Главная » 1 Описание » Как был сбит Рудольф Мюллер.

Как был сбит Рудольф Мюллер.

Прошло уже пять десятилетий после начала Великой Отечественной войны, но не ослабевает интерес к тем далеким годам. Много книг и статей посвящено летчикам Северного Флота. И это вполне понятно. В воздушных боях они проявили образцы мужества и самоотверженности. Но, чтобы до конца оценить их подвиг в этой жестокой и кровопролитной войне, нужно знать, какого опытного, организованного и хорошо вооруженного противника они победили.

В нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не давался объективный анализ тактики фашистских летчиков, немецкой военной техники, а некоторые факты о противнике искажались или просто замалчивались. Если, прочитывая мемуары, пренебречь идеологическими штампами типа "хваленые птенцы Геринга", "воздушные пираты", "фашистские стервятники" и попытаться разобраться в обстоятельствах тех событий, то окажется, что в первой половине войны - пробел, а во второй - сразу "враг разгромлен наголову". И что интересно - финал Второй Мировой подтверждает этот "разгром наголову". Мы же зададимся вопросом - как? какой ценой? какой кровью была достигнута победа? Итак, один из наших тогдашних противников - летчик-ас Люфтваффе Рудольф Мюллер, сбивший за время своей боевой деятельности с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г., то есть за неполные два года, 94 самолета и награжденный высшей наградой фашистской Германии -Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Чем же объяснить такую результативность Мюллера, да и других немецких летчиков? Попробуем разобраться.

Не секрет, что в начале войны ВВС Северного Флота и армейские подразделения. защищавшие небо над Мурманском, имели на вооружении самолеты устаревших образцов. В основном это были истребители И-153 "Чайка", И-15бис и И-16, которые по прямой не могли соперничать в скорости даже с немецким бомбардировщиком "Юнкере" Ju 88. А поступавшие в первых партиях ленд-лиза английские истребители "Харрикейн" и американские Р-40С "Томагаук" не всегда могли на равных вести воздушные бои с Me 109.

Летные кадры ВВС РККА, имевшие опыт войны с Финляндией, на Халхин- Голе, были сильно прорежены репрессиями, а новое пополнение не имело не то что боевого, а порой и достаточного летного опыта, плохо знало технику и тактику авиации противника. Немцы же до вступления в войну с Советским Союзом уже имели опыт применения авиации в небе Польши, Великобритании и Северной Норвегии. Они очень высоко ценили своих пилотов. Летная подготовка в начале войны в авиашколах "Люфтваффе" была намного выше, чем в наших учебных подразделениях. Тот же Мюллер перед тем, как сделать свой первый самостоятельный полет, совершил около сотни взлетов и посадок вместе с опытнейшими инструкторами. После окончания авиашколы немецкие летчики, как правило, зачислялись в учебные подразделения при авиационных частях, в которых оттачивали свое мастерство и только после этого направлялись в действующие части.

У немцев и у нас был разный подход к действиям истребительной авиации. Перед немецкими летчиками-истребителями стояла основная задача-уничтожение самолетов противника, а не прикрытие сухопутных войск и боевых кораблей, которые должны были полагаться на собственные, вполне достаточные, средства противовоздушной обороны. При таком подходе немецкие летчики чаще использовали тактику "свободной охоты" и выбирали в качестве целей самолеты - бомбардировщики и штурмовики, которые у нас в начале войны летали практически без прикрытия.

В то же время для наших летчиков основной задачей было прикрытие военных объектов Северного Флота и морского порта, в котором постоянно шла разгрузка союзных конвоев. Такая привязка к месту конечно же сковывала действия нашей истребительной авиации. Вышесказанное, наверное, и объясняет то, что на протяжении почти всей войны на Севере мы имели истребителей больше, чем противник, но долгое время инициатива воздушного боя находилась у летчиков "Люфтваффе". Что касается тактики воздушных боев, то нашим летчикам при встрече с "Мессершмиттами" чаще приходилось применять "оборонительный круг". Самолеты вставали в круг, прикрывая друг другу "хвосты", меняя положение, вытягивались в нужную сторону, огрызались пулеметными очередями от наседавших "Мессеров", которые стремительно пикировали на наши истребители, стараясь расчленить боевой порядок. Но вернемся к герою нашего очерка. Рудольф Мюллер обучался в военной авиашколе с 1 июня 1940 г. по 1 июня 1941 года, после чего был направлен в учебный отряд 77 истребительной эскадры. Боевую деятельность он начал в сентябре 1941 г. на аэродроме Лоустари (Финляндия), где за один месяц сбил 8 советских самолетов (3 - Пе-2, 1 - ДБ-Зф, 1 -И-153, 2 - И-16 и 1 - "Харрикейн"). Мюллер придерживался тактики "свободной охоты", применяя внезапную атаку со стороны солнца с превосходством в высоте и скорости. Он был привержен к ведению боя в вертикальной плоскости. Не считал зазорным порой уклониться от боя при численном превосходстве самолетов противника. В октябре 1941 г. отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков и торпедоносцев, где ас сбил два бомбардировщика.

В апреле 1942 г. отряд был возвращен на аэродром Луостари, где и находился до ноября 1942 г. За это время Мюллер сбил 71 самолет, в большинстве это были истребители "Харрикейн". Вообще, обер-фельдфебель Мюллер в своем окружении считался "специалистом" по сбиванию "Харрикейнов". Большинство сбитых им самолетов было именно этого типа. Он довольно хорошо изучил слабые стороны этого самолета и, зная его плохую вертикальную маневренность, старался атаковать его сзади снизу, заставляя нашего летчика по спи- рали набирать высоту и терять при этом скорость, после чего Мюллер шел на хитрость, провоцируя противника на крутой вираж. "Харрикейн", имеющий уже малую скорость, при таком маневре опрокидывался в штопор, и, пока его летчик был целиком занят выходом из штопора, Мюллеру оставалось лишь добить падающий самолет. Обычно немецкий ас не атаковал дважды одну и ту же машину, чтобы не подвергать себя опасности. Он знал, что наши летчики в исключительных случаях могли пойти и на таран.

Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в воздушных боях с истребителями типа "Харрикейн" приобрел навыки разбивать "оборонительные круги" и был убежден, что этот тактический прием для "Харрикейнов" губителен. На большой скорости он летал вдоль направления виража "оборонительного круга" и ждал удобного случая, чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой порядок "Харрикейнов", после чего он атаковал одиночные самолеты. Дважды Мюллеру удавалось, разбив "оборонительный круг", сбить сразу два "Харрикейна" всего за две минуты. Тактика, надо сказать, рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения машиной, ибо, входя в круг самолетов противника. Мюллер оказывался под огнем следующего за ним истребителя.

В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром - Алакуртти, на Кандалакшское направление - где Мюллер сбил два истребителя ЛаГГ-3.
В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу. После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился в боевую деятельность, сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых действиях.

19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на новом "Мессершмитте" на боевое задание, которое заключалось в прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте 4000-6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их перехвата в воздухе были подняты четыре "Харрикейна"из 2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть "Аэрокобр" (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских самолетов. "Аэрокобрам" было приказано с набором высоты идти на перехват, а "Харрикейнам" - прикрывать аэродром. Через несколько минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух поднялись еще две пары "Аэрокобр"(ведущий пары капитан П.Климов), которые начали барражирование над аэродромом.

Возвращавшиеся с задания на истребителях "Аэрокобра" капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две группы истребителей из двух и шести "Мессеров". Через пару минут из облачности вывалились еще две группы - четыре "Мессершмитта" и два"Фокке-Вульфа", которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один "Харрикейн".

Во время сближения наших истребителей с шестеркой "Мессеров" два вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого - Титова он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл по ним огонь. "Мессершмитты" прекратили атаку, ведущий, а им был Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал "Мессер", вывалившийся из облаков, и сбил его.

Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись, ведущий "Мессер" взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет и двумя очередями сбил его.
Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех наших истребителей с шестью "Мессершмиттами" и немедленно пошел на помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил один вражеский самолет.
В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника. Фашистам удалось сбить одну нашу "Аэрркобру", летчик которой погиб. Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки, шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того, брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и пистолет.

После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По- 2. Вернувшись на аэродром, Сгибнев вместе с техником Соболевским сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к "Мессершмитту". В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана фамилия немца - "Мюллер". Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса. К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая куртка, брошенные немцем. Вскоре настигли и его самого. Причем, завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь сопротивляться...

Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин. Пленник подробно рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах, нарисованных им самим, показал, как избежать их.

Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как к военнопленному, будет должное отношение.

По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь. В музее Краснознаменного Северного Флота, рядом со снимком "Мессершмитта", сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого человека в форме гитлеровского пилота и его талисман - иконка. Мюллер надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою...

СПИСОК ПОБЕД АСА

No Дата Сбитый Подразделение Примечание
1

12.9.1941

И-16 1./JG 77 поврежден И-16 72 сап
2

17.9.1941

ДБ-3 1./JG 77
3

17.9.1941

И-153 1./JG 77 не подтверждаются советскими данными
4

27.9.1941

Hurricane 1./JG 77 не подтверждаются советскими данными
5

28.9.1941

СБ-2 1./JG 77 из состава 118 раэ
6

2.11.1941

СБ-2 1./JG 77 из состава 137 ксбп
7

2.11.1941

СБ-2 1./JG 77 из состава 137 ксбп
8

4.11.1941

И-16 1./JG 77 не подтверждаются советскими данными
9

1.2.1942

Hudson 1./JG 77 не подтверждаются британскими данными
10

16.2.1942

Hudson 1./JG 77 подвтерждается
11

23.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 768-го иап (?)
12

23.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 768-го иап (?)
13

23.4.1942

Hurricane 6./JG 5
14

23.4.1942

Hurricane 6./JG 5
15

23.4.1942

СБ-2 6./JG 5 из состава 137 сбап, экипаж мл.л-та Голованова погиб
16

24.4.1942

Hurricane 6./JG 5 не подтверждается советскими данными
17

26.4.1942

Hurricane 6./JG 5
18

26.4.1942

Пe-2 6./JG 5
19

28.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 2 гкап
20

28.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 2 гкап
21

28.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 2 гкап
22

28.4.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 2 гкап
23

29.4.1942

И-153 6./JG 5 из состава 27 иап
24

29.4.1942

Hurricane 6./JG 5
25

29.4.1942

Hurricane 6./JG 5
26

18.5.1942

Hurricane 6./JG 5
27

18.5.1942

Hurricane 6./JG 5
28

18.5.1942

Hurricane 6./JG 5
29

19.5.1942

Hurricane 6./JG 5
30

19.5.1942

Hurricane 6./JG 5
31

19.5.1942

Hurricane 6./JG 5
32

25.5.1942

Hurricane 6./JG 5
33

26.5.1942

Hurricane 6./JG 5
34

26.5.1942

Hurricane 6./JG 5
35

26.5.1942

Hurricane 6./JG 5
36

28.5.1942

Hurricane 6./JG 5
37

28.5.1942

P-40 6./JG 5
38

30.5.1942

Hurricane 6./JG 5
39

2.6.1942

Hurricane 6./JG 5
40

2.6.1942

Hurricane 6./JG 5
41

13.6.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 78 иап
42

13.6.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 78 иап
43

13.6.1942

Hurricane 6./JG 5 из состава 78 иап
44

17.6.1942

И-180 6./JG 5
45

17.6.1942

Hurricane 6./JG 5
46

17.6.1942

Hurricane 6./JG 5
47

23.6.1942

И-16 6./JG 5
48

4.8.1942

ИI-16 6./JG 5
49

4.8.1942

Hurricane 6./JG 5
50

4.8.1942

Hurricane 6./JG 5
51

13.8.1942

И-153 6./JG 5
52

13.8.1942

И-16 6./JG 5
53

13.8.1942

МиГ-3 6./JG 5
54

21.8.1942

Як-1 6./JG 5
55

21.8.1942

И-180 6./JG 5
56

21.8.1942

Як-1 6./JG 5
57

22.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
58

22.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
59

22.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
60

25.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
61

25.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
62

29.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
63

29.8.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
64

2.9.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
65

4.9.1942

неопознанный с-т 6./JG 5
66

– Это как положительный и отрицательный полюса в батарейке, и когда они соединятся, фонарь загорается. Разнонаправленные энергии преобразуются в один световой поток. Это планеты, которые притягивают друг друга до полного слияния. Это влюбленные, что встречаются после очень долгой разлуки. Большой Алеф тоже открывается внезапно, когда два человека, которым судьбой уготована одна миссия, встречаются в определенной точке во времени и пространстве.

Так и есть, но мне важно удостовериться, что Хиляль верно все поняла.

– Что значит в определенной точке? – спрашиваю я.

– Эти люди могут прожить всю жизнь бок о бок или вместе работать, или встретиться лишь однажды, чтобы навсегда расстаться, если им не довелось пройти через эту физическую точку, в которой только и может случиться то, для чего они встретились. И они расстаются, сами не понимая, почему так произошло, для чего они встретились. Но если на то будет Господня воля, те, в чьих сердцах однажды вспыхнула любовь, снова найдут друг друга.

– Не обязательно любовь, эти люди могут быть духовно близки, как мы с моим наставником...

– ...в прошлой жизни, – снова подхватывает Хиляль. – А если двое встретятся, скажем, на вечеринке, как в вашем примере, и попадут в малый Алеф, они немедленно влюбятся друг в друга. Это и есть любовь с первого взгляда.

Я решаю развить эту тему.

– Хотя на самом деле она вовсе не с "первого взгляда", ибо это чувство связано с целым рядом вещей, произошедших в прошлом. Это вовсе не значит, что любая такая встреча порождает романтическую любовь. Как правило, это происходит оттого, что в прежних воплощениях остались нерастраченные чувства, и необходима новая инкарнация, чтобы довести до конца остававшееся незавершенным. Мы видим то, чего в реальности не существует.

– Я люблю вас.

– Но я ведь говорю совсем не о том! – восклицаю я в отчаянии. – Я уже встретил женщину, которая необходима мне в этой инкарнации. Мне довелось трижды жениться, прежде чем я нашел ее, и я, конечно же, не собираюсь оставлять ее ради кого бы то ни было. Мы соединились много веков назад и будем вместе еще много веков.

Но Хиляль не желает слушать то, что я ей говорю. Как тогда в Москве, она запечатлевает на моих губах мимолетный поцелуй и исчезает в ледяной екатеринбургской ночи.

МЕЧТАТЕЛЯ СИНИЦЕЙ НЕ ПРЕЛЬСТИТЬ

Ж изнь – это поезд, не вокзал. Проведя в дороге почти двое суток, каждый из нас испытывал слабость, апатию, тоску по двум безмятежным дням, проведенным в Екатеринбурге, и нарастающее раздражение по отношению к остальным попутчикам.

Перед отправлением Яо оставил мне в лобби записку, в которой предлагал немного поупражняться в айкидо. Я ему не ответил. Мне нужно было хоть немного побыть одному.

Утро я посвятил доступным физическим нагрузкам, то есть бегу и ходьбе. В мои планы входило утомить себя настолько, чтобы, оказавшись в поезде, можно было спокойно заснуть. Я наконец дозвонился жене – в дороге мой телефон не работал – и признался ей, что уже сомневаюсь в том, сколь необходимо это путешествие, и что хотя пока поездка приносит свои плоды, я все же подумываю о том, чтобы ее прервать.

Жена сказала, что любое мое решение будет верным, и велела ни о чем не беспокоиться. Она была поглощена своими занятиями живописью, но между прочим рассказала мне свой странный сон. В ее сне я сидел на берегу моря, а из воды вышел некто, сообщил, что я уже завершаю свою миссию, и исчез.

Я спросил, мужчина то был или женщина. Жена ответила, что не смогла разглядеть, поскольку лицо незнакомца скрывал капюшон. На прощание она благословила меня и в который раз попросила не беспокоиться. Еще она сказала, что, пока я мерзну в Сибири, Рио превратился в раскаленную печь. Она посоветовала мне следовать интуиции и поменьше обращать внимание на то, что говорят окружающие.

– В том сне с тобой на берегу была какая-то девушка...

– С нами едет одна молодая женщина. Не знаю, сколько ей лет, но определенно меньше тридцати.

– Верь ей.

Днем я встречался с издателями и раздавал интервью, потом мы поужинали в роскошном ресторане, а к одиннадцати отправились на вокзал. Уральские горы – хребет, что отделяет Европу от Азии, – мы пересекли в полной темноте. Разглядеть хоть что-нибудь было решительно невозможно.

В поезде все пошло по-старому. Наутро следующего дня, словно повинуясь какому-то неслышному сигналу, мы собрались за столом. Ночью никому не удалось сомкнуть глаз, даже Яо, кажется, привычному к подобным переездам. Он и выглядел каким-то особенно усталым и подавленным.

Само собой, Хиляль была тут как тут, и, само собой, она-то как раз выспалась. После завтрака, за которым мы сетовали на бесконечную тряску, я отправился к себе, хоть немного поспать, а через несколько часов вернулся в гостиную, где нашел всю компанию в сборе, и все вместе мы горевали о том, что нам предстоят еще тысячи километров таких мучений. Мы молча пялились в окно и курили под раздражающую музыку, которую транслировали вагонные динамики.

Хиляль была непривычно тиха. Она всегда садилась в одном и том же углу, открывала книгу и углублялась в чтение, словно отгораживаясь от остальных. Никого, кроме меня, это, по всей видимости, не волновало, мне же такое поведение представлялось невежливым. Впрочем, тут же вспомнив о прежней Хиляль, встревавшей в разговор с неуместными замечаниями, я счел за благо промолчать.

После трапезы я обычно возвращался в свое купе, чтобы поспать или поработать. Словно сговорившись, вскоре все мы потеряли счет времени. Мы перестали различать день и ночь; наши дни проходили от одного приема пищи до другого, как, видимо, бывает в тюрьмах у заключенных.

По вечерам в гостиной нас ждал ужин. Мы пили больше водки, чем минеральной воды, и больше молчали, чем разговаривали. Мой издатель рассказал мне, что пока меня нет, Хиляль репетирует, играя на воображаемой скрипке. Я слышал, что шахматисты поступают точно так же, играя в голове целые партии.

– Да, Хиляль играет неслышную музыку для невидимых существ. Возможно, им того и надо.

Еще один завтрак. Впрочем, сегодня все не такое, как обычно. Кажется, все мы начинаем привыкать к новому образу жизни. Мой издатель жалуется, что у него плохо работает мобильный телефон (мой вообще не работает). Его жена одета как одалиска, что кажется мне одновременно забавным и нелепым. Она не говорит по-английски, но мы прекрасно понимаем друг друга с помощью языка взглядов и жестов. Хиляль вдруг решает принять участие в общем разговоре и рассказывает, как трудно живется оркестрантам. Это престижная профессия, только многие музыканты зарабатывают меньше, чем водители такси.

– Сколько вам лет? – спрашивает редакторша.

– Двадцать один.

– Никогда бы не подумала.

– В Екатеринбурге я познакомилась с директором консерватории, – говорит редакторша. – Он сказал, что вы одна из самых талантливых скрипачек, которых ему доводилось встречать, и что вы внезапно утратили к музыке всякий интерес.

– Это все Алеф, – говорит Хиляль, стараясь не смотреть на меня.

Все смотрят на нее с удивлением. Я делаю вид, будто ничего не слышал.

– Да, Алеф. Я не смогла найти его, и моя энергия иссякла. Что-то в моем прошлом заблокировало ее.

Обычный разговор прямо на глазах превращается в сюрреалистический. Я отмалчиваюсь, а мой издатель пытается разрядить обстановку:

– Так называлась одна книга по математике, которую я издал. На языке специалистов этот термин означает число, содержащее все числа. Книга была посвящена Каббале и математике. Насколько я понимаю, в математике этот термин используется для обозначения бесконечного ряда множеств...

Увидев, что его никто не слушает, издатель замолкает на полуслове.

– А еще в Апокалипсисе, – подхватываю я, словно только что уловив тему беседы. – Агнец есть воплощение конца и начала, вещь вне времени. Кроме того, Алеф – первая буква еврейского, арабского и арамейского алфавитов.

Редакторша начинает жалеть, что сделала Хиляль объектом всеобщего внимания, и решает сбить с нее спесь.

– Тем не менее для девушки в двадцать один год, к тому же выпускницы консерватории со столь блестящим будущим, вполне достаточно было проехать с нами из Москвы в Екатеринбург.

– Особенно если она spalla, – охотно соглашается Хиляль.

Она заметила, какое впечатление произвело на всех упоминание Алефа, и решила смутить редакторшу еще одним загадочным термином.

На этот раз положение спасает Яо.

– Так вы уже spalla? Поздравляю. – И обернувшись к остальным, поясняет: – Как вы, конечно, знаете, spalla – это первая скрипка в оркестре, музыкант, который поднимается на сцену последним, перед дирижером, и сидит впереди, по левую руку от него. Его скрипка задает тон остальным инструментам оркестра. Кстати, я знаю одну весьма примечательную историю на эту тему. Она случилась в Новосибирске, где будет наша следующая остановка. Хотите послушать?

Все соглашаются с важным видом, словно давая этим понять, что они и в самом деле знали, что означает слово spalla.

История Яо оказывается не такой уж примечательной, но благодаря его рассказу ссора, так и не вспыхнув, затухает. После скучнейшей лекции о достопримечательностях Новосибирска все окончательно успокаиваются и начинают расходиться по своим купе, а я в очередной раз жалею о том, что мне когда-то пришла в голову мысль проехать чуть ли не через весь континент по железной дороге.

– Чуть было не забыл записать изречение на сегодня, – спохватывается Яо.

Страна : Германия
Даты жизни : 21.11.1920 г. -
Звание : Обер-фельдфебель (Obfw.)
Авиачасть : JG5 Люфтваффе
Воздушные победы : 92
Награды : Рыцарский Крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold).

Родился 21.11.1920 г. в г. Франкфурт-на-Майне. Военную карьеру Рудольф Мюллер начал в Вермахте в качестве связиста, но затем перешел в Люфтваффе. После окончания летной подготовки он в звании унтер-офицера в августе 1941 г. прибыл в 1 ./ЮН, участвовавшую в боях в Советском Заполярье. Первую победу он одержал 12 сентября, сбив И-16. Затем до конца года он сбил еще семь самолетов, в том числе 17 сентября — ДБ-3 и И-153, а 2 ноября — два СБ-2. 16.02.1942 г. Мюллер одержал десятую победу, сбив «Хадсон». В марте его эскадрилью переименовали в 6./JG5.

Весной его счет начал быстро расти. Так, 23 — 29 апреля немецкий летчик сбил двенадцать «Харрикейнов», СБ-2, Пе-2 и И-153, а 18 — 30 мая - еще двенадцать «Харрикейнов» и Р-40. 27 мая фельдфебеля Мюллера после 35-ти побед наградили Германским Крестом в Золоте . Затем 2 июня, сбив в районе г. Мурманск очередные два «Харрикейна», он достиг рубежа в 40 побед. Потом 13 июня и 17 июня на его счету было еще по три самолета. 19 июня Мюллер получил Рыцарский Крест , и ему предоставили отпуск. Обратно в эскадрилью он вернулся в начале августа и до конца месяца одержал еще 16 побед, преодолев планку в 60 побед. 9 сентября он сбил четыре самолета, достигнув рубежа в 70 побед, а 27 сентября, записав на счет семь самолетов, превысил рубеж в 80 побед. Затем Мюллер, катаясь на лыжах, сломал ногу и вернулся в 6./JG5 лишь в начале февраля 1943 г. В течение месяца немецкий ас одержал еще десять побед. 8 марта при взлете с аэродрома Алакурти двигатель его Bf-109G-2 W.Nr. 13919 неожиданно заглох. Обер-фельдфебель Мюллер сел «на живот», но при этом получил сотрясение мозга. 13 марта он сбил «Аэрокобру» — это была его 92-я и последняя победа.

19 апреля его Bf-109G-2/R6 W.Nr. 14810 был сбит в бою в районе аэродрома Ваенга, в 16 км северо-восточнее г. Мурманск. Совершив вынужденную посадку на замерзшее Ваенгское озеро, Мюллер попал в плен, и дальнейшая его судьба точно неизвестна. По некоторым данным, 21 октября того же года он был убит «при попытке к бегству» из лагеря для военнопленных № 58, располагавшегося около г. Темников, Мордовия.

Юрий РЫБИН, Мурманск

Прошло уже пять десятилетий после начала Великой Отечественной войны, но не ослабевает интерес к тем далеким годам. Много книг и статей посвящено летчикам Северного Флота. И это вполне понятно. В воздушных боях они проявили образцы мужества и самоотверженности. Но, чтобы до конца оценить их подвиг в этой жестокой и кровопролитной войне, нужно знать, какого опытного. организованного и хорошо вооруженного противника они победили.

В нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не давался обьективный анализ тактики фашистских летчиков, немецкой военной техники, а некоторые факты о противнике искажались или просто замалчивались. Если, прочитывая мемуары, пренебречь идеологическими штампами типа "хваленые птенцы Геринга", "воздушные пираты", "фашистские стервятники" и попытаться разобраться в обстоятельствах тех событий. то окажется, что в первой половине войны – пробел, а во второй – сразу "враг разгромлен наголову". И что интересно – финал Второй Мировой подтверждает этот "разгром наголову". Мы же зададимся вопросом – как? какой ценой? какой кровью была достигнута победа?

Итак, один из наших тогдашних противников – летчик-ас Люфтваффе Рудольф Мюллер, сбивший за время своей боевой деятельности с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г.. т.е. за неполные два года, 94 самолета и награжденный высшей наградой фашистской Германии – Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Чем же объяснить такую результативность Мюллера, да и других немецких летчиков? Попробуем разобраться.

Не секрет, что в начале войны ВВС Северного Флота и армейские подразделения. защищавшие небо над Мурманском. имели на вооружении самолеты устаревших образцов. В основном это были истребители И-153 "Чайка", И- 156ис и И-16. которые по прямой не могли соперничать в скорости даже с немецким бомбардировщиком "Юнкерс" Ju 88. А поступавшие в первых партиях ленд-лиза английские истребители "Харрикейн" и американские Р-40С "Томагаук" не всегда могли на равных вести воздушные бои с Me 109.

Летные кадры ВВС РККА, имевшие за плечами опыт боев в Испании, в зимней войне с Финляндией, на Халхин-Голе, были сильно прорежены репрессиями, а новое пополнение не имело не то что боевого, а порой и достаточного летного опыта, плохо знало технику и тактику авиации противника. Немцы же до вступления в войну с Советским Союзом уже имели опыт применения авиации в небе Польши, Великобритании и Сев.Норвегии. Они очень высоко ценили своих пилотов. Летная подготовка в начале войны в авишколах "Люфтваффе" была намного выше, чем в наших учебных подразделениях. Тот же Мюллер перед тем, как сделать свой первый самостоятельный полет, совершил около сотни взлетов и посадок вместе с опытнейшими инструкторами. После окончания авиашколы немецкие летчики, как правило, зачислялись в учебные подразделения при авиационных частях, в которых оттачивали свое мастерство и только после этого направлялись в действующие части.

У немцев и у нас был разный подход к действиям истребительное авиации. Перед немецкими летчиками-истребителями стояла основная задача – уничтожение самолетов противника, а не прикрытие сухопутных войск и боевых кораблей, которые должны были полагаться на собственные, вполне достаточные, средства противовоздушной обороны. При таком подходе немецкие летчики чаще использовали тактику "свободной охоты" и выбирали в качестве целей самолеты – бомбардировщики и штурмовики, которые у нас в начале войны летали практически без прикрытия.

В то же время для наших летчиков основной задачей было прикрытие военных обьектов Северного Флота и морского порта, в котором постоянно шла разгрузка союзных конвоев. Такая привязка к месту конечно же сковывала действия нашей истребительной авиации. Вышесказанное, наверное, и объясняет то. что на протяжении почти всей войны на Севере мы имели истребителей больше, чем противник, но долгое время инициатива воздушного боя находилась у летчиков "Люфтваффе". Что касается тактики воадушных боев, то нашим летчикам при встрече с "Мессершмиттами" чаще приходилось применять "оборонительный круг". Самолеты вставали в круг, прикрывая друг другу "хвосты", меняя положение, вытягивались в нужную сторону, огрызались пулеметными очередями от наседавших "Мессеров", которые стремительно пикировали на наши истребители. стараясь расчленить боевой порядок.

Но вернемся к герою нашего очерка. Рудольф Мюллер обучался в "военной авиашколе с 1 июня 1940 г. по 1 июня 1941 г.. после чего был направлен в учебный отряд 77 истребительной эскадры. Боевую деятельность он начал в сентябре 1941 г. на аэродроме Лоустари (Финляндия), где за один месяц сбил 8 советских самолетов (3 – Пе-2. 1 – ДБ-Зф, 1 – И-153, 2 – И-16 и 1 – "Харрикейн"). Мюллер придерживался тактики "свободной охоты", применяя внезапную атаку со стороны солнца с превосходством в высоте и скорости. Он был привержен к ведению боя в вертикальной плоскости. Не считал зазорным порой уклониться от боя при численном превосходстве самолетов противника.

В октябре 1941 г. отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков и торпедоносцев. где ас сбил два бомбардировщика.

В апреле 1942 г. отряд был возвращен на аэродром Луостари, где и находился до ноября 1942 г. За это время Мюллер сбил 71 самолет, в большинстве это были истребители "Харрикейн".

Вообще, обер-фельдфебель Мюллер в своем окружении считался "специалистом" по сбиванию "Харрикейнов". Большинство сбитых им самолетов было именно этого типа. Он довольно хорошо изучил слабые стороны этого самолета и, зная его плохую вертикальную маневренность, старался атаковать его сзади снизу, заставляя нашего летчика по спирали набирать высоту и терять при этом скорость, после чего Мюллер шел на хитрость, провоцируя противника на крутой вираж. "Харрикейн", имеющий уже малую скорость, при таком маневре опрокидывался в штопор, и, пока его летчик был целиком занят выходом из штопора, Мюллеру оставалось лишь добить падающий самолет. Обычно немецкий ас не атаковал дважды одну и ту же машину, чтобы не подвергать себя опасности. Он знал, что наши летчики в исключительных случаях могли пойти и на таран.


Рудольф Мюллер


Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в воздушных боях с истребителями типа "Харрикейн" приобрел навыки разбивать "оборонительные круги" и был убежден, что этот тактический прием для "Харрикейнов" губителен. На большой скорости он летал вдоль направления виража "оборонительного круга" и ждал удобного случая, чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой порядок "Харрикейнов", после чего он атаковал одиночные самолеты. Дважды Мюллеру удавалось, разбив "оборонительный круг", сбить сразу два "Харрикейна" всего за две минуты. Тактика, надо сказать, рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения машиной, ибо, входя в круг самолетов противника, Мюллер оказывался под огнем следующего за ним истребителя.

В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром – Ала- куртти, т.е. на Кандалакшское направление – где Мюллер сбил два истребителя ЛаГГ-3.

В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу. После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился в боевую деятельность. сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых действиях.

19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на новом "Мессершмитте" на боевое задание, которое заключалось в прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте 4000- 6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их перехвата в воздухе были подняты четыре "Харрикейна" из 2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть "Аэрокобр" (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских самолетов. "Аэрокобрам" было приказано с набором высоты идти на перехват, а "Харрикейнам" – прикрывать аэродром. Через несколько минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух поднялись еще две пары "Аэрокобр"(ведущий пары капитан П.Климов), которые начали барражирование над аэродромом.

Возвращавшиеся с задания на истребителях "Аэрокобра" капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две группы истребителей из двух и шести "Мессеров". Через пару минут из облачности вывалились еще две группы – четыре "Мессершмитта" и два "Фокке-Вульфа", которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один "Харрикейн".

Во время сближения наших истребителей с шестеркой "Мессеров" два вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого – Титова он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл по ним огонь. "Мессершмитты" прекратили атаку, ведущий, а им был Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал "Мессер", вывалившийся из облаков, и сбил его.

Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись, ведущий "Мессер" взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет и двумя очередями сбил его.

Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех наших истребителей с шестью "Мессершмиттами" и немедленно пошел на помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил один вражеский самолет.

В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника. Фашистам удалось сбить одну нашу "Аэрркобру", летчик которой погиб.

Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки, шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и пистолет.

После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По-2. Вернувшись на аэродром; Сгибнев вместе с техником Соболевским сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к "Мессершмитту". В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана фамилия немца – "Мюллер". Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса. К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая куртка, брошенные немцем. Вскоре настигнули и его самого. Причем, завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь сопротивляться…

Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин.

Пленник подробнр рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах, нарисованных им самим, показал, как избежать их.

Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как к военнопленному, будет должное отношение.

По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь.

В музее Кразнознаменного Северного Флота, рядом со снимком "Мессершмитта", сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого человека в форме гитлеровского пилота и его талисман – иконка. Мюллер надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою…


Мессершмитт Me 109G-2 обер-фельдфебеля Р.Мюллера 6 эскадрилья 5 истребительной эскадры. Аэродром Алакуртти, апрель 1943 г.


В статье использованы документы

ЦВМА, ф.2452, оп.0040584, д.2, лл.43-55


Автор статьи ищет единомышленников по вопросам истории авиации Северного флота в годы Великой Отечественной войны, а также тех, кто располагает интересной информацией по этой теме письма направлять по адресу: 183008 Мурманск, ул.Зои Космодемьянской, д.30 кв.29 Рыбину Юрию Валентиновичу



Рудольф Мюллер, известный немецкий ас одержавший за время своей боевой деятельности (неполные 2 года) 94 воздушные победы, проходил обучение в лётной школе с 1 Июня 1940 по 1 Июля 1941 года. После этого был отправлен в учебный отряд 77-й истребительной эскадры (JG 77). Боевую деятельность начал в Сентябре 1941 года на аэродроме Лоустари (Финляндия), где за один месяц одержал 8 побед. В Октябре 1941 года отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для ведения воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков, где ас сбил 2 самолёта. В Апреле 1942 года отряд вернулся на аэродром Луостари, где и находился до Ноября 1942 года. За это время Мюллер записал на свой счёт 71 победу, большинство из которых составляли истребители "Харрикейн". В тот период немецкие лётчики летали на самолётах Ме-109F. В Ноябре 1942 года отряд снова был переброшен на другой аэродром - Алакуртти, то есть уже на Кандалакшское направление, где Мюллер сбил 2 истребителя ЛаГГ-3. Однако в Декабре, во время лыжной прогулки, Мюллер сломал ногу и попал в санчасть. После выздоровления ему был представлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах Февраля 1943 года в эскадру он сразу включился в боевую деятельность, сбив ещё 10 самолётов. 8 Марта при взлёте с аэродрома ас потерпел аварию. Самолёт разбился, а сам он получил лёгкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца лётчик был выписан из лазарета и направлен в город Пори за новым самолётом.

Как раз в это время началось перевооружение эскадры на новые истребители Ме-109G-2. Поскольку 6-я эскадрилья начала получать новые машины одной из первых, в начале Апреля она не принимала участие в боевых действиях. Утром 19 Апреля 1943 года Мюллер вылетел первый раз на новом "Мессершмитте" прикрывать машины 14-го отряда скоростных бомбардировщиков 5-й эскадры, шедших штурмовать аэродром Ваенга. Как оказалось, этот боевой вылет стал для него последним. Подробное описание воздушного боя с "Аэрокобрами" из 2-го ГвИАП ВВС Северного Флота, в котором был сбит Рудольф Мюллер, приведено в книге Героя Советского Союза Сергея Георгеевича Курзенкова "Под нами земля и небо", которое и предлагается Вашему вниманию. * * * "В период моего лечения в госпитале меня часто навещали боевые друзья. Они приносили новости и печальные и радостные. Особенно обрадовала меня весть о победе лётчиков - гвардейцев под командованием Героя Советского Союза Петра Сгибнева над "неуловимым" немецким асом Рудольфом Мюллером. Приказом командира полка этот сбитый самолёт был записан на боевой счёт молодого лётчика Николая Бокия, начавшего войну в звании сержанта. Взятый в плен Обер - фельдфебель Мюллер оказался кавалером высшего Рыцарского креста и многих других наград, любимцем самого шефа гитлеровской авиации. По приказу Геринга для небо построили особый, несерийный "Мессершмитт" с более мощным мотором и высокими аэродинамическими качествами. Истребитель обладал гораздо большей, чем у его собратьев, скоростью, маневренностью и скороподъёмностью. И надо признать, Мюллер за короткий срок причинил нам немало неприятностей. Трудность борьбы с ним заключалась в том, что он избегал воздушных боёв, не участвовал в них даже тогда, когда его коллегам приходилось очень туго. Во время таких схваток он со своим ведомым держался выше всех и, как хищник, высматривал добычу. Стоило кому - либо из наших лётчиков оторваться от группы, как Мюллер налетал на него и почти в упор открывал огонь. А стрелял он довольно неплохо, уничтожал цели обычно с первой атаки. Жертвами его становились обычно молодые, неопытные лётчики. Мы не раз пытались перехватить Мюллера, но безуспешно. Завидев советских истребителей, он немедленно уходил. Немецкий ас казался действительно неуловимым. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а быть концу. Подобрали к нему "ключик" наши лётчики во главе со своим 22-летним командиром Петром Сгибневым. Однажды этот герой, подобно ракете, влетел в нашу палату. Невысокого роста, сероглазый, с тонкими чертами лица, Капитан весело и громко произнёс: "Я не лишний?!" После того, как он сообщил нам последние новости, я от лица всех присутствующих поздравил его с победой над Мюллером. - Не меня нужно поздравлять, а Николая Бокия, - лукаво сощурив озорные глаза, отозвался Сгибнев. - Ведь на его личный счёт записана эта победа. - Это нам известно, Петя... Но мы слышали про ваш бой из третьих лиц. А ты, так сказать, первоисточник. Расскажи, как вы подловили "неуловимого". Пётр Сгибнев с виду был похож на мальчика. Но у этого мальчика на кителе уже красовались: "Золотая Звезда" Героя, ордена Ленина и два Красного Знамени. Капитан поправил сползающий с плеч белый халат и неторопливо начал свой рассказ. - Этот воздушный бой лётчики полка начали без меня. Я с ведомым выполнял другое задание - сопровождал до Лов-озера транспортный самолёт Ли-2. Проводили мы подопечного до безопасного района, развернулись и легли на обратный курс. Летим... Высота 4000 метров. На небе - ни облачка, ни дымки. Видимость редкостная. Под крылом - пятнистая тундра, справа Баренцево море. Полпути пролетели спокойно. В эфире - тишина. Вдруг заговорил "Казбек" - аэродромная радиостанция: - "Кама-30" ! Курс 120, Зимняя Мотовка. Большая группа истребителей противника! Эге, думаю. Ребята уже в воздухе. А "Кама-30", как положено, отвечает: - Вас понял! Приступаю к работе! Выслушав разговор по радио, спрашиваю у ведомого: - Поняли обстановку? - Так точно, понял, - отвечает он. - Тогда поднаберем высоту, может пригодиться... Снова заговорил "Казбек". Он передал "Каме", что группа новых немецких самолётов FW-190 в сопровождении Ме-109 продолжает полёт к Мурманску. Ведущий нашей группы истребителей тут же определил, кому какие цели атаковать. Через несколько секунд мои орлы, перехватив противника, навязали ему воздушный бой. Мы увеличили скорость...Далеко внизу показались наши аэродромы. Над ними на разных высотах в вихре боя кружились наши и вражеские самолёты. По привычке внимательно осматриваю небо. Вдруг замечаю над каруселью дерущихся пару "Мессеров". Впереди идёт камуфлированный, за ним, на вытянутой дистанции - ведомый в обычной, грязно - серой окраске. - Видишь полосатого? - спрашиваю ведомого, а сам начинаю волноваться. Знаю, что этот камуфлированный истребитель пилотирует Мюллер. - Вижу! - отвечает мой напарник. - Хорошо... Используем тот же приём, которым пользуется противник. Пошли на солнце! Дали моторам полные обороты, винты на малый шаг и в набор высоты. Район боя обошли южнее, не спуская глаз с Мюллера и его ведомого. Противник не заметил нас. Упоенные лёгкими победами, они, видимо, дажемысли не допускали о том, что выше их может кто - либо находиться, и поэтому глядели только вниз, высматривая добычу. Когда мы набрали 7000 метров и заняли выгодную позицию, я приказал ведомому: "Иду в атаку! Оставайся на высоте. В случае чего прикроешь".

Самолёт Ме-109G-2 Обер - фельдфебеля Рудольфа Мюллера, 6-я эскадрилья 5-й истребительной эскадры (6 / JG 5). Аэродром Алакуртти, Апрель 1943 года. Дальше всё было разыграно как по нотам. Пикируя по лучу солнца, я быстро сблизился с Мюллером. Правда, он каким - то чутьём угадал грозящую ему опасность и, чтобы выйти из - под удара, бросил машину в переворот. Но я успел поймать в прицел правое крыло "Мессера" и выпустил очередь из 37-мм пушки. От полосатого полетели огненные брызги и куски дюраля. Пока Мюллер соображал, что с ним произошло, его подбитый истребитель уже успел войти в спираль и, сделав два витка, оказался на высоте, где шёл воздушный бой. Тут ему порцию снарядов добавил нерастерявшийся Николай Бокий. Меткой очередью он разбил радиатор полосатого. Мотор "Мессера" заклинило. Мюллеру пришлось выбирать одно из двух: или выпрыгнуть с парашютом и сдаться в плен, или планировать до последней возможности, рискуя разбиться при посадке в сопках. Но он, видимо, ещё не терял надежды на спасение и повернул на юг, рассчитывая подальше уйти в тундру. Уверенный, что Бокий добил Мюллера, я бросился на перехват его ведомого. Но тот, форсируя мотор, поспешил удрать. Я погнался за другим. Догнал и шлёпнул... Вдруг меня охватила тревога: а где же сам Ас? Наконец увидел его. Всеми силами сохраняя высоту, он искал место для посадки. Надо было срочно принимать меры. Если Мюллер благополучно приземлится, то встанет на лыжи и уйдёт! Опыт у него есть: два раза он уходил после вынужденных посадок. Дотянув до заснеженного озера, расположенного южнее нашего аэродрома, "полосатый" с ходу сел... Я немедленно сообщил об этом по радио в полк и приказал подготовить к вылету По-2 на лыжах. Мы с ведомым сели. По-2 уже ждал меня с работающим мотором, а рядом - инженер по вооружению с автоматом. Я подрулил к нему, выскочил из кабины истребителя и крикнул: "Скорее в самолёт! Надо ловить Мюллера!" Спустя несколько минут, мы уже кружили на По-2 над озером. "Мессер", оставив на снегу глубокую борозду, лежал на животе с погнутым винтом. Его кабина была открыта. От самолёта к скалистому берегу тянулся лыжный след. Мюллер ушёл. Лыжня обрывалась среди лобастых валунов. Возможно, там он и затаился.

Ме-109G-2 Мюллера после посадки Возвратившись к озеру, я с ходу сел и подрулил к "полосатому". Не выключая мотора, мы с инженером выскочили из кабины и поспешили к "Мессеру". Все его приборы оказались целыми. Следов крови не было видно. Значит, осколки снарядов не зацепили лётчика. Не побился он и при посадке. На сиденье лежал парашют. Я вытащил его на крыло, осмотрел. В кармашке ранца оказалась небольшая карточка, весьма похожая на визитную: "Обер - фельдфебель Рудольф Мюллер". Теперь нужно было действовать быстро... Вернувшись на аэродром я сразу доложил обо всем командующему ВВС. Были немедленно приняты меры для поимки Мюллера. На следующее утро мы с инженером снова вылетели искать немецкого аса. Нам удалось напасть на его след. Мюллер оказался отличным лыжником - за ночь он прошёл около 90 км от места вынужденной посадки. Далее лыжня терялась в лесном массиве. Данные разведки мы передали по радио пограничникам. Они выслали навстречу Мюллеру группу лыжников с собаками. На исходе дня они наконец настигли беглеца. Он спал под нависшей скалой, утомлённый 150 км лыжным марафоном. "Непобедимый" Мюллер не сопротивлялся. Покинув свою берлогу, он вскинул руки и сразу сдался... На допросе он признался, что не является ярым нацистом и не питает к нам никаких враждебных чувств. Война была для него, своего рода, спортивным состязаним... Мюллер охотно рассказал о себе, своих начальниках и лётчиках, назвал все известные ему аэродромы и раскрыл систему их охраны. Словом, он не произвёл того впечатления, на которое мы расчитывали." - закончил свой рассказ Герой Советского Союза Пётр Сгибнев".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта