Главная » 1 Описание » Осознание - это что такое? Понятие, развитие процесса осознания. Сознание и осознание

Осознание - это что такое? Понятие, развитие процесса осознания. Сознание и осознание

Я много размышлял о различиях между знанием, осознанием и сознанием, а также о том, что в них общего. Один из способов объяснить различия между данными понятиями - сконцентрировать внимание слушателей на телесной локализации связанных с ними ощущений.

Знание возникает благодаря работе органов чувств: нос сигнализирует о неприятном запахе, кожа - о том, холодно или горячо телу, а уши сообщают о том, не слишком ли тихим или громким был звук. однако такое знание не всегда приводит к действию.

Знание связано с ощущением изменения среды. С констатацией факта. Не более того. Это всего лишь извлечение данных из ощущений и впечатлений.

Осознание - другое явление. оно связано с работой мозга. Вы извлекаете данные из ощущений и обдумываете их (преобразуете их в уме), желая понять, что же они означают: стоит ли есть данную пищу, если она плохо пахнет? Надеть ли мне свитер, раз на улице похолодало?

При переходе от знания к осознанию человек от данных переходит к информации.

Данные - это воспринимаемые организмом факты; информация же несет в себе понимание того, что может из них последовать. Мы экстраполируем последствия полученных данных и систематизируем их, чтобы принять решение.

Сознание - нечто иное. Оно не является продуктом деятельности мозга, а идет от сердца, вместилища души.

Сознание сопоставляет некую абсолютную ценность с тем, как она велит нам поступить с полученной информацией, и с тем значением, которое она для нас имеет .

  • Знание возникает как отчет об изменении.
  • Осознание проявляется в понимании последствий того, о чем мы узнали.
  • Сознание - это понимание значения и ценности того, что мы осознали.

Человек может знать о чем-то, но не осознавать это знание. Так, ребенок, понимающий, что ему холодно, не осознает реальную возможность заболеть, не надев свитера.

Человек может осознавать последствия своих действий, но подходить к ним с несознательной позиции. Как менеджер компании, который осознает, что его производство загрязняет окружающую среду, но не мучается угрызениями совести, даже понимая, что при этом могут пострадать люди.

Мне кажется, что знание является предпосылкой осознания, а осознание - предусловием сознания; невозможно что-то осознать, не зная об этом, и сознательно отнестись к чему-то, не осознавая последствий своих действий .

Полагаю, что все три составляющие присущи нам от рождения, но развиваются последовательно. Сначала приходит знание. С возрастом мы учимся преобразовывать свои впечатления. Этот навык позволяет нам видеть последствия и вырабатывать ответные действия. Так развивается осознание.

Аналогично пара «знание - осведомленность» служит первым этапом развития в бизнесе. Оно начинается с обучения ведению отчетности о прибылях и убытках, извлечения из первичных документов данных об оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.

Так накапливается знание о том, как (в общих чертах) устроен бизнес. Чтобы принимать решения в соответствии с полученными сведениями и знаниями, лидеры бизнеса должны обладать опытом. Руководители разных уровней со временем с помощью специалистов приобретают его. Вместе с опытом в них развивается осознание. (Но необязательно сознательность.)

Как и когда приходит сознательность?

Как повлиять на сознание ответственных лиц, чтобы они предотвратили загрязнение окружающей среды? Причем не из страха быть наказанными по всей строгости закона, а по велению собственной души!

Если человек хочет поступать сознательно, он должен пробудить свое сердце. Проблема образования в области менеджмента заключается в том, что мы учим будущих управленцев знаниям, пониманию тонкостей финансового анализа и результатов исследований рынка. Мы учим их осознавать последствия принимаемых решений, понимать значение информации и того, как изменится благосостояние организации, поступи они так или иначе. Мы развиваем их интеллект и умение работать с информацией. Прекрасно! Что же в отношении сознательности?

Мы не участвуем в развитии и воспитании сознания. Мы не воспитываем сердца. Мы не позволяем душам говорить.

Сердце - это мышца. Чем чаще вы его подключаете к рассуждениям, тем оно становится больше. И чем внимательнее вы к нему прислушиваетесь, тем лучше его слышите.

Мне кажется, сейчас мы делаем все наоборот. Все эти компьютерные игры, где ведется подсчет уничтоженных противников, и телевизионные программы, постоянно транслирующие убийства, разрушают нашу сознательность. Подавляют ее. Ослабляют.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров

У меня есть предложение. Включить в учебный план посещения больниц для раковых больных, путешествия в места обитания исчезающих видов животных, поездки в жилые кварталы гетто. Таким путем будущие руководители, возможно, научатся понимать, как их решения влияют на мир, в котором мы все живем. Дайте им увидеть и почувствовать жизнь, не замыкайте их в рамках изучения профессиональной литературы и анализа финансовых отчетов.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров , если хотим, чтобы они принимали лучшие решения. Нужно не только развивать интеллект, но и воспитывать их души. Воспитание сознательности - вот главная задача. Это нельзя сделать с помощью книг или дискуссий в аудиториях. Сознательность приходит с пережитым опытом.

  • Поскольку корпорации становятся все крупнее и сильнее, задумайтесь об опасности, которую несут обществу несознательные лидеры. Общество не может контролировать своими законами все. Миру грозит превратиться в тиранию. Нам нужны руководители, чьими действиями руководят их сердца, а не страх государственных штрафов.

В Бразилии у меня есть клиент, работающий в области тяжелой промышленности. Его компании предложили заказ на производство тяжелого вооружения. Он отказался, несмотря на выгодность этого предложения.

Я знаком со многими студентами, изучающими деловое администрирование, которые ни за что не станут работать на сигаретную компанию. Ни за какие деньги. И мы, специалисты Института Адизеса, не станем консультировать, а значит, оказывать помощь, компаниям, которые разрушают нашу планету. Пусть не молчит ваше сердце. Слушайте свою душу.

Адизес И.К. Новые размышления о личном развитии .

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда по прибытии в место назначения на своем автомобиле вы могли вспомнить лишь очень немногое из того, что видели во время поездки. Или, открыв пакет чипсов, буквально спустя миг вдруг замечали, что всё, что осталось у вас в руках – только пустой пакет.

Такое состояние ума часто называют автопилотом, как будто человек спит наяву. В результате научных исследований было установлено, что около 47 % времени, которое люди проводят в состоянии бодрствования, проживается большинством из нас в режиме автопилота, т.е. человек живет не в реальности, а в своих мыслях у себя в голове.

Живя таким образом, мы часто не замечаем большое количество достопримечательностей, которыми одаривает нас жизнь на каждом шагу, не воспринимаем многие звуки, запахи, радостные моменты, которые могли бы оценить по достоинству.

Мы не прислушиваемся к тому, что подсказывает наше тело, и слишком часто задействуем механически однообразный способ мышления, который становится вредным как для нас самих, так и для окружающих.

На автопилоте мы склонны увязать в постоянной спешке и избыточной деятельности, либо заниматься совершенно ненужными делами.

Наш ум, неспособный замолкнуть ни на секунду, находится в постоянном движении, в результате чего мы теряем связь с реальностью и со своим собственным телом, довольно скоро погружаясь в одержимые мысли о чем-то, что как правило связано с уже несуществующим прошлым или еще не наступившим будущим.

Мы становимся подвержены беспокойству, негативным переживаниям, депрессии и трате энергии впустую.

И неспроста ученые пришли к выводу, что блуждающий в своих мыслях ум отрицательно сказывается на уровне ощущения счастья и удовлетворенности жизнью.

Понятие осознанности, а также практики по ее развитию уходят в далекие времена, и тесно связаны с такими религиями как буддизм и индуизм.

Осознанность – это человеческая способность полностью присутствовать в настоящем моменте, быть здесь и сейчас, осознавать, где человек находится, что делает и что ощущает, вместо того, чтобы концентрироваться на своих мыслях, выходящих за рамки окружающей реальности.

Осознанность является противоположностью блуждающему уму, поэтому предполагает выключение режима автопилота и принятие на себя ручного управления штурвалом нашего внимания.

Мы наблюдаем привычку нашего ума рисовать картины и писать истории о том, какой реальность является. И когда мы начинаем слепо верить своему разуму, то легко можем стать жертвой страданий, если наши ожидания не выполняются.

Поэтому мы делаем шаг назад и воспринимаем реальность такой, какой она является на самом деле, не больше и не меньше.

Мы начинаем понимать, что не являемся собственными мыслями или чувствами, переставая отождествлять себя с ними и руководствоваться ими.

Вместо того, чтобы сожалеть о прошлом или беспокоиться о будущем, мы пребываем в настоящем моменте, имея дело с тем, что происходит здесь и сейчас.

По мере приобретения навыков управления эмоциями и нашим состоянием ума, мы получаем возможность использовать свой ум максимально эффективно, вместо того, чтобы быть его рабом.

Еще следует подчеркнуть, что осознанность характеризуется непредвзятостью. Мы не выносим оценочные суждения, мол то событие плохое, а это хорошее, и даже если мы поступаем так, то просто осознаем подобные мысли и отпускаем их восвояси.

Мы не расстраиваемся, если испытываем неприятные ощущения, или потому что не получаем желаемые эмоции. Мы просто осознаем и принимаем все, что происходит.

Мы не стремимся контролировать, подавлять или останавливать наши мысли. Выбрав роль наблюдателя, мы замечаем явления, спонтанно возникающие, проходящие через нас и прекращающие свое существование.

Является ли этот опыт приятным или болезненным, мы относимся к нему одинаково. В этом и заключается спокойствие разума.

Что значит осознавать. Пример осознанного подхода

Вспомните о том, как вы обычно реагируете, когда перед вами встает какая-нибудь проблема.

Сперва вы либо пугаетесь, либо раздражаетесь, начиная вопрошать и убеждать себя: “За что мне все это?”, “Я плохо разбираюсь в этом”, “У меня ничего не получится”, “Я буду выглядеть глупо”.

Установки такого рода лишь отвлекают ваше внимание от работы над поиском решения проблемы. Иногда вы вообще откладываете проблему в долгий ящик и ничего не делаете.

А как могло быть иначе, если бы вы реагировали осознанно, без суждений и внутреннего отношения к самой ситуации и собственным возможностям, руководствуясь только любопытством, направленным на решение возникшей задачи.

Что, если бы вы непосредственно переживали весь процесс по мере его развития и прохождения каждой из стадий – тревога, идея, действие, результат, осознавая и принимая каждую мысль и ощущение без необходимости останавливаться на ней и предаваться рассуждениям.

Если вы будете поступать так систематически, вы начнете замечать свои привычные шаблоны мышления, которые заставляют вас автоматически реагировать на события отрицательным и бесполезным способами, загоняя вас в стрессовые ситуации.

Осознавая, и при этом не реагируя, вы расширяете перспективу своего объективного взгляда на ситуацию и можете выработать наиболее эффективное решение.

Преимущества осознанности

  1. Осознанность снижает беспокойство, раздражительность и подверженность стрессовым состояниям.
  2. Является эффективным средством в борьбе против депрессии.
  3. Наполняет умственной и физической энергией, помогает избавиться от .
  4. Имеет высокую эффективность в управлении хроническими болями.
  5. Улучшает память и концентрацию внимания.
  6. Позволяет управлять бесполезными мыслями.
  7. Развивает ваш интеллект, сочувствие и сострадание, в том числе по отношению к себе, а также совершенствует вас в сфере межличностных отношений.
  8. Улучшает ваше (особенно благоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе) и повышает иммунитет.
  9. Развивает более ясное целеустремленное мышление, повышающее вашу эффективность в профессиональных и домашних делах.
  10. Способствует повышению творческих способностей и .
  11. Повышает и совершенствует гибкость вашего поведения.
  12. Помогает избавиться от вредных привычек и даже сбросить лишний вес.
  13. Повышает уровень счастья, благополучия и оптимизма.

Осознанность способна буквально трансформировать вас изнутри.

Развивая осознанность, вы обнаружите самый удивительный и невероятный сюрприз: то, что вы искали всегда где-то “там” – чувство гармонии, удовлетворенности и целостности, находилось все время в вас самих.

Иными словами, чем более осознанными вы являетесь, тем более счастливую и полную жизнь вы сможете прожить.

Как быть осознанным человеком

Существует много простых способов, применяя которые вы сможете повысить свой уровень осознанности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Практика осознанности в повседневной жизни

Попытайтесь вовлечь осознанность в повседневную деятельность, которую вы обычно выполняете на автопилоте.

Например, сконцентрируйте свое внимание на том, как вы чистите зубы, принимаете душ, завтракаете или идете на работу.

Осознавайте все, что вы видите, слышите, к чему прикасаетесь, какой запах и вкус ощущаете. Вы можете обнаружить, что рутинная деятельность на самом деле намного интереснее, чем вы предполагали ранее.

2. Не запрещайте уму блуждать

Ваш ум – естественный странник, напоминающий ползающего по полу ребенка, и в этом нет ничего криминального.

Осознанность заключается не в преднамеренном недопущении возникновения мыслей, а скорее в том, чтобы не предвзято рассматривать их как привычные ментальные события.

Представьте, что вы стоите на автовокзале и наблюдаете, как мыслительные автобусы приходят и уходят, и вы не совершаете попыток запретить им въезжать на автовокзал или покидать его. Сначала это может показаться сложной задачей, но позже у вас все получится.

Просто отмечайте, что ваш ум устремился в размышления и совершенно спокойно и очень мягко возвращайте его в реальность, освобождая от рассуждений о прошлом и будущем.

3. Осознавая, называйте свои мысли

Чтобы развить осознанность мыслей и чувств, полезно не только их выявлять, но и называть их про себя.

Например, если вы волнуетесь, то вам следует понять, что все совсем не так. Это не вы волнуетесь, а просто вас посетила мысль по имени Тревога, в таком случае поприветствуйте ее.

Так и скажите про себя: “Привет, Тревога, я тебя узнал и осознал.”

Как ни странно, не подавление, а именно ясное и полное осознание мыслей и ощущений способствует устранению их оккупационного воздействия на ваш разум.

4. Практикуйте осознанность, находясь в ожидании

В нашей жизни, наполненной нескончаемым потоком различных событий, ожидание является надоедливым источником унылого разочарования, и не важно, ожидаете вы в очереди в магазине или находясь в пробке на дороге.

Хотя ожидание и является не самым приятным явлением, оно может стать возможностью практики осознанности.

Во время ожидания направьте ваше внимание на собственное дыхание. Сосредоточьтесь на вдохе и выдохе, позволяя при этом всему остальному просто быть, даже если вы испытываете нетерпение или раздражение.

5. Придумайте напоминание быть осознанным

Выберите подсказку, с которой вы сталкиваетесь на регулярной основе, чтобы переводить свой мозг в режим осознанности.

Например, вы можете определить в качестве такого напоминания дверь, зеркало, кружку кофе или чашку чая.

6. Займитесь медитацией

Лучший способ развить осознанность в повседневной жизни. Практика медитации – это как выучить язык осознанности.

Медитация

Как правило, медитация заключается в том, чтобы находясь в расслабленном состоянии, сосредоточить внимание на своем дыхании. Концентрация внимания на каждом вдохе и выдохе позволяет вам наблюдать за своими мыслями, то и дело возникающими в вашем сознании, и прекратить борьбу с ними.

Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь.

Вы приходите к глубокому пониманию того, что мысли и чувства, в том числе отрицательные, являются преходящими явлениями. Таким образом, у вас появляется выбор: стоит ли как-то реагировать на них, либо позволить им раствориться.

Если негативные мысли нависают над вашей головой, вы научитесь не воспринимать их, как что-то личное, а будете относиться к ним, словно это черные облака на осеннем небе, наблюдая за ними с дружелюбным любопытством, когда они дрейфуют мимо.

Развитие осознанности в результате медитации позволит вам улавливать негативные мысли, прежде чем они окажут на вас отрицательное воздействие, возвращая вашу жизнь под ваш контроль.

Со временем осознанность приводит к долгосрочным изменениям настроения, уровня счастья и благополучия.

Развенчание мифов о медитации

  1. Медитация – это не религия, а осознанность – это просто метод тренировки ума.
    Многие люди, практикующие медитацию, сами по себе религиозны, но достаточное количество атеистов и агностиков также используют в своей жизни практику медитации.
  2. Когда вы медитируете, вам не обязательно сидеть скрестив ноги на полу, но можете поступать так, если хотите. Вы можете медитировать сидя на стуле, а также практиковать медитацию ходьбы.
    И все же первый вариант более предпочтительный.
  3. Практика осознанности не отнимает много времени (30 минут в день вполне достаточно, но можно увеличить продолжительность до 1 часа), хотя требует некоторого запаса терпения и настойчивости.
    Многие люди быстро обнаруживают, что медитация освобождает их от давления времени, поэтому у них появляется больше возможностей эффективно заниматься другими делами.
  4. Медитация не является каким-то сложным процессом, хотя поначалу вы будете испытывать некоторый дискомфорт, поскольку раньше такого не делали.
    Вы ни к чему не стремитесь, вы не жаждете успеха и не принимаете риск неудачи. Вы просто сидите и концентрируете внимание на своем дыхании, осознавая как ваш живот поднимается, а затем опускается.
  5. Медитация не остановит работу вашего ума и не встанет на пути достижения ваших жизненных целей.
    Но она позволит вам увидеть мир с большей ясностью, способствуя принятию вами более разумных и взвешенных решений, корректируя в лучшую сторону те вещи в вашей жизни, которые действительно требуют изменений.
    Медитация поможет вам развить глубокую осведомленность об окружающих вас явлениях, которая позволит вам объективно оценивать свои цели и находить оптимальный путь для их реализации.

Как медитировать

1. Определите место для медитации

Независимо от того, сидите вы на стуле, медитационной подушке, скамейке в парке, или расположились у стены, выберите место, которое будет удобно именно для вас, и не позволит вам укладываться или свисать.

2. Обратите внимание на ваши ноги

Если вы расположились на подушке на полу, в таком случае скрестите ноги перед собой. Если вы приняли решение медитировать на стуле, проследите, чтобы ваши ноги касались пола.

3. Выровняйте верхнюю часть тела

Стараясь выровнять спину, не совершайте попытки ее избыточного вытягивания, потому что у позвоночника имеется естественная кривизна. Позвольте спине остаться в естественном положении. Вашим голове и плечам должно быть комфортно, находясь на вершине позвонков.

4. Расположите плечи параллельно верхней части тела

Тогда пусть ваши руки упадут на основания ваших ног.

5. Немного опустите свой подбородок вниз

В результате ваш взгляд также устремится за подбородком несколько вниз. Глаза закрывать не обязательно, но если вы чувствуете, что вам комфортнее медитировать с закрытыми глазами, то можете их закрыть. По мере получения опыта вы, скорее всего, все же начнете закрывать глаза.

6. Расслабление тела и концентрация внимания

Просканируйте тело своим вниманием, и расслабьте все его участки. Сконцентрируйте внимание на животе и продолжайте следить за своим дыханием, наблюдайте как ваш живот поднимается и опускается.

Не старайтесь вбирать слишком много воздуха, позвольте телу делать все естественно, потому что от вас требуется только осознанное созерцание. В итоге для вас станет привычным едва уловимое дыхание.

Ваше внимание неизбежно будет отвлекаться от концентрации на дыхании. Не беспокойтесь и не осуждайте себя, а просто верните свое внимание на нужную точку. Внимание убегает – внимание возвращается.

В процессе медитации не пытайтесь достигнуть какой-либо цели. Занимайтесь медитацией ради самой медитации.

Поначалу вы можете медитировать в течение 5 минут, после чего вы сами почувствуете о необходимости увеличения продолжительности медитации.

Заключение

Осознанность – это энергия, позволяющая вам признать условия счастья, которые уже присутствуют в вашей жизни.

Вам не нужно ждать десять лет, чтобы испытать счастье, потому что им наполнен каждый момент вашей повседневной жизни.

Многие из нас живы, но забывают об этом, однако когда вы делаете вдох и осознаете свое дыхание, вы вновь прикасаетесь к чуду быть живым в полном смысле этого слова. Вот почему осознанность является источником счастья и радости.

М: Я осознаю, что бодрствую или что вижу сны.
В: Я не улавливаю. Что именно вы хотите сказать? Я сформулирую вопрос по другому: под глубоким сном я имею в виду бессознательность, под бодрствованием – сознание, под сновидением – сознавание своего ума, но не окружения.

М: Я имею в виду почти то же самое, с одним лишь различием. В каждом из состояний вы забываете о двух других, для меня же существует только одно состояние бытия, включающее и превосходящее три ментальных состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями.

В: Видите ли вы в мире цель и направление?
М: Мир – это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума.

В: Возвращаясь к сну. Вы видите сны?
М: Конечно.
В: Что они собой представляют?
М: Отголоски состояния бодрствования.
В: А глубокий сон?
М: Сознание мозга приостановлено.
В: Тогда вы не сознаёте?
М: Не сознаю своё окружение.
В: Не совсем бессознательны?
М: Я продолжаю осознавать, что бессознателен.
В: Вы используете слова «осознавать» и «сознавать». Разве это не одно и то же?

М: Осознание первично, это изначальное состояние – без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?

М: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, – это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

В: Если реальность всё время с нами, из чего состоит самореализация?

М: Реализация – это противоположность неведению. Принимать мир как реальное, а своё я как нереальное – это неведение, причина несчастий. Знать, что я – единственная реальность, а всё остальное скоротечно и непостоянно, – это свобода, радость и покой. Это очень просто. Вместо того чтобы воображать вещи, научитесь видеть их такими, какие они есть. Когда вы сможете видеть всё таким, какое оно есть, вы увидите и себя таким, какой вы на самом деле. Это подобно протиранию зеркала. То же самое зеркало, показывающее вам настоящий мир, покажет и ваше собственное лицо. Мысль «я есть» – это ткань для протирания. Используйте её.

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта