Главная » 1 Описание » Работа с полярностями в гештальт терапии упражнения. Гештальт - что это? Гештальт-терапия: техники

Работа с полярностями в гештальт терапии упражнения. Гештальт - что это? Гештальт-терапия: техники

Гештальт терапия - это форма терапии, вобравшая в себя и обобщившая различные психотерапевтические методы лечения. В переводе с немецкого языка слово «gestalt» означает «фигура», «форма». В основе гештальт терапии лежит целостный подход к человеку и его проблеме с учетом телесных, духовных, социальных аспектов. Основное внимание направлено не на поиск причин возникновения проблемы, а на попытке осознать сиюминутные ощущения человека, что он чувствует в данный момент и как можно что-то изменить к лучшему.

Основателем гештальт терапии является немецкий психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз, который окончательно сформулировал принципы терапии в своей работе в 1951 году. Главной целью нового метода лечения Перлз обозначил достижение «здоровой личности» (нем. gute gestalt) – отсюда и появилось название гештальт терапия.

В настоящее время последователи Перлза пытаются и дальше совершенствовать методы гештальт терапии, применяемые для лечения заболеваний психики, например, шизофрении , шизоидного невроза .

Основные положения

Гештальт-терапия базируется на способности психики человека к саморегуляции и адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Человек должен осознавать последствия за собственные поступки, цели, желания. Психотерапевт сосредотачивает внимание пациента на осознании и оценке ощущений, которые чувствует пациент «здесь и сейчас».

Очень важно, чтобы пациент сам осознал свои истинные потребности. Например, при наличии у пациента алкогольной или наркотической зависимости, он должен осознать, что алкоголь или наркотики – это не истинная потребность его организма, есть что-то более значимое. Для такого осознания необходим положительный практический опыт взаимодействия с окружающей средой, например, новое интересное хобби. Основная цель – восприятие чего-то нового, развитие творческого мышления, побуждение к росту, развитию личности. Помогает обозначить истинные потребности пациента экспериментальный анализ.

Суть гештальт терапии заключается в получении пациентом способности концентрироваться на новом положительном опыте, осознавать его значимость на телесном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, понимать, что в жизни существует выбор. Свой стиль жизни можно изменить в соответствии с новыми ощущениями, полученными в результате практического опыта взаимодействия с теми элементами окружающего мира, которым раньше не придавалось должной значимости.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

  • Первый принцип - понимание настоящего. Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего.
  • Второй принцип - «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.
  • Третий принцип - пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».
  • Четвертый принцип - использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.
  • Пятый принцип - пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.
  • Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «...и я буду за это ответственным». Другие игры - «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Упражнения гештальт-терапии

  • Горячий стул – все участники группы располагаются на стульях, стоящих по кругу. В центре круга стоит еще один стул, который называется «горячим». Один из участников группы садится на горячий стул, причем по своему желанию. Сидящий на горячем стуле начинает рассказывать о своих проблемах, остальные задают ему вопросы, на которые должны быть даны откровенные ответы. Человек на горячем стуле должен ощутить теплоту, понять, что его проблемы кого-то волнуют, стать уверенным в себе, осознать, что его проблемы преодолимы.
  • Ассоциации – психотерапевт или один участник группы называет понятие или термин, вызывающий негативные эмоции, например, «страх», а другой подбирает к нему позитивную ассоциацию, например, «преодоленный страх».
  • Незаконченные фразы – скажите другим участникам группы то, что о них думаете. Ваши фразы должны начинаться со слов: мне нравится, что ты…, меня злит, что ты…, я удивлен, что ты… и т.д.
  • Человек, которого не хватает – участник закрывает глаза и представляет человека, которого ему не хватило в прошлом, например, старшего брата или наставника. Затем участник рассказывает группе о том, как этот человек мог бы повлиять или предупредить проблему.
  • Обратные эмоции – участник выражает словами свои чувства и эмоции, которые он испытал при выслушивании проблемы других участников. Затем пытается изобразить противоположную эмоцию и исследует новые ощущения.
  • Реверсия – игра в противоположность. Например, правильной девушке предлагают побыть стервой, а верующему – грешником.
  • За и против – после выслушивания проблемы одного из участников группа делится на тех, кто критикует и тех, кто защищает. Каждая группа приводит свои аргументы, дискуссия и споры приветствуются.
  • Челнок – данное упражнение гештальт терапии можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Потребуется два стула – «горячий» и «пустой». Суть заключается в том, что человек сидит на «горячем» стуле и рассказывает вымышленному собеседнику на пустом стуле о своей проблеме. Затем пересаживается на пустой стул, пытается выслушать сказанное и воспринять со стороны слушателя, дать совет, задать уточняющий вопрос. Затем снова на «горячий» стул, снова на пустой и т.д.

Принимая участие в различных играх, пациент должен понять, что реальная жизнь - это та же игра, в которой принимают участие настоящие люди, и что одни из этих игр для него приемлемы, а другие нет. Терапия должна научить людей менять неудовлетворяющую их игру и не бояться меняться самим, чтобы жизнь стала полноценной. Человек должен избавиться от комплексов и научиться быть свободным от навязываемых обществом предубеждений. Кроме того, во время терапии человек учится принимать своих близких такими, какими они являются, и не пытаться их изменить.

Гештальт терапия Перлза

Гештальт-терапия – определенное направление в психологии, которое основывается на психоанализе, экзистенциализме, телесно-ориентированной терапии, а также восточных методах правильного развития сознания.

Основные понятия гештальт терапии

В основу этого направления психотерапии легли определенные принципы и понятия:

Целостность . Человек является целостным существом, поэтому всяческое его расчленение на составляющие, например, психику и тело, душу и тело – это определенно искусственные приемы, которые не могут помочь понять внутренний мир. Личность и окружающая ее среда объединены в один гештальт – некое единое поле.

Возникновение и разрушение гештальт-структур . Человек живет исходя из различных потребностей, которые занимают важное место в сфере его приоритетов – фигура резко выделяется из общего фона.

Незавершенный гештальт. Это источник особого напряжения, которые отбирает всю жизненную энергию человека. Каждый довольно часто формирует разные незавершенные ситуации, которые негативно влияют на постоянное психологическое состояние.

Контакт и его граница . Люди постоянно контактируют с чем-то: окружающей средой, животными, растениями и другими людьми, еще разными полями – информационным, биоэнергетическим, психологическим. Место встречи каждого человека с его окружением называется основной границей контакта.

Осознанность . Она не имеет ничего общего с интеллектуальными знаниями о себе и внешнем мире. Осознавание человека тесно связано с пребыванием людей в настоящем моменте, когда он живет не своей механической жизнью, а действует из своего непосредственного сознания, находясь в состоянии полной бдительности, осознанности.

Здесь-и-сейчас . Этот принцип означает, что все поистине важное для человека происходит именно в настоящем времени. Как правило, разум уводит всех в прошлое или же будущее, но именно такое мышление забирает лучшие моменты жизни.

Ответственность . Это качество человека рождается из его осознанности. Чем яснее вы осознаете окружающую действительность, тем более ответственно он относится к своей жизни.

Основные техники гештальт терапии

Психодрама – специальная групповая терапия, которая используется для правильного завершения неоконченных действий и решения ситуаций с помощью определенных ролевых игр, представлений театрального характера и драматического самовыражения. Во время использования такой техники чаще всего разыгрывают определенные сценки, которые дают возможность прожить драматические события из прошлого пациента, внутренний конфликт или сновидение. Игры отражают ситуацию из жизни или выводят на поверхность все внутренние боли, зажимы и травмы.

Пустой или горячий стул – техника, которая часто используется на тренингах. Во время нее один из участников должен представить на пустом стуле человека, с которым надо проработать отношения, героя своих снов или же какую-то часть свой индивидуальности. Затем надо обратиться к представленному образу. Во время такой специфической беседы проявляются стереотипы и штампы в поведении, возникают довольно сильные эмоции, которые трудно увидеть в простых диалогах.

Арт-терапия – техника психологической помощи, которая основывается на искусстве и творчестве. Основная цель способа – содействие гармоническому развитию человек посредством роста его способностей к интересному самовыражению. Основная ценность такой терапии заключается именно в том, что она позволяет символически выразить и полностью оценить самые разные чувства: страх, любовь, тревогу, гнев, счастье и ненависть.

Основные методы гештальт терапии

Психологическое консультирование – метод направлен на разрешение самых разных трудностей: индивидуальных, межличностных и семейных. Терапевт помогает правильно преодолевать стрессовые ситуации или жизненные кризисы, найти выход из трудных ситуаций. Внимание каждого клиента фокусируется на личных переживаниях в настоящем времени. Так происходит осознание и полное понимание сложившейся негативной ситуации, что ведет к ее непременному разрешению.

Телесно-ориентированный метод дает возможность достичь полного исцеления психики человека через правильную работу с его телом. В человеческом теле постоянно хранится множество интересных воспоминаний: ключевые события, чувства и переживания. Если взаимодействовать с телом, получается доступ к глубокому уровню подсознания, которое есть в теле. Так вы сможете выявить все причины возникающих с вами проблем.

Гештальт-терапия призывает людей узнавать себя и принимать такими, какими они являются в действительности. Этот подход позволяет идти вперед, придерживаясь индивидуального потока, а не растрачивать энергию и силы, стараясь его перебороть «на свою переделку».

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник - это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но...», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Следующая техника - техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура - вербальная продукция клиента).

Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура - телесные проявления; слова - фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура - чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества - фон.)

Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.

Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура - интеллектуальное понимание; фон - чувства и телесные проявления.)

Клиент. Я боюсь людей...

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» - долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» - желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л., преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой - работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предложил Л. поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом - ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.

Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.

Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!

Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?

Клиентка (пауза). Это... мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено - «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант - сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели - обретения так называемой мудрости тела.

Далее мы попробуем описать способы и техники взаимодействия с клиентами в рамках гештальт-терапии. Цель их применения состоит в содействии получению нового опыта и расширению осознавания. Среди них можно выделить способы взаимодействия с клиентом или группой, а так же упражнения проводимые терапевтом в группе, в индивидуальной работе или выполняемые самостоятельно.

В качестве техник взаимодействия К. Наранхо (5) выделяет «Суппрессивную», «Экспрессивную» техники и «Технику интеграции».

«Суппрессивная техника»

«Суппрессивная» техника заключается в подавлении избегания какого-либо чувства, что дает возможность ощутить его более полно и осознать. «Первое необходимое условие ощущения того, что мы потенциально можем ощутить, как пишет К. Наранхо, – это перестать заниматься посторонним» (5, С. 72). В этом случае задача терапевта концентрировать внимание клиента на том, что он переживает в данный момент, «здесь и теперь», и прекращать все попытки избежать этого переживания.

Наиболее распространенные способы избегания - это: рассуждения о чем-либо, объяснение причин, интерпретация, долженствование (т.е. говорить себе и другим то, что должно быть), вопросы (как формы манипуляции направленные на сокрытие переживания), ответы (как реакция на манипулятивный вопрос), спрашивание разрешения, требовательность к другим и т.п.

«Экспрессивная» техника»

«Экспрессивная» техника» заключается в усилении выражения какого-либо чувства, переживания и т.п. Основной смысл экспрессии - это самовыражение, т.е. перевод своих чувств и мыслей в действия, слова и т.п. Без этого «мы остаемся фантомами, не ощущаем полноты бытия» (5, С.98). «Экспрессивная» техника воспринимается в трех аспектах: инициация действия, завершенность действия и направленность действия.

Инициация действия подразумевает выражение чувств и переживаний в словах или действиях. В рамках этой техники терапевт может предложить клиенту сделать то, о чем он говорит.

Клиент: «Я злюсь на этого, человека, просто готов ударить его»

Терапевт: «Попробуйте ударить его, например, по руке».

Или может отметить, что происходит реально в этой ситуации. В приведенном примере: «Вижу, что вы сжимаете кулаки, вы кого-то хотите ударить?»

Завершенность действия достигается интенсификацией самовыражения индивида и развитием его (самовыражения) элементов. Выделяется четыре типа процедур ведущих к интенсификации действия:

1. Простое повторение (жеста, движения, фразы и т.п.). Например: «Повторите то, что вы сказали несколько раз, обращая внимание на то, что вы чувствуете при этом».

2. Преувеличение и развитие (усиление незаметного жеста, повторение фразы с увеличением ее эмоционального содержания и т.п.). Например: «Сожмите свои кулаки еще сильнее» или «Скажите эту фразу максимально громко».



3. Выявление и передача (озвучивание определенных действий, жестов и т.п., передача словами невербального выражения: слез, смеха, визуальных образов, телесных симптомов и т.п.). Например: «Что бы сказала ваша левая рука правой» или «Озвучьте ваш больной позвоночник».

4. Идентификация и исполнение роли. Например: «Стань своей рукой» или «Сыграй этого человека». Играя предложенную роль, клиент идентифицируется с персонажем и испытывает те же переживания, что способствует расширению поля осознавания и интеграции.

Направленность действия или прямота выражения, необходимая для полного контакта часто притупляется с помощью минимизации, окольности, неопределенности и т.п. Минимизация часто происходит при использовании союза «но», т.е. «само использование этого слова уже может быть сигналом» (5, С.118). В большинстве случаев этот союз противопоставляет части предложения, разделенные им. Например: «Я хотел бы обнять тебя, но, мне что-то мешает». В работе с такими фразами терапевт может предложить союз «но», заменить союзом «и» и посмотреть какая получится фраза или предложить выбрать одну из частей предложения и произнести ее. Источниками минимизации могут быть слова: наверное, возможно, некоторые, это, как бы. Например: «Я не могу сделать это» или «Это ему не понравилось бы». В этом случае терапевт предложит клиенту обратиться к человеку прямо, избегая употребления смягчающих слов.

В качестве «Техники интеграции» К. Наранхо выделяет две основных, «Ассимиляция проекций» и «Пустой стул» (внутриличностное столкновение). Первая заключается в «идентификации с проекцией посредством обыгрывания». Клиенту предлагается сыграть того человека, на которого он проецирует свои чувства (например, сказать, играя роль: «Ты некрасивая») и затем сказать тоже, как свое мнение о себе («Я считаю себя некрасивой»).

Эксперимент «пустой стул»

Наиболее известной и, в общем-то, основной техникой гештальт-терапии считается диалог с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими персонажей из жизни субъекта, некоторые терапевты называют ее «пустой стул». Она была заимствована Ф. Перлзом из психодрамы.

Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей)*.

Задача терапевта – поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления (1).

В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника.

Работа с горем.

По мнению Б. Брински, (1), горе – универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе – сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере (о том человеке, который умер и т.п.).

Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул». Другой путь, помогающий человеку соприкоснуться с собственными чувствами, – использование фотографии или памятной вещи, помещаемых на стул напротив (1). Терапевт может попросить клиента выразить то, что он испытывает, когда представляет умершего и высказать эти чувства непосредственно умершему. Он (терапевт) может задать вопросы типа: «Что ты хочешь взять с собой от этого человека и что ты хочешь похоронить», «Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?», «Чего ты хочешь от этого человеками», «Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?» Во время этого диалога поощряются телесные/физические движения, например, прикосновение к подушке (умершему) и т.п., которые позволяют наиболее полно выразить чувства» (1).

Когда эмоции выражены, клиент может легко вспоминать об утрате и проститься с тем человеком, которого потерял, сказать «до-свидания» и/или отнести стул (подушку) символизирующий его на большее расстояние от себя, например, в другую комнату.

В некоторых случаях ситуация потери может быть настолько травмирующей, что для обращения к ней потребуется долгое время, для создания клиенту безопасной ситуации, в которой эта работа могла бы проходить.

Работа со страхом

Работа со страхом может проходить по двум направлениям.

В первом страх является результатом проекции своей сильной (агрессивной) части на внешний объект. В этом случае объект страха осознается и является ясным и понятным (например, собаки). В этом случае основная задача вернуть спроецированную сильную часть. Одним из возможных ходов здесь может быть предложение клиенту сыграть роль того, кого он боится и показать, какой он страшный, злой и т.п. В этой игре клиент вновь обретает способность противостоять внешней агрессии. При этом важно, чтобы эту агрессию он действительно проявлял. Здесь терапевт может столкнуться с ретрофлексией, когда энергия, которая могла бы идти на сопротивление нападению тратится на сдерживание своих действий. Ретрофлексия проявляется в жестах и движениях направленных на самого себя, в напряжении тела. Терапевт в этом случае может предложить клиенту сделать это же, например, с подушкой или стулом символизирующим объект страха.

Во втором случае страх связан с конфлюенцией, при этом клиент боится неизвестно чего и предъявляет проблему как боязнь темноты, замкнутого пространства и т.п. Эти страхи (как и другие симптомы) могут быть связаны с незавершенными ситуациями в начале жизни человека, например, с рождением. В начале работы с ними необходимо более конкретно выяснить объект и то, чем он опасен, а затем интенсифицировать контакт с ним.

В психотерапии страхов (но больше во втором случае) для терапевта важно, оказывать клиенту достаточно поддержки и создавать безопасную обстановку в начале сессии, чтобы он мог «пойти» в опасную область. Для этого можно узнать у клиента что ему нужно сделать, чтобы уйти в безопасную зону (например, включить свет, выйти в другую комнату, накрыться одеялом, обратиться за помощью к какому-то человеку и т.п.).

Результат работы со страхом состоит в том, что клиент учится получать поддержку от самого себя, находить и использовать собственную силу. Эксперимент может строиться в технике «пустой стул». На одном из стульев будет находиться тот, кто боится (как правило, это внутренний ребенок, детская часть человека), а на другом – сильная часть, взрослый, который может противостоять опасности и поддержать «слабого». При этом итогом сессии может быть действие, символизирующее поддержку. Если такая сессия происходит в группе, то одну из частей могут играть другие участники.

Иногда проблема, предъявляемая как страх чего-либо, в контексте реальных отношений, терапевт – клиент, в ситуации «здесь и теперь» может проявляться как агрессия. В этом случае клиент рассказывает нечто страшное, как бы стараясь напугать терапевта, и сам при этом не боится. Здесь задача состоит в том, чтобы обратить его (клиента) внимание на то, что происходит и сделать это предметом осознавания.

Работа с телом.

Гештальт-терапия рассматривает тело как составляющую часть целого, называемого - «человек». По мнению Ф. Перлза, ментальная деятельность - это просто деятельность, осуществляемая на менее интенсивном уровне, чем физическая. Из этого следует что наше тело - непосредственное проявление того, что мы есть, и мы очень многое можем узнать о себе, просто наблюдая явное физическое поведение (позу, дыхание, движения и т.п.).

Базовая теория работы с телом заимствована Ф. Перлзом у В. Райха и суть ее сводится к тому, что особенности характера человека, все стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела отражаются на теле в виде «мускульного панциря»* - хронически напряженных мышц. Эти напряжения возникают для подавления эмоций в связи с требованиями ситуации или родительскими предписаниями. В дальнейшем они (напряжения) становятся привычными и часто не способствуют адаптации человека, блокируют «свободное течение энергии» и таким образом приводят к соматическим заболеваниям. Психическим механизмом, создающим телесные напряжения, по мнению Ф. Перлза является ретрофлексия.

Работа с телом в гештальт-терапии может проводиться с целью лечения психосоматических симптомов, к которым, так или иначе, могут относиться практически все соматические заболевания. Она (работа) основывается на положении о том, что болезнь – это не совсем эффективный способ адаптации. Т.е. болезнь продуцируется организмом с определенной целью и часто является избеганием какого-либо контакта. Так, например, энергия агрессивных эмоций адресованных отцу, через механизм ретрофлексии может направляться на собственное тело (наиболее безопасный для этого объект). И человек будет бить себя (в прямом или переносном смысле) по ноге, вместо того, чтобы ударить своего отца (или выразить эмоции другим способом). В этом случае, работа будет направлена на осознание того, что отношения с ногой – это отношения с отцом, и разворачивание ретрофлексии на внешний объект. Так происходит реинтеграция (воссоединение) частей тела, т.е. отвергаемая нога или рука снова становится частью организма, «свободное течение энергии» восстанавливается.

Обращение внимания на телесные реакции в процессе гештальт-сессии происходит при работе с ретрофлексией, когда в определенный момент, вместо того, чтобы направлять энергию на контакт с внешним объектом клиент направляет ее на самого себя (сжимает руки, топчется на месте, обнимает себя и т.п.). Здесь терапевт может предложить сделать с кем-то другим то действие, которое клиент делает с собой (сжать, обнять и т.п.).

В работе с телом можно использовать привлечение внимания к дыханию, телесное взаимодействие (касания, нажимы и т.п.), а также выполнение различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать свое тело, свои чувства и эмоции, скрытые внутри него.

Одно из упражнений было предложено Ф. Перлзом, П. Гудменом, Р. Хефферлином в книге «Практикум по гештальт-терапии» (7), оно было описано как упражнение для самостоятельного выполнения.

Инструкция: «Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, где у вас чувствуются боли – головная боль, боль в спине, желудочный спазм, и т.п. Почувствуйте, где есть зажимы. Не «входите» в зажим, и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжение глаз, шеи, вокруг рта. Дайте своему вниманию систематически пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шеи, голове. Если вы заметите, что лежите сгорблено – исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции – тенденцию отпустить что-то в одном месте, потянуть - в другом и пр.

Выберите одно из наиболее ярких ощущений, например, головную боль (усталость, напряжение и т.п.). Сконцентрируйте свое внимание на нем, и наблюдайте, дайте спонтанно развиваться фигуре/фону. Дайте процессу рассасывания боли происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Просто следите за тем, как происходит изменение боли. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной, и вы сможете разрешить болезненный конфликт.[†]

Этот эксперимент основан на предположении о том что боль, отвращение и т.п. появляются не случайно, - «это способы, какими природа привлекает наше внимание к тому, что требует внимание». Поэтому, чтобы разрушить и ассимилировать патологический материал, содержащийся в симптоме необходимо, пережить то, что он содержит, даже если это боль и страдание. «Если симптом получит внимание и возможность взаимодействовать со всем вашим поведением в целом, он без сомнения, будет изменяться».

Некоторые упражнения по осознанию тела в работе с группой встречаются также в работах Д. Энрайта (17), О. Романенко (12).

Работа со сновидениями

По мнению Ф. Перлза сновидения – это экзистенциальные послания, которые могут помочь нам понять, какие незаконченные ситуации мы в себе несем, чего не хватает в нашей жизни, чего и как мы избегаем, отчуждая части самих себя.

Работа со сном в гештальт-подходе предполагает рассматривать элементы сновидения как части «Я» человека, а сам сон как незавершенную ситуацию, требующую завершения (1).

В процессе работы со сном клиенту предлагается вернуться ко сну и пережить его, как будто он происходит здесь и сейчас. Для этого он рассказывает сон от первого лица настоящего времени. Например: «Я иду по темной улице. Я боюсь…». Затем ему предлагается выбрать наиболее важный отрывок сна, который он хотел бы исследовать и материализовать его, т.е. разыграть, подставляя на место персонажей стулья, подушки или других людей (если это происходит в группе). Далее клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна он описывает свою роль в этом сне, отношение к другим элементам и т.д. В процессе работы определяются основные действующие лица (в том числе неодушевленные предметы), которые сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция.

Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется «тупиком», в котором обрывается незавершенное действие. Для его завершения можно предложить клиенту придумать окончание сна и разыграть его. При этом терапевт помогает клиенту выражать чувства, осознавать сопротивления возникающие в процессе контакта и т.д. (1).

В некоторых случаях сновидение, рассказанное клиентом, несет в себе зашифрованное послание терапевту, например, страшный сон может быть агрессивным посланием (клиент рассказывает его, чтобы «напугать» терапевта). В этом случае в фокус внимания должны попадать отношения между терапевтом и клиентом.

Работа с рисунком

Применение рисунка в гештальт-терапии – одно из современных приобретений. Наиболее широко рисунок и другие арт-средства применяются в работе с детьми, о чем пишет В. Окландер (6), однако они используются и в терапии взрослых. В нашей стране разработкой этого вопроса активно занимается Д.Н. Хломов.

Одной из функций рисунка, позволяющей применять его в психотерапии, является выражение эмоциональных переживаний. Рисование дает возможность выразить на бумаге то, что не получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Например, выразить агрессию, можно нарисовав страшный или агрессивный рисунок. Это хорошо заметно в детском рисовании, когда дети изображают чудовищ, убийства и т.п. Эту функцию - снятие напряжения от накопившихся эмоций, называют катарсической (очищающей).

Однако суть гештальтистской работы не в выражении а, в осознании. В этом смысле, рисунок – поле переноса реальных частей личности на бумагу. Они проявляются в элементах рисунка так же, как в персонажах сновидения или любого другого образа.

В процессе терапии клиенту предлагается нарисовать что-либо связанное с заявляемой проблемой (страх, злость, любовь, свой мир, важных для него людей и т.п.). Далее взаимодействие может строиться по двум направлениям: работа в поле рисунка или моделирование нарисованного материала в реальности и разыгрывание его «здесь и теперь».

В первом случае терапевт выясняет чувства и мысли клиента по отношению к тому, что нарисовано (Что тебе не нравится здесь? или Что из нарисованного наиболее важно для тебя?[‡]) и предлагает изменить это так, как хотелось бы. На рисунке могут появляться новые фигуры, убираться и перерисовываться старые и т.п.

Второе направление предполагает идентификацию клиента с наиболее значимой частью рисунка (Попробуй стать этим цветком. Расскажи о нем от первого лица. Начни с: «Я цветок, росту возле дома» и т.д.). Далее возможно устроить диалог цветка с другим персонажем рисунка и выйти на то, с каким реальным человеком такие отношения и как их можно изменить.

Совместный рисунок с партнером можно использовать для анализа взаимодействия. В этом случае двум людям предлагается рисовать одновременно на одном листе бумаги (при этом не разговаривать), а затем исследовать, как строилось их общение, какие чувства они испытывали в процессе рисования и т.д. Этими людьми могут быть супруги, родители и дети, учителя и ученики или просто два участника психотерапевтической группы.

Интерпретации рисунка в гештальт-терапии не придается большого значения, однако, в некоторых случаях она может быть необходима. Д.Н. Хломов предлагает строить анализ рисунка по четырем направлениям.

1. Композиционный анализ. Объекты находящиеся рядом обычно связаны друг с другом, противопоставленные, находятся в противоречивых отношениях. Изображенное в левом верхнем углу относится к рациональным проявлениям, в правом нижнем – к подсознательным, в левом нижнем – к прошлому, в правом верхнем – к будущему. Учитываются также размеры фигур, наибольшая из них может играть ведущую роль в сюжете рисунка.

2. Цветовой анализ. Объективный анализ цветов: теплые, холодные и т.п. Сочетания цветов: красный, желтый, оранжевый в сочетании могут характеризовать эмоции связанные с матерью; синий, серый, голубой и зеленый – с отцом; желтый, зеленый, голубой – детские переживания; темно серый, коричневый, черный - эмоции связанные с прародителями. Можно использовать также интерпретацию цветов предложенную Люшером.

3. Объектный анализ. Выяснение, какие объекты распознаются клиентом, какие нет. Хорошо прорисованный объект, скорее всего реальный, уже где-то виденный. На что похож нарисованный объект. Объекты, относящиеся к женским (вместилища: дом, сосуд и т.п.) и мужским (продолговатые формы) символам.

4. Технический анализ. Она соотносится с формами сопротивления (рис. 2). Возвратный штрих, округлые формы, восьмерка говорит о ретрофлексии; примой штрих – о проекции; яркий, хорошо прорисованный объект, замкнутая форма - об интроекции; неясные границы, взаимопроникающие линии - конфлюенция.


1. Ретрофлексия. 2. Проекция 3.Интроекция.

Рис. 2. Технический анализ рисунка.

Предъявление интерпретаций рисунка в гештальт-терапии имеет цель помочь клиенту в осознавании своего опыта, поэтому оно должно носить вероятностный характер (Может быть этот объект для вас имеет большое значение? Вы так зарисовали его, что мне кажется, вы хотите его уничтожить.). Одна из задач терапевта следить, чтобы интерпретация не превратилась для клиента в интроекцию. Этого можно достичь, если заставлять его «пережевывать» информацию, т.е. выражать свои чувства и отношение к ней, и не допускать безапелляционные фразы типа: «Глядя на ваш рисунок можно сказать, что у вас негативные отношения с матерью, они вам и мешают». Такая фраза является проекцией терапевта, которая может оказаться правдой, но, скорее всего, либо не будет принята им, либо превратится в очередной интроект. Важно, чтобы терапевт понимал, что это именно его мнение и оно может быть отвергнуто, или вообще не относиться к данному случаю.

Фантазия

Работа с фантазией включает в себя исследование образов и метафор. Например, если клиент говорит, что чувствует себя слоном, то терапевт может предложить ему представить себя этим животным и пофантазировать о том, как он живет. Кроме того, фантазия широко используется для исследования неизвестного или опробования нового поведения в безопасном окружении. Путешествия по телу, по местам, где никогда не был, возвращение в прошлое или скачок в будущее, разговоры с людьми, которых никогда не встречал – типичный пример экспериментов «фантазия» (1). Фантазии также используются, когда человеку необходимо опробовать новое поведение в будущих ситуациях или получить хотя бы опыт возможности такого поведения.

Одна из техник в работе с фантазией - «путешествие по телу». Оно может выполняться в группе в парах. Один из пары представляет свое тело в виде какого-то образа и двигается по нему, исследуя различные его отделы и части. Все это происходит в трансовом состоянии «путешествующего» и в контакте с ведущим, т.е. первый рассказывает второму все, что происходит и что он чувствует. Ведущий при этом может выяснять и уточнять, что видит и чувствует его подопечный, обращать его внимание на прерывание контакта с тем или иным образом. (Вопросы типа: Что ты видишь?; Что ты чувствуешь?; Хочешь ли ты пойти дальше?; Что тебе мешает исследовать это?). В этом упражнении клиент может столкнуться с сильными эмоциями, поэтому терапевту необходимо быть внимательным и не «вести» его туда, куда он не хочет.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта