Изо дня в день, приходя к всевозможным выводам и умозаключениям, мы используем различные методы познания: наблюдение, эксперимент, индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
В основе любого вида исследования находятся дедуктивный и индуктивный методы. Индукция (с лат. наведение) – это переход от частного к общему, а дедукция (с лат. выведение) – от общего к частному. Подход индуктивного метода начинается с анализа, сравнения данных наблюдения, многократное повторение которых обычно приводит к индуктивному обобщению. Этот подход применим почти во всех сферах деятельности. К примеру, рассуждения суда, на основании которых он выносит решение, яркий пример индуктивного рассуждения, ведь, на основании нескольких уже известных фактов создается какая-либо догадка и если все новые факты отвечают предположению и являются его следствием, то это предположение становится правдивым.
К индукции, помимо перехода от частного к общему, также относят аналогию, целевое обоснование, методы установления причинных связей и т.д.
Дедукция же в нашей жизни представляет собой особый вид мышления, который, путем логических умозаключений, основан на выделении частного из общего. Таким образом, теория дедукции – это некая цепочка из логических умозаключений, звенья которой неразрывно связаны друг с другом и приводят к неоспоримому выводу.
К примеру, метод математической дедукции обнаружения истины используют в доказательстве аксиом в естественны науках: физике, математике и т.п. Однако дедукция имеет более широкое значение, так как дедуктивное мышление – это возможность человека рассуждать логически, а в конечном итоге, приходить к неоспоримому выводу. Следовательно, помимо сферы научной деятельности метод дедуктивного мышления очень полезен, в том числе, и во многих других видах деятельности.
В психологии теория дедукции изучает развитие и нарушение различных дедуктивных суждений. В обусловленности всеми психическими процессами, движение знаний от более общего к менее общему анализируется строением мыслительного процесса в целом. Психология занимается изучением дедукции, как процесса индивидуального мышления и формирования его в процессе развития личности.
Безусловно, самым ярким примером дедукции является мышление известного каждому литературного героя Шерлока Холмса. Он, беря за основу общее (преступление со всеми участниками события), постепенно строя логические цепочки поступков, мотивов поведения, переходит к частному (каждому человеку и событиям, связанных с ним), тем самым устанавливает виновность или невиновность в данном преступлении. Он логическими умозаключениями разоблачает преступника, давая неоспоримые доказательства его вины. Таким образом, можно сказать, что дедукция очень полезна следователям, детективам, юристам и т.д.
Однако дедукция полезна и любому конкретному человеку, чем бы он не занимался. Например, в повседневной жизни она способствует лучшему пониманию окружающих людей, выстраиванию необходимых отношений с ними; в учебе – значительно быстрее и намного качественнее понять изучаемый материал; а в работе – принимать самые рациональные и правильные решения, при этом рассчитывая действия и ходы сотрудников и конкурентов на несколько шагов вперед. Именно поэтому следует прилагать максимальные усилия для развития такого метода мышления.
Самые любимые наши герои - это талантливые сыщики или адвокаты. Все мы знаем таких авторов, как Конан Дойль и Агата Кристи, которые в своих книгах создали образы гениальных людей, применяющих знаменитый дедуктивный метод. Пожалуй, среди всех грандиозных сыщиков, таких как Эркюль Пуаро, мисс Марпл и другие, Шерлок Холмс - это некая вершина человека, умеющего корректно и точно рассуждать, тонко наблюдать и анализировать факты.
Дедуктивный способ мышления широко применяется не только в популярных произведения литературы и кинематографа, но и в нашей повседневной жизни.
Крайне важно уметь строить правильные выводы. Чтобы узнать, как развить дедукцию, сперва нужно понять, что это такое и как работает.
Дедукция - это способ мышления, при котором основной вывод получается от общих рассуждений к частным. Напомним ситуацию, которая описана в знаменитом рассказе о Шерлоке Холмсе «Знак четырех». Завязка была в следующем: друг Шерлока Холмса, доктор Ватсон, решил проверить, какие выводы он может делать, наблюдая достаточно простые вещи. Ватсон дает Шерлоку Холмсу свои часы и говорит: «Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?»:
Как видите, знаменитый сыщик просто анализировал общие факты и применял их к частной ситуации, к часам доктора Ватсона. Что интересно, после того, как сыщик поделился с другом своими умозаключениями, тот пришел в такой шок от точного ответа, что обвинил Шерлока в шпионаже. Мол он заранее все прознал и теперь пользуется ситуацией.
Причина такой реакции достаточно проста. В своем уме Холмс проделал достаточно большой анализ и произвел не менее огромный логический вывод. Поэтому, зная исключительно начальный шаг вывода («Что вы можете сказать, анализируя такой предмет, как часы?») и конечный результат (который Холмс озвучил Ватсону), но при этом не видя каждый отдельный, промежуточный шаг (процесс формирования вывода: выгравированные инициалы - отец Ватсона, вмятины - неаккуратность и т.д.), итоговому умозаключению действительно можно поразиться.
Чтобы получить корректный конечный результат, необходимо обосновать каждый отдельный шаг вывода так, чтобы при внимательном рассмотрении было видно, что он сделан корректно.
Развить дедуктивные способности не хуже, чем у любого профессионального сыщика (выдуманного или настоящего) достаточно просто. Дедукция не является чем-то запредельным, это просто логический метод. Поэтому для ее развития необходимо держать в тонусе весь мозг, а, значит, не только логику, но и внимание, память, воображение. Научиться быстро мыслить и сопоставлять факты вам поможет соблюдение некоторых хитростей.
Скачайте или возьмите в библиотеке любой задачник. Важно, чтобы это не были какие-то сложные задачи по физической химии, в которых вы не разбираетесь. Подойдут обычные детские головоломки. Помните, что сообразительность предполагает знания в разнообразных сферах жизни. Решение простых, на первый взгляд, головоломок приучат вас быстро мыслить, нестандартно думать и решать поставленные задачи.
Шерлок Холмс умело использовал не только метод дедукции, но и был очень образованным и умным человеком. А, следовательно, чтобы развить дедукцию как у знаменитого сыщика, вам тоже нужно много знать и запоминать. Кстати, это один из примеров индуктивного умозаключения. Чтобы натренировать память, разучивайте стихи вашего любимого поэта, выучите основные столицы стран мира, число пи… Да все, на что у вас хватит фантазии!
Если вы хорошо разбираетесь в математике, то начните с простых задач по арифметике или геометрии. Хорошо развитые аналитические способности во многом облегчат процесс умозаключения. В школе вашим любимым предметом была биология? Тоже не беда, существует масса несложных биологических задач. Главное, чтобы вам было интересно, не слишком легко, но и не слишком сложно. Кроме того, освежить свои школьные знания никогда не будет лишним, а широкий кругозор - верный товарищ дедукции.
Постичь метод дедукции поможет внимательность к деталям, к каждой мелочи. Старайтесь всегда обращать внимание на вещи, которые кажутся незначительными. При общении с друзьями старайтесь угадывать их эмоции, настроение. Все люди врут: кто-то совсем чуть-чуть приукрашивает реальность, а кто-то злоупотребляет доверием. Чтобы научиться мыслить, как сыщик, станьте сыщиком. Расспрашивайте друзей о подробностях, но не просто так, а действительно внимательно их слушайте. Сопоставляйте факты, которые вам уже известны, с новой информацией. Только не доводите все до паранойи!
Чтобы правильно использовать метод дедукции, нужно научиться делать выводы. А это не самая простая задача, особенно когда ты мало что знаешь. Старайтесь читать как можно больше книг, статей, журналов. Но помните, кругозор отличается не количеством прочитанных вами книг, а качеством. Если вы будете бездумно проглатывать информацию, толку от этого будет мало. Читайте медленно и внимательно, взвешивайте каждое предложение, каждое рассуждение или мысль, высказанную автором. Отличный способ расширить свой кругозор - решение кроссвордов или сканвордов.
Например, вы можете выбрать какого-то известного политика или другую медийную личность и полностью начать следить за ней. Что об этом человеке говорят на одном канале? А на другом? Какую информацию он публикует в своих официальных блогах и социальных страничках? Задайтесь вопросом, что будет дальше? Какие действия будут предприняты?
Никогда не принимайте все на веру. Чтобы развить метод дедукции, каждое звено логической цепи вы должны подвергать сомнению. Ваш главный козырь - правда. Если в своих умозаключениях вы будете черпать заведомо ложную информацию, то никакая дедукция вам не поможет. В современном мире, где кругом царит обман, чтобы добраться до правды, вам придется приложить массу усилий. Данный способ позволит держать ваш мозг в постоянном тонусе, а также разовьет сообразительность.
Метод индукции противоположен дедукции. Его суть в том, чтобы от частных умозаключений прийти к общему выводу. Для того чтобы овладеть одним инструментом, нужно в полной мере овладеть его противоположностью. Хотя назвать индукцию и дедукцию противоположностями будет не совсем верным. Это скорее разные части, составляющие единое целое.
Вы не ослышались. Хотя, конечно, некоторые моменты стоит уточнить. Смотрите интеллектуальные ТВ-шоу, документальные фильмы, биографии известных людей. Играйте в компьютерные игры, которые заставляют вас думать: с детективной составляющей, головоломки, квесты. Кроме того, из видеоигр можно почерпнуть много новой, полезной информации. Кстати, существует масса игр по мотивам произведений, в которых вам предлагается примерить на себе шкуру знаменитого Холмса.
Изо дня в день нам приходится сталкиваться с доказательством истинности утверждений в самых разнообразных ситуациях. Метод дедукции широко применяется во всех сферах нашей жизни и оказывает огромное значение на истинность тех или иных суждений. Предположим, вы или ваш знакомый попал в неприятнейшую историю. Идет следствие, есть некоторое преступление, обвиняемый, сыщики, адвокаты, прокуроры, судьи. Необходимо сделать один вывод: виновен человек или невиновен? Для этого надо суметь как обосновать виновность человека, так и доказать его непричастность.
Исход, а, главное, корректность конечного вывода имеет огромное значение для человека, попавшего в такую нелегкую ситуацию. Поэтому крайне важно, убедительно, доказательно и корректно из имеющихся фактов выстроить выводы о его виновности или невиновности. И это только один пример. Существует масса ситуаций, в которых важна истинность тех или иных утверждений. Именно поэтому знание и понимание способов, как развить дедукцию, пригодятся любому.
Очередная волна популярности и интереса к образу, созданному более ста лет назад Артуром Конан Дойлем, обусловлена успехом сериала от ВВС. Именно «очередная волна», ведь с момента появления такого персонажа как Шерлок Холмс в 1887 году, его имя стало сродни понятиям «детектив», «логика», «дедукция» и упоминается постоянно. Режиссеры сериала «Шерлок» прекрасно перенесли известного сыщика в современность, но это далеко не единственное, чему рады поклонники гения розыска. На фоне коммерческого триумфа сериала и чуть ранее вышедшего полнометражного фильма, где Шерлока Холмса сыграли Б. Камбербэтч и Р. Дауни-младший, соответственно, возросла заинтересованность методом дедукции, которым пользовался детектив-консультант, и построением в целом.
Порой то, как гениальный сыщик ведет расследование и разгадывает тайны, не совсем понятно. Тем не менее, все его догадки и размышления основываются на сугубо фактах, из которых Шерлок строит логическую цепочку, а она приводит его к разгадке. Навык, без сомнения, важный, и пригодится в жизни людям многих профессий. В связи с этим возникает вопрос, Холмса? И ответ утвердительный, с поправкой на то, что персонаж вымышленный и многое в нем гиперболизировано. Но есть и поправка к поправке – вдохновил А. Конан Дойля на создание такого героя реальный человек. Звали его Джозеф Белл, он был профессором Эдинбургского университета и славился своим умением по мелким деталям угадывать характер и прошлое человека.
«То, что делает Шерлок Холмс интересно и захватывающе, и в этом нет ничего научного», – так может сказать каждый верящий в исключительность сыщика. И будет неправ. Известный детектив сравним с умелым химиком, который показывает классу эксперимент, в результате которого происходит что-то необыкновенное. Необыкновенное для всех, но не для самого химика, который прочитал стопы книг и сотни раз упражнялся с реактивами в лаборатории. Это наглядный пример того, как сложные вещи, с которыми обычно и имеет дело наука, могут быть достаточно простыми и интересными для всех. Так, и в основе навыков и умений, которые сам Шерлок называл дедуктивным методом лежит, самая что ни есть, скучная наука.
В дальнейшем из статьи будет ясно какие и другие требования к процессу мышления применял Шерлок Холмс, а пока что разберемся с категориальным аппаратом. Понятие дедукция (лат. deductio – выведение) означает метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой связаны отношением логического следования. Проще говоря – это получение конкретного знания из общего. Но знакомые с азами логики и читавшие произведения А. Конан Дойля справедливо обратят внимание на то, что Шерлок, вероятно, не сильно вдавался в терминологию, ведь с точки зрения науки он пользовался индуктивным методом. Дело в том, что индукция – метод противоположный дедукции, который основывается на получении общего знания исходя из ряда частных. Именно его и применял детектив, сначала изучая улики и все известные данные, а потом на основании этого делая выводы. Но чтобы не огорчать почитателей таланта сыщика отметим, что сам мистер Холмс, по его же утверждению: «Отбросьте все невозможное, и то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался», – дедуктивным методом все же пользовался, так что формально логика соблюдена.
Доверял Шерлок Холмс и своей интуиции. Он говорил: «Иногда значительно легче что-то понять, чем объяснить, почему я это понимаю. Если вас попросили доказать, что дважды два – четыре, вы можете испытать некоторые трудности с этим, но в тоже время вы абсолютно в этом уверены».
Чтобы более детально узнать о требованиях логики к процессу мышления рекомендуем познакомиться со на нашем сайте.
В «Этюде в багровых тонах» Шерлок Холмс говорит: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену». Это выражение как нельзя лучше описывает то, как вёл расследования детектив. Несомненно, в жизни все происходит хаотично, а не по запланированному сценарию (в случае с Шерлоком – Конан Дойлем), но даже несмотря на это, наблюдательность и другие исключительные навыки сыщика с Бейкер-стрит, может пробовать развить каждый. Ниже перечислены эти навыки и способности.
Разбор примеров из произведений о Холмсе и другие материалы для развития мышления доступны .
Присоединяйтесь!
Дедукция – переход от общего к частному, создание гипотезы и подтверждение правдивости систематизацией, сбором информации. Метод позволяет легко подходить к обучающему процессу, воспринимать общие положения, которые дополняются следствиями, вытекающими из них. Навыки дедукции позволяют развивать абстрактное и логическое мышление.
Обучению методу – кропотливая работа над собой, не составляющая особой сложности. Начать изучения и привитие навыков можно в любом возрасте. Подходы используются наглядные, словесные, практические. Дедукция – научный подход, при обучении требуется участие холодного рассудка, все эмоции необходимо отмести как лишний компонент, мешающий процессу. Существует ряд правил, изучение которых помогут понять, как научиться дедуктивному методу мышления.
Невнимательность к мелочам дает возможность упустить главное зерно. Тренировка сводится к ежедневным тренингам. Подспорьем этому служит общество, наблюдение за одеждой, жестами, поведением окружающих людей позволит сделать привычкой изучения частностей и выработать наблюдательность. Для простоты вхождения в ритм можно отвести на это ежедневно отрезок времени, например, при поездке на работу. Необходимо заручиться поддержкой наблюдательного человека, с которым можно проводить время на прогулках, изучая окружающие предметы и людей.
Для того чтобы охватить множество аргументов, их необходимо держать в голове. Тренировка памяти – это как тренировка мускулатуры, без постоянных усилий функция за ненадобностью отпадает. Об этом говорят исследования, проведенные в отношении лиц, вынужденно прервавших мозговую деятельность, например, на отдыхе. Развитие памяти необходимо проводить известными способами. Запоминание количества слов на слух, дословное повторение прочитанных фраз, перечисление предметов, предложенных партнером и многие другие методики, используемые для развития. Необходимо помнить о наличии нескольких направлений восприятия человеком – слуховое, голосовое, визуальное, тактильное.Развивать необходимо все, упор при этом делать на слабых сторонах. Упрощению запоминания способствует создание собственной системы кодировки и ассоциаций. Развитие памяти можно проводить в любое время. Это качество также будет способствовать росту социального статуса.
При всех свойствах памяти ее возможности не безграничны. Параллельно с развитием уровня запоминания нужно приучить себя делать заметки. Изучение вопроса можно облегчить при помощи построения графиков, таблиц, составления списков с отметками степени значимости. Данные навыки позволяют формировать выработку репродуктивного мышления, суть которого заключается в формировании самостоятельности, гибкости, азов поисковой деятельности.Это позволяет находить взаимосвязи и выстраивать логические или алогичные цепочки событий.
Грамотный подход ко многим вопросам вырабатывается на основании новых знаний даже в темах, не связанных с общественной жизнью, межличностными отношениями. Использовать можно даже художественную литературу. Приобретенные познания позволят развить образность, впечатлительность и заинтересованность, что пригодится в тренировке дедукции. Особое внимание необходимо уделять получению специальных знаний. Это касается изучению психологии, физиогномистики, языка жестов. Те знания, которые можно почерпнуть при освоении тематик, позволят облегчить проведение оценочного анализа поведенческих ситуаций.
Помимо совершенствования, необходимо начать применение навыков, что, в свою очередь, поможет придать нужный вектор тренингу. Суть сводится к созданию проблемной ситуацииили поиска ее в реальной жизни. Выдвигается гипотеза, создаются пути решения проблемной задачи со всевозможными подходами, выбирается оптимальный вариант. Далее проводится сравнительный анализ следствияситуации и предложенного пути развития событий. Этот метод называется проблемно – поисковый, задача его заключается в развитии навыков.
Важным моментом является то, что при решении практических задач участники событий не всегда прибегают к логическим умозаключением. Иногда люди, попадающие в конкретные ситуации, выстраивают в голове свою особую мысленную модель. Основой такого действия является ассоциативных характер подсознательного мышления. Подтверждением этого является факт отсутствия принятия одинаковых решений одного вопроса различными группами людей.Цель лица, обладающего дедуктивным методом, найти и оценить нелогичность поступка с применением опосредованных умозаключений, основанных на двух и более суждениях.
Сложность применения метода дедукции состоит в том, чтобы найти золотую середину количества частностей, позволяющих подкреплять идею. Совокупно решаются две задачи: найти значительное число подтверждений и уметь выделить из общего числа частностей те немногие, на которые стоит опираться. Большое число вариантов размоет задачу и уведет решение в другое русло, а малое количество уменьшит степень вероятности принятия правильных выводов. Здесь решающую роль играют навыки и опыт, приобретенные в тренингах.
Изображение: José Pineda1 (flickr.com)
Мне кажется все, кто читал истории про Шерлока Холмса, хотели бы хоть немножко приблизиться к его удивительному умению логически рассуждать. Как развить дедукцию? Давайте у него учиться!
Большинство из нас не обращают внимания на мир вокруг нас. Дедукция это в первую очередь способность замечать мелкие детали. То есть это развитие привычки быть постоянно «включенные», быть в сознании с постоянно включенным «внутренним анализатором».
Это не сверхчеловеческая способность. Когда речь идет о Шерлоке, то он всю жизнь культивировал привычку быть внимательным. Он не родился с этой способностью, он ее целенаправленно развивал. У нас есть много плохих привычек в сознании, их нужно отслеживать, и постепенно устранять, заменяя полезными.
Постоянно замечая детали, мы , и после продолжительных усилий, это может стать автоматической привычкой.
Наша худшая привычка – не обращать ни на что внимание. Мы всегда пытаемся получить что-то быстро, и из-за этого теряем детское . Мы практически не задаем вопросы, когда нам что-то непонятно. Дети спрашивают обо всем, что им не ясно. И этому у них нужно учиться .
Улучшить наблюдательность означает, прежде всего, идентификацию плохой привычки (привычки достигать цели быстро и пропустить мелкие детали), и культивирование новой привычки (неспешность и внимание).
Один из классических трюков для формирования новой привычки — постепенно работать над собой каждый день. То есть каждый месяц можно вводить новую привычку и ежедневно ее закреплять.
Можно делать все, что хочешь, при условии, что это заставляет тебя «включиться» и наблюдать мир с другой точки зрения. Например, передвигаясь по городу, можно начать обращать внимание на бесчисленное количество странных вещей, которые обычно не замечаешь.
Как развить дедукцию — Идея состоит в том, чтобы постепенно научить себя, замечать мелкие детали в повседневной жизни.
Когда попытки развивать внимание не работают, а личные проблемы уводят в сторону, есть еще один трюк: начать записывать наблюдения в течение дня.
В течение 10 минут письменно записывать свое наблюдения. Можно описать поведение человека, все до мельчайших деталей: действия, реакции, поведение и т.д. При этом записывать, его действия и свои размышления. Нужно обратить внимание на поиск шаблонов поведения, повторяющиеся или необычные детали.
Медитация иногда приравнивается к религиозному опыту, но первоначально это упражнения для контроля над мыслями. Несколько мину в день помогут наладить процесс мышления, и очистить разум от лишнего мусора.
Медитация, не означает, что вы должны сорваться и убежать подальше, став монахом. Это просто способ настроить ум, который научит обращать внимание на себя и то, что происходит в голове. Понять, как возникают мысли, и что собой представляет процесс мышления.
Это всего лишь обучение внимательности и сосредоточения. Когда мы можем сконцентрироваться на себе, то, вероятно, станем лучше наблюдать окружающий мир.
Интуиция или инстинкт — мощная вещь , и ей просто обязательно нужно доверять. Если есть сильно чувство, обязательно стоит обращать на это внимание. Тело иногда умнее, чем разум.
Как только начинаешь уделять пристальное внимание к миру, можно начать оформлять свое виденье в теории или идеи. Продумывать логично ситуации, применяя критического мышления, и подвергая сомнению все вокруг.
Подвергать сомнению все нормы. Абсолютна вся информация должна подлежать здравой критике, несмотря на авторитетность источника. Всегда есть шанс, что где-то закралась ошибка. Умение слушать, контролировать эмоции и здраво рассуждать.
Не всегда первое впечатление (мнение) правдиво . Нужно быть осторожным со своим взглядом на вещи и последующими выводами. Всегда есть шанс, на то что вывод не правдив, и что-то было упущено.
Возвращаемся в детский мир и начинаем задавать столько вопросов, сколько возможно.
Любопытство – катализатор открытий . Если у вас есть любопытство и внимательность, то вы действительно готовы, копать глубоко и далее развивать логические цепочки. Когда нет любопытства, просто невозможно мотивировать себя, чтобы разобраться в вещах.
Когда получаешь новую информацию, нельзя просто ее воспринимать, нужно найти логическое устойчивое место в памяти. Что значит свое место? Нужно спросить себя: «Почему это важно?» «Как это можно связать уже с существующими понятиями в памяти?» или «Почему я хочу это помнить?» Таким образом, нужно выстраивать и создавать свою систему знаний.
Зачастую есть очевидный и простой ответ на большинство загадочных проблем в современном мире . Крупные проблемы можно разбить на части. В исчисления это называется факторинг, и это эффективный способ разделения вещей на части, чтобы сэкономить время и усилия.
Усиленное восприятие и критическое мышление не принесут большой пользы, если не начать разрабатывать связи между знаниями и воспринимаемой информацией.
Холмс не всегда вспоминает больше, но он может видеть связи, которые люди обычно пропускают. Это похоже на то, как работает дворец памяти , но вместо этого, используя память в пространстве, и связывая одну зацепку с другой.
Восприятие, затем критическое мышление, затем выстраивание связей действуют по кругу. Эта цепочка тренирует память, память расширяет восприятие.
Сильные знания в специальности, когда они связаны между собой, сами по себе вызывают дедукцию. Поиск в памяти одного понятия, провоцирует прохождение цепочки знаний – логической цепочки рассуждений.
Но с другой стороны, нельзя углубляться лишь в одно, так как можно потерять навык широкого взгляда на вещи. Переспециализация – это плохо, нужно быть любопытным к различным вещам и быть готовым к обучению и новому.
Оба дедуктивный и индуктивный методы полезны. Но нужно понимать, что есть что. Дедуктивный метод оперирует истиной. Например, «Все люди смертны. Сократ — человек. Таким образом, Сократ — смертен «. Индуктивный способ рассуждения, с другой стороны, предполагает достижение заключение, которое возможно правдиво. Например, «У него татуировка в виде якоря на руке. Возможно, он служил во флоте».
Или если назвать по-другому, интеллектуальную скромность. То есть умение рассуждать на самом высоком уровне качества, учитывая собственные недостатки, ограничения, невежество и предубеждения.
Нужно исключить поверхностные оценки и быть не предвзятым. Осуждение личности приводит к предвзятому отношению, которое не позволит выстроить логическую цепочку. То есть оценивать можно поступок или ситуацию, но не людей.
Одна голова хорошо, а две лучше . У Шерлока был Ватсон, который не раз помогал ему разгадывать запутанные дела. Вдвоем можно прийти к лучшему решению. И еще, когда мы объясняем другому человеку что-то, мы начинаем это понимать более полно.
Как развить дедукцию — видео шерлок