Главная » 1 Описание » Святой благоверный князь александр невский.

Святой благоверный князь александр невский.

Святой князь Александр Невский родился в 1220 г. в Переяславле-Залесском, где княжил его отец Ярослав Всеволодович. Святитель Симон Суздальский, один из составителей Киево-Печерского Патерика, благословил его на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской земли, совершив княжеский постриг. В 15 лет отец, посадив сына Александра самостоятельно княжить в Новгороде, уехал в Киев. В это время с востока на Русь надвигались, сметая все по пути, монгольские орды, а с запада, воспользовавшись этим, двинулись рыцари-крестоносцы, решившие «перекрестить» Русь в католичество. В 1240 г. шведский король послал большое войско под командованием Биргера в Новгород на кораблях, 20-летний князь долго молился в храме Святой Софии и сказал словами псалма Давида: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Укрепив дружину словами: «Не в силе Бог, а в правде», св. Александр с небольшим отрядом отправился навстречу шведам.

Стоявший в морском дозоре воин Пелгуй видел на рассвете лодку и двух воинов в красных одеждах. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру», – сказал один. Узнав о чудесном предзнаменовании – помощи свв. Бориса и Глеба, князь с молитвой повел войско на шведов и разбил их. Утром на другом берегу реки Ижоры, куда и не ступали русские воины, было найдено, к удивлению всех, множество перебитых врагов. В 1241 г. св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, а в следующем году, когда немецкие рыцари захватили Псков, на льду Чудского озера произошло решительное сражение с Тевтонским орденом.

Чтобы оградить Русь с востока и сделать Орду союзником, св. кн. Александр вместе со своим отцом в 1242 г. выехал в Орду. Хан Батый хотел отделения Золотой Орды от Монголии, сын его, принявший христианство Сартак, полюбил кн. Александра и стал его побратимом. Поддержка св. Александра помогла Батыю возвести на монгольский престол вождя татар-христиан (несториан) хана Мункэ.

В это время некоторые русские князья искали поддержки католического Запада: кн. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не давший, заплатил унией. Св. Александр помнил о судьбе Константинополя, разграбленного крестоносцами в 1204 г., и нашествиях их на северные земли, поэтому отказал присланным послам папы, считая, что для сохранения Православия лучше пойти на временный союз с Ордой. Ему снова пришлось отправиться в Орду, чтобы отвести карательное нашествие после неразумного восстания против татар, возглавленного его братом кн. Андреем. Св. Александр стал великим князем всей Русской земли и в 1253 г. отразил новый немецкий набег на Псков, а в 1254 г. заключил договор с Норвегией. После похода в 1256 г. в финские земли князь окончательно обезопасил западные границы.

Однако к этому времени изменилось положение в Орде. Батый умер, его сын Сартак был отравлен, и св. Александру снова пришлось ехать в Орду, чтобы подтвердить мирные отношения Руси с новым ханом Берке. Стараниями св. князя и митр. Кирилла в Сарае, столице Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Дипломатический ум св. Александра предотвратил месть татар в 1262 г. после убийства татарских баскаков в русских городах; св. князь посоветовал хану Берке под этим предлогом отказаться от посылки дани в Монголию и провозгласить Золотую Орду самостоятельным государством, что укрепило ее отношения с Русью. Это четвертая поездка стала для св. князя последней, в с. Городце Нижегородском он заболел и, приняв постриг с именем Алексия и причастившись Св. Таин, скончался 14 ноября 1263 г., на 45-м году жизни.

В это время митр. Кирилл, совершавший богослужение во Владимире, увидел душу его, возносимую Ангелами, и сказал народу: «Знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!». Храм огласился воплем отчаяния. Тело князя встречали в Боголюбове с великим плачем, отпевали его во Владимирском соборе, и св. князь сам простер руку за разрешительной молитвой, когда хотели вложить ее. 30 августа 1724 г. мощи его были перенесены в Александро-Невскую Лавру в Петербурге.

На иконе рядом с Александром Невским святые Тит и Поликарп.

Из книги
«О жизни православных святых, иконах и праздниках
(согласно Церковному преданию)».
Составитель О.А. Попова.
«Библиотека человека», 1991 год.

Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невский, положил все силы на священное дело защиты Земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных.



Молитва святому благоверному
князю Александру Невскому

О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя рабы Божии (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Из книги
«Полный православный молитвослов для мирян».
Сретенский монастырь «Новая книга».
Второе дополненное издание. 1998 г.

Тезисы выступления на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед»

1.Александр Невский - приемник славы русского воинства

Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, княжил в Великом Новгороде, вел войну со шведами. Когда он в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу:

Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов.

Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород.

2.Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые

Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти СвятогоВладимира, отца Бориса и Глеба.

Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира.

Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.

3. «Не в силе Бог, но в правде» (Александр Невский)

Актуальность темы. Премьер-министр Путин на выставке художника И. Глазунова в июне 2009 года, остановившись возле картины с изображением Бориса и Глеба, упрекнул их в пассивности: Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".

"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.

Существуют и другие трактовки подвига Бориса и Глеба, рассмотрение которых может привести к существенному изменению самосознания нашего народа, ещё более надламливая его духовный стержень.

Но мы знаем, что Св. Александр, выйдя из храма, обратился к своему ополчению, укрепляя его и говоря: "Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и падоша". Потом он сел на коня и повёл свою рать из Новгорода на север: "И пойди на них во ярости мужества своего, в мале вой своих, не дожда многа вой своих, с великою силою, но упова на святую Троицу".

Христос - дал себя распять. Борис и Глеб дали себя убить. Николай II отдал себя и свою семью на казнь. Сила - в верности Богу, в вере.

4.Маршрут, связующий время и духовное пространство

Санкт-Петербург-(река Нева)-Ладога-Смоленск (река Смядынь)-Вышгород (река Днепр)-Киев-(река Альта, с.Борисовка)-Одесса-Константинополь (Стамбул).

Таинственные названия существуют реально. Они отмечены людской памятью, являются источниками жизни. (Фото).

5.Выводы

Чему учит подвиг Бориса и Глеба? Мужество. Терпение. Умение прощать врагам.

Нельзя добиваться власти любыми способами. «Всякая власть от Бога». Люди имеют свободу воли - с кем они: с Богом, совестью или напротив.

Зло может породить только зло. Александр Невский: «Не в силе Бог, но в правде» т.е., в вере.

Наша страна до краев полна невидимым присутствием погибших, ушедших, молчавших. Они давно и неслышно стали неведомой частью нас самих.

Их не слышно. Но Борис и Глеб, не бившиеся за власть, власть ведь никому не отдавали, не вручали, не завещали. Власть у них не была отнята, вырвана, отвоевана, ведь нельзя отнять то, что не держат, во что не вцепились. И само собой получается, что, хотя многие хватали власть в России, жадные от вида того, как она валяется на дороге, власть России остается все время по-настоящему одна: власть молодых Бориса и Глеба, никуда от них не ушедшая, им ни для какой корысти не нужная, им одним принадлежащая по праву, по правде, по замыслу страны.

Власть России в этом смысле никуда не девалась, не ослабла, не пошатнулась. Ее не надо рожать. Ей тысяча лет.

Святые «непротивленцы» по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов. «Вы нам оружие, земля Русскыя забрала и утвержение и меча обоюду остра, има же дерзость поганьскую низлагаем» . Все помнят видение Пелгусия в ночь перед Невской битвой (1240), когда св. Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою,» положив руки на плечи друг другу... «Брате Глебе, сказал Борис, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру.»

Но этот парадокс, конечно, является выражением основной парадоксии христианства. Крест, символ всех страстотерпцев, из орудия позорной смерти становится знамением победы

В НОЧЬ, предшествовавшую сражению русского князя Александра Ярославовича со шведами, было видение старейшине финского языческого племени ижоры Пелгусию, который сам ревностно исповедовал православие. Находясь в дозоре, этот славный муж, принявший православие под именем Филиппа, утром 15 июля 1240 года рассказывал молодому князю: «Всю ночь провел я без сна на берегу реки, наблюдая за врагами. На восходе солнца я услышал на воде сильный шум и увидел одну ладью с гребцами. Посреди лодки стояли в алых одеждах святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в лодке, были «яко мглою одеяны». И сказал Борис:

Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу.

Увидя дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял в трепете и ужасе, пока видение не исчезло из вида». Сообщение Пелгусия обрадовало Александра, но виду он не подал: «Да, полны чудесами творения Господни, но не нам с тобою судить».

И чудо свершилось. Немногочисленное русское воинство в пух и прах разгромило значительно превосходящие силы противника. Следует напомнить, что перед шведами, или как еще их называли, норманнами, в то время трепетала вся Европа.

В церквах Германии и Франции нередко читали молитвы об «избавлении от жестоких норманнов». Ни численное превосходство, ни воинское мастерство, ни магические заклинания шведских епископов не смогли спасти врага от полного разгрома. Предводителю нашествия Ярлу Биргеру копьем своим Александр нанес тяжелый удар по лицу, «возложил печать на лицо его», по выражению создателя «Жития Александра Невского». Темная ночь спасла остатки шведов. Они не захотели ждать утра и поспешили уйти, нагрузив три корабля телами одних только убитых знатных воинов. А останки не наделенных высокородностью навеки поглотила земля, которой они так мечтали овладеть. Наши потери были изумительно малы - всего с ладожанами двадцать человек. Этим ничтожным потерям дивились даже и современники.

В честь блистательной победы, одержанной русскими над шведами на берегах Невы 15 июля 1240 года, в день святого равноапостольного князя Владимира и святых и праведных Кирика и Улиты, Александра прозвали Невским».

15 июля 1240 года состоялась одна из самых известных и таинственных битв в российской истории. Там, где теперь стоит Петербург, где река Ижора впадает в Неву, отряд под командованием молодого князя Александра Ярославича напал на шведский лагерь и обратил врага в бегство. И сама битва, и князь спустя несколько веков стали именоваться Невскими.

Крестовый поход на Русь

Ещё 24 ноября 1232 года Папа Римский Григорий Девятый издал буллу, в которой призывал рыцарей Ливонии «защитить новое насаждение христианской веры против неверных русских». Через несколько месяцев, в феврале 1233 он прямо называет русских врагами. В XIII веке Рим пытался привести в лоно католической церкви те племена Прибалтики и Финляндии, что ещё пребывали в язычестве. Христианизация шла и проповедью, и мечом. Вместе с верой приходили притеснения, ведь не только души, но и земли финнов нужны были Церкви – и племена, уже крещённые, бунтовали, а некрещеные активно боролись с захватчиками. И в этом их поддерживали русские – потому Папа и призывал защищать от православных «насаждение христианской веры».
Собственно на Русь крестовый поход никто не объявлял: главной целью рыцарей были то ли тавасты, то ли племя емь. Но земли суми, еми, других племён были в сфере интересов Новгорода, да и все стороны регулярно грабили друг друга, потому столкновение католиков с новгородцами было неизбежно. Правда, в середине 30-х послания Папы остались без внимания: ливонцам было не до Руси.

Шведы в Новгородской земле

Вторично с призывом о крестовом походе против финских племён Папа обратился к шведам – 9 декабря 1237 года. Шведы откликнулись и 7 июня 1238 года договорились с датчанами и рыцарями Тевтонского ордена о походе на Русь. Они планировали выступить одновременно двумя армиями: шведы (с норвежцами, сумью и емью) на севере – на Ладогу, тевтонцы и датчане – на Псков. В 1239-м по каким-то причинам поход не состоялся, и лишь летом 1240 года шведы появились на Неве. Расположившись лагерем в устье реки Ижоры они, очевидно, ждали новостей от союзников, не желая начинать боевые действия, чтобы не навлечь на себя основной удар русского войска. И в ожидании они мирно торговали с местными племенами или миссионерствовали. Так начинался крестовый поход шведов на Русь, закончившийся Невской битвой.

Небесное воинство

Вторжение шведов позже стало толковаться в свете борьбы православия и католицизма. И войско князя Александра из защитников земли превратилось в защитников всей православной веры. Потому в Житии Александра Невского появилась легенда о крещёном язычнике Пелугии, который первым увидел приближение шведов и благодаря которому новгородский князь смог оперативно прибыть к их лагерю.
Но кроме шведов Пелугий, муж благочестивый, увидел ещё одно воинство – небесное, возглавляемое князьями Борисом и Глебом. «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», - с такими словами, если верить Пелугию, обратился к брату князь Борис.

«Не в силе Бог»

Молодой князь Александр, которому к 15 июля 1240 было всего двадцать лет, будто бы сразу почувствовал значимость будущей битвы и обратился к войску не как защитник Новгорода, но именно как защитник православия: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"». На святое дело – защищать веру – и отправился отряд новгородцев, суздальцев и ладожан. Причём, видимо, зная о готовящемся нападении с запада на Изборск и Псков, Александр спешил расправиться со шведами малыми силами и даже не стал посылать во Владимир за подкреплением.

Внезапная атака

Очевидно, гонец, доставивший в Новгород весть о шведах, несколько преувеличил их число. Ожидая увидеть превосходящие силы противника, Александр рассчитывал на фактор внезапности. Для этого, пройдя за несколько дней более 150 верст, русские воины отдохнули на некотором расстоянии от шведского лагеря, а ночью с 14 на 15 июля, ведомые проводниками из местного населения, вышли к устью Ижоры. И в 6 часов утра напали на спавших шведов. Фактор внезапности сработал, но не полностью: в лагере поднялась неразбериха, шведы бросились к кораблям, многие погибли – но, опытные воины, они под командованием смелого воеводы смогли остановить бегство. Началась тяжёлая битва, длившаяся несколько часов.

Герои битвы

Русские, ведомые святыми Борисом и Глебом, сражались храбро. В Житии Александра Невского говорится о шести героях битвы. Некоторые историки скептически высказываются об их «подвигах». Возможно, таким образом, через подвиги, был описан ход самой битвы. Поначалу, когда русские теснили шведов к лодкам, Гаврило Олексич пытался убить шведского королевича и, преследуя его, на коне ворвался по сходням на палубу. Был оттуда скинут в реку, но чудесным образом спасся и продолжал биться. Таким образом шведы опрокинули первую атаку русских.
Затем завязалось несколько локальных сражений: новгородец Сбыслав Якунович бесстрашно бился топором, княжеский ловчий Яков нападал на полк с мечом, новгородец Меша (и – очевидно – его отряд) потопил три корабля. Перелом в битве произошёл, когда дружинник Сава ворвался в златоверхий шатёр и повалил его. Моральное превосходство оказалось на стороне наших войск, шведы, отчаянно защищаясь, стали отходить. Об этом свидетельствует шестой подвиг – слуги Александра по имени Ратмир, погибшего «от многих ран»

Победа осталась за православным войском. Стороны закончили биться. Похоронив убитых, которых, по свидетельству новгородской летописи, набралось «корабля два», шведы отплыли восвояси. Новгородцев же в битве пало всего «20 мужь с ладожаны». Среди них летописец особо выделяет: Костянтина Луготиньца, Гюряту Пинещинича, Намѣстю и Дрочила Нездылова, сына кожевника.
Таким образом, Александр Ярославич обезопасил от нападения север Новгородской земли и мог сосредоточиться на обороне Изборска. Однако, вернувшись в Новгород, он оказался в центре очередных политических интриг в переменчивом Новгороде и был вынужден покинуть город. Через год его упросили вернуться – и в 1242 году он возглавил русское войско в ещё одной знаменитой битве, вошедшей в историю как Ледовое побоище.

«Брате Глебе, вели грести…»,
Да поможем мы сроднику нашему –
Александру – князю Руси,
Да с любовью Отчизну вспашем мы!

Истина Господня да пребудет ввек,
Любит Православье Русский человек,
Насади в нём веру, Господи, прости,
Что ещё в сомненьи мы бредём в пути…

PS На фото: Фрагмент иконы "Александр Невский со сценами жития". Невьянск.

Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, княжил в Великом Новгороде, вел войну со шведами. Когда он в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу:

Брате Глебе, вели грести, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов.

Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород.

Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые

Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти Святого Владимира, отца Бориса и Глеба.

Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира.

Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.

Православный календарь:
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Дни памяти: Май 2, Июль 24, Сентябрь 5

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Борис и Глеб

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта