Главная » 1 Описание » Чем история важна для человека. Почему важно знать историю

Чем история важна для человека. Почему важно знать историю

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

В представленном тексте молдавский писатель и драматург И.П.Друцэ предлагает порассуждать над проблемой важности изучения истории.

Чтобы подвести читателя к определению своей позиции, автор приводит в пример обычный урок истории. Казалось, ничто не сможет вывести детей из состояния подремывания. Но мудрому учителю удалось заставить детей задуматься над вопросом: «…что такое история?». «Он не видел лиц своих ребят, но по установившейся в классе тишине, по тому, что за четверть часа ни одна парта не скрипнула, он знал, что они его слушают». Размышляя, учитель сумел донести до учеников важность изучения этого предмета: началась перемена, а «ученики сидели не шелохнувшись». Действительно, такая великая наука, как история, играет немаловажную роль в жизни каждого человека, а её изучение стоит начинать с самого раннего детства. Различные предметы и события, связанные с историей, «помогут вам уяснить себе, что ценно, а что не очень ценно», знание этой науки подскажет «без чего вы можете обойтись, а без чего обойтись никак нельзя».

Нельзя не согласиться с мнением И.П.

Друцэ. Человеку нужно знать свою историю, чтобы передавать её из уст в уста, из поколения в поколение и напоминать каждому о её ценности.

Тема важности истории поднимается во многих литературных произведениях. В романе В.Каверина «Два капитана» описывается сложная судьба мальчика Сани, который прошел через множество преград, но восстановил истинную ленту событий, связанных с давней экспедицией на Север капитана Татаринова. Письма случайно попали в руки главному герою произведения, но изменили судьбы многих людей и раскрыли не одну тайну. Казалось, просто старые письма, но когда они попали в руки к нужным людям, умеющим ценить прошлое, всё тайное стало явным. Зарубежная литература также помогает читателям оценить значимость исторических событиях.

Сюжет романа М. Митчелл «Унесенные ветром» основан на событиях, происходивших во время американской Гражданской войны. В произведении показан период реконструкции страны и стойкость жителей, которые вынесли голод, холод, болезни и бедность. На примере судеб людей писатель напоминает читателям о беспощадности войны. В истории есть и такие страшные и жестокие события, о которых важно не забывать.

Я благодарна И.П.Друцэ за то, что он поднял тему изучения истории в своём тексте.

Процесс образования для человека необходим и постоянен. В юном возрасте это происходит в обязательном порядке, так как детский организм несамостоятелен и несерьезен. Школьная программа предоставляет начальный спектр знаний, а значимость некоторых наук понятна сразу: одна учит писать и читать, другая считать, делить, третья закаляет физически. Зачем нужна история, если она повествует о прошлом?

История - не простая гуманитарная наука

Зачем знать историю? Исторических дисциплин на самом деле около 25, они изучают и юридические документы прошлого, родственные связи, архивы и демографию населения. Денежные знаки и церковные праздники, поиск вещественных источников. Никакая другая наука так широко не охватывает процесс жизнедеятельности человечества.

Немногих предмет "хватает" сразу. Школьная подача предмета немного тяготит юную личность. Поэтому возникает определенная антипатия при мысли о том, что надо знать наизусть массу дат, имена каких-то правителей, повстанцев, диктаторов, национальных героев. Зачем изучать историю?

Патриотов воспитывает только история

Здоровое общество и благоприятная социальная атмосфера в стране привлекает всех граждан. К этому стремится государство постоянно. А ведь таким государство делают патриоты, люди любящие свою страну. История популярно рассказывает каждому поколению о том, чем оно обязано предшественникам, какие подвиги совершали прадеды, и как повлияло это на настоящее. Воспитание уважения к прошлой жизни с ее борьбой, реформами, победами - задача истории. Задача сделать из человека патриота.

Знаешь историю - предвидишь будущее

Течение жизни подвержено цикличности. В той или иной степени могут повторяться войны за энергоносители и территории, стихийные бедствия, народные волнения, культурные революции. История позволяет познать данные о произошедших событиях, спрогнозировать на их основе возможное развитие будущего. Избежать старых ошибок, тем самым сохранить множество человеческих жизней. Вот, зачем знать историю! Это инструмент анализа и прогноза. Наука, позволяющая моделировать жизнь на исторических фактах. Задача этой стороны истории - дать возможность научиться на имеющемся опыте и чужих ошибках, не совершая свои.

Введение

ИСТОРИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина

Для специальностей

080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям»), 131003 «Бурение нефтяных и газовых скважин», 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 190631 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям») среднего профессионального образования базовой подготовки

РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛ

Преподаватель ННГК

Васильев Н.С.

На заседании ПЦК ОГСЭД

Протокол № от.09.2011 г.

Председатель

Л.В. Васильева

Ноябрьск-201

Каждый год, проживаемый человечеством, оставляет свой след в истории.

История, в том числе история Отечества, история России, ставит своей целью показать место и роль её народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде исторических поколений. Кто мы, где наши исторические корни, каковы её взаимоотношения с другими странами и народами? История призвана показать жизнь во всем её многообразии: в величии и падении, замечательных делах, удивительных открытиях; прошедшие поколения передают нам не только свои трудовые навыки, опыт, достижения, но и свои ошибки и промахи, беды и горести. Все это оставило свои следы в истории и досталось в наследство ныне живущим людям. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте. История же былых времен должна учить всех нас. В этом также одна из её главных предначертаний. Важно только правильно воспринять её уроки.

Знать прошлое – значит понять во многом настоящее и предвидеть будущее. Как говорили древние римляне, история – это учитель жизни.

Каждая эпоха нуждается в осмыслении истории в тесной связи с мировой историей. К сожалению, в нашей стране одна идеологическая конъюнктура приходит на смену другой, и чаще всего, в корне противоположной: марксистско-ленинская, белоэмигрантская, либерально-буржуазная, антисталинская, а позднее – диссидентская общественная мысль давали свое видение исторического процесса. История всегда связана с политикой, интересами и судьбами правителей. В их интересах она всегда приукрашивалась, факты извращались. Поэтому так охарактеризовал историю в свое время бывший премьер-министр Франции Жорж Клемансо: « История – это уличная девка, которую кто как хочет, так и имеет».



Сегодня, в новых исторических условиях, историки могут провести ревизию всего исследовательского багажа прошлого, взять из него все действительно научно ценное и отбросить ненужную конъюнктурно идеологическую шелуху. Гири истории обычно точно взвешивают судьбу и значимость народа. А народ за это обычно платит сполна.

Изучение истории обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство.

Согласно цивилизационной теории изучения развития общества, авторами которых считают российских мыслителей Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева (Х1Х в.) и Л.Н.Гумилева (ХХ в.), история есть смена цивилизаций, или культурно-исторических типов. Цивилизации возникают, развиваются, исчезают. Но на обломках одного культурно-исторического типа иногда вырастает новая или несколько новых цивилизаций.

Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии событий. Она – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего общества, нашего многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.

Огромный вклад в историографию отечественной истории вложили русские историки – В.В. Шахматов, В.Н. Щербатов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, В.М. Соловьев, советские историки академики Б. Рыбаков, А.М. Панкратова, А.Д. Иловайский, наши современники академики С.О. Шмидт, А.А. Зимин, А.Н. Сахаров, доктора исторических наук В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М.Н. Зуев и многие другие.

Разработка данного курса истории, который составляет 117 академических часов, вызвана необходимостью сконцентрировать в едином пособии данных разных источников, в том числе и учебников по всемирной истории.

Лекции составлены в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ и учебным планом соответствующей дисциплины. Основой курса стали новейшие учебники, прежде всего А.В. Захаревича «История Отечества», который допущен Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования. Издание богато иллюстрировано портретами исторических личностей, а также картами, схемами, наглядно подтверждающими приведенные авторами сведения.

Другим важным источников для данного курса послужило 14-е стереотипное издание коллектива авторов под редакцией П.С. Самыгина «История», в котором в достаточном для студентов учреждений среднего профессионального образования уровня дается материал по всемирной истории. Однако в данном пособии имеется ряд ошибок в определении дат, что вынуждало автора данного курса проводить дополнительные исследования по другим источникам.

В процессе работы над данным курсом автором использован ряд дополнительных трудов. Это методический аппарат пособия В.М. Хачатуряна «История мировых цивилизаций»- первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. Данное пособие снабжено картами и развернутым методическим материалом. Издание рекомендовано Министерством образования и включено в перечень учебников.

К работе над курсом было привлечено еще одно дополнительное пособие для старшеклассников и абитуриентов, поступающих в ВУЗы – «История России» М.Н. Зуева, в котором дано систематизированное изложение основных фактов и событий истории России с древнейших времен и до настоящего времени.

Необходимо упомянуть еще один учебник, с которым ознакомился автор – это также коллективный труд Г.А. Елисеева, С.В. Алексеева и Д.М. Володихина «Отечественная история» рекомендованный в качестве учебника для студентов среднего профессионального образования. Одним из достоинств данного учебника можно считать наличие в нем реестра правителей России от Рюрика до В.В. Путина. Однако авторы многие события истории России, особенно советского периода, освещают довольно тенденциозно, значительно отклоняясь от объективного рассмотрения событий, что было подвергнуто критике Президентом России В.В. Путиным, считавшим, что 65% учебников по истории России периода 90-х годов не могут считаться объективными.

Следующим важнейшим источником автор считает знаменитую «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец» - такое определение дал А.С. Пушкин великому просветителю, писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину. Знаменитая «История государства Российского», все 12 томов которой вошли в данное издание, стала крупным событием в общественной жизни страны. Она читается как увлекательный роман, и представляет большой интерес для всех студентов, в частности, для студентов учреждений среднего профессионального образования.

В целях облегчения работы с соответствующим учебным материалом в конце каждой лекции указана литература по данной теме.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта