Одоевский Александр Иванович , князь, родился 26.XI(8.XII).1802 г. в Петербурге в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.
Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым , В. Ф. Одоевским , А. А. Жандром, А. А. Бестужевым , К. Ф. Рылеевым , среди писателей-декабристов шло, и формирование политического мировоззрения Одоевского.
В юношеском стихотворении «Молитва русского крестьянина» (известном лишь во франц. прозаическом переводе) выражено резко отрицательное отношение поэта крепостному праву. В своих литературных симпатиях Александр Иванович близок декабристской поэзии и критике (Рылеев, Кюхельбекер), утверждая гражданское понимание человеческих страстей и эстетической категории «высокого», в противовес «элегическому романтизму» и шеллингианской эстетике. В печати Одоевский А.И. в это время почти не выступал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было связано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творческого процесса, в значительной мере носившего импровизаторский характер. С большой степенью вероятности можно утверждать принадлежность поэта лишь одной печатной статьи - «О трагедии «Венцеслав», сочинение Ротру, переделанной г. Жандром» («Сын Отечества», 1825, № 1).
До 1825 стихи Одоевского сохранились в ничтожной части и, по-видимому, были уничтожены самим автором. Наиболее значительно из них стихотворение «Бал» (1825, опубликовано в 1830), где тема бездушия светского общества художественно реализуется в образе пляшущих скелетов. Существуют сведения об утраченных антиправительственных стихах поэта: одно из них, «Безжизненный град», было обнаружено у князя Трубецкого после ареста.
С 1821 Александр Иванович служит в Конногвардейском полку.
Зимой 1824-25 был принят А. А. Бестужевым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитационную работу в войсках.
14 декабря Александр Иванович командует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и приговорен к 12 годам каторги. Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике 1826
«Что мы, о боже? - В дом небесный...»;
однако уже через несколько месяцев он создает исполненное гражданского пафоса стихотворение «Сон поэта» (июль 1826 - февраль 1827, опубликовано в 1883).
С 1827-33 Одоевский А.И. проводит на каторжных работах в читинском остроге и на Петровском заводе (за Байкалом), где не прекращает литературной деятельности и активно участвует в «каторжной академии», устроенной узниками с просветительскими целями; сохранились воспоминания о составленной Одоевским русской грамматике и его лекциях по русской литературе, в которых проявилась его широкая литературная эрудиция.
В 1833-37 Александр Иванович находится на поселении (в Елани, затем в Ишиме).
В 1837 переведен в действующую армию на Кавказ рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и Лермонтовым , на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние.
Умер в укреплении Псезуапе от злокачественной малярии.
С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии
«Василько»,
стихотворения
«Старица-пророчица»,
«Неведомая странница»,
«Зосима»,
«Кутья» и другие.
Будучи непосредственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему разгрома древнерусской вольности и отличаются суровым и трагическим лиризмом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде случаев основываясь непосредственно на исторических реалиях. Интерес к национальной тематике обусловил и частые обращения поэта к народнопоэтическому творчеству. В центре национально-исторических стихов Одоевского - драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением размышлений Одоевского над судьбами восстания декабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представления о надклассовости передового общественного борца. Александр Иванович разрабатывает и характерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой
«Сон поэта»,
«Тризна»,
«Умирающий художник» и другие.
Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных философских медитаций и лирических монологов
«Два образа»,
«Зачем ночная тишина...»,
«Элегия» («Что вы печальны, дети снов...»),
«Как недвижимы волны гор»,
«Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности.
В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэзии декабризма, не только прямо откликаясь на события декабристской каторги (среди них посвященные женам декабристов стихи «Кн. М. Н. Волконской», «По дороге столбовой» и другие), но и создавая прямые апологии казненных декабристов как мучеников за свободу
«Колыбельная песнь»,
«Недвижимы, как мертвые в гробах».
Одоевскому принадлежат лучшие политические стихи декабристской каторги, проникнутые убеждением в исторической правоте дела декабристов
«Элегия»,
«Что за кочевья чернеются»,
«Струн вещих пламенные звуки» - ответ на послание Пушкина декабристам. В поэзии Александра Ивановича отразился и острый интерес к национально-освободительному движению в Польше, и сочувствие польской революции («Славянские девы», «Недвижимы, как мертвые в гробах»).
Стихи Одоевского отличаются большим ритмическим разнообразием и смелыми поисками в области строфики и рифмы. Как философская насыщенность, так и поэтика Одоевского в значительной мере подготовили последующие искания русской поэзии (в частности, Лермонтова).
Впервые сочинения Одоевского Александра Ивановича изданы в 1883. Только в советском литературоведении был установлен подлинный состав стихотворного наследия поэта, а также показана связь его с декабристской литературой и общественной мыслью, в противовес дореволюционному литературоведению, преувеличившему религиозно-мистические мотивы его творчества.
Умер 15(27).VIII.1839 г. в укреплении Псезуапе на Кавказе.
Одоевский Александр Иванович
С Владимирским краем так или иначе связаны многие известные и малоизвестные декабристы, что дало основание академику М. В. Нечкиной говорить о владимирском «гнезде» декабристов. Юрьевского уезда принадлежало И. С. Одоевскому - отцу члена Северного общества, участника восстания на Сенатской площади, поэта-декабриста, автора знаменитого ответа на стихотворное послание А. С. Пушкина к декабристам в Сибирь Александра Ивановича Одоевского. Декабрист неоднократно бывал в имении отца до своего ареста, писал в Николаевское письма из Сибири.Одоевский Александр Иванович
Участвовал в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и затем (16 декабря) добровольно явился к петербургскому обер-полицмейстеру А. С. Шульгину. Был заключён в Петропавловскую крепость («Одуевского посадить в Алексеевском равелине»), в № 16 Алексеевского равелина.
Был осуждён по IV разряду и по конфирмации приговорён к 12 годам каторги; срок 22 августа 1826 года был сокращён до 8 лет.
Доставлен в Читинский острог 20 марта 1827 года, где написал ответ на известное послание в Сибирь А. С. Пушкина: «Струн вещих пламенные звуки…». В сентябре был доставлен в Петровский завод.
В 1832 году обращён на поселение в Тельминскую казённую фабрику в Иркутской области, откуда 2 апреля 1833 года написал письмо Николаю I о своём раскаянии с просьбой о прощении. Был переведен на поселение в Иркутскую губернию. С 1833 года жил в с. Елани, где построил себе дом.
С высочайшего разрешения 23 мая 1836 года, по ходатайству отца, поддержанному князем И. Ф. Паскевичем, он был переведён в Ишим Тобольской губернии, а 21 июля 1837 года был определён рядовым в действующую армию на Кавказ (в Нижегородский драгунский полк), где сблизился с .
На Кавказе он познакомился с Н.М. Сатиным и в 1839 году с Н.П. Огаревым, и те полюбили «христоподобного», по выражению Огарева, Одоевскаго, как любили его все товарищи по несчастью в Сибири, все, на кого когда-либо падал «блеск его лазурных глаз». Умевший в Сибири находить наслаждение в мирных научных беседах. Одоевский на неспокойном Кавказе умел увлекаться военными подвигами: между прочим, он участвовал в экспедиции Н.Н. Раевского (за что был произведен в офицеры) и не раз подвергался опасности. Впрочем, в это время он находился под гнетущим впечатлением от смерти нежно любимого отца: у поэта «порвалась последняя связь с жизнью», и он, просясь «в дело», казалось, сам искал случая развязаться с земным существованием. В 1839 г. он «отдал Богу последний вздох беспредельной любви», умер от малярийной лихорадки во время экспедиции на восточный берег чёрного моря.
Горцы уничтожили могилу поэта. Без следа исчезла бы и поэзия Одоевского не печатавшего своих стихотворений, если бы друзья не сохранили для потомства его «Песен из фоба» своевременно подбирая их, запоминая и занося на бумагу. Высокие достоинства лирики Одоевскаго отмечены критикой: историки литературы отводят поэзии Одоевского место «в ряду тех непринужденно-искренних, пережитых и прочувствованных, сильных своей простотой лирических стихотворений, которые писали в те годы Пушкин и его друзья». В песнях Одоевского, в которых поэт «славил мир, его красу и стройность вечных дел, Господних дел, грядущих к высшей цели», выразилось его религиозное, в общем оптимистическое миросозерцание, не позволявшее человеку слишком болезненно ощущать разлад мечты и жизни». «Из всех декабристов», писал Н. Сатин, «Одоевский отличался веселостью, открытой физиономией и игривым умом... Ему было 34 года, но он казался гораздо моложе, несмотря на то, что был лысый. Улыбка, почти не сходившая с его губ, придавала лицу его этот вид юности».
Лермонтов так говорил об Одоевском:
«До конца среди волнений трудных
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нём тихий пламень чувства не угас.
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и в жизнь иную».
Стихи Одоевского, написанные до 1825 года, почти не сохранились. Известны его стихотворение «Струн вещих пламенные звуки…» (1827), поэма «Василько» (1829-1830), стихотворение «Зосима» (1827-1829), «Старица-пророчица» (1829), а также «Моя Пери» (февраль 1838, Караагач), «Брак Грузии с Русским царством» (12.04.1838, Тифлис) и др. Усиление философского начала в лирике Одоевского сближает её с лермонтовской линией в русской поэзии.
Именно его перу принадлежит известная строчка: «Из искры возгорится пламя…».
Память
Именем А. И. Одоевского в гор. Владимире решением исполкома горсовета N 1228 от 5 июня 1957 г. названа улица. Расположена в Добром (Фрунзенский район), в районе перекрестка улиц Комиссарова и Соколова-Соколенка.
Основная статья: .
Copyright © 2018 Любовь безусловная
ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович, князь родился в старинной дворянской семье – поэт-декабрист.
Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Самостоятельные литературные интересы Александра поддерживались близким общением с А. С. Грибоедовым , В. Ф. Одоевским , А. А. Жандром, А. А. Бестужевым , К. Ф. Рылеевым , среди писателей-декабристов шло, и формирование политического мировоззрения Одоевского.
В юношеском стихотворении «Молитва русского крестьянина» (известном лишь во франц. прозаическом переводе) выражено резко отрицательное отношение поэта крепостному праву. В своих литературных симпатиях Александр Иванович близок декабристской поэзии и критике (Рылеев, Кюхельбекер), утверждая гражданское понимание человеческих страстей и эстетической категории «высокого», в противовес «элегическому романтизму» и шеллингианской эстетике. В печати Одоевский А.И. в это время почти не выступал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было связано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творческого процесса, в значительной мере носившего импровизаторский характер. С большой степенью вероятности можно утверждать принадлежность поэта лишь одной печатной статьи - «О трагедии «Венцеслав» , сочинение Ротру, переделанной г. Жандром» («Сын Отечества», 1825, № 1).
До 1825 стихи Одоевского сохранились в ничтожной части и, по-видимому, были уничтожены самим автором. Наиболее значительно из них стихотворение «Бал» (1825, опубликовано в 1830), где тема бездушия светского общества художественно реализуется в образе пляшущих скелетов. Существуют сведения об утраченных антиправительственных стихах поэта: одно из них, «Безжизненный град» , было обнаружено у князя Трубецкого после ареста.
С 1821 Александр Иванович служит в Конногвардейском полку.
Зимой 1824-25 был принят А. А. Бестужевым в Северное общество декабристов. В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний (у Оболенского, Рылеева и других); привлекает новых членов в Северное общество и ведет агитационную работу в войсках.
14 декабря Александр Иванович командует заградительной цепью на площади; после подавления восстания и неудачной попытки к бегству арестован и приговорен к 12 годам каторги. Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, отразившийся и на его лирике 1826
«Утро» ,
«Что мы, о боже? - В дом небесный...» ;
однако уже через несколько месяцев он создает исполненное гражданского пафоса стихотворение «Сон поэта» (июль 1826 - февраль 1827, опубликовано в 1883).
С 1827-33 Одоевский А.И. проводит на каторжных работах в читинском остроге и на Петровском заводе (за Байкалом), где не прекращает литературной деятельности и активно участвует в «каторжной академии», устроенной узниками с просветительскими целями; сохранились воспоминания о составленной Одоевским русской грамматике и его лекциях по русской литературе, в которых проявилась его широкая литературная эрудиция.
В 1833-37 Александр Иванович находится на поселении (в Елани, затем в Ишиме).
В 1837 переведен в действующую армию на Кавказ рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и Лермонтовым , на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние.
Умер в укреплении Псезуапе от злокачественной малярии.
С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии
«Василько» ,
стихотворения
«Старица-пророчица» ,
«Неведомая странница» ,
«Зосима» ,
«Кутья» и другие.
Будучи непосредственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему разгрома древнерусской вольности и отличаются суровым и трагическим лиризмом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде случаев основываясь непосредственно на исторических реалиях. Интерес к национальной тематике обусловил и частые обращения поэта к народнопоэтическому творчеству. В центре национально-исторических стихов Одоевского - драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением размышлений Одоевского над судьбами восстания декабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представления о надклассовости передового общественного борца. Александр Иванович разрабатывает и характерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой
«Сон поэта» ,
«Тризна» ,
«Умирающий художник» и другие.
Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных философских медитаций и лирических монологов
«Два образа» ,
«Зачем ночная тишина...» ,
«Элегия» («Что вы печальны, дети снов...» ),
«Как недвижимы волны гор» ,
«Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности.
В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэзии декабризма, не только прямо откликаясь на события декабристской каторги (среди них посвященные женам декабристов стихи «Кн. М. Н. Волконской», «По дороге столбовой» и другие), но и создавая прямые апологии казненных декабристов как мучеников за свободу
«Колыбельная песнь» ,
«Недвижимы, как мертвые в гробах» .
Одоевскому принадлежат лучшие политические стихи декабристской каторги, проникнутые убеждением в исторической правоте дела декабристов
«Элегия» ,
«Что за кочевья чернеются» ,
«Струн вещих пламенные звуки» - ответ на послание Пушкина декабристам. В поэзии Александра Ивановича отразился и острый интерес к национально-освободительному движению в Польше, и сочувствие польской революции («Славянские девы», «Недвижимы, как мертвые в гробах» ).
Стихи Одоевского отличаются большим ритмическим разнообразием и смелыми поисками в области строфики и рифмы. Как философская насыщенность, так и поэтика Одоевского в значительной мере подготовили последующие искания русской поэзии (в частности, Лермонтова).
Впервые сочинения Одоевского Александра Ивановича изданы в 1883. Только в советском литературоведении был установлен подлинный состав стихотворного наследия поэта, а также показана связь его с декабристской литературой и общественной мыслью, в противовес дореволюционному литературоведению, преувеличившему религиозно-мистические мотивы его творчества.
Умер – , укрепление Псезуапе на Кавказе.
Александр Иванович Одоевский (1802-1839) - поэт, декабрист (не путать с писателем Владимиром Федоровичем Одоевским (1803-1869) -автором сказки «Городок в табакерке»).
Родился в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Отец - князь, генерал-майор, воевавший вместе с Суворовым, вскружил голову своей очаровательной кузине и не нашел ничего лучшее, чем жениться на ней. Впрочем, вопреки всем опасениям Александр наследственными заболеваниями не страдал.
Воспитывался он, по традиции того времени, дома. Получил хорошее домашнее образование.
Тесно был привязан к Грибоедову, которому приходился дальним родственником.
В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Тайное Общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади. Когда граф Милорадович, по приказанию императора Николая, явился в казармы с тем, чтобы вести полк против возмутившихся войск, Одоевский уговаривал конногвардейцев не делать глупостей и
не стрелять в братьев. Но полк был приведен на Сенатскую площадь, а когда случилась заварушка и гвардейцы были рассеяны, Одоевский, мягко говоря, бежал. И спрятался то ли у тетки, то ли у друга-поэта. Но муж тетки заставил его пойти и сдаться спустя три дня петербургскому обер-полицмейстеру А.С. Шульгину. Словом, Александр Иванович явился с повинной…
Он был приговорен судом к 12 годам каторжных работ, но больше года отбыл наказание в Петропавловской крепости, а потом отцу удалось добиться сокращения срока до 8 лет. 20 марта 1827 года Одоевский был доставлен в Читинский острог.
Именно здесь он прочитал на чудом попавшем к ним листке стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд». Но свои пламенные строки пришли к Одоевскому не сразу, своеобразный ответ гению русской поэзии он дал спустя полтора года, в декабре 1828 года, а закончил литературную огранку уже в январе 1829 года.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! – цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
По сравнению с пушкинскими строками это творение явно проигрывает, но одной строчке удалось стать бессмертной – «Из искры возгорится пламя!»
Впрочем, «В душе смеемся над царями» оказалось лишь метафорой. Не далее, как через четыре года Александр Одоевский написал Николаю I письмо о своем раскаянии с просьбою о прощении. Царь откликнулся не сразу, но в июле 1837 года Одоевский по высочайшему повелению определен рядовым в Кавказский отдельный корпус.
На Кавказе тоже в это время было несладко. Но чувствовал себя здесь Одоевский куда комфортнее, благо и климат здесь был гораздо мягче, и друзей новых приобрел, в частности, Лермонтова, с которым ему довелось служить в одном полку и Огарёва. Даже в Тифлис, на могилу своего кузена и преданного друга Грибоедова, декабристу Одоевскому разрешили съездить.
В 1839 в крепости Псезуапе (теперь пос. Лазаревское близ Сочи) Одоевский заболел малярией и умер. Могила не сохранилась.
ОДОЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - русский по-эт, уча-ст-ник дви-же-ния де-каб-ри-стов.
Из ро-да Одо-ев-ских, двою-род-ный брат В.Ф. Одо-ев-ско-го . По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. С 1821 года слу-жил в лейб-гвардии Кон-ном пол-ку; кор-нет (1823). Член Северного общества (1825); уча-ст-во-вал в вос-ста-нии 14(26) декабря 1825 года на Се-нат-ской пло-ща-ди в Санкт-Пе-тер-бур-ге. В 1826 году Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к ка-торж-ным ра-бо-там сро-ком на 15 лет (в том же го-ду срок со-кра-щён до 8 лет). Ка-тор-гу от-бы-вал в Чи-тин-ском се-ле-нии Нер-чин-ско-го округа (1827-1830; ны-не город Чи-та) и поселке Пет-ров-ский За-вод Верх-не-удин-ско-го округа (1830-1832; ны-не город Пет-ровск-За-бай-каль-ский) Ир-кут-ской губернии. За-тем жил на по-се-ле-нии в селе Тель-ма (1832-1833) и селе Елань (1833-1836) Ир-кут-ско-го округа и в городе Ишим (1836-1837). По по-ве-ле-нию императора Ни-ко-лая I, по-сле-до-вав-ше-му в от-вет на про-ше-ние Одоевского, ле-том 1837 года на-прав-лен ря-до-вым в дей-ст-вую-щую ар-мию на Кав-каз, слу-жил в Ни-же-го-род-ском дра-гун-ском пол-ку.
С начала 1820-х годов со-чи-нял сти-хи; пер-вые (ано-ним-ные) пуб-ли-ка-ции от-но-сят-ся к 1830 году. Поч-ти все со-хра-нив-шие-ся сти-хо-тво-ре-ния Одоевского соз-да-ны по-сле 1825 года. Ав-тор сти-хо-тво-ре-ний «Струн ве-щих пла-мен-ные зву-ки…» (1828 или 1829 год; от-вет де-каб-ри-стов на по-сла-ние «В Си-бирь» А.С. Пуш-ки-на) и «Не-дви-жи-мы, как мерт-вые в гро-бах…» (1831), в ко-то-ром от ли-ца сво-их то-ва-ри-щей-де-каб-ри-стов со-ли-да-ри-зи-ро-вал-ся с Поль-ским вос-ста-ни-ем 1830-1831 годов. Од-на-ко бо-лее ха-рак-тер-на для Одоевского ме-ди-та-тив-ная ли-ри-ка, вы-ра-жаю-щая в ду-хе ро-ман-тиз-ма ми-ро-ощу-ще-ние из-гнан-ни-ка и уз-ни-ка; её основные мо-ти-вы - пе-ре-жи-ва-ние оди-но-че-ст-ва («Ут-ро», 1826; «Уз-ни-ца Вос-то-ка», 1829), ут-ра-та и об-ре-те-ние ве-ры («Вос-кре-се-нье», 1826), смерть дру-зей («Эле-гия на смерть А.С. Гри-бое-до-ва», 1829), вос-по-ми-на-ния о люб-ви («Мой не-про-буд-ный сон», ме-ж-ду 1827 и 1833 годами; «Два об-раза», 1830), пред-чув-ст-вие оди-но-кой кон-чи-ны («Ку-да не-сё-тесь вы, кры-ла-тые ста-ни-цы?..», 1837) и др. По-эзия Одоевского на-сы-ще-на ус-лож-нён-ной ре-лигиозно-фи-лософской сим-во-ли-кой и ал-ле-го-рия-ми: «Эле-гия» («Что вы пе-чаль-ны, де-ти снов?», 1829), «Ди-фи-рамб» (1831; на 10-ле-тие смер-ти На-по-ле-о-на I), в ко-то-рых раз-ду-мья о со-вре-мен-но-сти и бу-ду-щем че-ло-ве-че-ст-ва об-ле-че-ны в фор-му мис-тических про-зре-ний; «Сла-вян-ские де-вы» (1830) о про-бле-ме славянского един-ст-ва; «Брак Гру-зии с Рус-ским цар-ст-вом» (1838) по по-во-ду по-ли-ти-ки Российской им-пе-рии в За-кав-ка-зье. Осо-бое ме-сто в твор-че-ст-ве Одоевского за-ни-ма-ют сю-же-ты из русской ис-то-рии: сти-хо-тво-ре-ния «Де-ва. 1610 г. (К Ва-си-лию Шуй-ско-му)» (ме-ж-ду 1827 и 1830 годами), «Зо-си-ма. Нов-го-род-ская свя-то-пись», «Не-ве-до-мая стран-ни-ца», «Ио-анн Пре-по-доб-ный (Гро-бо-ко-па-тель)» (все 1829 или 1830 год), а так-же по-эма «Ва-силь-ко» (1829-1830; сохранились пес-ни 1, 2 и 4; о Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-че), в ко-то-рой кня-же-ские меж-до-усо-би-цы конца XI века пред-став-ле-ны как от-ра-же-ние про-ти-во-бор-ст-ва язы-че-ст-ва и хри-сти-ан-ст-ва. Лич-ность и по-эзия Одоевского ока-за-ли зна-чительное влия-ние на М.Ю. Лер-мон-то-ва , по-зна-ко-мив-ше-го-ся с ним осе-нью 1837 года и на-пи-сав-ше-го стихотворение «Па-мя-ти А.И. Одо-ев-ского» (1839).
Сочинения:
Полное собрание сти-хо-тво-ре-ний и пи-сем / Под-гот. тек-ста, био-гра-фич. очерк и прим. И. А. Ку-ба-со-ва; вступ. ст. и ред. Д. Д. Бла-го-го. М.; Л., 1934;
Полн. собр. сти-хо-тво-ре-ний / Вступ. ст., под-гот. тек-ста и прим. М. А. Бриск-ма-на. Л., 1958;
Сти-хо-тво-ре-ния. Пись-ма. М., 2003.