Главная » 1 Описание » Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе. Звук и буква И

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Санькова Христина Викторовна

Занятие №_____

Тема «Звук А»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова..

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, рабочие тетради, контейнер с карандашами, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики), погремушка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Упражнение «Откуда раздался звук?»

Дети закрывают глаза. Логопед звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [А].

Логопед предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.

Логопед: Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [А]: Когда мы произносим звук [А], то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик широко открыт;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

4. Характеристика звука [А].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т.к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик .

Логопед знакомит детей с символом звука [А]: девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

Девочка укачивает куклу: аааааааа...

б) произнести вслед за логопедом отрывисто:

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А...

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А]:

а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а...

7. Упражнение «4-й лишний»:

Логопед просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): Апельсин, артист, суп, астроном.

8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Логопед читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.

Он большой, как мяч футбольный, Руки - полукругом перед собой.

Если спелый - все довольны. Поглаживают правой рукой животики. Так приятен он на вкус,

И зовут его - ... (арбуз)

9. Физминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

10. Упражнение «Внимательные ушки»:

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина? При перечислении фруктов дети пра-

Все, что есть на букву А: вой рукой последовательно загибают

Вот арбузы, апельсины, пальчики левой руки.

Абрикосы и айва.

11. Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один. в кулачок.

Эта долька - для ежа, Левой рукой поочередно загибать паль-

Эта долька - для стрижа, чики правой руки.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

12. Работа в тетради.

Дети рисуют в антенну в тетрадях.

13. Итог занятия.


Цели:

  • Автоматизировать правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
  • Формировать навык слогового и звуко-буквенного анализа слов.
  • Обогащать словарь путем подбора родственных слов.
  • Развивать грамматический строй речи путем составления предложений с предлогом.
  • Формировать навык слогового чтения.

Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.

Каждому ребенку раздается лист формата А4 с написанными сверху слогами са, со, су, сы и картинки, в названиях которых есть данные слоги.

8. Автоматизация звука в словах, звуко-буквенный анализ слов (слайды 11 - 14).

Думаю, что вы и со следующим заданием снегурочки справитесь легко.

Назовите картинку, подберите подходящую звуковую схему.

Сначала ответьте: как спросим про лису? Какая лиса? Как зовут детенышей у лисы?

Как спросим? Какие санки? Назовите ласково.

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Какая сорока? Почему сороку называют белобока ? А почему говорят чернокрылая ? длиннохвостая ?

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Сколько предметов на картинке - один или много? Измените так, чтобы слово обозначало один предмет.

Ветка сосны - какая? (сосновая)

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

9. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается - кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы - убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.

10. Автоматизация в предложении (слайд 15).

11. Автоматизация в связной речи (слайд 16).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова-предлоги вы употребили?

Пересказ текста с опорой на цифры и предлоги.

12. Итог занятия (слайд 17)

Какой звук научились произносить? В каком замке живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!

Презентация Использованная литература.
  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1997.
  3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. -СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Тема: Звук «Х». Части тела.

Цель: Познакомить детей со звуком «Х», закрепить части тела.

Задачи:

Коррекционные:

Формировать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую (использование мяча-ёжика) и общую моторику.

Развивающие:

  1. Закреплять навыки выделения нужного звука из слов, чёткое проговаривать (в слогах, в словах, в предложениях), запоминать и называть слова.
  2. Закреплять умение строить диалог.
  3. Активизировать словарь через введение прилагательных и глаголов.
  4. Развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, хоровод).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.
  2. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, песни, танцы, народные костюмы и окружающие предметы.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуком «Х» (хомяк, хобот, хвост, муха, яхта, петух, ухо, пух, мох, кухня). Картинки с изображением хвостов животных (собачий, лисий, заячий, кошачий, волчий, медвежий, львиный, беличий, лошадиный, козий).
  2. Трафареты, листы бумаги, карандаши, мяч-ёжик, сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент

  1. (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, становятся полукругом).

Логопед: Как вы нарядно одеты! Девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Вы собрались в гости? а к кому?

Дети: К Хозяюшке!

Логопед: Когда мы идём в гости, о чем надо помнить?

Дети: Быть нарядными, улыбаться, дарить хорошее настроение и подарки!

Логопед: Правильно, подарки! Мы с вами сейчас давайте в подарок надуем большие шары.

Гимнастика на дыхание. (Дети выполняют движения руками, имитируют надувание шаров).

Эй, мышонок, посмотри Надуваем быстро шарик

Надуваем мы шары: Он становится большой!

Синий, красный, голубой! Вдруг, шар лопнул - воздух вышел

Выбирай себе любой! Стал он тонкий и худой.

Молодцы ребята, хорошие у вас шары получились! Посмотрите на полянку, что это такое?

Дети: Волшебный сундучок!

Логопед: Хотите узнать откуда он взялся и что в нём спрятано? Это сундучок от Хозяюшки, а в нём волшебные картинки и мячик. Нужно угадать какой один и тот же звук встречается в словах (логопед показывает и называет по очереди картинки голосом выделяя звук «Х»).

Дети угадывают звук.

Произношение звука «Х»:

Б) по одному

В) характеристика звука «Х»

Г) автоматизация звука «Х» в слогах

Логопед: Правильно, это звук «Х». А как наш язычок его произносит, давайте посмотрим в зеркале. Где находится язычок? Язычок смотрит вниз. Что происходит с зубами и ртом? (Губы улыбаются, а рот приоткрыт).

Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию.

Логопед: Ребята, звук «Х» — гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Логопед: Что будет, если соединить согласный звук «Х» с гласными звуками «А», «О», «У».

Дети: Сочетание «ХА», «ХО», «ХУ».

Логопед: Чтобы лучше запомнить сочетания мы под музыку их прохлопаем. Сначала четыре раза тихо, а на пятый - громко. А потом наоборот.

Логопед: Интересное задание для вас Хозяюшка приготовила. Теперь можно в путь собираться. Какое сейчас время года? Что нужно одеть, мы же пойдём в лес по сугробам.

(Дети называют время года, зимнюю одежду, говорят и показывают).

Логопед: Ребята, на что похож снег?

Дети: На пух!

Под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Белый пух, снежный пух,

Всё, всё, всё в пуху вокруг

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно ух!

А что щекочет - пух!

Логопед: Ребята, мы, наверное, с вами заблудились, здесь какие-то кочки. Попробуем их перепрыгнуть. А домик Хозяюшки в другой стороне? Посмотрите, где он стоит?

Дети перепрыгивают в сторону домика.

  1. Около домика их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте мои любезные, вы шли издалека? Что нового увидели, расскажите последние новости?

Развитие диалогической речи.

(Дети становятся в круг, разбиваются на пары, говорят и показывают).

На улице две курицы — Ослик, ослик,

С петухом дерутся Где твой хвостик?

Две девицы-красавицы -Хвостик мой пошёл гулять

Смотрят и смеются, Он вернётся ровно в пять!

Ха - ха - ха, ха - ха - ха!

Как нам жалко петуха!

Хозяюшка: Всё-то вы знаете! А что такое хвост?

Дети: Это часть тела животного.

Хозяюшка: Тогда помогите мне узнать чей это хвост?

Дети садятся за стол. Рассматривают картинки с изображением хвостов животных и по очереди их называют.

Логопед: Мы Хозяюшка ещё и загадки умеем отгадывать.

Домик плавает и ходит, Он носом в землю постучит

Травку щиплет, воду пьёт Взмахнёт крылом и закричит,

Вы не знаете ребята Кричит он даже сонный,

Кто та в домике живёт. Крикун неугомонный.

(Дети отгадывают загадки, называя где «спрятался» звук «Х» в отгадках).

Определение места звука в слове.

Хозяюшка предлагает детям обвести по трафаретам отгадки и заштриховать их.

Развитие мелкой моторики.

Дети дарят свои рисунки на память Хозяюшке.

Хозяюшка: Ребята, части тела животных вы назвали, а части тела человека вы знаете?

Логопед: Мы не только их знаем, но и показать сможем.

(Дети рассказывают стихотворение и показывают части тела).

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове,

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза что так близки.

Щёки, нос и две ноздри

Губы, зубы посмотри!

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой!

Логопед: Много вы частей тела знаете, а знаете ли вы, что каждая из них выполняет свою функцию - работу. Здесь нам и пригодится волшебный мячик-ёжик. Каждый подумает и скажет, что можно делать: руками, ногами, зубами.

(Дети передают мяч по кругу, называя глаголы-действия).

Логопед: Пока вы играли, не забыли новый звук и слова с этим звуком?

(Дети припоминают слова со звуком «Х»).

Хозяюшка: Ребята я тоже знаю слово и в нём тоже есть звук «Х». Это слово - хоровод. Где в этом слове «спрятался» звук «Х».

Логопед: Ребята, мы с вами тоже знаем, что такое хоровод, давайте покажем.

Дети встают в хоровод, поют, выполняют хлопки, имитируя движение игры на дудке, танца.

На зелёном лугу, их вох!

Раз нашёл я дуду, их вох!

То не дудка была, их вох!

Веселуха была, их вох!

Стал я в дудку играть, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали в дудку играть, их вох!

Стали в дудку играть, их вох!

Стали все танцевать, их вох!

Итог: Логопед благодарит детей, а Хозяюшка приглашает их на угощение.

Подготовила: учитель — логопед

Алантьева Милена Сергеевна



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта