Главная » 1 Описание » Классные часы о патриотизме. Русские поэты xx века о родине, родной природе и о себе

Классные часы о патриотизме. Русские поэты xx века о родине, родной природе и о себе

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Автор проекта

Предмет, класс

Литература, филология 9,10 класс

Краткая аннотация проекта

Литература – это искусство слова. Литература рисует перед нами действительность через образы, созданные писателем-художником. Через литературу мы попадаем в новый мир, полный открытий. Мы видим глазами автора далекое прошлое или сегодняшний день, и это помогает нам глубже познать реальность. Особый интерес вызывает чтение произведений о родном крае: по-новому ты видишь родную землю, по-новому открывается перед тобой история людей, живущих с тобой рядом. Мы попробовали проследить жизнь родного края по произведениям художественной литературы и публицистики и посмотреть, как местные поэты воспевают Родной край.

Целями и задачами своей работы мы считаем:

  1. Найти произведения художественной литературы и публицистики о родном крае.
  2. Найти отражение событий в литературе, затрагивающих историю родного края.
  3. Развивать интерес к произведениям литературы о родном крае у сверстников.

Объектом проекта являются исторические документы о родном крае, произведения русской литературы и местных поэтов и писателей, семейные архивы, а также весь собранный учащимися краеведческий материал.

Предметом проекта является проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории родного края, к литературе, а также организация поисковой научно-исследовательской деятельности с учащимися.

Гипотеза проекта: если изучить и внедрить в систему внеурочной деятельности и уроков литературы и краеведения данный материал, а также организовать с учащимися поисковую и научно-исследовательскую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления о русской литературе и историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.

-Проект развивает у учащихся способность к самостоятельной работе над проблемой, формирует стойкий познавательный интерес к литературе и положительную мотивацию к учению. -Благодаря проекту у учащихся развиваются творческие способности и совершенствуются коммуникативные качества. -Проект позволяет формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками. -Предлагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?..

Проблемные вопросы

  1. Отражается историческое прошлое родного края в произведениях художественной литературы и публицистики?
  2. Встречается описание родного края в произведениях современных авторов?
  3. Можно ли найти отражение реальных событий в художественной литературе?

Учебные вопросы

  1. Когда и где мы встречаем первое упоминание о Нижегородской земле?
  2. Как отражается жизнь нашего края в публицистике и художественной литературе 19в. и начале 20 века?
  3. Как описывает Нижегородский край в своих романах П.Мельников-Печерский?
  4. У кого из современных авторов нашло своё отражение историческое прошлое нашего края?
  5. Как изображают родной край в своем творчестве местные поэты?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя



Виктор Фёдорович

Бо́ков

(1914-2009)


В.Ф. Боков «Поклон»

Стороне моей родной

Как ему живётся?

Шлю поклон я поясной,

Как ему поётся?

Сосенкам, берёзкам,

С этой жизнью я знаком,

Всем лесным дорожкам.

День начался – нужен корм!

Ручейкам, озеркам,

В чаще иволга поёт.

Не меня ли узнаёт?

Всем непойманным зверькам:

Солнце тонет в небе,

Белкам и куницам,

Полдень полон неги.

Зайцам и лисицам.

Низко кланяюсь траве,

Сел на камень отдохнуть,

Расстегнул пиджачок.

Тёмной ночи и заре,

Не успел чихнуть:

Омутам и мельницам,

Будь здоров, землячок! –

Песенницам-девицам.

Вся родная сторона

Говорит эти слова.

Два поклона соловью,

Как коллеге своему.

Говорят, у соловья

Народились сыновья.


Николай Михайлович

Рубцов

(1936-1971)


Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»

Я так люблю осенний лес,

Над ним- сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: -Я был в лесу листом! -

Сказать: -Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою...

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине,

Внимая жалобному крику

Болотной птицы... Надо мной

Между берёзой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут. как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной...


Высказывания о любви к природе

  • Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)
  • Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)
  • Сила природы велика (Цицерон)
  • В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)
  • Природа - творец всех творцов (И. Гёте)
  • Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)
  • Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)
  • Охранять природу - значит охранять Родину (М.М. Пришвин)

























Расул

Гамзатович Гамза́тов

(1923-2003)


Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

Слышишь песнь соловья?

В ней звучит торжество.

Но о чем он поёт?

Неизвестно, увы, никому.

Я уверен:

О родине песня его.

Ведь другая давно б надоела ему!


Пословицы о Родине

  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Русская)
  • Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)
  • Дома и стены помогают. (Русская)
  • Своя земля и в горсти мила. (Русская)
  • Человек без родины – соловей без песни. (Русская)

Пословицы народов мира:

  • На своей улице и собака – тигр. (Афганская)
  • Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент, и камень. (Итальянская)

Н.А. Мордовина «Серебряный ветер»

… Измаясь в ожидании тепла,

Я как-то распахнула марту двери…

И ветер об одном прошу теперь я:

Весну земли не оброни с крыла!

Не обернись обманным серебром –

От зимних вьюг ещё свежи ожоги.

Не добавляй земле моей тревоги,

Не задержи весну с её добром!

Когда нагонит воду в култуки

Весенняя, ознобная моряна

И в них заплещет, словно лещ икряный,

Луна, обдав сияньем тальники, -

От зимнего очнётся забытья

Земля, вдохнув серебряного ветра…

Как широко распахнуты, как щедро

Раскрыты понизовые края!

Входи, весна, и – празднуй: твой черёд

Приказывать всему, что есть на свете, -

Не зря луной и морем полон ветер

И даль сквозная за сердце берёт!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта