Главная » 1 Описание » Обо всех и обо всем. Жизнь и творчество Есенина С А

Обо всех и обо всем. Жизнь и творчество Есенина С А

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт, представитель крестьянского, позднее - имажинистского направления в поэзии - появился на свет в с. Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября по ст. ст.) 1895 г. Сережа родился в бедной многодетной семье, поэтому в двухлетнем возрасте его отдали воспитывать более обеспеченному деду, Федору Андреевичу. Азбуку будущий поэт освоил в пять лет, а первые стихи написал в девятилетнем возрасте.

С 1904 по 1909 г. Есенин учился в Константиновском четырехклассном земском училище, затем до 1912 г. осваивал профессию учителя в Спас-Клепиках, закрытой церковно-приходской школе. К этому периоду относятся его первые более-менее серьезные стихотворные опыты.

Осенью 1912 г. он уезжает в Москву, где работает в купеческой лавке, в типографии, в издательстве «Культура». Выходец из крестьянской семьи активно занимался самообразованием, с 1913 г. полтора года был вольнослушателем Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского (историко-философское отделение). Тогда же у него появилась гражданская жена Анна Изряднова, родившая ему в конце 1914 г. сына. К 1914 г. относится и дебют С. Есенина в печати: его стихотворение «Береза» опубликовали в детском журнале «Мирок».

Оставив семью в Москве, весной 1915 г. Есенин уезжает за литературной славой в Петроград. Его воодушевляет теплый прием А. Блоком, к которому он пришел знакомиться. Есенин был представлен с А. Ремизову, С. Городецкому, Н. Клюеву, и те одобрительно отнеслись к его творчеству. Привезенные им стихи в большинстве своем были приняты к публикации, а их автор влился в литературную группу т.н. крестьянских поэтов.

В январе 1916 г. Есенина, призванного на воинскую службу, хлопотами друзей определяют в военно-санитарный поезд. В этом же году выходит первый сборник – «Радуница», принесший ему широкую известность. Перед крестьянским поэтом распахнули двери литературные салоны, его стали охотно печатать во многих периодических изданиях. Летом 1917 г. состоялась женитьба Есенина на Зинаиде Райх. Когда грянула революция, поэт, как он пишет в автобиографии, «был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

В апреле 1918 г. Есенин уезжает жить в Москву, где в то время сосредоточились главные литературные силы страны. Выходит второй его сборник, и уже в начале зимы Есенин - член московского профессионального союза писателей. В этом городе состоялось его знакомство с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым, результатом которого стало создание в 1919 г. имажинизма - нового литературного течения.

Начало 20-ых гг. в биографии Есенина отмечено энергичной книжно-издательской деятельностью; поэт арендовал лавку и торговал книгами, на что уходила львиная доля его времени. В феврале 1921 г. поэт подает на развод с Зинаидой Райх (фактически с ней и детьми он расстался, переехав в Москву), а уже осенью состоялось знакомство с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Поженившаяся через полгода пара путешествовала по странам Европы и Америки на протяжении 1922-1923 гг. Однако, вернувшись в Россию, эти яркие, страстные творческие личности, так и не сумевшие найти общего языка, быстро развелись.

В 1924 г. идейные разногласия с товарищами заставили С. А. Есенина порвать с имажинизмом. В последние годы жизни поэт был активен, часто ездил по России, в частности, только на Кавказе он побывал трижды. В этот период к нему проявляли повышенный интерес не только поклонники творчества, но и недоброжелатели, силовые структуры. Поэт позволял себе нелицеприятные высказывания (в том числе в произведениях) в адрес власти страны Советов и ее лидеров. В его биографии было больше чем десять судимостей. В газетах то и дело появлялись статьи, клеймящие дебоши, пьянство Есенина, тем более что неугомонный поэт и сам периодически давал для этого реальные поводы. В то же время не меркла и его литературная слава, он находился в авангарде советских поэтов, готовил к выходу полное собрание сочинений, продолжал творить, но душевное состояние оставляло желать лучшего.

Внутренние противоречия обострились в последний год жизни, что проявилось в бесконечных метаниях, ощущении обреченности, злоупотреблении алкоголем, болезнях. В конце ноября 1925 г. стараниями его жены Софьи Толстой, внучки знаменитого писателя, Есенин был госпитализирован в психоневрологическую клинику Московского университета, но пребывание в ее стенах не принесло облегчения. 23 декабря 1925 г. Есенин самовольно покинул медучреждение и уехал в Ленинград, где остановился в гостинице «Англетер». В номере, не найдя чернил, он собственной кровью 27 декабря пишет последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...», а уже наутро 28 декабря его находят мертвым: Есенин повесился на отопительной трубе. Похоронили великого русского поэта 31 декабря на Ваганьковском кладбище (г. Москва).

В 1970-1980-е гг. прошлого века стали одна за другой появляться версии, согласно которым смерть Есенина наступила в результате не самоубийства, а замаскированного под него убийства, совершенного по корыстным, личным мотивам или как расправа властей. Эта тема муссировалась настолько активно, что в 1989 г. специально созданная Есенинская комиссия провела ряд экспертиз, на основании которых был сделан вывод о безосновательности сомнений в официальной причине смерти. Однако в последующие годы обстоятельства смерти Есенина так и не перестали будоражить умы.

Биография из Википедии

Родился Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). Сёстры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981).

Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Профессиональная деятельность

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

К 1918 - началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта - «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба - 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца). В Америке он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё его время.Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз - в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный Восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну». В Баку Есенин останавливался в гостинице «Новая Европа». Жил также в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.

В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. Поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел - в основном по обвинению в хулиганстве. Известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.

Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина - несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно - найти Есенина не мог».

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.

Личная жизнь

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).

В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, российской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты - Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920-1986) - инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.

В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке. В Туркестан Есенин приехал в вагоне своего друга Колобова - ответственного работника НКПС. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд, Бухару и Полторацк (нынешний Ашхабад). 3 июня 1921 года Сергей Есенин уехал из Ташкента и 9 июня 1921 года вернулся в Москву. По стечению обстоятельств бóльшая часть жизни дочери поэта Татьяны прошла в Ташкенте.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали и отношения творчества. Тем не менее, их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву.

В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?». Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.

12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин - впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. Александр Есенин-Вольпин умер в США 15 марта 2016 года в возрасте 91 года.

18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз - на Софье Андреевне Толстой (1900-1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.

Согласно воспоминаниям Н. Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.

Смерть

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. Последнее стихотворение поэта - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Версия убийства

Похороны. Слева - вторая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа - сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна

В 1970-1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). Сторонники этой версии утверждают, что, если детально рассмотреть посмертные фото поэта в высоком разрешении, то можно с уверенностью предположить, что поэт перед смертью был сильно избит. По их мнению, в пользу этой версии говорит известный факт: Сергей Есенин, с юности увлекавшийся кулачными боями, был, по воспоминанию современников, достаточно сильным бойцом, который мог оказать активное сопротивление напавшим на него убийцам.

Могила Сергея Есенина в 1983 г.

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по его просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших по его мнению к следующему выводу: «опубликованные „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы » (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или малоубедительными и другими биографами поэта.

Творчество

Поэзия

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

После опубликованной Н. И. Бухариным в центральном партийном органе газете «Правда» статьи «Злые заметки», утверждавшей, что Есенин «представляет самые отрицательные черты русской деревни», и призывавшей дать по «классово чуждой» есенинщине «хорошенький залп», вокруг имени поэта развернулась широкая кампания травли. В результате длительное время книги поэта не издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом. На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его переписанные от руки сборники.

Тематика произведений

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима - аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», - вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910-1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

Творчество Есенина 1914-1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей - это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза…

Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, - говорил позже Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию - «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914-1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

Не в моего ты Бога верила,
Россия, родина моя!
Ты, как колдунья, дали мерила,
И был, как пасынок твой, я.

Библиография

Прижизненные издания

Первый сборник стихов
С. Есенина, 1916 г.

1916

  • Есенин С. А. Радуница. - Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1916. - 62 с.

1918

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. - П.: Сегодня, 1918. - 6 с.
  • Есенин С. А. Голубень. - М.: Революционный социализм, 1918.
  • Есенин С. А. Сельский часослов. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - 28 с.
  • Есенин С. А. Преображение. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - 68 с.

1920

  • Есенин С. А. Голубень. - 2-е изд. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920
  • Есенин С. А. Ключи Марии. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. - 42 с.
  • Есенин С. А. Руссеянь. - М.: Альциона, 1920.
  • Есенин С. А. Трерядница. - М.: Злак, 1920.
  • Есенин С. А. Триптих. Поэмы. - Берлин: Скифы, 1920. - 30 с.
  • Есенин С. А. Россия и Инония. - Берлин: Скифы, 1920. - ??? с.

1921

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. - Чита, 1921
  • Есенин С. А. Исповедь хулигана. - М.,1921. - 14 с.
  • Есенин С. А. Ржаные кони. - М.: Альциона, 1921.
  • Есенин С. А. Преображение. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921
  • Есенин С. А . Трерядница. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921
  • Есенин С. А. Радуница. - 3-е изд. - М.: Имажинисты, 1921
  • Есенин С. А. Пугачёв. - М.: Имажинисты, 1922. - 54 с. (год издания указан ошибочно)

1922

  • Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение: Журнал нового типа (Литература - искусство - жизнь). - Петроград: Изд-во «Ars». - 1922, ноябрь. - № 2. - С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).
  • Есенин С. А. Пугачёв. - 2-е изд. - Петроград: Эльзевир, 1922. - 64 с.
  • Есенин С. А. Пугачёв. - 3-е изд. - Берлин: Русское универсальное издательство, 1922
  • Есенин С. А. Избранное. - М.: Госиздат, 1922. - 116 с.
  • Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. - Т. 1. - Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. - 178 с. (Второй том не выходил.)
  • Essenine, S. Confession d"un voyou = [Есенин, С. Исповедь хулигана / вступ. Ф. Элленса; пер. М. Милославской и Ф. Элленса] / Preface de F. Hellens, traduit du russe par М. Miloslawsky et F. Hellens. - Paris: J. Povolozky, 1922 [на суперобложке - 1923]. - 82 p. [На фр. яз.]

1923

  • Есенин С. А. Стихи скандалиста. - Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. - 232 с.

1924

  • Есенин С. А. Москва кабацкая. - Л., 1924. - 44 с. (издательство не обозначено)
  • Есенин С. А. Стихи (1920-24). - М.: Круг, 1924. - 86 с.
  • Есенин С. А. Русь советская. - Баку: Бакинский рабочий, 1924. - 80 с.

1925

  • Есенин С. А. Страна советская. - Тифлис: Советский Кавказ, 1925. - 62 с.
  • Есенин С. А. Песнь о великом походе. - М.: Госиздат, 1925. - 32 с.
  • Есенин С. А. О России и революции. - М.: Современная Россия, 1925. - 96 с.
  • Есенин С. А. Берёзовый ситец. - М.: Госиздат, 1925. - 100 с.
  • Есенин С. А. Избранные стихи. - М.: Огонёк, 1925. - 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
  • Есенин С. А. Персидские мотивы. - М.: Современная Россия, 1925. - 48 с.

Другие издания

  • Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927
  • Есенин С. А. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1953. - 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Изд. третье)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1956. - 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе изд.)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Изд. третье)

Собрания сочинений

  • Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3 т. - М.: Госиздат, 1926
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Гослитиздат, 1961-1962, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5 т. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1966-1968, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. - М.: «Правда», 1970, 1 940 000 экз. (серия "Библиотека «Огонёк»)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. - М.: «Правда», 1977, 375 000 экз. (серия "Библиотека «Огонёк»)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Худож. литература, 1977-1980, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. - М.: «Правда», 1983, 700 000 экз. (серия "Библиотека «Огонёк»)
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7 томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. - М.: Наука, Голос, 1995-2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького):
  • Т. 1. Стихотворения;
  • Т. 2. Стихотворения («маленькие поэмы»);
  • Т. 3. Поэмы;
  • Т. 4. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»;
  • Т. 5. Проза;
  • Т. 6. Письма;
  • Т. 7. Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества, справочные материалы)

Международные проекты

  • Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.). - М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010.

Адреса

В Москве

  • Б. Строченовский пер., 24, стр. 2 - поэт жил и был прописан в этом доме у отца с 1911 по 1918 годы.
  • Чернышевского пер., 4 - филиал московского музея Есенина. В этом доме Есенин бывал в 1913-15 гг., посещая Суриковский литературный кружок. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт.
  • Петровский (бывш. Богословский) переулок, 5 - здесь поэт снимал три комнаты вместе с товарищем Анатолием Мариенгофом с 1918 по 1921 гг.
  • Большая Никитская ул., 15 - здесь находилась Лавка Имажинистов.
  • Тверская ул., 37 - адрес кафе «Стойло Пегаса».
  • Большая Садовая ул., 10 - в этом доме 3 октября 1921 года в мастерской у художника Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
  • Пречистенка, 20 - дом-студия Айседоры Дункан, где Есенин жил с 1921 по 1922 гг.
  • Брюсов пер., 2/14 стр. 3 - в этом доме жила Галина Бениславская. С 1922 по 1924 годы в её квартире жил Есенин.
  • Гагаринский пер., 20 - храм Св. Власия. Этот храм объехал трижды экипаж Есенина и Дункан.
  • Померанцев пер., 3 - адрес Софьи Толстой, последней супруги Есенина. Здесь поэт жил в 1925 году.
  • Ваганьковское кладбище, участок № 17 - место упокоения С. А. Есенина.

В Петрограде - Ленинграде

  • 1915 год - квартира С. М. Городецкого - Малая Посадская улица, 14, кв. 8;
  • декабрь 1915 - март 1916 года - Квартира К. А. Расшепиной в доходном доме - набережная реки Фонтанки, 149, кв. 9;
  • 1917 год - 1918 доходный дом - Литейный проспект, 33;
  • 1917-1918 годы - квартира П. В. Орешина - 7-я Советская улица, 40;
  • начало 1922 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24;
  • апрель 1924 года - гостиница «Европейская» - улица Ласаля, 1;
  • апрель - июль 1924 года - квартира А. М. Захарова - Гагаринская улица, 1, кв. 12;
  • 24-28 декабря 1925 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24.

Песни на стихи Сергея Есенина

С. А. Есенин в 1922 году

Строки стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» (опубликовано весной 1924 года в журнале «Красная новь») произвели впечатление и на молодого композитора Василия Липатова (1897-1965). С тех пор романс на музыку Липатова звучал в исполнении Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Александра Малинина, других исполнителей. Эту песню Липатов написал всего за один день. Липатову также принадлежит авторство первой музыкальной версии на стихотворение «Клён ты мой опавший».

Лирика Есенина превращалась в романсы благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Пономаренко (1921-1996). Его произведения «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» входили в репертуар Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Аркадия Северного, ансамбля «Радуница», ВИА «Орэра» и других.

К творчеству Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский («Ты поила коня», «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья друг мой, до свиданья»), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки «Сиротка»).

Песни на стихи Есенина входили в репертуар заслуженной артистки России Клавдии Хабаровой. С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят - прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно - глупое счастье» и другие. Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насопил», «До свиданья друг мой, до свиданья» и другие. На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо» и многие другие песни. Композитор Сергей Сарычев и группа «Альфа» превратили во всесоюзный хит песню «Я московский озорной гуляка», а тандем композитора Сергея Беляева и исполнителя Александра Малинина сделала популярной песню «Забава».

Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других.

Стихи Сергея Есенина тесно переплетены с кинематографом. Романсы входили в творческие вечера актёров («Я зажёг свой костёр» на музыку Юрия Эриконы в исполнении Николая Караченцова, «Королева» в телевизионном бенефисе Ларисы Голубкиной). Песни вплетались в сюжет фильма («Клён ты мой опавший» под гитару исполняет учителя пения Андрей Попов в одноимённом фильме). Оригинальное прочтение известных песен предлагается для художественного кино («Под окошком месяц» на музыку Яна Френкеля для фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Клён ты мой опавший» в исполнении группы «Чайф» для фильма «По ту сторону волков» и другие).

Стихотворения Есенина звучат и в переводе. Итальянский певец и композитор Анджело Брандуарди в свой альбом 1975 года «La luna» включает песню по мотивам «Исповеди хулигана». Польский эстрадный певец и композитор Кшиштоф Кравчик записал в 1977 году пластинку, где стихи Есенина звучат в переводе Владислава Броневского. В 1979 году пластинку на стихи Есенина записал болгарский исполнитель Николай Любенов.

Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными: песни на его стихи исполняют Олег Погудин, Павел Пикалов, Андрей Мисин, Стас Михайлов, Вика Цыганова, Александр Новиков, Валерий Власов, Земфира, Елена Ваенга, Никита Джигурда, Женя Максимова, Прохор Шаляпин, трио «Реликт», трио «Соловушко», группы «Монгол Шуудан», «Кукрыниксы» и многие другие. Саундтреком к сериалу «Есенин» вышел альбом Сергея Безрукова под названием «Хулиган», в котором артист впервые выступил автором музыки.

Стихи Есенина звучат в жанре рэп - «Письмо к женщине», «Московский озорной гуляка» (Миша Маваши) и «Письмо к женщине» в исполнении ST, пэган-метал - «Я обманывать себя не стану» (группа «Невидь»), инди-фолк - «Заметался пожар голубой» (группа The Retuses), дэткор - «До свидания, друг мой, до свидания» (группа «Bring Me the Horizon»), рок-сюиту «Есенин Сергей» выпустила «Мастерская Игоря Ковалёва». Творчеству Есенина посвящён вышедший в 1988 году альбом «O Jesenjinu» югославской рок-группы «Bolero».

Музей Есенина в Спас-Клепиках (филиал ГМЗЕ)

  • Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга.
  • Народный музей Есенина С. А. в Воронеже (открытие 3 октября 2011 г.)
  • Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина
  • Международная литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», учреждена Союзом писателей России и Национальным Фондом развития культуры и туризма.
  • Экспресс Москва - Рязань «Сергей Есенин»
  • Дом-музей Сергея Есенина и улица в пос. Мардакян (Баку, Азербайджан)
  • Музей Сергея Есенина в Ташкенте (туп. Толстого, 20, метро Хамида Алимджана)
  • На 2013 год имя Есенина носят 611 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России
  • Школа № 641 им. Сергея Есенина в Москве
  • Документальные фильмы

    • Сергей Есенин (1965)
    • Константиново (1981)
    • Есенину посвящается. Альманах «Поэзия» (1986)
    • Земля Сергея Есенина (1990)
    • Сергей Есенин. Ночь в «Англетере» (2004)
    • Дети Есенина (2005)
    • Дорогие мои! Хорошие! (2005)
    • Сергей Есенин (2005)
    • Сергей Есенин. 1925-2010 (2011)

    Памятники и мемориальные знаки

    в Москве

    • Памятник на Тверском бульваре
    • Памятник на Есенинском бульваре
    • Барельеф Есенина на доме по Петровскому переулку, в котором поэт жил с 1918 по 1923 год.

    в Санкт-Петербурге

    • Памятник на улице Есенина
    • Памятник в Таврическом саду
    • Бюст в парке Есенина

    в Рязани

    • Памятник на кремлёвской набережной
    • Бюст в городском парке
    • Памятная доска на здании Рязанской губернской ЧК (ул. Астраханская (бывш. Ленина), д. 46) с надписью: «Сюда, в рязанскую губернскую Чрезвычайную комиссию, летом 1918 г. обращался великий русский поэт Сергей Александрович ЕСЕНИН, с ходатайством об освобождении односельчан, задержанных сотрудниками ЧК» .

    в др. городах

    • Памятник в Белгороде, на улице им. С. Есенина
    • Памятный знак, повествующий о выступлении Есенина в 1920 году в здании, находящемся на Большой Садовой в Ростове-на-Дону
    • Памятник в Константиново (Рязанская обл.) на территории усадьбы Есениных
    • Памятник в Воронеже
    • Памятник в Краснодаре
    • Памятник в селе Константиново
    • Памятник в Ташкенте
    • Памятник в Черкесске
    • Памятник в ЦПКиО им. П. П. Белоусова, Тула
    • Бюст на Шереметевском проспекте в Иваново
    • Бюст в Спас-Клепиках на ул. Просвещения и у здания школы (ныне музей), в которой учился поэт
    • Памятный знак, повествующий о венчании с Зинаидой Райх в церкви святых Кирика и Иулитты близ Вологды
    • Бюст на Комсомольской улице в Орле

    Надгробие С. А. Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы. Фото 26.7.2015 г.

    В филателии

    • С. А. Есенин изображён на почтовой марке Албании 1995 года.

    Почтовые марки СССР

    Выдающийся русский поэт,
    1958 год, 40 копеек

    Марка, посвящённая С. А. Есенину, 1975, 6 копеек (ЦФА 4505, Скотт 4369)

    В сигиллатии

    В 1975 году Министерством связи СССР был выпущен конверт с портретом С. А. Есенина (художник А. Яр-Кравченко). Цена 5 коп.

    В нумизматике

    В 1995 году Центральный банк РФ выпустил памятную монету (2 рубля, серебро, пруф) в серии «Выдающиеся личности России», посвящённую 100-летию со дня рождения С. А. Есенина.

    Творчество Есенина занимает важное место в отечественной литературе. Поэт написал множество замечательных стихов, проникнутых любовью к Родине и восхищением красотами природы. Тема народа также занимает видное место в его стихотворениях. Взгляды автора эволюционировали с возрастом: если сначала он писал преимущественно о простой крестьянской жизни, то в более позднее время городская тематика, восточные мотивы, философские размышления также стали звучать в его поэзии.

    Юность

    Годы жизни Есенина - 1895-1925 - это было переходное время в отечественной истории, которое отразилось и на культуре. Рубеж веков обозначился активным творческим поиском среди интеллигенции, в центре которых оказался и поэт. Он родился в простой крестьянской семье в Рязанской губернии. Мальчик обучался в земском училище, потом - в местной школе.

    После окончания учебы в 1912 году он перебрался в Москву, где работал в типографии. В 1913 году он поступил в университет на историко-философское отделение. Его творческая карьера началась в следующем году с публикации в журнале первых стихотворений. В 1915 году он переехал в Петроград, где он завел знакомства с современными поэтами.

    Начало карьеры

    Годы жизни Есенина пришлись на время перемен в литературе. Многие авторы искали новые способы выражения своих мыслей в поэзии и прозе. Поэт принадлежал к имажинизму, представители которого делали упор на изображение художественных образов. Сюжет и идейная наполненность отошли на второй план. Есенин активно развивал идеи этого течения в своих ранних произведениях.

    Жизнь в 1920-е годы

    В первую половину 1920-х годов вышло несколько сборников его стихотворений, в которых отразились особенности его писательского стиля: преимущественный интерес к крестьянской тематике и описание русской природы.

    Но уже в 1924 году он порвал с имажинистами из-за разногласий с А. Мариенгофом. Поэт много путешествовал по стране. Он бывал на Кавказе, в Азербайджане и Ленинграде. Он не раз посещал свое родное село Константиново. Его впечатления отразились в его новых произведениях.

    Личная жизнь

    С. Есенин, биография которого является предметом настоящего обзора, был трижды женат. Его первой женой была З. Райх, известная актриса, которая впоследствии вышла замуж на знаменитого театрального режиссера В. Мейерхольда. В браке у них родилось двое детей. Но уже в 1921 году (через четыре года после женитьбы) пара рассталась.

    В следующем году поэт женился второй раз. В этот раз его супругой стала знаменитая американская балерина А. Дункан (разработала новый вид свободного танца, в котором подражала древнегреческой пластике). Вместе с ней путешествовал по Европе и США Есенин. Биография поэта данного периода была насыщена новыми событиями. Он побывал в нескольких странах. Но второй брак оказался еще более коротким, чем первый: пара рассталась в 1923 году. В третий раз поэт женился в 1925 году на внучке Л. Толстого - Софье. Но этот брак также оказался неудачным. Поэт уехал в Ленинград, где умер в декабре этого же года.

    Ранние стихотворения

    Творчество Есенина началось в 1914 году. Его первые стихотворения были посвящены описанию деревни, села, крестьянского быта и природы. К этому времени относятся такие его известные произведения, как «С добрым утром!», «Край любимый» и многие другие. Их особенностью является то, что в них автор рисует картины мирной жизни сельского населения, восхищается красотами деревенского пейзажа.

    Черты имажинизма особенно четко прослеживаются в его ранней лирике. Поэт соединяет образы природы и деревенского быта. Творчество Есенина раннего периода проникнуто тонким лирическим чувством любования деревенскими картинами. Любовная лирика также занимает важное место в его произведениях рассматриваемого периода ("Хороша была Танюша"). Автор умело подражает фольклорному языку и народным песням.

    Стихи 1917-1920-х годов

    Произведения поэта указанного периода отличаются тем, что в них появился мотив грусти, тоски. Если в первых стихотворениях поэт рисовал радостные красочные картины природы, то в более поздний период он не только восхищается, но и размышляет о тяжелой участи русского народа, а также рассуждает о превратностях собственной судьбы («Я покинул родимый дом»).

    Творчество Есенина становится более многообразным. Он все чаще пишет стихотворения, проникнутые философскими размышлениями о жизни («Вот оно, глупое счастье»). Однако в указанный период стихотворения поэта по-прежнему сохраняют свой радостный настрой. Поскольку автор развивал принципы имажинизма, то в его стихах образы природы играют определяющую роль («Закружилась листва золотая»).

    Любовная лирика

    Эта тема занимает одно из главных мест в его творчестве. Есенин о любви писал в контексте описания природы. Например, в знаменитых «Персидских мотивах» тема Родины находится в центре внимания автора, несмотря на то что сюжет произведений и их героини посвящены Востоку.

    Одно из лучших стихотворений цикла - «Шаганэ ты моя, Шаганэ». По форме напоминает песню. И хотя его действие разворачивается в Иране, и поэт обращается к восточной женщине, тем не менее он все время вспоминает Россию и сравнивает природу Шираза с Рязанскими просторами.

    Любовная поэма

    Есенин о любви сочинил достаточно много произведений. Отдельно следует упомянуть его крупные поэтические сочинения на данную тему. Одно из наиболее известных называется «Анна Снегина».

    Эта поэма интересна тем, что она повествует не о зарождении любви, а о воспоминаниях, связанных с ним. Поэт встречается с женщиной, которую когда-то очень любил, и эта встреча заставляет заново пережить лучшие чувства своей юности. Кроме того, данное произведение раскрывает те глубокие перемены в деревне, которые произошли во второе десятилетие 20 века. Таким образом, автор прощается не только со своей первой любовью, но и с юностью и прежней жизнью.

    О природе

    Многие стихи Есенина посвящены описаниям картин родной природы. В них поэт восхищается красотами деревенского пейзажа. Таково, например, его знаменитое стихотворение «Береза». Простое по композиции, красивое по языку, оно отличается особенной лирической проникновенностью. Для произведений автора раннего периода характерно обилие необычных метафор, оригинальных сравнений, которые придают его языку выразительность и звучность. Так, стихи Есенина о различных природных явлениях (зимних метелях, дожде, снегопаде, ветрах) благодаря его необычным лексическим оборотам проникнуты особенно теплым чувством к родной деревне.

    Раннее произведение поэта «Вот уж вечер. Роса…» рисует картину сельского пейзажа. Автор не только с любовью описывает красоту окружающего мира, но и передает читателям то умиротворение, которое чувствует сам при вечерней тишине.

    Стихотворения о животных

    Лирика Есенина отличается большим многообразием. Автор затрагивал в своем творчестве самые разные темы, однако все его сочинения характеризуются одной особенностью: любовью к Родине и русской природе. На фоне этой основной идеи особенно трогательными получались его произведения про животных.

    Одно из наиболее известных - стих «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Это произведение посвящено собаке известного актера В. Качалова. В нем автор описал светский салон артиста и как бы противопоставил ему образ собаки, которая в его представлении символизирует естественную природу. Лирика Есенина про животных, как правило, имеет конкретного адресата. Например, произведение «Ах, как много на свете кошек» посвящено сестре автора Александре. Это одно из самых трогательных и грустных произведений поэта, в котором он вспоминает свое детство.

    О России

    Родина в творчестве Есенина занимает главное место. Идея любви к стране, ее природе, людям, деревне, селу красной нитью проходит через все его произведения. Одно из самых важных произведений в его творчестве на эту тему - «О Русь, взмахни крылами». В нем поэт не только описывает природу страны, но и пишет о том трудном историческом пути, который она прошла на протяжении своего существования. Автор верит в светлое будущее страны, он надеется на лучшую судьбу и говорит, что русский народ справится с любыми испытаниями.

    То, как представлена Родина в творчестве Есенина, - это, пожалуй, самая важная часть школьного урока по изучению поэзии автора. Еще один знаменитый стих на данную тему - произведение «Руси». В нем поэт оживляет природу и подчеркивает ее таинственность и загадочность, в которых, по его мнению, заключается все ее очарование.

    «Москва кабацкая»

    Так поэт назвал цикл своих стихотворений, посвященных его городской жизни. В них тема города занимает центральное место, но вместе с тем поэт все время вспоминает деревню, которая резко противопоставляется бурной Москве. Тема хулигана является связующим звеном всех стихотворений. Одно из них - «Я обманывать себя не стану». В нем поэт пишет о своей тоске и скуке из-за того, что он прослыл хулиганом. Это произведение - признание поэта в том, что неловко и неуютно среди людей и что он быстрее и легче находит общий язык с дворовыми собаками. Жизнь и творчество Есенина были очень тесно связаны с его путешествиями и поездками по разным городам России. Рассматриваемый цикл - это описание целого периода в его биографии.

    О жизни

    Одно из самых известных стихотворений рассматриваемого сборника - «Не жалею, не зову, не плачу». В нем поэт подводит итог своей жизни и творческой карьере. Несмотря на молодой возраст, автор как бы прощается с природой, Родиной. Он пишет о своем прошлом со светлой, почти радостной грустью. Такие трогательные образы, как яблоня, розовый конь, клены, снова возвращают поэта и читателя к знакомым, ранним мотивам лирики поэта.

    Стих «Мир мой таинственный, мир мой древний» посвящен описанию городского пейзажа. В нем поэт описывает трудные условия жизни в городе. Главный образ, который представлен в стихотворении, - это образ зверя. Поэт приветствует его как старого знакомого, обращаясь к нему как к другу. Вместе с тем автор вновь вспоминает прожитую жизнь и пишет о близкой смерти.

    Обращение к матери

    В 1924 году поэт после долгого отсутствия вернулся в родную деревню. Вдохновленный знакомыми пейзажами, он написал новое стихотворение, которое стало знаковым в его творчестве, - «Письмо матери». Есенин данный стих написал очень простым, доступным языком, который приближен к разговорному. Он приветствует свою мать, искренне желает ей добра, счастья.

    Вторая часть стихотворения посвящена описанию его тяжелой жизни. Он пишет о своей бурной жизни в городе и трогательно признается в своей любви к ней и к родной деревне. Это произведение также проникнуто горечью и тоской. Своеобразному подведению итогов своего творчества посвящено стихотворение «Письмо матери». Есенин в нем не только обращается к ней, но и пишет о своей тоске, которую не может утешить даже его слава.

    Значение

    Творчество поэта оказало заметное влияние на отечественную поэзию первой половины 20 века. Следует отметить, что многие авторы рассматриваемого времени писали на крестьянскую и народную тему, однако только Серей Александрович добился такого большого влияния в отечественной литературе. Он одним из первых поднял и развил тему деревенского и сельского быта в своей поэзии. После него советские поэты стали писать про деревню и жизнь простого народа. Самый яркий пример - поэты-шестидесятники.

    Показателем популярности его призведений является тот факт, что многие его стихи переведены на иностранные языки, некоторые из них положены на музыку, звучали в совестких фильмах. Помимо работы над стихотворениями, автор много внимания уделял теоретическим разработкам принципов стихосложения.

    Он и в более поздний период своего творчества придавал большое значение образности и символике, однако стал наполнять произведения философским содержанием. Сергей Есенин, факты из жизни которого показывают незаурядность его личности, - видный представитель имажинизма.

    С.А. Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы им были написаны сотни прекрасных стихотворений, множество «маленьких» поэм и крупных эпических произведений, художественная проза, а также обширное эпистолярное наследие, куда вошли размышления С.А. Есенина о духовной жизни, философии и религии, России и революции, отклики поэта на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы. « не напрасно я живу…», − писал Сергей Есенин в 1914 году. Его яркая и стремительная жизнь оставила глубокий след и в истории русской литературы и в сердце каждого человека.

    Родился С.А. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье крестьян – Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. В одной из автобиографий поэт писал: «Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5» (т.7, с. 15). Образование свое С.А. Есенин начал в родном селе, окончив Константиновское земское 4-годичное училище (1904-1909). В 1911 году поступил во «Второклассную учительскую школу» (1909-1912). К 1912 году относится написание поэмы «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе», а также подготовка книги стихов «Больные думы».

    В июле 1912 году С.А. Есенин переезжает в Москву. Здесь он поселяется по адресу Большой Строченовский переулок, дом 24 (ныне Московский государственный музей С.А. Есенина). Молодой поэт был полон сил и желания заявить о себе. Именно в Москве в детском журнале «Мирок» состоялась первая известная на сегодняшний день публикация С.А. Есенина – стихотворение «Береза» под псевдонимом «Аристон». Публиковался также поэт в журналах «Проталинка», «Млечный путь», «Нива».

    В марте 1913 года поступил на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина помощником корректора. В типографии познакомился с Анной Романовной Изрядновой, с которой осенью 1913 года вступил в гражданский брак. В этот год поэт работает над поэмой «Тоска» и драматической поэмой «Пророк», тексты которых неизвестны.

    Во время пребывания в Москве С.А. Есенин поступает вольнослушателем на историко-философское отделение Народного университета имени А.Л.Шанявского, но слушает также лекции по истории русской литературы, читаемые Ю.И. Айхенвальдом, П.Н. Сакулиным. Профессору П.Н. Сакулину юный поэт приносил свои стихи, желая услышать его мнение. Особенно высоко ученый оценил стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…».
    С.А. Есенин принимал участие в заседаниях Суриковского литературно-музыкального кружка, официально установленного в 1905 году. Однако литературная ситуация Москвы казалась юному поэту недостаточно насыщенной, он полагал, что добиться успеха можно в Петрограде. В 1915 году С.А. Есенин покидает Москву. Прибыв в северную столицу, поэт отправляется к Александру Блоку, надеясь на его поддержку. Встреча двух поэтов состоялась 15 марта 1915 года и оставила глубокий след в жизни каждого. В автобиографии 1925 года С.А. Есенин писал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» (т. 7, с. 19). А.А. Блок оставил положительный отзыв о стихах С.А. Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Блок ввел молодого поэта в литературную среду Петрограда, познакомив его с известными поэтами (С.М. Городецким, Н.А. Клюев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др.), издателями. Стихи С.А. Есенина публикуются в петербургских журналах («Голос жизни», «Ежемесячный журнал», «Летопись»), поэта приглашают в литературные салоны. Особенно важным и радостным событием для поэта становится издание его первого сборника стихов «Радуница» (1916).

    В 1917 году поэт вступает в брак с З.Н. Райх.

    Произошедшую в 1917 году революцию поэт изначально восторженно приветствует, надеясь, что наступает время «мужицкого рая». Но нельзя сказать, что отношение к революции было у поэта однозначным. Он понимает, что происходящие перемены уносят жизни многих тысяч людей. В поэме «Кобыльи корабли» С.А. Есенин пишет: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». (т. 2, с. 77). К 1917-1918 гг. относится работа поэта над произведениями «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония».

    1918 год связан в жизни С.А. Есенина с Москвой. Здесь, совместно с поэтами А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, А.Б. Кусиковым, И.В. Грузиновым он основывает литературное движении имажинистов, от английского слова «image» − образ. Поэзия имажинистов наполнена сложными, метафорическими образами.

    Однако С.А. Есенин не принимал некоторые положения своих «собратьев по перу». Он был уверен, что стихотворение не может быть просто «каталогом образов», образ должен быть смыслосодержащим. Смысл, гармоничность образа поэт отстаивает в статье «Быт и искусство».
    Наивысшим проявлением своего имажинизма С.А. Есенин называл поэму «Пугачев», над которой он работал в 1920-1921 гг. Поэма было высоко оценена русскими и зарубежными читателями.

    Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова С.А. Есенин знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан, с которой он 2 мая 1922 года оформил брак. Вместе с супругой С.А. Есенин совершил путешествие по Европе и Америке. Во время пребывания за границей С.А. Есенин работает над циклом «Москва кабацкая», драматической поэмой «Страна Негодяев», первой редакцией поэмы «Черный человек». В Париже в 1922 году на французском языке выходит книга «Исповедь хулигана», а в Берлине в 1923 году – «Стихи скандалиста». Вернулся в Москву поэт в августе 1923 года.
    В поздний период творчества (1923-1925) С.А. Есенин переживает творческий взлет. Истинным шедевром лирики поэта является цикл «Персидские мотивы», написанный С.А. Есениным во время путешествия по Кавказу. Также на Кавказе были написаны лиро-эпическая поэма «Анна Снегина», философская поэма «Цветы». Свидетелем рождения многих поэтических шедевров была супруга поэта С.А. Толстая, с которой он оформил брак в 1925 году. В эти годы были изданы «Поэма о 36», «Песнь о великом походе», книги «Москва кабацкая», «Березовый ситец», сборник «О России и революции». Творчество С.А. Есенина позднего периода отличается особенным, философическим характером. Поэт оглядывается на пройденный жизненный путь, размышляет о смысле жизни, пытается осмыслить события, изменившие историю его Родины, найти свое место в новой России. Нередко поэт размышлял и о смерти. Закончив работу над поэмой «Черный человек» и посылая ее своему другу, П.И. Чагину, С.А. Есенин писал ему: «Посылаю тебе “Черного человека”. Прочти и подумай, за что мы боремся, ложась в постели?..»

    Жизнь С.А. Есенина оборвалась в Петербурге, в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.


    Поделиться в социальных сетях!

    Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

    В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

    В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

    В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

    Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

    В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и С.М.Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

    В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.

    Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

    В 1918 году в Петрограде публикуется вторая книга стихотворений С. А. Есенина «Голубень».

    С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

    Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

    Во время совместного проживания с переводчецей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

    В 1921 году поэт отправился в путишествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

    В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан. Вскоре уехал с ней в длительное турне по Европе и Америке. В газете известия были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак С.Есенина и А.Дункан распался вскоре после возвращения из турне.

    В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

    В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С. А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

    Осенью 1925 года у Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисеметизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время прибывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

    В ночь на 28 декабря 1925 года при не выясненых обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин.

    Есенин с улыбкой вспоминал о своем детстве в Рязанской губернии, говоря, что было оно совершенно таким же, как у всех сельских ребятишек. Драки в пыли, вечные царапины и разбитый нос, набеги на чужие сады и яростная нелюбовь к субботам – в этот «банный» день бразды правления переходили к бабушке, которая изо всех сил пыталась придать любимому внуку цивилизованный вид, отмыть, причесать и переодеть в чистое.

    Родители Сережи не слишком ладили – брак по расчету много лет находился на грани развала, мать бросила мужа и ушла «в люди», на заработки, оставив двухлетнего сына деду и бабушке. Мужская половина этого довольно обеспеченного (по крестьянским меркам) семейства отличалась норовом буйным и хулиганистым – дед поддерживал стремление внука завоевывать кулаками авторитет среди сверстников.Воспитание, которое мальчик получил, можно было бы назвать спартанским. Трое неженатых дядьев с энтузиазмом принялись лепить из крохотного племянника «настоящего мужика». Его учили плавать, скидывая с лодки в озеро на самой глубине, и давали вдосталь нахлебаться воды, прежде чем втянуть обратно. В три года мальчика усадили на лошадь без седла и пустили жеребца в галоп, предоставив насмерть перепуганного пацана «божьей милости». Стоит ли удивляться, что в подростковом возрасте Сергей Есенин слыл в родном селе главным озорником, заводилой всевозможных лихих проделок?Бабушка «тянула» внука в другую сторону. Она была очень религиозной, верила в пользу образования и в мечтах видела Сережу сельским учителем. Благодаря ее усилиям он с пяти лет умел читать, пытался сочинять частушки, а затем с отличием закончил четырехлетнее земское училище в родном Константиновском. Впрочем, на это ему потребовалось пять лет – в последний класс мальчика перевели только со второй попытки «из-за отвратного поведения».

    После получения начального образования Есенин легко поступил в специальную церковно-приходскую школу для учителей. Однако собственные юношеские мечты рисовали ему куда более привлекательное будущее на поприще литературы. Есенин сочинял стихи все более профессионально, многие из них позднее приобрели известность, а сегодня включены в хрестоматийные сборники. «Поет зима – аукает…» и «Сыплет черемуха снегом…» он написал в пятнадцать лет.

    Не отличаясь излишней скромностью, юноша считал себя готовым гением и крайне возмущался холодностью издателей, которые отказывались его печатать. Чтобы разобраться с такой несправедливостью, он самолично отправился покорять большой мир. Есенин перебирается в Москву, совершенно презрев карьеру учителя, трудится конторщиком в мясной лавке, активно рассылает свои произведения известным поэтам, пристраивает их на всевозможные конкурсы.

    Такой кавалерийский натиск приносит плоды – юное дарование замечают, его начинают публиковать и восхвалять. Казалось, что мечты сбываются!

    Блестящий старт – и красивый полет… в никуда

    По сравнению со многими другими литераторами, чей путь к вершинам был усеян шипами, Есенина судьба по-настоящему ласкала. Или так кажется на первый взгляд? На дворе 1915 год, его стихи – на страницах самых популярных столичных изданий, а сам поэт читает свои произведения императрице и великим княжнам в лазарете для солдат, получивших ранения на фронтах Первой Мировой.

    В то же время он с воодушевлением принимает участие в работе всевозможных «околореволюционных» кружков, водит дружбу с «неблагонадежными» поэтами и членами РСДРП(б), за что и сам попадает в «черные списки» полиции. Есенин приветствует грядущую революцию, видя в ней возможность обновления, возрождения духовности. Можно легко предположить, что подобный идеализм в последующем стал причиной сильнейшего разочарования – пасторальная картинка патриархальной Руси не слишком соответствовала тому ужасу, который творился в реальности после 1917 года.

    Объективно – все складывалось просто отлично. Есенин пребывает в хороших отношениях с «певцом революции» Александром Блоком, о нем прекрасно отзывается Горький, о его самочувствии справляется лично Дзержинский. К тому же семья поэта воссоединилась (хотя бы формально), у него подрастают две младшие сестры, которых он любит трепетно и яростно. Вообще современники отмечали, что проще всего заиметь Сергея Есенина среди своих врагов можно было, сказав резкость в отношении его родных – он был им предан бесконечно.

    Но что в реальности творилось в это время у него в душе? Говорят, что революция в первую очередь пожирает своих детей. Есенин терзался тем, что ожидания и правда жизни, которую он наблюдал каждый день, никак не хотят совпасть. Все было не так, зыбко, странно и страшно. И вот уже появляются в его стихах следы печальных раздумий о том, «куда несет нас рок событий».

    Пытаясь сбежать в метафоричный мир полусказочных образов, поэт принимает участие в создании нового литературного течения – имажинизма, несколько эпатажного, местами проповедующего хулиганство и анархизм. Впрочем, незадолго до своей смерти Есенин разочаруется и в этом своем детище, а пока он активно колесит по стране, посещает Узбекистан и Азербайджан, выступает перед самой разной публикой. Ищет, ищет, ищет… Чего? То ли душевного покоя, то ли той правды, которая никак не дается ему в руки.

    Горячо любимая семья тоже не слишком радует поэта. По собственному горестному признанию, родственники воспринимают его исключительно как источник дополнительных средств, потенциальный «золотой мешок», и не понимают, почему он не уделяет внимания повышению своего благосостояния. Крестьянская патриархальная мечта о зажиточности уже не умиляет, а раздражает Есенина.

    Им всем нужны только деньги!» – возмущается он.

    Он много пьет и все чаще ввязывается в разные скандалы, во многих из них фигурируют женщины. Личная жизнь не ладится, бурные романы заканчиваются так же стремительно, как и начинаются. К 1925-ому году за спиной Есенина уже три официальных брака, которые оказались очень скоротечными. Дольше всех длился первый, с Зинаидой Райх, которая родила поэту дочь и сына. Потом случились яркие и невероятно страстные отношения с американской танцовщицей Айседорой Дункан – с ней поэт прожил чуть больше года. Последний союз был заключен с Софьей Толстой, но этот брак распался практически сразу.

    Интересно, что многие женщины любили Есенина истово и преданно, но даже это не приносило ему успокоения, не позволяло сбежать от «внутренних демонов». Он пил все чаще и больше, неоднократно задерживался милицией за хулиганство, иногда стыдился своих выходок, иногда бравировал ими. Случались полосы безденежья, портились отношения с друзьями. Казалось, что Сергей бежит, бежит за какой-то ускользающей мечтой – и никак не может ее догнать…

    Конец пути – трагедия в «Англетере»

    Что стало причиной конца? Споры об этом не прекращаются уже давно. С одной стороны, гражданская позиция Есенина в последние годы жизни сильно отличалась от того оптимистического восприятия социальных перемен, которое помогло ему стать столь популярным в «революционной» среде. Все чаще в его выступлениях прорывалась критика «сильных мира сего», которую обычно списывали на алкоголический бред или нервное расстройство. Поэт даже провел некоторое время в психиатрической лечебнице, но от своего «вольнодумства» не избавился.

    Маятник его жизни раскачивался все сильнее. Пил он страшно, практически не выходя из горячечного состояния. Параллельно Есенин «засветился» в связи с уголовным делом, возбужденном по «расстрельной» статье об антисемитизме. Друзья начали опасаться суицидальных настроений, которые все сильнее овладевали поэтом – он неоднократно предпринимал попытки «уйти» и еще чаще говорил о них в своих произведениях, горьких, безысходных, напоминающих исповедь безнадежно обманутого человека.

    Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» было написано кровью – Есенин передал его Вольфу Эрлиху, одному из немногих настоящих друзей буквально за несколько часов до гибели. Он написал его в ленинградской гостинице «Англетер», и той же ночью свел счеты с жизнью, повесившись на чемоданном ремне, перебросив его через трубу отопления. Существуют версии о том, что самоубийство было всего лишь инсценировкой, прикрывающей жестокую расправу над поэтом. К сожалению, узнать это наверняка невозможно – какой бы ни была правда, тридцатилетний поэт унес ее с собой.

    Краткая биография Сергея Есенина



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта