Главная » 1 Описание » Современные социологические теории 21 века. Тенденция развития российской социологии

Современные социологические теории 21 века. Тенденция развития российской социологии

Российская социология в XX - начале XXI столетия

После Октябрьской революции отечественная социология проделала сложный, извилистый путь развития, который условно можно разделить на три этапа:

  • 1) 1917 г. - 1930-е гг.;
  • 2) вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х гг.;
  • 3) со второй половины 1980-х гг. до настоящего времени.

Первый этап (1917 г. - 1930-е гг.). В его начале отмечается достаточно успешное развитие социологической науки. В то время свобода печати не была ограничена, широкое распространение получила деятельность частных издательств. На страницах изданий излагались различные подходы к исследованию общества и его структур. Наряду с марксистскими работами выходили в свет произведения позитивистов и неокантианцев. Появились труды таких известных социологов, как II. А. Сорокин, В. М. Бехтерев, К. М. Тахтарев, Н. И. Кареев, В. М. Хвостов, И. П. Разумовский и др.

В первые годы Советской власти произошел процесс институционализации социологии, т.е. осуществилось создание таких структур, которые явились центрами притяжения учеиых-социологов. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1919 г. открыт Социобиблиографический институт; введена научная степень по социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (председатель Н. И. Кареев). В 1920 г. в Петроградском университете был образован факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П. А. Сорокин. По инициативе В. И. Ленина были открыты Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Социалистическая академия общественных наук, Институт красной профессуры, благодаря которым разрабатывались вопросы марксистской социологии, издавались большими тиражами произведения классиков марксизма. В то время выходили такие журналы, как «Большевик», «Вестник Социалистической академии», «Под знаменем марксизма», где активно публиковались работы философов и социологов. Кроме того, институционализация социологии проходила (правда, непродолжительное время) через ее преподавание, причем не только в вузах, но и в средних школах. Интерес к изучению общества и человека стимулировал возникновение социологических обществ и кружков, руководимых авторитетными учеными.

Круг проблем, которые исследовали российские социологи в 1920-е гг., был широк. Разрабатывались методика эмпирических исследований, вопросы взаимодействия классов, сущности идеологии, социальные проблемы города и села, культуры, семьи и многие другие. Для наиболее всестороннего и углубленного изучения проблемы организации труда и управления производством был создан Центральный институт труда, специализировавшийся в области индустриальной социологии, который возглавлял А. К. Гастев. Социальные исследования в сфере экономики проводились профессором С. Г. Струмилиным. Большое внимание уделялось изучению образа жизни рабочего класса. Было проведено немало эмпирических исследований в крупных индустриальных центрах. Некоторые исследования носили закрытый характер (они не оглашались, их результаты имели гриф секретности либо «для служебного пользования»). Темы таких исследований были связаны с армией, с настроением кулачества, политическими настроениями крестьян, слухами о войне и т.п. Следует заметить, что практика исследований, носящих закрытый характер, была распространена вплоть до распада СССР.

По ряду проблем проводились научные дискуссии. Например, полемику вызвал вопрос о социологическом понимании права. В споре о сущности и природе правового регулирования столкнулись взгляды марксистов и немарк- систов. Постепенно марксистская линия в социологии усиливалась. Этому активно способствовало руководство государства, которое добивалось контроля над преподаванием общественных наук в вузах, вело линию на постепенное отстранение «буржуазной профессуры» от чтения лекций и научной деятельности. В 1922 г. многие ученые были высланы из страны. Известный историк отечественной социологии Н. И. Кареев отмечал, что немарксистская социология пришла в упадок, а из прежних социологов «кто умер, кто эмигрировал, кто перестал писать или не мог ничего издать...» 1

В кругу социологов-марксистов продолжительное время шла дискуссия о месте исторического материализма в системе марксизма. Причиной спора стала книга Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма» (1922). Одни исследователи считали, что социология (а к подлинно научной социологии приравнивался только исторический материализм) приобретает независимость от философии и является частной общественной наукой. Другие воспринимали такой подход как ревизионистский и не отвечающий истине, поскольку, на их взгляд, марксистская социология имеет философскую функцию и не может обойтись без научного аппарата философии (методов, категорий, языка и т.и.).

В 1930-е гг. дискуссии по вопросам социологии перешли в политическую плоскость. Отступление от заданной линии стало рассматриваться как уступка классовому врагу. Распространилась практика навешивания политических ярлыков, огульных обвинений инакомыслящих. В такой обстановке исследовательская деятельность ограничивалась лишь теоретическим оформлением политических решений. Начиная с 1936 г., когда была опубликована работа И. В. Сталина «Краткий курс ВКП(б)», разработка проблем социологии стала еще менее возможной, поскольку необходимо было руководствоваться только методологией названного труда вождя. Мало того, в конце 1930-х гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и

Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 289.

«упразднена». Исследователи вынуждены были ограничиваться комментированием работ И. В. Сталина.

Принято считать, что в 1930-е гг. развитие отечественной социологии приостановилось и вплоть до конца 1950-х гг. СССР являлся своего рода «социологической пустыней». Действительно, в условиях сталинского режима объективный социологический анализ был по-настоящему опасен для авторов, поэтому неудивительно, что в те времена процветали догматизм и комментаторство. Однако отдельные попытки исследования общества, зачастую идеологизированные, все-таки предпринимались. Так, изучались вопросы войны и армии, советской интеллигенции, социальных различий между городом и деревней, национальный вопрос, в плане критики исследовалась идеология фашизма.

Второй этап (вторая половина 1950 - первая половина 1980-х гг.). Возрождение социологической науки относят к 1960-м гг., однако уже во второй половине 1950-х гг. после развенчания культа личности Сталина наметились первые шаги по ее восстановлению. В частности, стали проводиться эмпирические исследования в таких научных центрах, как Москва, Ленинград, Свердловск, Новосибирск и др. Налаживались контакты с зарубежными социологами, о чем свидетельствует участие советской делегации ученых в III Всемирном социологическом конгрессе в Амстердаме (1956). В 1958 г. по инициативе ЮНЕСКО в Москве состоялась Международная конференция социологов, в которой принимали участие видные ученые из Западной и Восточной Европы. После длительного перерыва в стране возобновились публикации трудов зарубежных теоретиков (вышла работа американского социолога Ч. С. Миллса «Властвующая элита»). В 1958 г. согласно решению Секретариата ЦК КПСС была создана Советская социологическая ассоциация - добровольная общественная научная организация, призванная содействовать развитию социологии. Просуществовав до распада СССР, Ассоциация способствовала координации деятельности ученых-социологов всех республик и регионов Советского Союза.

В 1960-е гг. в нашей стране начался социологический бум, что явилось следствием всеобщего социального оптимизма тех лет и веры в неограниченные возможности научного знания. Благодаря подвижнической деятельности талантливых ученых, названных впоследствии «шестидесятниками», набирали силу научные социологические центры и школы. Наибольшее развитие получили ленинградская (А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. А. Ядов), московская (Ю. А. Левада, Г. В. Осипов), уральская (Л. Н. Коган, Г. А. Пруденский, М. Н. Руткевич) и новосибирская школы (Т. И. Заславская, В. Н. Шубкин). Высокий научный потенциал имели социологические центры в ряде союзных республик.

Наиболее продуктивно в 1960-е гг. проводились эмпирические исследования. Это было связано с целым рядом причин, одной из которых являлось широкое использование партийными и советскими органами данных, полученных социологами в ходе полевых обследований. Руководство интересовали не абстрактно-теоретические изыскания, а результаты изучения конкретных социальных проблем, поэтому эмпирические исследования в этот период называли конкретными социологическими исследованиями. Их тематика была разнообразной: труд и образ жизни рабочих, крестьян, интеллигенции; формирование личности; социальные проблемы семьи; развитие культуры; эффективность деятельности средств массовой коммуникации и многое другое. Популярными в то время были темы исследований, связанные с вопросами научно-технической революции . Так, уральские социологи исследовали культурно-технический уровень рабочего класса, социальные перемещения и жизненные планы молодежи. В основе подобных работ лежали фактические данные, но работы выходили за рамки эмпирических исследований, так как содержали глубокие теоретические обобщения.

Успех эмпирической социологии в стране был впечатляющим. Следует отметить, что в 1950-е гг. деятельность социологов начиналась почти с нуля, заново разрабатывались методика и техника исследований. В 1968 г. открылся Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) Академии наук СССР (руководитель - академик А. М. Румянцев). Усилиями его сотрудников разрабатывались методология, методика и техника социологических исследований; изучались проблемы трудовых коллективов, общественного мнения, социальных институтов, социального планирования и т.п. Одной из основных задач института была подготовка аналитических документов для ЦК КПСС, других партийных органов. Данное обстоятельство облегчало работу социологов в организации полевого этапа исследований, поиске респондентов, оплате интервьюеров и т.д. Однако наука не может развиваться в тех рамках, которые ей предписаны кем-то «сверху». Ряд социологов проявили недопустимое по тем временам свободомыслие, которое, возможно, не имело бы столь серьезных последствий, если бы не ужесточение идеологического режима в стране после событий в Чехословакии в 1968 г. Поводом для партийного наступления явились лекции но социологии сотрудника института, руководителя одного из исследовательских проектов К). Л. Левады (1930-2003). В лекциях, прочитанных им на факультете журналистики МГУ, а затем опубликованных в печати, содержалась нестандартная трактовка предмета социологической науки, к тому же изложение западных концепций не сопровождалось обязательной тогда критикой. В русло партийных постановлений не вписывалась также тема работ И. В. Бестужева-Лады (р. 1927) по социальному прогнозированию. В 1972 г. ИКСИ был преобразован в Институт социологических исследований (ИСИ) АН СССР, изменилась стратегия и тематика его работ. Многие талантливые ученые уволились.

1970-е - первая половина 1980-х гг. были для социологии не столь благоприятны как предыдущее десятилетие. Атмосфера застоя сказалась и на научных исследованиях. Известный социолог В. Э. Шляпентох, впоследствии эмигрировавший в Польшу, назвал этот период «веком серости». Руководство страны рассматривало социологию как отрасль знания, призванную находить фактический материал для демонстрации успехов коммунистического строительства, многие академические философы отводили ей роль поставщика данных для дополнительной аргументации правоты теории исторического материализма. В подобной ситуации большую значимость приобрела концепция трехуровневой структуры социологического знания. В качестве уровней выделялись социально-философская общая теория (исторический материализм), частные социологические теории и эмпирический базис. Концепция в определенной мере примирила философов и социологов, открыла простор для нового видения роли социологических исследований.

В годы застоя социология продолжала развиваться. На многих предприятиях и в учреждениях открывались и функционировали социологические лаборатории. Правда, занимались они главным образом составлением планов социального развития организации, изучали социальные проблемы на местном уровне. Сеть социологических служб предприятий и учреждений просуществовала до начала 1990-х гг. С 1974 г. стал выходить в свет общесоюзный журнал «Социологические исследования», сыгравший большую роль в обмене информацией и развитии частносоциологических теорий. В 1970-е - начале 1980-х гг. социологи значительно продвинулись в исследовании ценностных ориентаций личности, развивались такие направления, как социология села, математическая и экономическая социология, социология культуры.

Некоторые исследования были нестандартны по методике и тематике. Так, ленинградский социолог А. II. Алексеев вел включенное наблюдение на заводе, специально устроившись работать там слесарем-расточником. Уральские социологи исследовали образ жизни советского учительства и вскрыли драматическую судьбу людей данной профессиональной группы, особенно ее женской части. Продолжали публиковаться, хотя и в ограниченном количестве, труды современных зарубежных социологов. Читая их, отечественные ученые знакомились с новыми направлениями социологического знания, подспудно осваивая и используя немарксистскую методологию научного анализа (например, методы, применяемые структурным функционализмом).

Третий этап (со второй половины 1980-х гг.). Новый этап в развитии отечественной социологии берет начало в 1988 г., когда вышло постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества». Благодаря перестройке и взятому страной курсу на демократизацию общества социология обрела новый импульс развития. Постановлением были сняты идеологические ограничения на проведение исследований и развитие социологического знания. За социологией официально признали статус самостоятельной науки. Изменения в положении социологии коснулись в первую очередь ее дальнейшей институционализации, которая на рубеже 1980-1990-х гг. протекала достаточно бурно. Прошла реорганизация Института социальных исследований, который стал называться Институтом социологии (ИС) ЛН СССР (ныне ИС РЛН), был открыт Всесоюзный центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ). В ряде вузов начали действовать социологические факультеты и отделения. С 1991 г. социология стала преподаваться во всех учебных заведениях в качестве обязательной учебной дисциплины. Появились новые журналы и периодические издания по социологии. В 1993 г. на базе Советской социологической ассоциации было учреждено Российское общество социологов (РОС); воссоздано Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1993).

Количество публикаций по социологии с начала 1990-х гг. неуклонно возрастало. Вышли в свет серии «Социологическое наследие», «История социологии в памятниках», «Российская социология», «Академический проект» и др. Множество книг, необходимых социологам, сегодня издается Институтом социологии РАН и отпочковавшимся от него Институтом социально-политических исследований (ИС11И) РАН. Разнообразнее становится учебная литература: если в начале 1990-х гг. ощущался дефицит учебников по социологии, то ныне читателю предлагается их огромный выбор. Однако вследствие скудного финансирования науки число социологических исследований сократилось. В благоприятном положении оказались лишь направления, связанные с предвыборными мероприятиями, маркетинговыми обследованиями.

Известно, что будущее науки формируется на фундаментальном общетеоретическом уровне, поэтому немаловажное значение имеет вопрос современного состояния российской теоретической социологии и то, какой вектор дальнейшего развития для нее более вероятен. В настоящее время, помимо марксистского направления, остающегося достаточно влиятельным, утверждаются функционализм, существовавший в советское время в неявной форме, феноменологическая социология, культурологический подход к анализу общества и глобалистские теории. Очевидно, что в ближайшее время будет происходить соревнование различных подходов в объяснении социальных процессов, прежде всего касающихся России. Оно приведет не к вытеснению одних направлений другими, а скорее всего, послужит взаимному обогащению теоретического и методологического багажа. Возможен также синтез некоторых направлений. Например, уже сегодня имеются попытки объединить подходы, изучающие социальные институты, с направлением, исследующим активность личности .

Пополнение отечественной социологии новым содержанием происходит через углубление междисциплинарных связей, благодаря чему заметно продвинулись такие отрасли, как социология права, экономическая социология, социология политики. Российские социологи не замыкаются в национальных рамках деятельности, а, наоборот, стремятся быть в тесном союзе с зарубежными коллегами, что, несомненно, обогащает науку новыми идеями и передовыми методами изучения социальных процессов. Следует отметить также участие представителей социологической науки в публичных дискуссиях по разнообразным проблемам общества, в ходе которых ученые стараются предупредить общественность о социальных последствиях протекающих или только намечающихся тенденциях регионального, а также глобального развития.

В последнее десятилетие в развитии российской социологии можно выделить некоторые новые тенденции.

  • 1. Преодолевается отставание от динамики движения мировой социологии. Отечественная социология постепенно освобождается от прямых заимствований западных теорий. Все больше приходит осознание, что продуктивнее научные разработки, учитывающие специфику российского общества.
  • 2. Происходит сокращение сферы деятельности социологов. Например, снижается роль таких социальных функций социологии, как социальное проектирование, воздействие на общественное сознание путем пропаганды научного знания. Снижается авторитет социологии в обществе вследствие сервильного отношения к власти и бизнесу части ученых-социологов.
  • 3. Нельзя не отметить две полярно направленных тенденции движения российской социологии. С одной стороны, имеют место антимарксистские методологические установки, в которых без серьезных оснований вымывается позитивный опыт предшественников. С другой стороны, набирает силу линия, согласно которой социология рассматривается как наука, ориентирующаяся на ценности и принципы социальной справедливости и социального равенства.

В целом прослеживается поступательное развитие отечественной социологии, которая, без сомнения, будет играть важную роль в сложном и противоречивом XXI столетии, объявленном ЮНЕСКО веком социальных паук.

  • Научно-техническая революция в 1960-е гг. привлекала к себестолько же внимания, как компьютеризация в наши дни. В те же годыстолкнулись взгляды так называемых физиков и лириков.
  • Подробнее об этом см.: Ядов В. Л. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3, 4.

За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследований (региональная социология, социальная структура и социология социальных групп, социальная демография, социальная эколо­гия, социология города, политическая социология, экономическая социология, социо­логия культуры, социология национальной безопасности, этносоциология, социология девиантного поведения и многие другие), способствовала профессионализации социо­логии, унификации технического языка и понятийного анализа социологической на­уки, восстановлению и канонизации отечественной теоретической традиции, матема­тизации исследований и формированию понимания того, что только наука является ис­точником социального знания.

Профессионализация социологии повлекла за собой создание культурной среды, в рамках которой российские социологи получили возможность решать специализиро­ванные задачи, осуществлять поиски и находить решения концептуальных, методоло­гических или эмпирических социальных проблем. Одновременно сформировался об­раз российской социологии как науки, способной выработать объективное знание о социальной реальности, но при этом не лишенной ценностных ориентации при реше­нии конкретных задач социальной политики.

Изменились количественные параметры социологического сообщества. В 1985 г. не было ни одного специалиста, имеющего степень кандидата или доктора наук по со­циологии. В настоящее время ВАКом Российской Федерации ежегодно утверждается около 50 докторских диссертаций по социологии. Впервые за всю ее историю социо­логия представлена в качестве научной дисциплины в Российской академии наук (один действительный член РАН /Г.В.Осипов. – сост./ и семь член-корреспондентов РАН - Ю.В. Арутюнян, А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко). Впервые в состав Российской академии наук избран в качестве иностранного члена Академии английский социолог Энтони Гидденс.

В стране сложилась широкая сеть научных учреждений, включающая более 400 научных центров, отделов и групп, ведущих социологические исследования в окру­гах, областях, районах и городах. В структуре Российской академии наук успешно функционируют два института социологического профиля - Институт социологии (ИС РАН) и Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), а также ряд других научных подразделений и центров. Учреждена премия за научную разра­ботку и решение проблем в области социологии имени М. Ковалевского.

Большую работу по подготовке социологических кадров и научно-исследователь­скую в области социологического знания ведут социологические факультеты универ­ситетов Москвы (МГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ) и рада других. Если в 1989 г. в России было 6 социологических подразделений (факультетов, отделений и кафедр), то в 2003 г. их число составило 105. Численность студентов, специализирующихся по социологии, возросла за пятнадцать лет более чем в 100 раз и составляет в настоящее время 12 тыс. За период с 1989 г. по настоящее время в стране окончили социологиче­ские факультеты 20 тыс. выпускников.



Активно функционирует Российская академия социальных наук, которая привле­кает к сотрудничеству с социологами выдающихся ученых и политиков страны. Со­здан Совет по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объе­динения по классическому университетскому образованию, включающий представи­телей более 100 университетов России и СНГ. Нельзя не высказать большое уважение и высоко оценить консолидирующую деятельность социологических обществ и ассо­циаций, в том числе Российского общества социологов, Общества социологов и демо­графов, Социологического общества имени М. Ковалевского, Социологического общества профессио­нальных социологов, Евразийской социологической ассоциации и других.

Созданы реальные условия для публикации научных трудов социологов. Им предо­ставлены страницы более 20 социологических журналов ("Социологические исследо­вания", "Социология", "Личность. Культура. Общество", "Наука. Политика. Предприни­мательство", "Евразия", "Социология и социальная антропология" и др.). Только за по­следние пять лет проблемам социологии посвящено более 500 книг и монографий. Изданы десятки социологических словарей, в том числе "Социологический энцикло­педический словарь", "Российская социологическая энциклопедия", "Социологическая энциклопедия" (в 2-х томах), готовится к изданию Большая российская социологиче­ская энциклопедия, опубликованы сотни учебников и учебных пособий. Социологи ак­тивно включаются в решение социальных и социально-политических проблем России, научно обосновывая ее социальные приоритеты и национальные интересы. Так, толь­ко в начале реформирования в Администрацию Президента (в соответствии с подпи­санным соглашением) Институтом социально-политических исследований РАН пере­дано 32 записки (которые, к сожалению, учтены не были).



Всем известна выдающаяся роль в содействии становлению социологического зна­ния в России - академиков Юрия Павловича Францева и Алексея Матвеевича Румян­цева. Нельзя не сказать об ученых, которые в трагические для отечественной социо­логии годы проводили социологические исследования, публиковали научные труды, ставшие заметным вкладом в развитие социологии и, тем самым, подготовили инсти-туционализацию отечественной социологии. Среди них Г.М. Андреева, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, Г.А. Пруденский, А.Г. Харчев, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов.

В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В социологическую деятельность и в руководство социологической наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Проис­ходит закономерная смена поколений в сфере социологического знания.

В сложном XXI веке необходимо трезво, на основе данных социальной науки, оце­нить состояние современного мирового и национального развития и выработать сис­тему результативных мер по предотвращению угроз современному миру, найти дейст­венные пути и соответствующие механизмы решения основных социальных противо­речий как национального, так и международного характера. Решение данной задачи, на наш взгляд, предполагает четкое определение роли и статуса социологии в совре­менном обществе. Естественно, что говорить о роли и статусе отечественной социо­логии без учета современного состояния и основных тенденций мировой социологии, без учета новых социальных реалий как на национальном, так и на международном уровне, означает впасть в очередное социальное мифотворчество.

В ближайшей перспективе России и мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и соци­ально-политический…

Российская социология в ХХІ веке

контрольная работа

1. XXI век - век социологии

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего.

На рубеже XX - XXI веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы, сообщества, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные организации в сложные сплетения социальных отношений, стала разрастаться сеть всемирной взаимозависимости. Сформировались транснациональные (ТНК) и мультинациональные корпорации (МНК), которые организуют сети глобального производства и распределения, представляющие интересы развитых государств. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства.

Глобализация экономики породила ряд негативных социальных реалий, наличие которых социология не может обойти молчанием.

Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и регионов по количеству потребляемого сырья. Например, потребление нефти на одного среднестатистического человека Земли составляет 554 кг. Но при этом в США на каждого приходится примерно 2614 кг, в Канаде - 2415 кг, Заире - 210 кг, а в Индии - 62 кг, Эфиопии - 14 кг; 43% добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36% - в США. Если бы 90% населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение двух-трех десятилетий. За год электростанции всего мира потребляют сейчас угля, нефти, газа столько же, сколько природой было создано на протяжении одного миллиона лет. По подсчетам специалистов, в случае сохранения темпов современного потребления органического топлива, запасы нефти будут исчерпаны через 50 - 60 лет, природного газа - через 90 - 100 лет.

Эколого-ресурсный кризис, обусловленный продолжающейся эксплуатацией сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран, сопровождается ростом антагонистического социального противоречия между богатыми и бедными странами. Оно усугубляется демографическим кризисом, продолжающейся демографической экспансией человека на планету. Если еще 10 лет назад население Земли составляло 5,6 млрд. человек, то сегодня - примерно 7 млрд., а к 2030 г. оно достигнет, по имеющимся прогнозам, 10 млрд. человек. Экстремальный рост народонаселения планеты происходит главным образом за счет развивающихся стран (около 90% прироста населения), что, безусловно, будет иметь свои геополитические и расово-этнические последствия.

«Глобально-рыночный фундаментализм» (или, вернее, «глобально-рыночный империализм») порождает и адекватный ответ: «антиглобалистский фундаментализм». Народы и страны не хотят жить по навязываемым им законам, по социальным нормам и ценностям «мирового лидера». (Некоторыми социологами даже высказывается мнение об участии всего населения планеты в выборах президента США, выступающего в качестве ее мирового лидера).

В условиях наличия оружия массового уничтожения (особенно биологического и ядерного) резко возрастает опасность международного терроризма. Подчеркиваю, что современный терроризм - это социальное явление, и воздействовать нужно на его социальную природу; никакими организационными формами или силовыми методами его победить невозможно. Главный корень терроризма не только в невежестве (например, в игнорировании мусульманскими террористами моральных основ Корана), а в осознании социальной бесперспективности. Когда безликая сила подавляет национальные традиции, национальную самобытность, грозит окончательно уничтожить национальный суверенитет, то далеко не каждый человек может с этим мириться. Осознавая, что никакие официальные действия не в состоянии противостоять этой силе, такой человек может стать фанатиком.

Набирают силу различные социальные движения (феминистские, молодежные, этнические и др.), являющиеся реакцией на негативные тенденции развития современного мира.

Сложилась тенденция резкого роста и распространения антисоциальных явлений в мире (организованная преступность, наркотики, проституция, работорговля и т.д.) и преступного разрушения (в интересах ТНК и МНК) экологии планеты (т.е. среды обитания человека), таящего угрозу моральной и физической деградации человека.

И, наконец, заметно проявление идеологии расизма, в чем, кстати, повинны и некоторые социологи. Одни из них увидели основную угрозу современному миру в наличии китайцев и мусульман, другие - русских, третьи - американцев и русских.

Наряду с негативными сложился ряд позитивных социальных тенденций, требующих социологического осмысления и понимания.

Снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий новых - информационных, социальных, интеллектуальных. Определяющими факторами развития мирового и национальных сообществ становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания.

Традиционные системы управления обществом, материальным и духовным производством заменяются качественно иным управлением, основанным на создании и использовании научных знаний. Основным продуктом нового управления становится интеллектуальная собственность; место прибавочной стоимости занимает вновь создаваемый интеллектуальный капитал.

На основе производства и потребления знаний - научных, философских, религиозных, нравственных и др. - осуществляется переход к информационной фазе развития мирового сообщества, идет интенсивный процесс разрушения традиционных для индустриального общества экономических и социальных институтов (собственности, стоимости и т.д.). Стихийно формируется новая социальная реальность, основанная на интеллекте и знании.

Идеология экономоцентризма и технологического детерминизма, прагматизма и крайнего индивидуализма отжила свой век. На смену ей приходит идеология антропоцентризма в качественно новом ее понимании; реальный социальный мир предстает в человеческом измерении; экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможность проявить свою индивидуальность становятся основным социальным индикатором прогрессивности или реакционности всех явлений и процессов современного мира.

К чести социологии, она никогда не стояла в стороне от анализа новых социальных реалий как геополитического, так и национального характера. Но с их появлением качественно меняются роль социологии и её статус в современном обществе.

В XVII - XVIII веках научная революция происходила параллельно с экономической и политической революциями. В первой половине XX века произошел резкий разрыв между скоростью научно-технических инноваций и отставанием социальных наук.

В XXI веке должен быть устранен разрыв не только между опережающим развитием технических и естественных наук и отставанием социальных, но и между социальными науками и опережающим развитием новых социальных реалий. Этот разрыв может иметь непредсказуемые социальные последствия, чреватые беспрецедентными угрозами ядерной или биологической войны, экологической катастрофы.

Социология в сложившихся условиях может анализировать и диагностировать, какие социальные последствия порождают новые тенденции и процессы современного мира и как регулировать их развитие в интересах человека и общества. Новые социальные реалии - это результат действия не каких-то мистических или фатальных сил, а социальных действий самого человека. Человек не только объект, но и субъект социальных действий - это не какая-то безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на различных этапах ее развития. Эти действия вносят конкретные изменения в зависимости от таланта или занимаемого положения (социального статуса) личностей в систему общественных отношений, в построение различных государственных структур, идеологию и тем самым конструируют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, оказывающим определяющее воздействие на сознание и социальное поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Все, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе, есть результат социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной деятельностью людей, включенных в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения - основная, на наш взгляд, задача социологической науки. Если социальная реальность, сконструированная в данном обществе, порождает конфликты, ведет к физической, психической и социальной деградации человека и распаду социальных связей в обществе, это означает, что она создана в результате антисоциальных действий различных социальных сил. Какими бы красивыми словами ни прикрывались проводимые в конкретном обществе реформы - они реакционны, если деградирует человек и распадаются социальные связи. Социальное значение социологии именно в том и состоит, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении.

Вряд ли нужно ставить под сомнение благие намерения людей, принимающих социально значимые решения, но этими благими намерениями без научного обоснования может быть выложена дорога в социальный ад. Принимая то или иное социально значимое решение, человек или группа лиц, облеченных властью, преследует порой самые благие цели, хотят, как лучше, а получается, как всегда или намного хуже. Чтобы получилось не «как всегда», а намного лучше, необходимо опираться на прогноз социологии о возможном социальном результате принимаемого решения. Необходима предварительная социальная экспертиза.

Трагедия современного общества состоит в том, что оно до сих пор не пришло к выводу о необходимости введения персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры, лиц, принимающих социально значимые решения, за социальные последствия их действий. Если террорист совершает террористический акт (антисоциальное действие), в результате которого гибнут люди, то он, бесспорно, является уголовным преступником. Если же лицо или группа лиц, включенных в те или иные властные структуры, совершают социальные действия, следствием которых является сокращение продолжительности жизни человека, рост смертности, организованной преступности, разрушение экологии, резкое снижение уровня и качества жизни населения и т.д., то он уголовно не наказуем. В лучшем случае, его отстраняют от занимаемой должности и отправляют на почетную пенсию. Социология, ставя вопрос о персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры и принимающих социально значимые решения, тем самым включается в деятельность властных структур. Если, как в мировом сообществе в целом, так и в каждом конкретном национальном сообществе, будет отсутствовать социальная экспертиза в самом широком смысле, то над обществом будет продолжать висеть дамоклов меч самоуничтожения, будь то ядерная или биологическая катастрофа, или разрушение среды обитания человека и перерождение его генетики. Социальные трансформации должны быть поставлены под строгий научный контроль, и этот контроль возможен на основе получения конкретных данных социологии, социальной статистики, других социальных наук. Если общество хочет выжить в трудных условиях XXI века, оно «обречено» заниматься социологией и признать её определяющую роль в современном мире.

Роль социологии с появлением новых реалий не только качественно меняется, но и значительно возрастает. Ее развитие, на наш взгляд, должно опережать социальную практику, связанную с реализацией научно-технических инноваций и социальной оценкой новых национальных и геополитических реалий.

социология реформирование сообщество наука

Жизнь и взгляды Конта

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии...

История социологии, ее основные понятия

Микросоциология

Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса...

Основные этапы развития социологической мысли

Следующий этап развития социологии начинается в 20-е годы XX века в США и продолжается по сей день. Центром мировой социологии становится США, где эта наука сразу же получила помощь государства и поддержку университетов...

Основоположник социологии О.Конт

Основы социологии

Существует большая пестрота мнений относительно времени возникновения социологии. Некоторые авторы по своему усмотрению начинают социологию с трудов какого-либо мыслителя. Обычно бывает достаточно...

Предмет и метод социологии

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности...

Предмет и объект социологии как науки

Объектом социологии как науки является "общество в целом". Подобный объект исследования - "общество в целом" - имеют еще социальная философия и история. Все остальные науки об обществе изучают отдельные сферы или уровни общественной жизни...

Российская социология в ХХІ веке

По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего. На рубеже XX - XXI веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы...

Связь социологии с другими науками

Чтобы понять связь социологии с другими науками, необходимо, прежде всего, дать понятие социологии. Согласно определению Парка и Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес, в свою очередь...

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные -- теоретико-познавательную, практическую...

Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литературе трактуются как самостоятельные...

План:

    Теория предмета.

  1. Практическое задание.

1.Задание. Теория предмета

В 30- 40- е гг. 20 века американский социолог У.Уорнер на основе проведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества 6 классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите какие критерии принадлежат к каждому классу.

Первую типологию классов США предложил социолог Ллойд Уорнер:

верхний-верхний класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;

нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;

верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;

нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;

верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;

нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном» - это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Предлагаются и другие схемы, например: верхний-верхний, верхний-нижний, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:

Как бы ни называли классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные;

Неосновные классы возникают за счет добавления страту или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

Термин «верхний-верхний класс» означает, по существу, верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое - обозначает страту или слой, а второе - класс, которому данный слой относится. «Верхний-нижний класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие. Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д. Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.

Между двумя полюсами классовой стратификации американского общества - очень богатыми (состояние - 2 млн. долл. и более) и очень бедными (доход менее 6,5 тыс. долл. в год), составляющих от общей численности населения приблизительно одинаковую долю, а именно 5%, расположена та часть населения, которую принято называть средним классом. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения - от 60 до 80%.

Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, И наоборот.

Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия - социальный хребет общества.

Нынешний средний класс является историческим преемником «четвертого сословия», которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие «средний класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой - «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.

2. Тесты

Что из нижеследующего более всего соответствует предмету социологии:

а) измерение коэффициента интеллекта;

б) подготовка личностного опросника с целью выяснить, с какими проблемами столкнулся студент в вузе;

в) рассмотрение образцов взаимодействия людей во время приема;- верно.

г) исследование биологических корней агрессивности;

д) проверка подготовки принятия решения в комиссии парламента.

2. Что из нижеследующего не является социальным фактом:

а) возрастная структура;

б) размер семьи; - не является соц. фактором.

в) профессиональные достижения;

г) все вышеприведенные примеры.

З. В какой из нижеперечисленных периодов возникла и конституировалась как самостоятельная наука социология:

а) в ХУП-ХУШ вв.;

б) вХУШ-Х1Хвв.;

в) вХУ-ХУ1 вв.;

г) вХУ1-ХУПвв.;

д) вХ1Х-ХХвв. – верно.

4. Что из следующего не является элементом культуры:

а) природная среда; - верно.

в) ценности;

д) символы.

5. Какие из перечисленных ниже групп образуют субкультуру:

а) заключенные в тюрьме;- верно.

б) подростки;

в) студенты технических вузов;- верно.

г) русскоязычные в прибалтийских странах;- верно.

д) все указанные группы.

6. Каким из нижеперечисленных понятий обозначается в социологии совокупность прав и обязанностей, а также положение в социальной иерархии:

а) социализация;

б) социальная стратификация;

в) статус; - верно.

7. Какие из нижеперечисленных статусов являются аскриптивными, а какие - достигаемыми:

а) русский;- аскриптивный.

б) топ-модель;- достигаемый.

в) студент; - достигаемый.

г) мужчина. - аскриптивный (или достигаемый, н-р после пластической операции.

8. Что не является характеристикой в определении города:

а) социальное разнообразие;- верно.

б) демократическое правление; -верно.

в) относительно большая численность населения;

г) постоянное проживание в нем жителей;

д) отсутствие производства для себя сельскохозяйственной продукции.

9. Брак между представителями одного класса социальной группы или касты является:

а) эндогамным;- верно.

б) экзогамным.

10. Какие из ниженазванных причин способствуют легитимизации власти:

а) криминализация общества;

б) эффективность власти; - верно.

в) политическая социализация;- верно.

г) политическое участие;

д) рост социальной напряженности?

3. Практическое задание

По данным взятым в ЗАГСе (либо др. учреждении, в вашем населенном пункте) за период с 2000 по 2005 гг, построить график изменений по одному из предложенных вариантов.

Используемая литература:

1.А.И.Кравченко. Социология, Учебное пособие, Екатеринбург, 1998 г.

2.Ю.Г.Волков. Социология, Учебник, М, 2004 г.

3.С.С.Фролов, Основы социологии: Учебное пособие.М, 1997 г.

4.Ж.Т.Тощенко, Социология. Учебное пособие. 2000 г.

5.Н. Смелзер. Социология, М,1994 г.

6.Ю.М.Резник. Гражданское общество как феномен цивилизации. М. 1993 г.

7.Т.Шибутани. Социальная психология, М, 1969 г.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов).

Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания.

На конгресс приехали более 1000 социологов, в т.ч. председатель Международного социологического сообщества Мартинœелли. Он выделил новую область социологического знания – глобальную социологию.

Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу – в сферу международных отношений.

Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

Его основные результаты:

1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе. Его причина – общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.

2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.

3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.

4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда – усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

ʼʼРОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕʼʼ

Доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября 2003 ᴦ.)

В XXI веке социология будет играть всœе более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всœему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.

1. Социально-демографический вызов

Сейчас населœение Земли приближается к 7 млрд человек, к 2030 г – 10 млрд человек. при этом 90% прироста дают слаборазвитые страны => нищета͵ преступность, терроризм...

2. Эколого-ресурсный

Безудержная эксплуатация сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран. “Экологический колониализм”.

3. Социально-политический.

Рыночный фундаментализм (глобально-рыночный империализм) порождает антиглобалистский фундаментализм. Терроризм = бедность + невежество.

В XXI веке должно быть устранено ʼʼдвойноеʼʼ отставание социологии. В первую очередь, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.

Современная социология, признается это или нет, стоит на плечах гигантов прошлого. Но социология утратила бы свое значение, в случае если бы не связывала свою теорию и структуру, понятийный и исследовательский аппарат с новыми научно-техническими, экономическими и социальными реалиями, сложившимися на рубеже XX-XXI веков. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и новой социальной фактологии.

Сегодня четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В научную работу и в руководство этой наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии:

1) Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетияʼʼ ― речь не будет более идти о том, что современный мир - либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

8. Развитие административной власти

9. Военной власти

10. Культурное изменение современности

2) ʼʼВозникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориямʼʼ - стремление к методологической интеграции, объединœение разнородных элементов в рамках единой теоретической модели.

1. ʼʼГлавный объект социологического анализа будет существенно переосмысленʼʼ - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

2. ʼʼСоциология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих порʼʼ ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

3. ʼʼПрежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкостьʼʼ посредством развития профессиональных интересов.

4. ʼʼСоциология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформацииʼʼ как содержанием современности.

5. ʼʼУчастие социологии в формировании практической социальной политикиʼʼ ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целœей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

6. ʼʼСоциальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображенияʼʼ ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

7. ʼʼСоциология по-прежнему останется предметом дискуссийʼʼ.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов)." 2017, 2018.

  • -

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... .


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как... .


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ - XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика...



  • Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта