Главная » 1 Описание » Почему мы изучаем историю краткое содержание. Почему мы изучаем историю? Изучение истории важно для вашего личностного развития

Почему мы изучаем историю краткое содержание. Почему мы изучаем историю? Изучение истории важно для вашего личностного развития

Почему мы изучаем историю? Люди, окружающие нас, все разные по национальностям, языку, возрасту, характеру, привычкам, склонностям, и в то же время все они во многом одинаковые. Так и народы все они разные: у каждого из них свой жизненный путь из глубокой древности до наших дней, у каждого свой уровень развития, у каждого свой характер, свои обычаи, и все-таки все народы это единая человеческая семья и им свойственны многие общие черты, особенно если они живут на одних континентах. Одна семья Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.


История Отечества Показывает место и роль ее народов в мировом развитии Что народ России дал миру и что он от него получил. Дает ответ на вопрос: кто мы, где наши исторические корни. Какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений.


История Отечества должна Дать нам точные ориентиры относительно нашего собственного народа Дать спокойный и честный ответ на вопрос что составляет гордость и славу на жизненном пути народов, а что бесчестье и позор. Вызвать наше уважение и восхищение его достойными делами и чувства сожаления и осуждения его деяниями дурными и постыдными


История Отечества дает возможность понять Что многое из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня, над чем задумываемся, уже было и не раз в нашей прошлой истории. свои промахи, просчеты, неудачи, беды и горести и уберечь нас от их повторения.. Что наши предки передают нам свои трудовые навыки, опыт, достижения, свои приобретения, успехи материальные и духовные, культурные,


История Отечества дает возможность Познать процесс создания человеческого общества на территории нашего Отечества Сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества Выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков. Обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития.




Влияние географического положения Беспредельные открытые пространства, равнина и губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей как с Востока, так и с Запада, Особенностью географического положения России стала ее удаленность от мировых морских и океанских путей. Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями Огромные пространства давали возможность отступать в глубь территории, спастись от вторжений, они же создавали трудности для завоевателей, сталкивавшихся с длительными переходами по малодоступным местам. Эта отдаленность русских земель от выгодных морских путей, с одной стороны, объясняет замедленность развития России, а с другой дает нам понимание постоянного стремления России выйти из этого «закрытого состояния», пробиться к мировым центрам цивилизации, овладеть выгодными торговыми путями.


Географическое положение страны, постоянная опасность русским границам и с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось традиционно милитаризированным, т. е. проникнутым военными (оборонительными и наступательными) настроениями. Армия, военная служба, военные подвиги в России постоянно были на первом плане.


Влияние географического положения Пространства России повлияли и на систему управления. Наиболее удобной здесь могла бы быть сильная централизованная власть. Азия оказывала сильное влияние на развитие страны. Отсюда порой брались образцы централизованного деспотического управления. Россия являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой Россия была издавна связана языком, имеющим одинаковые корни с языками других европейских стран, религией (христианством), культурой, постоянными экономическими связями Особенности территориального расположения страны во многом объясняли длительность в России абсолютной царской власти. Постоянное пребывание России между Западом и Востоком, постоянное противоборство в ее историческом опыте, культуре западных и восточных влияний, стремление определить свое, самобытное место в мировой цивилизации оставило заметный след в русском обществе.


«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими дивишь ты, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными...» Древний автор XIII в.


Восточно-Европейская равнина, на просторах которой развертывалась история нашего Отечества, отличалась своим однообразием. Можно было проехать сотни километров и видеть один и тот же пейзаж: спокойную, величавую и ровную поверхность земли, покрытую густым смешанным лесом. Иногда появлялись холмы, увалы, овраги, и даже там, где на десятки километров простирались веселые, покрытые густой травой луга, все равно на горизонте синела непременная кромка леса. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Но эта величавость и скупая прелесть таили в себе великие трудности для поселившихся здесь людей. Они острее чувствовали не только красоту родной земли, но и ее суровость, неласковость. Они жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой и холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западной Европы. Арктические ветры, не встречая сопротивления в виде высоких горных хребтов, временами продувают страну насквозь, добираются до самых южных ее частей. На севере дыхание Ледовитого океана ощущается особенно сильно. С востока через всю равнину дуют континентальные ветры, обжигающие, холодные зимой и знойные, несущие засуху летом. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Половину территории России в течение долгих веков занимал лес это и тайга, и смешанный лес. Здесь были и страшные лесные чащи, и губительные лесные болота, и веселые, прогреваемые солнцем рощи и дубравы. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Отсюда шли бревна на строительство домов, лучина для освещения изб, лыко для изготовления лаптей. Охотничий промысел, собирание ягод, грибов обеспечивали человека пищей. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Русь благодаря лесу испокон века была страной деревянной, в отличие от стран Западной Европы, где и сельские поселения, и города строились из камня. Каменные постройки стояли веками, исправно служа человеку. Русь часто и легко горела, быстро и споро отстраивалась. На это уходили большие народные силы. Одна лишь Москва много раз выгорала почти дотла и снова воссоздавалась во всей своей красе, между тем как Лондон и Париж сохранили в неприкосновенности многие свои постройки со времен XI XII вв. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Наличие большого количества рек, их разветвленность, медленное и равнинное течение по существу делали Россию страной удобных водных путей, превращали реки в постоянного спутника жизни человека. На их высоких берегах люди селились, по водной глади продвигались на лодках и плотах, реки кормили рыбой, а их медленные величавые разливы оставляли после себя удобные для скотоводства заливные луга. Вдоль Днепра, Западной Двины, Десны, в междуречье Оки и Волги создавались первые русские княжества. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Природа, конечно, диктовала свои законы. Так, на юге в районе Среднего Поднепровья, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, в лесных районах Волги и Оки, там, где сложились впоследствии Владимиро-Суздальское княжество и Московское государство, издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля. Природа и ее влияние на судьбы страны.




Все это во многом определило и облик и психологию народа. На однообразных равнинных просторах, в сумрачных лесах выковывался характер упорный, несгибаемый, суровый и в то же время доверчиво открытый природе, ее скупым радостям. Здесь формировались люди, споро работавшие в период короткого лета и затем вынужденно «отдыхавшие» долгими жестокими зимами. Не отсюда ли обитателям Восточно- Европейской равнины свойственна работа порывами, отсутствия тяги к систематическому равномерному труду. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Эта земля не знала национальной замкнутости и спеси и была открыта всем нациям и народам на все стороны света. Именно это было одной из причин того, что все государства, которые издревле возникали здесь, были с самого начала многонациональными. Природа и ее влияние на судьбы страны.

УНСПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 27»

«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ

НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО.

НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ».

А.С.ПУШКИН.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ?

(сценарий урока).

преподаватель истории.

Томск – 2013

Пояснительная записка.

Данная разработка предназначена для образовательных учреждений системы НПО и СПО при изучении темы «История как наука» в рамках программы по предмету «История» для групп с получением полного (среднего) образования.

Актуальность: необходимость повышения мотивации в изучении предмета у обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.

Этапы урока. Деятельность педагога и обучающихся.

1. История как наука.

Актуальность изучения темы. Выделение проблемы. История как наука. «Отцы истории».

Деятельность педагога : задает вопросы, корректирует ответы обучающихся.

Деятельность обучающихся : слушают педагога, принимают участие в выделении проблем, которые будут решены в ходе урока отвечают на вопросы педагога.

2 Исторические науки.

Знакомство с историческими науками.

Деятельность педагога : объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся : работают с текстом учебника, выбирают исторические науки, оформляют их на листах и представляют результаты своей работы, формируют на классной доске коллаж из исторических наук.

3. «Первый наш историк и последний летописец». Н.М.Карамзин.

Знакомство с личностью и деятельностью Карамзина. Представление его «Истории государства Российского». Работа с отрывком из работы Карамзина. «История государства Российского». Выдержки из Предисловия.

Деятельность педагога : рассказывает, объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся: работают с историческим текстом, выполняют задания по тексту и представляют результаты работы.

4. Зачем мы изучаем историю?

Обобщение и выводы урока. Оценивание работы обучающихся.

Деятельность педагога : задает вопросы и корректирует ответы обучающихся

Деятельность обучающихся : отвечают на вопросы педагога, предлагают свои варианты ответа на вопрос «Зачем мы изучаем историю». Рефлексия.

Главные «киты» данного урока: использование разнообразных исторических источников, наглядность, доступность, мотивация, педагог организатор процесса познания.

Урок способствует: развитию внимательности, памяти, умению работать с историческими источниками, умению сформулировать ответ, умению презентации своей работы, умению быть внимательным слушателем.

Методика урока: использование интерактивных методов обучения: дети активные участники образовательного процесса, педагог – организатор процесса познания.

Что мне нужно:

- условия необходимые в начале

1. наличие учебного кабинета и учебной группы с исходным уровнем знаний

2. наличие методически разработанного урока

3. наличие материально-дидактического оснащения

4. желание ребят работать творчески

- условия необходимые по ходу: повышения уровня обученности, повышения уровня мотивации к обучению, овладение умениями и навыками работы с различными историческими источниками, овладение исторической культуры.

Список использованной литературы.

1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1995г.

2.Л.А.Кацва. А.Л.Юрганов. История России 8-15 вв. Учебное пособие. Москва: «Мирос-Аргус»; 1996г.

3. С.Г.Горяйнов. А.А.Егоров. История России 9-18 вв. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996г.

4. Н.А.ЗАгладин. Н.А.Симония. История. История России и мира. Учебное пособие 10 кл. Москава: «Русское слово»; 2008г.

5. Материалы (Википедия) и иллюстрации сети Интернет.

План урока.

Тема программы: История как наука.

Тема урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока, его воспитательные и обучающие задачи:

1. Концу урока обучающиеся должны знать:

Что изучает наука «история»;

- «отцов» всемирной и отечественной истории;

Исторические науки;

Личность Н.М.Карамзина;

Зачем мы изучаем историю.

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

Уважительного отношения к кабинету истории, исторической литературе;

Уважения к истории своего государства, города, историческим памятникам;

Формирование исторической культуры.

3. В ходе урока способствовать развитию:

Умений и навыков самостоятельной работы с исторической информацией;

Умения грамотно пользоваться историческими терминами;

Умения представить итоги своей работы;

Рефлексии

Материально-дидактическое оснащение урока.

1. Классная доска.

2. Иллюстрации по теме

3. Листы с историческим материалом.

4. Листы формата А-4.

5. Маркеры.

6. Магниты.

Методическая цель: показать возможность проблемного изучения истории с использованием интерактивных методов обучения.

Сценарий урока.

Ведение в тему. Педагог: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Ребята я не случайно начала наш урок словами великого русского поэта, истинного патриота своей Родины А.С.Пушкина, так как эти слова очень точно соответствуют теме нашего урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю? Ребята скажите, а что вы хотите узнать сегодня на уроке. Варианты ответов обучающихся: что такое история, ученых историков, зачем нам история нужна. Давайте посмотрим программу по истории и выясним, что нам нужно узнать. В программе написано тема: История как наука. Знать что изучает история, исторические науки, исторические источники. Давайте вместе выделим проблемы, которые мы должны на уроке решить. Что изучает история. Зачем мы ее изучаем? А поможет нам решить наши проблемы работа по следующим вопросам.

1. История как наука.

2. Исторические науки.

3. Н.М.Карамзин.

4. Зачем мы изучаем историю.

1. История как наука.

Педагог: ребята с историй вы уже знакомы с курса основной школы, скажите что изучает история? Варианты ответов: исторические даты, личности, достижения культуры, все что было в прошлом.

Педагог: история – это наука которая изучает прошлое настоящее человечества.

Педагог: ребята скажите, а на какие части делиться история? Ответ: Всеобщая (Всемирная) и отечественная история.

Педагог: ребята слово история древнегреческое в переводе означает рассказ, повествование. Скажите, а кто считается основателем науки истории? Ответ: древнегреческий историк 6 века до н. э. Геродот.

Педагог: показывает памятники Геродоту и дополняет ответ – Геродот много путешествовал по странам Средиземноморья и потом написал книгу, в которой он описывал страны, события, культуру народов стран по которым он путешествовал и назвал эту книгу «История» - она считается первым историческим трудом, а Геродот отцом науки истории.

Педагог: ребята, а кто знает, кого считают основателем истории России. Ответ: Нестор. А автором какого исторического труда он был? Ответ: он написал летопись «Повесть Временных лет». А что такое летопись? Ответ: записи исторических событий по годам.

Педагог: показывает изображения Нестора и дополняет. Монах Киево-Печерского монастыря в 12 веке создал «Повесть Временных лет», это произведение считается первым историческим трудом по истории Отечества, в котором описаны события о восточных славянах: их происхождении и быте, образовании государственности, религии, русских князьях.

2. Исторические науки.

Педагог: демонстрирует обучающимся учебники по истории. Ребята вы видите разные учебники – они результат работы многих наук, которые считаются историческими. И наша задача с ними познакомиться. У вас на партах листы формата А4. У кого то на листах название науки, у кого то определение науки. Листы у всех разные. Ваша задача просмотреть предложенный исторический текст и выполнить задание: либо по названию науки – определить, что она изучает, либо по определению науки определить ее название. Дооформить с помощью маркера листы и представить результаты работы.

Обучающиеся: работают с текстом, оформляют листы, затем выстраиваются у классной доски, представляют свои науки и формируют на доске коллаж из исторических наук.

Исторический текст.

Об истории, предшествующей созданию государства у восточных славян, мы судим на основании различных источников – сочинений древних авторов, данные этнографии – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира; лингвистики – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ. Широко используется наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия и т.д. Их изучением занимается археология.

Очень интересны лингвистические источники. Например имена собственные изучает ономастика. Один из ее разделов топонимика – наука о географических названиях.

Большую помощь оказывают историку геральдика (наука о гербах), сфрагистика (наука о печатях) метрология (наука о мерах веса, длины, объема и площади), хронология (наука о системах счисления времени), генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Археология – наука, изучающая вещественные памятники: орудия труда, остатки жилища, ремесленные изделия, украшения, предметы быта.

Этнография – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира.

Лингвистика – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ.

Метрология – наука о мерах веса, длины, объема и площади.

Ономастика – изучает имена собственные.

Топонимика – изучает географические названия.

Геральдика – наука о гербах.

Сфрагистика – наука о печатях.

Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Хронология- наука о системах счисления времени.

3. Н.М.Карамзин.

Педагог: ребята скажите, а без кого не было бы ни науки истории, ни исторических произведений, ни учебников? Ответ: без ученых историков. В истории нашего славного государства много известных имен ученых историков. Но я хотела бы вас сегодня познакомить с личностью известного писателя, историка Николая Михайловича Карамзина. А.С.Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец». Почему именно о Карамзине? (иллюстрация портрета Карамзина и обложки его «Истории Государства Российского» 19 века). Его главный исторический труд «История государства Российского» - стал первым историческим трудом, который вызвал интерес простых граждан России. Первые восемь томов его истории вышли в свет в 1818 году и пользовались огромным спросом. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» (А.С.Пушкин). Род Карамзиных происходит от татарского князька Кара-Мурзы, который крестился и перешел на службу великим московским князьям. Отец писателя, Михаил Егорович Карамзин, вышел в отставку капитаном и получил поместье в Симбирской губернии. Здесь 1 декабря 1766 года в деревне Карамзинка (Знаменское) родился будущий писатель и историк, здесь же прошло его детство. О юных годах Карамзина почти ничего неизвестно. Архив писателя погиб, сохранившиеся сведения отрывочны и неопределенны. Безусловно он получил хорошее образование. Известно, сто к 14 годам он владел французским, немецким, церковнослявянским языками, много читал, обсуждал с друзьями прочитанное. Образование продолжил в Москве, в пансионе Шадена, слушал лекции в университете. Изучил еще пять языков: латынь, греческий, английский, итальянский и польский, Служил в Преображенском полку и в 1782 году получил чин капитана. Но военная служба его не интересовала. К тому же он не смог получить перевод в действующую армию т.к. не дал взятку полковому секретарю. Карамзин был натурой впечатлительной, в вечном поиске ответов на вопросы о смысле цели жизни, будущего России и всего человечества. Ответы он искал и в масонстве, и за границей где он пробыл один год с1789по1790гг, Возвращается в Россию сначала в Петербург, затем в Москву, где и начинается его литературная деятельность, издатель «Московского журнала» где и были напечатаны его первое литературное произведение «Письма русского путешественника». Уже после тридцати лет серьезно увлекается историей. Сначала пишет исторические очерки: «Марфа-посадница», «Наталья-боярская дочь», очерки о российских древностях. В 37 лет Карамзин обратился с письмом к товарищу народного просвещения М.Н. Муравьеву с просьбой поручить ему подготовку «Истории государства Российского». 31 октября 1803 года последовал высочайший указ Александра Первого о назначении Карамзина историографом с жалованием две тысячи рублей ассигнациями в год. При создании своего труда Карамзин изучил и переработал огромный объем исторического материала: Лаврентьевский, Ипатьевский, Троицкий, Хлебниковский летописные списки, Синодальная рукопись кормчей книги 1282 года, древнейшим списком «Русской Правды», княжеские грамоты, сказания иностранцев о России. Всего для написания своего труда Карамзин использует около 40 летописей, упоминает более 350 авторов и названий книг. В 1818 году вышли в свет и поступили в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского» от древнейших времен до 1560 года, небывалым для того времени тиражом в 3000 экз, который был раскуплен в течении месяца. Вся Россия читала «Историю» Карамзина. Всего Карамзин создал полных 11 томов. 12 –ый том завершить неуспел. Смерть Александра Первого, восстание декабристов надломили Карамзина. Он умер 22 мая 1862 года сидя в кресле «всеми уважаемый, но до конца не понятый». А.С.Пушкин заметил «Карамзин есть новый наш историк и последний летописец», а его «Историю государства Российского» назвал «подвигом честного человека». И по моему мнению заслуга Карамзина состоит в том, что он открыл для граждан страны историю страны, и считал, что все граждане страны должны читать ее историю. А вот почему так считал Карамзин, вы сейчас найдете ответ сами.

Педагог: сейчас вы будете самостоятельно работать с историческим текстом. Перед вами карта-задание «История государства Российского». (Выдержки из предисловия). Необходимо ознакомиться с данным отрывком и ответить на вопросы после текста. Правильные ответы отмечаются в тексте. Каждый обучающийся подписывает на своей карте фамилию и по просьбе педагога сдает на проверку для выставления оценки. После работы, ребята по своему желанию представляют свои ответы на учебную группу, после этого все карты сдаются педагогу.

Карта-задание.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

«История государства Российского»

(выдержки из предисловия)

Мы любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

Задание 1. Какое определение дал Карамзин истории?

Задание 2. Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

Задание 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

Задание 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

Задание 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Ответы на карту-задание.

Задание1. «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Задание 2. «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает его в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственные чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие».

Задание 3. Нестор, инок Киевопечерского монастыря

Задание 4. «изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные».

Задание 5. Благоденствия, славы, мудрой власти, святой веры, процветания.

4. Зачем мы изучаем историю?

Педагог: дорогие ребята, мы подошли с вами к заключительному этапу урока: мы познакомились с вами, что изучает наука история, узнали исторические науки, познакомились с Н.М.Карамзиным, работали с историческими текстами и сейчас пришло время ответить на вопрос: зачем мы изучаем историю. Пожалуйста, ваши версии.

Версии, представленные обучающимися: чтобы знать прошлое, чтобы не допускать ошибок в будущем, быть достойными гражданами своей страны.

Педагог подводит итоги и открывает на классной доске свои варианты ответа:

Знания

Уважения к прошлому

Воспитание потомков

Учиться на уроках истории

Быть достойными гражданами своей страны

Получить документ об образовании

Педагог: ребята а закончить наш урок я хотела бы посланием ребят выпускников прошлого года. Стилистика и орфография сохранены.

Нашему педагогу Елене Николаевне. «Зачем нужна история. История нужна для того, чтобы знать прошлое, узнавать какая была Россия, кто и когда ей правил, как она развивалась. Зачем мы изучаем историю? История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. А в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами стран Европы и Азии. Знакомясь с историей вообще и с историей Отечества, в частности, мы очень быстро обнаруживаем, что много из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня уже было и не раз в нашей прошлой жизни. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, свои приобретения, но и свои промахи, просчеты т горести. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история это учитель жизни».

С уважением ваши ученики.

В заключении ребята оценивают свою работу на уроке, выбирают самых активных участников и вместе с педагогом выставляют оценки за работу на уроке. Выставляются оценки за работу с картой-заданием.

Критерии оценивания устных ответов на уроке:

Правильность ответа

Полнота ответа

Самостоятельные суждения, выводы

Приложение.

1. иллюстрации к уроку

2. карта-задание

3. исторические науки

4. варианты ответов на вопрос: зачем мы изучаем историю.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826)

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

(ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ)

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.

Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.

Мы одного любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

ЗАДАНИЕ 1. Какое определение дал Карамзин истории?

ЗАДАНИЕ 2.Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

ЗАДАНИЕ 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

ЗАДАНИЕ 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

ЗАДАНИЕ 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

История - одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).

Зачем изучать историю?

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный - изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое. Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история - это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества - священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта