Главная » 1 Описание » Занятие для подготовки к школе звук х. Буква Х с двумя чудесными хвостикам

Занятие для подготовки к школе звук х. Буква Х с двумя чудесными хвостикам

Угадайте животных…. * Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

* Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

* Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

Верно, это зебра, корова и сорока.

В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

Хвост – парашют

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.


Хвост – одеяло

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

Хвост – защитник

Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.


Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

Хвост – рука

Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.

Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.

Хвост – кладовая

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Хвост – мухобойка

Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Хвост – помощник

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.


Хвост – опора, руль, тормоз

Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.

Хвост бобра – отличный руль при плавании.


Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.

Хвост – украшение

Самые красивые хвосты всё же у птиц. Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.


Проверим, как вы знаете хвосты животных…

— А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х] . Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х] бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

1. «Поймай звук»

  • Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
  • Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
  • Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

2 . Игра «Добавь звук» , который потерялся из слов

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

4. Произнеси [х] в словах

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

Какое слово лишнее? (утка)

5. Найди «лишнее»

  • Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  • Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

6. И г р а «Звук заблудился»

  • Не делай из мук и (мух и ) слона.
  • Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

7. И г р а «Полсловечка за вами»

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

8. И г р а «Слоговой аукцион»

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , —чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

9. И г р а «Где звук?»

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Буква Х с двумя чудесными х востикам.

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.


2 . Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х] .


3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.


4. Найди спрятанные буквы Х . Обведи их.

5. Выдели знакомую букву.

6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х . Соедини их ниточками с хомячком.

7. Добавь недостающий элемент буквы.

8. И г р а «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

9 . И г р а «Рифма»

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

10. И г р а «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб ).

11. И г р а «Найдите слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

12. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

13. И г р а «Из одного слова – несколько»

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

14 . И г р а «Наборщик»

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

15. И г р а «Составим новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

16.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.

Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х .


17. Читаем…

18. Пишем…

19.

Тема: знакомство со звуком [Х].

Цель: познакомить детей со звуком [Х].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [Х];
  2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
  3. Развивать у детей фонематические представления;
  4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.



Знакомство с буквой Х

Тема: знакомство с буквой Х.

Цель: познакомить детей с буквой Х.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник ).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб ).

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает…(хомяк ).

Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.

Тема. Звук и буква Х.

Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.

Задачи:

    Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).

    Учить слышать слова со звуком Х в тексте.

    Познакомить со звуком Х и буквой Х.

    Развивать память, общую моторику и координацию движений.

    Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.

    Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование.

    Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).

    Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.

    Фишки-смайлики.

    Коробочки с материалом для конструирования букв.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Знакомство со звуком Х.

Ребята, отгадайте загадку:

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает … (хомяк).

- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?

Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?

Конечно, со звука А.

Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?

Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.

Учитель-логопед:

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.

Повторите, как Вова дул на руки.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.

Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)

Гласный или согласный звук Х?

Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!

Ребята, что вы узнали о звуке Х?

2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.

Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы

послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух, ты! - восхитились хомяки.

Что, что потом?! – хором спросили хомяки.

Я... потом...

Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.

Шейку трет.

Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.

4. Соотнесение звука с буквой.

- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.

а) чтение стихотворения и показ картинки

Х всё ходит, ходит, ходит –

Места что ли не находит? (А.Шибаев)

б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?

в) Конструирование буквы из палочек.

г) Письмо в тетради.

д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.

е) На что похожа буква Х?

5. Упражнение «Живые буквы».

Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.

Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо

«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …

Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,

Места что ли не находит. Тем она и знаменита.

И узнать её легко –

Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.

На сук похожа буква ….

6. Игра «Доскажи словечко»

Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,

Пишусь всегда через два К: Как пушка!

И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...

А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).

Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год

Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)

7. Подведение итогов занятия.

С каким звуком мы познакомились?

Что вы узнали о нём?

Кто помог нам?

Покажите букву Х.

Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.

Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.

МБОУ «СОШ №29 с углублённым изучением отдельных предметов»

Учитель: Кубикова Галина Александровна

Урок чтения 1 класс Б

Тема урока: "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Тип урока: Изучение нового материала

Учебные задачи:

    создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв;

Учебные умения:

    определять место буквы Х в алфавите;

    проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], ,

    соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков.

    уметь давать характеристику звука [Х] ?[Х , ]согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.

Программные задачи:

    продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности;

    продолжить формирование интереса к новому учебному материалу,

учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

    искать нужную информацию в Азбуке;

    продолжать учить строить монологическое высказывание;

    учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

Оборудование урока:

у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; карточки-модели звуков; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

Этап урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Наша школа славится своим гостеприимством, и мы с вами своим поведением должны подтвердить эту традицию. Порадуйте наших гостей хорошим настроением, знаниями, которые вы получили за 5 месяцев обучения в школе.

Регулятивные действия. Обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных знаний

Работа в парах.

Выберите правильные предложения:

1) Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2) Звук можно услышать и произнести.

Букву можно услышать и произнести.

3) Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4) Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5) Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

6) Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7) Буквы обозначают звуки на письме.

Звуки обозначают буквы на письме.

3.Работа над новым материалом

а)На партах у детей лежат квадратные листочки.

Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

- Какова тема и цели урока?

(плакат на магнитной доске)

Х х
б ) Работа по учебнику Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.

Посмотрите на картинки.

Кто изображен на первой картинке? (муха)

Делим на слоги.

Назовите второй слог.

Назовите первый звук во втором слоге.

Дайте характеристику новому звуку.

Кто изображен на втором рисунке?

Разделите это слово на слоги.

Посмотрите на орфоэпическую модель слова. Назовите слог с новым звуком. (хи)

, ]

Почему звук [х , ] произносится мягко?

Как мы будем обозначать на письме звуки [х] и звук [ х , ] ? (Буквами Х,х)

(Слайд 3)

в)Конструирование букв « ха» - работа в парах.

Вживание в букву «х». Как бы вы изобразили эту букву, покажите.

г) Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать.

д) Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей слов (с.92)

Рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на первой иллюстрации?

Химик – специалист по химии, а также работник химической промышленности.

Прочитайте это слово орфоэпически, а теперь орфографически.

Сколько слогов в данном слове?

Назовите ударный слог.

Какой первый звук в слоге «хи»?

Дайте характеристику звуку [х , ].

-Анализ слова «хорь».

4) Чтение слогов по заданным схемам с.92 .

Прочтите слоги, в которых согласный [х] читается твердо.

Прочтите слоги, в которых согласный [х , ] читается мягко.

ж) Упражнение в чтении слов с.93

(хорьковая нора, хорьковая шкура, хорьковая шуба)

Составление предложения с словом «хорь».

(Слайд 4)

-Прочитайте, пожалуйста, моё предложение.

[хар , ок хватал хруст , ащ , ий , хл , эп]

Проверка ( Слайд 5)

Хорек хватал хрустящий хлеб.

Построение модели предложения при помощи фишек-слов.

Проверка предложения

( Хорек-существительное (квадратик красного цвета), хватал – глагол-(квадратик синий), хрустящий –прилагательное (желтый квадратик), хлеб-существительное (красный квадратик).

Чтение 2-ой строки слов

(хлебный завод, хлебный край, хлебный квас)

Можем мы Курский край назвать хлебным? Почему?

Чтение слов на слайде 4

Проверка: (слайд 4)

Хлеб в старину называли «жито», от слова жизнь. С давних времен хлеб стал главной едой людей. С ним и сытно, и вкусно, и полезно. Чтобы хлеб на стол попал, приходится людям потрудиться.

Хлебом - солью встречают и провожают дорогих гостей, и подносят хлеб-соль в знак особого уважения. Это традиция русского народа.

-Чтение второй строки .

Ребята, давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову «хлеб».

Может кто-то знает пословицы о хлебе?

* Хлеба к обеду в меру бери, хлеб-драгоценность им не сори.

* Не будет хлеба, не будет обеда.

*Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

* Хлеб – всему голова.

-Чтение 3-5 строк.

Найдите лишнее слово: хвост, хвостик, хвастунишка, хвостатый.

5) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне по цепочке.

По ходу словарная работа: хилый - больной, хворь – болезнь, хлев-помещение для скота.

Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать

Регулятивные

4.Работа с текстом.

6) Чтение тренировочных текстов по В.Б. Эдигей (на карточках)

Щенок

У Жени илж неощк. Щенка илазв ыиРжк. Рыжик был шольбйо луанш.Однажды Рыжик азелз ан олст. А атм остяил чернила. Рыжик роуинл тыулбук и весь измазался. Пришёл Женя и ен наулз енакщ. Рыжик алст ёрмынч.

Ответ : У Жени жил щенок. Щенка звали Рыжик. Рыжик был большой шалун. Однажды Рыжик залез на стол. А там стояли чернила. Рыжик уронил бутылку и весь измазался. Пришёл Женя и не узнал щенка. Рыжик стал черным.

Упражнение «Буксир»

У Жени жил щенок. Щенка звали Рыжик. Рыжик был большой шалун . Один раз Рыжик залез на стол. А там стояли чернила. Рыжик уронил бутылку и весь испачкался. Примчался Женя и не узнал щенка. Рыжик стал черным.

Что вы заметили в этом тексте необычного?

Верно, я заменила некоторые слова.

(Однажды – один раз, измазался – испачкался, пришёл – примчался)

5.Рефлексия

(пантомима)

6.Итог урока

- Что нового вы для себя открыли?

Что понравилось, запомнилось?

Достигли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества

Наталья Василевская
Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х»

Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х»

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление знаний о букве и звуке «Х» ,

Формирование звукового анализа ,

Формирование умений различать твердый и мягкий звук ,

Формирование умений определять место звука в слове .

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие памяти, внимания,

Развитие мелкой и общей моторики,

Развитие связной речи,

Развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование доброжелательности, инициативности.

Оборудование : проектор, цветные квадратики, печатная буква «х» , зеркала, картинки со звуком «х» ,электронная презентация, цветные камушки,

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я хочу загадать вам загадку.

На лице цветет

От радости растет.

(Улыбка)

Подарите друг другу улыбку для хорошего настроения

А я сегодня ребята получила письмо, давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет. А пишет нам буква «Х»

Здравствуйте ребята, я очень хотела попасть к вам, но заблудилась, помогите мне отыскать дорогу к вашему детскому саду. Буква написала , что она сможет вернуться, если вы выполните задания. Поможем?

Но прежде, мы должны подготовим наш язычок для работы.

Возьмите зеркала давайте выполним упражнения. (Дудочка, улыбка, часики, качели, вкусное варенье, лошадка)

Хорошо! А теперь скажите звук «Х» гласный или согласный? Бывает твердый, бывает мягкий, проверьте какой он, звонкий или глухой. Возьмите синий и зеленый квадратики.

Ну что ж наш язычок готов и можно посмотреть карту и начать выполнять задания.

За каждое выполненное задание вы будете получать вот такой фрагмент, посмотрим что же у вас получиться в конце.

1. У вас в руках квадратики, я буду называть слоги, если вы слышите твердый звук то поднимаете синий квадратик, если мягкий, то зеленый.

(Ха, хи, хо, ху, хе, хё, ха, ах, ух, ох,)

Молодцы справились.

Посмотрим какое же следующее задание нам нужно выполнить.

2. Распределите картинки по двум группам, к синему с твердым звуком , к зеленому с мягким звуком , вместе проверим. (Находим место звука в слове , полным ответом)

Физминутка. «Чударики» (видео игра)

3. следующее задание. Давайте составим предложение с каждым из этих слов. (используются картинки из предыдущего задания)

4. Найди лишнее слово. (на экране)

5. Назовите только те слова в названиях которых есть звук «Х»

Вот и буква ! Вернулась она к нам?

Давайте украсим нашу букву . (выкладываем камнями.)

Итог занятия : Если вы считаете , что у вас все получилось возьмите оранжевую звездочку, если вы считаете, что не все получилось, то желтую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук [а] и буква А» Задачи: познакомить детей с гласным звуком [а]и буквой А; учить определять позицию звука в слове; упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б» Конспект НОД в подготовительной группе МБДОУ №61 для детей с ОНР второго года обучения. Учитель-логопед Носова Г. Г. Тема: «Звук и буква.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта