Исследование космоса и проникновение в его пространство - извечная цель научно- технического прогресса и вполне логичный этап прогресса. Эра, которую принято называть космической, была открыта 4 октября 1957 года в момент запуска первого искусственного спутника Советским Союзом. Всего через три года в иллюминатор на Землю смотрел Юрий Гагарин. С того времени человеком происходит по экспоненте. Интерес людей ко всему космическому нарастает. И семейство "грузовиков" космоса «Прогресс» - не исключение.
Станции на орбите «Салют» эксплуатировались недолго. И причинами того была необходимость доставки на них топлива, элементов жизнеобеспечения, расходных материалов и ремонтного оборудования в случае поломок. Для третьего поколения «Салютов» было решено включить в проект пилотируемых кораблей «Союз» и грузовой элемент, позже получивший название грузовой космический корабль «Прогресс». Бессменным разработчиком всего семейства «Прогрессов» и сегодня остается ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, расположенная в г. Королев, что в Московской области.
Разработка проекта велась под кодом 7К-ТГ с 1973 года. На базовом пилотируемом корабле типа «Союз» решено было предусмотреть проектирование автоматического транспортного космического корабля, который будет доставлять до 2,5 тонн груза на орбитальную станцию. Грузовой космический корабль «Прогресс» в испытательный запуск отправился в 1966 году, а в следующем году - в пилотируемый. Испытания оказались успешными и оправдали надежды конструкторов. Первая серия грузовых кораблей «Прогресс» пробыла в эксплуатации до 1990 года. Всего взлетело 43 корабля, включая неудачный запуск под названием «Космос-1669». Далее были разработаны модификации корабля. Грузовой космический «Прогресс М» осуществил 67 взлетов на протяжении 1989-2009 годов. С 2000 по 2004 года 11 взлетов сделал «Прогресс М-1». А грузовой корабль «Прогресс М-М» запускался до 2015 года 29 раз. Последняя модификация «Прогресса МС» актуальна и сегодня.
Грузовой корабль «Прогресс» - это автоматический беспилотный аппарат, который выводится на орбиту, затем включает двигатели и сближается с Через 48 часов он должен состыковаться и разгрузиться. После этого в него помещается то, что уже не нужно на станции: мусор, отработанное оборудование, отходы. С этого момента это уже объект, засоряющий околоземное пространство. Его отстыковывают, при помощи двигателей он отходит от станции, сбрасывает скорость, попадает в атмосферу Земли, где грузовой корабль «Прогресс» сгорает. Происходит это в заданной точке над Тихим океаном.
Все модификации грузового корабля «Прогресс» устроены в целом однотипно. Различия в начинке и специфических обеспечивающих системах понятны лишь специалистам и не являются темой статьи. В строении любой модификации выделяют несколько существенно разных отсека:
Грузовой отсек герметичный и имеет стыковочный агрегат. Его предназначение - доставить груз. Отсек дозаправки не герметичный. Он содержит токсичное топливо и именно не герметичность защищает станцию в случае его утечки. Агрегатный или приборный отсек позволяет осуществлять управление кораблем.
Грузовой космический корабль «Прогресс-1» взмыл в космос 1978 года. Проверка работы систем управления, аппаратуры сближения и стыковки показала возможность сближения со станцией. Он совершил стыковку с орбитальной станцией «Салют-6» 22 января. За работой корабля осуществлял контроль а руководили процессом космонавты Георгий Гречко и Юрий Романенко.
Последняя модификация «Прогресс МС» имеет рад существенных отличий, которые улучшили функциональность и повысили надежность грузового корабля. Кроме того, он оснащен более мощной защитой от метеоритов и космического мусора, имеет дублирующие электрические двигатели в стыковочном аппарате. Он оснащен современной командно-телеметрической системой «Луч», которая поддерживает связь в любой точке орбиты. Запуски проводятся при помощи ракет-носителей «Союз» с космодрома «Байконур».
В канун нового года, 1 декабря 2016 года с Байконура совершила старт ракета-носитель «Союз-У», что вывозила на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-4». Он вез космонавтам новогодние подарки, оранжерею «Лада-2», скафандры для работы в режиме открытого космоса «Орлан-МКС» и другой груз общей массой 2,5 тонн для космонавтов Международной космической станции. Но на 232 секунде полета корабль пропал. Позже выяснилось, что ракета взорвалась и корабль орбиты не достиг. Обломки корабля упали в районе гористой и безлюдной территории республики Тыва. Причины крушения предлагались различные.
Эта катастрофа не повлияла на дальнейшие космические работы. 24 февраля 2017 года на орбиту вышел грузовой корабль «Прогресс МС-5», который донес часть техники, что была потеряна в предыдущей катастрофе. А 21 июля он был отсоединен от и благополучно затоплен в той части Тихого океана, которую называют «кладбище космических кораблей».
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» объявила о своих планах - создании многоразового пилотируемого транспортного корабля «Федерация», который придет на смену беспилотным прогрессам. Новый «грузовик» будет более грузоподъемный, иметь более совершенные бортовую и навигационную системы. Но самое главное - он сможет вернуться на Землю.
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 1 декабря 2016 г. состоялся запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-У", которая вывела на орбиту космос четвертый автоматический корабль новой модификации "Прогресс МС".
Корабль должен доставить на МКС около 2,5 т различных грузов.
"Прогресс МС" - российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство грузовых кораблей "Прогресс" (первый запуск - в 1978 г.), которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Используется для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки ее орбиты.
Грузовые "Прогрессы" были разработаны на базе пилотируемых кораблей типа "Союз" (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.).
"Прогресс" первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска (включая 19 июля 1985 г. под названием "Космос-1669").
Впоследствии было разработаны модификации: "Прогресс М" (первый запуск - 23 августа 1989 г.; эксплуатировался в 1989-2009 гг.; осуществлено 67 запусков); "Прогресс М1" (1 февраля 2000 г.; 2000-2004; 11 запусков); "Прогресс М-М" (26 ноября 2008 г.; 2008-2015; 29 запусков).
Разработчик и изготовитель новой модификации "Прогресс МС" - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва (РКК "Энергия"; г. Королёв, Московская обл.). Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 г. "Прогресс МС" создавался в результате глубокой модернизации корабля "Прогресс М".
В конструкцию "Прогресса МС" внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.
Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы "Луч-5" (в декабре 2015 г. система "Луч" в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с "Прогрессом МС" в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.
Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией - до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).
Усовершенствована система стыковки и сближения с МКС. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на модернизированную "Курс-НА" (НА - "новая активная"). Она обеспечивает автономное сближение и стыковку корабля со станцией, в системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Новая система тестировалась на кораблях "Прогресс М-М": в первый раз она была установлена на "Прогрессе М-15М" в 2012 г.
На внешней поверхности корпуса "Прогресса МС" могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников стандарта CubeSat с орбиты.
Корабль "Прогресс МС" имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина - 7,2 м, максимальный диаметр - 2,72 м, стартовая масса - около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.
Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана - несудоходной южной его части, близ острова Рождества.
Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракет-носителей типа "Союз" (изготовитель - Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара). Всего состоялось три запуска корабля - все успешные.
Первый "Прогресс МС" был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой "Союз-2.1а". Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. Сближение со станцией проходило не по шестичасовой, а по двухсуточной схеме полета. Это связано с необходимостью отработки в автономном полете комплекса новых и модернизированных бортовых систем корабля. 23 декабря "Прогресс МС-01" пристыковался к МКС в автоматическом режиме.
1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.
31 марта 2016 г. также с помощью "Союза-2.1а" стартовал "Прогресс МС-02" с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.
Третий корабль "Прогресс МС-03" был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой "Союз-У". Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.
До конца 2016 г. РКК "Энергия" планирует завершить эскизное проектирование автоматического корабля повышенной грузоподъемности, который будет обслуживать МКС. В новом "грузовике" будут применены бортовые системы и конструктивные решения, используемые на "Прогрессе МС" и корабле-модуле "Прогресс М-УМ" (состоялось два запуска в 2001 и 2009 гг. в рамках строительства МКС).
Впоследствии на основе новых технических решений грузового "Прогресса МС", а также пилотируемого новой модификации "Союз МС" (первый запуск состоялся 7 июля 2016 г.) РКК "Энергия" планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль "Федерация".
Ответ редакции«Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.
Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома «Байконур».
Прогресс-М27М. Фото: NASA
Продолжительность эксплуатации первых орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании на базе пилотируемого космического корабля (КК) «Союз» грузового корабля, позже получившего название «Прогресс».
Разработка нового корабля на базе КК «Союз» под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году.
«Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию, отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива, и приборно-агрегатный.
Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем — системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки — начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль успешно был состыкован со станцией.
«Прогресс» первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска.
Технические характеристики ТГК «Прогресс −1» (1978-1990)
Впоследствии была разработаны корабли модификации «Прогресс М». Первый запуск ТГК «Прогресс М1» («Прогресс М 11Ф615А55») состоялся 23 августа 1989 года. До 2009 года было осуществлено 67 запусков данного грузового корабля.
Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1» (1989-2009)
ТГК «Прогресс М1-1» был запущен 1 февраля 2000 года, всего до 2004 года произведено 11 запусков.
По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации МКС, на данной модификации корабля были введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений — увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.
Кроме того, в систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:
Установлено новое программное обеспечение, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания;
. реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией;
. введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило космонавтам МКС запускать двигатели ТГК со станции.
Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1- 1» (2000 −2004)
ТГК модификации «Прогресс М-М» осуществили 29 полетов на орбиту 2008 по 2015 годы.
Технические характеристики Прогресс М-01М («Прогресс М 11Ф615А60»)
Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы.
Основное отличие от предыдущих серий — новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом оперативной памяти (ОЗУ) 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.
Технические характеристики «Прогресс М-ГКМ»
На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.
Ракета космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-15М» на стартовом комплексе российского космодрома «Байконур». Фото: РИА Новости / Олег Урусов
Технические характеристики «Прогресс МС»
«Прогресс МС» создавался в результате глубокой модернизации корабля «Прогресс М». Эскизный проект нового грузового корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация «Роскосмос»), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК «Энергия» в августе 2011 года.
В конструкцию «Прогресса МС» внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.
Бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы «Луч-5» (в декабре 2015 г. система «Луч» в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с ТГК в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.
Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией — до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).
Также была усовершенствована система стыковки и сближения с МКС.
На внешней поверхности корпуса «Прогресса МС» могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников с орбиты.
Корабль «Прогресс МС» имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина — 7,2 м, максимальный диаметр — 2,72 м, стартовая масса — около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.
Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана — несудоходной южной его части, близ острова Рождества.
Запуски проводятся с космодрома «Байконур» с помощью ракет-носителей типа «Союз» (изготовитель — Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара). Всего состоялось 4 запуска, один из которых был неудачным.
Первый «Прогресс МС» был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой «Союз-2.1а». Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. 1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.
31 марта 2016 г. также с помощью «Союза-2.1а» стартовал «Прогресс МС-02» с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.
Третий корабль «Прогресс МС-03» был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой «Союз-У». Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.
1 декабря 2016 года с космодрома «Байконур» был осуществлен пуск ТГК «Прогресс МС-04» ракетой «Союз-У». До 382 секунды полет ракеты-носителя проходил штатно. После 382 секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирования корабля на расчетной орбите.
Транспортный грузовой корабль «Прогресс М1-10»
Разработка нового корабля на базе под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года. Все запущенные корабли получили название «Прогресс», за исключением корабля «Космос-1669» в 1985 году: он по принятой в СССР практике секретности и неразглашения космических неудач получил открытое название из ряда спутников ввиду возникновения неполадок, которые вскоре были устранены и позволили кораблю состыковаться со станцией.
Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску - в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.
Продолжительность эксплуатации первых долговременных орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании грузового корабля (на базе пилотируемого КК «Союз»), позже получившего название «Прогресс». Рассматривались разные варианты исполнения; некоторые разработчики предлагали сделать корабль пилотируемым, чтобы иметь возможность возвращать материалы и оборудование со станции на . Другие рассматривали беспилотный вариант, который при той же массе корабля позволял разместить существенно большее количество груза; при этом материалы со станции предлагалось возвращать кораблями «Союз» одновременно с возвращением на Землю экипажа. Именно на последнем варианте в итоге и остановились разработчики. На практике первые грузовики сбрасывали как разовые и они сгорали в верхних слоях атмосферы. Наличие нескольких стыковочных узлов в сателлитном переходном отсеке позволило в дальнейшем присоединять транспортируемые модули для длительной эксплуатации в роли лабораторий, подсобных помещений и складов, модулей жизнеобеспечения и т. п.
При проектировании были использованы бортовые системы, конструкции и агрегаты корабля «Союз». «Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию; отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива; а также приборно-агрегатный отсек (ПАО).
Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем - системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки - начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был состыкован со станцией.
«Прогресс М1-4» перед стыковкой с МКС
«Прогресс М1-12» на орбите
По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации , на корабле введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений - увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.
Негерметичный ОКД претерпел следующие изменения:
Аппаратурный состав изменился следующим образом:
В систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:
Таким образом, изменения в СУД позволили реализовать управление ориентацией станции с помощью двигателей причаливания и ориентации (на «Прогрессе-М1» - 27 штук) или сближающе-корректирующего двигателя по единой программе от бортового комплекса управления МКС.
Новый корабль четырёхсотой серии. Основное отличие от предыдущих - новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом ОЗУ 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.
На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.
Следующая серия модернизированных транспортных кораблей, пришли на смену «Прогресс М-М». Первый корабль серии, Прогресс МС-01, был запущен к МКС 21 декабря 2015 года. От предыдущей серии транспортных кораблей отличается наличием дополнительного внешнего отсека, на внешней поверхности ТГК в отсеке предполагается устанавливать по четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24 спутников стандарта CubeSat со сторонами по 10 см. Запуски будут осуществляться с помощью ракет-носителей “Союз-У” или “Союз-2.1а”.
На модернизированный корабль установлена дополнительная защита от космического мусора и микрометеоритов на грузовом отсеке. Для повышения отказоустойчивости в состав стыковочного механизма и герметизации стыка были введены дублирующие электродвигатели.
Стыковочный узел Прогресса-М
Модернизации подверглись основные бортовые системы, обеспечивающие связь с наземным комплексом управления, а также отвечающие за сближение и стыковку грузового корабля: система управления движением и навигации, бортовая радиотехническая система, система стыковки и внутреннего перехода, телевизионная система.
Бортовая радиотехническая система «Квант-В» с антенно-фидерными устройствами была заменена на новую единую командно-телеметрическую систему ЕКТС. Вместо аппаратуры сближения и стыковки «Курс-А» на новом «Прогрессе-МС» установлена система «Курс-НА».