Главная » 1 Описание » Четырехмоторный самолет русский витязь и сикорский. Игорь Сикорский — русский гений Америки

Четырехмоторный самолет русский витязь и сикорский. Игорь Сикорский — русский гений Америки

Cамолет «Гранд» («Гранд Балтийский», «Русский Витязь»). aviator 2019-01-18T21:56:43+00:00

Первый в мире многомоторный самолет «Гранд» («Гранд Балтийский», «Русский Витязь»).

Разработчик: И.И.Сикорский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1913 г.

К ноябрю 1912 года слухи о громадной летающей машине, строящейся «Руссо-Балтом» , уже ползли по столице. Большинство авиационных специалистов не верили в возможность создания самолета больших размеров, причин для этого было много. Считалось, например, что подъемная сила крыла является результатом отбрасывания частиц воздуха передней кромкой и увеличение хорды свыше некоторых принятых значений бессмысленно. Тогда еще не знали, что большая часть подъемной силы получается за счет разрежения над верхней частью крыла, создаваемого при обтекании профилированной несущей поверхности. Многие приводили примеры, ссылаясь на творения природы, которая создавала летающие существа определенных размеров и весов. Страус, мол, тяжелая и громоздкая птица может только бегать по земле — и тут же доброхоты проводили аналогию с большим самолетом.

Так «Русский Витязь» стал родоначальником всех многомоторных тяжелых самолетов в мире. Первый, кто в какой-то степени отважился последовать примеру И.И.Сикорского, был итальянец Дж.Капрони. В 1913 году уже после создания Сикорским «Гранда» он построил самолет Са-30 с тремя независимыми винтомоторными установками. Однако боковые винты приводились каждый от своего двигателя через сложную трансмиссию, что и предопределило неудачу.

Са-30. Схема.

Только в 1914 году, когда двигатели были установлены по бокам на крыльях и непосредственно приводили свои пропеллеры, пришел относительный успех, позволивший начать доводку самолета Са-31.

Таким образом, приоритет Игоря Ивановича Сикорского в создании тяжелых многомоторных кораблей совершенно бесспорен и это является предметом нашей большой национальной гордости.

Модификация: «Русский Витязь»
Размах крыла, м
-верхнего: 27,00
-нижнего: 20,00
Длина, м: 20,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 120,00
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-нормальная взлетная: 4000
Тип двигателя: 4 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 4 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 90
Крейсерская скорость, км/ч: 77
Практическая дальность, км: 170
Практический потолок, м: 600
Экипаж, чел: 3

Биплан «Гранд». Первый двухмоторный вариант.

И.И.Сикорский на балконе самолета «Гранд». Слева стоит механик Панасюк.

И.И.Сикорский у первого, двухмоторного варианта самолета «Гранд». Комендантский аэродром. Март 1913 г.

Взлет самолета «Гранд».

Самолеты И.И.Сикорского «Гранд» и С-8 «Малютка».

Самолет «Гранд» во время доработки в 4-х моторный вариант, с тандемным расположением двигателей.

Самолет «Гранд Балтийский» с тандемным расположением двигателей на Корпусном аэродроме.

Самолет «Гранд Балтийский» на Корпусном аэродроме.

Четырехмоторный «Русский витязь».

На балконе самолета «Русский Витязь» стоят Сикорский и генерал-лейтенант Каульбарс.

Император Николай II, конструктор И.И.Сикорский и русские авиаторы у «Русского Витязя».

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Вид на кабину самолета «Русский Витязь».

«Русский Витязь» в полете.


"Большая масса и скорость - вот залог будущности авиации. Не нужно бояться больших тяжелых машин! Дайте им скорость и вы пустите в воздух вагон. Сменяемость пилота в воздухе, независимость полета от остановки моторов, уход за ними в воздухе - вот громадные преимущества больших аппаратов..."

Все скептики сходились в своих предсказаниях.

1. Самолет окажется настолько тяжелым, что не сможет оторваться от земли, несмотря на свои огромные крылья. А если и оторвется, из-за инерционности им невозможно будет управлять в воздухе и тем более при посадке. Данные, полученные при эксплуатации маленьких самолетов, нельзя механически переносить на большие.

2. Многомоторная силовая установка будет источником многих бед. Если выйдет из строя хотя бы один двигатель, балансировка нарушится настолько, что станет невозможно управлять машиной. Приводились примеры, когда на одномоторном самолете, имеющем два разнесенных пропеллера, рвалась одна из приводных цепей и самолет терпел катастрофу.

3. Закрытая кабина лишит пилота возможности чувствовать силу и направление воздушного потока и не позволит своевременно вмешиваться в управление машиной.

В начале 1913 г. фюзеляж и крылья были почти готовы и производили большое впечатление своими размерами. Заводской люд, щедрый на всякие прозвища, окрестил самолет "Грандом", что значило "большой". Это блестящее название прочно приклеилось, и он даже официально стал так называться. В феврале 1913 г. все части самолета в основном были готовы.
Главный конструктор много времени проводил в кабине на своем пилотском кресле. Он мысленно проигрывал первый полет по кругу, еще и еще раз повторял свои действия в случае возможных неблагоприятных ситуаций. Закрытая кабина не мешала Сикорскому, хотя большинство авиационных специалистов имели по этому вопросу другое мнение. В открытых кабинах пилот чувствовал своим лицом направление и напор воздушного потока. Напор говорил о скорости, направление потока - о боковом скольжении. Все это позволяло пилоту мгновенно реагировать рулями. Отсюда и пошли легенды о "птичьем чутье", которое давалось от природы и якобы далеко не каждому. Закрытая же кабина, хотя и несла в себе удобство и комфорт, лишала пилота подобных ощущений. Нужно было верить только приборам и опираться на инженерные знания, а не на "птичье чутье".

27 апреля Сикорский вырулил "Гранд" на старт. Вот прогреты двигатели. Пилот еще раз опробовал их на максимальных оборотах. Все нормально. Сикорский огляделся. Слева за деревьями просматривался Благодатный переулок, впереди маячили Пулковские высоты. Препятствий не было. Экипаж готов. Механик - на балконе, второй пилот Г.В.Янковский - на своем месте. Можно взлетать. Пилот плавно двинул секторы газа вперед, и в следующий момент "Гранд" начал разбег. Огромная машина постепенно набирала скорость. Хотя уже был какой-то опыт подлетов, Сикорскому казалось, что разбег идет слишком медленно. Однако вскоре, как обычно, он ощутил усилия на штурвале и педалях, рули управления становились эффективными, легко выдерживалось направление разбега - строго по выбранному ориентиру. Вот поднят хвост. Приближалась скорость отрыва. Сикорский плавно потянул штурвал на себя, и в следующий момент толчки и удары прекратились. Самолет медленно уходил вверх. Чувствовалось, что мощности было явно недостаточно. Сикорский сделал короткие движения штурвалом вперед-назад, влево-вправо, педалями. Самолет реагировал. Набор высоты продолжался. Пилот бросил быстрый взгляд на приборы - скорость 80 км/ч. Вот высота 10м. Все идет нормально. Пилот плавно перевел машину в горизонт и через несколько секунд, прибрав газ, - на снижение.
Машина послушна. Расстояние до земли из закрытой кабины определяется нормально. Теперь можно совершить и первый полет по кругу.

Полет назначили на 6 мая. Однако в этот день дул сильный ветер, доходивший до 18 - 20 м/с. Все самолеты стояли в ангарах или привязанными к штопорам. Была нелетная погода. Сикорский тем не менее решил не откладывать испытания. Он отметил, что направление ветра по полосе, а сила ветра для "Гранда" не помеха. Вскоре машина была на старте. Она слегка подрагивала от порывов, но твердо стояла на земле. Экипаж занял свои места. Вот прогреты двигатели. Сикорский поднял руку и стартер флажком указал вперед. Можно взлетать. Пилот двинул все четыре сектора газа до упора, и "Гранд" медленно тронулся с места. Ветер был нешуточный, и вскоре пилот уже почувствовал привычные усилия на штурвале. Уже поднят хвост, и в следующий момент машина оторвалась от земли. Из-за сильного встречного ветра скорость относительно земли почти не ощущалась, но зато машина по сравнению с прошлым полетом хорошо набирала высоту. Заметно только потяжелел хвост, но усилия на штурвале были вполне приемлемыми. Порывы ветра пытались трепать машину, но она как бы лениво от них отмахивалась. Сикорский легко парировал крен. Его концепция инерционности оправдывалась. Высота 100 м. Первый разворот. Самолет ведет себя великолепно. Вскоре второй. Продолжая набирать высоту, Сикорский прибрал газ. Все нормально. Набор продолжается. Высота - 200 м. Третий разворот. Идя на номинальном режиме двигателей, "Гранд" легко набирает высоту. Теперь в горизонт. Скорость - 90 км/ч. Машина устойчива и хорошо управляема. Из-за установки задних двигателей только чуть добавилась инерционность, зато машина стала заметно мощнее.

13 мая на Корпусном аэродроме состоялась сдача военному ведомству нескольких "Ньюпоров", изготовленных на РБВЗ по французской лицензии. На аэродром приехало много высоких гостей. М. В. Шидловский не преминул использовать такую возможность и показать гигант в действии. Корреспондент "Нового времени", который присутствовал при этом, в частности, писал: "13 мая на Корпусном аэродроме после очень удачной сдачи Военному ведомству нескольких "Ньюпоров" авиатор-конструктор И. Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удавшийся полет на аппарате своей конструкции "Большой" (бывший "Гранд"). Поднявшись на высоту около 100 м, он на полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно опустился. Наблюдавшая за этим публика устроила авиатору горячие овации. Этим полетом наглядно опровергнуты предсказания некоторых иностранных конструкторов о том, что "Большой" не будет в состоянии летать...".

Участник конкурса авиатор Г.В.Янковский у аэроплана авиаконструктора И.И.Сикорского.

Авиатор И.И.Сикорский (справа), генерал А.В.Каульбарс (в центре) в первом в мире многомоторном аэроплане Русский витязь.


Группа военных у аэроплана.

Аэроплан Бреге Милитэр на старте.

Общий вид аэроплана Русский витязь на аэродроме.

Группа военных у аэроплана системы Бреге во время конкурса.

Вид аэроплана Русский витязь, потерпевшего аварию. Впрочем, скорее не аварию, а курьёз...

С пролетающего над аэродромом самолета «Меллер № 2» оторвался двигатель «Гном» и упал на самолет Сикорского. Позже самолет восстанавливать не стали, так как конструктор начал работать над более совершенным многомоторным самолетом «Илья Муромец».

Группа зрителей у аэроплана во время конкурса.В центре военный летчик Самойлов.

Группа офицеров у аэроплана Русский витязь 4-ый слева - генерал А.В. Каульбарс, 5-ый - летчик И.И.Сикорский.

Аэроплан в ангаре.

Участники конкурса на аэродроме.Среди присутствующих в первом ряду 4-ый - председатель конкурсной комиссии С.А.Ульянин.

Обломки аэроплана Русский витязь, потерпевшего аварию. Тот самый мотор...

Группа участников конкурса в центре - летчик И.И.Сикорский.
Завоешь тут, когда с неба моторы падают)

Группа участников конкурса в автомобиле.

В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.
18 февраля 1918 года Сикорский через Архангельск выехал из России сначала в Лондон, а потом в Париж.
В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента.
До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.

На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.
Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58.

Многомоторные тяжелые самолеты, самолеты-амфибии и одновинтовые вертолеты - все это появилось благодаря Игорю Сикорскому. Почему лучший конструктор страны покинул Родину, и как сложилась его судьба за океаном - в нашем материале

Пионер авиации Игорь Сикорский родился в Киеве 25 мая 1889 года, в семье известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского. Отец, воспитывавший будущего авиаконструктора по собственной методике, передал ему преданность Церкви, Престолу и Отечеству, помог развить твердую волю и упорство в достижении цели. Согласно легенде, любимой книгой Сикорского был жюль-верновский "Робур-завоеватель", в котором рассказывается о прообразе вертолета, а полет на необычном воздушном судне однажды приснился будущему конструктору и стал мечтой всей его жизни.

Сикорский учился в петербургском Морском училище, позже в Киевском политехническом институте, там будущий конструктор посещал кружок "Воздухоплавания". К 1909 году он построил свой первый простейший вертолет, однако винтокрылая машина не смогла взлететь с пилотом, последующие попытки поднять в небо вертолет также не принесли результата, и изобретатель переключился на создание самолетов. К 22-м годам Игорь Сикорский получил диплом летчика и поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2.

В 1912 году его пригласили в Петербург на должность конструктора недавно основанного воздухоплавательного отделения акционерного общества "Русско-Балтийский Вагонный Завод". Именно тут Сикорский создаст первые в мире многомоторные тяжелые самолеты "Русский витязь" и "Илья Муромец". Его бипланы и монопланы принесли России славу одной из ведущих авиационных держав.

Однако в 1918 году гениальный конструктор был вынужден покинуть Родину, спасаясь от Красного террора. Один из рабочих Русско-Балтийского вагонного завода успел предупредить конструктора, что его фамилия включена большевиками в "черный список" монархистов и в ближайшие дни его расстреляют. Оставив молодую жену и маленькую дочку на попечении родственников, Сикорский перебирается в Мурманск, а оттуда на английском пароходе в Париж, ранее он получил приглашение французского правительства продолжить работу на заводах союзников. В 1919 году конструктор решает отправиться за океан, где, как он считал, существует больше перспектив для тяжелого самолетостроения.

Четырехмоторные гиганты "Русский Витязь" и "Илья Муромец"

Сикорский еще в довоенный период пришел к выводу, что будущее не за маленькими одномоторными аэропланами, а за большими летательными аппаратами с двумя или более двигателями. По мнению конструктора, такие самолеты имели преимущество в дальности полета, транспортных возможностях. Кроме того, аппарат данного типа был безопаснее одномоторных собратьев — в случае поломки одного двигателя остальные продолжали работать.

Зимой 1912 года начались работы по созданию четырехмоторного биплана. 10 мая 1913 года в небо впервые поднялся четырехмоторный самолет "Русский витязь". Спустя три месяца, 2 августа 1913 года, биплан Сикорского установил мировой рекорд продолжительности полета — 1 час 54 минуты. Этот самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины того времени, стал родоначальником тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров.

Фюзеляж самолета представлял из себя прямоугольную раму покрытую фанерой. Аппарат имел две пассажирских кабины с камерой хранения для запасных частей. Спереди кабины находилась открытая площадка с прожектором и пулеметом.

"Русский витязь" был настоящим гигантом — размах его верхнего крыла составлял 27 метров, нижнего — 20, их общая площадь равнялась 125 квадратным метрам. Аппарат мог нести 737 килограммов груза и летать со скоростью 77 километров в час, разгоняясь до 90 километров в час.

Прожил "Русский витязь" недолго. 11 сентября 1913 года на конкурсе военных самолетов с пролетавшего над бипланом Сикорского самолета "Меллер-II" сорвался двигатель, который упал на левую коробку крыльев "Витязя". Игорь Сикорский, который в то время уже сосредоточился на создании бомбардировщика "Илья Муромец", решил не восстанавливать поврежденный самолет.

23 декабря 1913 года впервые поднялся в небо "прадедушка" современных бомбардировщиков — С-22, более известный как "Илья Муромец". Он представлял собой деревянный биплан огромных размеров с четырьмя моторами, которые должны были поднять в воздух машину весом более пяти тонн. "Муромец" имел две орудийно-пулеметные площадки - одна находилась между полозьями шасси, вторая должна была размещаться на фюзеляже.

Во время первого полета биплана за штурвалом сидел сам Сикорский, а через полгода после испытания машины поступил первый заказ на десять самолетов для российской армии. "Муромцы" имели особое значение, поэтому летный состав формировался только офицерами. Даже бортмеханик обязан был иметь офицерское звание.

23 декабря 1914 года указом императора Николай II создана эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец", начальником которой стал Михаил Шидловский. Так появилось первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и "родилась" Дальняя авиация России. За 1914 - 1918 годы самолеты серии "Илья Муромец" выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. За это время было уничтожено 12 истребителей врага, в то время как Россия потеряла лишь один "Муромец".

К 1917 году Сикорский создал чертежи нового, еще более мощного "Муромца" "типа Ж". Планировалось построить до 120 тяжелых бомбардировщиков. Но произошла Февральская революция, и начался постепенный развал уникальной структуры эскадры. Последний боевой вылет "Илья Муромец" совершил 21 ноября 1920 года. Позже самолеты использовались на почтово-пассажирской авиалинии и в школе авиации.

Американское воплощение мечты русского гения

30 марта 1919 года Игорь Сикорский прибыл в Нью-Йорк, там он устроился учителем математики в вечернюю школу для русских эмигрантов, также он читал лекции по авиации и астрономии в различных обществах. В 1923 году совместно с группой русских беженцев конструктор основал в США компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation, позже переименованную в Sikorsky Aviation. Один из эмигрантов предоставил ему для работы небольшой сарай и навес на своей ферме. Там из подручных материалов Сикорский построил свой первый самолет в Америке. Помог конструктору композитор Сергей Рахманинов, который вложил в компанию пять тысяч долларов.

Первый успех "русской фирме" принесли самолеты-амфибии. Несколько десятков этих машин купила компания Pan American. Первая "летающая лодка" S-42 поступила на пассажирскую линию, связывающую оба материка Америки, в 1934 году. В том же году на одной из амфибий русского конструктора было установлено сразу восемь мировых рекордов, после чего США выбились в лидеры мировой авиации. Спустя три года на серийных самолетах этого типа начались и первые пассажирские перевозки через Атлантику. Позже изобретатель признается, что видел воздушное судно во сне, еще во время учебы.

Последним самолетом Игоря Сикорского стала четырехмоторная амфибия S-44, созданная в 1937 году. Следующий самолет конструктора — гигантская амфибия S-45, так и остался лишь проектом. Заказы на "летающие лодки" стремительно падали, время амфибий безвозвратно ушло.

В 1938 году Сикорскому пришлось в третий раз начинать карьеру практически с нуля. Конструктор взялся за проектирование принципиально нового летательного аппарата — вертолета. Спустя год 50-летний изобретатель создал первый в мире одновинтовой вертолет, который стал образцом для всех подобных машин. Сикорский сам поднял в воздух новую машину. До этого момента создание вертолета с одним винтом считалось невозможным. "Я чувствовал, что вертикально взлетающий аппарат может быть потрясающим средством спасения человеческих жизней. Воплотить эту идею в реальность и стало главной мечтой и главным делом всей моей жизни", — рассказывал Сикорский американским журналистам.

Конструктор оказался прав, его машина спасала жизни. В 1950 году, когда на Корейском полуострове вспыхнул вооруженный конфликт, вертолет Сикорского — S-51 стал единственным средством спасения для сотен американских солдат. Машина оперативно доставляла раненых в госпитали и помогала окруженным противником солдатам выбраться в безопасное место.

Спустя год произошла революция в тактике ведения боя — на фронт прибыл первый эскадрон новейших десантных вертолетов S-55. С их помощью армия США успешно провела первую в мире вертолетно-транспортную операцию "Ветряная мельница", а спустя несколько дней машины Сикорского впервые провели вертолетную десантно-штурмовую операцию. За считанные часы S-55 доставили в один из самых труднодоступных районов Кореи роту морской пехоты и восемь тонн снаряжений и боеприпасов.

Востребованы были эти машины и в мирное время. С 1957 года почти все президенты США летали на вертолетах Сикорского. Русский авиаконструктор стал основателем вертолетной индустрии США, которая на сегодняшний день является самой мощной в мире.

Скончался Игорь Сикорский 26 октября 1972 года, он похоронен в городке Истон. Все свои мечты конструктор воплотил в жизнь в США, но продолжал до самой смерти переживать трагедию, которая постигла Россию в XX веке. Изобретатель был удостоен множества почетных званий и наград, но главным достижением Сикорского является спасение более миллиона человеческих жизней, которое было бы невозможно без одновинтовых вертолетов.

October 14th, 2016 , 12:19 am

Пилотажная группа «Русские Витязи» получила четыре новых многофункциональных истребителя Су-30СМ. Машины окрашены в «фирменные» цвета группы и получили бортовые номера с 30 по 33. Машины летят с Иркутского авиазавода , корпорация ИРКУТ .
В новостях уже писаль, что самолеты прибыли в кубинку, но это не так. Это ПЕРВЫЕ публикуемые кадры новых машин! Это б/н 30

фотография большого размера
01

Ранее Витязи летали на самолетах Су-27П и Су-27УБ
Найдите десять различий! (а они есть, правда внешне видны не все…)

02

Наиболее заметные визуальные различия, это ПГО (переднее горизонтальное оперение), и спаренное переднее шасси. Кроме этого установлена система дозаправки топливом в полете, но ее сходу не заметишь.

фотография большого размера
03

Незаметное, на первый взгляд, но наиболее существенное отличие, это двигатель АЛ-31ФП (Архип Люлька), с изменяемым вектором тяги. Такой двигатель существенно повышает маневренные характеристики самолета. Что-ж, ждем новых фигур высшего пилотажа от Русских витязей!
На фото Су-27П

04
Группа пришла традиционным «Ромбом» (Это вид боевого порядка, или строя. Боевые порядки служат для решения задач боевой подготовки и выполнения боевых задач)

05
Летчики сделали проход группой над аэродромом, развернулись и сделали расход.
Первым садится машина с бортовым номером 32 -

фотография большого размера
06

Следом б/н 31

07
Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.

08
Возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность являются уникальными.

09
Далее 30 (тот, что в заголовке поста…) - гвардии полковник Андрей Алексеев
Су-30СМ (серийный модернизированный) — последняя модификация российского многоцелевого тяжелого истребителя Су-30 поколения 4+

10

11
Замыкающим садится Су-30СМ, б/н 33

Фотография большого размера
12


13
Через некоторое время приходит «Техничка» Ан-12

14
Машины встали на обслуживание и дозаправку топливом

15
Заправились, и дальше, к себе домой, в Кубинку. Первым выруливает на исполнительный машина с б/н 30 - гвардии полковник Андрей Алексеев

16
Следом 33 - гвардии подполковник Александр Богдан

17
Су-30СМ, анфас б/н 31 - гвардии подполковник Олег Ерофеев

18
И в профиль - гвардии подполковник Олег Ерофеев

19
Замыкает четверку б/н 32, который садился первым. гвардии подполковник Сергей Щеглов

20
Стали на полосе двумя парами, так и будут взлетать

21
Первыми пошли 30 и 33. Мощный разгон…

22
Далековато...

23
Пошли 31 и 32. Крутой отрыв!

24
Хороший подарок получила авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи» в год своего 25-летия.
Сегодня в составе группы:
· Гвардии полковник Алексеев Андрей Анатольевич
Заместитель командира 237 ЦПАТ «Кубинка», Военный летчик-снайпер.
· Гвардии подполковник Щеглов Сергей Владимирович
Командир АГВП «Русские Витязи», Военный летчик 1 класса
· Гвардии подполковник Богдан Александр Сергеевич
Заместитель командира АГВП «Русские Витязи», Военный летчик 1 класса
· Гвардии подполковник Ерофеев Олег Иванович
Начальник службы безопасности полетов, Военный летчик-снайпер.
· Гвардии капитан Кочетов Владимир Геннадьевич
Старший лётчик, Военный лётчик 1 класса.

Инженер И.И. Сикорский разработал самолет «Русский витязь», который стал первой машиной во всем мире, имеющей несколько моторов. Создавался он в первую очередь для дальней разведки.

Появление идеи

«Русский витязь» - самолет, разработка которого началась в сентябре 1912 года конструктором для участия в конкурсе.

В это время в Петербурге проходил конкурс самолетов отечественного производства, собранных русскими конструкторами. В середине сентября 1912 года И.И. Сикорский получил приглашение встретиться от М.В. Шидловского, который являлся председателем Русско-Балтийского вагонного завода. Предложения подобного рода делались очень редко. Это давало конструктору повод думать, что данная встреча изменит его жизнь. Так и произошло. Во время встречи Сикорский поделился своими планами о постройке многомоторного самолета. Шидловский предложил начать работу над проектом.

Сомнения окружающих

Идея создания многомоторного самолета для многих специалистов того времени казалась лишь мечтой. Большинство из них утверждало, что подобная модель не будет летать. Повсюду слышны были высказывания, что проект обречен на провал. Несмотря на это, Сикорский продолжал свои работы. И уже в мае 1913 года в небе над аэродромом появился «Русский витязь». Самолет, которым управлял сам инженер, пролетел несколько кругов и плавно приземлился.

Петербургские печатные издания многократно описывали данный факт. Несмотря на это, специалисты других стран отказывались верить в возможность создания подобного рода самолетов. Эту новость предпочитали считать выдумкой журналистов.

Первые разработки

«Русский витязь» (фото которого представлено в статье) представлял собой многостоечный билан с четырьмя моторами. Разрабатывался он на протяжении 1912-1913 годов. Изначально его называли «Гранд». В мае 1913 года название было изменено на «Большой Русско-Балтийский» от названия завода, где он разрабатывался. Спустя месяц получил имя «Русский витязь».

Верхнее крыло изготавливалось больших размеров в сравнении с нижним. Они имели форму прямоугольника с шириной два с половиной метра. Причем расстояние между крыльями равнялось длине самих крыльев и составляло также 2,5 метра.

Коробка крыльев имела четыре стойки. Каждое крыло усиливалось двумя лонжеронами. Последние представляли собой коробку высотой 9 см и шириной 5 см из пятимиллиметровой фанеры. Полки выполнены из сосны толщиной до двух сантиметров. В качестве крепежа элементов использовались латунные шурупы и столярный клей.

С целью улучшения устойчивости и управляемости длина самолета «С-21» была увеличена до двадцати метров. Это сделало машину устойчивой во время полета. Даже при движении пассажира по каюте во время полета устойчивость не ухудшалась.

Фюзеляж был выполнен в виде прямоугольника из дерева, обшит листами фанеры. Он содержал следующие элементы:

  • две каюты для пассажиров;
  • рубку для капитана;
  • отделение для инструментов и запасных частей.

«Русский витязь» - самолет, который стал первым, имеющим большую закрытую кабину для команды и салон для пассажиров. Кроме того, были и боковые входы, через которые во время полета можно было спуститься к нижним крыльям и добраться к двигателям. Их можно было ремонтировать даже в небе.

В носовой части, непосредственно перед капитанской рубкой, была оставлена площадка в виде балкона для размещения пулемета и прожектора. Сразу за ней шла закрытая стеклом кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В ней размещались два сиденья для экипажа. Далее следовала еще одна перегородка из стекла, отделяющая пассажирскую зону. В ней имелись и даже небольшой столик.

Устройство первой модели

«Русский витязь» - самолет с двумя двигателями «Аргус» мощностью 100 лошадиных сил, размещенными на нижнем крыле. Устанавливались они попарно. Моторы вращали четыре вала диаметром 2,6 м. Два вала были толкающими, два тянущими. Первые испытания показали, что мощности двести лошадиных сил слишком мало. Ее хватало лишь на полет дальностью до ста метров.

Сложное шасси представляло собой четыре лыжи. Между ними размещались две тележки, к которым в свою очередь было присоединено восемь колес. Соединялись колеса с тележками за счет стальных пружин, а между собой - попарно.

Руль состоял из четырех поверхностей, которые образовывали две пары. Управление осуществлялось за счет двух штурвалов и педалей. Проводка выполнена была из троса.

Вес самолета без нагрузки составлял три с половиной тонны.

Доработки самолета

Практически сразу после первых испытаний Сикорский решил доработать четырехмоторный самолет. Было изменено место и способ установки двигателей. В новой версии они размещались в ряд под нижним крылом вдоль передней кромки. Таким образом, задние толкающие двигатели стали тянущими.

Такие изменения улучшили показатели самолета «С-21». Об этом свидетельствовали испытания, проведенные на Корпусном аэродроме.

Новая модель впервые взлетела 23 июля 1913 года. Было доказано, что даже при отключении двух двигателей на одной стороне самолет прекрасно слушался рулевого управления.

Благодаря этому в августе 1913 года самолет провел в воздухе 114 минут. Это стало мировым рекордом. В это время у него на борту находилось семь пассажиров. Именно в этом время самолет получил имя «Русский витязь».

Технические характеристики

Самолет «Русский витязь» (фото которого имеется в статье) обладал следующими характеристиками:

  • Силовой агрегат из четырех двигателей «Аргус».
  • Мощность каждого двигателя - сто лошадиных сил.
  • Количество пассажиров - до семи человек. Из них три человека - экипаж.
  • Размах крыла - 27 метров.
  • Площадь крыльев 120 м 2 .
  • Максимальная скорость - девяносто километров в час.
  • Максимальная дальность перелетов - 170 километров.
  • Длина самолета - двадцать метров.
  • Высота - четыре метра.
  • Масса пустого самолета - 3,5 тонны.
  • Максимальная взлетная масса - 4 ,2 тонны.
  • Масса полной нагрузки - 700 килограммов.

Несчастный случай

Самолет Сикорского радовал своего конструктора совсем недолго. Он был разрушен во время необычного несчастного случая. Когда проходил конкурс военных самолетов, над аэродромом пролетал «Меллер №2». Двигатель «Гном», установленный на нем, оторвался и упал прямо на «Русского витязя». Случилось это 11 сентября 1913 года.

Сикорский решил не восстанавливать самолет. В это время он уже разрабатывал новую усовершенствованную модель. Он работал над серией самолетов «Илья Муромец», которые пополнили Императорский военно-воздушный флот.

Русский конструктор И.И. Сикорский сумел создать самолет, который приводился в движение четырьмя моторами, расположенными в ряд. И это самолет "Русский витязь", или, как его еще называли, "Гранд", ставший первым во всем мире в своем роде.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта