Главная » 1 Описание » Процесс перехода из количества в качество. Переход количества в качество в мышлении

Процесс перехода из количества в качество. Переход количества в качество в мышлении

Законы развития

Процессы природы и общества всегда находятся в состоянии «обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век». Когда возникающее и развивающееся достигает зрелости, а разрушающееся и отживающее окончательно исчезает, возникает нечто новое – то, чего раньше не было. Процессы не повторяют все время один и тот же цикл изменений, они переходят от одной стадии к другой по мере того, как появляется новое. Таков действительный смысл слова «развитие» .

Простое изменение не есть развитие. Мы говорим о развитии только тогда, когда постепенно, шаг за шагом возникает нечто новое. Развитие - это изменение, происходящее от одной ступени к другой в соответствии со своими собственными внутренними законами.

Но развитие это не рост. Различие этих понятий – «рост» и «развитие» хорошо известно, например, биологам. Рост это увеличение, т.е. чисто количественное изменение. Развитие же означает не увеличение, а переход к качественно новой ступени, приобретение иного качества. Например, гусеница растет, делаясь длиннее и толще, – это рост. Но когда подросшая гусеница окукливается и превращается в бабочку, это уже развитие, поскольку имеет место качественное изменение – гусеница становится куколкой, а потом бабочкой.

В природе и обществе имеют место все эти процессы – простое перемещение, изменение, рост и самое для нас главное и важное — развитие.

К примеру, сейчас у буржуазных политиков и идеологов принято говорить «экономика развивается», «развитие экономики». Но на самом деле никакого развития нет, изменения есть, может иметь место и рост (например, рост производства в межкризисные периоды), а вот появления нового, более высокого качества в экономике не наблюдается. Это значит, что ни о каком развитии мы говорить не можем.

Или другой пример — гибель СССР. Здесь качественное изменение налицо: был социализм — стал капитализм. Но развития общества тоже нет, ибо произошло движение назад, не скачок на более высокий уровень, а падение. Произошла деградация общества во всех его проявлениях — от экономики до социальной сферы. Следовательно, этот процесс мы также не можем считать «развитием».

А вот изменения, произошедшие в российском буржуазном обществе с 90-х годов по настоящее время это развитие, ибо российский капитализм двигался по возрастающей, приобретая новые качества: переходя от «дикого» капитализма начальной стадии к капитализму умирающему и загнивающему, т.е. империализму, и далее — к государственно-монополистическому капитализму.

Материалистическая диалектика как раз и стремится познать общие законы развития. Это одна из ее задач - установить, какие общие законы проявляются во всяком развитии, и, следовательно, дать метод подхода к пониманию, объяснению и контролированию самого процесса развития, чтобы иметь возможность, так или иначе, воздействовать на него.

Закон перехода количества в качество

Одним из таких общих законов развития является «закон перехода количественных изменений в качественные» .

Что он означает?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение — увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению, и тогда в этой критической точке (или «узловой точке», как называл ее Гегель) внезапно скачком наступает качественное изменение.

Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться все горячее и горячее; при определенной температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное изменение – жидкость вдруг становится газом. Точно так же к веревке, на которой подвешен груз, можно добавлять все больший и больший груз, но в какой-то момент веревка не выдержит и оборвется. И в паровом котле невозможно бесконечно увеличивать давление пара, на каком-то этапе он обязательно взорвется — стенки котла не выдержат внутреннего давления пара.

Аналогичные процессы наблюдаются и в биологии. Скажем, разновидность какого-либо растения может подвергаться на протяжении ряда поколений воздействиям более низкой температуры. В результате чего в растении накапливаются изменения, которые в определенный момент приводят к качественным изменениям – его наследственность изменяется. Таким образом, например, яровая пшеница была превращена в озимую.

Закон перехода количественных изменений в качественные в полной мере действует и общественных процессах.

Например, в Англии до появления капиталистической промышленности шел процесс накопления богатства, получаемого путем грабежа колоний, в немногих частных руках. Параллельное ему шло образование неимущего пролетариата, который сознательно создавался путем проведения в стране политики огораживания и изгнания крестьян с земли. На определенной стадии этого процесса, когда был накоплен значительный капитал, необходимый для широкой промышленной деятельности и когда было пролетаризировано достаточное количество людей, способных трудиться за мизерную плату, созрели условия для возникновения нового общественного строя — капитализма. Накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества – из феодализма Англия шагнула в капитализм.

Другой пример — социальные революции. В обществе постепенно появляются и растут новые производительные силы — новая техника и технологии. Одновременно растет и недовольство угнетенных общественных классов старыми производственными отношениями, которые не позволяют использовать эти новые производительные силы в полной мере, не дают им развиваться дальше. В определенный момент, когда чаша терпения угнетенных классов переполняется, они путем вооруженного восстания свергают старую власть, обеспечивающую сохранение старых производственных отношений. Политическая власть в обществе переходит в руки нового общественного класса. Он уничтожает исторически изжившие себя старые производственные отношения и устанавливает новые, удобные ему, производственные отношения, которые дают простор для развития новых производительных сил общества. Таким путем происходили все буржуазные и социалистические революции.

Качественные изменения происходят всегда внезапно , в виде скачка. Новое рождается как-то вдруг и сразу, хотя его возможность содержится уже в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившем до того. Получается, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определенной точке приводит к прерывному, внезапному качественному изменению.

Рассказывая об истории развития философии, мы уже говорили, что большинство из прежних философов видели развитие природы и общества только с непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не замечали его качественной стороны — того, что в определенной точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Но в реальной жизни наблюдаемые нами процессы происходят именно так — через приобретение нового качества. Разогревая чайник, мы видим, что вода внезапно закипает, стоит ей только достичь точки кипения – 100 С. Если мы жарим яичницу, то жидкая яичная смесь на сковородке, постепенно зажариваясь, вдруг становится твердой консистенции, т.е. готовым к употреблению блюдом. Еще нагляднее этот процесс наблюдается, когда мы печем блины – жидкое тесто под действием высокой температуры становится плотным и твердым продуктом. Только что была какая-то невкусная жижа, и вдруг возник вкуснейший блин — появилось новое качество.

Внезапное появление нового качества в определенный момент постепенного процесса роста происходит и при преобразовании общества. Феодальное общество скачком (через буржуазную революцию) перешло в капиталистическое. Точно также и капиталистическое общество, накапливая внутри себя свои противоречия, будет преобразовано в социалистическое общество радикальным изменением — социальной революцией, скачком к новому состоянию общества, когда господство одного класса – буржуазии будет заменено господством другого, ныне угнетенного класса, пролетариата.

С другой стороны, качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений, и качественные различия основаны на количественных различиях.

Поскольку количественные изменения должны в определенной точке привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что нужно увеличить и что уменьшить, чтобы произвести требуемое нам изменение.

Естествознание учит нас, каким образом чисто количественное различие - прибавление или убавление - приводит к качественным различиям в природе. Например, прибавление одного протона в ядре атома приводит к превращению одного элемента в другой. Атомы всех элементов образуются из комбинаций одних и тех же протонов и электронов, и лишь различие в количестве протонов и электронов, комбинируемых в атоме, дает различные виды атомов, а значит и различные элементы с различными химическими свойствами. Так, атом, состоящий из одного протона и одного электрона, - это атом водорода, но если добавить еще один протон и один электрон, то это будет атом гелия, и т. д. Точно также в химических соединениях прибавление одного атома к молекуле приводит к различию между веществами, обладающими различными химическими свойствами. Различные качества коренятся всегда в количественных различиях.

Энгельс в «Диалектике природы» выразил это в следующих словах: «…в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения… либо, - что имеет место почти всегда,- на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела».

Эта черта диалектического закона, связывающая качество с количеством, знакома по атомной бомбе, принцип действия которой многим известен. Для производства атомной бомбы необходимо иметь изотоп урана с атомным весом 235. В природе же уран на урановых месторождениях состоит из изотопов с атомным весом 238, который не обладает требуемыми для бомбы свойствами. Разница между этими двумя изотопами чисто количественная — число нейтронов, имеющихся в каждом изотопе. Но эта количественная разница атомных весов 235 и 238 приводит к качественному различию между веществами, одно из которых имеет свойства, необходимые для бомбы, а другое – лишено таких свойств. Далее, для того, чтобы произошел взрыв, необходима определенная «критическая масса» урана-235. Если его масса недостаточна, то цепная реакция, вызывающая взрыв, не произойдет, но если «критическая масса» достигнута, то реакция происходит обязательно.

Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определенный момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, и это всеобщая черта развития .

Закон единства и борьбы противоположностей

Но почему количественные изменения приводят к качественному изменению? Что является причиной развития?

Причина развития заключена в самой природе, она — в содержании всех этих отдельных процессов. При наличии достаточных знаний можно в каждом отдельном случае объяснить, почему данное качественное изменение является неизбежным и почему оно происходит в тот, а не в какой-то другой момент.

Но чтобы дать такое объяснение, нужно изучить фактические обстоятельства данного случая . Это объяснение нельзя найти при помощи одной только диалектики — знание диалектики только указывает нам, где искать объяснение. О каком-либо отдельном случае мы можем еще не знать, как и почему происходит изменение. Но мы можем выяснить это путем исследования фактических обстоятельств дела, путем изучения явления или события. Это вполне возможно, потому что возникновение нового качества не содержит в себе чего-либо непознаваемого и таинственного.

Рассмотрим, например, случай качественного изменения, происходящего при нагревании воды.

Когда нагревается масса воды, находящаяся в чайнике, то в результате увеличивается скорость движения молекул, из которых состоит вода. До тех пор, пока вода сохраняет жидкую форму, силы притяжения между молекулами остаются достаточными для того, чтобы вся масса молекул удерживалась в жидком состоянии, хотя отдельные молекулы, находящиеся на поверхности воды, могут постоянно отрываться от общей массы жидкости и улетучиваются. Но при достижении 100С (точки кипения) движение молекул становится слишком сильным, они уже не способны удерживаться вместе. Вода бурно закипает, и вся масса жидкости быстро превращается в пар.

Что мы видим? Что качественное изменение вещества происходит в результате борьбы противоположностей, действующих внутри массы воды – сил отталкивания и притяжения. Молекулы отрываются друг от друга вопреки силам притяжения, действующим между ними. Первая тенденция усиливается до той точки, когда она способна преодолеть вторую — в результате внешнего добавления тепла, которое передается молекулам воды и ускоряет их движение, они становятся способными преодолеть силы притяжения, силы отталкивания становятся больше, чем силы притяжения.

Другой пример - с веревкой, рвущейся, когда груз, висящей на ней, становится слишком большим. Здесь опять качественное изменение происходит в результате действия противоположности, возникающей между крепостью веревки и силой тяжести груза.

Далее, когда яровая пшеница превращается в озимую, то это тоже результат действия противоположности между «консерватизмом» растения и изменяющимися условиями роста и развития, которые воздействуют на это растение; в определенный момент воздействие второго преодолевает первое.

Эти примеры позволяют сделать общий вывод, что внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные составляет борьба противоположностей — противоположных тенденций или сил в рассматриваемых вещах и процессах.

Таким образом, закон о том, что количественные изменения переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, приводит нас к закону единства и борьбы противоположностей .

Вот как формулирует Сталин этот закон, эту черту диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий». (И. Сталин «Вопросы ленинизма»)

Чтобы понимать развитие, чтобы понимать, как и почему количественные изменения ведут к качественным изменениям, как и почему совершается переход от старого качественного состояния к новому, нужно понимать противоречия, внутренне присущие каждой рассматриваемой вещи и каждому рассматриваемому процессу, выясняя, каким образом на основе этих противоречий возникает «борьба» противоположных тенденций.

Понимать это мы должны конкретно , в каждом отдельном случае руководствуясь указанием Ленина, что «основное положение диалектики» состоит в том, что «истина всегда конкретна». Нельзя выводить законы развития в каждом конкретном случае из общих принципов диалектики: в каждом отдельном случае их нужно открыть заново путем фактического исследования. А диалектика лишь подсказывает нам, что искать.

Диалектическое понимание развития - учение о единстве и борьбе противоположностей - наиболее полно разработано в марксистском учении об обществе. Здесь, с точки зрения борьбы рабочего класса, на основе опыта рабочего движения можно очень хорошо увидеть все противоречия капитализма и их развитие.

Принципы, характеризующие развитие общества, те же самые, что и принципы, характеризующие развитие природы, хотя форма их проявления в каждом случае различна. Так, Энгельс в «Анти-Дюринге» пишет, что у него не было никаких сомнений в том, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий».

Вот как он в той же работе разъясняет марксистское понимание противоречий капитализма и их развитие.

Основное противоречие капитализма заключается не просто в антагонизме двух классов, которые противостоят друг другу, как две внешние силы, вступившие в непримиримое противоречие (антагонизм). Нет, это противоречие внутри самой общественной системы, на основе которого возникает и действует классовый антагонизм.

Капитализм осуществил концентрацию «средств производства в больших мастерских и мануфактурах, превращение их по сути дела в общественные средства производства. С этими общественными средствами производства и продуктами продолжали, однако, поступать так, как будто они по-прежнему оставались средствами производства и продуктами труда отдельных лиц. Если до сих пор собственник орудий труда присваивал продукт, потому что это был, как правило, его собственный продукт, а чужой вспомогательный труд был исключением, то теперь собственник средств труда продолжал присваивать себе продукты, хотя они производились уже не его трудом, а исключительно чужим трудом.

Таким образом, продукты общественного труда стали присваиваться не теми, кто на самом деле приводил в движение средства производства и в действительности был производителем этих продуктов, а капиталистом».

Это очень важная мысль, в которой отражена вся соль капиталистического способа производства, не поняв которую невозможно до конца понять капитализм.

Говоря научным, марксистским языком, основное противоречие капитализма - это противоречие между обобществленным производством и капиталистическим (т.е. частным) присвоением. Именно на основе этого противоречия развивается и борьба между классами, исторический исход которой предопределен самой ее сутью.

«Это противоречие… заключало в зародыше все коллизии современности… Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением выступает наружу как антагонизм между пролетариатом и буржуазией», — пишет Ф. Энгельс там же в «Анти-Дюринге».

Это противоречие может быть разрешено лишь победой рабочего класса, когда рабочий класс установит свою собственную диктатуру и вместо частной собственности и частного присвоения введет общественную собственность и общественное присвоение в соответствии с общественным характером производства.

Классовая борьба существует и действует на основе противоречий, свойственных самой общественной системе . Именно в результате борьбы противоположных тенденций, противоположных сил, возникающих на основе противоречий, свойственных общественной системе, происходит общественное преобразование, скачок к качественно новой фазе общественного развития. Этот процесс имеет свою количественную сторону. Рабочий класс растет численно и организационно. Капитал все более концентрируется и централизуется.

«Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют», — писал К. Маркс в 1 томе «Капитала».

Вот каким образом законы диалектики — перехода количественных изменений в качественные и единства и борьбы противоположностей действуют в развитии общества.

Следовательно, для того чтобы осуществить преобразование общества, рабочий класс должен научиться понимать социальную обстановку в свете законов диалектики . Руководствуясь этим пониманием, он должен основывать тактику и стратегию своей классовой борьбы на конкретном анализе действительного положения на каждой стадии борьбы .

Противоречие

Борьба противоположных тенденций, завершающаяся определенным коренным преобразованием, качественным изменением, не является внешней и случайной. Эту борьбу нельзя правильно понять, если мы будем считать, что речь идет о силах или тенденциях, возникающих совершенно независимо друг от друга, которые случайно встречаются, сталкиваются и приходят в конфликт друг с другом.

Напротив, эта борьба является внутренней и необходимой, ибо она возникает и проистекает из природы процесса в целом. Противоположные тенденции не являются независимыми друг от друга, напротив, они неразрывно связаны между собой как части или стороны единого целого. И они действуют и приходят в конфликт на основе противоречия, внутренне присущего процессу в целом.

Т.е. движение и изменение происходит на основе причин, внутренне присущих вещам и процессам, на основе внутренних противоречий .

Так, например, в соответствии со старой механистической концепцией движение происходит только тогда, когда одно тело сталкивается с другим. Для механистов не существует никаких внутренних причин движения, то есть «самодвижения» , а существуют только внешние причины. Однако в действительности противоположные тенденции, которые действуют в ходе изменения состояния тела, действуют на основе противоречивого единства сил притяжения и отталкивания, внутренне присущего всем физическим явлениям.

Подобно этому, классовая борьба в капиталистическом обществе возникает на основе противоречивого единства обобществленного труда и частного присвоения, внутренне присущего капиталистическому обществу. Она возникает не в результате внешних причин, а в результате противоречий, заключенных в самой сущности капиталистического строя. В противоположность этому теоретики буржуазного общества доказывают, что классовая борьба вызывается внешним вмешательством - «коммунистическими агитаторами» или «красной заразой». Они полагают также, что если только можно было бы остановить это внешнее вмешательство, то капиталистический строй мог бы прекрасно существовать в том виде, как он есть, сколь угодно долго.

Как пример, очень распространенный ныне в российском обществе тезис о том, что якобы Великая Октябрьская социалистическая революция совершалась на немецкие деньги. А, мол, не было бы немецких денег, то всё в Российской империи было бы распрекрасно — она бы существовала до сих пор, и все бы сейчас «хрустели французскими булками». Интересно, что при этом из виду совершенно упускается тот факт, что до Октябрьской революции вообще-то была Февральская, по своей классовой сущности — буржуазно-демократическая революция, которая как раз и свергла российское самодержавие и в результате которой политическая власть в стране перешла в руки буржуазии. А Октябрьская революция потому и произошла, что буржуазное Временное правительство не сделало того, что обязано было сделать, и чего требовал революционный народ — уничтожить остатки старых феодальных отношений (дать крестьянам землю, т.е. уничтожить помещичье землевладение) и остановить войну. То есть истинные причины Великой Октябрьской социалистической революции вовсе не внешние, не «немецкие деньги», а накопившиеся и обострившиеся до крайних пределов в России внутренние противоречия между эксплуатируемыми и эксплуататорами, которые требовали своего разрешения.

Внутренняя необходимость борьбы противоположных сил, понимание, что она должна завершиться тем или иным результатом, не является просто тонкостью философского анализа. Она имеет очень большое практическое значение.

Например, буржуазные теоретики вполне могут признавать факт классовых столкновений в капиталистическом обществе. Однако они не признают необходимости такого столкновения — они не признают того, что это столкновение основывается на противоречиях, присущих самой природе капиталистического строя, и что поэтому классовая борьба, может завершиться только крушением самой системы и заменой ее новой, более высокой общественной системой. Они пытаются смягчить классовую борьбу, ослабить ее и примирить противоположные друг другу классы или затушить эту борьбу в надежде сохранить капиталистическую систему целой и невредимой. Именно такой буржуазный взгляд на классовую борьбу вносится в рабочее движение социал-реформистами (сторонниками реформирования капитализма в «капитализм с человеческим лицом» или «капитализм XXI века»).

Именно в противоположность такому узкому, метафизическому способу понимания классовой борьбы Ленин указывал: «Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно… Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» .

Коренным представлением в диалектике является представление о противоречии как явлении, внутренне присущем самой природе вещей. Движущая сила качественных изменений лежит в противоречиях , находящихся внутри всех процессов природы и общества. Потому, для того чтобы понять вещи и явления, контролировать их и господствовать над ними на практике, мы должны исходить из конкретного анализа их противоречий.

Согласно метафизической концепции, противоречия возникают в наших понятиях о вещах, а не в самих вещах. Мы можем высказывать противоречивые положения о вещи, и, следовательно, в том, что мы говорим об этой вещи, имеется противоречие, однако в самой вещи не может быть никакого противоречия.

При такой точке зрения противоречие рассматривается просто и исключительно как логическое отношение между отдельными положениями, и при этом оно не берется как действительное, реально существующее между вещами отношение. Такая точка зрения основывается на рассмотрении вещей в статике, как «затвердевших и замороженных», и не принимает во внимание их движений и динамических взаимосвязей.

Если мы будем рассматривать реальные сложные движения и взаимосвязи действительных, сложных вещей, то мы увидим, что противоречивые тенденции действительно существуют в реальных вещах, явлениях и процессах. Например, если силы, действующие в теле, сочетают в себе тенденции притяжения и отталкивания, то это есть реальное противоречие. И если движение общества объединяет в себе тенденцию к обобществлению производства с тенденцией к сохранению частного присвоения продукта, то это также является реальным противоречием.

Существование противоречий в вещах представляет собой очень хорошо знакомое нам явление.

Например, мы говорим о человеке, что у него «противоречивый» характер, или что он «полон противоречий». Это означает, что этот человек проявляет противоположные тенденции в своем поведении, как, например, мягкость и жестокость, отвагу и трусость, эгоизм и самопожертвование. Или еще: противоречивые отношения являются предметом будничных сплетен, когда мы говорим о супружеской паре, которая вечно ссорится, но никогда не будет счастлива порознь.

Подобные примеры указывают на то, что, марксисты, рассуждая о «противоречиях в вещах», не изобретают некую искусственную философскую теорию, а имеют в виду нечто такое, что хорошо известно каждому, что реально существует. Они не употребляют также слова «противоречие» в каком-то новом, необычном, особом, понятном только им одним смысле, а используют его в обычном, повседневном значении.

Действительное противоречие есть единство противоположностей. Реальное противоречие, внутренне присущее самой природе вещи, процесса или отношения, существует тогда, когда в этой вещи, процессе или отношении объединяются вместе противоположные тенденции таким образом, что ни одна из этих тенденций не может существовать без другой. В единстве противоположностей обе противоположные стороны находятся в отношении взаимной зависимости, где одна противоположность является условием существования другой противоположности.

Например, классовое противоречие между рабочими и капиталистами в капиталистическом обществе является как раз таким единством противоположностей, потому что в капиталистическом обществе ни рабочие не смогут существовать без капиталистов, ни капиталисты - без рабочих. Природа капиталистического общества такова, что эти противоположности присутствуют в нем вместе и состоят в неразрывной связи между собой. Это единство противоположностей принадлежит самой сущности общественной капиталистической системы. Капитализм есть такая система, при которой капиталисты эксплуатируют рабочих, а рабочие эксплуатируются капиталистами.

Именно единство противоположностей в противоречии делает неизбежной и необходимой борьбу противоположностей . Борьба между ними возникает как раз потому, что противоположные стороны неразрывно объединены. Например, из-за того, что противоположные классы объединены в капиталистическом обществе, развитие этого общества происходит и не может не происходить в форме классовой борьбы.

Можно также говорить о взаимопроникновении противоположностей в противоречии. Ибо в любой фазе борьбы каждая из противоположных тенденций, объединенных между собой в процессе борьбы, по своему действительному характеру и действию во многих отношениях подвержена влиянию, изменению или проникновению со стороны другой тенденции. На каждую сторону противоречия всегда воздействует ее связь с другой стороной противоречия.

КРД «Рабочий Путь»

Следующее занятие

В. И. Ленин, Соч., т. 25. стр. 383, 384

Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

1. охватывают все сферы окружающей действительности;

2. раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

1. содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

2. солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

3. нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

1. резко, одномоментно;

2. незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.


Похожая информация.


Так звучит второй закон диалектики. С понятием "количества" все довольно просто: все физические законы выражаются количественно. Понятие "качества" значительно более размыто. Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть. Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения, связанные с переходом произвольно установленной границы. Например, мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем "часом Икс" и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет резкий переход от времени "до часа Икс" ко времени "после часа Икс". Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным. Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново, чем закон: "Солнце светит". Обычно философия претендует на знание "наиболее общих" законов, справедливых всегда и везде, или, по крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример: котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды, никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее количество энергии уходит на работу холодильника, это количество не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается недостижим.


Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК [примечание: ПКК - перехода количества в качество] таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад) происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром можно считать само время - прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра - время (количественное изменение) идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, - количественных изменений в ядре не происходит, - вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики, можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же самые результаты - то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный "закон" является надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые - нет. Произойдет ли качественное изменение - зависит от физических законов, а не от философских.

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия


Закон перехода количественных изменений в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого мышления, законом познания вообще.

В нашем мышлении, сознаем мы это или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить понимание того или иного вопроса.

В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко понять сразу: необходимо его обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными.

Однажды А.Эйнштейна спросили, каким образом он открыл теорию относительности. Ученый ответил: «Я постоянно думал о ней».

Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания.

Отдельные взгляды, теории постоянно сменяются другими.

До начала ХХ в. считали, что атом неделим. Это не подтвердилось. Следовательно, теория атома претерпела качественные изменения. То же самое относится и к гуманитарным наукам.

Переход качества в количество

До сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством и качеством не односторонняя. Ф.Энгельс указывал: «Отношение между качеством и количеством взаимно… Качество так же переходит в количество, как и количество в качество… здесь имеет место взаимодействие». Данное положение подтверждается развитием любого явления природы или общества.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.

Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта