Главная » 1 Описание » Несколько примеров из жизни. Примеры эгоизма в жизни

Несколько примеров из жизни. Примеры эгоизма в жизни

Разумный эгоизм

Разумный эгоизм - термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско -этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм ». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей , то сторонники «разумного эгоизма » обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами , не противореча интересам других.

Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм ».

История

Концепция разумного эгоизма отнюдь не нова; соответствующие рассуждения встречаются в трудах таких философов, как Бенедикт Спиноза , Клод Адриан Гельвеций и др.

Тема разумного эгоизма прослеживается и в знаменитом романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» .

Современные социальные течения, поддерживающие разумный эгоизм

Разумный эгоизм является этической основой объективизма .

О своей приверженности принципам разумного эгоизма заявляют многие сторонники сатанизма .

Принцип разумного эгоизма считают определяющим для своей позиции многие представители добровольно бездетных (чайлдфри) .

Теория разумного эгоизма широко развита и раскрыта в творчестве американской писательницы Айн Рэнд , в ее трудах «Атлант расправил плечи » и « ».

С точки зрения психологии

С точки зрения психологии, эгоизм присущ всем психически здоровым людям так как является следствием инстинкта сохранения . Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом - умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.

Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:

  • отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
  • понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
  • умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
  • имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
  • готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
  • не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
  • никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
  • уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
  • не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
  • любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.

С точки зрения математики

Разумный эгоизм - выбор тех стратегий, которые согласуются с математикой снижения боли ощущающей реальности (после биораспада) при условии минимизации боли для вас самих, пока вы живете. Рассматриваются все возможные гипотезы о природе боли, как электромагнитные так и иные, если они согласуются с наблюдениями. Т.е. из всех стратегий выбирать ту, которая min(summ(pain), infinity), при условии min(my(pain), life). Т.е. делать приятно себе сейчас, задумываясь о природе боли и роли человечества. В снижении боли во вселенной для самого себя, но уже после биораспада (смерти).

Альтруизм - выбор тех стратегий, которые согласуются с математикой снижения боли реальности, не взирая на боль при жизни. То есть внедрять технологии о снижении боли во Вселенной, не взирая на боль при жизни. Роль агента Вселенной. Исследование боли, создание новых более прогрессивных форм жизни, изменение реальности с целью снизить ее болевое восприятие.

Неразумный деструктивный эгоизм - выбор тех стратегий, которые противоречат математике снижения боли реальности, увеличивают ее. Обычно люди, которые по причине слабой логики и малых знаний с одной стороны боятся покончить с собой ("там хуже"), с другой стороны абстрагируются от вопроса о существовании боли в реальности. На сегодняшний момент электромагнитные гипотезы боли являются основными (теория ворот и иные).

Неразумный самодеструктивный эгоизм - выбор тех стратегий, которые дают небольшой выигрыш, но большой проигрыш впоследствии.

Примечания

Критика

Ссылки

  • Николай Нарицын . Разумный эгоизм (разумный эгоизм как рекомендация профессионального психоаналитика и психотерапевта)
  • Андрей «Варракс» Борцов. Разумный эгоизм (сатанизм и разумный эгоизм)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разумный эгоизм" в других словарях:

    Разумный эгоизм - термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия

    РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ - термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к рых… … Русская философия: словарь

    РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ - этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из… … Тематический философский словарь

    ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия

    эгоизм - а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия

    Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия

Когда в диалогах философов начинает затрагиваться теория разумного эгоизма, невольно всплывает фамилия Чернышевского Н. Г., многогранного и великого писателя, философа, историка, материалиста, критика. Николай Гаврилович вобрал в себя все лучшее - стойкий характер, непреодолимое рвение к свободе, четкий и рациональный ум. Теория разумного эгоизма Чернышевского - это очередная ступень в развитии философии.

Определение

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и
  • Разум и идея являлись развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля - к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону - разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Проявление теории в романе «Что делать?»

Поскольку центральной идеей теории Чернышевского была жизнь во имя другого человека, то именно это и объединило героев его романа «Что делать?».

Теория разумного эгоизма в романе «Что делать?» выражается ни в чем ином, как в этическом выражении необходимости взаимной помощи и объединения людей. Героев романа именно это и соединяет. для них - служение народу и успех того дела, которое является смыслом их жизни.

Принципы теории применительны и к личной жизни героев. Чернышевский показал, как в любви всецело проявляется общественное лицо индивида.

Человеку непросвещенному может показаться, что обывательский эгоизм героини романа Марьи Алексеевны очень близок к эгоизму «новых людей». Но суть его лишь в том, что он направлен на естественное стремление к добру и счастью. Единоличная выгода индивида должна соответствовать отождествленным с интересами трудового народа.

Одинокое счастье не существует. Счастье одного индивида зависит от счастья всех и общего благосостояния в обществе.

Чернышевский как философ никогда не защищал эгоизма в прямом его значении. Разумный эгоизм героев романа отождествляет свою выгоду с выгодой остальных людей. К примеру, освободив Верочку от домашнего гнета, избавив ее от необходимости выходить замуж не по любви и убедившись, что она любит Кирсанова, Лопухов уходит в тень. Это один из примеров проявления разумного эгоизма в романе Чернышевского.

Теория разумного эгоизма - философская основа романа, где нет места себялюбию, корысти и индивидуализму. Центром романа является человек, его права, его выгоды. Этим писатель призывал отказаться от разрушающего накопительства ради достижения истинного человеческого счастья, какими бы неблагоприятными условиями ни обременила его жизнь.

Несмотря на то что роман был написан в 19-м веке, его основы применимы и в современном мире.

Ну что ж, предположим вашим мнение начали подтираться по причини вашего следственного анализа, который заканчивается тем что кто то в 3 года на улице вас назвал извращенцев, а в настоящее время вы получили запрет от соседей выбегать на собственный балкон и блевать им под окна, из за чего у вас возник комплекс неполноценности и вы не можете раскрывать свои таланты до конца. Как и в большинстве случаев Ваш случай уникальный, ведь теперь вас жизнь заставляет выживать, и вместо того чтобы гордиться своим тактическим преимуществом, вы находите изъян!!! Причем не в себе а например в соседе и как обычно принято поступать готовитесь к войне. Согласен, на первом этапе все должны делать ошибки, но только не вы, взяв книгу по юриспруденции, с отвращением ее закрываете задумываясь в каком месте она окажется у соседа, и вроде как ваш план на 100% успешен при условии что у соседа там нет сапога бати (после разговора о «грязной стрельбе»). Я вот что думаю, нам не нужны допущения, нужен абсолютный план, где ваша победа будет иметь неоспоримый успех, а ваша популярность переступит границы естественного и речь не идет о пальце смазанном вазелином на резиновой перчатке. Давайте вначале разберем что же нам мешает, в современном мире используется такой термин как свобода, в суть которого входят лишь ваши похотливые желания, разрешение гадить там где вас не заметили, но дело то вот в чем: нам мешает ВСЕ. Почему? Спросите вы, отвечу: «становиться только хуже!»… нет не то;вы теряете самообладание при неконтролируемом желании выбить «чужую дурь» - ну уже теплее; «вы гавно» - да! вот оно. А это как известно палка с двумя концами, одни вас учат самокритики, вторые поклоняться себе как богу, ибо плохое настроение залог вечной подавленности, но все это ерунда! Собранность и концентрация на деле не требует вашего настроения и это факт, так как если вы будете себя готовить к чему то грандиозному, ваша цель сама придет к вам… т.е., о чем я там? А да! Убить соседа, так вот если действовать скрытно никто не узнает как вы наложили ему под дверь, и никто не будет вас восхвалять, если устроить техасскую перестрелку, вы же можете серьезно рисковать если соседская пневматика стреляет на пару метров дальше чем ваша рельсовая пушка с спутниковым наведении и зоной выжиганием в 50 м при неточном попадании. Значит вы серьезно подготовитесь! Вот что мы сделаем: устраиваемся менеджером по продаже в какую нибудь контору по продаже дилдо, и зарабатываем достаточно денег на покупку стула, веревки и мыла, готово! План Б в полной собранности, а вот план А требует тщательной проработанности, т.к. если нарушить некий закон к примеру на вас уже могут натравить посредников (в виде ребятишек в одинаковых костюмах с блестками), если вы крайне слабы, а ваш сосед просечет ваши действия заранее, вы можете не успеть себя спасти. Значит чертим, по всем законам физики, химии и подлости вы можете применить те средства о которых знают немногие, например накидав в открытую форточку ядовитых хомяков или прислать извещение соседу о посылке, где будет негерметично закрытая банка с огурцами, главное знайте, он должен любить огурцы. И вроде все вот она популярность, вы объявляете о поиске этих самых хомяков, которые траванули соседа, а в банки из под огурцов ваша заламинированная визитка с надписью «дорогой тещи, мои опытные образцы» , но этого мало, ваш сосед лишь неумышленно пострадал, ваше вызывающее поведение в виде постоянного пердежа в его присутствии, не создаст особого эффекта на окружающих, постоянное приглашение в его дом проституток может лишь вызвать негодование у остальных, а сплетни в его адрес о наличие у него травки может обойтись вам боком. Предвкушая еще планы вы вдруг узнаете что вам сосед умирает от диареи, а вы выиграли в невидимой войне, получив неучтенный не кем статус «специалиста по победам!», что делать? План Б? неееет… подождет! С начала слава, для этого мы выясняем причину и следствия в смерти, приступим: диарея могла быть вызвана отравление недавно съеденной им едой, врываемся к нему в дом берем на экспертизу все крошки со стола и пола, изучаем их происхождение, изучаем содержание пестицидов, сои, и туалетки в них, берем анализ крови, труп и … стоп! Неправильно, подкидываем в его квартиру под диван кусочки рыбы фугу, и объявляем что он частенько любил ходить по японским ресторанам и прятать их пищу под диван, все!!! Вы ли его убили, нет вы его предупреждали, а он вас не слушал, кто прав? Ваше эго и личность в одном целом, гордитесь… ведь это в рамках разумного пока еще)))

Разумный эгоизм - термин, часто используемый в последние годы девятнадцатого века для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Концепция разумного эгоизма начала формироваться в Новое время, первые рассуждения на эту тему встречаются уже в трудах Спинозы и Гельвеция, но в полном объёме была представлена только в романе Чернышевского «Что делать?». В XX веке идеи разумного эгоизма возрождает Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма», повести «Гимн» и романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». В философии Айн Рэнд разумный эгоизм неотделим от рационализма в мышлении и объективизма в этике. Также разумным эгоизмом занимался психотерапевт Натаниэль Бранден.

Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.

Суть разумного эгоизма в том, что в экономике принято при ведении дел считать альтернативные издержки. Если они выше, то дело не ведется, т.к. можно, например, с большей выгодой вложить свои ресурсы в другое дело. Ключевое слово - выгода. Для экономики и бизнеса это нормально.

Но что касается сферы человеческих отношений - то принцип выгоды (ведущий принцип экономики) превращает людей в зверей и обесценивает суть жизни человека. Отношения в русле разумного эгоизма руководствуются оценкой выгоды от различных взаимоотношений с людьми и выборе наиболее выгодного отношения. Любое милосердие, проявление бескорыстной любви, даже истинная благотворительность с т.з. разумного эгоиста - бессмысленны. Имеют смысл лишь милосердие, меценатство, благотворительность ради пиара, получения льгот, различных постов.

Еще одна ошибка разумного эгоизма - это приравнивание пользы и добра. Это как минимум не разумно. Т.е. разумный эгоизм сам себе противоречит.

Разумный эгоизм - это умение находить баланс между потребностями людей и собственными возможностями.

Разумный эгоизм характеризуется большим пониманием жизни, и это более тонкий вид эгоизма. Он тоже может быть направлен на материальное, но способ получения или достижения отличается большей разумностью и меньшей зацикленностью на «я, мне, мое». У таких людей есть понимание, к чему приводит эта зацикленность, и они видят и используют более тонкие способы получения желаемого, что приносит меньше страданий и себе и другим. Такие люди более разумны (этичны) и менее эгоистичны, они не ходят по головам других или напролом, не совершают насилия любого рода и склонны к честному сотрудничеству и обмену, учитывая интересы всех, с кем имеют дело.

Теория разумного эгоизма берет свое начало от философских построений таких выдающихся мыслителей XVII в., как Локк, Гоббс, Пуффендорф, Гроций. Представления об "одиноком Робинзоне", обладавшем в естественном состоянии неограниченной свободой и сменившем эту естественную свободу на общественные права и обязанности, были вызваны к жизни новым способом деятельности и хозяйствования и соответствовали положению индивида в промышленном обществе, где каждый владел какой-либо собственностью (пусть даже только на свою рабочую силу), т.е. выступал как частный собственник и рассчитывал, следовательно, на себя, свое собственное здравое суждение о мире и свое решение. Он исходил из собственных интересов, и их никак нельзя было сбрасывать со счетов, поскольку новый тип хозяйства, прежде всего промышленное производство, опирается на принцип материальной заинтересованности.

Эта новая общественная ситуация была отражена в представлениях просветителей о человеке как естественном, природном существе, все свойства которого, в том числе и личный интерес, определены природой. Ведь в соответствии со своей телесной сущностью каждый стремится получить удовольствия и избежать страданий, что связано с любовью к себе, или себялюбием, основанной на самом важном из инстинктов - инстинкте самосохранения. Так рассуждают все, в том числе и Руссо, хотя он несколько выбивается из общей линии рассуждений, признавая наряду с разумным эгоизмом также и альтруизм. Но и он достаточно часто обращается к себялюбию: Источником наших страстей, началом и основой всех прочих, единственной страстью, которая рождается вместе с человеком и никогда не покидает его, пока он жив, является любовь к себе; эта страсть первоначальная, врожденная, предшествующая всякой другой: все другие являются в некотором смысле лишь ее видоизменениями... Любовь к самому себе всегда пригодна и всегда в согласии с порядком вещей; так как каждому вверено прежде всего его собственное самосохранение, то первою и самою важною из его забот является - и должна являться - именно эта постоянная забота о самосохранении, а как бы мы могли заботиться о нем, если бы не видели в этом своего главного интереса?.

Итак, каждый индивид во всех своих действиях исходит из любви к себе. Но, будучи просвещен светом разума, он начинает понимать, что если будет думать только о себе и добиваться всего только для себя лично, то столкнется с огромным числом трудностей, прежде всего потому, что все желают одного и того же - удовлетворения своих потребностей, средств для чего еще очень мало. Поэтому люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя; это делается вовсе не из любви к другим, а из любви к себе; следовательно, речь идет не об альтруизме, а о разумном эгоизме, но такое чувство - гарант спокойной и нормальной совместной жизни. XVIII в. вносит в эти представления свои коррективы. Во-первых, они касаются здравого смысла: к соблюдению требований разумного эгоизма толкает здравый смысл, ибо без учета интересов других членов общества, без компромиссов с ними нельзя построить нормальную повседневную жизнь, нельзя обеспечить бесперебойное функционирование хозяйственной системы. Опирающийся на самого себя независимый индивид, собственник приходит к такому выводу самостоятельно как раз потому, что наделен здравым смыслом.

Другое дополнение касается разработки принципов гражданского общества (о чем далее еще пойдет речь). И последнее касается правил воспитания. На этом пути среди тех, кто разрабатывал теорию воспитания, в первую очередь между Гельвецием и Руссо, возникают некоторые разногласия. Демократизм и гуманизм в равной степени характеризуют их концепции воспитания: оба убеждены в том, что надо предоставить всем людям равные возможности для воспитания, в результате чего каждый сможет стать добродетельным и просвещенным членом общества. Утверждая природное равенство, Гельвеций, однако, начинает доказывать, что все способности и дарования людей от природы абсолютно одинаковы, а различия между ними создает лишь воспитание, причем огромная роль отводится случаю. Как раз по той причине, что случай вторгается во все планы, результаты нередко оказываются совсем не такими, как человек первоначально предполагал. Наша жизнь, убежден Гельвеций, часто зависит от ничтожнейших случайностей, но поскольку мы их не знаем, нам кажется, что всеми своими свойствами мы обязаны только природе, однако это не так.

Руссо в отличие от Гельвеция не придавал такого значения случайностям, он не настаивал и на абсолютной природной тождественности. Напротив, по его мнению, люди от природы имеют разные задатки. Однако то, что получится из человека, в основном также определяется воспитанием. Руссо впервые выделил различные возрастные периоды жизни ребенка; в каждый период наиболее плодотворно воспринимается какое-то одно особое воспитательное воздействие. Так, в первый период жизни надо развивать физические задатки, затем чувства, затем умственные способности и наконец нравственные понятия. Руссо призывал воспитателей прислушиваться к голосу природы, не насиловать натуру ребенка, обращаться с ним, как с полноценной личностью. Благодаря критике прежних схоластических методов воспитания, благодаря установке на законы природы и детальной проработке принципов "естественного воспитания" (как видим, у Руссо "естественна" не только религия - "естественно" также и воспитание) Руссо смог создать новое направление науки - педагогику и оказал огромное воздействие на многих мыслителей, приверженных ей (на Л.Н. Толстого, И. В. Гёте, И. Песталоцци, Р. Роллана).

Когда мы рассматриваем воспитание человека под тем углом зрения, который был так важен для французских просветителей, а именно, разумного эгоизма, нельзя не заметить определенных парадоксов, обнаруживающихся почти у всех, но главным образом у Гельвеция. Он как будто движется в русле общих представлений о себялюбии и личном интересе, но доводит свои мысли до парадоксальных выводов. Во-первых, он интерпретирует личный интерес как материальную выгоду. Во-вторых, все феномены человеческой жизни, все ее события Гельвеций сводит к понятому таким образом личному интересу. Тем самым он оказывается основателем утилитаризма. Любовь и дружба, желание власти и принципы общественного договора, даже нравственность - все сводится Гельвецием к личному интересу. Так, честностью мы называем привычку каждого к полезным для него поступкам.

Когда я, скажем, плачу о погибшем друге, в действительности я плачу не о нем, а о себе, потому что без него мне не с кем будет поговорить о себе, получить помощь. Конечно, нельзя согласиться со всеми утилитаристскими выводами Гельвеция, нельзя сводить все чувства человека, все виды его деятельности к пользе или к желанию получить выгоду. Соблюдение нравственных заповедей, например, скорее наносит индивиду ущерб, нежели приносит выгоду, - нравственность не имеет отношения к пользе. Отношения людей в сфере художественного творчества также не могут быть описаны в терминах утилитаризма. Подобные возражения раздавались в адрес Гельвеция уже в его время, причем не только от врагов, но и от друзей. Так, Дидро спрашивал, какую выгоду преследовал сам Гельвеций, создавая в 1758 г. книгу «Об уме» (где впервые была изложена концепция утилитаризма): ведь она сразу же была осуждена на сожжение, а автору пришлось трижды от нее отречься, да и после этого он боялся, что его заставят (как Ламетри) эмигрировать из Франции. А ведь Гельвеций все это должен был предвидеть заранее, и тем не менее он сделал то, что сделал. Более того, сразу же после пережитой трагедии Гельвеций начал писать новую книгу, развивая идеи первой. В связи с этим Дидро замечает, что нельзя сводить все лишь к физическим удовольствиям и материальной выгоде и что лично он часто готов предпочесть жесточайший приступ подагры малейшему презрению к самому себе.

И все же нельзя не признать, что по крайней мере в одном вопросе Гельвеций был прав - личный интерес, причем материальный интерес, утверждает себя в сфере материального производства, в сфере экономики. Здравый смысл заставляет признавать здесь интерес каждого его участника, а недостаток здравого смысла, требование отказаться от себя и пожертвовать собой якобы ради интересов целого влечет за собой усиление тоталитаристских устремлений государства, а также хаос в экономике. Обоснование здравого смысла в этой сфере оборачивается защитой интересов индивида как собственника, и это как раз то, что ставилось и до сих пор ставится в вину Гельвецию. А между тем, новый способ хозяйствования зиждется именно на таком независимом, руководствующемся собственным здравым смыслом и отвечающем за свои решения субъекте - субъекте собственности и права.

За прошедшие десятилетия мы так привыкли отрицать частную собственность, так привыкли оправдывать свои действия бескорыстием и энтузиазмом, что почти утратили здравый смысл. Тем не менее частная собственность и частный интерес - необходимые атрибуты промышленной цивилизации, содержание которой не исчерпывается одними лишь классовыми взаимодействиями.

Конечно, не стоит идеализировать рыночные отношения, характеризующие эту цивилизацию. Но тот же рынок, расширяя границы спроса и предложения, способствуя увеличению общественного богатства, реально создает почву для духовного развития членов общества, для освобождения индивида из тисков несвободы.

В связи с этим следует заметить, что давно назрела задача переосмысления тех понятий, которые прежде оценивались лишь как негативные. Так, необходимо понять частную собственность не только как собственность эксплуататора, но и как собственность частного лица, свободно распоряжающегося ею, свободно решающего, как ему поступить, и опирающегося на свои собственные здравые суждения. Нельзя не учитывать при этом, что сложные взаимоотношения между собственниками средств производства и собственниками своей рабочей силы, в настоящее время существенно трансформируются благодаря тому, что увеличение прибавочной стоимости все в большей степени происходит не за счет присвоения доли чужого труда, а за счет повышения производительности труда, развития компьютерных средств, технических изобретений, открытий и т.п. Важное влияние оказывает здесь и усиление демократических тенденций.

Проблема частной собственности требует сегодня специального исследования; здесь мы можем лишь еще раз подчеркнуть, что, отстаивая частный интерес, Гельвеций защищал индивида как собственника, как равноправного участника промышленного производства и члена"общественного договора, родившегося и выросшего на почве демократических преобразований. Вопрос о соотношении индивидуальных и общественных интересов выводит нас к вопросу о разумном эгоизме и общественном договоре.

Эгоизм — это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.

Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.

Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.

Эгоизм и эгоцентризм разница

Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.

Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эгоцентрик, значит он «застрял» в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.

Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других. Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели. У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.

Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.

Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.

Проблема эгоизма

Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.

Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.

Эгоизм в отношениях составляет большую проблему, поскольку в паре состоит два человека, и они обязаны любить друг друга, а не один другого, и другой себя. Часто за таким сверх стояла неуверенность в себе, и чтобы ее перебороть им пришлось много трудиться, и в результате такой работы, они отдали слишком много сил, и, подчинившись соблазну, переусердствовали, и им понравилось это новое ощущение. И когда такой человек только нашел себе пару, или вернулся в свои текущие отношения совсем другим человеком, то начинаются проблемы. Для эгоистичной личности как будто все нормально, даже еще лучше, чем было, ведь она теперь знает себе цену, значит, может и в два раза больше требовать. Она не понимает, что такое поведение мешает строить отношение, ведь все внимание и забота дается только одному человеку. Пара она же на то и пара, если в ней два человека, то и инициатива должна исходить от каждого.

Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.

Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.

Эгоизм и альтруизм. Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.

Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.

Разумный эгоизм

Существует теория разумного эгоизма. Человек, которому присущ разумный эгоизм отстаивает свое мнение, отказывается от той точки зрения, которую навязывают, поскольку она может нести ущерб личности. Он готов к компромиссу, если это вариант выхода из конфликтной ситуации. Если ощущает угрозу для себя или своих близких, то применяет все возможные способы защиты.

Человек с разумным эгоизмом никогда не будет подчиняться другим, это ниже его достоинства, но и не позволяет себе руководить жизнью других, и не делает этого даже, если может это использовать. Если стоит вопрос о выборе, то здоровый эгоизм подсказывает, что нужно его делать в личную пользу и не предаваться чувству вины.

Разумный эгоизм уделяет внимание не только собственным потребностям, но и потребностям других людей так, чтобы удовлетворение собственных не задело интересы других. Нужно высказывать свое мнение, даже если оно противоположное мнению всех других. Можно высказывать свою критику в адрес других, но, не опускаясь, при этом до уровня оскорблений. Действовать по собственным принципам, но также уважать желания и замечания партнера. Человек, следующий здоровому эгоизму, имеет особый склад ума, благодаря которому лучше понимает жизнь. Когда дело идет о материальных вещах, человек не зацикливается на полноте собственной выгоды. Он старается получить свое, но при этом, не идя по головах, и не причиняя страданий другим, склонен сотрудничать и находить компромиссы. В нем больше этичных принципов, чем эгоистических порывов.

Человек, который занимается самоусовершенствованием, делает это лично для себя, соответственно другие люди в это не вмешиваются. Но в этом самоусовершенствовании он может зайти очень далеко, может начать учить других, как нужно жить, тут уже смывается немного грань между разумным эгоизмом и обычным.

Эгоизм антоним к этому слову альтруист. Разумный эгоизм – это также альтруизм.

Пример разумного эгоизма. Когда человек делает бескорыстную полезную деятельность, в результате получается радость и счастье. Поскольку на это счастье и рассчитывалось, то человек, который сделал этот поступок, также проявляет радость, значит, цель достигнута. Всем от этого только хорошо.

Каждый человек действительно в некоторой степени эгоист, поскольку он должен каждый день о себе заботиться: есть, спать, одеваться, зарабатывать деньги, тратить их в первую очередь на себя. Это абсолютный разумный эгоизм. Работа над своим телом, развитие своего мозга, работа над своей духовной сущностью – это также разумный эгоизм, который дает благо всем.

Примеры эгоизма

Каждый человек может назвать примеры эгоизма из жизни своих близких, или собственной. Практически каждый человек имеет в круге знакомых такого ярого эгоиста. Его стразу можно вычислить, он в принципе и не скрывается, а наоборот, старается быть у всех на виду.

Эгоист очень расчетливый человек, он прежде чем возьмется за дело, подумает насколько оно ему выгодно, каких плодов ему принесет его участие и, взвесив все плюсы и минусы, он соглашается на дело или нет. Быстрых решений он в деле не принимает.

Практически все разговоры с ним будут так или иначе, но обязательно сводится к его личности, обсуждению его успешного прошлого и удачливости в теперешнем времени. Эгоист признает существование только своего мнения. Он даже представить себе не может, что мнение окружающих, даже намного более опытных людей, чем он сам является, может быть верным. Если обстоятельства заставляют, он сможет найти выход из положения, но только за счет усилий других, или совсем несправедливо обвиняет их. Его совершенно не интересуют интриги или проблемы других, он живет себе спокойно, пока ничего его не затрагивает.

Примеры эгоизма из жизни. Владея техниками манипулирования, заставляет других уступать ему. Если ему предлагают компромисс, он отказывается от него и ждет, когда человек сдастся. Эгоистичные личности часто любят раздавать советы о том, как правильно жить, хотя сами далеко не являются образцами для подражания. В любом деле находят выгоду, или откровенно без задних мыслей требует ее. Можно также привести примеры эгоизма из жизни за характерными внешними особенностями данного типа людей.

Проявления эгоизма. Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы все время быть для себя красивым, ну и для других тоже, ему необходимо много времени уделять внимание себе перед зеркалом. Почти всегда эгоисты – это самые привлекательные люди, зацикленные на своем теле, они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть, они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно. Эгоистичная личность всегда старается произвести хорошее впечатление, поэтому в своем поведении пользуется хорошими манерами, старается создать впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного человека среди других выделяет его лексикон, он рябит фразами: «цель оправдывает средства», «мне все можно», «я намного лучше», «я самый…», «у меня», «я хочу», «для меня» и так далее.

Эгоизм в жизни. Эгоистичные личности могут применить особенности своего характера, работая во властных структурах, милиции, военном деле, бизнесе, косметологии.

Примеры эгоизма в литературе. Скарлетт «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, Вронский «Анна Каренина» Л. Толстой, Дориан Грей «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и другие.

Очень известным и ярким примером эгоизма может послужить Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Сам автор считает, что Грушницкий низкий и фальшивый. Герой делает все наперекор самому себе. Он желает чувствовать то, чего не может ощутить, старается чего-то добиться, но не того, что ему поистине нужно.

Он желает, чтобы его ранили, хочет быть просто солдатом, который вместе с тем, несчастлив в любви, хочет приходить в отчаяние. Он мечтает об этом, но судьба распоряжается по-другому, уберегая его душу от жизненных потрясений. Если бы он влюбился, а девушка не ответила взаимностью, он бы разочаровался в любви и навсегда закрыл свое сердце. Он так желал стать офицером, но получив известие о производстве, навсегда забрасывает свой прежний костюм, который так любил, как оказалось на словах.

Примеры проявления эгоизма показывают, что проблема существует, и много людей стает несчастными из-за собственной неразумности. И если опамятоваться, посмотреть на свою жизнь и вынести из нее урок, то можно измениться, избавиться от эгоизма, поскольку счастья он не сулит, а только разбивает человеческие сердца и судьбы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта