В современной системе образования несколько лет назад появился термин «Moodle». Итак, что такое Moodle? Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это open source software (открытые программные средства) — система, разработанная в Австралии бывшим сотрудником компании WebCT, первая версия которой вышла 20 августа 2002 года. Официальный сайт — http://www.moodle.org
M
odular
O
bject
O
riented
D
ynamic
L
earning
E
nvironment
Курсы Moodle — это информационные ресурсы, которые преподаватели размещают в Moodle, после чего студенты, имея соответствующие права доступа, могут записаться на курс и работать с ним: изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д. Обучающая платформа Moodle поддерживает разные методы записи студентов на курс: автоматический, вручную преподавателем, по кодовому слову, из внешней базы, гостевой доступ.
1. Поддерживается большим количеством людей со всего мира и обладает высокой производительностью.
2. Поддерживает более 40-ка языков мира и может работать с кодировкой UTF-8.
3. Поддерживает множество баз данных (MySQL, PostgreSQL, MSSQL, Oracle, текстовый файл).
4. Использует протокол HTTPS для аутентификации (исключение перехвата пароля пользователя третьими лицами).
5. Moodle проста в обращении, имеет понятный интерфейс
6. Поддерживает различные внешние виды целого сайта либо отдельных курсов (темы).
7. Различает несколько типов пользователей: главный администратор, администратор, создатель курсов, преподаватель, студент, гость.
8. Имеет большой набор блоков, фильтров и модулей (полный список), позволяя изменять внешний вид и расположение блоков на титульной странице всего сайта или отдельно взятого курса.
9. Позволяет выполнять резервное копирование по расписанию либо вручную, а также имеет гибкую настройку системы безопасности.
10. Moodle проводит оценку знаний студентов на основе тестирования, предлагая такие типы вопросов, как описание, случайный, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы (короткие ответы, числовые, множественный выбор.) Для преподавателей иностранных языков незаменимым способом тестирования есть Hot Potatoes Quizez:
Medicine Hot Potatoes Test
Hot Potatoes Quiz
Будучи в Москве на , я познакомилась с Остином Вуд, преподавателем английского языка, который знаком с Moodle не понаслышке.
— Hi everyone! Welcome to ! Today I’m staying in Moscow. I’ve been here for the third day and happy to introduce you to Austin who is going to tell us about Moodle platform. Hello Austin! Please share your experience in using Moodle platform.
— Hello! To my experience with Moodle, it’s actually from the side of the student. We used Moodle at both my high school and in my university for, probably, six or seven different courses.
— What specific features should students keep in mind when learning English with Moodle?
— It’s great to offer teachers because they can use it to distribute materials. So reading assignments or worksheets and handouts — they can put these on Moodle instead of printing them out for the students. Today many students prefer to use electronic format so this way they can choose what they want to print out themselves at home, or simply read it on their phone or their tablet. It’s also very great for having discussions so students can post their thoughts, their reactions to some reading assignment or video and students can interact with a teacher. This allows them to have more interaction time than they might have in the classroom which is sometimes more dominated by teacher’s talking time.
— What about the assessment process? How is students’ knowledge assessed?
— Yes, today there’s a grading process built into Moodle. If teachers use Moodle for all their assignments, they can actually keep track of all the marks, all the grades in Moodle. So the day after assignment is admitted students can log in again and they can see their grade in the class. They don’t have to ask the teacher what marks they currently have — all the assessment is built into Moodle modules. This makes it very easy for teachers and very convenient for students.
— Do you consider Moodle to be an effective way of learning languages?
— Yes, I used it personally in my Spanish class at the high school. It was an excellent work for language learning, that’s why I am sure that it would be as effective with English.
— Thank you, Austin! I wish you successful teaching career in Russia and bright and enthusiastic students in your class.
Весной 2014 года я подала заявку в Український інститут інформаційних технологій в освіті Національний Технічний Університет України «КПІ» в Киеве и закончила курс повышения квалификации научно-педагогических сотрудников, получив сертификат об окончании и защитив выпускную работу на «отлично»
«Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle» (специальность «Програмная инженерия»).
Мой авторский курс в Moodle «Навчання аудіювання студентів мовних вузів» разработан для студентов 2 курса факультета переводчиков Киевского национального лингвистического университета и охватывает следующие темы: «Mass Media»,
Для работы с iSpring Online не требуется специальной подготовки, интерфейс выглядит современно и интуитивно понятен. Система готова к использованию сразу после регистрации на сайте.
iSpring Online используют как крупные компании с развитой сетью филиалов, так и частные бизнес-тренеры, репетиторы. Например, систему применяют РосЕвроБанк, Альфа-Капитал, Unilever Russia, Московская пивоваренная компания, Lamoda, Kari, Biglion и др.
Особенности iSpring Online:
Разработчики учитывают пожелания клиентов и каждые 2-3 месяца выпускают обновления, добавляя в СДО новые возможности.
2. Moodle
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением , распространяющаяся по лицензии GNU General Public License.
Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма » и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов , а также поддержки очного обучения.
Moodle переведена на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.
Moodle - это программа, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии. Ученики смогут по-настоящему учиться, получая доступ к различным ресурсам класса. Moodle позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя такие возможности, как проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из интернета, и многие другие.
3. TrainingWare Class: первая российская СДО с открытым кодом
4. Claroline LMS
Платформа для электронного электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking) , позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий. Переведённая на 35 языков, Claroline LMS обладает обширным сообществом пользователей и разработчиков по всему миру.
Claroline LMS выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом (Open Source). Она применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Она позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн. Каждый курс содержит ряд инструментов, позволяющих преподавателю:
Claroline LMS используется не только школами и университетами, но также и тренинговыми центрами, ассоциациями и компаниями. Платформа настраиваемая и предлагает гибкую среду для разработки под конкретный заказ.
Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.
Dokeos - результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:
Изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;
Организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д.
Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.
Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en.
Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning-инструментарий. Есть русскоязычная версия.
Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands - OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.
На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.
LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.
Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.
Open Architecture Community System - это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.
На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.
Не обновляется с 2003 г.
Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.
Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:
Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.
В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.
Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.
Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.
Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.
Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.
В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.
Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.
В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.
Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:
В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.
Популярная программная платформа Moodle позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой - совместное решение задач, обсуждения, обмен знаниями и другие виды коллективной работы. Обучающую платформу Moodle используют более 50 тысяч организаций из более чем 200 стран мира, в том числе в России, где на сегодняшний день Moodle - одно из самых востребованных обучающих решений open sourсe (СПО). В РФ зарегистрировано более 600 инсталляций с количеством пользователей в некоторых из них до 500 тысяч человек.
Платформа Moodle имеет модульную структуру, что позволяет гибко изменять и дополнять функциональные возможности системы.
В марте 2011 года Российская компания SPIRIT , разработчик и поставщик программной платформы операторского класса для интернет-видеотелефонии, совместно с компанией ALT Linux , российским разработчиком в области разработки свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux , объявили о выпуске нового модуля интеграции системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle.
ВидеоМост может быть встроен в Moodle как дополнительный модуль. Интегрированная в СДО Moodle ВКС ВидеоМост, в отличие от использования преподавателями и учащимися отдельного внешнего средства связи, например, Skype или Apple iChat, дает пользователям ряд преимуществ:
Функциональность совместного просмотра документов и материалов, созданных преподавателем или учащимися, а также опция встроенного текстового чата интегрируется вместе с ВКС . Для удобства интеграции решения ВидеоМост в платформу Moodle создан ряд специальных программных интерфейсов и плагинов, обеспеченных проработанной документацией.
Российская компания SPIRIT, разработчик и поставщик инновационной программной платформы операторского класса для интернет-видеотелефонии, совместно с компанией ALT Linux, российским лидером в области разработки свободного ПО и дистрибутивов на базе Linux, объявляют о выпуске нового модуля интеграции системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle.
Дистанционное обучение - это сфера, где эффективность коммуникаций и взаимодействия участников учебного процесса непосредственно влияет на успешность процесса в целом, поэтому гибкость и интерактивность систем дистанционного обучения (СДО) приобретают все большее значение для их пользователей. Внедрение опции видеоконференцсвязи (ВКС) в СДО является логичным шагом развития систем онлайн-обучения.
Создание нового модуля интеграции отечественной системы видеоконференцсвязи ВидеоМост и популярной обучающей платформы Moodle на базе СПО вписывается в рамки концепции Национальной Программной Платформы (НПП), расширяя конкурентоспособные возможности российского ПО.
Модуль ВКС может быть задействован при создании учебного курса Moodle. В этом случае видеоконференция будет организована во время запланированного урока (семинара, лекции и т.п.) или в другое указанное преподавателем время. Состав участников, которым будет доступна конференция, совпадает с составом слушателей данного курса. Опции видеоконференции могут быть отредактированы преподавателем, он получит доступ к инструментам управления участниками конференции, в том числе предоставлению и запрету права голоса, отображению видео и т.п.ПО ВидеоМост может быть интегрировано также с другими программными решениями, дополнив их функциональность встроенным блоком видеоконференцсвязи в рамках единой системы. Возможность мгновенно провести сеанс видеосвязи с любым количеством участников позволяет вывести эффективность взаимодействия пользователей системы на качественно новый уровень.
В ноябре 2011 года вышла новая версия открытой системы дистанционного обучения (СДО) Moodle 2.2, распространяющейся по лицензии GNU GPL . С помощью Moodle можно создавать сайты для онлайн-обучения.
Лидером и идеологом системы является Мартин Дугимас (Martin Dougiamas) из Австралии. Проект является открытым, русификацию Moodle осуществляет команда добровольцев из России и Белоруссии.
Moodle написана на PHP с использованием SQL-СУБД (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. - используется ADOdb XML). Moodle может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.
В Moodle 2.2 предусмотрены следующие новые возможности:
В настоящее время существует большое количество систем для реализации электронного обучения в образовательных учреждениях как отечественных, так и зарубежных. Перед преподавателями как разработчиками, так и активными пользователями часто встаёт вопрос: какой программной платформе отдать предпочтение для более эффективной организации учебного процесса? Чтобы внедрение электронного обучения было успешным, необходимо выбрать платформу, отвечающую конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемыми к ней образовательным учреждением. К ключевым параметрам выбора системы управления обучениям относят: функциональные характеристики, безопасность, надежность, цена и многое другое. Центром ДОТ был проведен анализ, популярных на сегодняшний день систем дистанционного обучения (СДО). Целью анализа явилась необходимость выделить систему, наиболее подходящую для организации электронного обучения в вузе. Для составления объективной оценки, мы принимали во внимание собственный опыт, а также сведения от разработчиков и активных пользователей систем. Мы создавали курсы, изучали возможности администрирования, работу с элементами курса в рассматриваемых системах и исследовали их на соответствие современным принципам электронного обучения.
Наиболее важные критерии отбора системы дистанционного обучения:
Анализ систем дистанционного обучения:
LMS Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда –СДО разработанная в Австралии. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Moodle постоянно развивается, так как совместный опыт разработчиков и сообществ пользователей по всему миру, обеспечивает постоянное дополнение ее новыми инструментами.
Система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный опытным преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle используются — глоссарий, вики, блоги, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения. Стоит отметить хорошо развитую систему коммуникаций Moodle. На форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. И даже если этого количества ресурсов недостаточно, то Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта:
Система Moodle предоставляет удобные средства контроля успеваемости студентов. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: просмотренные материалы лекций, выполненные домашние здания, успеваемость по тестам и т.д. Таким образом легко понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.
Одним из главных плюсов СДО Moodle является её широкая известность в мире. Система имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах и переведена на несколько десятков языков. В сообществе пользователей Moodle можно поделится своим опытом использования системы и узнать полезную информацию о ней от других пользователей. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций по данным Moodle.net. Отличительной особенностью платформы Moodle является и тот факт, что на ее основе можно организовывать проведение массовых онлайн-курсов (МООС), одно из новых направлений в электронном обучении.
Центром ДОТ проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей СамГУ, на которых преподаватели получают необходимые знания для самостоятельной разработки курсов в Moodle.
Использование преподавателями филологического факультета СамГУ платформы Moodle для организации учебного процесса
Большинство российских вузов используют, в качестве электронной образовательной среды — LMS Moodle. Асадуллина Л.И. в работе «Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении» пишет:
«В Национальном исследовательском Томском политехническом университете активно осуществляется подход смешанного обучения, а именно, применение популярной системы управления обучением LMS Moodle, с помощью которой преподаватели разрабатывают авторские электронные курсы по своей дисциплине, а студенты имеют возможность самостоятельно их изучить и пройти тестирование, определив свой уровень владения изученным материалом. » 1
Сервисы Google в обучении отвечают принципам современной системы образования. Но при более глубоком рассмотрении, в части использования в электронном обучении, эти сервисы имеют ряд недостатков:
Дистанционное обучение, основанное на сервисах Google, будет простым в организации и эксплуатации, но качественно такая система будет сильно отличаться от Moodle и Efront. Сервисы Google – это пакет MS Office, интегрированный в веб-сайт. В качестве контроля предлагается использовать календарь или таблицы (аналог MS Excel). В сравнении с функционалом Moodle и его элементами (тест, лекция, задание и т.д.), сервисы Google выглядят ограниченно, поскольку предлагают вести обучение на основе презентаций, текстовых документов и календарей.
Сервисы Google хороший вариант для организаций, например школ, у которых нет в распоряжении своего сервера или для которых в качестве образовательной нагрузки достаточно лекций и простых заданий. Конечно, для университета с развитым электронным обучением они не подходят. Также стоит отметить, что сервисы Google были запрещены в ряде регионов для использования госслужащими и неоднократно появлялись сообщения о внесении сервисов в «черный список» рунета.
eFront – LMS, разработанная в Греции. В отличие от сервисов Google eFront требует инсталляции на сервер. Разработчики eFront указывают на следующие основные плюсы своей системы:
Эти плюсы выглядят немного надуманными, если разобраться. Например, удобство работы в системе, безусловно, зависит от самой системы, но большей частью зависит от пользователя. Для пользователей других систем работать в eFront будет непривычно и неудобно, так как eFront сильно отличается в администрировании и разработке курсов. Получается, что eFront удобен и понятен для новичков, которые только начинают работать в подобных системах. Тогда возникает вопрос – на чем основываются новые пользователи, говоря о комфортной работе в системе? Любого пользователя нужно обучать для эффективной работы, вне зависимости от интуитивности системы.
К минусам рассматриваемой системы можно отнести:
Дополнительный функционал и возможности системы предоставляются в платной ее версии.
Также стоит отметить, что найти более одного живого примера образовательных русскоязычных хороших систем на данной платформе оказалось невозможным. В основном, система eFront используется для бизнеса и организаций. На официальном сайте системы можно найти список организаций, использующих eFront:
Среди этих организаций лишь University of South Carolina выбрал eFront для образования.
Анализ выборочных платформ для организации электронного обучения показал, что наиболее функциональной по своим возможностям является LMS Moodle. Благодаря поддержке разработчиков она постоянно развивается и считается универсальной, поскольку может использоваться как в небольших учебных центрах, так и в крупных ВУЗах для решения специфичных задач.