрос педагогическому коллективу на расширение состава учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. Принимают участие в обсуждении и реализации ООП. Участвуют в оценке реализации ООП

Обучающийся

При формировании своей индивидуальной образовательной программы (траектории) имеет право на выбор соответствующих учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, взаимозачет образовательных модулей, освоенных в других формах образования и других Оу, освобождающий обучающегося от необходимости их повторного изучения.

Обязан выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП

Коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ (Управляющий совет ОУ)

Утверждает ООП, заслушивает директора ОУ и (или) его заместителя о ходе реализации программы.

Помогает администрации ОУ в обеспечении условий для реализации ООП

13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

14. Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел должен включать:

учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

план внеурочной деятельности;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

15. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу.

Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются:

учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.

16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Учебный(ые) план(ы) образовательного учреждения и план(ы) внеурочной деятельности образовательного учреждения являются основными механизмами реализации основной образовательной программы.

Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

17. Основная образовательная программа должна быть преемственной по отношению к основной образовательной программе основного общего образования.

18. Требования к разделам основной образовательной программы:

18.1. Целевой раздел основной образовательной программы:

18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;

2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;

3) общую характеристику основной образовательной программы;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, программ развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы должны отражать требования Стандарта, специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должно учитываться при оценке результатов деятельности педагогических работников, образовательных учреждений.

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, при оценке деятельности образовательного учреждения, педагогических работников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание:

1) организации и форм представления и учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

2) организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию;

3) организации, критериев оценки и форм представления и учёта результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на:

реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;

формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;

решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;

практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;

возможность практического использования приобретённых обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;

подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Программа должна содержать:

1) цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и её роли в реализации требований Стандарта;

2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

3) типовые задачи по формированию универсальных учебных действий;

4) описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

5) описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

6) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

7) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

8) методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности должны быть направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы учебных предметов, курсов должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Программа должна обеспечивать:

достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;

формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.

Программа должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;

2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;

4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;

5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;

6) описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;

7) описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении;

8) описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;

9) описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

10) планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;

11) критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.

18.2.4. Программа коррекционной работы (далее – Программа) должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учётом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать:

поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в образовательном учреждении;

оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательного процесса;

создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня.

Программа должна содержать:

1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на ступени среднего (полного) общего образования;

2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников;

5) планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

18.3. Организационный раздел основной образовательной программы:

18.3.1. Учебный план среднего (полного) общего образования (далее – учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования учебный план обеспечивает возможность изучения родного (нерусского) языка.

Учебный план определяет:

нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – 2 года;

количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.

Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:

Предметная область «Филология», включающая учебные предметы:

«Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни);

«Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы:

«Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);

«Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:

«История» (базовый и углубленный уровни);

«География» (базовый и углубленный уровни);

«Экономика» (базовый и углубленный уровни);

«Право» (базовый и углубленный уровни);

«Обществознание» (базовый уровень);

«Россия в мире» (базовый уровень).

Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:

«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни);

«Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:

«Физика» (базовый и углубленный уровни);

«Химия» (базовый и углубленный уровни);

«Биология» (базовый и углубленный уровни);

«Естествознание» (базовый уровень).

Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы:

«Физическая культура» (базовый уровень);

«Экология» (базовый уровень);

«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.

Учебные планы определяют состав и объём учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.

Образовательное учреждение:

предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;

обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

18.3.2. План внеурочной деятельности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (до 700 часов за два года обучения).

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

18.3.3. Система условий реализации основной образовательной программы (далее – система условий) должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Система условий должна учитывать организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с другими субъектами образовательной политики.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной программой среднего (полного) общего образования образовательного учреждения;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Разработка основной образовательной программы основного общего образования и рабочих программ учебных предметов Основная образовательная программа Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1)общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Статья 9. Образовательные программы 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. (п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции относятся: образовательного разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 6) (в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» учреждения Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (п. 5.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: ФГОС НОО: 80% и 20% ФГОС ООО: 70% и 30% Часть, формируемая участниками В целях обеспечения образовательного процесса индивидуальных потребностей предусматривает: обучающихся возможность введения учебных предметов, курсов, предусматриваются: обеспечивающих учебные курсы, обеспечивающие различные запросы обучающихся, различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также в том числе этнокультурные; реализацию индивидуальных проектов внеурочная деятельность и внеурочную деятельность Структура ООП ООО Целевой раздел Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебноисследовательской и проектной деятельности; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; Программа коррекционной работы. Структура ООП ООО Организационный раздел Учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Основная образовательная программа Целевой раздел: 1. Пояснительная записка: нормативно-правовая база ООП, адресность ООП, принципы реализации Программы, цели и задачи, образовательно-развивающая среда, режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО (описание планируемых результатов, ожидаемых в конкретном ОУ) Три составляющих результата образования: Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Портрет выпускника «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Целевой раздел: 3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Особенности оценки личностных результатов Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки предметных результатов Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию Содержательный раздел 1. Программа развития универсальных учебных действий. Формирование ИКТ – компетентности Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 3. Программа воспитания и социализации обучающихся Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся Социализация и профессиональная ориентация обучающихся Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры 4. Программа коррекционной работы Организационный раздел 1. Учебный план В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика) основы духовно-нравственной культуры народов России естественно-научные предметы (физика, биология, химия) искусство (изобразительное искусство, музыка) технология (технология) физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) Организационный раздел Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Психологопедагогическое обеспечение Разработка рабочих учебных программ педагогами общеобразовательных учреждений Документы: - Примерная основная образовательная программа - Примерные программы по учебным предметам - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) - Фундаментальное ядро содержания общего образования Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”: Программы предметов, курсов отдельных в структуре учебных основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы. Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанные на основе примерной учебной программы, посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п. Образовательное учреждение определяет единую для всех педагогов структуру рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Структура учебной рабочей программы учителя П.18.2.2. ФГОС ООО 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (география) Примерная программа по географии ФГОС ООО картографическая грамотность овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения умение работать с разными источниками географической информации овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации _ формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде Структура учебной рабочей программы учителя П.18.2.2. ФГОС ООО 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Примерное тематическое планирование Примерные темы, раскрывающие (входящие) в данный раздел программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Структура учебной рабочей программы учителя П.18.2.2. ФГОС ООО 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание материально-технического, учебно-методического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты изучения учебного предмета выделение ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся ближайшей перспективы их развития «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Примерная программа конкретного предмета НЕ ЯВЛЯЕТСЯ рабочей, учитель не может ее использовать в своей повседневной деятельности. Примерные программы носят рекомендательный характер Нельзя переписывать примерную программу по предметам. Разработанные рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т.д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей. Примерный план разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (по материалам сайта http://www.koiro.edu.ru/files/act/projects/training/seminar_32.pdf) Этап Содержание Целеполагание Изучение целевых установок ФГОС. Внесение изменений в цели и задачи учебного предмета. Характеристика учебного предмета и его места в учебном плане Описание Изучение требований ФГОС к планируемых результатам освоения ООП. результатов Внесение изменений в перечень освоения планируемых результатов программы обучения (предметные, учебного метапредметные, личностные). предмета Выделение двух видов результатов обучения: базового и повышенного Ожидаемый результат Разработка пояснительной записки, п. 2,3 рабочей программы Разработка разделов рабочей программы: «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета» и «Планируемые результаты обучения» Примерный план разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (по материалам сайта http://www.koiro.edu.ru/files/act/projects/training/seminar_32.pdf) Этап Определение содержания учебного предмета Разработка тематического планирования учебного предмета Содержание Ожидаемый результат Включение в программу учебного Разработка содержания предмета регионального и рабочей программы школьного компонентов учебного предмета Распределение учебного материала Разработка тематического в соответствии с учебными планирования учебного задачами. предмета Определение целей и задач по темам учебного предмета. Определение видов деятельности по формированию и развитию УУД обучающихся Определение Характеристика учебноРазработка раздела необходимых и методического и материальнорабочей программы достаточных условий технического обеспечения учебного предмета реализации рабочей образовательного процесса «Учебно-методическое и программы учебного материально-техническое предмета обеспечение» Вариант: Путь утверждения учебной программы членов педагогического коллектива (учителя) 1.Рассматривается на методическом объединении или на научнометодическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза. Соответственно педагог разрабатывает рабочую программу и представляет ее в апреле-мае. 2. Директором ОУ издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ должно пройти до 31 августа. 3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога. Путь утверждения учебной программы (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» по разработке ООП НОО для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов, проживающих в ЯНАО) 1. Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на заседании МО учителей школы (научно-методического Совета (НМС) ОУ). МО учителей (НМС) после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) от Института развития образования по заявке руководителя образовательного учреждения. 2. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих учреждений и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. 3. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года. 4. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса. Интернет-сайты в помощь учителю Министерство образования и науки России: www.mon.gov.ru Сайт ФГОС: www.standart.edu.ru Институт Стратегических Исследований в Образовании Российской Федерации: www.isiorao.ru http://www.150solumc.edusite.ru/ p125aa1.html

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта