Главная » 1 Описание » Логопедический массаж в домашних условиях. О логопедическом массаже с помощью ложек

Логопедический массаж в домашних условиях. О логопедическом массаже с помощью ложек

Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.

Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Техника проведения массажа

Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:

Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.

Лоб

Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.

Щеки и нос

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.

Рот, подбородок и шея

Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.

Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.

Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.

Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.

Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.

Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .

Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:

  1. Стерильные медицинские перчатки.
  2. Во время процедуры должна использовать маска.
  3. Массажное масло с приятным ароматом.
  4. нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Противопоказания

Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.

Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.

Вывод

Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.

Часто именно с такой просьбой обращаются родители к логопедам в центре реабилитации. В сознании многих людей логопедический массаж обладает чудодейственным эффектом. Действительно ли логопедический массаж нужен всем детям? Будем разбираться!

Логопедический массаж — нужен всем?

Нужно понимать, что логопедический массаж — не безобидная процедура. Во-первых, он имеет противопоказания . Во-вторых, ощущения при логопедическом массаже не самые приятные . Из сказанного уже ясно, что назначать его не стоит всем подряд и «на всякий случай», а только в случае необходимости.

показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики , то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.
  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта).
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная связка).

Прежде, чем назначать массаж , специалист, логопед или невролог, проводит специальное обследование подвижности артикуляторных органов. А также проверяет наличие противопоказаний к проведению массажа.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе!
  • эпилепсия;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­ки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота;
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

Сомнительные случаи назначения логопедического массажа.

Часто логопедический массаж назначают при ребенка, при моторной алалии и даже при аутизме. То есть в тех случаях, когда у ребенка нет нарушения тонуса, и вообще иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа — не совсем понятно.

Массаж может помочь там, где речь идет о коррекции звукопроизношения (если ребенок искажает звуки родного языка). Если речи нет, то от логомассажа ребенок не заговорит.

В случае с неговорящими детьми ссылаются на активацию посредством массажа определенных зон головного мозга, связанных с речью. Нужно понимать, что такой метод коррекции нужно воспринимать наряду с нетрадиционными методиками, например, акупунктурой.

Возможно, такой подход и принесет какую-то пользу в комплексе с другими методами. Однако, он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

К сожалению не так редко логопеды делают сложным в коррекционном плане детям логопедический массаж только потому, что не очень представляют, чем действительно с ними нужно заниматься.

Особенно логопедический массаж любят в поликлиниках. Тем более, что процедура весома в глазах родителей. Из 20 минут занятия 15 бывают потрачены на массаж.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующих прямо за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков . Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребенка нарушена подвижность губ. Выполняется массаж зоны губ, после чего сразу идет пассивная и активная гимнастика для губ (необходимая для формирования уклада определенных звуков).

По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой идет «разогрев». Если в течение 15 занятий только разогреваться, без основной тренировки, то после такого «курса» вряд ли наступит прогресс.

Логопедический массаж — дело добровольное!

По какой-то причине ребенок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у ребенка уже есть негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями (уколы, осмотры врачей и т.п.), или малыш не хочет, чтобы незнакомая тетя залезала ему в рот. В конце концов, массаж может быть болезненным, особенно для людей с низким болевым порогом.

В таком случае логопед пытается подготовить ребенка, наладить контакт. Но если это не получается, насильно проводить массаж не стоит.

Если Вы утешаетесь тем, что 15 минут ребенок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то смею Вас заверить, что будет в точности наоборот. Пользы точно не будет, а вот вред может быть разным: еще большее недоверие к родителям, логопедам и занятиям.

Чтобы логопедический массаж принес пользу ребенку, он не должен выполняться против его воли! Ни при каких условиях! Если ребенок сопротивляется, он напрягается, а значит проведение массажа качественно невозможно.

Массаж чудодейственный

Всегда есть соблазн поиска «волшебной кнопки», при нажатии на которую у ребенка пропадут все проблемы с речью (а еще хорошо бы и в поведении, и со здоровьем…). Логопедический массаж может оказать нам хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, который хорошо сработает при правильном применении, и не «соло», а в комплексе с другими методами развития речи .

Ведь часто в том, что речь ребенка малопонятна для окружающих виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов . Одновременно с этим может наблюдаться и недоразвитие фонематического слуха, и нарушения слоговой структуры слова, и грамматического строя речи.

Поэтому так важен системный подход к коррекции речевого и общего развития!

Если проблемы с тонусом артикуляторных органов у ребенка ярко выражены, возможно, стоит дополнить логопедический массаж массажем общим, направленным на нормализацию общего тонуса мышц.

Если Вашему ребенку назначен логопедический массаж…

Постарайтесь подробно узнать, почему массаж назначен (что именно сейчас не получается у ребенка в плане артикуляции — подъем языка, вытягивание губ в трубочку и т.д.), для чего (чего конкретно хотим достичь с помощью массажа), какой массаж будет выполняться (расслабляющий или активирующий), будет ли он сопровождаться артикуляторной гимнастикой и/или постановкой конкретных звуков.

Если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться. Даже если она бесплатна. И потратить освободившееся время на более нужные для развития речи Вашего ребенка занятия.

Также убедитесь в том, что специалист не пропустил наличие каких-то из вышеперечисленных противопоказаний у ребенка.

Если же назначение логомассажа целесообразно, и он будет проводиться квалифицированным логопедом, прислушайтесь к его рекомендациям. Возможно, Вам необходимо будет дублировать определенные упражнения из артикуляторной гимнастики дома.

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу - шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Логопедический массаж языка помогает развивать речь у детей. Для ребёнка с явным речевым расстройством, чтобы научиться правильно произносить звуки, не хватит одной гимнастики артикуляции и дыхания. Массируя язык, вы стимулируете речевой аппарат, нервные окончания на лице и кровеносные сосуды. В точности выполняя методику массажа, тонус мышц лица увеличивается и ребенку проще научиться правильно произносить звуки. Плюс данной процедуры – это возможность выполнять её в домашних условиях.

Если у детей замечены приобретённые или врождённые дефекты речи им назначается логопедический массаж. Чаще всего встречаются такие виды нарушений развития речи, как:

  • Нарушена голосовая подача или её частичная потеря;
  • Разнообразные речевые дефекты;
  • Нарушение иннервации речевого аппарата ();
  • Нарушение тонуса лицевых мышц;
  • Затруднения в развитии мышц, обеспечивающих артикуляцию;
  • Любой из видов .

Массаж языка назначается для в 100% случаев. Ведь данное заболевание вызывает у ребятишек недостатки речи, а проводимые процедуры могут положительно повлиять на восстановление нарушенных функций. Такой необходимо делать детям с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Не поленитесь посмотреть видео, которые затрагивают данную тему.

Чем полезен массаж

При достижении детьми возраста, когда они начинают разговаривать, необходима чёткая постановка артикуляции. Она отвечает за то, как сформируется произношение, ведь в артикуляции задействованы лицевые мышцы.

Логопедический массаж поможет уменьшить перенапряжение мышц при формировании произношения звуков и речи у детей. Он активизирует мышцы с ослабленной способностью к сокращениям.

Методика массажа помогает волокнам мышц становиться активными и придаёт им эластичность, давая ребёнку шанс побороть имеющиеся нарушения. Главными задачами, которые стоят перед процедурой массажа, являются:

  • Исправить произношение букв и звуков;
  • Улучшить голос и связки;
  • Устранить проблемы в дыхании при разговоре;
  • Нормализовать моторику артикуляционных мышц;
  • Увеличить длительность и силу вдоха.

Такой массаж делает лучше мышцы и речевой аппарат, который влияет на качество речи у детей. Завершая курс, становится видно, как укрепились горловые рефлексы. Комплекс упражнений помогает правильно сформировать чёткую линию для движения артикуляционных органов.

Упражнения для детей дают шансы в определённой мере исправить отклонения развития речевого аппарата. Данную методику массажа применяют при отклонениях, даже не указанных в основном списке показаний.

Техника выполнения

Языка, назначающийся детям различных возрастных категорий - это упражнения, разработанные «до мелочей». При каком-то отклонении нужно применять один, точный набор упражнений, который поможет ребёнку устранить обнаруженный дефект. Причем выполнять такие упражнения могут родители совершенно свободно своими силами в домашних условиях; это очень удобно, если ребёнок еще совсем маленький. Ребятишки старших возрастов, могут выполнять процедуры сами, без помощи родителей.

Подготовка к массажу

Как показывает практика, аккуратно такие процедуры можно выполнять, когда малыш достиг двухмесячного возраста. Если у малыша наблюдается плохая речь, упражнения могут быть назначены с 2 лет.

Назначенные манипуляции выполняйте каждый день. Один сеанс не превышает 3 минуты.

Техника выполнения массажа предусматривает условия:

  • Обстановка должна быть полностью гигиеничной и удобной;
  • Нельзя выполнить процедуру детям, при обнаружении у них противопоказаний;
  • Все движения нужно выполнять маме или папе, тщательно изучившим методику профессионального массажа.

Детям младшего возраста массаж языка желательно выполнять в общении с ребёнком. Пойте детские песни, рассказывайте , и что важно: улыбайтесь. На сеанс включите красивую тихую мелодию.

Основные приемы

Техника выполнения логопедических упражнений предусматривает:

  • Общее массирование лица, переходящее на губы;
  • Постепенно массирование переходит на ротовую полость.

Выполняя данные манипуляции нужно сосредоточить внимание, ведь не каждый ребёнок положительно воспримет действия, которые проводятся у него во рту. Делать упражнения нужно так, чтобы дети заряжались положительными эмоциями и ощущениями во время проводимой процедуры. В противном случае – такие манипуляции могут привести к увеличению тонуса и повышенной чувствительности оральных областей. А также действия, проводимые вопреки желанию ребёнка, способны подтолкнуть к активности рефлекторную сферу. Ещё дитя может автоматически укусить вас или начнутся рвотные позывы. Приёмы сочетают в себе поглаживающие движения с маленькой вибрацией. Она помогает расслабить мышцы, находящиеся в возбужденном состоянии.

  1. Поглаживания нужно выполнять едва ощутимо, нежными движениями на лице, не собирая кожу в складки. Начинать нужно водя руками в носогубной области. Далее манипуляции следует слегка усиливать, воздействуя на толстые кожные слои.
  2. Углублённое поглаживание делайте ладонями или собранными как щипцы пальцами или, согнув пальцы в суставах на 90 градусов и поглаживая тыльной стороной.
  3. Беспрерывную вибрацию делают фалангами: ставят на кожный покров и начинают «сотрясать» его. Представьте, что вы просеиваете что-то ситом.
    Делайте подходы от двух до четырёх раз. Обязательно меняйте местами выполнение вибрации с поглаживанием.

Делая манипуляции дома для детей старшей возрастной группы, выполняйте их до 20-25 минут. Но изначально процедура длится не более 7, поэтапно увеличиваясь во времени. Для грудных детей период не превышает 2-3 минуты.

Массаж зубной щеткой

Выполняя логопедический массаж, используйте предметы, которые присутствуют у вас дома. Попробуйте воспользоваться мягкой зубной щеткой. Применяя их, подкладывайте под язычок салфетку и как можно чаще заменяйте её. Выполняйте движения кругами или по спирали, не прикладывая силу при надавливании. Используя зубную щётку, применяйте вибрацию.

Перечисленные манипуляции обязательно делайте в тепле, чистыми и согретыми руками.

От того, как вы выполните логопедический массаж, зависит качество исправления речи и окончательный результат процедуры. Не соблюдая правила и игнорируя противопоказания, массаж может вызвать негативную реакцию для здоровья детей и обрести непредсказуемые последствия.

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

– рвота, тошнота;

– конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Необходимо понимать, с какой целью назначается массажный курс, будет ли он активирующим или расслабляющим, с каким сопровождением будет проводиться (постановка звуков, артикуляционная гимнастика).

Виды логопедического массажа классифицируются на:

– классический – со стандартным набором ручных приемов;

– точечный – воздействие на биоактивные точки;

– аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.

  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.

  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.

  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.

  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Точечный логопедический массаж проводится по комплексам биоактивных точек (БАТ) в зависимости от целей, преследуемых процедурой (например, для нормализации артикуляционных мышц или напряжения мышечных тканей голосового аппарата). Массирование точек симметричных выполняется одновременно и попарно, прорабатываются точки локального и общего действия. Сеансы проводятся через день лечебным курсом, определяемым врачом.

Метод зондового массажа

Методика зондового массажа языка разработана Новиковой Е.В. Автор создала особые приемы и специальные инструменты – набор зондов из восьми штук. Каждый из применяемых зондов предназначается для определенной зоны мягкого неба, щек, губ, языка и способствует постепенной реанимации прорабатываемого участка. При осмотре врач определяет степень поражения мускулатуры лица ребенка и количество необходимых сеансов.

Такой детский логопедический массаж в домашних условиях может выполняться при условии специального обучения родителей. Проведение зондового ЛМ требует подготовки и опыта, поэтому должен проводиться опытным массажистом-логопедом. Важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при этом. Указанная процедура противопоказана грудным детям до шести месяцев.

О массаже по методике Дьяковой Е.А.

Логопедами используется метод, разработанный Е.А. Дьяковой. Она смогла систематизировать и представить описание методик и техники ЛМ, а также обосновать целесообразность его применения при различных формах речевых нарушений.

В книге «Логопедический массаж» Дьякова Е.А. подробно изложила физиологические аспекты комплекса массажных процедур, порядок диагностического обследования пациентов, подробные методики дифференцированного и точечного ЛМ и основные приемы логопедического массажа.

При медленном, легком воздействии понижается возбудимость тканей, что оказывает действие расслабляющее. А при быстрых движениях повышается раздражимость тканей, следовательно, мышцы сокращаются. Использование дифференцированных массажных приемов способствует повышению тонуса мышц при гипотонии и понижению их при спастичности артикуляционной мускулатуры.

Пониженный мышечный тонус: методика выполнения и приемы массажа

Пониженный мышечный тонус может быть вызван синдромом Дауна, рахитом, другими болезнями, при которых требуется активизация групп мускулатуры. Логопедический массаж при пониженном тонусе языка проводится в классической технике, начиная с лица. Каждый из приемов повторяется до десяти раз.

Выполняются приемы поглаживания, растираний, под конец используют постукивания и пощипывания. Особенностью процедуры будет увеличивающаяся сила надавливания, при этом ребенок должен испытывать комфортные ощущения. Особое внимание уделяется мускулатуре губ: массируется каждая губа отдельно, прорабатываются тщательно носогубные складки.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.
Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.Уже в раннем периоде необходимо делать логопедический массаж для грудничков и дыхательную гимнастику, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционных и дыхательных органов. Важно подобрать оптимальную программу занятий для ребенка и позу для манипуляций.

Обычно проводится дифференцированный расслабляющий ЛМ для лица и аппарата артикуляции. Методом легких разглаживаний прорабатываются лицевая мускулатура и губы, в том числе с использованием точечного и аппаратного (вибрационного) массажей. Чтобы расслабить шею прибегают к пассивным движениям головы, а это частично снимает напряжение с корня языка.

Логопедический массаж для детей с ДЦП направлен на укрепление и активизацию мышц языка. Для этого используют деревянный шпатель, которым производят поглаживающие и вибрирующие движения.

Основные приемы массажа показаны на рисунках.

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Логопед.Дефектолог.Логопедический массаж лица и органов артикуляции: Видео



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта