Главная » Засолка грибов » Захарьина-юрьева анастасия романовна. Захарьина-юрьева, анастасия романовна

Захарьина-юрьева анастасия романовна. Захарьина-юрьева, анастасия романовна

Иван Грозный, Васнецов.

Мстительный, суровый, жестокий сластолюбец — таким запомнили царя Ивана IV Грозного его современники. Всю жизнь он находился в погоне за личным счастьем, но так его и не обрел.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ узнал женщин с 13-летнего возраста. Бояре хотели отвлечь молодого царя от государственных дел, поэтому устраивали ему частые любовные свидания.

Великий Князь Московский и всея Руси (с 1533), царь всея Руси (с 1547)(кроме 1575—1576, когда царем номинально был Симеон Бекбулатович). Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской.Началом самостоятельного правления Ивана IV считается принятие им титула царя. Его дед Иван III именовал себя царем всея Руси, но официально титул не принимал и использовал его только в отношениях с Ливонским орденом.

Смотр невест.

Первая жена-Анастасия Романова.1532-1560г.

Анастасия Романова

Иван решил следовать примеру отца, и бояре и окольничие отправились по стране смотреть невест от 12 лет и старше. За утайку невесты дворянам угрожала опала и казнь. Бояре, не дожидаясь невест из провинции, привезли своих родственниц. Царю сосватали Анастасию, дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Ее дядя был опекуном малолетнего Ивана. 2 февраля 1547 года состоялась свадьба Ивана IV с Анастасией Романовой. Этот брак длился 13 лет - до 1560 года, и это был один из успешных периодов и в жизни царя, и в истории России.

Анастасия Романова родила шестерых детей. Из них дочери Анна и Мария умерли до года, третьим ребенком был Дмитрий (не путать с царевичем, погибшем в Угличе!). В шесть месяцев от роду его повезли на богомолье в Кириллов монастырь, на обратном пути он погиб из-за нелепой случайности.

Когда струг пристал к берегу, сходни, по которым шла кормилица, перевернулись, и ребенок погиб. 28 марта 1554 года у Анастасии родился царевич Иван, а через два года дочь Евдокия, которая прожила менее трех лет. 31 мая 1557 года родился третий сын Федор (будущий царь). Анастасия не дожила и до 30 лет, её похоронили в Воскресенском монастыре в Москве.

Благодаря доброй Анастасии поначалу царь изменился в лучшую сторону. Бояре стали не узнавать когда-то жестокого, грозного царя в спокойном и добродушном человеке. Прекратились казни, «срамные» песни, жестокие игры с медведями и шутами. Иван Васильевич проявлял милость к нуждающимся, был приветлив со всеми.

Анастасия умерла,не дожив и до 30 лет.

Михаил Нестеров. Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным.

Вторая жена-Мария Темрюковна Черкасская.ум 1569г.

Черкешенка Мария (Гуащэней) Темрюковна (1545/1546-1569).
Вторая жена Ивана IV Грозного. Дочь кабардинского княза Темрюка.


Рамиля Эскандер В роли Марии Темрюковны,из фильма "Царь".

Это была высокая, стройная красавица. Когда царь ее увидел, то чуть дар речи не потерял — красота затмевала все вокруг. И через несколько дней Иван Васильевич попросил руки девушки. Согласно законам царского дома Кученей должна была принять православие и новое имя. После этого ее стали звать Марией Темрюковной.

Кадр из фильма-Царь"

Характер у новой жены царя оказался жестким и диким, что поначалу восхищало мужа. В первый год брака она поставила перед Иваном Васильевичем ряд условий, которые он обязан был выполнить. Одно из них — сделать стольником ее 18-летнего брата, князя Петра Темрюковича. На отказ государя Мария пообещала ему удавиться. Царь рассмеялся. Но в ту же ночь ее полумертвое тело вынули из петли, сделанной из длинного полотенца. Царицу едва удалось спасти от смерти.

Этот поступок Марии поразил Грозного, и он пошел ей почти на все уступки. Однако и это не спасло ее от утраты любви царя и от внезапной болезни. В 1569 году тяжелый недуг застал Марию в Вологде, по прибытии в Александровскую слободу она умерла. Ходили слухи, что царь ее отравил из-за вздорного нрава, но подтверждения эти разговоры не нашли.

Жена третья -Марфа Собакина,ум.1571г.

Родственница Малюты Скуратова.

Несмотря на эпидемии, погромы и неурожаи, царю нельзя было обойтись без царицы. В 1570 году 40-летни Иван Грозный устроил новый смотр 1500 дворянских невест. По совету известного опричника Малюты Скуратова выдвинувшегося на новгородском погроме, царь выбрал в жены его родственницу Марфу Собакину.

Обручение состоялось осенью 1571 года, были устроены пиршества, которые длились несколько дней. Все бы хорошо, но через несколько недель после обручения невеста стала вдруг «сохнуть» и вскоре умерла. Царь так и не успел провести с ней брачную ночь. Иван Васильевич объявил, что царицу извели злые люди, родственники его бывших жен Анастасии и Марии. Негодяев наказали, отправив в ссылку, а брата последней, Михаила, посадили на кол.

Удивительно, что в гробу она не поверглась тлену (это увидели в XIX веке при перестройках в храме). А Малюта Скуратов пытался укрепить свое положение с помощью еще нескольких браков. Его дочери были замужем за Глинским, Борисом Годуновым и князем Шуйским. Кстати, женитьба на дочери Малюты Скуратова стала одной из причин особой неприязни народа к Борису Годунову в ту пору, когда он сам стал царем.

Четвёртая жена-Анна Колтовская,ум 1626г.

К венецу, Маковский

В очередной раз Иван Васильевич оказался женихом. Перед ним снова встала проблема выбора невесты. Он не стал объявлять о новом конкурсе, а обратился к результатам того же осмотра, на котором выбрали Марфу. Теперь внимания царя была удостоена Анна Колтовская.

Анна Колтовская (актриса Розовская Александра, фильм "Иван Грозный" режиссер А.А.Эшпай)

Ей было 18 лет, когда государь изъявил желание жениться на ней. По понятиям того времени, она уже была «перестарком» (обычно девушки выходили замуж в 16 лет). Но царь выбрал ее… из-за фигуры. По православным законам можно было жениться только три раза.

Но чего не сделаешь ради государя всея Руси. Духовенство задним числом вынесло специальное постановление, касавшееся только царя, по которому только ему было разрешено жениться четвертый раз.

Анна ненавидела царя, считала его жестоким и буйным человеком. Она имела огромное влияние на Ивана Васильевича и медленно, но верно уничтожала опричнину. За один год были казнены и сосланы все главари опричнины.

Анна умела занимать своего государя, и он мог целые дни проводить в тереме царицы, где всегда было много девушек, готовых в любой момент сплясать и спеть для царя-батюшки. К своеобразным «играм» Ивана с другими девушками Анна была безразлична, так как не любила мужа. Каждое утро Иван Васильевич заходил в опочивальню царицы, где его радушно принимали. Было сделано все, чтобы он чувствовал себя всеобщим любимцем. Для него было поставлено кресло на особом возвышении.

Маковский.Игра в жмурки.

Царь, заходя в палаты жены, видел только улыбки и благодарственные поклоны, затем он садился в кресло и окружал себя любимицами, которым за шутки и ласки давал целые вотчины, решал в их пользу тяжебные дела. Так начинался «теремной день». Даже его верные опричники были отодвинуты в это время на задний план. Этому времени историки дали название «бабье царство».

Понятно, что опричники ненавидели Анну так же, как и она своего мужа. Грозный раскрыл ее намерения прекратить его руками опричнину. Он был в гневе.

Брак продолжался менее года. Анна была отослана на вечное поселение в деревушку Вилу под именем Дарья. Старожилы деревни говорили, что царица недолго томилась в Виле. Она так тосковала по родным, что по ночам выла и вскоре от тоски умерла. Душа ее не нашла покоя…

Пятая жена-Мария Долгорукая,1573г.

ПЯТЫЙ брак Грозного был весьма мимолетным. В ноябре 1573 года Иван Васильевич женился на Марии Долгорукой, но, обнаружив, что она не была девственницей, на другой день после свадьбы приказал посадить жену в колымагу, запрячь дикими лошадьми и пустить в пруд на съедение рыбам.

Шестая жена -Анна Васильчикова,ум 1579г.

Маковский

Однажды Грозный заехал к своему другу князю Петру Васильчикову. У князя была 17-летняя дочь Анна, славившаяся своей красотой. Царю она очень понравилась, и он предложил князю забрать дочь во дворец. Гордый Васильчиков отказался. Тогда Иван заявил, что он женится на Анне, и на другой день прислал к Васильчикову сватов.

Отказать царю — значит попрощаться с жизнью. Анне Васильчиковой нехотя пришлось стать женой царя. Патриарх и епископы не признали этот брак. С Анной Иван Васильевич прожил всего три месяца, из которых они виделись от силы месяц. Скончалась она при таинственных обстоятельствах. Когда Анна умерла, царю было объявлено, что ее замучала «грудная болезнь». Ее тело тайком было отправлено в Суздальский девичий монастырь.

Седьмая жена Василиса Меленьтева,ум 1580г.

Следующей женой Грозного стала… супруга царского стремянного Никиты Мелентьева — Василиса. Как-то раз, заехав по пути в дом Мелентьевых, Иван Васильевич был принят хозяином как самый уважаемый гость: Никита стоял поклонившись, а его жена встречала государя хлебом-солью.

Василиса Мелентьева.Неврев Н.В.1886г.

Она настолько понравилась Грозному, что тот не мог скрыть восхищения. Царь тотчас же приказал Мелентьеву, чтобы Василиса завтра же явилась ко двору, но этого не произошло. Через три дня он снова посетил дом князя и неоднозначно дал понять, что теперь за невыполненный царский указ ему придется худо. С насмешливой улыбкой на лице Иван Васильевич приказал Малюте Скуратову дать Мелентьеву вина. Тот понял, что вино отравлено, перекрестился три раза и залпом осушил чарку. Через несколько минут на кровати лежало бездыханное тело царского стремянного

На следующий день Василиса пришла во двор к царю. Она сумела очаровать дряхлевшего Грозного, который беспрекословно исполнял все ее прихоти. Василиса преследовала одну цель — ей нужно было стать царицей. И она добилась своего — царь с ней обвенчался. Она все время держала Ивана Васильевича в напряжении, не допуская его до физического сближения. При этом она удалила из дворца женщин, которых считала соперницами

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну. (Г. С. Седов , 1875 г.)

Василиса держала царя около себя в течение двух лет. Грозный переменился, как при Анастасии. Он был ласков и спокоен, оргий во дворце уже не было. Все шло хорошо, если бы не случай, произошедший во время приема шведского посла во дворце. Во время беседы царь внезапно встал и быстрым шагом пошел в царицыны покои.

Открыв дверь, он увидел покрасневшую Василису, на губах которой застыла растерянная улыбка, а в глазах появился ужас. Царь все понял и приказал обыскать терем. Василиса побледнела. За пологом кровати был найден Иван Колычев, молодой красавец, безумно любивший царскую жену.

Понимая, что его участь решена, Колычев вышел на середину комнаты, смелым вглядом окинул дрожавшего от ярости Грозного и просил пощадить Василису. Но не успел он закончить, как острый конец царского посоха проткнул его грудь. Василиса упала в обморок. На следующий день состоялись похороны. Священник не знал, кто лежит в двух гробах. Царь приказал, чтобы помянули просто «усопших рабов Господен». В одном гробу лежал заколотый Иван Колычев, в другом — живая Василиса Мелентьева, обвязанная веревками, с плотно замкнутым ртом.


ОПЯТЬ во дворце стали устраиваться оргии, начались массовые казни. Родственники Колычева были казнены. Грозный, немного успокоившись, принялся за поиски новой невесты. Как раз в это время из ссылки возвращался Федор Нагой, пробывший много лет в опале. Он не мог понять, чем заслужил милость царя вернуться в столицу. А причина была проста: проездом в вотчине Нагого был один приближенный к царю князь, который хотел расположить к себе царя, рассказав ему о прекрасной дочери Нагого Марии.

Жена Восьмая Мария Нагая,ум 1612г.

Она была идеалом русской женщины: высокая, с большими выразительными глазами, густой косой ниже пояса. На следующий день после приезда Нагого с его семейством в столицу Иван Васильевич решил навестить князя.

Царь старался выглядеть моложе своих лет. Он быстро въехал во двор и резво соскочил с коня. Иван Васильевич спросил Нагого, где же его прелестная дочь Мария. Тогда Нагой понял, чем вызвал милость у гостя.

Но Мария была уже сосватана за другого, поэтому и не приехала в Москву. Царь, узнав об этом, приказал Нагому привезти дочь в столицу. Через несколько дней Иван Васильевич снова приехал. Теперь его встречала с двумя чарками на подносе Мария. Грозный влюбился без памяти. Он сказал, что Мария должна стать московской царицей, что такая красота должна радовать всех.

Маковский

Она была немногословна и скромна. Иногда ни с того ни с сего начинала плакать. Это раздражало престарелого царя, который пообещал кинуть ее «псам на съедение», если та не перестанет рыдать. Мария родила царю сына Дмитрия, в котором пожилой отец души не чаял. Несмотря на то что недавно стал снова отцом, Грозный обдумывал план сближения с Англией и даже хотел жениться в восьмой раз на родственнице Елизаветы I для укрепления связей с этой страной…

Но даже могучий организм Ивана Грозного не выдержал тех оргий, среди которых протекала дворцовая жизнь. Иван Васильевич Грозный умер внезапно в 1584 году, во время партии в шахматы. Умер быстро и бесславно.

Эгоистичный, непостоянный, капризный. Любил ли он по-настоящему кого-то? Скорее всего, нет. Все женщины Ивана Васильевича лишь удовлетворяли его страсть. Его жизнь — постоянные поиски новой невесты, которые неизвестно сколько еще продолжались бы, если бы не смерть, прервавшая очередные свадебные замыслы престарелого жениха.


На престол вступил сын царя от первого брака с Анастасией Романовой - Федор Иоаннович. Как записал летописец, «воцарися и сиде на превысочайший престол Богом хранимого Российского Царствия». А в начале 1598 года, в самый крещенский сочельник, как гласила летопись, «последний царственный цвет Русской земли отошел от очей всех». Царица Ирина удалилась в монастырь и там приняла постриг. Так закончился род Рюриковичей и жизнь последнего из сыновей Ивана Грозного.

Источники.

Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) - первая жена Ивана Грозного и мать последнего Рюриковича на русском престоле Федора Иоанновича. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился Анастасии внучатым племянником.

В истории есть персонажи, которые не относятся к числу активных, но самим своим существованием рождают важные, иногда даже судьбоносные, события, касающиеся будущего всей страны. Такова фигура Анастасии Романовой - первой жены . Ее смерть стала одним из поводов к развязыванию опричнины, а пришедшие в начале XVII века на смену Рюриковичам, Годуновым и Шуйским цари из незнатного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых апеллировали в своем праве на верховную власть к родству с этой царицей.

Происхождение и фамилия

Анастасия происходила из незнатного боярского рода. В XIV веке на русскую службу двинулось множество иноземцев. Это не было исторической случайностью. Московское государство набирало силу и великие князья нуждались в верных слугах. Именно так, в качестве служилых людей, прибыли на Русь Романовы. Откуда? Вопрос остается открытым. Чаще всего называется два источника их происхождения: Пруссия и . Сами Романовы впоследствии ссылались на свое западное происхождение, что зафиксировано в Бархатной книге конца XVII века, т.е. тогда, когда эта династия уже укоренилась у власти.

Первым достоверно установленным Романовым был боярин Андрей с неблагозвучным прозвищем Кобыла. Он жил в эпоху и ничем особенным современникам не запомнился. От Андрея Кобылы пошли не только Романовы, но и Шереметевы, Колычевы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы и некоторые другие боярские роды. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка - самый заметный представитель этого рода до его возвышения - стал воеводой и дипломатом. Именно его Московский оставил во главе обороны столицы, когда отправился на Куликово поле для битвы с Мамаем в сентябре 1380 года. У него был сын Иван, который и стал непосредственным предком будущей царицы Анастасии. Он приходился ей прапрадедом. Ни он, ни прадед Захарий Иванович Кошкин, ни дед Юрий Захарьевич, ни отец Роман Юрьевич, как и многие другие Романовы, ничем особенным среди других аналогичных родов не выделялись. Они исправно служили Рюриковичам-Калитичам, ходили в составе московского войска в военные походы, занимали более-менее высокие должности при дворе или в провинции, выполняли различные поручения, участвовали в приемах послов, но таких как они было много.

У будущих Романовых было несколько фамилий и прозвищ, что являлось широко распространенной практикой того времени. Часть из них была образована от прозвищ - Кошкины, часть - от имен предков: Захарьины, Юрьевы. Фамилия «Романовы» более-менее устойчиво закрепилась за представителями этого рода благодаря царице Анастасии, имевшей отчество Романовна.

Она родилась в семье Романа Юрьевича Кошкина-Захарьина-Юрьева, служившего окольничим у . Дата ее рождения приблизительна - либо 1530, либо 1532 год.

О детстве будущей царицы ничего не известно. Она рано лишилась отца. Роман Юрьевич умер в 1543 году и Анастасия осталась с матерью Ульяной Федоровной. О матери будущей царицы известно мало. Неясно, какого она происхождения и какую фамилию носила до замужества. После смерти мужа, скорее всего, вела жизнь традиционную, замкнутую, а в конце приняла постриг. Ульяна пережила мужа и всех детей, кроме Никиты. Похоронена в Вознесенском соборе у его северной непочетной стороны.

Вдовство матери вряд ли принципиально повлияло на воспитание будущей царицы. Детьми, а тем более девочками, тогда мало интересовались. Согласно «Домострою», памятнику немного более позднего времени, но отражающему уже сложившуюся традицию, молодая боярышня должна была воспитываться в тереме под строгим надзором женской части семьи. Ее готовили к роли хозяйки, жены и матери. С точки зрения средневекового сознания ни для чего другого женщина не была нужна. Выходить из этой колеи разрешалось только иностранкам: Софья Витовтовна, и непосредственная предшественница Анастасии Романовой пытались сломать эту традицию. Если первые две активно вмешивались в государственные дела, которыми правили их мужья и сыновья, то жена Василия III стала полноправной государыней, опекавшей малолетнего сына Ивана IV. Это был второй, после в Х веке, случай, когда женщина возглавила Русское государство.

Анастасия не была знакома со своей свекровью. Та умерла еще до ее замужества. Однако печальная судьба их оказалась одинаковой - обе были отравлены.

Царская невеста

Сохранилось предание о том, что Ульяна после смерти мужа пошла с дочерьми за благословением к старцу Геннадию Любимскому и Костромскому. Пожаловалась ему на свою горькую вдовью долю, а тот посоветовал ей не печалиться, поскольку ее дочь станет царицей.

Согласно обычаю, описанному И. Е. Забелиным, в существовала идущая из Византии, преемницей которой наша страна себя считала, традиция смотра невест. В случае намерения царя жениться объявлялся сбор всех княжон, боярышень и дворянок как столичных, так и провинциальных. Никто желания девушек не спрашивал и их предпочтения не учитывал. Женитьба рассматривалась семьями претенденток исключительно с политической точки зрения: семья царицы становилась приближенной к первому лицу государства, а это сулило высокие должности и хорошие доходы. Дядя Анастасии Михаил Юрьевич был близок ко двору, предположительно, входил в опекунский совет при малолетнем сироте Иване IV и, возможно, имел свои планы относительно брака племянницы. Тем более что частично реконструированная по черепу внешность Анастасии позволяет предположить, что она была красавицей с правильными мягкими чертами лица, темными глазами и роскошными темно-русыми волосами. Было отчего потерять голову неизбалованному женским вниманием юноше - царю.

Литература:

  • Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв. - М., 2014.
  • Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. - М., 2003.

Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) - первая жена Ивана Грозного и мать последнего Рюриковича на русском престоле Федора Иоанновича. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился Анастасии внучатым племянником.

В истории есть персонажи, которые не относятся к числу активных, но самим своим существованием рождают важные, иногда даже судьбоносные, события, касающиеся будущего всей страны. Такова фигура Анастасии Романовой - первой жены Ивана Грозного . Ее смерть стала одним из поводов к развязыванию опричнины, а пришедшие в начале XVII века на смену Рюриковичам, Годуновым и Шуйским цари из незнатного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых апеллировали в своем праве на верховную власть к родству с этой царицей.

Происхождение и фамилия .

Анастасия Захарьина-Юрьева.

Анастасия происходила из незнатного боярского рода. В XIV веке на русскую службу двинулось множество иноземцев. Это не было исторической случайностью. Московское государство набирало силу и великие князья нуждались в верных слугах. Именно так, в качестве служилых людей, прибыли на Русь Романовы. Откуда? Вопрос остается открытым. Чаще всего называется два источника их происхождения: Пруссия и Новгород . Сами Романовы впоследствии ссылались на свое западное происхождение, что зафиксировано в Бархатной книге конца XVII века, т.е. тогда, когда эта династия уже укоренилась у власти.

Первым достоверно установленным Романовым был боярин Андрей с неблагозвучным прозвищем Кобыла. Он жил в эпоху Симеона Гордого и ничем особенным современникам не запомнился. От Андрея Кобылы пошли не только Романовы, но и Шереметевы, Колычевы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы и некоторые другие боярские роды. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка - самый заметный представитель этого рода до его возвышения - стал воеводой и дипломатом. Именно его Дмитрий Иванович Московский оставил во главе обороны столицы, когда отправился на Куликово поле для битвы с Мамаем в сентябре 1380 года. У него был сын Иван, который и стал непосредственным предком будущей царицы Анастасии. Он приходился ей прапрадедом. Ни он, ни прадед Захарий Иванович Кошкин, ни дед Юрий Захарьевич, ни отец Роман Юрьевич, как и многие другие Романовы, ничем особенным среди других аналогичных родов не выделялись. Они исправно служили Рюриковичам-Калитичам, ходили в составе московского войска в военные походы, занимали более-менее высокие должности при дворе или в провинции, выполняли различные поручения, участвовали в приемах послов, но таких как они было много.

У будущих Романовых было несколько фамилий и прозвищ, что являлось широко распространенной практикой того времени. Часть из них была образована от прозвищ - Кошкины, часть - от имен предков: Захарьины, Юрьевы. Фамилия «Романовы» более-менее устойчиво закрепилась за представителями этого рода благодаря царице Анастасии, имевшей отчество Романовна.

Она родилась в семье Романа Юрьевича Кошкина-Захарьина-Юрьева, служившего окольничим у Василия III . Дата ее рождения приблизительна - либо 1530, либо 1532 год.

О детстве будущей царицы ничего не известно. Она рано лишилась отца. Роман Юрьевич умер в 1543 году и Анастасия осталась с матерью Ульяной Федоровной. О матери будущей царицы известно мало. Неясно, какого она происхождения и какую фамилию носила до замужества. После смерти мужа, скорее всего, вела жизнь традиционную, замкнутую, а в конце приняла постриг. Ульяна пережила мужа и всех детей, кроме Никиты. Похоронена в Вознесенском соборе Кремля у его северной непочетной стороны.

Вдовство матери вряд ли принципиально повлияло на воспитание будущей царицы. Детьми, а тем более девочками, тогда мало интересовались. Согласно «Домострою», памятнику немного более позднего времени, но отражающему уже сложившуюся традицию, молодая боярышня должна была воспитываться в тереме под строгим надзором женской части семьи. Ее готовили к роли хозяйки, жены и матери. С точки зрения средневекового сознания ни для чего другого женщина не была нужна. Выходить из этой колеи разрешалось только иностранкам: Софья Витовтовна, Софья Палеолог и непосредственная предшественница Анастасии Романовой Елена Глинская пытались сломать эту традицию. Если первые две активно вмешивались в государственные дела, которыми правили их мужья и сыновья, то жена Василия III стала полноправной государыней, опекавшей малолетнего сына Ивана IV. Это был второй, после княгини Ольги в Х веке, случай, когда женщина возглавила Русское государство.

Анастасия не была знакома со своей свекровью. Та умерла еще до ее замужества. Однако печальная судьба их оказалась одинаковой - обе были отравлены.

Царская невеста.

Сохранилось предание о том, что Ульяна после смерти мужа пошла с дочерьми за благословением к старцу Геннадию Любимскому и Костромскому. Пожаловалась ему на свою горькую вдовью долю, а тот посоветовал ей не печалиться, поскольку ее дочь станет царицей.

Согласно обычаю, описанному И. Е. Забелиным, в России существовала идущая из Византии, преемницей которой наша страна себя считала, традиция смотра невест. В случае намерения царя жениться объявлялся сбор всех княжон, боярышень и дворянок как столичных, так и провинциальных. Никто желания девушек не спрашивал и их предпочтения не учитывал. Женитьба рассматривалась семьями претенденток исключительно с политической точки зрения: семья царицы становилась приближенной к первому лицу государства, а это сулило высокие должности и хорошие доходы. Дядя Анастасии Михаил Юрьевич был близок ко двору, предположительно, входил в опекунский совет при малолетнем сироте Иване IV и, возможно, имел свои планы относительно брака племянницы. Тем более что частично реконструированная по черепу внешность Анастасии позволяет предположить, что она была красавицей с правильными мягкими чертами лица, темными глазами и роскошными темно-русыми волосами. Было отчего потерять голову неизбалованному женским вниманием юноше - царю.

Анастасия Романовна
на Памятнике «1000-летие России».

ВЕНЦОМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ УВЕНЧАННАЯ

В лето от Рождества Христова 2014, в Первопрестольном граде Москве, усердием ревнителей движения “За Веру, Царя и Отечество!” написан образ Благоверной Царицы Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой, супруги Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного

Тропарь, глас 4

Благоверной Царице Анастасии:

Царя земнаго супруга Богом дарованная, / Царю Небесному житием благочестным усердно послужила еси. / Венцем добродетелей, паче венца царского, светло украшенная, / супружества христианскаго образ явила всему миру. / От корене Рюрикова лозою плодовитою процветшая, / славное Романово древо матерински возрастила еси. / Благоверная царица Анастасие, / молитвами твоими испроси у Христа Бога нашего, / народу русскому в Православной вере и служении Царском укоренитися, / и Русь Святую // соборным покаянием воскресити.

Рождение: 1530 или 1532 Смерть: 7 августа (1560-08-07 ) Род: Романовы , Рюриковичи Отец: Захарьин, Роман Юрьевич Мать: Карпова, Ульяна Фёдоровна Супруг: Иван IV (с 3 февраля 1547 года) Дети: Анна Ивановна (дочь Ивана Грозного)
Дмитрий Иванович
Иван Иванович
царь Фёдор Иванович

Царица Анастаси́я Рома́новна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова ; / -) - первая жена царя Ивана Васильевича Грозного , мать царя Фёдора Иоанновича . Смерть царицы, которую считали убийством с помощью яда, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Биография

Семья

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми . Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев , был окольничим при Василии III , из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна . Мать Анастасии, Ульяна Фёдоровна Карпова, была дочерью Федора Ивановича Карпова (окольничего, в 1508-1539 годах руководившего Восточной внешней политикой Российского государства).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты .

Свадьба

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовой. Царственная книга.

«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты» .

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крестным дочери Анастасии - Анны).

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Жизнь в браке

По словам летописцев:

Англичанин Дорсет пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом ».

Парсуна с изображением Ивана Грозного в зрелом возрасте

Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией , гонительницей Златоуста - по аналогии с её неприязнью к Сильвестру . В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царице, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева , «аки бы счаровали её оные мужи».

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены , покровцы , плащаницы , воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Мастерская Анастасии Романовны

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием (см. Древнерусское лицевое шитьё), из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской» .

Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» - связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

Среди них:

  • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
  • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
  • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
  • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
  • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
  • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар».

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры» .

Смерть

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, с своей стороны, считали Захарьиных главною причиною своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены , мышьяк , свинец . По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла) . «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве - 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма).» Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии .

Была похоронена в кремлевском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах". Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен.

«Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия еще родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась... Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шел за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твердости Христианина... Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе» .

Последствия кончины

Единственный выживший сын Анастасии - царь Фёдор

Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию террора против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными, но только с этого времени принято говорить о переходе к террору).

7.08.1560 (20.08). - Кончина Царицы Анастасии, первой жены Царя Иоанна IV Грозного, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых .

Послеофициального венчания на царство(16.1.1547), в феврале 1547 года молодой Царь Иван IV Васильевич решил жениться и устроил смотрины лучших невест из боярских и дворянских семей. Выбор Царя остановился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьева из рода, известного с середины XIV века, хотя и к высшей знати не принадлежащего.
«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чуствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты», - писалН.М. Карамзинв "Истории государства Российского".

Источники сохранили мало сведений о характере и жизни первой русской Царицы и первой, любимой жены Грозного Царя. Анастасия, «ростом маленькая, а коса до полу, богатая», получившая воспитание в затворе боярского терема, не обладала властным характером и не стремилась оказывать влияние на государственные дела мужа. Однаковзятие КазаниЦарь посвятил ей, своей Царице.

Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией Романовой

Летопись гласит, что «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели», усмиряя его несдержанный нрав. Русскому летописцу вторит современник Грозного, некий англичанин Дорсет, бывший в Москве по торговым делам: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Золотое шитье светлиц великокняжеского рода. Хоругвь двухсторонняя, мастерская Анастасии Романовны.


Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве "пяличного дела". Пелены, покровцы, плащаницы, воздухи передавались в дар Церкви. Аналогов этим произведениям нет и поныне, а те, что сохранились, составляют безценные собрания музеев.


"Богоматерь Одигитрия"

Анастасия родила царю трех сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго - по одной из версий (возможно, преувеличенной) - "убил отец". И лишь третий,Феодор, станет наследником престола и в 1584 г. Царем. Царицы Анастасии к тому времени уже давно не будет в живых. В 1560 г. она умирает в селе Коломенском, пережив долгую болезнь.
Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о причине смерти «и отравами царицу Анастасию изведоша». Это добавило Грозному ненависти к прочим боярским интригам.Исследования, начатые в 2000 г., подтвердили факт отравления. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Ртуть в те времена была самым распространенным смертельным ядом.

Погребение Анастасии

Специалисты также установили возраст Царицы - ей было не более 25-26 лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить "захудалых", "некняжеских" родственников Анастасии из окружения Царя, где они заняли важные государственные посты.
Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», - сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях Грозного Царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах.
Тем не менее Царица Анастасия и после своей смерти сыграла в русской истории, пожалуй, самую важную роль - она стала связующим звеноммежду пресекшейся царствовавшей ветвью династии Рюриковичейи новой династией Романовых:призванный Земским Собором Царь Михаил Феодоровичбыл всем дорог каксвойственник угасшего царского рода, "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет", как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта