Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого - определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор . Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
В начальных классах разобрать по составу слово - значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, - это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.
Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.
В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.
Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
– лицо (только у личных местоимений);
– число (если есть);
– род (если есть);
2. Непостоянные:
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.
она ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;
2. Непостоянные – именительный падеж.
III. Подлежащее.
Меня
I. Местоимение, начальная форма – я ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;
III. Дополнение.
Любой
I. Местоимение, начальная форма – любой ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – определительное;
2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.
III. Определение.
Несколько
I. Местоимение, начальная форма – несколько .
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – неопределенное;
2. Непостоянные – винительный падеж.
III. Дополнение.
План морфемного разбора местоимений:
1. Выделить основу слова и окончание;
2. Выделить корень слова;
3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).
Кто-то пришел.
1. Основа – кто-то , окончание нулевое;
2. Корень слова – кто ;
Схема морфологического разбора местоимения
1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.
2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.
3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.
4. Определить разряды местоимений :
а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;
б). лексико-грамматический разряд (указать значение);
в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).
5. Охарактеризовать морфологические особенности :
а). лицо (для личных);
б). падеж (указать средства выражения);
в). число (указать средства выражения);
г). род (если есть).
6. Охарактеризовать синтаксические особенности :
а). вид связи с другими словами;
б). роль в предложении.
Образцы анализа
Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...
(Джек Лондон)
1. Ему - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кому?
4. Разряды местоимений :
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
6. Синтаксические особенности :
а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;
б). в предложении является дополнением.
1. Какая-то - местоимение.
2. Н. ф. - какой-то .
3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.
4. Разряды местоимений :
б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;
в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .
Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].
5. Морфологические особенности :
ая ; СС - форма сущ. тревога
ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). тревога (какая?) какая-то :
1. Он - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);
в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал
После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.
1. Которая - местоимение.
2. Н. ф. - который .
3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;
б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;
в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;
6. Синтаксические особенности :
а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Я - местоимение.
2. Н. ф. - я .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на говорящего;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 1-го лица;
б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;
в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Иной - местоимение.
2. Н. ф. - иной .
3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.
4. Разряды местоимений
а). местоимение-прилагательное;
б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки
в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
б). в предложении является согласованным определением.
ДПС - дополнительное синтагматическое средство.
ОПС - основное парадигматическое средство.
СС - синтагматическое средство.