Главная » 1 Описание » Стихи о матери, маме. Произведения классиков

Стихи о матери, маме. Произведения классиков

Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

Задачи:

    Образовательная: познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

    Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

    Воспитательная: способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, мультфильм «Мама для мамонтенка»,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворений.

Чтение скороговорок на слайде

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2, 3, 4)
– Да, мы видим образ женщины-матери.

На картинах мама с ребенком.

Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтенка».
– Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна?
– Давайте ответим на вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 5)

Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей,
И живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» – нет его добрей,
Ласковей и сокровенней.

Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери» и постараемся ответить на вопрос – кем была мама для поэта?

Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон, вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу.
– Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала.
– Мама все поймет и простит.
– Она принимает тебя таким, какой ты есть.
– Она любит тебя за то, что это ты.
– Потому, что она дала мне жизнь.
– Это самый родной человек.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Б) Подготовка к чтению. (Слайд 7)

    Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

    Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.

    Полушепот – тихая речь.

    Глаза туманя – засыпая

    Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

    Сумрак – полумрак, неполная темнота.

В) Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел-хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Понравилось вам это стихотворение? Чем?

От имени кого написано стихотворение?

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?

Чувство любви к своей матери.

Ангелом-хранителем.

Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и в горе, и в радости.
– Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?

Спокойно, тихо, таинственно.

Анализ произведения.
1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
– Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.


– Какие чувства они у вас вызывают?

Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.

Физминутка (Слайд 8)

Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре,
(наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились!
(Погладили себя по голове)

Работа с пословицами в группах.
– Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина? (Слайд 9)

    Нет друга нежнее матери.

    При солнце тепло, а при матери добро.

    Птица рада весне, а дитя матери.

    Материнская молитва со дна моря вынимает.

Подарок маме. (Слайд 10)

Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё?

Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме.

А что еще?

Обнять её, сказать ласковые слова.

У вас на парте лежат листочки . На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.
Звучит музыка.
– Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры –кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.

Домашнее задание. (Слайд 11)

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения И. Бунина “Матери”. Продолжить обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.
  • Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

    Дидактическое обеспечение урока:

    ТСО: мультимедийный проектор; ноутбук, экран.

    Для учителя: диски со слайд-шоу.

    Для детей: листы с текстом произведения И. Бунина “Матери”.

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    А) Эмоциональный настрой. Стихотворение Олега Шестинского “Матери”.

    Матери бессонны, когда дети маленькие.
    Матери бессонны, когда дети большие.
    Матери бессонны, когда дети стареют.
    О, святая бессонность! Чем отблагодарить матерей?
    Целовать ли им руки, гладить ли белые волосы,
    Поливать ли цветы на их ранних могилах?
    Не отблагодарим!
    Как солнце не отблагодарим за свет.
    Как землю не отблагодарим за зелень.
    Не отблагодарим!
    Надо просто что-то хорошее делать,
    Что-то доброе, что-то великое делать,-
    Вот тогда улыбнутся и заплачут от счастья
    Матери, наши матери, живые и мертвые.

    2. Актуализация.

    Б) Игра “Подарки для мамы”.

    Что подарят маминому сердцу цветы, солнце, звезды, горы, водопад.

    Цветы: красоту, нежность, любовь.

    Солнце: теплоту, свет, нежность пробуждения.

    Звезды: красоту, обаяние, загадочность, бесконечность, стремление к познанию.

    Горы: сила, надежность, вера в себя, выдержку, крепость.

    Водопад: свежесть, движение, обновление.

    3. Формирование новых понятий и способов действия.

    Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице дворянской. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

    Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось. Как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Б) Подготовка к чтению.

    • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
    • Кроткий голос – покорный, смирный.
    • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым мальчиком.
    • Полушепот – тихая речь.
    • Глаза туманя – засыпая
    • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
    • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    В) Чтение стихотворения.

    Я помню спальню и лампадку,
    Игрушки, теплую кроватку
    И милый, кроткий голос твой:
    “Ангел – хранитель над тобой!”
    Бывало, раздевает няня
    И полушепотом бранит,
    И сладкий сон, глаза туманя,
    К ее плечу меня клонит.
    Ты перекрестишь, поцелуешь,
    Напомнишь мне, что он со мной,
    И верой в счастье очаруешь…
    Я помню, помню голос твой!
    Я помню ночь, тепло кроватки,
    Лампадку в сумраке угла
    И тени от цепей лампадки…
    Не ты ли ангелом была?

    Г) Чтение стихотворения детьми.

    4. Применение. Формирование умений и навыков.

    Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

    Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

    2. Составление картинного плана.

    Сейчас, перечитывая стихотворение, вы будете составлять картинный план.

    Какие картины вы себе представили? (Спальня, няня, голос, ангел)

    3. Составление партитуры чувств.

    Какие чувства они у вас вызывают? (Нежность, радость; спокойствие, покой; любовь, забота; благодарность, любовь)

    Вы уже знаете, что настоящие мастера для создания более точного изображения художественного образа используют даже определенные звуки. Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Давайте перечитаем четвертое четверостишие. Повторение каких звуков настраивает на сладкий, спокойный сон?

    Но есть и особые слова, в которых заложено сравнение одного предмета с другим, слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой выразительности. Их называют тропами. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетом. Эпитет: образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные.

    Задание по вариантам: найти эпитеты в 1 и 2 четверостишии. (Милый, кроткий голос; теплая кроватка; сладкий сон)

    5. Работа с пословицами и цитатами.

    На стенах класса вы видите цитаты, а также пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица или цитата больше соответствует стихотворению И.Бунина?

    1. Нет друга нежнее матери.
    2. При солнце тепло, а при матери добро.
    3. Птица рада весне, а дитя матери.
    4. Материнская молитва со дна моря вынимает.
    5. Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак.
    6. Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже.

    6. Подарок маме.

    У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.

    7. Этап информации о домашнем задании.

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

    8. Подведение итогов урока.

    9. Этап рефлексии.

    2) разобрались с темой урока;

    Просто стоят – хорошо;

    Стоят, руки вверх – отлично).

    10. Подведение итогов урока.

    Дается оценка работы класса и отдельных учащихся.

    11. Этап рефлексии.

    Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

    1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

    2) разобрались с темой урока;

    3) умеете применять свои знания.

    (Сидят за партами – плохо, слабо;

    Просто стоят – хорошо;

    Стоят, руки вверх – отлично).

    «Матери» Иван Бунин

    Я помню спальню и лампадку,
    Игрушки, теплую кроватку
    И милый, кроткий голос твой:
    «Ангел-хранитель над тобой!»

    Бывало, раздевает няня
    И полушепотом бранит,
    А сладкий сон, глаза туманя,
    К ее плечу меня клонит.
    Ты перекрестишь, поцелуешь,
    Напомнишь мне, что он со мной,
    И верой в счастье очаруешь…
    Я помню, помню голос твой!
    Я помню ночь, тепло кроватки,
    Лампадку в сумраке угла
    И тени от цепей лампадки…
    Не ты ли ангелом была?

    Анализ стихотворения Бунина «Матери»

    Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаив душе обиду на самых близких людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.

    В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году. В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.

    Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, детскую лампадку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.

    Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

    Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке огня», - отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не моет понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», - обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.

    Иван Бунин – знаменитый русский писатель и поэт, один из главных писателей русского зарубежья, обладатель Нобелевской премии по литературе. 10 (22) октября 1870 году в дворянской, но при этом небогатой семье Буниных появился на свет мальчик, которого назвали Иваном.

    В 1881 году молодой Бунин поступил в ближайшую гимназию, Елецкую, но окончить её не смог и в 1886 году вернулся в имение. Помог с образованием Ивану его брат Юлий, который учился на отлично и окончил университет одним из лучших в своём потоке.

    После возвращения из гимназии Иван Бунин усиленно увлёкся литературой, а первые его стихи были опубликованы уже в 1888 году. Через год Иван переехал в Орёл и устроился на работу корректором в газете. Вскоре была опубликована первая книга с простым названием «Стихотворения», в которой, собственно, и были собраны стихотворения Ивана Бунина.

    Благодаря этому сборнику Иван получил известность, а его произведения были напечатаны в сборниках «Под открытым небом» и «Листопад». Иван Бунин увлекался не только стихотворениям – он сочинял и прозу. Например, рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны».

    И это всё неспроста, ведь Иван был лично знаком с Горьким (Пешковым), Чеховым, Толстым и другими известными писателями того времени. Проза Ивана Бунина была напечатана в сборники «Полное собрание сочинений» в 1915 году. В 1909 году Бунин стал почётным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге.

    Иван довольно критично отнёсся к идее революции и покинул Россию. Вся его дальнейшая жизнь состояла в разъездах – не только по разным странам, но и континентам. Однако это не помешало Бунину заниматься любимым делом.

    Наоборот – он написал свои лучшие произведения: «Митина Любовь», «Солнечный удар», а также лучший роман «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Перед смертью Бунин работал над литературным портретом Чехова, но часто болел и не смог его закончить. Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года и был похоронен в Париже.

    Я помню спальню и лампадку.
    Игрушки, теплую кроватку
    И милый, кроткий голос твой:
    «Ангел-хранитель над тобой!»

    Бывало, раздевает няня
    И полушепотом бранит,
    А сладкий сон, глаза туманя,
    К ее плечу меня клонит.

    Ты перекрестишься, поцелуешь,
    Напомнишь мне, что он со мной,
    И верой в счастье очаруешь…
    Я помню, помню голос твой!

    Я помню ночь, тепло кроватки,
    Лампадку в сумраке угла
    И тени от цепей лампадки…
    Не ты ли ангелом была?

    Мама – самое теплое и нежное слово, олицетворяется с самым близким человеком на земле. Не удивительно, что многие поэты, писатели посвящают свои строки именно матери. У каждого найдется, что сказать своей маме, особенно в конце жизни или после долгой разлуки.

    Мамам посвящается огромное количество произведений. Сегодня подробнее хочется поговорить о произведении Ивана Алексеевича Бунина «Матери».

    Прежде всего, это стихотворение-воспоминание. Бунин нежно, с трепетом вспоминает о своей матери. Просматривается особенное отношение к ней наряду с другими людьми из прошлого, в частности, о няне поэт вспоминает с легким равнодушием. Из описания действий матери поэта ее можно охарактеризовать как, добрую, кроткую, набожную.

    «Ты перекрестишь, поцелуешь…» - строки говорят, как мать всецело любила своего сына. «Напомнишь мне, что он со мной, и верой в счастье очаруешь» - строки, которые показывают безграничную доброту и любовь не только к своему сыну, а к богу и к миру.

    Кроме того, это стихотворение-тоска по любимой матери с нотками сожаления о том, что то́ время прошло. Время, когда ему было хорошо, комфортно, тепло рядом с самым родным человеком. Поэт считает свою мать олицетворением чистоты и самым светлым человеком на земле. Об этом говорят строки «Не ты ли ангелом была?»

    Еще это стихотворение можно назвать криком души. «Я помню, помню голос твой!» пишет Иван Алексеевич. Ощущение, что он хотел что-то сказать своей маме. Или как будто он не успел или не мог сказать всего, что хотел. Как отмечает супруга Бунина Вера Муромцева, многие считали поэта сухим и холодным.

    «Но тот, кто его не знал до конца, и представить себе не мог, на какую нежность была способна его душа», - вспоминает она. Возможно, он не мог сказать матери напрямую, как он ее любит и ценит. В стихотворении просматривается некоторая печаль, и возникает ощущение, что он очень долго не видел маму и сильно переживает по этому поводу.

    А может быть это произведение было создано, когда он анализировал свою жизнь. Поэт хотел показать, как быстро закончилось детство. Ведь он рано ушел из дома, ему тогда не было и 18 лет. Бунин пытался найти себя в литературе и доказать, что это дело его жизни. Семья навязывала любовь к науке, но он не изменил себе. И всё, что он помнит о жизни в родном гнезде, он отразил в этом стихотворении.

    У людей постарше стихотворение будет вызывать улыбку или тоску, если мамы нет рядом или нет в живых. В любом случае, у каждого человека оно будет навевать какие-то личные воспоминания именно о его матери, самые сокровенные, самые теплые.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ Лицей 1560 города Москвы Кашеренковой Екатериной Викторовной Москва 2017 г.

    И.А. Бунин «Матери»

    Отгадайте загадку В мире нет её родней, Справедливей и добрей. Я скажу, друзья вам прямо - Лучше всех на свете…

    Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать... Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ! Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний, Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней. Для чего человеку МАМА?

    Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

    Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”

    И.А. Бунин «Матери» откройте учебник на стр. 116, прочитайте стихотворение

    Лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

    Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    Подарок маме Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать.

    Домашнее задание Учебник стр. 116 выразительное чтение стихотворения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Иван III" (УМК "Школа России", 4 класс)...

    Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов

    Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану...

    Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

    Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

    Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова "Иван-Царевич на Сером волке"

    Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн...



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта