Правописание окончаний глаголов
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),
· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),
· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хочу хочешь хочет хотим хотите хотят | Бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | едим едите едят | создам создашь создаст создадим создадим создадут | дашь даст дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) в глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),
· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),
· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,
· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).
Правописание суффиксов глаголов
1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.
2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .
Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).
Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .
4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .
5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.
Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.
Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .
И в прилагательных, и у каждой части речи сложности написания вызывает определенный набор морфем.
Основное правило гласит, что суффикс –ик- в тех словах, в которых при их склонении сохраняется буква «и».
Суффикс –ек- пишется в тех словах, гласная «е» у которых при их склонении, наоборот, выпадает.
Например: «светильн-ик – светильн –ик-а», «руче-ёк – ручей-к-а».
Основное правило гласит, что в таких суффиксах после букв «ж», «з» – «с», «д» – «т» всегда пишется буква «ч», а в оставшихся случаях – буква «щ». Например: «изво-з-чик», «ле-т-чик», «сва-р-щик».
Используется правило, что в таких случаях под ударением пишется буква «о», без ударения – «е». Например: «нищенка», «книжонка». Исключение – слово «еще».
Существует правило, которое гласит, что –нн- пишется в тех прилагательных, которые были образованы от существительных, основа которых заканчивается на букву «н», или же образованных с помощью суффиксов –онн- или –енн-. Например: «коре-нь – коре-нн-ой», «лимо-н – лимо-нн-ый».
Одна –н- пишется в следующих суффиксах: –ин-, -ан-, -ян- («ветреный», «земляной»), кроме слов « », «оловянный» и «деревянный».
В кратких прилагательных всегда используется столько букв «н», сколько их было в , от которого было образовано прилагательное.
Суффикс –к- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму и (или) были образованы от некоторых форм существительных, имеющих основу, которая оканчивается на буквы «к», «ч», «ц». В оставшихся случаях всегда пишется суффикс -ск-.
Если глагол, использующийся в настоящем и (или) будущем временах, имеет окончание на –ываю или –иваю, то в прошедшем времени или неопределенной форме пишется суффикс –ыва- или –ива-. И, наоборот, если заканчивается на –ую или –юю, то используется суффикс «–ова-» или «–ева-». Например, «закр-ывают – закр-ыва-ть», «к-ую – к-ова-ть».
Две –нн- пишутся отглагольных прилагательных и в полных страдательных причастиях в тех случаях, если они имеют приставку (кроме приставки не-), если они были образованы от глаголов с суффиксами –ова- или –ева-, к ним также относятся различные зависимые слова, если они при этом были образованы от глаголов совершенного вида.
Одна –н- пишется в случае, если слово было образовано от глагола, имеющего несовершенный вид. Также одна –н- будет писаться в суффиксах кратких страдательных причастий.
Буква «е» пишется в суффиксах тех причастий (прилагательных), которые были образованы от глаголов на –ить, -еть. Буквы «а», «я» пишутся, если они были образованы от глаголов, оканчивающихся на –ать, -ять.
Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.
Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.
Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:
Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:
Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.
Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:
Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.
Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:
(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.
Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".
После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.
Примеры слов, в которых он выделяется:
Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.
Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.
Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:
В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:
Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:
Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.
Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:
В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.
Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.
Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:
Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.
Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.
В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.
Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.
Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.
Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
Цели урока:
Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);
Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.
Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.
Х о ду р о к а.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»
Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
Осенний ---осеньвидел ---- видеть
Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.
Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил -----выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.
Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ – горЕВАть
командУЮ – командОВАть
настаИВАЮ – настаИВАть
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)
Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАть
командУю
командУешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.
4. Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму.
1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)
Его усиленно угощали (потчевали – потчую )
Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )
Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )
Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать
2.Слайд « Фразеологическая пауза».
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:
Подливать масла в огоньусердствовать
Набрать в рот водыподзадоривать
Из кожи вон лезтьбезмолвствовать
5. Промежуточный контроль
Слайд «Самостоятельная работа»
Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.
1. –ыва-оправд..вать – атак..вать
2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать
3. –ова-лакир..вать – испыт..вать
4. –ова-доклад..вать – исслед..вать
5. –ова-запис..вать – чувств..вать
6. –ова-негод..вать – откус..вать
7. –ыва-действ..вать – образов..вать
Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку
Слад «Проверь себя» (самопроверка)
о правдывать
т оржествовать
л акировать
и сследовать
ч увствовать
н егодовать
о бразовывать
Разбираем допущенные ошибки.
6. Слайд «Самостоятельная работа»
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.
Самопроверка по слайду:
ООЕ
ИЫЫ
ЫИЫ
ЫОИ
ИЕЕ
7. Подведение итога урока.
Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:
[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)
8. Домашнее задание (на карточках)
1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда -_______________________
расход - ________________________
Зависть - _______________________
участие - _______________________
Горе - __________________________
сочу..ствие - ____________________
2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
обвинять- __________________________
копить - _____________________________
печалиться - _________________________
молчать - ____________________________
3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
торжественно идти - __________________________
покрывать лаком - ____________________________
быть шефом - _______________________________
принимать участие - _________________________
ездить по новым местам - __________________________
проводить расследование - _________________________
посылать телеграмму -____________________________
дать совет -___________________________