Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 2
г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Краснодарского края
Дидактические материалы
для подготовки к итоговой аттестации
по русскому языку
Составитель
Вахонина Галина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Проверочная работа № 1. Тире между подлежащим и сказуемым
1. Человек кузнец своему счастью.
2. Лень и трусость самые дурные пороки.
3. Дома города точно груды грязного снега.
4. Офицер этот не чета вам.
5. Хлопчатник как известно важнейшая техническая культура.
6. Грош цена всем твоим рассуждениям.
8. Неплохой игрок этот парень.
9. Этот парень неплохой игрок.
10. Хороший характер богатство на всю жизнь.
11. Лучший способ избавиться от врага сделать его другом.
12. Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
13. Большая Медведица семь ярких звёзд.
14. У неё сердце очень доброе.
15. Он точно помешанный.
16. Падающая звезда как добрая примета.
17. Пространство и время основные формы всякого бытия.
18. Моё занятие этнография, изучение жизни русских людей.
19. Злой язык что стрела.
20. Знание орудие, а не цель.
Оценка ____
Проверочная работа № 2.
1. Тёмное небо смотрит сверху и будто дышит своими огнями.
2. Черная косая туча птиц заслонила лес и небо и синеющую даль.
3. Осень пришла врасплох и завладела землёй садами и реками лесами и воздухом полями и птицами.
4. Она шьёт хорошо да медленно.
5. Кругом были пни да корявые стволы да поросль.
6. Вася положил книгу в шкаф да и забыл про неё.
7. Я люблю эти звёздные ночи эти звёзды и клёны и пруд.
8. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
9. Работа хотя и несложная но трудоёмкая и потребует много времени.
10. Мы сегодня проснулись ни свет ни заря.
11. Каждый вечер солнце садилось в море а не в тучи и было при этом клюквенного цвета.
12. Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было.
13. Тучи нависали над землёй закрывая полнеба и угрожая непогодой.
14. Сеялся мелкий дождь мерно стуча по крыше и постепенно усиливаясь грозил перейти
в затяжной ливень.
15. Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали.
16. Некоторые хозяева уже вырастили на даче вишни или сирень или жасмин.
17. Среди рек есть большие и малые спокойные и бурные быстрые и медленные.
18. На сельской площади собрались и стар и млад.
Оценка ____
Проверочная работа № 3. Знаки препинания при однородных членах
Оценка ____
Проверочная работа № 16.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
1. В бору громко куковала кукушка осторожная и пугливая она не сидела на месте а то и дело шныряла с ветки на ветку и когда издавала звуки кивала в такт головой подымая хвост кверху.
2. Маяковский ходил среди людей как Гулливер и хотя он нисколько не заботился о том чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами но как-то само собой выходило что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.
3. Восход помазал жёлтым цветом края туч на горизонте и вскоре стало светло хотя солн це ещё так и не показалось но оно было где-то потому что верхушки дубов за причалом загорелись золотом.
4. Главный герой фильма оказался в весьма драматичной ситуации и зрители искренне ему сочувствовали и надеялись что даже если все обстоятельства будут против него он найдёт в себе силы выстоять.
5. Чем ниже спускаемся мы с холма тем сильнее пахнет туманом и рекой и когда ступаем на луг охватывает запах скошенной но ещё сырой ещё не охваченной хотя бы первым увяданием травы.
6. Объездчик слушал со вниманием и соглашался и по выражению его фигуры и по молчанию видно было что всё что рассказывал ему старик было не ново для него и что это он давно уже передумал.
Оценка ____
Проверочная работа № 4. Знаки препинания при обособленных определениях
Оценка ____
Проверочная работа № 5. Знаки препинания при обособленных приложениях
Оценка ____
Проверочная работа № 6. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Оценка ____
Проверочная работа № 9. Знаки препинания при вводных конструкциях
Оценка ____
Проверочная работа № 7. Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Оценка ____
Проверочная работа № 8. Знаки препинания перед как
Оценка ____
Проверочная работа № 10. Знаки препинания при обращениях
Оценка ____
Проверочная работа № 11. Знаки в сложных союзных предложениях
Оценка ____
Проверочная работа № 12. Знаки в сложных бессоюзных предложениях
Оценка ____
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.
Обособленные члены предложения (8 класс)
(вариант №1)
2) Будем работать (1) засучив рукава.
Вариант №2
1) литературоведа ждет много открытий.
2) удивляешься разносторонности таланта поэта.
15. Мягкий синеватый отсвет озаряет неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушенную белым инеем. (Синтаксический разбор)
(1 вариант)
А) После этого вода считалась святой ей приписывались целебные свойства.
Б) Виктор был весь вымазан грязью и ему пришлось долго отмываться.
В) Какова середина марта, таково и лето.
Г) О как на склоне наших лет нежней мы любим суеверней.
2 . В каком предложении есть однородные определения?
А) Местные жители славились когда – то на весь северный край мастерством изготовления деревянной церковной резной посуды.
Б) Какое торжественное светлое радостное слово!
В) На поляне росла свежая луговая трава.
Г) Из комнаты доносились детские звонкие голоса.
3 . Укажите предложение, в котором есть однородные сказуемые :
А) Мы сами вызываем ту или иную ситуацию.
Б) Если утренник холодный, то и зима холодная.
В) Настоять пять минут, добавить столовую ложку меда и смешать с теплой водой.
Г) Вероятно, вам приходилось встречать людей, которых называют жадными и скупыми.
4. Укажите предложение с однородными подлежащими :
А) Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями.
Б) Спорый дождь льется отвесно, сильно.
В) Отсюда, мол, и крепкие морозы, и скованные льдом реки, и треск замерзших деревьев.
Г) Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков, от мерного звука по тесовой крыше жидкого звона в водосточной трубе до сплошного напряженного гула, когда дождь, как говорится, льет, как стеной.
5. Укажите предложение с однородными дополнениями:
А) В каждой русской семье хранились рукописные медицинские книги.
Б) Семья – это место, куда мы несем свои надежды и удачи, огорчения и потребности во внимании и чуткости.
В) А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.
Г) Доброта и любовь к родственникам становится обязательным условием, если не любви, то хотя бы уважительного отношения к родственникам некровным.
6. Укажите предложение с неоднородными определениями (Знаки не расставлены)
А) Нам понадобятся для вышивки красные синие нитки.
Б) Слыла Покча богатым торговым селом.
В) В магазине продается стеклянная фарфоровая и глиняная посуда.
Г) Она была чрезвычайно приятной и милой в общении.
7. Укажите предложение с однородными обстоятельствами :
А) Мальчик отвечал правильно и четко.
Б) Холодно и сыро.
В) Мы вышли по тропинке к реке, а затем повернули обратно.
Г) Встреча с родными и знакомыми происходила вечером.
8. Какому предложению соответствует характеристика : простое, повествовательное, невоскл., распрост., двусост., полное, осложненное однородными сказуемыми, выраженными глаголами?
А) Вытрите пол чистой и влажной тряпкой.
Б) Только человек все вокруг себя уничтожает, убивает.
В) Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни усталости.
Г) В доме было свалено много всякого добра, а именно: посуда, старая швейная машинка, полуразвалившаяся мебель, грязные покрывала.
(1 Вариант продолжение)
9) Какая из перечисленных синтаксических характеристик является неверной для
Предложения Уверенность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим ?
А) невосклицательное.
Б) повествовательное.
В) сложное предложение.
Г) простое предложение с однородными сказуемыми.
10. Укажите ряд, в котором все союзы могут связывать однородные члены предложения ?
А) или, либо, пока.
Б) и, да, когда.
В) если, но, а.
Г) то –то, ни- ни, либо.
11. Какими членами предложения являются выделенные однородные члены в предложении В этом простом слове (пожалуйста), способном производить чудесное воздействие, заключается наше уважение к достоинству человека, почитание в нем его самостоятельности, независимости, доброй воли?
А) подлежащими.
Б) дополнениями.
В) определениями.
Г) приложениями.
12. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова (знаки не расставлены)
А) В процессе повседневной жизни нам приходится выполнять множество несложных и постоянно повторяющихся действий здороваться извинятся благодарить оказывать услуги.
Б) Мы залпом читали и сказки и приключенческую литературу.
В) Все было уставлено посудой кухня чуланы буфет.
Г) Все говорило о близости весны и птичья суета и рыхлый снег и запах земли.
13. Укажите обобщающее слово для слов амфибрахий, анапест, ямб, хорей, дактиль.
А) роды литературы.
Б) литературные жанры.
В) стихотворные размеры.
Г) средства художественной выразительности.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой :
А) Сейчас в Покче много хорошо сохранившихся старинных деревянных домов.
Б) Добротные, двухэтажные дома украшены так искусно и обильно, что кажутся настоящими теремными дворцами.
В) Такое многообразие форм, узоров.
Г) Чудом сохранившаяся атмосфера старинного русского села с неспешным сельским укладом.
А) Ни забот ни тоски, ни кручин.
Б) Ни рыба ни мясо.
В) Ни кола ни двора.
Г) Ни то ни се.
16. В каком предложении ставится тире? (знаки не расставлены)
А) Лето не зима.
Б) Из дома была слышна песня там собрались с рукоделием женщины.
В) Ее движения будто легкий весенний ветер.
Г) Сад и аллеи все опустело.
Однородные члены предложения 8 класс
(2 вариант)
А) Если морозно, яровой посеешь поздно.
Б) У наших предков было и такое веселое действо, как свистопляски.
В) За белое имя спасенья, за темное имя любви прощаются все прегрешенья и все преступленья твои.
Г) Ребята пошли в лес, они набрали лукошко ягод.
2. В каком предложении есть однородные определения (знаки не расставлены)
А) На горизонте стали появляться один за другим многочисленные японские корабли.
Б) Измученный счастливый и худой подснежник распрямляется весной.
В) При выполнении тяжелой физической работы периодически прерывайтесь для небольшого отдыха.
Г) Верхний плодородный слой почвы.
3. Укажите предложение, в котором есть однородные сказуемые:
А) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.
Б) Он высмеивал мои недостатки, а я задевал его амбиции.
В) Костер начал разгораться, а потом вспыхнул, красным светом озарив все вокруг.
Г) У меня было желание учиться, у нее – ничего не делать.
4. Укажите предложение с однородными подлежащими:
А) Любовь не кукла жалкая.
Б) Жену называли супругой, хозяйкой, самой.
В) Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин, батько, сам – так назывались женами мужья.
Г) В саду цвели гладиолусы и астры.
5 . Укажите предложение, в котором два ряда однородных членов:
А) А когда погас последний брызг зари, проглянул за точеными, черными соснами небосвод прозрачного, драгоценного и невиданного каменья, чуть зеленоватого.
Б) Прилетавших с юга птиц встречали как предвестников благодатной весны.
В) Люди высказывали друг другу добрые пожелания, дарили друг другу подарки, радовались весне.
Г) Свежей зеленью украшали люди в мае и себя, и свое жилище, и сбруи лошадей.
6. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки не расставлены )
А) Ребенок держал в руках красные синие желтые воздушные шарики.
Б) 4 апреля 1147 года - первое письменное упоминание поселения под названием Москва.
В) У дома росло высокое стройное дерево.
Г) В магазине продаются шелковые шерстяные ткани.
7 . Укажите предложение с однородными обстоятельствами:
А) Новаторство французской кухни состояло в истинной виртуозности и неисчерпаемой изобретательности в применении самых разнообразных приправ.
Б) Ученик отвечал уверенно, последовательно, точно.
В) Солнце свети, всем одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Г) Ее все пугало: страшные кусты, темное, покрытое тучами небо.
8. Какому предложению соответствует характеристика: простое предложение, осложнено однородными дополнениями?
А) На огромном расстоянии город пламенел и сверкал синими и желтыми огнями.
Б) По сугробу волчиха забралась в хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
В) Сорная трава разрослась и закрыла красноватые от ржавчины рельсы.
Г) Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку кресел.
9. Какая из перечисленных синтаксических характеристик является неверной для предложения Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и тысячелистник и зверобой?
А) простое, повествовательное. (2 вариант продолжение)
Б) невосклицательное, распространенное.
В) осложнено однородными подлежащими.
Г) осложнено однородными дополнениями.
10 . Укажите ряд, в котором все союзы могут связывать однородные члены предложения?
А) или, либо, то – то.
Б) пока, хотя, и.
В) едва, если, или.
Г) не то- не то, но, потому что.
11 . Какими однородными членами являются выделенные слова в предложении Местность была красивая , но низкая и болотистая?
А) часть составного именного сказуемого.
Б) однородные определения.
В) подлежащие.
Г) неоднородные определения.
12 Укажите предложения, в котором обобщающее слово отсутствует (знаки отсутствуют )
А) За свой изменчивый характер апрель на Руси получил немало народных прозвищ капризник и обманщик плут и лукавец.
Б) Зеленеет трава деревья на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками что птица сядет и скроется.
В) Акционерное общество выпускает акции двух категорий простые и привилегированные.
Г) На столе было навалено много всякого хлама а именно канцелярские принадлежности лоскуты ткани грязная посуда.
13. Укажите обобщающее слово для следующих слов: эпитет, сравнение, метафора.
А) стихотворные размеры.
Б) средства художественной выразительности.
В) роды литературы.
Г) литературные жанры.
14 . Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
А) Овощи, зелень, грибы всегда хочется заготовить впрок
Б) Черемуха, бузина, горчица, петрушка, растения, воздействующие на насекомых своими летучими веществами.
В) Из окна лилось летнее, яркое солнце.
Г) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.
15. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки не расставлены)
А) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с
Текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.
Б) Несколько ответов на вопросы показали не только его эрудицию но и глубокий ум.
В) Дети старики женщины все смешалось в живом потоке.
Г) Дождь то усиливался то стихал то снова усиливался.
16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Тюльпаны, сирень, нарциссы – все распустилось в саду.
Б) Среди гостей были не только известные художники, но и начинающие.
В) Мы увидели в зарослях лося, и бросились бежать.
Г) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.
Обобщающий тест по русскому языку (8 класс)
Тест В №1
1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказки.
В. Я буду учителем в нашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
2.Укажите предложение, в котором неверно выделено сказуемое.
А. Он был охотник повеселиться.
Б. Погода была хорошая.
В. Он просил приехать нас завтра.
Г. Я не мог с ним встретиться.
3. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
Б. Я стал слабеть здоровьем.
В. Мой брат – студент.
Г. Княжна слыла любительницей музыки.
Д. В коридоре было три двери.
4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Маленькая гостиная была неуютной.
Б. Наше завтра будет прекрасно.
В. Мы с Аликом принялись за работу.
Г. Прямо к станции бежит тройка удалая.
5. Отметьте предложение с составным именным сказуемым.
А. А потом все пошло по – старому.
Б. Я решился предоставить все выгоды Грушницкому.
В. Четыре делится на два без остатка.
Г. Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.
6. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Знание это сила.
Б. Умный смех как прекрасный источник энергии.
В. Эти равнины словно бескрайнее море.
Г. Бедность не порок.
Д. Я всем чужой.
Е. Байкал самое глубокое озеро.
7. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. Мужчины постарше собирались на охоту.
Б. на третий день снегопад прекратился.
В. Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.
Г. Твой путь будет тернист.
8. Найди предложение с обстоятельством времени.
А. Мы очень устали.
Б. Кругом кричали коростели.
В. Вчера я приехал в Тамбов.
Г. Он изменился до неузнаваемости.
9. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья осыпались с них частым печальным дождем. (Расставить знаки, выполнить синтаксический разбор) Выписать с/с с разными способами связи, графический разбор.
Тест В №2
А . Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.
Б . Стихи писать Пушкин начал еще до лицея.
В . Лень хуже болезни.
Г . Люблю бродить в лугу росистой весной.
2 . Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Я с удовольствием прочитал бы эту книгу.
Б. Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.
В. Я человек подневольный.
Г. Люди как реки.
3. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он готов был улыбаться неизвестно чему.
Б. Налетает порывами теплый ветер.
В. Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь.
Г. Трава была по пояс.
4. В каком предложении есть прямое дополнение?
А. За добро добром люди платят.
Б. С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России.
В. Явственно доносился гул орудийной стрельбы.
Г. Давно ушедшее волновало поэта.
5. В каком предложении дополнение выражено прилагательным?.
А. Тяжелая, ядреная роса клонила к земле листья травы.
Б. У каждого человека бывает потребность иногда подумать о вечном.
В. Малыш попросил мать купить ему игрушку.
Г. Утро вечера мудренее.
6. В каком предложении есть согласованное определение?
А. Книгу сказок можно взять в библиотеке.
Б. Сияние небес твоих великолепно.
В. Я люблю есть яйца вкрутую.
Г. У меня есть мечта попутешествовать по стране.
7. Найди предложение с ошибкой в постановке тире.
А. Хорошее дело – уметь удивляться.
Б. Люди – как реки.
В. Пушкин – самое грандиозное явление, связанное с историей лицея.
Г. Работы бояться – счастья не видать.
8. В каком случае правильно определен тип связи в с/с?
А. обвинение в лицемерии (примыкание)
Б. чересчур громко (согласование)
В. Отчаянно бороться (примыкание)
Г под раскрывшимся парашютом (управление)
9 . Спишите предложение, выполните синтаксический разбор, выпишите из данного предложения все с/с, определите тип связи.
На фоне темных елей переплетается тонкое кружево осиновых ветвей.
Тест В №3
А. Мелькает, вьется первый снег, звездами падая на берег.
Б. Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы.
В. Ни один звук не выдал его, ни одна веточка не треснула под его ногами.
Г. Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
2. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. И постепенно огромная теплая радость разливается по всему моему существу.
Б. Ты жива, моя Москва.
В. Он парень не злой.
Г. Хотели бы мы знать тайну Бермудского треугольника.
3. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Книги могут рассказать о далеком прошлом, объяснить настоящее, увлечь в будущее.
Б. Мы стоим на берегу реки и любуемся Кремлём.
В. Перед нами раскрываются глубины истории.
Г. Дни становятся короче и короче.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Некоторое время он старался во всех деталях припомнить свой сон.
Б. Вовсю льет дождь и стучит по крыше.
В. Ночи стали теплыми.
Г. Он ничему не верит и с трудом сдерживается.
5. В каком предложении дополнение выражено существительным?
А. Отец разрешил мне пойти на каток.
Б. Полный ощущения неопределенной опасности, Алексей оглядел лесосеку.
В. Отец некоторое время удивленно смотрел на него.
Г. Застал его дома в расстроенных чувствах.
6. В каком предложении есть несогласованное определение?
А. Солнечный свет несколько раз сменяла прозрачная тень от пробегавших по небу облаков.
Б. Веками навороченные глыбы преграждали дорогу.
В. Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие.
Г. Путь показался пятерым путникам бесконечным.
7. В каком предложении есть обстоятельство причины?
А. Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.
Б. Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.
В. С шумом встретил их народ.
Г. По – видимому, здесь когда – то был мост.
А. Загорелый юноша (согласование)
Б. Отягощенный плодами (примыкание)
В. Увлечение музыкой (управление)
Г Громко разговаривая (примыкание)
9. Спишите предложение, расставьте знаки, выполните синтаксический разбор, выпишите из предложения с/с, укажите их способ связи.
Трое путников с трудом вытаскивая ноги из болотного месива направились к молодому раскидистому дубу.
8 класс
I вариант
Часть 1.
Часть 2 (I вариант)
Впереди что- то смутно чернеет среди бегущего тумана.
8 класс
Контрольная работа по русскому языку за I четверть
II вариант
Часть 1.
Часть 2 (II вариант)
(фразеологизм)
Односоставные предложения. (8 класс)
Вариант №1
А) Кругом сырость.
Б) Что же нам предпринять?
В) Чудесная погода.
Г) Мороз разукрасил окна
2. Среди данных найдите односоставное.
А) Мы очень устали.
Б) Северный холодный ветер.
В) Светит солнце.
Г) Четыре делится на два.
Сутки – это время, за которое земля делает один оборот вокруг своей оси?
А) двусост. + двусост.
Б) назыв. + двусост.
В) безлич. + двусост.
Г) двусост. + опред. –личн.
Нам трудно терпеть, когда мы спешим.
А) двусост. + двусост.
Б) двусост. + безличн.
В) безличн. + двусост.
Г) назыв. + двусост.
5. Укажите определенно – личное предложение.
А) Как красиво вокруг!
Б) Пригласили и меня.
В) В простых словах и без искусства открою тайну вам свою.
Г) Мне это не нравится.
А) Ничего не видно.
Б) Пересаживают аспарагус раз в два – четыре года.
В) Прости меня.
Г) Мы хотели бы посетить театр.
7. Какое предложение не является безличным.
А) Благодарю Вас за заботу.
Б) Приятно пахнет черемухой.
В) Вечерело.
Г) На улице темно.
8. Укажите безличное предложение.
А) Ясная погода.
Б) Ночью сильно приморозило.
В) Впервые ей подарили цветы.
Г) Заставляй себя работать.
9. Укажите назывное предложение.
А) Чего нам ожидать?
Б) Помогите, люди добрые!
В) Ночь.
Г) Я скоро приеду.
10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Сомнения появились у меня, и у него.
Б) Сегодня потеплело и пошел дождь.
В) В доме ждут гостей и накрыт стол.
Г) Зазвонил телефон, и я подошел к аппарату.
Не пришло ни одного человека .
А) определенно – личное.
Б) неопределенно – личное.
В) безличное.
Г) назывное.
12. Определите тип предложения. Из – за морозов прогулки не было.
А) определ. – личн.
Б) неопредел. – личн.
В) безличн.
Г) назывн.
13. Укажите верную характеристику предложения . В поселке строят новую школу
А) безличное.
Б) неопредел. – личн.
В) определен. – личн.
Г) назывное.
15. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повест., невоскл., односост., безличн. предлож?
А) Во дворе лепят снеговика.
Б) Что – то мне нездоровится.
В) На краю поля лес.
Г) Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.
16. Укажите предложение, в состав которого входит безличное предложение.
А) Он приехал туда, где провел свое детство.
Б) Вечерело, с полей повеяло теплой сыростью.
В) Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.
Г) Вдохновение – это состояние душевного подъема и в то же время строгое рабочее состояние.
17. Укажите односоставное предложение.
А) Тучи и ветер.
Б) Мы ступаем по пыльной дороге.
В) Я одержал блестящую победу.
Г) Что за прелесть эти сказки!
Односоставные предложения (8 класс)
(вариант №2)
А) Наши приехали!.
Б) Кто против нас?
В) Ну, как живешь?
Г) Задание было огромно.
2. Среди данных предложений найдите односоставное.
А) Попить бы чаю!.
Б) Он настоящий мастер своего дела.
В) Лето - прекрасная пора.
Г) Продолжают желтеть деревья.
3. Какая схема соответствует предложению. Стемнело, поэтому зажгли лампу.
А) безличн. + определ. – личн.
Б) безличн.+ неопредел. – личн.
В) неопредел. – личн. + безличн.
Г) неопредел.- личн. + неопредел.- личн.
4. Какая схема соответствует предложению. Ученые одной из крупнейших косметических компаний Японии доказали, что различные запахи оказывают непосредственное влияние на самого человека .
А) двусост.+ опред. – личн.
Б) двусост.+ неопред.- личн.
В) двусост. + безличн.
Г) двусост. + двусост.
5. Укажите определенно – личное предложение.
А) не учи меня жизни.
Б) Метет метелица.
В) Не случайно березу называют песенным деревом.
Г) Бурной жизнью утомленный, равнодушно бури жду.
6. Укажите неопределенно – личное предложение.
А) Нам всегда не хватает времени.
Б) Снег и ветер.
В) Сообщили последние новости.
Г) Вот и смеркалось.
7. Укажите безличное предложение.
А) Нигде нет дороги.
Б) Выберите интересную книгу.
В) Придумайте что – нибудь интересное.
Г) Все повеселели.
8. Укажите назывное предложение.
А) Приезжайте к нам погостить.
Б) Густо – кобальтовая синь неба.
В) Умываюсь и делаю зарядку.
Г) Пришла весна!
9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
Б) Сегодня холодно и ему уезжать.
В) Работали дружно и допоздна.
Г) Нужно будет поторопиться и выполнить работу в срок.
10. Определите тип односоставного предложения. Читайте больше!
А) определ. – личн.
Б) неопред. – личн.
В) безличн.
Г) обобщенно – личн.
11. Определите тип предложения. Приходи ко мне в гости.
А) определ. – личн.
Б) неопредел. – личн.
В) безличн.
Г) обобщенно – личн.
12. Укажите безличное предложение.
А) Светает.
Б) Берегите друг друга
В) Цыплят по осени считают.
Г) Слезами горю не поможешь.
13. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повест., невоскл., односост., безличное предл.?
А) По серебристой росе вышли на луг и стар и млад.
Б) В боку колет.
В) Идем по мягкой пыльной дороге.
Г) Тучи и ветер.
14. Укажите номер предложения, в состав которого входит безличное предложение.
А) Если вас пригласили, приходите строго в установленное время.
Б) Потом ветер стих, стало тепло.
В) Когда увидишь Валентину Петровну – поговори с ней.
Г) Он враг – я друг.
15. Укажите номер односоставного предложения.
А) На краю поля – лес.
Б) До обеда было пасмурно.
В) В полях тишь.
Г) Я еду в город.
Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных 7 класс
Купле..ые (тетради), броше…ый (дом), выкраше…ый (забор), жаре…ый (картофель), кова…ая (лошадь), маринова…фе (огурцы), вяза…ая (кофта), тка…ая (скатерть), решё…ая (задача), выкупле…ые (билеты),немороже…ая (рыба) , загримирова…ая (актриса), нежда…ый (гость), жела…ый (подарок), смышле…ый (малыш).
Заплетё…ая (коса), неглаже…ое (бельё), плетё…ая из лозы (корзина), решё…ая мною (задача), балова…ый (ребёнок), квалифицирова…ый (рабочий),мороже…ая на зиму (рыба), почище…ые (ботинки), золочё…ые (часы), ране…ый в бою (солдат), организова…ый (матч), чита…ый (роман), назва…ый (брат),подкова…ая (лошадь), неслыха…ый (поступок).
Испуга…ый (воробей), асфальтирова…ая (дорога), броше…ые (игрушки), избалова…ый (ребёнок), импровизирова…ый (концерт), ране…ый (солдат), кваше…ая (капуста), стёга…ая (куртка), мочё…ая (клюква), копчё…ая (колбаса), кова…ый (сундук),невида…ый (поступок), заточе…ый (карандаш), выглаже…ое (бельё), немоще…ая (площадь).
Тесты по литературе 6 класс по учебнику «Год после детства»
Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
Г) 1.
2) Кто вынес мешки из дома Солохи?
А) чёрт;
Б) кузнец Вакула;
В) дьяк;
Г) они остались в доме.
3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
А) валенки, как у Солохи;
Б) черевички, как у царицы;
В) сапоги, как у козака Чуба;
Г) платье, как у царицы.
4) Что сделал Вакула с горя?
А) утопился;
Б) повесился;
В) отравился;
Г) он решил, что не всё ещё потеряно.
5) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами;
Б) со слугами;
В) с запорожцами;
Г) один.
6) Чем окончилось произведение?
А) Вакуле не дали черевичек;
Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: «… я и без черевичков»;
В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: «Спасибо, но замуж не выйду!»;
Г) Вакула побоялся просить.
7) В каком жанре написано произведение?
А) фантастика;
Б) мистика;
В) триллер;
Г) сказка.
8) Чей это портрет?
Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной... женщине.
9) Впиши недостающее слово:
Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто______________, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
10) Чей это портрет?
...имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков...
11) Чей это портрет?
Трудно сказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-т0 издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так сешалось и так было неизобразимо хорошо...
12) Чей это портрет?
Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать.
Ключ к тесту: 1) А; 2) Б; 3) Б; 4) Г; 5) В; 6) Б; 7) Б; 8) царица; 9)черт; 10) Солоха; 11) Оксана; 12) Гетьман.
А.П.Чехов «Страшная ночь»
1) Как звали главного героя в рассказе?
А) Иван Петрович Панихидин;
Б) Василий Петрович Трупов;
В) Дмитрий Сергеевич Петухов;
Г) дядя Шура.
А) труп;
Б) гробовщика;
В) гроб;
Г) привидение.
3) Почему Погостов бежал по лестнице бледный и испуганный?
А) он увидел мертвеца;
Б) из его рукава выползла змея;
В) в ванной сидело привидение;
Г) в его квартире был гроб.
4) Что же оказалось на самом деле?
А) их друг, гробовщик, пошутил, воплотившись привидением;
Б) их друг, гробовщик, разослал всем по гробу, так как его имущество описывали;
В) то, что предсказали на спиритическом сеансе, стало сбываться;
Г) всё это им почудилось.
Ключ к тесту: 1) А; 2) В; 3) Г; 4) Б.
В. Жуковский «Светлана»
А) Владимир;
Б) Василий;
В) Валентин;
Г) Виктор.
А) «белоснежный голубок»;
Б) «Кто?.. Жених Светланы»;
В) «ангел-утешитель»;
Г) Её никто не спасал. Она проснулась.
Осень листья сжигает на желтом огне.
5. На маленьком балконе стояли мешки с игрушками.
7. Ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.
8.Раскрылось небо голубое, меж облаков в апрельский день.
9.Ветерок тепло приносит в наш весёлый городок.
10. Угрюмо бор гудит. 11. Рыжими иголками устлан косогор.
12. Белый туман окутал землю.
13. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
14. Ласково мерцали звёзды в вышине.
16. Колокольчик однозвучный утомительно гремит.
17.Сладко пахнет ёлками жаркий летний бор.
18. Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную по
19. Последние птицы спрятались под крышей.
20. Тёмная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.
25. Упал на мёрзлую землю последний золочёный лист.
26. Разогнали утренние заморозки бабочек и насекомых.
27. Молодой, стройный клён раскинул свои ветки.
28. Лунная машина поворачивает направо и идет дальше.
29. Голубое небо всё затянуло тучками.
30. Яростный ураган приближался к городу.
ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
Авель стерег стада,
Каин был земледелец.
Из Книги Бытия
Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны: кочевники едут на зимнее стойбище.
Ветер, наш третий неизменный товарищ, отбегает за гору и встречает нас на той стороне: катит перекати-поле, черное, круглое, жутко одинокое. Белые юрты движутся с летних пастбищ на осенние, с осенних к черным землянкам, похожим на степные могилы,- зимним стойбищам.
Теперь, осенью, кажется, будто в степи два игрока забавляются игрой в черные и белые кости и игрок с белыми все проигрывает и проигрывает. Настанет время: во всей степи не будет белых юрт, а только могилы и зимовки. Мало, совсем мало осталось здесь стариков, которые, помня счастливый золотой век, остаются зимовать в юртах. «Не хотим,- говорят они,- живые лезть в могилу».
Мы едем будто в стране Авраама: на тысячи верст тут живут одни пастухи. Мы у источника красивых и горьких иллюзий.
Вот бронзовый пастух, весь в лохмотьях, едет шагом верхом на лошади и напевает. А бараны под песню пощипывают на ходу низкую, желтую, сухую траву.
Жирейте, мои бараны, и потягивайтесь,- поет пастух.
Мы жиреем и потягиваемся,- отвечают бараны.
Пеняйте на себя, если не разжиреете,- напевает пастух.
Будем пенять на себя,- отвечают бараны, конечно, голосом того же пастуха.
Позвякивают струны домбры. Тихо ступает лошадь под песню о добром пастухе и счастливых баранах. Кто за кем идет: пастух за баранами или бараны за пастухом,- не понять.
Где аул Джонжи? - спрашиваем мы пастуха.
На осеннем пастбище,- отвечает он и указывает своим бронзовым подбородком.- Там, за сопкой Маира.
Это не близко. Киргиз указывает подбородком в такую даль, что сарт, по степной поговорке, может ехать два дня.
Чу! - подгоняем мы лошадей на гору. Взбираемся вверх, спускаемся вниз в долину, опять в гору, опять в долину, а сопка Маира все далеко.
Степные горы похожи на волны, и совсем будто море, но только ветер напрасно свистит - волны не катятся. Перекати-поле взлетает вверх и снова летит вниз. Начинается буран.
С горы нам видно, как на той стороне широкой долины пылит верблюд, а за ним несется пыль, будто огромный желтый кометный хвост. Нам не миновать его, заранее закрываемся халатами и гоним лошадей. Душит. Спешим скорее обогнать верблюда.
Кто едет? - спрашиваем седока.
Едет сарт с шерстью. Он нездешний и не знает аулов. А впереди новый кометный хвост, и опять мы обгоняем и спрашиваем:
Где аул?
Далеко,- отвечают,- на осеннем пастбище. Мамырхан перекочевал, Ауспан перекочевал, нет близко аулов, зимовок и даже могил.
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи, как темные волосы; вечерело; впереди горела степь, будто сотни волков, сверкая глазами, шли в одну линию нам навстречу.
Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. Кто-то жил внутри этого хаоса, прислонив к горе землянку. Перед входом лежали бык и верблюд. Внутри этой кротовины на земляном полу, возле пылающих шариков конского навоза, сидели мужчины и женщины, такие старые, будто они тут были со времени изгнания из рая первых людей. Наш случайный спутник, еврей-скототорговец, увидев их, стал молиться и восхвалять бога.
Все правда в Талмуде,- бормотал старик,- и нет ни одного слова неверного: и степь, и горы, и огонек, и люди, как Адам и Ева.
Первые люди поставили перед нами чашку с зернами жаренной на сале пшеницы.
Земледельцы!
Джетаки,- сказали спутники,- лежат, не кочуют.
И стали под свист бурана рассказывать, как в степи разрывается обычный круг кочевого года и по ту сторону общей жизни остаются эти первые земледельцы, джетаки...
Все как в Талмуде,- повторил еврей.
В степи поэт начинает весну. В темной кротовине, сидя на корточках у костра, он поет, что слышит движение творческих сил в земле. Тают ледяные сосульки на окне, и свет проникает в землянку. Видны месяц, звезды и все светила небесные. И так исполняется библейское: «Да будет свет!»
Шумят весенние потоки: суша и вода отделяются. Птицы летят, неустанно разговаривая: стрепет звенит крылом, копчик и пустельга дрожат в воздухе. Суслики поют у нор. Каждая сопочка зеленая стоит. В землянке после поэта будто бы первая видит весну мышь. Она взбирается на горб верблюда и пищит, что видит весну.
И выходит человек, и видит, как при входе в рай, что все хорошо. Говорят, будто тут ему богомолка с ветки зеленой спаржи мохнатой лапкой указывает путь на летнее пастбище.
Караван идет окруженный животными. Впереди на лучшем аргамаке едет самая красивая девушка аула в алой одежде, в шапочке, отороченной соболем и украшенной совиными перьями. На стоянке она вдруг стегает своего коня и мчится вся в красном по красным цветам, как огненный пал по суходолу. Джигиты хотят догнать ее и коснуться рукой ее груди. Но девушка извивается, как ящерица, хлещет джигитов нагайкой прямо в лицо и скачет дальше, на край степи.
Кровь бежит по лицам. Нелегко догнать красавицу Только один, самый ловкий, достигает своего, и девушка едет с ним покорная, как после ночи бессильная луна. Тогда даже подвижник пустыни верблюд сходит с ума. И вереницей тянутся в святые горы бесплодные женщины ночевать там и просить бога послать им этой весной деток. Великий Худай всем посылает, и все радуются и множатся. Проходит весна, лето, и опять от аула к аулу, от зимовки к зимовке, от могилы к могиле катится, как черный грех, перекати-поле.
Знает великий Худай свои дела,- говорят старики земледельцы, потерявшие пастбище.
И рассказывают эти старики о страшном годе Зайца, когда они лишились скота, и не могли уж больше весной выехать на летнее пастбище, и остались в своей зимовке на вечные времена в поте лица обрабатывать землю.
В год Зайца великий Худай послал джут: степь заледенела, скот, добывая из-подо льда траву, резал ноги, худел без пищи и падал. Буран подхватывал животных и гнал, как перекати-поле, из края в край. После бури при солнечном свете из трещин гор выходили волки, слетались вороны, стервятники и сороки. Вся степь была покрыта трупами. Был вой, и карканье, и стрекотанье, и последний ужасный рев.
Великий Худай не совсем погубил бедных людей, приютивших нас во время бурана, оставил им одного быка и верблюда, чтобы в поте лица обрабатывать землю и сеять «бидой» (пшеницу).
Так рассказывали нам в землянке под свист бурана люди, знающие степь, и старики, испытавшие на себе год Зайца.
Как в Талмуде,- повторял еврей,- там нет ни одного слова неверного.
Пищали мыши, жевал бык, сопел верблюд,- все живое, что осталось с этими людьми по изгнании их из рая.
И трудно было представить рай нам, утомленным дорогой, изгнанным очень давно, никогда и не видавшим летнего пастбища кочевников. И нельзя было представить себе землю, где можно бы быть просто счастливым и не вспомнить: «В вас самих царство божие», а не в земле.
Но эти люди были уверены, что вот за сопкой Маира, куда мы чуть-чуть не доехали, где совсем недавно они кочевали, и находилась земля обетованная.
Арка,- говорили наши Адам и Ева,- тут хребет земли, это и есть та земля.
Да почему же она Арка, почему Аркадия? - спрашивали мы.
Баранина жирная, кумыс пьяный, хлеба не сеют и не едят,- ответили первые земледельцы.
Утром после бурана степь еще позеленела. Позднею осенью степь-пустыня оживает на короткое время. Раздвигались на небе хмурые морщины. Солнце всходило. Ложились на небе золотые борозды.
У озера кто-то размахивал белым. Мы подумали: «Это охотник втравливает белого кречета». Стали дожидаться полета птицы. Но охотник все махал, а кречет не летел. Старик джетак рассказал нам про охотника: это - его помешанный зять; раньше у него были несметные стада гнедых лошадей, но в год Зайца великий Худай отнял у него все и указал ему жить в землянке и обрабатывать землю. Гордый человек сказал на это: «Не хочу жить живой в могиле»,- и поселился в трещине горы. За это великий Худай лишил его рассудка: раньше он был первый охотник с белыми соколами и кречетами, а теперь, когда видит уток на озере, выходит из трещины и машет белой шапкой, как кречетом.
Ой, Алла! - вздохнул старый Адам.
И ему ответила Ева совершенно так же:
Ой, Алла!
Мы хотели с ними проститься, но они пожелали проводить нас на пастбище, показать нам счастливую страну за сопкой Маира. Стали укладываться и собираться, как весной на кочевку. На горизонте везде, как бисерные нити, тянулись журавлиные стаи. Над нами старые журавли учили молодых строиться в треугольники и уводили полк за полком в теплые края. И мы тоже, как журавли, осенью собирались ехать куда-то на пастбище.
Чок, чок! - крикнула женщина на верблюда.
Он нехотя и с криком подогнул колени. Женщина села верхом и, держась за худой горб, крикнула:
Верблюд поднял женщину высоко над землянкой.
Старик сел на быка.
Наши лошади трусили скорее верблюда, а бык от всех отставал.
Чу, чу! - хлестал старик быка, тоже трусил и, нагоняя нас, говорил свою степную пословицу:
Если товарищ твой кривой, старайся поджимать глаз, чтобы быть с ним под пару.
Приложения и их обособление
I. 1. Если одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное являются именами нарицательными, то между ними пишется дефис , например: 1) Вьётся улица-змея . (Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за руля кланяется деду. (Твард.) Дефис пишется и в том случае, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например: 1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страданья. (Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут до пожара. (П.) Но: 1) Река Волга впадает в Каспийское море; 2) Кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда. (П.)
Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существительное является общепринятым обращением (товарищ, гражданин и т. п.), например: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженному однокоренным качественным прилагательным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей . (Л. Т.)
2. Несогласованные приложения (названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий и т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Смена», смотреть балет «Лебединое озеро», работать на заводе «Салют».
II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:
а) одиночные и распространённые приложения, относящиеся к личному местоимению, например: 1) На митингах мы, газетчики , узнавали много новостей. (Пауст.); 2) Так, житель мира равнодушный , на лоне праздной тишины я славил лирою послушной преданья тёмной старины. (П.);
б) распространённые приложения, относящиеся к определяемому слову - существительному нарицательному, например: 1) Орлы, спутники войск , поднялись над горою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.); 3) Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман. (Ес.);
в) распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого существительного - имени собственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист . (Горб.)
Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их постоянный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Агафъя-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).
2. Распространённое приложение, стоящее перед именем собственным, обособляется тогда, когда имеет дополнительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал. (П.)
3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определяет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Л.); 2) Тополев - высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами - за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необходимо установить грань между приложениями и определяемым словом: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение необходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квартире , сестру Нину с двумя подругами.
4. Обособляются приложения, присоединяемые союзами то есть, или (в значении то есть), словами даже, например, в особенности, по прозванию, по имени, в том числе и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик , широкий вверху и узенький внизу. (Акс.); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор , на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока . (Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Некоторые имеют выделительный характер (см. пример 2).
Примечание. В качестве уточняющего приложения может выступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, например: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв , служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши , волосы были всклоченные. (Т.)
5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделяются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник , Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (П.)
421. Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.
I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Василиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых наследника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек замечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)
II. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Жена Николая Николаевича француженка не меньше его отличалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники моих охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.) 6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»... Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.) 7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Катенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелёном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)
422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.
I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё внимание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Николаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями. 6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.
(Из произведений С. Аксакова)
II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на короткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст). 4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.) 5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лазарета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.) 7) Одно время к сёстрам ходил очень милый человек капитан Рощин откомандированный в Москву для приёма снаряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый сильный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедиционного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Николаев помощник по хозяйственной и организационной части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист. 12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)
Обособление дополнений
Дополнения, состоящие из существительных с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо , обычно обособляются: 1) Кто, кроме охотника , испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами , захватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении , увидел совершенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предметов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).
Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за : Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища (за неожиданно заболевшего товарища).
423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.
1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих огней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кругом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.) 6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.) 7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается. 11) Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)