Главная » 1 Описание » Космические явления. «Физика в космосе

Космические явления. «Физика в космосе

ФИЗИКА ЗЕМЛИ И КОСМОСА

Земля - это не только поверхность и вся масса нашей планеты. Атмосфера - эта гигантская воздушная оболочка земного шара - тоже Земля. И космос вокруг нас на многие сотни и даже тысячи километров для ученых - тоже Земля. Правда, до сих пор идут споры о том, где истинная граница Земли, где граница атмосферы, где кончается околоземной космос. И споры эти едва ли кончатся скоро - ведь все зависит от тех свойств, по которым будут определять границу атмосферы. По некоторым из них, например по возможности жизнедеятельности человека, атмосфера кончается на высоте 11–12 км, по другим, например по наличию молекул воздуха, границей атмосферы считают высоту 1000 км.

Так или иначе, но одна из древнейших наук - геофизика - распространяет свои владения далеко за пределы наших обычных представлений о планете Земля.

Основными разделами геофизики до сих пор считались физика Земли и физика атмосферы (метеорология). Физика Земли изучает происхождение, внутреннее строение планеты и различные процессы в ее массе и на ее поверхности (землетрясения, ледниковые явления и др.).

Как известно, главной задачей метеорологии является краткосрочное и дальнее прогнозирование погоды, а в будущем - изыскание методов воздействия на атмосферные явления, т. е. управление погодой. Но с выходом человека в космос целый ряд проблем, бывших ранее предметом теоретических исследований физики Земли, выделился в самостоятельный раздел геофизики - физику космоса. С помощью ракет, искусственных спутников и космических кораблей уже сейчас ведется обширное изучение свойств околоземного космоса, в том числе различных полей Земли - гравитационного, магнитного, радиационного и др. Но это только начало. Создание орбитальных космических станций позволит значительно расширить исследовательские работы по изучению околоземного пространства и космоса. Так, например, орбитальные лаборатории позволят получить постоянно меняющуюся картину распределения температур и давлений, а также химического состава газа на различных высотах. Будут продолжаться исследование распределения электронной концентрации с высотой и изучение концентрации положительных ионов в ионосфере, магнитные измерения в различных частях околоземного пространства.

Атмосфера, изолирующая Землю от воздействия космического пространства и «дающая» нам погоду, сама по себе не является чем-то застывшим. В ней непрерывно происходят различные процессы, зависящие не только от свойств поверхности Земли, но и от явлений, происходящих в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве, а также от деятельности Солнца.

Для космических полетов человека особенно важно знать распределение радиационных поясов вокруг Земли и изменение интенсивности первичного космического излучения, а также корпускулярного и коротковолнового излучения Солнца, которые влияют на состав верхних слоев атмосферы и процессы, происходящие в них. Для тех же целей необходимо постоянно исследовать потоки метеорных тел в околоземном пространстве и их состав.

До сих пор человек наблюдал за атмосферными процессами главным образом с поверхности Земли, т. е. как бы с одной стороны. Служба погоды охватывала огромные площади поверхности Земли с помощью густой сети метеорологических станций и сложной системы оповещения, обработки и передачи информации. Правда, с помощью высокогорных метеорологических станций, шаров-зондов, самолетов, а также с помощью прожекторных, звукометрических и радиометодов исследователи уже давно «заглядывают» внутрь атмосферы.

В последнее время на службу метеорологии пришли ракеты. Особенно широко исследования атмосферы с помощью ракет проводились во время Международного геофизического года (1957–1958 гг.), когда только в Советском Союзе было запущено более 100 геофизических и метеорологических ракет.

Однако геофизические ракеты не могут дать полного представления о состоянии верхних слоев атмосферы. Такая задача по плечу лишь космической технике. Космические лаборатории позволят глубоко изучить облачный покров Земли, исследовать образование и движение различных видов облаков, оценить степень покрытия ими поверхности Земли в зависимости от различных факторов, провести изучение поведения ветров на различных высотах. Здесь предстоит раскрыть еще много белых пятен, утвердить или отвергнуть многие научные гипотезы. Так, быть может, удастся проверить гипотезу, согласно которой микрометеориты и космическая пыль, постепенно оседая к поверхности Земли, играют роль центров конденсации (дождь) или кристаллизации (снег) в атмосфере.

Предельно повысить точность прогнозирования погоды - вот главная задача будущих ОКС - геофизических обсерваторий в космосе.

Каковы же методы геофизических и метеорологических исследований, которые могут быть применены на орбитальной космической станции?

Прежде всего наблюдение и фотографирование, в том числе в инфракрасных лучах земной поверхности и облачного покрова с высоты оpбиты спутника. Это даст возможность обнаружить зарождение дождей, гроз, снегопадов, ураганов, бурь и т. д., а также следить за их развитием и перемещением. Накопленный опыт поможет в дальнейшем понять причины образования циклонов.

Кстати, аэрофотосъемка с борта орбитальной станции, которую можно будет назвать космофотосъемкой, позволит постоянно расширять и уточнять картографию нашей планеты. Съемка может производиться с помощью не только фототехники, но и инфракрасной аппаратуры и радиолокаторов, которые позволят преодолевать облачный покров и довольно значительную непрозрачность атмосферы. Съемки из космоса дадут возможность быстро уточнять и дополнять геофизические карты в связи с возникновением новых городов, каналов, водохранилищ, железных дорог, автострад, мостов и других искусственных сооружений. Как известно, одной из задач геодезии является точное определение размеров и расстоянии на поверхности Земли. При этом обычно применяется старинный способ земных измерений - триангуляция . Этот метод, сущность которого сводится к построению воображаемых треугольников на поверхности Земли, довольно сложен и требует больших затрат. Космические средства могут существенно облегчить пользование этим методом, позволяя охватить всю поверхность Земли и значительно повысить точность измерений.

Главное в триангуляции - это точное знание координат, так называемых базисных линий. Измерять расстояния с помощью спутника Земли можно визированием его либо одновременно с двух базисных линий, проходящих через точки на границах измеряемого расстояния (рис. 2, а), либо независимо в разных точках орбиты (рис. 2, б). Второй метод не требует очень больших высот орбиты (до 1000 км) и позволяет вычислять расстояния с точностью в несколько раз большей, чем при одновременном фиксировании по первому методу.

Рис. 2. Использование космической станции для триангуляции поверхности Земли:

а - одновременный метод; б - орбитальный метод; 1 - положение станции на орбите; 2 - базовая линия; 3 - орбита)

Триангуляция поверхности Земли с помощью космических средств позволит получить точные расстояния между континентами и с большой точностью определить положение островов в океанах. Замеры из космоса могут дать точность измерений до 10–20 м , в то время как точность обычных способов всего лишь около 100 м.

Космические лаборатории окажут неоценимую услугу и геологам в изучении состава земной коры, неоднородности ее массы. Обследование гравитационных и магнитных аномалий поможет открыть новые залежи различных полезных ископаемых.

Научная космическая станция даст возможность ученым выяснить влияние на климат Земли процессов, происходящих в ледниках.

Из книги Творчество как точная наука [Теория решения изобретательских задач] автора Альтшуллер Генрих Саулович

ФИЗИКА - КЛЮЧ К СИЛЬНЫМ ИЗОБРЕТЕНИЯМ Нетрудно заметить: на макроуровне преобладают простые комбинационные приемы (разрезать, перевернуть, соединить и т. д.), на микроуровне в состав сложных приемов почти всегда входят физические эффекты и явления. На микроуровне мир

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

13.1. Экспериментальная физика На рубеже XVI и XVII столетий, когда закладывались основы новой математики, были заложены также основы экспериментальной физики. Ведущая роль принадлежит здесь Галилею (1564–1642), который не только сделал многочисленные открытия, составившие

Из книги Над картой Родины автора Михайлов Николай Николаевич

13.5. Физика микромира В физике, как и в чистой математике, по мере возрастания абстрактности теорий укоренялось понимание их языкового характера. Решающий толчок этот процесс получил после того, как в начале XX в. физика вторглась в пределы мира атомов и элементарных частиц

Из книги Вернер фон Браун: человек, который продал Луну автора Пишкевич Деннис

УЛУЧШЕНИЕ ЗЕМЛИ Крестьянин плугом чертил сельскохозяйственную карту России. Пашня из века в век наступала на девственные земли, но географический контур ее ложился неравномерно и скупо.Земледельцы, безоружные и разобщенные, не нашли сил для освоения трудных земель,

Из книги Промышленное освоение космоса автора Циолковский Константин Эдуардович

6 Продавец космоса: статьи в «Кольерс» Этот человек мог уговорить любого. Он настолько убедителен, что мог бы продавать кому угодно, что угодно, даже подержанные автомобили. Корнелиус Райан В середине XX столетия космос был вотчиной писателей-фантастов. Космические

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

Индустриализация космоса

Из книги Человек, который летал быстрее всех автора Эверест Ф. К.

Энергия Земли* Земля. По-видимому, Земля есть область человека. Он прикован к ней силою тяжести, отделен от других земель (планет) необозримыми пустынями неба. Ни один человек, ни одно существо не отдалилось еще от Земли, не посетило еще небо, хотя оно и наполнено

Из книги Тесла против Эйнштейна автора Рыков Алексей

§ 5.20 Альтернативная физика и космология Сколько было ложных открытий, на стороне которых были люди и правдивые и авторитетные. И… - скольким пренебрегалось, что потом стало великим… Все великие начинания оказывались несвоевременными и хотя не запрещались, но, не

Из книги Завоевание природы автора Андреев Борис

ГЛАВА 13 Покорение космоса Эвис считала, что я сделал достаточно и могу спокойно уехать. Она полагала, что своей работой, связанной с постоянным риском, я внес немалый вклад в дело развития авиации. Однако она никогда не жаловалась. Она знала, что это была моя мечта, и не

Из книги Вечное движение. История одной навязчивой идеи автора Орд-Хьюм Артур

«ЯДЕРНЫЙ КЛУБ» ИМЕНИ ВЕЛИКОГО ФИЗИКА Термин «ядерный клуб» придумали геополитики. Он означает группу государств, разработавших, испытавших и имеющих на вооружении ядерное.оружие. По состоянию на 2009 год в него входят (по году первого ядерного испытания):США (1945);Россия

Из книги Очень общая метрология автора Ашкинази Леонид Александрович

I. ЧТО ТАКОЕ ФИЗИКА 1. Разговор с министром. Около ста лет тому назад в Англии жил и работал знаменитый ученый Михаил Фарадей (рис. 1). Сын простого рабочего, он сам был в молодости переплетчиком.Читая попадавшие в мастерскую книги, Фарадей заинтересовался наукой много

Из книги автора

II. ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ФИЗИКА. 1. Обезьяна или человек?Нередко говорят, будто человек произошел от обезьяны. Это неверно. Наука установила, что человек произошел не от обезьяны, а что и он и современные обезьяны произошли от каких-то общих предков. Но во всяком случае предок

Из книги автора

III. ФИЗИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЗНИ. 1. Человек и машина.Потребности производства создали в конце концов машину. В любой машине заложено огромное количество знаний по физике, которые использованы техникой. Построенная благодаря этим знаниям машина в высокой степени

Из книги автора

VII. ФИЗИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА. 1. Как человек познает мир.Когда первобытный человек бродил в поисках пищи по лесам, полям, горам, по берегу моря, он знакомился с окружающим его миром. Он чутко прислушивался к каждому шуму и шороху, внимательно осматривался по сторонам, умел

Из книги автора

1. Вечное движение и физика Попытаемся рассказать о законах природы, исключающих возможность создания перпетуум мобиле.Постройте машину, которая совершала бы работу, большую, чем сообщенная ей энергия, и вы решите проблему вечного движения.Чтобы вечный двигатель мог

Из книги автора

Фундаментальные константы и «высокая физика» Одним концом метрология упирается в плевок цехового мастера на доменной печи (см. выше) и счет «бульков» при распитии «на троих», другим, - в фундаментальные константы (немного реже используется термин «мировые константы», и
























1 из 23

Презентация на тему: физика в космосе

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Ведение Физика - одна из основных наук о природе. Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Название этой науки - "physis" - ввел древнегреческий ученый Аристотель (384 - 322 гг до н.э.). В переводе на русский язык это слово означает "природа", но под природой Аристотель понимал не просто окружающий человека мир, не естественную среду его обитания, а сущность вещей и событий - то, из чего состоит все сущее в мире, и то как, и почему именно так, все происходит в мире. Все что происходит в окружающем нас мире принято называть явлением. Я хочу вас познакомить с некоторыми явлениями, которые имеют отношение к космосу.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Мы называем космосом то пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля и является вечным и бесконечным. Космос и все, что в нем находится, называется Вселенная. Многие ученые считают, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва, происшедшего около 14 млрд. лет тому назад. Вся материя и энергия сегодняшней Вселенной была сконцентрирована в одном месте. Во время взрыва, имевшего огромные масштабы, из этого космического концентрата была выброшена вся Вселенная.

№ слайда 6

Описание слайда:

Эра освоения космоса началась 4 октября 1957г., запуском первого советского искусственного спутника Земли. Первым человеком в мире, проложившим путь в космос, был Ю. А. Гагарин. Его полет 12 апреля 1961г. на космическом корабле "Восток" вошел в историю человечества как выдающееся событие.

№ слайда 7

Описание слайда:

Учёные-первопроходцы. Каждая эпоха рождает людей, отказывающихся следовать общепринятым правилам и обычаям своего времени. После того, как в 1543 г. были опубликованы теории астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.), в Европе начало распространяться представление о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

№ слайда 8

Описание слайда:

Галилео Галилей (1564-1642гг.), с жадностью прочитав работу Коперника, стал его последователем. Сконструировав телескоп, он провёл астрономические наблюдения, в корне изменившие представления людей о Солнечной системе. “И все-таки она вертится”, - настаивал Галилей после того, как его заставили отречься от своих убеждений.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко. Хотя в XIX веке никто из образованных людей уже не сомневался, что Земля вращается вокруг своей оси, а не Солнце вокруг неё, известный французский ученый Леон Фуко поставил в 1851 году опыт, который наглядно показывал вращение Земли. Для своего опыта Фуко воспользовался свойством маятника сохранять плоскость своего качания даже в том случае, если место его подвеса вращается вокруг вертикальной оси.

№ слайда 11

Описание слайда:

В здании Пантеона в Париже Фуко подвесил маятник длиной 67 метров. Медный шар этого маятника весил 28 килограммов. Когда маятник в Пантеоне был запущен, то через несколько минут было обнаружено, что плоскость качания маятника изменилась, её ближайшая к наблюдателю сторона передвинулась по часовой стрелке с востока на запад. На самом же деле плоскость качания маятника осталась прежней. За это время повернулась Земля с запада на восток. Подобный маятник есть и в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе, длина этого маятника равна 98 метрам.

№ слайда 12

Описание слайда:

Инерция в космосе. Мир полон движения. Движутся звезды, планеты, галактики. Наукой доказано движение невидимых глазом частиц – молекул, атомов. Движение есть основное свойство материи. Механическое движение характеризуется скоростью. Движущееся тело не может само по себе изменить свою скорость. Если на него не действуют никакие другие тела, то тело не может ни ускорить, ни замедлить, ни изменить направление своего движения, оно будет двигаться с какой-то определенной по модулю и направлению скоростью. Свойство тел сохранять модуль и направление своей скорости называется инерцией

№ слайда 13

Описание слайда:

Инерция – неотъемлемое свойство движущейся материи. Галилео Галилей первый объяснил явление инерции. Исаак Ньютон сформулировал “закон инерции”: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока действия со стороны других тел не изменят этого состояния.

№ слайда 14

Описание слайда:

Как же используется явление инерции в космосе? Представим на минуту, что произошло бы в мире, если бы мгновенно исчезло свойство тел, которое мы называем инерцией. Луна упала бы на Землю. Планеты упали бы на Солнце, движение тела могло бы осуществляться только под действием силы и прекращалось бы с исчезновением последней. Таким образом, инерция – выражение единства материи и движения. Земля является лишь одним из миллиардов небесных тел в бесконечной Вселенной. Нашим ближайшим соседом в космосе и одновременно единственным естественным спутником является Луна (d=3475 км, от Земли Луна удалена в среднем примерно на 385 000 км). Двигаясь по инерции, Луна должна удаляться от Земли. Почему же этого не происходит?

№ слайда 15

Описание слайда:

И почему Луна не падает на землю? В 1687г. Исаак Ньютон впервые нашел обоснованное объяснение тому, почему планеты вращаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли. Согласно хорошо известной всем легенде, Ньютон однажды сидел в саду и увидел падающее с дерева яблоко. Он спросил себя, почему яблоко упало на землю, а Луна на неё не падает? Учёный увлёкся этой простой лишь на первый взгляд проблемой, тесно связанной с галилеевым законом свободного падения, и пришел к понятию силы тяготения. Упавшее на Землю яблоко навело его на мысль, что одна и та же сила притягивает яблоко к земле и удерживает Луну на её орбите вокруг Земли (а планеты – вокруг Солнца). Мы называем эту силу гравитацией, силой тяжести или силой земного притяжения. Если эта красивая история про яблоко – правда, то именно это яблоко было самым важным в истории науки.Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

С какой силой Земля притягивает Луну можно определить по формуле, выражающей закон тяготения: Где G – гравитационная постоянная (6,7*10-11 Н*м2*кг), m1 и m2 – массы Земли и Луны, r – расстояние между ними. Земля притягивает Луну с силой около 2*1020Н Третий закон Ньютона гласит: “Всякому действию всегда есть равное и прямо противоположное противодействие”. Следовательно, с какой силой Земля притягивает к себе Луну, с такой же силой Луна притягивает Землю. Конечно, притяжение Земли более мощное, и Земля удерживает своим притяжением Луну на её орбите. Луна же своим притяжением (правда, ей в этом помогает Солнце) периодически поднимает в земных океанах воду – происходят приливы и отливы.

Описание слайда:

Нужно, чтобы прибор висел свободно, ничего не задевая. Передвигая нитки вдоль стержня, добьёмся полного равновесия коромысла с шариками. Вращая коромысло вокруг ниток, закрутим их как можно больше. Коромысло должно висеть горизонтально, не качаясь. Отпустим коромысло, оно начнёт вращаться вокруг раскручивающихся ниток. Нитки, являющиеся осью нашего прибора, висят строго вертикально, никакие силы не заставляют их сойти с вертикального положения. Когда прибор перестанет раскручиваться, он будет висеть неподвижно в горизонтальном положении. Сделаем небольшой прибор. Возьмем длинный пустой стержень от шариковой ручки и укрепим на его концах два шарика. Один шарик диаметром 3 см, второй – 1 см. У большого шарика масса в несколько раз больше, чем у маленького. Положим стержень с шариками на острие ножа и будем двигать нож, пока “коромысло” с шариками не уравновесится. Отметим чернилами на стержне эту точку. Это будет центр тяжести нашей системы, состоящей из двух шариков. Массой стержня можно пренебречь, она совсем незначительна. К точке, где расположен центр тяжести нашей системы, а она будет находиться ближе к большому шарику, привяжем две нитки длиной 70 см. Другой конец ниток привяжем к какой-нибудь перекладине.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Заключение С незапамятных времен человек, глядя на ночное небо, мечтал побывать в космосе. Мы живем в эпоху освоения космического пространства. Путешествия в космос теперь уже не мечта, а действительность. Осуществляется мечта К. Э. Циолковского: “Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. Успешно осваивают космос искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли, орбитальные станции. Человек произвел разведку планет Солнечной системы – Венеры, Марса, Юпитера, достиг поверхности Луны. “Маленький шаг человека, но огромный шаг человечества”, - сказал Нил Армстронг, сделав первый шаг по Луне. Все это стало возможным благодаря законам физики. Законы физики – это законы мира, в котором мы живем. Чтобы жить в согласии с окружающим нас миром, надо знать его законы и использовать их на благо мира.

№ слайда 23

Описание слайда:

Слайд 2

Введение. Космос. Его освоение. Учёные-первопроходцы. Физика в космосе. 1. Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко. 2. Инерция. Явление инерции в космосе. 3. Почему Луна не падает на Землю? 4. Как Луна вращает Землю. Заключение. Литература.

Слайд 3

Введение

Физика - одна из основных наук о природе. Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Название этой науки - "physis" - ввел древнегреческий ученый Аристотель (384 - 322 гг до н.э.). В переводе на русский язык это слово означает "природа", но под природой Аристотель понимал не просто окружающий человека мир, не естественную среду его обитания, а сущность вещей и событий - то, из чего состоит все сущее в мире, и то как, и почему именно так, все происходит в мире. Все что происходит в окружающем нас мире принято называть явлением. Я хочу вас познакомить с некоторыми явлениями, которые имеют отношение к космосу.

Слайд 4

Космос.

Освоение космоса.

Слайд 5

Мы называем космосом то пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля и является вечным и бесконечным. Космос и все, что в нем находится, называется Вселенная. Многие ученые считают, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва, происшедшего около 14 млрд. лет тому назад. Вся материя и энергия сегодняшней Вселенной была сконцентрирована в одном месте. Во время взрыва, имевшего огромные масштабы, из этого космического концентрата была выброшена вся Вселенная.

Слайд 6

Эра освоения космоса началась 4 октября 1957г., запуском первого советского искусственного спутника Земли. Первым человеком в мире, проложившим путь в космос, был Ю. А. Гагарин. Его полет 12 апреля 1961г. на космическом корабле "Восток" вошел в историю человечества как выдающееся событие. В ХХ веке прогресс науки позволил человеку выйти в космос (космонавт А. А. Леонов 18 марта 1965 г.) , но основы современной научной мысли были заложены учеными-первопроходцами, посвятившими свою жизнь изучению естественных наук.

Слайд 7

Учёные-первопроходцы.

Каждая эпоха рождает людей, отказывающихся следовать общепринятым правилам и обычаям своего времени. После того, как в 1543 г. были опубликованы теории астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.), в Европе начало распространяться представление о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Джордано Бруно (1548-1600гг.) под влиянием работы Н. Коперника “Об обращении небесных сфер” стал разрабатывать собственную картину мироздания. Его объявили еретиком, приговорили к смертной казни и сожгли на костре. Н. Коперник Дж. Бруно

Слайд 8

Галилео Галилей (1564-1642гг.), с жадностью прочитав работу Коперника, стал его последователем. Сконструировав телескоп, он провёл астрономические наблюдения, в корне изменившие представления людей о Солнечной системе. “И все-таки она вертится”, - настаивал Галилей после того, как его заставили отречься от своих убеждений. В 1642 г. в Италии умер Г. Галилей, а через год в Англии родился Исаак Ньютон. Имя английского физика И. Ньютона неразрывно связано с тремя фундаментальными законами механики, а также с законом всемирного тяготения. На их основе была выстроена вся физика XVIII - XIX веков. Г. Галилей

Слайд 9

Физика в космосе.

  • Слайд 10

    Доказательство вращения Земли. Маятник Фуко.

    Хотя в XIX веке никто из образованных людей уже не сомневался, что Земля вращается вокруг своей оси, а не Солнце вокруг неё, известный французский ученый Леон Фуко поставил в 1851 году опыт, который наглядно показывал вращение Земли. Для своего опыта Фуко воспользовался свойством маятника сохранять плоскость своего качания даже в том случае, если место его подвеса вращается вокруг вертикальной оси.

    Слайд 11

    В здании Пантеона в Париже Фуко подвесил маятник длиной 67 метров. Медный шар этого маятника весил 28 килограммов. Когда маятник в Пантеоне был запущен, то через несколько минут было обнаружено, что плоскость качания маятника изменилась, её ближайшая к наблюдателю сторона передвинулась по часовой стрелке с востока на запад. На самом же деле плоскость качания маятника осталась прежней. За это время повернулась Земля с запада на восток. Подобный маятник есть и в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе, длина этого маятника равна 98 метрам.

    Слайд 12

    Инерция в космосе.

    Мир полон движения. Движутся звезды, планеты, галактики. Наукой доказано движение невидимых глазом частиц – молекул, атомов. Движение есть основное свойство материи. Механическое движение характеризуется скоростью. Движущееся тело не может само по себе изменить свою скорость. Если на него не действуют никакие другие тела, то тело не может ни ускорить, ни замедлить, ни изменить направление своего движения, оно будет двигаться с какой-то определенной по модулю и направлению скоростью. Свойство тел сохранять модуль и направление своей скорости называется инерцией

    Слайд 13

    Инерция – неотъемлемое свойство движущейся материи. Галилео Галилей первый объяснил явление инерции. Исаак Ньютон сформулировал “закон инерции”: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока действия со стороны других тел не изменят этого состояния.

    Слайд 14

    Как же используется явление инерции в космосе?

    Представим на минуту, что произошло бы в мире, если бы мгновенно исчезло свойство тел, которое мы называем инерцией. Луна упала бы на Землю. Планеты упали бы на Солнце, движение тела могло бы осуществляться только под действием силы и прекращалось бы с исчезновением последней. Таким образом, инерция – выражение единства материи и движения. Земля является лишь одним из миллиардов небесных тел в бесконечной Вселенной. Нашим ближайшим соседом в космосе и одновременно единственным естественным спутником является Луна (d=3475 км, от Земли Луна удалена в среднем примерно на 385 000 км). Двигаясь по инерции, Луна должна удаляться от Земли. Почему же этого не происходит?

    Слайд 15

    И почему Луна не падает на землю?

    В 1687г. Исаак Ньютон впервые нашел обоснованное объяснение тому, почему планеты вращаются вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли. Согласно хорошо известной всем легенде, Ньютон однажды сидел в саду и увидел падающее с дерева яблоко. Он спросил себя, почему яблоко упало на землю, а Луна на неё не падает? Учёный увлёкся этой простой лишь на первый взгляд проблемой, тесно связанной с галилеевым законом свободного падения, и пришел к понятию силы тяготения. Упавшее на Землю яблоко навело его на мысль, что одна и та же сила притягивает яблоко к земле и удерживает Луну на её орбите вокруг Земли (а планеты – вокруг Солнца). Мы называем эту силу гравитацией, силой тяжести или силой земного притяжения. Если эта красивая история про яблоко – правда, то именно это яблоко было самым важным в истории науки.

    Слайд 16

    Ньютон утверждал, что между Землей и всеми материальными телами существует сила тяготения, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Ньютон рассчитал ускорение, сообщаемое Луне Землёй. Ускорение свободно падающих тел у поверхности Земли равно g=9,8 м/с2. Луна удалена от Земли на расстояние, равное примерно 60 земным радиусам. Следовательно, ускорение на этом расстоянии будет: 9,8 м/с2: 602 = 0,0027 м/с2 Луна, падая с таким ускорением, должна бы приблизиться к Земле за первую секунду на 0,0013 м. Но Луна, кроме того, движется и по инерции. Двигаясь по инерции, Луна должна удалиться от Земли за одну секунду на 1,3 мм. Разумеется, такого движения, при котором за первую секунду Луна двигалась бы по радиусу к центру Земли, а за вторую секунду – по касательной, в действительности не существует. Оба движения непрерывно складываются. В результате Луна движется по кривой линии, близкой к окружности.

    Слайд 17

    Проведём опыт, из которого видно, как сила притяжения, действующая на тело под прямым углом к направлению его движения, превращает прямолинейное движение в криволинейное. Шарик, скатившись с наклонного желоба, по инерции продолжает двигаться по прямой линии. Если же сбоку положить магнит, то под действием силы притя- жения к магниту траектория шарика искривляется. Луна обращается вокруг Земли, удерживаемая силой притяжения. Стальной канат, который мог бы удержать Луну на орбите, должен бы иметь диаметр около 600 км. Но, несмотря на такую огромную силу притяжения, Луна не падает на Землю, потому что, имея начальную скорость, движется по инерции. Прекратись действие силы притяжения Луны к Земле – и Луна по прямой линии умчится в бездну космического пространства. Прекратись движение по инерции – и Луна упадёт на Землю. Падение продолжалось бы четверо суток девятнадцать часов пятьдесят четыре минуты пятьдесят семь секунд, так рассчитал Ньютон.

    Слайд 18

    С какой силой Земля притягивает Луну можно определить по формуле, выражающей закон тяготения: Где G – гравитационная постоянная ( 6,7*10-11 Н*м2*кг), m1и m2 – массы Земли и Луны, r – расстояние между ними. Земля притягивает Луну с силой около 2*1020Н Третий закон Ньютона гласит: “Всякому действию всегда есть равное и прямо противоположное противодействие”. Следовательно, с какой силой Земля притягивает к себе Луну, с такой же силой Луна притягивает Землю. Конечно, притяжение Земли более мощное, и Земля удерживает своим притяжением Луну на её орбите. Луна же своим притяжением (правда, ей в этом помогает Солнце) периодически поднимает в земных океанах воду – происходят приливы и отливы.

    Слайд 19

    Как Луна вращает Землю?

    Что Луна вращает Землю может показаться невероятным, так как масса Луны в 81 раз меньше массы Земли и она сама вращается вокруг Земли. Земля совершает много разных вращений: она вращается вокруг Солнца, вращается вокруг своей оси, ось Земли совершает прецессионное вращение. Но есть у Земли еще одно вращение, вызванное Луной. Не было бы Луны, не было бы и этого вращения. Луна, хотя и вращается вокруг Земли, но вращается не вокруг земного центра, а вокруг точки, которая отстоит от центра Земли на расстояние приблизительно 4700 км – общий центр масс системы Земля-Луна. .

    Слайд 20

    Нужно, чтобы прибор висел свободно, ничего не задевая. Передвигая нитки вдоль стержня, добьёмся полного равновесия коромысла с шариками. Вращая коромысло вокруг ниток, закрутим их как можно больше. Коромысло должно висеть горизонтально, не качаясь. Отпустим коромысло, оно начнёт вращаться вокруг раскручивающихся ниток. Нитки, являющиеся осью нашего прибора, висят строго вертикально, никакие силы не заставляют их сойти с вертикального положения. Когда прибор перестанет раскручиваться, он будет висеть неподвижно в горизонтальном положении.

    Сделаем небольшой прибор. Возьмем длинный пустой стержень от шариковой ручки и укрепим на его концах два шарика. Один шарик диаметром 3 см, второй – 1 см. У большого шарика масса в несколько раз больше, чем у маленького. Положим стержень с шариками на острие ножа и будем двигать нож, пока “коромысло” с шариками не уравновесится. Отметим чернилами на стержне эту точку. Это будет центр тяжести нашей системы, состоящей из двух шариков. Массой стержня можно пренебречь, она совсем незначительна. К точке, где расположен центр тяжести нашей системы, а она будет находиться ближе к большому шарику, привяжем две нитки длиной 70 см. Другой конец ниток привяжем к какой-нибудь перекладине.

    Слайд 21

    Но вернёмся в космос. Проделанный опыт имеет прямое отношение к системе Земля-Луна. Роль стержня от шариковой ручки, который связывает шарики в нашем опыте, играет притяжение Луны к Земле и Земли к Луне. Центр масс этой космической системы Земля-Луна находится внутри земного шара на расстоянии 4700 км от геометрического центра Земли. За полный оборот Луны вокруг Земли геометрический центр Земли тоже делает один полный оборот вокруг центра масс системы Земля-Луна.

    Слайд 22

    Заключение

    С незапамятных времен человек, глядя на ночное небо, мечтал побывать в космосе. Мы живем в эпоху освоения космического пространства. Путешествия в космос теперь уже не мечта, а действительность. Осуществляется мечта К. Э. Циолковского: “Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. Успешно осваивают космос искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли, орбитальные станции. Человек произвел разведку планет Солнечной системы – Венеры, Марса, Юпитера, достиг поверхности Луны. “Маленький шаг человека, но огромный шаг человечества”, - сказал Нил Армстронг, сделав первый шаг по Луне. Все это стало возможным благодаря законам физики. Законы физики – это законы мира, в котором мы живем. Чтобы жить в согласии с окружающим нас миром, надо знать его законы и использовать их на благо мира.

    Слайд 23

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 24

    Литература:

    “Беседы по физике” М. И. Блудов, изд. “Просвещение” 1984 г. “Космос у тебя дома” Ф. Рабиза, изд. “Детская литература” 1984 г. Серия “100 человек, которые изменили ход истории”

    Посмотреть все слайды

    Космическая физика – наука, изучающая космические излучения за пределами атмосферы планеты. Данное направление является для НИИЯФ МГУ основным. Исследования проводятся на искусственных спутниках Земли, Международной космической станции и автоматических межпланетных станциях.

    Исследования в этой области важны не только с точки зрения фундаментальной науки для понимания возникновения и строения Вселенной, а также протекающих в ней процессов, но и для развития прикладных радиационных моделей, необходимых как для увеличения сроков активного существования космических аппаратов и снижения радиационной опасности пилотируемых полетов, так и для предотвращения нежелательных наземных проявлений космофизических явлений.

    3 ноября 1957-го года сотрудники НИИЯФ МГУ стали первыми в мире, кто отправил в космос научный прибор. Он был установлен на второй искусственный спутник Земли, на котором также полетело первое живое существо – собака Лайка. С тех пор научные приборы, разработанные и изготовленные в НИИЯФ МГУ, были установлены на более чем 240 искусственных спутниках Земли и автоматических межпланетных станциях, направлявшихся к Луне, Венере и Марсу. За это время с помощью научных приборов учеными института удалось получить ряд результатов мирового уровня, среди которых - открытие радиационных поясов (внешней зоны радиации), Южно-Атлантической (Бразильской) аномалии в распределении захваченных частиц на малых высотах; исследования структуры, химического состава и динамики радиационных поясов и кольцевого тока.

    В настоящее время НИИЯФ МГУ проводит экспериментальные исследования радиации и космических лучей практически во всей области околоземного пространства: на геостационарной орбите (спутники серии «Экспресс»), на высокоэллиптической орбите (спутники серии «Молния»), на низких орбитах (спутники серии «Метеор», Международная космическая станция). В июле 2014 года состоялся успешный запуск на околоземную орбиту малого космического аппарата для фундаментальных космических исследований с установленной на борту собственной научной аппаратурой «РЭЛЕК», предназначенной для исследования релятивистских электронов радиационных поясов и их возможной связи с высотными электрическими разрядами. В конце 2014 года планируется запуск собственной научной аппаратуры «НУКЛОН» для исследования галактических космических лучей в диапазоне энергий 10 11 -10 15 эВ, а в 2015 году - университетского спутника «Ломоносов» для глобального продолжения исследований экстремальных процессов в ближнем и дальнем космосе, начатого на спутниках «Университетский-Татьяна» (2005) и «Университетский-Татьяна-2» (2009). Для получения и обработки информации о радиационной обстановке в космическом пространстве, а также прогнозирования ее изменений, в НИИЯФ МГУ создан Центр космического мониторинга, куда поступает информация со всех российских спутников и целого ряда зарубежных космических аппаратов (ACE, SDO, SOHO, GOES).

    Исследуются радиационные эффекты в бортовой электронике космического корабля, разрабатываются методы прогнозирования радиационно-индуцированных отказов бортовой электроники.


    Один из первых в мире научных приборов, отправленных в космос (запуск состоялся 3 ноября 1957 г.). Разработан и изготовлен в НИИЯФ МГУ


    Первый университетский спутник «Университетский-Татьяна» для исследования транзиентных световых явлений в верхней атмосфере Земли (2005 г.). Разработан и изготовлен в НИИЯФ МГУ


    Второй университетский спутник «Университетский-Татьяна-2» для исследования транзиентных световых явлений в верхней атмосфере Земли (2009 г.). Разработан и изготовлен в НИИЯФ МГУ



    Научная аппаратура «РЭЛЕК» (Релятивистские ЭЛЕКтроны) для изучения высотных электрических разрядов, атмосферных транзиентных явлений, «высыпаний» релятивистских электронов из радиационных поясов Земли (2014 г.). Участники: Россия (прежде всего НИИЯФ МГУ), Украина, Польша, Венгрия, Корея. Установлена на спутнике «Вернов»


    Научная аппаратура «НУКЛОН» для исследования галактических космических лучей. Разработана и изготовлена в НИИЯФ МГУ. Установлена на спутнике «Ресурс-П» №2

    Университетский спутник «Ломоносов» для исследования космический лучей предельно высоких энергий и быстропротекающих процессов в оптическом, рентгеновском и гамма-диапазонах длин волн, происходящих в верхних слоях атмосферы Земли и во Вселенной. Участники: Россия (прежде всего НИИЯФ МГУ), США, Корея, Дания, Испания, Мексика, Тайвань


    Центр космического мониторинга, куда поступает информация с российских спутников и целого ряда зарубежных космических аппаратов. Создан в НИИЯФ МГУ для получения и обработки информации о радиационной обстановке в космическом пространстве, а также прогнозирования ее изменений


    Сервера Центра космического мониторинга НИИЯФ МГУ

    Эта популярная книга излагает в общедоступной форме вопросы физики и астрономии, так или иначе связанные с завоеванием космоса. Научное содержание книги богато и разнообразно. Автор обладает широкой и разносторонней эрудицией и вводит читателя в курс современного состояния науки. Уровень изложения не требует от читателя специальной подготовки. Книга написана ясным языком и прекрасно иллюстрирована. Она будет интересна и полезна широкому кругу читателей, в том числе школьникам старших классов.

    Физика как наука о природе призвана помочь человеку в достижении великой цели: досконально изучить природу, проникнув в ее сокровеннейшие уголки и охватив весь огромный мир в целом. Физика не ставит границ нашему познанию мира и не отшатывается от необычайного. Для нее существует лишь один авторитет — реальные факты и явления, наблюдаемые человеком. Свободная от идолопоклонства и условностей, физика использует абсолютно все возможности разума и признает только те законы природы, которые можно установить при помощи наблюдений и эксперимента. Поэтому физические законы — это та же действительность, но выраженная в наиболее четкой форме. С течением времени стало ясно, что законы физики образуют единое большое целое. Уже давно поле деятельности физики не ограничивают стены лаборатории и стол экспериментатора. При помощи спектрографов, мощных телескопов и искусственных спутников физика проникает в глубины Вселенной. Эта наука поразительно любопытна. Космонавты — посланцы советских и американских ученых — ныне уже исследуют тайны космоса за пределами Земли. Разумеется, в этом деле нельзя проявлять легкомыслие и бросаться в космический океан без достаточной подготовки.

    Поэтому физические условия в космическом пространстве скрупулезно изучаются с поверхности Земли со всей возможной точностью. Давайте и мы познакомимся с теми закономерностями, которые господствуют в космосе. Но правильно понять их мы сможем только в том случае, если основательно разберемся в некоторых основных физических законах, так как именно в понимании вещей, кажущихся очевидными, за последние десятилетия произошли кое-какие изменения.

    Кроме того, автору хотелось бы сделать изучение физики возможно доступнее для любознательных. Для этого мы постараемся показать на конкретных примерах, как можно объяснить во всех деталях действующие в космосе закономерности, и применить общие физические законы для решения чисто «космических» вопросов. При этом мы умышленно будем избегать гораздо более «простого» способа, который заключается в преподнесении читателю готовых результатов и ошеломляющих цифр. Читатель, который действительно хочет понять суть дела, должен не слепо доверять печатному тексту, а самостоятельно сделать расчет и убедиться, что все правильно. В большинстве случаев для этого не потребуется высшей математики.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта