Главная » 1 Описание » Конспекты пушкарева. Как составить конспект истории

Конспекты пушкарева. Как составить конспект истории

Пособие содержит опорные конспекты по истории России с древнейших времен до наших дней. Составленные на основе крупных тем, они позволяют научить детей видеть исторический процесс во всей его причинно-следственной целостности, повысить эффективность обучения.
Предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных учебных заведений, преподавателей истории и методики гуманитарных вузов, студентов, изучающих исторические дисциплины.

Методика работы с опорными конспектами.
Методика работы с опорным конспектом включает пять этапов. В зависимости от подготовленности учащихся, продолжительности изучения истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством отдельные этапы могут повторяться дважды, отдельные - исключаться вообще и т. д.

Первый этап. Опорный конспект высвечивается через графопроектор (кодоскоп) типа «Лектор-2000». Учитель последовательно, в виде рассказа, расшифровывает опорные сигналы. Учащиеся, не ведя никаких записей, внимательно слушают его.

Второй этап. Опорные сигналы с экранного изображения переносятся учащимися в тетради. При этом рекомендуется учитывать и цветовую гамму обозначений.

Имея опорный конспект в тетради, каждый учащийся теперь уже самостоятельно расшифровывает его. Учитель готов в любой момент оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы.

Третий этап. Отдельные учащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно к экрану и, используя изображение на нем, расшифровывают, проговаривают вслух информацию конспекта в целом или его блоков.

СОДЕРЖАНИЕ.
Опорные конспекты на занятиях.
Опорные тематические конспекты.
ОК-1. Происхождение славян.
ОК-2. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
ОК-3. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. (продолжение).
ОК-4. Религия восточных славян.
ОК-5. Появление государства у восточных славян.
ОК-6. Первые русские князья.
ОК-7. Правление Святослава.
ОК-8. Правление Владимира I.
ОК-9. Правление Ярослава Мудрого.
ОК-10. Ордынское владычество на Руси. Середина XIII в.
ОК-11. Создание единого централизованного Московского государства.
ОК-12. Создание единого централизованного Московского государства (продолжение).
ОК-13. Литература. Историческая мысль ХI\/-ХV вв.
ОК-14. Быт русских людей XIV-XV вв.
ОК-15. Реформы Избранной рады. XVI в.
ОК-16. Реформы Избранной рады. XVI в. (продолжение).
ОК-17. Россия к середине XVI в.
ОК-18. Конец династии И. Калиты.
ОК-19. Просвещение в XVI в.
ОК-20. Литература. Историческая и политическая мысль. XVI в.
ОК-21. Боярская дума в ХVII в. (до Петра I).
ОК-22. Земские соборы в первой половине XVII в.
ОК-23. Центральное и местное управление при первых Романовых.
ОК-24. Соборное уложение 1649 г.
ОК-25. Суд и армия в XVII в.
ОК-26. Сельское хозяйство в XVII в.
ОК-27. Промышленность в XVII в.
ОК-28. Сословия в XVII в. Феодалы.
ОК-29. Сословия в XVII в. Крестьяне и холопы.
ОК-30. Сословия в XVII в. Посадские люди.
ОК-31. «Соляной бунт» 1648 г.
ОК-32. «Медный бунт» 1662 г.
ОК-33. Разинщина. 1670-1671 гг.
ОК-34. Правление Федора Алексеевича. XVII в.
ОК-35. Обучение грамоте в XVII в.
ОК-36. Школы в XVII в.
ОК-37. Научные знания в XVII в.
ОК-38. Быт в XVII в.
ОК-39. Реформы Петра Великого. Экономическое развитие.
ОК-40. Реформы Петра Великого. Изменения в сословиях.
ОК-41. Реформы Петра Великого. Государственное управление.
ОК-42. Реформа власти при Екатерине II.
ОК-43. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
ОК-44. Сельское хозяйство в XVIII в.
ОК-45. Торговля в XVIII в.
ОК-46. Быт россиян в XVIII в.
ОК-47. Восстания в XVIII в.
ОК-48. Общественно-политическая мысль в XVIII в.
ОК-49. Русская церковь в XVIII в.
ОК-50. Наука в ХVIII в.
ОК-51. Просвещение в XVIII в.
ОК-52. Россия в начале ХIХ в.
ОК-53. Сословия в начале XIX в.
ОК-54. Тайные организации. 1816-1825 гг.
ОК-55. «Русские национальные начала». 30-е годы XIX в.
ОК-56. Военные поселения в XIX в.
ОК-57. Крестьянский вопрос при Николае I.
ОК-58. Образование в первой половине ХIХ в.
ОК-59. Наука в первой половине XIX в.
ОК-60. Русские путешественники первой половины XIX в.
ОК-61. Великие реформы Александра II. «О государе Александре II».
ОК-62. Великие реформы Александра II. «Освобождение крестьян».
ОК-63. Великие реформы Александра II. «Земское и городское самоуправление».
ОК-64. Великие реформы Александра II. «Суд скорый, правый и милостивый».
ОК-65. Великие реформы Александра II. «В силе армии - сила России».
ОК-66. Великие реформы Александра II. «Финансовое устроение».
ОК-67. Великие реформы Александра II. «Образование».
ОК-68. Великие реформы Александра II. «Внешняя политика».
ОК-69. Контрреформы Александра III.
ОК-70. Промышленный подъем в 90-е гг. ХIХ в.
ОК-71. Образование. Вторая половина XIX в.
ОК-72. Русская наука во второй половине XIX в.
ОК-73. Печать и книгоиздательское дело во второй половине ХIХ в.
ОК-74. Первая перепись населения. 1897 г.
ОК-75. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
ОК-76. Кризис внутренней и внешней политики в начале XX в.
ОК-77. Первая российская революция и начало парламентаризма.
ОК-78. Незавершенная модернизация.
ОК-79. Нарастание общенациональной катастрофы.
ОК-80. Падение империи Романовых.
ОК-81. Расхождение идеала с действительностью. 1917-1922 гг.
ОК-82. Несостоявшаяся перемена точки зрения на социализм.
ОК-83. «Социализм» в одной стране.
ОК-84. Сталинская «революция» сверху.
ОК-85. Советский Союз в годы Второй мировой войны.
ОК-86. Советский Союз в годы Второй мировой войны (продолжение).
ОК-87. Последние годы сталинизма.
ОК-88. На путях либерализации системы. Время Н.С. Хрущева.
ОК-89. От стабильности к «застою».
ОК-90. «Перестройка» и крах советской системы.
Опорные конспекты обобщающие (по векам).
ОК-91. История России. IX в.
ОК-92. История России. X в.
ОК-93. История России. XI в.
ОК-94. История России. XII в.
ОК-95. История России. XIII в.
ОК-96. История России. XIV в.
ОК-97. История России. XV в.
ОК-98. История России. XVI в.
ОК-99. История России. XVII в.
ОК-100. История России. XVIII в.
ОК-101. История России. XVIII в. (продолжение).
ОК-102. История России. XIX в.
OK-103. История России. XIX в. (продолжение).
ОК-104. История России. XX в. 1901 - 1917 гг.
ОК-105. История России. ХХ в. 1917-80-е гг.
ОК-106. История России. ХХ в. 90-е гг.
Опорные конспекты по первоисточникам.
ОК-107. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
ОК-108. «Поучение Владимира Мономаха».
ОК-109. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения.
ОК-110. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-111. Ключевский В. О. Классификация чинов в Московском государстве. До Уложения (продолжение).
ОК-112. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I.
ОК-113. Ключевский В. О. Неудача преобразований Александра I (продолжение).
ОК-114. Ильин И. А. Искусство строить федерацию.
ОК-115. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-116. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).
ОК-117. Ильин И. А. Искусство строить федерацию (продолжение).

Цена победы в Великой Отечественной войне

Цель: используя исторический материал выяснить какой ценой была достигнута победы в Великой Отечественной войне.

  1. Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свой народ на примере героизма и мужества советских людей на примере Великой Отечественной войны; уважительного отношения к памяти предков; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
  3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: образовательное путешествие.
Цель: познакомить обучающихся с периодом феодальной раздробленности на Руси на примере истории Владимиро-Суздальского княжества. Показать, что раздробленность была обязательным этапом в истории феодальных государств.
Задачи:
личностные - содействовать воспитанию уважения к истории своей Родины,
метапредметные - развивать умение работать с картой, историческими источниками, систематизировать данные в таблицу,
предметные - определить особенности развития Владимиро-Суздальского княжества.

Оборудование: медиапрезентация "Владимиро-Суздальское княжество", рабочие листы с заданиями, исторический источник "Оценка Н.И. Костомаровым деятельности А. Боголюбского", проектор, ПК для учителя с выходом в Интернет, экран.
Данный материал соответствует УМК под редакцией А.В. Торкунова.

Конспект содержит следующую структуру:
- вводная часть(закрепление предыдущей темы- тест)
-основная часть(изучение нового материала, работа в группах)
-заключение(рефлексия, выставление оценок, домашнее задание)
Данная работа сопровождается мультимедийной презентацией.
Разработка соответствует требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: формирование понимания политической обстановки в стране и мире на примере российско-японских отношений на современном этапе, повышение интереса к истории родного края;

  • личностные - воспитание патриотизма, гордости за свой край, чувства сопричастности судьбе России;
  • метапредметные - работа с навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, со способностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, с умением работы с документами;
  • предметные - изучение истории послевоенного устройства мира на Дальнем Востоке, изучение документов конференций по послевоенному устройству мира на Дальнем Востоке.

Целевая аудитория: для 10 класса

Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х гг.
Форма проведения урока: лекция.
Цель: используя исторический материал выяснить причины провала политики коллективной безопасности в Европе, что привело к началу Второй мировой войны.
Задачи: 1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Целевая аудитория: для 11 класса

Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная - приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная - формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная - изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.

Целевая аудитория: для 6 класса

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников

Когда вы пишете конспект какой-либо истории, он должен быть кратким, располагающим и раскрывать суть. К счастью, это совсем несложно!

Шаги

Часть 1

Когда вы читаете

    Прочтите историю. Очень сложно подготовить конспект истории, не читая ее. Так что откройте книгу или подключите наушники и прослушайте историю с вашего iPod. Не стоит всегда доверять сайтам, которые утверждают, что подготовили конспект книги - эти конспекты не всегда точные.

    • Когда вы читаете, держите в уме главную идею истории. Главной идеей «Властелина Колец», например, может быть что-то в духе «жадность (в данном случае - желание обладать Кольцом Всевластия) является мощным источником силы для зла» или «даже действия одного незначительного существа (такого как Хоббит) могут изменить мир».
  1. Делайте заметки. Вам нужно делать заметки во время чтения, поскольку вам придется ссылаться на них, когда вы будете готовы начать конспект. Ищите «кто? что? когда? где? почему?» Вы получите основу для того, что хотите осветить в конспекте.

  2. Найдите главных героев. Вы должны знать, о ком в итоге эта история, и определить, какие персонажи не столь важны для повествования. Если вы читаете историю со множеством действующих лиц, вам не захочется отмечать каждого нового персонажа.

    • Например, при разборе книги Гарри Поттер и Философский камень вам стоит записать Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер, поскольку они являются главными героями. Можно также записать Хагрида, Дамблдора, Снейпа, Квиррелла и Волдеморта, поскольку они занимают значительное место в истории.
    • Вам не нужно указывать полтергейста Пивза или дракона Норберта. Хотя они важны в определенные моменты истории, но недостаточно влияют на основную сюжетную линию, чтобы быть упомянутыми в конспекте.
    • Более короткие истории вроде «Красной Шапочки» просты, поскольку вам нужно записать только Красную Шапочку, ее бабушку, волка и дровосека (в зависимости от версии).
  3. Отметьте место действия. Место действия - место, где происходят события. Будет сложнее, если история, которую вы читаете, разворачивается во множестве различных мест. В этом случае вам придется описывать больше.

    • В продолжение примера с Гарри Поттером: основное действие происходит в Хогвартсе, так что вы можете написать что-то вроде «школа магии Хогвартс в Великобритании».
    • В конспекте истории, подобной Властелину Колец, которая разворачивается на обширной территории, можно упомянуть, что это Срединные Земли и указать некоторые важные места, например, Шир, Мордор и Гондор. Не нужно слишком углубляться в детали (например, упоминать лес Фангорн или башню Минас Моргул).
  4. Отметьте конфликт. «Конфликт» означает главную проблему, с которой придется справляться героям. Это не обязательно злодей, как в случае с Гарри Поттером и Властелином Колец.

    • В истории о Гарри Поттере главный конфликт - попытка Волдеморта украсть Философский камень и вернуться в качестве угрозы миру волшебников (и убить Гарри).
    • Например, если вы пишете конспект Одиссеи, главный конфликт - попытка Одиссея вернуться домой на Итаку. Вся история развивается вокруг его желания добраться домой и препятствий, которые стоят на его пути.
  5. Отметьте главные события. Это самые важные части истории. Вам не нужно описывать каждое действие персонажа. На самом деле, это как раз то, чего вам не надо делать! Просто ищите события, которые развивают основной конфликт или помогают разрешить его.

    • Некоторые ключевые события в истории о Гарри Поттере: Гарри узнает, что он волшебник, или Гарри встречает трехглавую собаку, и, конечно, Гарри, Рон и Гермиона побеждают Волдеморта.
    • Задача может показаться более простой при разборе коротких историй вроде «Красной Шапочки», но вы должны отмечать только самые важные моменты, например, встречу Красной Шапочки и волка, съедение Красной Шапочки волком, после того, как она ошибочно приняла его за свою бабушку, появление дровосека.
  6. Отметьте развязку. Обычно это крупное событие, которое завершает конфликт истории и решает проблемы. Даже если книга является частью серии, обычно в ней есть развязка истории. Ниже спойлеры!

    • В «Гарри Поттере» развязка - победа над Волдемортом. История после этого момента не важна для конспекта, даже если она имеет значение для повествования. Вам не нужно описывать беседу Дамблдора и Гарри, и даже победные очки Гриффиндора, поскольку это не имеет отношения к главной сюжетной линии с Волдемортом.
    • В «Красной Шапочке» развязкой будет появление дровосека, чтобы спасти саму Красную Шапочку и ее бабушку.
    • В истории вроде Властелина Колец развязка достаточно сложна для конспекта. Вы можете закончить на уничтожении Кольца, но (особенно если основная мысль истории - важность поступков одного незначительного существа) вам стоит упомянуть Очистку Шира и отплытие Фродо из Серой Гавани.

    Часть 2

    Написание конспекта
    1. Организуйте заметки. Самая сложная часть - чтение книги - закончена! Если вы делали заметки, вы полностью готовы написать конспект. Вам стоит организовать заметки согласно хронологии истории. Определите, где начинается и заканчивается история, как главный герой добирается из одной точки в другую.

      • В продолжение примера с Гарри Поттером: вам нужно проследить, как Гарри прошел путь от момента, когда он узнал о том, что является волшебником, до победы над Волдемортом.
      • Конспектируя историю вроде Одиссеи, вы должны проследить, как Одиссей, потерявший всех людей и выброшенный на берег Калипсо, пришел к победе над женихами и убеждению Пенелопы в том, что он «настоящий».
      • При разборе короткой истории вроде «Красной Шапочки» вы должны описать, почему Красная Шапочка пошла в лес, как она была обманута и съедена, как она была спасена.
    2. Напишите конспект. Теперь, когда вы упорядочили заметки, это будет совсем просто. Все, что вам нужно сделать - написать короткий параграф, отвечающий на ключевые вопросы «кто? что? когда? где? почему?», которые уже освещены в ваших заметках. Убедитесь, что вы также указали название произведения и имя автора.

      • Убедитесь, что вы сосредоточены на основной сюжетной линии истории. Не отходите от темы, описывая игру Гарри в Квиддич или его вражду с Малфоем.
      • Также не цитируйте историю. Вы не должны повторять диалоги из истории в конспекте. Можно кратко упомянуть основную идею беседы (например, «Когда Гарри и его друзья узнали от Хагрида, что Философский камень может быть в опасности, они решили сами остановить вора»).
    3. Посмотрите на примеры конспектов сюжета. Намного проще написать что-то, если вы видели пару примеров, получили представление об используемых формулировках и способах объединить различные элементы в одной короткой, емкой фразе.

      • ""Гарри Поттер и Философский камень" Дж.К.Роулинг - история об одиннадцатилетнем сироте Гарри Поттере, который узнает о том, что он волшебник, и отправляется изучать магию в Британскую школу волшебников, Хогвартс. Там он узнает, что его родителей убил злой волшебник Волдеморт, которого победил тогда еще младенец Гарри. Со своими друзьями Роном Уизли, который родился в большой семье волшебников, и Гермионой Грейнджер, самой умной ведьмой их курса, Гарри выясняет, что Философский камень, который дает бессмертие, спрятан в Запретной секции четвертого этажа Хогвартса. Когда Гарри и его друзья узнают от Хагрида, что Философский камень в опасности, они решают сами остановить вора, которым, по их мнению, является профессор Снейп, ненавидящий Гарри. Когда Гарри находит камень, он обнаруживает, что вор - профессор Квиррелл, одержимый Волдемортом. Из-за заклинания, наложенного матерью Гарри, он способен победить Квиррелла, и Волдеморт вынужден вернуться в изгнание".
      • "Эпическая поэма Гомера «Одиссея» повествует о греческом герое Одиссее и его десятилетнем путешествии домой на остров Итака, где его ждут жена Пенелопа и сын Телемак. В начале поэмы Одиссей является пленником нимфы Калипсо, затем греческие боги заставляют ее отпустить героя. Бог Посейдон, таящий злобу на Одиссея за то, что тот ранее в путешествии ослепил сына Посейдона Циклопа, пытается уничтожить корабль героя, но бога останавливает богиня Афина. Одиссей отправляется на Схерию, родину феакийцев, где ему дают возможность безопасного плавания и расспрашивают о путешествии. Одиссей рассказывает о различных приключениях, во время которых спасался вместе с командой, путешествии в Страну Лотофагов, ослеплении Полифема, своем романе с колдуньей-богиней Цирцеей, смертоносных Сиренах, путешествии в Аид, борьбе с морским монстром Сциллой. Феакцийцы благополучно доставляют Одиссея на Итаку, где он входит в зал своего дома под видом нищего. На Итаке считали, что Одиссей мертв, зал полон женихов, которые пытались убить его сына и убедить Пенелопу выбрать нового мужа. Пенелопа отказывалась, так как верила, что Одиссей жив. Она устраивает состязание с луком Одиссея, который лишь он один может натянуть. Когда Одиссей натянул лук, он перестрелял всех женихов и воссоединился с семьей".
      • Эти конспекты описывают основной сюжет историй. В них используются формулировки вроде «Когда Гарри нашел Камень...» вместо описания, чего стоили поиски камня, которое не является предметом рассмотрения конспекта. Они короткие и сосредоточены только на самых значительных основных персонажах, таких как Одиссей, Пенелопа, боги и так далее.

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

Сразу хочу оговориться, что какой-то специальной методики подготовки конспектов у меня не было и нет. Поэтому данный пост - это всего лишь попытка обобщить некоторые простые и очевидные советы по составлению конспектов.

Совет 1. Цель должна оправдывать средства.

Если вы приняли решение писать конспекты, то стоит сразу для себя решить - будете ли вы это делать по всему курсу истории, только по какой-то самой сложной и/или малоизученной для вас части (теме), или просто ограничитесь краткими отрывочными записями «на всякий случай» и «авось прокатит».

Это актуально, потому что примеров, когда люди неправильно рассчитывали время и многое просто не успевали - масса. Либо у них исчезала мотивация, когда они начинали понимать, что объем работы очень большой, а написание конспектов продвигается очень медленно. Отсюда вытекает следующая рекомендация.

Совет 2. Краткость - сестра таланта.

Это значит, что информация в конспекте должна быть изложена сжато. Казалось бы, капитан Очевидность, но часто оказывается, что далеко не для всех. Конспект - это не переписывание целых предложений и абзацев из учебника, а осознанная работа с текстом с целью уменьшить существующий объём до «выжимки» наиболее ценного материала. Конспект должен содержать самые важные из упоминаемых в параграфе (главе, разделе) имён, дат, событий.

Как их выбрать? Здесь два пути.

А) Полагаться на уже имеющиеся указания (иногда в тексте ключевые моменты могут быть уже выделены полужирным шрифтом, курсивом , цветом ). Также можно опираться на присутствующие в начале-конце учебника (справочника) или их разделов словари терминов, списки персоналий, дат и т.д. и т.п.

Б) Опираться на собственный выбор. Скорее всего, идеальный путь, как это часто бывает - «золотая середина», т.е. сочетание обоих способов.

Совет 3. Сделать экономик у - экономной, а конспект - пон ятным.

Следовать первой части высказывания и призыву Л.И. Брежнева совсем необязательно, но вот сделать свои записи не только сжатыми по объёму, но и содержательными по качеству - необходимо.

Я бы выделил два основных способа достижения этой цели.

А) Составление развёрнутого плана-конспекта (т.е. выделение смысловых частей - подпунктов в тексте). С помощью данного метода удастся структурировать даже большой текст и облегчить его понимание, а значит, и запоминание информации.

Б) Составление схем (рисунков, таблиц и т.д.). Здесь основная цель примерно та же, только бОльшую роль играет метод визуализации, позволяющий как сократить количество написанного, так и не запутаться в причинно-следственных связях, логике поступков исторических лиц и т.п.

Совет 4. Конспе кт - не рос кошь, а средство обучения.

Это значит, что конспект должен быть удобным в использовании. Я всё чаще прихожу к мысли, что возможно, удобнее использовать для записей не тетради - «гроссбухи», своей толщиной напоминающие полное собрание сочинений Ленина, а обычные листы бумаги А4. Дело в том, что уже после написания конспекта вы можете найти какие-то новые сведения и важные моменты, которые также захочется зафиксировать в письменном виде. Записи в тетрадях здесь неудобны, поскольку трудно рассчитать необходимое место, которое следует оставить для внесения изменений (дополнений). Минусом здесь является то, что нужно постоянно следить, чтобы все необходимые материалы были под рукой и ничего не потерялось.

Тем не менее, из этого вытекают следующие советы.

Совет 5. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Здесь имеется в виду, что если Вы пишете на отдельных листах, то, по крайней мере, заведите себе специальные папки (лучше с файлами), в которые и упаковывайте плоды своей учебной деятельности. Это особенно касается, например, исторических сочинений, которые стоит не только регулярно писать, но, и что не менее важно, переписывать, (исправляя последствия неудачного опыта), а затем и бережно сохранять. Это нужно, чтобы перед экзаменом не пытаться купить/скачать весь пакет возможных текстов «без смс и регистрации», а спокойно перечитать собственные опусы.

Совет 6. «У кого руки чешутся, чешите в другом месте», и пишите так, чтобы потом не чесать (в затылке).

При всём уважении к В.С. Черномырдину и его крылатой фразе в заголовке, но некоторых проблем со своими текстами лучше избегать. Поэтому если вы всё же пишете в тетради, то обязательно:

А) Оставляйте место после конспекта для внесения вполне могущих появиться уточнений (исправлений), дополнений. Не стоит лепить слова и предложения друг на друга так, будто вы пишете на дефицитном материале. Не жалейте бумагу и она будет вам признательна!

Б) Используйте бумажные закладки для обозначения разделов, маркеры и ручки для выделения цветом наиболее значимых моментов (но не переборщите). Это сэкономит вам немало времени при поиске необходимых сведений при повторении и не только.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта