Главная » Засолка грибов » Способом профилактики неблагоприятных последствий стресса является умение. Стресс

Способом профилактики неблагоприятных последствий стресса является умение. Стресс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Здравоохранения Российской Федерации

Воронежский Базовый Медицинский Колледж

Сообщение

«Стресс в пожилом возрасте и пути его преодоления»

Проверила: преподаватель Высоцкая Алла Анатольевна

Выполнила: Студентка 228 группы Кочанова Екатерина

Воронеж 2012

Для многих людей переход на пенсию сопровождается стрессами, тоской и апатией, а пенсионный возраст ассоциируется со старостью и болезнями, поэтому и воспринимается как настоящая катастрофа и вызывает психологический кризис, особенно у тех, кто на работе был занят активной творческой деятельностью. Теперь она сменяется бездействием и пустотой. голову приходят мысли о приближающейся старости, о всевозможных ограничениях, вызванных состоянием здоровья, о необходимости уступить молодежи свое рабочее место и признаться, что здесь уже могут обойтись без тебя. Не все могут найти в себе силы не допустить подобных мыслей или спокойно смириться с ними.

Какое действие оказывает стресс на организм?

Гормоны стресса и старение.

Уровень гормонов стресса повышается с возрастом, и это является основной вероятной причиной остановки нейрогенеза, или образования новых гормонов. Однако, старея, мозг на самом деле не теряет способность генерировать новые нейроны, и после снятия стресса нейрогенез восстанавливается. К такому выводу пришли учёные, проводившие исследования животных. Так, производство нейронов у животных продолжается в течение взрослой жизни, а резкое падение производства нейронов объясняется высоким уровнем гормонов стресса, вырабатываемых надпочечниками в пожилом возрасте. После удаления надпочечников, у старых крыс был замечен рост новых клеток мозга. Таким образом, можно предположить, что процесс замедления выработки нейронов в виду старения можно обратить вспять.

Стресс и инсульт.

Исследования в Финляндии, в котором на протяжении одиннадцати лет принимали участие около 2000 человек средних лет, показало, что повышенный риск инсульта был связан со стрессом. Так, было обнаружено, что повышение артериального давления как ответ на стресс, может увеличить риск развития инсульта. Симпатическая нервная система отвечает на психическое и эмоциональное напряжение увеличением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания. Такая реакция формирует фундамент для хронической гипертонии и атеросклероза, двух известных факторов риска развития инсульта и сердечно сосудистых заболеваний.

Устойчивый стресс ухудшает способности к обучению.

Длительный или устойчивый стресс может повредить гиппокампу мозга, что усложняет запоминание новых вещей. Исследования показали, что крысы постоянно находящиеся в стрессовом состоянии непрерывно изучали своё окружение так, будто они не умели сохранять в памяти новую информацию. Вероятно, гиппокамп крыс находился под постоянной атакой вредных для этого отдела мозга гормонов, что делало невозможным запоминание. стресс нейрогенез мозг гормон

Стресс ослабляет гематоэнцефалический барьер.

Стресс может значительно увеличить способность вредных химических веществ беспрепятственно проникать через гематоэнцефалический барьер - сложную систему кровяных сосудов, которая защищает мозг от токсинов, циркулирующих в крови. Мы уже писали об этом в одной из прошлых статей, и не будем вдаваться в подробности, однако введём несведущую часть нашей аудитории в курс данной проблемы. Ещё во время войны в Персидском заливе, с целью защиты от химического и биологического оружия, солдаты принимали препарат пиридостигмин. Однако стресс, который был вызван военными действиями, способствовал проникновению препарата в мозг, вызывая головные боли, головокружение и тошноту. Такого ещё ни разу не наблюдалось на фоне спокойной обстановки. В результате было обнаружено ослабляющее воздействие стресса на гематоэнцефалический барьер. Это значимое открытие, поскольку многие лекарства и препараты разработаны в рамках предположения, что они не смогут проникнуть в мозг, следовательно их принятие во время нахождения организма в состоянии стресса может иметь негативные последствия.

Быстрый ответ на стресс на подсознательном уровне.

Наблюдая за отдельными нейронами правой префронтальной коры головного мозга, исследователи из Университета Айовы обнаружили, что эти клети удивительно быстро отвечают на неприятные образы, включающие фотографии увечий и сцен войны. Счастливые или нейтральные фотографии не могли вызвать такой же быстрый ответ. Ответ на отвратительные зрительные стимулы нейроны давали примерно в течение двенадцати сотых секунды, это происходило намного быстрее, чем сам испытуемый осознавал содержимое образов. Выводы напрашиваются сами собой, мозг улучшил систему распознания потенциально опасных или угрожающих раздражителей.

Как же избежать стрессов ?

Для того, чтобы выход на пенсию проходил мягче в психологическом плане, пенсионеру нужно заранее позаботиться о том, чем заняться дома, уйдя на заслуженный отдых, какие увлечения и интересы могут помочь без осложнений преодолеть перемены, связанные с завершением трудовой деятельности. Чтобы переход на пенсию не воспринимался так трагично, нельзя допускать пассивного бездействия - это вызовет пессимистические мысли, хандру, скуку.

Зато увлеченность любимым делом может дать пенсионеру ощущение заинтересованности в его результатах, занятости, удовлетворения. Значительно легче пенсионный возраст встречают те люди, у которых есть любимое занятие, интересы, не связанные с профессиональным трудом. Благоприятным и даже ожидаемым временем пенсионный возраст является для женщин, занятых домом, семьей, воспитанием внуков. Воспоминания о добросовестном труде, приносившем удовлетворение, также могут стать источником положительных эмоций, вызывать уважение окружающих и чувство гордости за свои профессиональные победы. Пожилой человек имеет то, чего не хватает молодым - массу свободного времени, которое можно использовать для реализации, быть может, давно зародившихся планов. Если же их нет, необходимо найти занятие по душе, желательно предполагающее общение с людьми, при котором можно было бы дать совет, обменяться опытом, почувствовать себя кому-то нужным. Завязывание новых контактов сможет обогатить скучную и однообразную жизнь пенсионера, поднять ее на новый уровень. Можно и нужно использовать это время, чтобы серьезно подумать о здоровье и основательно заняться его улучшением; или посвятить свободное время работе по выращиванию овощей и фруктов, разведению цветов на даче и др. Некоторым пенсионерам помогает скрасить жизнь своеобразное общение с домашними животными, забота о них, кормление, выгуливание.

Несколько советов пожилым, как преодолеть стресс:

Занимайтесь спортом -- хоть понемногу, но каждый день -- так вы увеличите свой запас энергии и высвободите эндорфин, который помогает справляться как с физическими, так и с моральными стрессами.

Не относитесь наплевательски к своему здоровью. Незначительные недомогания могут привести к тяжелым заболеваниям, если не начать лечить их вовремя, пока они еще в легкой форме. Не следует относиться к физическим и душевным недомоганиям как к естественному состоянию пожилых людей.

И обратный совет -- не будьте слишком мнительны. Лишние походы по врачам не улучшат вашего морального настроя. Не следует изучать медицинскую энциклопедию, выискивая у себя признаки той или иной болезни, -- это только усугубит стрессовое состояние.

Если вы одиноки, заведите домашнего питомца -- теперь у вас достаточно времени, чтобы заботиться о нем. Собака же или кошка, в свою очередь, удовлетворят вашу потребность о ком-то заботиться и желание быть любимыми нужным, избавят от чувства одиночества. Кроме того, возможно, возникнет общение с такими же собаководами или любителями кошек.

Постарайтесь отказаться от разрушительных привычек -- тяги к алкоголю и курению -- они еще более губительны для пожилых людей, так как организм в достаточной степени изношен и часто не в силах справиться с такой нагрузкой.

Развивайте свои способности. Многие известные музыканты, писатели, скульпторы начинали заниматься любимым делом после 45--50 лет. Это даст вам дополнительный стимул и внесет разнообразие в вашу жизнь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие стресса, его влияние на деятельность всего организма. Профессиональный стресс и его особенности. Основные аспекты и специфика стресса в семье. Значимость стрессовых факторов. Взаимосвязь уровня стресса в семье и профессиональной успешности.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Факторы активизации изучения психологического стресса. Стресс как патогенетическая основа многих заболеваний. Содержание теории стресса Г. Селье, её недостатки. Обзор теорий и моделей психологического стресса (З. Фрейда, Н.G. Wolff, D. Mechanik).

    презентация , добавлен 07.04.2017

    Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

    реферат , добавлен 03.11.2014

    Изучение понятия стресса, который представляет собой состояние чрезмерно сильного, длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку. Способы борьбы и профилактика стресса.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Изучение стресса в жизни студента. Сущность понятия "стресс". Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов. Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов.

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу . Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом .

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные , поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации ). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Продолжение следует…


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

Прежде чем , нужно осознать его сущность. В современных реалиях многие люди зачастую путают стрессовое состояние с депрессией и подобными психическими расстройствами. Между стрессом и депрессией существует большая разница. В первую очередь депрессия, это – патология, которую нужно лечить, и, зачастую, медикаментозными средствами. Классической депрессии присущ ряд соответствующих этиологических и клинических признаков, подтверждающих этот диагноз.

Что такое стресс?

Стресс — это не заболевание, это – ответная реакция организма на окружающие раздражители, причем, как позитивного, так и негативного характера. Стресс всегда рядом, стресс окружает нас, стресс, это – жизнь, и от этого никуда не денешься. Все, что заставляет человека нервничать, искать пути выхода из какой-либо сложившейся ситуации, смело можно называть стрессом. Больше того, умеренная стрессовая ситуация даже полезна, она позволяет поддерживать организм в тонусе.

Что касается длительного, регулярного воздействия негативных стрессовых факторов, здесь ситуация ухудшается. Хронический стресс способен вызывать серьезные перегрузки, в первую очередь, центральной системы и иммунных средств защиты организма. Первоначальное воздействие стрессовой ситуации активирует деятельность центральной нервной системы, которая начинает запускать антистрессовые механизмы защиты – повышается давление и сердечная деятельность, тем самым улучшая приток крови к органам и тканям, увеличивается концентрация глюкозы, жиров и белков в плазме крови, понижается деятельность пищеварительной системы. Организм переходит в состояние готовности, находясь на пороге принятия решения – избежать дальнейшего воздействия стрессовых факторов или бороться с ними.

Значительную роль в борьбе со стрессом играет иммунная система и гормональный статус. В крови повышается концентрация некоторых иммунных телец, стремясь защитить клетки от возможных повреждений, а гормоны норадреналин, адреналин и кортизол, способствуют поддержанию физической активности. Таким образом, организм стремится вернуться в стабильное состояние, которое называется – гомеостаз. Гомеостаз, это – точка посередине отрезка, к которой постоянно стремятся все системы организма. А стресс – пытается отклонить их деятельность в какую-либо сторону от этой точки.

Такая ситуация, при условии длительного воздействия, приводит к повышенному расходованию питательных веществ, и, в конце концов, завершается истощением. С этого момента начинается вредоносное воздействие стрессовых факторов на организм. В первую очередь страдает нервная система и иммунитет – появляются те самые, схожие с депрессией, клинические симптомы повышенной усталости, сонливости, раздражительности по пустякам и так далее. Повышается риск развития инфекционных болезней, особенно респираторного характера. Если своевременно не снизить воздействие стрессовых факторов или не устранить их, ситуация чревата развитием более серьезных психических и физических заболеваний – фобий, тревожных расстройств, депрессии и, нередко, пограничных состояний. Из органов, сильнее подвержены риску сердце, желудок, кишечник и мочеполовая система.

Стресса не нужно избегать или предупреждать, сделать это практически невозможно. Необходимо исключать длительное воздействие стрессовых факторов, по мере их осознания. В психологии и психиатрии с этой целью существует отдельная стратегия – управление стрессом – методика для профилактики пагубного воздействия стрессовых факторов на организм.

Профилактика хронического стресса относится к широкому спектру психологических методов терапии, доступных специалистам по психологии, а также – для применения в домашних условиях, так называемый аутотренинг, который основан на теории и практике когнитивно-поведенческой терапии.

Управление стрессом включает в себя достаточно широкий набор методов, используемых на практике, рассмотрим наиболее часто используемые, которые возможно использовать в бытовых условиях без применения медикаментозных средств:

Во многих развитых странах уделяют огромное значение профилактике и лечению стресса. Разработаны целые программы по управлению стрессом и предотвращение его хронического воздействия на организм. Очень жаль, что Россия находится только в начале этого пути. По этой причине приходится спасать себя самостоятельно.

Понятие стресса плотно вошло в нашу жизнь. Современная медицина признала, что стрессу подвержен каждый человек независимо от возраста, занимаемой должности или материального достатка, а потому с этим состоянием необходимо научиться справляться и грамотно противостоять ему.

Незначительные стрессы не наносят вреда организму, хотя с ними мы сталкиваемся практически постоянно. Другое дело устойчивый или невероятно сильный стресс, который наносит серьезный вред здоровью и может стать спусковым механизмом многих тяжелых заболеваний. К слову, в нашей стране под постоянным воздействием стресса находится более 70% населения, а значит, всем тем, кто хочет жить полноценной жизнью и чувствовать себя здоровым важно знать причины, по которым возникает эта опасная реакция, и принимать все необходимые меры к развитию стрессоустойчивости.

Почему возникает стресс

Для начала разберемся с самим понятием стресса. По сути, стресс – это ответная реакция организма на негативные эмоции, физическое или эмоциональное перенапряжение, а также монотонную суету. В этом плане воздействию стресса мы чаще подвергаемся, занимаясь профессиональной деятельностью, развиваясь и пытаясь самореализоваться. Как правило, к затяжному стрессу приводит нездоровая атмосфера в коллективе, постоянные ссоры и склоки, сверхурочная работа, завышенные требования и давление со стороны руководства, а также работа в условиях жесткой конкуренции. Сюда же можно отнести ночные дежурства, постоянный шум на рабочем месте и необходимость выполнять однообразную, монотонную работу.

Именно эти причины являются главными провокаторами стресса. Однако даже если вы не работаете или ваша трудовая деятельность приносит одно удовольствие, стресс может подстерегать вас дома. Этому способствуют внутрисемейные конфликты, неудовлетворенность социальными условиями жизни, внутренние страхи, комплексы и переживания, а также нереализованность своего потенциала. Все эти негативные факторы накладывают негативный отпечаток не только на психическое, но и на физическое здоровье.

Механизм развития стресса

Нужно понимать, что негативные последствия стресса не возникают на пустом месте. Наш организм реагирует на стресс посредством гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы или попросту оси ГГН. То есть, в случае возникновения стрессовой ситуации гипоталамус посылает импульс гипофизу, тот в свою очередь переадресовывает информацию надпочечникам, а надпочечники начинают стремительно вырабатывать глюкокортикоиды – стрессовые гормоны, которые в секунду мобилизуют защитные силы организма на борьбу со стрессом. Именно под действием адреналина, кортизола, тестостерона и альдостерона в стрессовой ситуации у нас повышается артериальное давление, учащается пульс, кровь становится более густой и возрастает скорость реакции. Однако если стрессовая ситуация затягивается, становясь хронической, надпочечники не прекращают вырабатывать гормоны стресса в течение длительного времени, что приводит к нежелательным последствиям для организма.

Физиологические проявления стресса

Прежде всего, затянувшийся стресс наносит свой удар по физическому состоянию человека. В случае избыточного уровня кортизола и адреналина в организме больного появляются следующие неприятные симптомы:

Сердце и сосуды

Нарушается сердечный ритм, «скачет» давление и повышается уровень холестерина;

Кишечник. Изменяется метаболизм, все чаще мучают запоры и спастические боли, развивается «синдром раздраженного кишечника»;

Легкие

Наблюдаются проблемы с дыханием, мучает одышка и повышается риск астматических заболеваний;

Глаза

Снижается зрение и появляется глазной тремор;

Кожа

На лице образуются фурункулы и акне, а кожа тела подвергается воспалительным реакциям. Может появиться экзема или псориаз;

Мозг

Появляются головные боли, а чуть позже происходит нарушение когнитивных функций: снижается память и нарушается внимание;

Иммунитет

Иммунная система постепенно ослабевает, пропуская болезнетворных агентов, а потому одним из последствий стресса являются инфекционные заболевания.

Кроме того, большинство ученых сходятся во мнении, что именно стресс является спусковым механизмом развития онкологических заболеваний.


Психологические проявления стресса

По словам медиков, физические проявления стресса – лишь начало всех бед с организмом. Гораздо более опасными являются психологические отклонения, вызванные затянувшимся стрессом.

Прежде всего, под влиянием стресса у человека появляются проблемы со сном. Это могут быть проблемы с засыпанием или бессонница, когда проснувшись среди ночи, человек не может сомкнуть глаз до утра. Такое состояние – первый звоночек, говорящий о перенапряжении нервной системы.

Чуть позже к бессоннице добавляются другие, более тяжелые состояния. Подверженный хроническому стрессу больной впадает в депрессивное состояние, он безразличен ко всему происходящему, подавлен и немногословен.

Чтобы справиться неприятными ощущениями человек в таком подавленном состоянии нередко начинает принимать алкоголь, употреблять наркотические средства или же горстями принимать антидепрессанты, которые приносят лишь временное облегчение, вызывая нешуточную зависимость.

В конечном итоге под влиянием не проходящего стресса больной начинает страдать от неврозов, становится раздражительным, эксцентричным, проявляет агрессию по отношению к окружающим, или наоборот, становится депрессивным и апатичным. Причем, как показывает практика, второе состояние гораздо опаснее, так как у человека могут появиться мысли о суициде.

Профилактика стрессовых состояний

Понимая, какой вред несет организму затянувшийся стресс, каждый из нас должен подумать над тем, как противостоять этому явлению. Безусловно, мы не сможем полностью оградить себя от давления, негативного влияния со стороны, или собственных тревожных мыслей, а потому надо научиться правильно реагировать на стресс, развивая в себе стрессоустойчивость.

Практика показывает, что стрессоустойчивые люди не только обладают отменным здоровьем, но и достигают профессиональных вершин, а значит, чаще воплощают в жизнь свои мечты и чувствуют себя более счастливыми. Все указывает на то, что нужно укреплять свое тело и дух перед возможными стрессовыми ситуациями. Вот несколько советов, которые позволят вам не допустить развития хронического стресса.

Измените отношение к происходящему вокруг

Чтобы успешно преодолевать воздействие стресса вам, прежде всего, понадобится эмоциональная разумность. Это важное человеческое качество, в основе которого лежит умение понимать собственные эмоции и их причины, а также эмоции и мотивы других людей. Если вы будете искать причины конфликта или появившегося у вас раздражения, а не сразу же отвечать на полученный негатив такой же порцией негатива, вы научитесь спокойнее реагировать на окружающие вас ситуации и станете менее подверженными стрессу.

Научитесь «выпускать пар»

Не стоит думать, будто не подверженные стрессу люди сдержаны по своей натуре. Просто они умеют своевременно выпускать негатив, не держа его в себе. А это очень ценное качество, ведь скапливающийся негатив, не находя выхода, начинает разрушать человека изнутри. Именно поэтому научитесь выплескивать агрессию, к примеру, плачьте, когда вам этого действительно хочется, закройтесь в комнате и поорите, адресуя свои эмоции человеку который вызвал ваш гнев, или займитесь физической работой, ведь доказано, что физическая активность лучше других избавляет от стресса, способствуя выработке гормонов «радости».

Не держите эмоции в себе

Очень важно научиться понимать эмоции и чувства, обуревающие вас, различать обида это или гнев, досада или раздражение. Важно говорить о том что вас волнует, называя вещи своими именами. Только делать это нужно не «переходя на личности», не оскорбляя оппонента. Например, «меня твои слова обижают» (а не ты хам-грубиян-нахал), меня злит, когда я это вижу (слышу) и т.д. Когда вы высказали свои чувства, объяснили свое состояние, есть большая вероятность, что окружающие перестанут так делать в дальнейшем. Но если даже ничего не изменится, вы смогли высказаться и не держать негатив в себе. Помните, здоровая эмоция заканчивается действием.

Старайтесь больше отдыхать

Очень часто хронический стресс появляется вследствие нарушения режима работы и отдыха. Такая проблема может возникнуть у людей, которые уже несколько лет не были в отпуске, регулярно работают по выходным и задерживаются в офисе допоздна. Здесь нужно понять, что всех денег не заработать, а для самореализации не нужно отдавать работе всего себя без остатка. Переусердствовав, вы лишь отдалите свою заветную цель. Установите режим, согласно которому каждый вечер у вас должно быть несколько часов для отдыха и общения с семьей, обязательно устраивайте выходные дни и не забывайте про отпуск, который дается человеку не для безделья, а для отдыха и восстановления жизненных сил. При этом обязательно планируйте свой отдых, чтобы он не проходил исключительно перед телевизором или в соцсетях. Подумайте, как можно разнообразить свой досуг: сходите в кино, погуляйте по парку, займитесь шопингом или отправьтесь в небольшое путешествие по окрестностям.

Занимайтесь спортом

Физическая активность – один из лучших способов борьбы со стрессом. Дело в том, что при занятиях спортом в организме активно выделяются гормоны радости – дофамин, серотонин и эндорфин. Именно поэтому после физических упражнений повышается настроение, а тревожные мысли уходят прочь. При этом призывая заниматься спортом, мы не говорим об обязательном посещении спортзала. Наоборот, для предотвращения стресса лучше поплавать в бассейне или покататься на велосипеде по парку, заняться бегом или собраться с друзьями и поиграть в футбол. Именно такая физическая активность, на свежем воздухе и в сочетании и приятным дружеским общением, принесет максимальную пользу в предотвращении стресса.


Нормализуйте сон

Мозгу нужен отдых не меньше, чем телу, ведь все мы помним, что механизм развития стресса начинается именно с мозга, где расположен гипофиз и гипоталамус. Именно поэтому возьмите за правило спать минимум 8 часов в сутки. Конечно, людям, которые привыкли спать по 5 часов в сутки, круто изменить свой режим отдыха не так просто, но если установить четкий режим отправления ко сну, а перед этим не пить кофе или крепкий чай и не возбуждать свой мозг компьютерами и телепередачами, все у вас получится. Кстати, по словам медиков, в 60% случаев длительный стресс провоцирует именно хроническое недосыпание, а потому, уделите этому аспекту самое пристальное внимание.

Следите за дыханием

По словам специалистов, с любой стрессовой ситуацией можно справиться, если научиться правильно дышать. Дыхание – единственная вегетативная функция, которую контролирует человек, а значит, освоив подходящую технику дыхания, вы сможете регулировать свое настроение и оставаться спокойным в тех ситуациях, когда вас пытаются выбить из колеи. В интернете и специальной литературе вы сможете отыскать необходимые методики обучения дыхательной йоге и быстро освоить их.

Найдите себе хобби

У каждого человека должна быть своя отдушина, свое хобби, на которое он можете «переключиться» после тяжелого трудового дня. Причем это не просто забава, но еще и терапия, вызывающая интерес и повышающая настроение, а главное, позволяющая переключать свое внимание и отвлечься от негативных мыслей. Смена интересов пойдет вам только на пользу, а потому смело отправляйтесь на рыбалку, в лес за грибами, на стадион, поболеть за любимую команду или в баньку, прихватив с собой пару верных друзей. Кстати, будет особенно полезно, если вы вовлечете в хобби своих друзей, ведь общение с приятными людьми – еще одно действенное средство в борьбе со стрессом. Здоровья вам и радости жизни!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта