Главная » Засолка грибов » «Русская сибирская поэзия». Антология

«Русская сибирская поэзия». Антология

ПОЭЗИЯ СИБИРИ . Связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», на страницах к-рого печатались стихотв. произведения мест. авторов. Творчество большинства из них развивалось в рамках классицизма. Наиболее известен П.П. Сумароков, авт. стихов, поэм, сказок, басен, торжеств. од, эпиграмм. Самые круп. произведения – «ирои-комическая» поэма «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характер. для классицизма просвет. традиции проявляются в произведениях др. автора журнала – И.И. Бахтина. В поэтич. опытах будущего историка Сибири П.А. Словцова (ода «К Сибири» 1782 и др.), выдержанных в целом в классицист. традициях, присутствуют и элементы поэтики сентиментализма. Эстет. синкретизм, сочетание элементов классицизма, сентиментализма, романтизма характерно для соч. Н.С. Смирнова.

На П. С. 1820–40-х гг. оказал влияние романтизм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, а также оказавшихся в сиб. ссылке поэтов-декабристов. В творчестве сиб. поэтов появляются характер. для романтизма лирич. жанры: элегия, дружеское послание, баллада; наблюдается расцвет романтич. поэмы (наиболее значительны ориентир. на «южные поэмы» А.С. Пушкина «Авван и Гайро» Ф. Бальдауфа, 1834; «Сузге» П.П. Ершова, 1838; «Нерчинские беглецы» А. Таскина, 1832). В стихах Ф. Бальдауфа, П.П. Ершова, И. Петрова и др. присутствуют традиц. романтич. мотивы (бренности всего земного, печальные раздумья о любви, смерти, вечности и т. д.). В то же время романтич. П. С. обладает рядом специфич. черт: в ней не представлен мотив бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов, почти нет идеализации эпохи ср. веков (искл. составляют произведения, посвященные присоединению Сибири к России). Особое место в творчестве поэтов-романтиков занимает «местный колорит»: описания сиб. экзотики, быта и нравов сиб. народов, природы, а также мотивы рус. фольклора (напр., соч. П.П. Ершова, обращавшегося к сказоч. и песен. форме).

В сер. XIX в. в лит. Сибири наступает кризис романтизма. Эклектич. эстетика свойственна стихам Е.Л. Милькеева (1815 – ок. 1845), отчасти подражательным, в к-рых значит. роль играют религ. мотивы. В стихах М.А. Александрова (даты жизни и смерти не известны) появляются соц. мотивы и реалистич. тенденции, Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В поэзии Д.П. Давыдова присутствует мест. колорит, описание подробностей быта и обычаев сиб. народностей, фольклор. мотивы. Его стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858) легло в основу популяр. народ. песни «Славное море – священный Байкал». В его стихах впервые появляется тема сиб. каторги, к-рая займет особое место в рев. поэзии кон. XIX – нач. XX в.

Для рев. поэзии рубежа веков ориентиром послужило демокр. направление рус. лирики 1860–70-х гг., возглавляемое Н.А. Некрасовым. В стихах И.Ф. Федорова-Омулевского, П.В. Шумахера (1817–91), Ф.М. Мокеева (1830–80), а также Н.М. Ядринцева и В.Г. Богораза, публиковавшего свои соч. в подпол. изд. «Народной воли», звучат соц. мотивы, рев. пафос соединяется с реалистич. тенденциями. Это же характерно и для творчества И.И. Тачалова (1879–1929).

В нач. XX в. в творчестве нек-рых сиб. поэтов проявились элементы модернизма: символизм оказал влияние на стихи И. Иванова, Г.А. Вяткина, декадент. мотивы заметны у П.Л. Драверта, В. Пруссака.

Для поэзии 1920-х гг. характерно стилистич. разнообразие и худ. поиск, к-рые выразились, в частн., в образовании творч. группировок. Неоднозначным было отношение к революции, особенно среди поэтов, взгляды к-рых сформировались до 1917. Одни (А.П. Оленич-Гнененко, В.А. Итин) сразу принимают рев. преобразования, другие (Г.А. Вяткин) проходят долгий путь сомнений и переоценки ценностей.

Рев.-романтич. пафос, агит.-проп. начало свойственны поэзии Ф.М. Лыткина (1897–1918), П.С. Парфенова (1894–1937), авт. «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям…»), Н.Л. Янчевского (1892–1937), создателя написанной под влиянием «Двенадцати» А.А. Блока поэмы «Октябрь». Рев. романтика присутствует в творчестве комсомол. поэтов Я.М. (Джека) Алтаузена (1907–42), создателя поэмы «Безусый энтузиаст» (1928), и И.П. Уткина (1903–44), авт. поэмы «Повесть о рыжем Мотэле» (1925).

В 1930-е гг. П. С. развивается в осн. в русле «соц. реализма»: поэты ст. поколения (Г.П. Павлов, 1895–1943; Н.А. Алексеев, 1891–1963), а также более молодые (Л.Н. Мартынов, А.С. Ольхон, М.М. Скуратов, С.Н. Марков, В.М. Саянов, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанов-Сибирский, И.Д. Рождественский, В.Н. Афанасьев) прославляют социалистич. преобразования, индустриализацию края, новый быт, успехи 1-х пятилеток, коллективизацию на селе. И.А. Мухачев (1896–1958) в эти годы приветствует политику коллективизации на Алтае, выступая с призывами вступать в колхозы (поэма «Путем коллективизма» 1932). В то же время мн. его стихи посвящены теме природы. Природа Алтая, а также фольклор алт. народов отражены в творчестве И.Е. Ерошина (1894–1965) («Синяя юрта», 1929; «Песни Алтая», 1933).

В Сибири началась творч. биография талант. поэта П.Н. Васильева, расстрелянного в 1937. В 1927–28 его стихи печатает ж. «Сибирские огни».

В 1930-е гг. получил распространение жанр ист. поэмы. Появляются круп. поэтич. полотна И.А. Мухачева («Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае-алтайце»), Г.А. Вяткина («Сказ о Ермаковом походе»), большие циклы ист. поэм Л.Н. Мартынова и П.Н. Васильева, поэма А. Ольхона («Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862–83 года») и др.

Мн. поэты-сибиряки – участники Великой Отечественной войны, ими создано немало стихов патриотич. содержания. Погибли Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. О войне пишут и поэты, находившиеся в тылу: И.А. Мухачев, Л.Н. Мартынов, Е.К. Стюарт.

В воен. годы значит. распространение получает форма поэтич. цикла, объединенного образом героя, веселого солдата – смелого, находчивого, умеющего выйти из любого положения. Сиб. варианты «Василия Теркина» создавали Г.А. Доронин (Саша Сибиряков), М.И. Юдалевич (Иван Боёк), А.И. Смердов (Тарас Клинков). Популярны лирич. «письма с передовой», где описания личных переживаний переплетаются с гражд. и патриот. мотивами. Боевым действиям Сов. армии на Востоке посвящены стихи Л.А. Чикина (1927–94). П.С. Комаров (1911–49) создает поэтич. циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченные Сталинской премией.

Во время войны сформировалось поэтич. поколение, представленное именами Н.И. Перевалова, И.М. Ветлугина, Е.С. Буравлева, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетникова, И.Г. Краснова, М.А. Небогатова, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанского и др., чье творчество раскроется в послевоен. десятилетия.

Для сиб. поэзии послевоен. лет характерно, как и в 1930-е гг., усиление эпич. начала. Появляются поэмы М.И. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», В.Д. Федорова «Проданная Венера», К.Л. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н.И. Перевалова «В сельской школе», А.И. Смердова «Пушкинские горы». На 1950-е гг. приходится расцвет творчества К.Л. Лисовского (1919–80), а также В.М. Пухначева (1910–82). Изв. больше как поэт-песенник, авт. слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и др., В.М. Пухначев создавал также большие эпич. поэмы, среди к-рых – поэтич. трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центр. героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем.

В период «оттепели», на рубеже 1950–60-х гг., в П. С. усиливается лирич. начало. Особое значение обретают «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезает декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней становятся интонации. Резко возрастает интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам», что не отменяет важной роли соц. проблематики (творчество Е.К. Стюарт, Л.Н. Мартынова, В.Д. Федорова).

В 1960-х гг. появляются новые поэтич. имена: в Новосибирске – А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова; Омске – В.А. Макаров, В.Я. Озолин; Томске – В.И. Казанцев; Барнауле – Л.С. Мерзликин; в Кемерове – В.М. Баянов, И.М. Киселев; Иркутске – А.В. Преловский, С.А. Кузнецова; Чите – Р.В. Филиппов; Красноярске – В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин; Хабаровске – М. Асламов. Тематич. и жанровый диапазон поэтов 1960-х гг. отличается широтой и разнообразием: диалектика человеч. отношений (В.И. Казанцев); романтич. полемика с обывательским строем мыслей и чувств (Р.Х. Солнцев); воспевание сильных и мужеств. людей Севера (В.Я. Озолин). З.А. Яхнин, И.О. Фоняков пишут лирич. репортажи о людях разных профессий, меняющих лицо сиб. земли; А.В. Преловский, удостоенный за свод поэм «Вековая дорога» Гос. премии СССР, прославляет сиб. стройки. Неброская красота сиб. природы воспета В.М. Баяновым, в лирике Л.Н. Мерзликина сильно фольклор. начало. На передний план в творчестве этого поэтич. поколения выходит экол. тематика, тревога за сохранение природ., ист.-культур. и духов. ценностей в связи с науч.-техн. революцией. Тема духов. преемственности звучит в стихах А.И. Плитченко. Утончен. лиризм и поэтич. новизна характерны для любов. и филос. лирики Н.М. Греховой.

Один из самых ярких поэтов, заявивших о себе в 1960-е гг., – А.А. Кухно (1932–78). Его творчеству свойствен доходящий до трагедийного накала драматизм. В поэме «Море» (1965) осмысляются трагич. стороны сталин. эпохи.

В 1970–80-е гг. заявляют о себе поэты Г.М. Лысенко (1941–78), В.М. Башунов (1946–2005), Н.М. Закусина, Т.Г. Четверикова, Л.А. Никонова, А.П. Кутилов (1940–85). Творчество последнего близко по духу поэзии П.Н. Васильева и Н.М. Рубцова.

1970–80-е гг. – пора расцвета искусства поэтич. перевода в лит. Сибири. Переводятся зарубеж. авторы, но особенно актив. работа ведется с нац. сиб. поэтами. Благодаря рус. поэтам-переводчикам широкую известность обрели нац. сиб. поэты: алтайцы А.О. Адаров, П. Самык, Б.У. Укачин; якуты С.П. Данилов, Л.А. Попов; ненец Р.П. Ругин и др. Продолжается начатая И.А. Мухачевым еще в 1920-е гг. работа по переложению на рус. яз. нац. фольклора. Большое соц.-культур. значение имеют осуществленные в 1980-е гг. А.В. Преловским, А.П. Плитченко, А.А. Романовым поэтич. переводы героич. эпосов народов Хакасии, Горн. Алтая, Якутии и др. сиб. регионов. Рубеж XX–XXI вв. отмечен появлением новых значит. имен почти в каждом регионе Сибири.

Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1, 2; Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Он же. Абрисы. Новосибирск, 2001.

Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы познакомимся с творчеством писателей Иркутской области.

и проведем конкурс стихотворений, где ребята прочитают наизусть наиболее понравившиеся и полюбившиеся стихотворные строки.

Прекрасны просторы Сибири, берёзовые рощи, поля и луга и всё это многообразие красок родного края воспевают поэты в своих стихотворениях.

Нижнеудинский поэт Валентин Уруков воспевал наш любимый город Нижнеудинск.

А мне он нравиться районный

пристанционный городок,

Слегка зеленый, пропыленный

И подновлённый на чуток.

Я вижу женщин в огороде

И наблюдаю у « Саян»

Как в минипарке пары бродят

Или танцуют под баян.

Валентин Алексеевич Уруков

родился 2 февраля 1935 года в селе Ново-Чехово Нижнеудинского района иркутской области в семье служащего- отец работал в сельсовете секретарём. Учась в 8 классе поступил на работу в качестве корректора редакции газеты « Икейский колхозник». По окончании школы переехали с семьёй в город Нижнеудинск. Учась в вечерней школе продолжал

работу в качестве корректора редакции « Путь Ильича». В 1954 году окончил Юридическую школу МВД СССР, получив диплом юриста. Продолжал писать стихи о своей родине.

В 1970 году В Иркутском книжном издательстве вышел поэтический сборник « Глоток рассвета».Начиная С 1953 года Валентин Уруков публиковался в различных городских, районных, областных и центральных периодических издательствах.

Ребята приготовили очень много стихотворений Валентина Урукова.

Александр Твардовский в поэме за далью даль запечатлел в поэме образ Сибири:

Сибирь! Леса и горы скопом.

Земли довольно, чтоб на ней.

Раздаться в ширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы

Что грозной щедростью стяжал

Завод и житница державы

Её рудник и арсенал.

А сейчас мы познакомимся со следующим поэтом.

Анатолий Константинович Горбунов

родился в 1942 году в деревне Мутино Киренского района Иркутской области. С детства я мечтал о небе. Делал крылья из фанерки, прыгал с крыши сеновала... кувырком в сугроб. До того допрыгался, что и вправду стал летчиком (бортрадистом самолетов Ил-14, Ан-12), была и другая мечта - податься в капитаны дальнего плавания. Мне было всего четырнадцать, когда я без помощи взрослых построил лодку-плоскодонку и обошел на ней все дикие речки в округе. Капитаном дальнего плавания стать не получилось, помешала неуемная страсть к рыбалке и охоте.
Автор многих сборников стихов среди которых- «Чудница», « Осенцы», « Перекаты» им написана книга очерков « Тайга и люди».

В 2000 году в издательстве журнала «Сибирь» вышла книжка стихов для малышей «Журчинки».
Стихи, вошедшие в сборник, словно продолжающие традиции народных сказок, потешек, песенок, поговорок, – удивительно живые, искрящиеся весельем, мягким юмором. Но главное в них – любовь к своему родному краю. В этом – смысл творчества поэта.

Он из солнечных проталин,

Птичьих грёз,

Из дымящихся проталин

Он из розовых волокон

Из открытых настежь окон

Родников.

Он бежит через просёлок

И журчит,

А на вербе- будто пчёлок

Рой жжужит

Скоро мутная снежница протечёт,

В лосьих лунках отстоится

Небосвод.

1. Рустам Суранов

2. Алина Бабинцева

Георгий Рудольфович Граубин

1929-2011

коренной сибиряк, родился 11 июня 1929 года в в деревне Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Детство прошло в тревожное время в Сибири. В 1951 году пошёл работать на паровозоремонтный завод, там и написал свой первый сборник стихов

«Утренний гудок» о своих друзьях- рабочих. С тех пор прошло много времени и много сборников написано « Любознательный народ», « Король лентяев», «Синяя молния». В 1959 году Георгия Рудольфовича приняли в союз писателей России. Любит поэт писать для маленьких читателей. Детские стихи переведены на 20 языков, общий тираж составляет 5 миллионов книг.

Каникулярия.

В стране Каникулярии

Неделю или две

Всем детям разрешается

Поскольку ноги есть

И это обязательно

Я вас прошу учесть

У вас с головоногими.

Учитель очень строг:

С мозолями на темени

Не пустит на порог.

А кто по старой памяти

Пришёл на голове.

Пускай ногами думает

Неделю или две. .

1 Дима Ворошилов

2. Света Вихарева

3. Ляпина Маша

4. Сергей Кирилов

5. Саша Слободенюк

6. Саша Деревина

7. Дима Богач

8. Юра Козлов

9. Настя Пушкарёва

10. Артём Колбасин

11 Эдик Кошкарёв

12 Таня Носонова

13 Дима Лакусто

14 Вова Курочкин

15 Вероника Воронина

Марк Давидович Сергеев

(1926 - 1997)

Известная иркутская журналистка написала: “Марк Сергеев - это целая планета и как же легко в ней заплутаться”. И как хорошо, что мы с детства начинаем знакомство с его книжками. Почитали забавную сказку “Как краски пошли гулять”, испытали необычайные ощущения в “Машине времени Кольки Спиридонова”, побывали в увлекательном путешествии с бутылкой в книге “Капелька по капельке”, вместе с Марком Давидовичем Сергеевым пощупали уши, и узнали, зачем это надо делать (“Ребята, пощупайте уши”). Он выпустил семьдесят книг, написал сценарии к шестидесяти фильмам. Марк Сергеев - поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик, детский писатель, историк, краевед, драматург, поэт-песенник. Он объездил весь мир, и он Почетный гражданин города Иркутска. Это перечисление не дает, конечно, полного представления о том, что сделано Марком Давидовичем Сергеевым.
В течение нескольких лет Марк Давидович вел цикл радиопередач, в которых отвечал на вопросы ребят. Эти дружеские беседы всегда начинались словами: “Давай поговорим”. Потом эти разговоры и легли в основу книги. А говорил он с ребятами о том, что их интересовало, о том, что волновало его самого.

Чем выше в гору- тем Байкал видней.

Вдали вода прозрачность потеряла

И кажется мерцанием металла,

Что выплавлен из наших дум и дней.

С творчеством Марка Сергеева нас познакомят ребята:

Юрий Егорович Черных

родился в городе Усть-Куте Иркутской области.

Жил у нас в Сибири поэт. И хотя он был обыкновенным человеком и писал про то, что все дети сами видели, он сумел создать свой неповторимый мир, в котором герои стихов и сказок не только дети, но и все, что их окружает. Стихи эти особые, так как особое дарование и у Юрия Черных: из-под его пера выходят веселые, озорные строки для самых маленьких ребятишек.
И возникали они у него совсем неожиданно. Гулял он однажды с дочкой за городом, а было это в Братске. Гулять они ушли далеко. И вдруг папа увидел вдали, на лугу, животных. Удивленный и обрадованный, он подхватил дочку на руки и спросил: «Кто пасется на лугу?» Так этот вопрос положил начало прекрасному детскому стихотворению.

«А «детские» стихи стал складывать для своей дочки. И так увлекся, что не заметил, как она выросла, а я никак не могу остановиться в своем увлечении», - шутливо вспоминал поэт.
Стихи Юрия Черных быстро запоминаются, они музыкальны и ритмичны, поэтому и кажется, что писать их было легко и просто.

К нам сегодня в гости
Приходили... гвозди!
Самый длинный – папа,
А на папе шляпа.
Покороче – мама.
И на ней панама.
Да четыре гвоздика
Небольшого ростика:
Этот в кепке,
Этот в шапке,
Этот в шляпке набочок,
А на младшем колпачок.
И у каждого на ножке
Тонкий острый каблучок.

Книги Юрия Черных выходили в Братске, Москве и Иркутске, а еще стихи его печатались в журнале «Сибирячок».

С тех пор минуло много лет. Поэта уже нет с нами. Но все по-прежнему получают удовольствие от его стихов и от той атмосферы радости, которую Юрий Черных оставил нам в своих книгах.

С творчеством Юрия Егоровича Черных нас познакомят наши воспитанники:

«На лугу пасутся ко…» На эти стихи композитор Александра Пахмутова написала музыку. Появилась веселая песенка, ставшая лауреатом Международного конкурса детской песни в Софии и послужившая сюжетом для мультипликационного фильма, а также сделавшая нашего земляка Юрия Егоровича известным.. (звучит песня).

Сегодня мы с вами побывали в незабываемом мире поэзии, познакомились с с жизнью и творчеством поэтов Иркутской области, узнали много нового и интересного.И я думаю что после знакомства вам захочется пойти вновь в библиотеку и взять стихи этих авторов для того чтобы прочитать, а может и выучить наизусть.

Говоря о поэзии огромного края нужно учитывать, что Сибири отведено так много места в развитии экономики и культуры нашей страны. Пристальное, неравнодушное внимание к острым проблемам современности. Основная черта творчества Иркутских поэтов, освящённая любовью к родной стране.

Поэзия, художественные произведения в стихотворной форме является одним из способов развития речи, её обогащения.

  • познакомить учащихся с творчеством сибирских поэтов
  • формировать умение анализировать лирическое произведение;
  • повторить изобразительно-выразительные средства языка;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Записи на доске:
    • Пейзаж – 1. Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
    • Коверкать – портить, уродовать; никнуть - опускать, пригибать; меркнуть - постепенно утрачивать яркость, блеск.
  • Демонстрация портретов поэтов (И.Д. Рождественского, К. Л. Лисовского, З.Я. Яхнина) с помощью проектора и экрана или интерактивной доски.
  • Иллюстрации и фотографии с изображением сибирской природы.

Урок необходимо проводить в компьютерном классе или в обычном кабинете, используя систему Wi-Fi.

Эпиграф:

Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство…
З.Я. Яхнин

Ход урока

Слово учителя. Стихотворения о природе – ценнейшая часть нашей литературы. Их называют “пейзажная лирика”.

Что такое лирика?

Какие особенности лирического произведения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нём главное не события, а чувства и переживания)

А теперь давайте посмотрим в словарь и узнаем точное значение слова пейзаж.

Попробуйте самостоятельно дать определение термину “пейзажная лирика”. (Это описание природы в стихотворениях (лирических).)

Описывая природу, поэт старается создать картину, а мы мысленно представляем эту картину, слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой или лёгкая грусть. Всё можно выразить словом, но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать, понимать.

Постановка проблемы. Перед вами строчки разных стихотворений. Давайте прочтём их и попробуем понять, что хотели нам сказать сибирские поэты о северной природе.

1 этап

Чтение отрывков стихотворений.

В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился -
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,

Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.

Учитель. О чём говорится в этих строчках? (О цветах, которые растут на Севере.)

Что общего в изображении этих цветов? (Прекрасные цветы, напоминающие о тепле, солнце, выросли на Севере, где стужа и морозы.)

Учитель. Это строчки из стихотворений сибирских поэтов Зория Яковлевича Яхнина и Игнатия Дмитриевича Рождественского.

Давайте прочитаем их целиком и подумаем, какое настроение пытаются передать поэты своим читателям.

Чтение стихотворений.

ПОЛЯРНЫЙ МАК

Здесь только в августе весна
Всего лишь на десяток дней,
Что по-февральски холодна,
А может, даже холодней.

Здесь все не то и все не так,
Земли оттаял лишь кружок,
Но все ж расцвел полярный мак,
Он, как флажок, снежок прожег.

Там у тебя полдневный жар
И по утрам прохлады нет,
Там у тебя листва чинар,
Магнолий белопенный цвет.

Что им: красуйся и расти
На знойном берегу.
А вот попробуй расцвести,
Как мак багряный, расцвести
На стуже, на снегу.
И.Д. Рождественский

ЦВЕТЫ ТУНДРЫ

Они мохнаты, как зверьки,
Цветы высокой параллели,
Их сроки жизни коротки,
Их солнце греет еле-еле.

Они растут у снежных груд.
Их вьюги сотни раз отпели,
И всё-таки они цветут
И дальше к полюсу идут -
Цветы высокой параллели.
И.Д. Рождественский

ЦВЕТЫ ПОДО ЛЬДОМ

В арктической тундре
На острове Диксон
Желтый цветок
Весною родился -
На сером граните
Зеленая накипь.
Между камнями
Полярные маки
Тянутся к свету
Прожилкою каждой...

Хмурым утром
Я видел однажды:
Туман опустился
На стылые земли,
Густо укутал
Тонкие стебли,
На листья осела
По капле вода,
Маки покрылись
Корочкой льда.

Я им завидую,
Этим растениям.
Я перед ними
Склоняюсь растерянный.
Мне б их упорство.
Но я не о том...
Маки цветут подо льдом.
З.Я. Яхнин

(Поэты восхищаются стойкостью, упорством и выносливостью хрупких цветов, выросших в условиях сурового Севера. Зорий Яхнин даже завидует этим растениям и преклоняется перед ними..)

Учитель. С помощью каких языковых средств поэты передают своё восхищение этими смелыми цветами? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.) (Учащиеся вспоминают определения понятий тропов и ищут примеры в текстах стихотворений.)

Учитель. Давайте попробуем найти в текстах стихотворений сибирских поэтов эти языковые средства. Ученики делятся на 3 группы (по количеству стихотворений) и ищут в текстах языковые средства.

Учитель. А какими были эти поэты? Давайте познакомимся с ними.

2 этап

Учитель. А теперь посмотрите, как описывают сибирские поэты берёзку. (Чтение стихотворения учителем.)

КАРЛИКОВАЯ БЕРЕЗКА

Эти ветви пурга коверкала,
Гнула, гнула,
К земле пригибала.
Ты согнулась, поникла, померкла
И такой покорною стала.

Где краса твоя прежняя, смелая?
Бьется ль сердце под белою блузкой?
Эх, пурга! Ну чего ты наделала
С белоствольной красавицей русской?
З.Я. Яхнин

Учитель. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Поэту грустно: суровая природа Севера покорила маленькую берёзку, хотя приложила к этому немало усилий. Автор переживает за судьбу дерева, опасаясь, не погибла ли она вовсе. Он сожалеет о случившемся.)

Учитель. Как поэт передаёт стремление северной природы покорить берёзку? (С помощью повтора глаголов, а также глаголов-синонимов.)

Учитель. - Обращаясь к словарю (С.И. Ожегова), раскройте значение слов коверкала (портила, уродовала), поникла (опустилась, пригнулась), померкла (постепенно утрачивала яркость, блеск).

Что общего во всех этих словах? (Создаётся ощущение близкой гибели берёзки, потери последних жизненных сил)

3 этап

Учитель. Теперь давайте посмотрим, как изобразил берёзку другой сибирский поэт Казимир Лисовский. Но перед чтением прослушаем биографическую справку о К. Л. Лисовском. (Заранее подготовленное сообщение)

Чтение стихотворения.

Крохотная, сквозная,
С тундрой вступая в спор,
Она не напоминает
Стройных своих сестер.

Она на них непохожа
Ни ростом, ни красотой,
Ни темного цвета кожей,
Ни редкой, скупой листвой.

И весны ее не греют,
И вместо земли - гранит...
Она над рекой Тореей
Былинкой малой стоит.

Но как глубоко, упорно,
Тоненьки и густы,
Вплелись ее нити-корни
В серого мха пласты.

А ну-ка, полярный ветер,
Попробуй ее сломать!
Она за себя на свете
Сумеет, друг, постоять!

Ягель сухой и жесткий.
Тундра - в седом дыму.
Молча дивлюсь, березка,
Мужеству твоему.

Учитель. - Чем отличается эта берёзка от тех, которые растут в средних широтах? (Она не похожа на своих сестёр в средних широтах ни своим внешним обликом, ни погодными условиями, в которых она вынуждена расти.)

А что же тогда заинтересовало поэта в этой не похожей ни на кого берёзке? Зачитайте строчки из стихотворения. (“Но как глубоко, упорно … вплелись её нити-корни в серого мха пласты”, “…попробуй её сломать!”, “…она за себя … сумеет … постоять!”)

О чём говорят все эти строки? (Поэт говорит о мужестве и непокорном нраве берёзки, вступающей в спор с тундрой и продолжающей жить вопреки всему.)

Какие языковые средства использует поэт при описании берёзки?

(сравнение (“былинкой малой стоит”), метафора (“вплелись её нити-корни в серого мха пласты”), эпитеты (“крохотная, сквозная…”), олицетворения (“…вступая в спор…”, “она за себя на свете сумеет… постоять”) и т.д.)

Выводы.

Учитель. Что же особенного в изображении природы сибирскими поэтами? (Она всегда находится в состоянии борьбы с погодными условиями сурового Севера, растения стремятся выжить, выстоять, не покориться враждебной стихии).

Рефлексия.

Учитель. Обратите внимание, перед вами на экране иллюстрации и фотографии , подобранные и выполненные вашими одноклассниками.

Какие стихи, на ваш взгляд, созвучны данным фотоматериалам? Попробуйте подобрать к ним строки из прочитанных стихотворений. (Ученики выполняют небольшие презентации, защищая их пред классом.)

Домашнее задание. Сделать фотографии или подобрать иллюстрации к стихотворениям В.Н Белкина “Белые леса”, “Весна в тайге”, “Лето”; И.Д. Рождественского “Осень”.

связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», давшего толчок развитию печатной лит-ры в Сибири, в т. ч. и поэзии. На стр. ж. увидели свет стихотворные произведения целого ряда мест. авторов.

Наиболее известен П.П. Сумароков. Его поэтич. творчество развивалось в осн. в русле классицизма. Писал стихи, поэмы, сказки, басни, торжественные оды, эпиграммы. Самые крупные произведения - «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характерные для классицизма просветительские традиции отчетливо проявляются и в произведениях др. активнейшего автора ж. - И.И. Бахтина. Поэтич. опыты будущего историка Сибири П.А. Словцова - ода «К Сибири» (1782) и др. - также выдержаны в классич. традициях. Но слышны в них и мотивы сентиментализма. Черты разных направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма) содержит и творчество еще одного поэта-сибиряка конца XVIII в. - Н.С. Смирнова.

Почти до середины XIX в. лит-ра, в т. ч. поэзия Сибири, жила под знаком романтизма. Он был неотделим от общерус. и западноевропейского, но в мест. лит-ру пришел с опозданием, хотя развивался затем бур-но. Особенно во второй пол. 1820-х, что было связано с появлением в сиб. ссылке декабристов. Поэты-декабристы оказали серьезное влияние на совсем еще юную поэзию Сибири.

Серьезно повлияли на поэзию романтизма в Сибири Пушкин, Жуковский, Батюшков. И развивалась она в рамках наиболее характерных для рус. романтизма того времени жанров: лирич. стихотворения, особенно элегии, дружеского послания, баллады. В 1830-е в Сибири наблюдается расцвет (хотя и запоздалый) романтич. поэмы. Появляются поэмы Ф. Бальдауфа «Авван и Гайро» (1834), П. Ершова «Сузге» (1838), А. Таскина «Нерчинские беглецы» (1832), ориентированные на «южные поэмы» Пушкина. Заимствовали сиб. поэты из общерус. романтизма и характерные для него мотивы любви, печали. В стихах Ф. Бальдауфа, П. Ершова, И. Петрова и др. нередки раздумья о бренности всего земного, о смерти, вечности и т. д. В то же время, в отличие от общерус. романтизма, в поэзии Сибири не было характерного романтич. мотива бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов. Практически отсутствовала и идеализация эпохи ср. веков. Известную романтизацию старины можно найти в произведениях, посвященных присоединению Сибири к России, но движет их авторами патриотич. чувство. Особое отношение у мест. поэтов-романтиков к сиб. экзотике, «мест-ному колориту», который для них не внешнее явление, а нечто конкретное и реальное. Отсюда усиление элементов этнографии в их поэзии. Щедро используются в романтич. поэзии Сибири и мотивы рус. фольклора. Самый наглядный тому при-мер - П. Ершов, не раз обращавшийся к сказоч. или песенной форме. Своеобразие поэзии романтизма в Сибири еще и в том, что природа здесь не просто толчок для лирич. переживаний, а реальный самостоятельный мир, о котором говорится с глубоким знанием и патриотизмом. Наиболее крупные представители романтич. поэзии в Сибири - П.П. Ершов и Ф.И. Бальдауф.

К середине XIX в. романтизм себя уже в осн. изжил. А утверждение реализма в поэзии Сибири шло медленно и трудно. Что подтверждает и творч. эволюция наиболее даровитых стихотворцев Сибири этих лет Е.Л. Милькеева, М.А. Александрова, Д.П. Давыдова.

Поэзия Е.Л. Милькеева (1815 - ок. 1845) противоречива, во многом подражательна, но в лучших проявлениях тяготеет к простому, выразительному изображению событий и предметов. Довольно сильны у него религиозные мотивы. В отличие от др. выходцев из Сибири, он реже обращался к конкретной сиб. действительности; его стихам не свойственен этнографизм. Он избегал описательности, стремился к поэтич. обобщению.

Стихи М.А. Александрова (ок. 1800 - ок. 1860) полны резкого обличительного пафоса и социального протеста. Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В его поэзии уживаются романтич. и конкретные жизненные мотивы. В творчестве Александрова наглядно отразилась как собственная его эволюция от романтизма к реализму, так и общее движение лит-ры Сибири се-редины XIX в. к реалистич. воспроизведению жизни.

Поэзия Д.П. Давыдова (1811 -1888) посвящена в осн. Сибири и отличается простым, ясным, легким слогом. Она насыщена мест. колоритом, этнографич. подробностями быта и обычаев сиб. народностей, впитала в себя их фольклорные мотивы. Наиболее известным в поэтич. наследии Давыдова стало стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858), превратившееся впоследствии в популярнейшую нар. пес-ню «Славное море - священный Байкал», названную по первой его строчке.

1860 - 1870-е в лит-ре Сибири шло становление реалистич. рев.-демократич. поэзии, представленной, прежде всего, поэтич. творчеством И.Ф. Федорова-Омулевского с его «Сибирскими мотивами». Мест. ав-торы ориентировались на политич. лирику Некрасова, Курочкина, Михайлова и сатирич. поэзию. Особенно популярной была рев. сатира. Один из самых ярких ее представителей в Сибири - П.В. Шумахер (1817 - 1891). Подлинно социальное звучание обретает тема каторги, впервые введенная Д.П. Давыдовым. Заметную страницу вписал в нее забайкальский поэт Ф.М. Мокеев (1830 - 1880), сам попавший на каторгу и описавший собств. страдания. Социально-политич. наполнение характерно и для поэтич. опытов Н.М. Ядринцева.

В лит-ре Сибири последних десятилетий XIX в. поэзия оставалась в тени прозы и публицистики. Одаренных стихотворцев немного. Среди них В.М. Михеев, писавший и прозу, и пьесы. Одним из первых он создал цикл стихотворений о сиб. пролетариате, где попытался создать образ рабочего-приискателя. А для молодого тогда поэта-народовольца

В.Г. Богораза-Тана главной была тема политич. каторги и ссылки. Некоторые его стихи («Песня борь-бы и труда», «Первое мая») становились боевыми песнями для рев. пролетариата. Он внес заметный вклад в рев. поэзию.

В нач. XX в. развитие сиб. поэзии происходило в целом в русле традиций критич. реализма. Но и модернизм проникал в Сибирь. На сиб. почве декаданс приживался плохо. Сибиряки не приняли ни символизма, ни футуризма. Тем не менее, декадентские мотивы в творчестве некоторых сиб. поэтов проявились. Известную дань символизму отдал Г. Вяткин. Отголоски декадентства можно заметить в ранних стихах П. Драверта, В. Пруссака. Особенно последовательным сторонником модернизма и типичным поэтом-символистом был И. Иванов.

В 1905 - 1917 гг. в Сибири активно развивалась массовая рев. поэзия. Видным ее представителем был И.И. Тачалов (1879 - 1929). Выступал он преимущественно как поэт-романтик. Но главное его произведение - поэма «Егорка» - произведение реалистич., рассказывающее о трагич. эпизодах революции 1905. Эта вещь содержит в себе большой агитационно-пропагандистский заряд.

Агитационной лирикой, мобилизовывавшей на защиту Советов, призывавшей к солидарности трудящихся и мировой революции, являлась в осн. поэзия послеоктябрьского периода и Гражданской войны. Примером ярого поэта-пропагандиста, выступавшего убежденным борцом за рев. идеалы, был Ф.М. Лыткин (1897 - 1918). Большую популярность в это время приобретают произведения партизанских поэтов и в первую очередь П.С. Парфенова (1894 - 1937) -автора «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям.»).

Наиболее значит. поэтич. произведением первых послерев. лет в Сибири стала поэма Н.Л. Янчевского (1892 - 1937) «Октябрь» (1921), воспевающая «девятый грозный вал», который смывает проклятое наследие старого мира. Чувствуется в ней явное влияние «Двенадцати» А. Блока, но имела она, по словам В. Правдухина, «свои краски», «свой тон» и была пронизана рев.-романтич. пафосом. Романтич. поэтика отличала стихи многих др. сиб. поэтов тех лет.

Но картина сиб. поэзии 1920-х была далеко не однозначной. Ощутимо поначалу деление по классовому принципу, на социальные и творч. группировки. Существовали так называемые «промежуточные идеологические формы», носителями которых, с одной стороны, считались поэты, вышедшие из среды мелкобуржуазной интеллигенции (Г. Вяткин, В. Итин, А. Балин и др.), а с другой - «крестьянские поэты» (И. Ерошин, И. Мухачёв, А. Пиоторовский и др.). Неоднозначно было и отношение к революции. Особенно среди поэтов-«интеллигентов». Если А. Оленич-Гнененко и В. Итин приняли революцию сразу, то Г. Вяткину пришлось преодолеть на пути к признанию новой действительности нелегкий путь противоречивых сомнений и переоценки ценностей.

Рождались в 1920-е и новые поэтич. направления. В их числе - рев. романтизм, яркими представителями которого в Сибири были комсомольские поэты Я.М. (Джек) Алтаузен (1907 - 1942) и И.П. Уткин (1903 - 1944). Творч. старт обоих поэтов состоялся в иркутской газ. «Власть труда». Наибольший успех Уткину принесла поэма «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), а Алтаузену - поэма «Безусый энтузиаст» (1928), выразившие настроения, типичные для значит. части молодежи 1920-х.

При всей разности взглядов, творч. возможностей и способностей, объединяли сиб. поэтов любовь и жадный интерес к своей малой родине, к происходящим здесь переменам. Ярким тому примером могут служить И.Е. Ерошин (1894- 1965) и И.А. Мухачёв (1896 -1958). Зачарованный природой Ал-тая, его фольклором, Ерошин выразил свои впечатления в кн. «Синяя юрта» (1929) и «Песни Алтая» (1933), где сквозным стал мотив дружбы алтайского и рус. народов. На всю жизнь неиссякаемым источником поэтич. вдохновения стал Алтай и для Мухачёва. Гл. место в его творчестве занимала природа, поэтич. осмысление ее взаимоотношений с человеком. Решительно поддержал коллективизацию. Первое крупное произведение - поэму «Путем коллективизма» (1932) - тоже посвятил колхозному движению в алтайской деревне. Алтайская тема проходит через все его творчество. Начав певцом родной природы и «крестьянским поэтом», Мухачёв в процессе творч. эволюции становится поэтом широкого социального диапазона и эпич. звучания.

Плодовиты в поэтич. Сибири были 1930-е. Активно работают «старики». По-прежнему актуальна тема революции и Гражданской войны. Один из наиболее последовательных ее выразителей - Г.П. Павлов (1895 - 1843). От лирики поэты старшего поколения все чаще переходят к отражению социалистич. преобразований. Индустриализация края, его новостройки становятся содержанием их стихов и поэм. Так, Н.А. Алексеев (1891 - 1963) внимательно вслушивается в ритм новой жизни и гордится за свершения «рабочего русского человека». Новый быт, героика первых пятилеток, крутой перелом в жизни сиб. деревни, сменившей соху на трактор, наполняют и произведения поэтов более молодого поколения: Л.Н. Мартынова, А.С. Ольхона, М.М. Скуратова, С.Н. Маркова, В.М. Саянова, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанова-Сибирского, И.Д. Рождественского, В.Н. Афанасьева и др.

В Сибири началась творческая биография выдающегося советского поэта П.Н. Васильева. В 1927 - 1928 его стихи печатают «Сиб. огни». В это время он много путешествует по Сибири, меняет профессии. Годы странствий нашли отражение в его стихах и поэмах, занявших видное место в лит-ре 1930-х.

В 1930-х получил распространение жанр историч. поэмы. Появляются крупные поэтич. полотна И. Мухачева «Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае алтайце», Г. Вяткина «Сказ о Ермаковом походе», большие циклы историч. поэм Л. Мартынова и П. Васильева, поэма А. Ольхона «Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862 - 1883 годы» и др.

Отдельная страница в поэзии Сибири - ВОВ. Многие поэты-сибиряки сражались на ее фронтах. Не все живыми вернулись домой. Смертью храбрых пали Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. Большинство еще перед войной подавали большие надежды, но именно на войне они стали настоящими поэтами. Их ратный подвиг нерасторжим с подвигом поэтич..

Остававшиеся в тылу поэты Сибири тоже активно участвовали в создании летописи военных лет. Слаженно звучали в ту пору голоса разных поэтич. поколений. Их объединял высокий оптимизм, что не мешало отражению действительности, трагедийных сторон войны. Примером могут служить стихи Е.К. Стюарт, пронизанные одновременно скорбно-трагич. и сдержанно-поэтич. интонацией. Одной из ведущих стала тема единства фронта и тыла. И. Мухачёв, Л. Мартынов и др. в стихах подчеркивали: народ, равно грозный на поле боя и в тылу, нельзя победить. Второе рождение переживает тема особого значения Сибири в историч. судьбе России. Как метафорически точно и емко выразился В. Федоров («Сибирь»): «В дни народных бед // Сибирь стояла под Москвою». А события и образы историч. поэмы И. Рождественского «Стражи Мангазеи» оказались созвучными грозовой атмосфере ВОВ.

В военные гг. значительное распространение получила форма поэтич. цикла с одним сквозным героем -смелым, находчивым, удачливым, умеющим выйти из любых положений, веселым солдатом. Создавали такие «книги про бойца» и поэты-сибиряки. У каждого был свой «Тёркин»: Саша Сибиряков - у Г. Доронина, Иван Боёк - у М. Юдалевича, Тарас Клинков - у А. Смердова. В этой худ.-публицистич. форме поэты откликались на события фронтовой жизни. И многие воины на передовой искренне верили в их существование. Популярны были лирич. «письма с передовой», где личные переживания сплавлялись с гражданскими и патриотич. мотива-ми. Время же крупных поэтич. полотен о войне наступит за ее пределами, и вехой станет поэтич. повесть А. Смердова «Пушкинские горы» (1946), вошедшая в число лучших образцов военной лирики и эпики.

Нашли свое отражение и боевые действия Советской Армии на Д. В. Им посвящены многие стихи Л.А. Чикина (1927 - 1994). Как летописец победоносных походов против милитаристской Японии выступает в поэтических циклах «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченных

Государственной премией СССР, их участник П. Комаров (1911 - 1949).

ВОВ породила новое поэтич. поколение - тех, кто «с боями прошел пол-Европы», выжил и вернулся домой с победой. В полный голос они (Н.И. Перевалов, И.М. Ветлугин, Е.С. Буравлев, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетников, И.Г. Краснов, М.А. Небогатов, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанский и др.) заявили о себе в послевоенные десятилетия: сначала своеобразными фронтовыми исповедями, а позже - углубленным осмыслением и воссозданием истинного образа воина-победителя. Разные эти авторы объединены общей творч. целью, точно выраженной в поэтическом призыве И. Краснова: «Любите жизнь, войну не забывайте». Некоторые (Л. Решетников) остались верны армейской теме навсегда.

Сиб. поэзия послевоенных лет характерна усилением эпич. начала. Появляются поэмы М. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», Вас. Федорова «Проданная Венера», К. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н. Перевалова «В сельской школе» и др.

В 1950-е в полной мере раскрылся талант ряда сиб. поэтов, разных по творч. облику, но схожих в одном - любви к родному краю. Своеобразным явлением сиб. поэзии стал В.М. Пухначёв (1910 - 1982). Известный больше как поэт-песен-ник, автор слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и др., он создавал также большие эпич. поэмы, среди которых наиболее монументальным произведением является поэтич. трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центральным героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем. Исчерпывающе характеризуется словами «поэт Сибири» К.Л. Лисовский (1919 -1980), воспевавший родной край в многочисленных стихах и поэмах почти полвека.

На рубеже 1950 - 1960-х в поэзии Сибири начинается мощное лирич. наступление. Шла «переплавка людских сердец» (Е. Буравлев). Особое значение приобретали «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезали риторика и декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней, задушевней становилась интонация. Резко возрос интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам». Поэты стремились «без утайки увидеть мир, каким он есть» (Л. Мартынов). Вместе с тем характерной приметой поэзии той поры становится глубокая социальная насыщенность традиц. лирич. мотивов. С особой силой и яркостью проявилось все это в творчестве Е. Стюарт, Л. Мартынова, Вас. Федорова.

В лирич. наступление шли не одни «старики». Настала пора расцвета поэтов фронтового поколения. Появилась на лит. небосклоне Сибири 1960-х и многочисленная плеяда новых поэтич. имен: А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова (все Новосибирск), В.А. Макаров, В.Я. Озолин (Омск), В.И. Казанцев (Томск), Л.С. Мерзликин (Барнаул), В.М. Баянов (Кемерово), А.В. Преловский, С.А. Кузнецова (Иркутск), Р.В. Филиппов (Чита), И.М. Киселев (Кемерово), В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин (Красноярск), М. Асламов (Хабаровск) и др., которым было что сказать о себе и своем поколении. Одни, всматриваясь в «интерьер человеческого сознания» (В. Казанцев), наблюдают диалектику человеч. отношений. Другие (Р. Солнцев) полемизируют с обывательским строем мыслей и чувств. Третьи (В. Озолин) воспевают сильных и мужественных людей Севера, которых «горькой солью умывало». Четвертые (З. Яхнин, И. Фоняков) пишут лирические репортажи о людях разных профессий, которым недостаточны «скорости прежние», и они сами «создают ускорение», меняя лицо сибирской земли. Пятые (А. Преловский) воспевают великие сиб. стройки. А поэзия иных наделена особенной чуткостью к неброской красоте родных мест (В. Баянов) или отличается фольклорным началом (Л. Мерзликин)... Однако при всем разнообразии поэтов «новой волны» объединяло стремление идти «с веком наравне». Они чутко реагировали на социально-экономич. преобразования, происходившие в стране и в Сибири, отражали их в своей поэзии. И всерьез задумывались об их истинной цене. Не случайно на передний план в лирике этого поэтич. поколения выходит тема сохранения природных, историко-культ. и дух. ценностей перед лицом бурного натиска НТР. Она перекликается и сопрягается с не-устаревающей темой «отчего края», «родительской земли» (А. Плитченко). Но и традиц. интимная лирика не ушла в тень, о чем свидетельствуют стихи Н. Греховой, одной из самых неординарных сиб. поэтесс. «Любовный недуг» ее лирич. героини принимает подчас совершенно неожиданные метафорич. формы и образы. Вместе с тем поэтич. мир Н. Греховой не замыкается в пространстве собственного «я», а обретает в лучших стихах поистине философские масштабность, емкость и глубину.

Одним из самых ярких поэтов, рожденных 1960-ми, был А.А. Кухно (1932 - 1978). Своеобразным нервом его поэзии стала ранимость. И чем больнее обстоятельства бытия задевали этот нерв, тем сильнее делался поэт («чем ранимей - тем сильней»), тем ярче, наполненней становились его стихи. Оборотной стороной его изначально светлого по мироощущению творчества был доходящий до трагедийного накала драматизм. Им, в частн., отмечена поэма «Море» (1965) - одно из первых в рос. поэзии антикультовских произведений.

Поэтич. поколение, дебютировавшее в 1960-х, более двух десятилетий определяло лицо и состояние сиб. поэзии, было ее стержнем и «законодателем». Но и «старики» продолжали плодотворно работать, внося свои заметные штрихи в общую поэтич. картину, которая была не только лирической. Продолжала привлекать внимание историч. тематика. К ней обращается М. Сергеев. Заметным достижением историч. жанра в сиб. поэзии стала поэма К. Лисовского «Сумасшедший поезд» (1966), где автору удалось создать психологически сложный портрет Колчака.

В 1970 - 1980-х пополнение рядов сиб. поэзии продолжалось. Свежий взгляд на мир и собственный поэтич. голос демонстрировали в эти годы многие встававшие «на крыло» поэты. Так, особая притягательность и обаяние стихов дальневосточника Г. Лысенко (1941 -1978) заключалось в предельной личности и безусловной жизненной обеспеченности каждой строки. Алтайца В.М. Башунова (1946 - 2005) отличало интуитивно-подсознательное предощущение зарождающейся новизны в знакомом до мелочей «кругу природы, родины, семьи». Суть, нерв, источник поэзии Н.М. Закусиной (Новосибирск) и Т.Г. Четвериковой (Омск) - любовь; в старой теме они находят новые повороты и оттенки. Осн. линия творчества Л.А. Никоновой (Новокузнецк) - человек и космическое чудо жизни, совр. ноосфера и так и не понятая нами до конца живая природа. На этот же период приходится творческое формирование омича А.П. Кутилова (1940 -1985) - уникального явления совр. рус. поэзии, близкого по духу П. Васильеву и Н. Рубцову.

1970 - 1980еич. перевода в лит-ре Сибири. Переводятся зарубежные авторы, но особенно активная работа ведется с нац. сиб. поэтами. Благодаря рус. поэтам-переводчикам широкую известность прибрели нац. сиб. поэты: алтайцы А. Адаров, П. Самык, Б. Укачин, якуты С. Данилов, Л. Попов, ненец Р. Ругин и др. Продолжается начатая еще в 1920-е. И. Мухачёвым работа по переложению на рус. язык нац. фольклора. Большое социально-культ. значение имеют осуществленные в 1980-х А. Преловским, А. Плитченко, А. Романовым поэтич. переводы героич. эпосов Хакасии, Горного Алтая, Якутии и ряда др. сиб. народностей.

В 1990-х в сиб. поэзии заметен значит. спад. При обилии стихотворного самиздатовского вала все меньше поэтич. открытий. Из большого числа сочинителей последнего десятилетия XX в. лишь немногих можно называть поэтами. К числу наиболее ярких, оригинальных и колоритных из них относится А.И. Денисенко, чья поэзия стала заметным явлением в лит. жизни Сибири последнего времени.

Нач. нового века отмечено в лит-ре Сибири поэтич. оживлением. Практически в каждом сиб. регионе появляются новые интересные имена. И пока еще творчество большинства из них находится в стадии многообещающего брожения, о некоторых уже можно говорить как о вполне состоявшихся поэтах. К ним в первую очередь следует отнести русскояз. поэтессу из Хакасии Н.М. Ахпашеву, творчество которой -страстный монолог о любви, о судьбах человечества и поисках своего пути в этом мире - привлекает внутренней свободой и обращает на себя внимание редкой образностью и оригинальной метафоричностью.

В целом же постоянно расширяющаяся поэтич. палитра сегодняшней Сибири очень пестра, неоднородна и пока не складывается в цельную картину.

Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Т. 1, 2. Новосибирск, 1982; Никульков А. Книга о поэтах. Новосибирск, 1972; Мостков Ю. Поэты в солдатском строю. // Портреты. Новосибирск, 1981; Коржев В. Под высоким накалом эпохи. Новосибирск, 1984; Горшенин А. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Горшенин А. Абрисы. Новосибирск, 2001.

Сибирь! Сибирь!

Цветущая, родная,

Я вырос на твоих глазах,

Луга зелёные,

поля без края

И пенье птиц

в берёзовых ветвях -

Всё близко сердцу,

Я забыть не в силах

Чарующей красы твоей.

Сибирь! Сибирь!

Меня ты окрылила,

Любовь навек

зажгла в груди моей.

Где б ни был я,

ты знай, всегда с тобою,

В душе твоё тепло храню.

Сибирь! - Мне это

слово дорогое,

Как мать родную я тебя люблю!

Кобец Николай

Моя Сибирь! Суровая и нежная,

Бескрайняя, как время и вода.

Зимою – белая, холодная и снежная.

И хрупкая, как чаша изо льда.

Моя Сибирь! Как паутинка, тонкая,

И прочная, как - будто бы гранит.

Весною – яркая, бесстыжая и звонкая,

Жарковым светом по полям горит.

Моя Сибирь, березово-сосновая,

Под летним солнцем водит хоровод.

Я каждый раз люблю её по-новому

За звезды и за синий небосвод.

Моя Сибирь! Закатная, рассветная.

Брусничный сок и вызревшая рожь.

Прекрасноликая, душою - светлая,

И грустная в осенний долгий дождь.

Моя Сибирь! Великая и вечная!

Ты – сон и явь, ты – правда и обман!

Разумная,

Беспечная...

Сибирь моя! Мой верный талисман!

Калиниченко Надежда

Сибирь! Сибирь моя родная!

Мы навсегда душой в тебя вросли!

От лютых зим мы иногда страдаем,

Но нет, Сибирь, родней тебя земли!

Ни бури, ни метели, ни морозы

Не запугают, нас, сибиряков.

В садах растут прекраснейшие розы,

Разнообразие плодовых и цветов!

Ты нас пугаешь долгою зимою,

А мы тебе любовь всю отдаём,

Считая тебя самою родною,

Гордимся, что в Сибири мы живём!

Твои просторы и поля без края,

И запахи черёмух по весне,

Сирень и "огоньки" нас восхищают:

На всей Земле природы нет нежней!

Сибирь моя! Земля моя родная!

Ты, словно мать, сурова и нежна!

Тебя мы не сменяем на Канары,

Ведь ты, Сибирь, как мать, у нас одна!

Сидорова Екатерина

Сибирь моя, тебя

Как первую любовь

Запомню навсегда!

И в памяти моей,

Навеки для меня

Останутся твои

Леса, луга, поля...

Рудакова Юлия

Навек ты мне, родная, дорога.

Моей ты стала судьбой,

Нельзя расстаться с тобой,

Мой милый край, моя тайга.

Сибирь, Сибирь, горжусь, что я твой сын.

Один народ и путь у нас - один.

Из наших северных мест

Берите, люди, невест -

Верны вам будут до седин.

Вольная ширь,

Сказка, Сибирь!

Сибирь, Сибирь, во мне твоя душа.

Мороз не страшен парню с Иртыша.

Вот вам, ребята, рука -

Она тепла и крепка,

Споём, как дружба хороша.

Сибирь, Сибирь, люблю твои снега,

Навек ты мне, родная, дорога.

Моей ты стала судьбой,

Нельзя расстаться с тобой,

Мой милый край, моя тайга.

Горы, перекаты, ветер в соснах,

Вольная ширь,

Край у нас богатый, златоносный,

Сказка, Сибирь!

Сибирь, Сибирь, Сибирь...

Сибирь – серебряное слово.

Светясь, ему сказать дано,

Что драгоценней в ней основа:

В Сибири золотое дно.

И златоверхого Алтая

Заря, смотря и в высь, и в ширь,

Гласит, под солнцем расцветая,

Что будет вольною Сибирь.

Константин Бальмонт

Немало песен о Сибири сложено.

Немало разных сложено стихов.

Богатый край - по статусу положено,

Иметь друзей, а так же и врагов.

Как много жизней было здесь поломано.

В тайге и копях - настоящий ад.

Людей так много в штабели уложено,

В глубоких ямах до сих пор лежат.

Здесь много встреч, нежданных, романтических

И по-сибирски преданных людей.

Здесь много наций жизнью перемешанных,

Сибирь считают Родиной своей.

Сибирь - Сибирь, Земля моя любимая.

Из края в край тебя не обойдешь!

Сибирь - Сибирь, земля моя родимая,

Таких красот на Свете не найдешь!

Загрядский Анатолий

Это – моя Сибирь!

Мне ли бояться холода?

Вон красногрудый снегирь

Смотрит игриво и молодо.

Ночью закружит метель,

Лягут сугробы лохматые,

Утром, чтоб выйти за дверь,

Путь расчищаю лопатою.

Если – далёкий путь,

Если – мороз и немаленький,

В розвальни - тёплый тулуп,

Ноги – в подшитые валенки.

И уж не страшен мороз,

Хоть он и тридцатиградусный.

Серый рванул и понес

Резво, размашисто, радостно.

Семизаров Владимир

Сибирь, как же ты красива,

Погода легка, игрива.

В горах спуски и подъемы,

Текут реки, водоемы.

Полями щедра, лесами,

Озерами, небесами,

Цветами, кустами, мхами,

И вестами с женихами.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Сибирские здесь просторы,

На окнах зимой узоры.

Природа едина с нами,

С ее дочерьми, сынами.

Людей союз энергичен,

Животный мир фееричен.

Живем на земле счастливой,

Грядущее с перспективой.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Свои у Сибири нравы.

Земля дарит шишки, травы,

Грибы, ягоды, породы -

Ресурсы щедрой природы.

Весной прилетают птицы,

В зелени летом теплицы,

Затем золотая осень,

Зима: мороз, снег и просинь.

Сибирь ты одна такая,

Для нас людей мастерская.

Природных богатств не счесть,

А жить здесь большая честь.

Екатерина Гармония

Сибирь - характер Планеты

Сибирь, красива всегда!

твои полноводные реки -

богатство природы Земля!

Здесь люди полны вдохновением,

закалка от жизни видна...

здесь знают сибирское пение,

Метели поют всем сполна...

Народом истории ссыльной,

согреты Сибирью года...

ты личность России могучей

Тайга полюбила тебя...

Здесь мощные жилы природы

вершили закалку людей...

Сибирь - это сильные духом,

рожденных твоих сыновей!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта