Главная » 1 Описание » Гиппенрейтер где. Общаться с ребенком

Гиппенрейтер где. Общаться с ребенком

советский и российский психолог, профессор МГУ; области научной деятельности: экспериментальная психология, системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование; автор многочисленных публикаций по психологии

Юлия Гиппенрейтер

Краткая биография

Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер (род. 25 марта 1930 в Москве) - советский и российский психолог. Профессор МГУ. Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование. Автор многочисленных публикаций по психологии.

В 1953 году окончила отделение психологии философского факультета МГУ. В 1975 году получила степень доктора психологических наук, а в 1978 году - учёное звание профессора психологии. На данный момент (2010 год) является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Два брака. Первый муж - её двоюродный брат, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер, второй - математик Алексей Николаевич Рудаков. Имеет троих детей. Две старшие дочери - от первого брака, третий ребёнок - от второго.

Работы

Кандидатская диссертация Юлии Борисовны (научный руководитель - Леонтьев, Алексей Николаевич), защищённая в 1961 году, предлагает и апробирует новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, являющегося основой музыкального слуха человека, показывает, что в осложнённых условиях оценки высоты звуков разного тембра значительную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Работа позволила обосновать предположение о том, что освоение ребёнком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует, что необходимо обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребёнка в период освоения им русской речи (в возрасте 1-2 лет).

В работе «О движении человеческого глаза» изучены и описаны разнообразные виды движения глаз в контексте человеческой деятельности, описаны зависимости их характеристик от задач, в которые они включены.

Учебник Юлии Борисовны «Введение в общую психологию» является одним из основных учебных пособий по курсу психологии.

Публикации

  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Практикум по общей психологии . - Москва, 1972. Учебник
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. О движении человеческого глаза . - Москва, 1978. Монография
  • Хрестоматия по психологии эмоций. \ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. Вступительная статья Ю.Б. Гиппенрейтер. М.1983.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций . - Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год. - 352 с. - общий тираж более 30 000 экз.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, перерработанное и дополненное. - Москва: АСТ, 2008. - 656 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз.
  • Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: АСТ, с 1982 по 2008 год. - 720 с. - 7000 экз.
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: АСТ, 2008. - 672 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз.
  • Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: АСТ, 2008. - 656 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз.
  • Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - Москва: АСТ, 2009. - 624 с. - (Хрестоматия по психологии). - 4000 экз.
  • Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М В. Фаликман. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 704с. -(Хрестоматия по психологии). (ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель»)
  • Кэтрин Бейкер, Гиппенрейтер, Ю. Б. Влияние сталинских репрессий конца 1930-х годов на жизнь семей в трёх поколениях // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - Москва: Когито-Центр, 2008. - 496 с. - (Современная психотерапия). - 2000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? . - Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. - 240 с. - общий тираж более 100 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? . - Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. - 256 с. - общий тираж более 50 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры... Как быть? . - Москва: АСТ, 2012. - 19 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Чудеса активного слушания . - Москва: АСТ, 2013. - 192 с. - 21 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Поведение ребенка в руках родителей . - Москва: АСТ, 2013. - 128 с. - 27 000 экз.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Чувства и конфликты . - Москва: АСТ, 2013. - 160 с. - 13 000 экз.
День рождения 25 марта 1930

современный российский психолог

Биография

Родилась 25 марта 1930 года в Москве . В 1953 году закончила отделение психологии философского факультета МГУ. В 1975 году получила степень доктора психологических наук, а в 1978 году - звание профессора психологии. На данный момент (2010 год) является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Два брака. Первый муж - её двоюродный брат, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер , второй - математик Алексей Николаевич Рудаков. Имеет троих детей. Две старшие дочери - от первого брака, третий ребёнок - от второго.

Работы

Кандидатская диссертация Юлии Борисовны (научный руководитель - Леонтьев, Алексей Николаевич), защищённая в 1961 году, предлагает и апробирует новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, являющегося основой музыкального слуха человека, показывает, что в осложненных условиях оценки высоты звуков разного тембра значительную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Работа позволила обосновать предположение о том, что освоение ребенком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует, что необходимо обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребенка в период освоения им русской речи (в возрасте 1-2 лет).

В работе «О движении человеческого глаза», изучены и описаны разнообразные виды движения глаз в контексте человеческой деятельности, описаны зависимости их характеристик от задач, в которые они включены.

Учебник Юлии Борисовны «Введение в общую психологию» является одним из основных учебных пособий по курсу психологии.

Публикации

  • Гиппенрейтер, Ю. Б. Практикум по общей психологии. - Москва , 1972. Учебник
  • Гиппенрейтер, Ю. Б. О движении человеческого глаза. - Москва , 1978. Монография
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, перерработанное и дополненное. - Москва : АСТ, 2008. - 656 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-048615-1
  • Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : АСТ, с 1982 по 2008 год. - 720 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-048614-4
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : АСТ, 2008. - 672 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-048613-7
  • Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : АСТ, 2008. - 656 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-053015-1
  • Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - Москва : АСТ, 2009. - 624 с. - (Хрестоматия по психологии). - 4000 экз. - ISBN 978-5-17-057858-0
  • Кэтрин Бейкер, Гиппенрейтер, Ю. Б. Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - Москва : Когито-Центр, 2008. - 496 с. - (Современная психотерапия). - 2000 экз. - ISBN 978-5-89353-243-2

Экология жизни: Воспитание.Мы выбрали самые важные, на наш взгляд, высказывания известного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер о поведении детей и родителей, чтобы мы могли лучше понимать друг друга.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих многочисленных книгах по психологии обращает внимание родителей на то, как они взаимодействуют со своими детьми и как разговаривают с ними. Мы выбрали самые важные , на наш взгляд, высказывания известного психолога о поведении детей и родителей, чтобы мы могли лучше понимать друг друга.

1. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

2. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок , если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

3. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

4. Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой , и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел «вместе» - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

6. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

7. Нет таких ситуаций, когда ребенка можно ударить. Да, известно, что Пушкин драл своих детей, но тогда это считалось нормой.

8. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка , но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

9. Обнимайте ребенка несколько раз в день , 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

10. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился действительно ощутимый проступок.

11. Лучшее наказание для ребенка - лишить его хорошего , а не сделать ему плохое.

12. Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться , исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

13. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

14. Ребенку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших - свобода исследовать мир и получать впечатления. Ребенок исследует свои возможности - и потихонечку поднимает планку. Когда он маленький, он хочет повыше залезть на дерево, подрастая - убежать с друзьями в соседний двор, став еще старше - вернуться домой позже обычного. Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители. Нотации и запреты бессильны.

15. Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя. опубликовано

– Как быть в ситуациях, когда у всех первоклассников в классе есть планшет с интернетом, и ребенок просит такой же? Как вообще воспитывать ребенка в отношении всех гаджетов, телефонов?

– Конечно, надо положить в семейном воспитании очень много сил, чтобы ребенок был в какой-то степени защищен. Даже у взрослого (у меня тоже!) иногда шевелится сожаление, что моя модель телефона не последняя, и в ней меньше возможностей. И это обидно.

Я думаю, что родителям надо подключить эту тему к более общим разговорам со своими детьми. Телефоны и планшеты – это часть более общего вопроса, который их волнует: как я выгляжу перед другими? Что значит «сравнивать себя с кем-то» и «завидовать кому-то»? Как реагировать на то, что кто-то хвалится: у моего папы такая машина, у меня такой гаджет.

О таких вещах надо говорить заранее. Вот ребенок заливается слезами, а ты ему: «Перестань, не это главное. Главная ценность – это твои знания, твое духовное развитие». Так уже поздно! Это примерно, как девочке в 15-17 лет говорить, что тот, в которого она влюбилась, ей не подходит, что он подлец и соблазнитель. Поздно.

Я читала, как замечательный детский психолог проводит игровую терапию с девочкой. Психолог очень принимающая, теплая, ребенок начинает ей доверять и говорит: «Когда я вырасту, я выйду за тебя замуж». Девочке пять лет, но она уже создает человеческий образ того, за кого выйдет замуж, хотя наивно ошибается с полом. Последнее особенно трогательно, так как показывает, что человеческое для нее важнее.

Надо говорить ребенку: «Ты не усиливаешься гаджетом, не становишься из-за него интереснее. Это оболочка. А ты живой, настоящий, пускай твоя «оболочка» хуже, но давай сравнивать живое! Давай поговорим об этом мальчике, у которого новый гаджет, почему у него такое чувство, что он теперь сильнее, а ты слабее? Ты уверен в этом? Давай сравним ваши поступки, может быть, он и правда в чем-то сильнее, но совсем не потому, что у него гаджет. А вот если он только им и хвастается, то это у него такая подпорка, ходули».

Алексей Рудаков (муж Юлии Гиппенрейтер, математик):

– Родителям кажется, что жизнь ребенка проста и безоблачна. Стоит купить ему телефончик подороже, и он будет счастлив. На самом деле ребенка надо научить сопротивляться сложному миру. Проблем в мире детей много: и гаджета нет, и умных-то не любят, и конфликтов хватает.

Нужно учить упираться рогами, иметь свою позицию. Это начинается рано. Если думать, что мир такой мягкий, вот еще парочку гаджетов, и ты прямо будешь счастлив – это ужасно, это проигрыш. Деньги не дают счастья, гаджеты не дают счастья.

– Если бы я была учителем, классным руководителем в восьмом-девятом классе, я бы сказала: «Ребята, у каждого из вас есть телефон – у кого-то современный, у кого-то совсем консервная банка, мыльница. Давайте устроим эксперимент». И попросила бы написать:

– Кто в классе самый сильный?

– Кто самый уважаемый?

– Кто самый добрый?

– Кто самый умный?

– Кто самый терпеливый?

– Кому больше всего ты бы верил?

– Кто наиболее стойкий?

– Кто независимее всех мыслит?

Только положительные свойства, не надо отрицательные! И чтобы напротив каждого пункта написали по три-пять имен. А потом спросить, у кого телефоны лучше, а у кого хуже. И сравнить.

Вот список класса, а напротив – добрый, умный, сильный. Некоторые никуда не попали, и я бы сказала: «Это не потому, что ты не обладаешь этими свойствами, но потому, что ты пока не показываешь свои лучшие качества, например доброту, ребята этого пока не видят», – это надо обязательно сказать.

Надо проконсультироваться с психологом, продумать такой эксперимент, возможно, после этого некоторые ребята излечатся от тоски по айфону.

Алексей Рудаков:

– Эти качества надо приобретать – и независимость, и стойкость, и упрямство, в конце концов.

– Надо эти качества озвучивать и доводить до сознания детей. Происходит сужение интересов на техниках и средствах связи, а реально жить-то шире придется. Дети одновременно обогащены и обеднены техническим прогрессом. Поэтому задача гуманитариев – писателей, артистов, драматургов, психологов, педагогов и родителей – расширять их мир, сознание, сферы их жизни!

Алексей Рудаков:

Есть другая опасность. Ребенок должен учиться обращаться с миром, но иногда ему это слишком тяжело, он может оказаться в ситуации загнанного. Его клюют учителя, на него нападают сверстники, и тогда нужно его, конечно, защищать.

– Как оградить?

Ребенка не надо закрывать от трудностей. Мир – вещь сложная, он может оказаться в очень трудном положении, тогда он должен быть готов обратиться за помощью. Если этот канал разрушен контролем, критикой, жесткостью поведения, страхом, что его будут ругать и осуждать родители, – тогда ребенок может оказаться действительно в опасности. Главное, чтобы контакт был. А если ребенок потерял контакт, тогда плохо. Особенно с подростками. Доверие должно быть.

– А если потерян контакт, его можно восстановить каким-то образом?

– Конечно, можно! Ведь ребенок тоже ищет взаимопонимания. Если нет контакта с родителем, он пытается установить его с родственником, если нет с родственниками – выбирает учителя. Дети ищут контакта, каждый человек ищет. Что значит, потерян, и всё? Конечно, ему плохо, если потерян, но надо пытаться восстановить. А как же?

– Как вы относитесь к раннему развитию детей? Сегодня многие мамы стараются максимально заполнить время малыша, предлагая новые и новые занятия. Не делаешь этого – чувствуешь, что многое упускаешь. Нужно ли заполнять всё время маленького ребенка развитием и занятиями?

– Мама, которая старается максимально занять ребенка, не верит в спонтанные силы его развития. Ребенку, конечно, нужна интеллектуальная пища и внешняя информация. Нужно знакомство с географией, с материалами, с картинами, красками. Но у него есть фантазия, интерес, умение и желание делать то, что он хочет – всё это очень важные вещи, они входят в его самоопределение. «Мне это нужно» – это выражение чувства себя.

Когда мать усиленно пичкает ребенка разными занятиями, она дергает его за ниточки, как персонажа в кукольном театре: «Сейчас ты будешь заниматься этим, а потом этим и этим!» Он еще не успел разобраться, что ему интересно, а в его сознание вклинивается энергия мамы, ему скажут – и он будет делать именно то, что скажут. Умственный процесс и умственные навыки, которые развиваются в ходе самостоятельных занятий, не говоря уже о творчестве, фантазии, должны вырастать изнутри, а не по внешним схемам.

Занятия раннего развития делятся на две группы: это информирование ребенка (еще есть такое вещество, а еще есть такие страны, а еще такие слова) и развлечения, игры. Важно, насколько мать позволяет ему быть самостоятельным – в любом занятии об этом надо помнить.

Как мама организует занятия? Она задает ребенку вопросы? Говорит: «Посмотри, понаблюдай»? Или только: «Делай то, делай это». Постоянно забивать время ребенка – это путь к его выученной пассивности. В результате ребенок не сможет занимать себя сам, ему будет нужно, чтобы кто-то другой придумывал ему занятия, давал инструкции. Он так и будет ждать, что внешняя фигура в виде мамы будет за него много решать и делать.

Deus ex machina.

Алексей Рудаков:

– Я всегда удивляюсь, когда слышу, что ребенка нужно вот этому, вот этому и еще вот этому научить перед школой. Список к школе ведь небольшой, правда небольшой. А ребенок должен учиться еще очень многому. Например, освоению своего тела. Это огромная задача, которая складывается из десятков разных штучек – как влезть на это, и как пролезть через то…

Как влезть на забор, пробежаться по узкой доске? Как кубики падают, если ты их не так поставишь. А как надо, чтобы не падали? Это освоение физических законов. И даже понаблюдать, как мама ругается на папу – это тоже очень важно.

– А если вместо этого сидят, ему книжечку открывают и насильно учат читать, он массу всего может упустить.

– Так что ответ такой: без фанатизма. Развивать без фанатизма.

Природа пластична, и мама должна быть пластичной с ребенком, а не жесткой. Это очень хорошее слово для мамы – пластичность!

Профессор МГУ. Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование. Автор многочисленных публикаций по психологии.


Родилась 25 марта 1930 г. в г. Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ (1953), доктор психологических наук (1975), профессор (с 1978). Является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, внимания, психофизиология движений), семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование.

Тема кандидатской диссертации, выполненной под руководством профессора А.Н.Леонтьева, - “О звуковысотном слухе” (1961). В этом исследовании был предложен и опробирован новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, составляющего основу музыкального слуха человека. С начала ХХ в. был известен парадокс, состоящий в том, что острота звуковысотного слуха не коррелирует со степенью развития музыкального слуха. Гипотеза, объясняющая этот феномен, состояла в том, что звуки разной высоты различаются и по тембру и что различение по тембру может маскировать неразличение по высоте. Идея предложенного Г. метода состояла в “столкновении” высоты и тембра тестовых звуков: более высокому (по основной частоте) звуку придавался более “низкий” (“глухой”) тембр, а более низкому - более “высокий” (“тонкий”) тембр. Этот метод позволил выявить группу лиц, не слышащих или плохо слышащих высоту звука. Показано также, что в осложненных условиях оценки высоты разнотембровых звуков существенную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Обнаружено недоразвитие тонального слуха у 1/3 части носителей русского (тембрового) языка, и полное его развитие у 100% носителей тональных языков (вьетнамского, китайского). Тем самым обосновано предположение о том, что освоение ребенком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует практический вывод о необходимости обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребенка в период освоения им русской речи (т. е. в возрасте 1-2 лет).

Тема докторской диссертации “Движение глаз и деятельность” (1975). В этом исследовании и в работах, его продолжающих были впервые изучены разнообразные виды движений глаз (микро- и макро-, произвольные, непроизвольные, фиксации, скачки, нистагмы, тремор и др.) не сами по себе, но в контексте решения человеком различных задач (зрительных, слуховых, двигательных, умственных). Исследование выполнено в русле психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории уровней построения движений Н.А. Бернштейна. В результате работы описана зависимость количественных и психофизиологических характеристик движений глаз от задачи, в решение которой они включены, предложена деятельностно-функциональная классификация движений глаз (действия, операции, психофизиологические функции). Впервые характеристики глаза описаны как особого двигательного органа, показаны преимущества использования его в этом качестве (как управляющего “выхода”); развито понятие “оперативного поля зрения”, методы его измерения; разработаны методы измерения степени напряженности зрительного внимания; изучены и описаны принципы моторных и зрительно-моторных координаций руки и глаза; впервые подробно исследован фиксационный опто-кинетический нистагм, его свойства и механизмы; открыт феномен совпадения микросаккад глаз с функциональными единицами деятельности (на материале использованного набора задач); на основе указанного феномена разработан новый метод анализа структуры и динамики деятельности, в том числе ее внутренних форм.

В 90-е гг. в центре внимания Г. оказались новые темы: “Методы коммуникативного тренинга и изучение личностных изменений в ходе его”; “Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 30-х гг. в трех поколениях” (Совместное российско-американское исследование по гранту IREX).

Общее число научных публикаций Г. свыше 75, среди них: монография “О движении человеческого глаза”. М., 1978; “Введение в общую психологию”. Учебник для студентов университетов М., 1988 (2-е изд. 1997); Учебные пособия: “Практикум по общей психологии”. М., 1972 (ред.); Серия хрестоматий по общей психологии (6 книг) 1975-1984 (ред.); “Общаться с ребенком. Как?” 1994.

Два брака. Первый муж - её двоюродный брат, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер, второй - математик Алексей Николаевич Рудаков. Имеет троих детей. Две старшие дочери - от первого брака, третий ребёнок - от второго.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта