Любое время года дарит свои подарки, и осень не исключение. Это яркая, роскошная пора, пора урожая, пора дождей и листопада. Для тех, кто дышит этой осенью полной грудью, в первую очередь для детей, их родителей, воспитателей и учителей, и написаны статьи этого раздела нашего сайта. Будут и умные уроки, и веселые поделки для внеклассной работы.
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Существительные:
осень,туча,дождь,лужа,погода,непогода,листопад, сырость,зонт,сентябрь,октябрь,
ноябрь,листья,деревья, берёза,дуб,осина,рябина,ясень,липа,тополь,клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
Глаголы:
наступать,желтеть,краснеть,опадать,дуть,лить,вянуть, моросить,срывать(листья),
пожухнуть,расписать,хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
Прилагательные:
жёлтый,красный,оранжевый,разноцветный,дождливая (погода,осень),сухой,холодный,
мокрый,хмурый,осенний,
унылый,пасмурный,золотая(осень),серые(дни),проливной, моросящий.
Наречия:
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Пальчиковая гимнастика
Разбросалаосеньлистья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый,лист с осинки,
Лист дубовый,лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
И. Михеева
(Делаютволнообразные движенияладонями.)
(Делаютплавныевзмахи ладонями вверх-вниз.)
(«Шагают» пальцами обеих рук.)
(Скрещиваютладонис растопыриванием пальцев.)
(Поочерёднозагибают пальцы,начинаяс большого,
наобеихруках
одновременнонакаждый
лист.)
(Звонкохлопаютв ладони.)
Пальчиковая гимнастика
Координацияречисдвижением « Леса- чудеса»
Цели:учить координировать речь с движением,развивать мелкую моторику, творческое воображение,
Закреплять в речи названия деревьев.
В леса-чудеса
Мы поедем,
Там встретимся
С умным медведем.
Рассядемся
Я, и ты, и медведь
И будем песню
Лесную петь:
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды
И про луну.
Про дуб, про сосну,
Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
И про метель.
Г.Сати
(Идут по кругу, держась за
руки.)
(Усаживаются на колени
на ковёр.)
(Ритмично соединяют
дый палец с большим
пальцем
на правой руке.)
(То же на левой руке.)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
выразительностью речи.
Солнце, солнце, Ты откуда?
Я из тучки золотой.
Дождик, дождик, Ты откуда?
Я из тучи грозовой.
Ветер, ветер,
Ты откуда?
Я из дальней стороны.
Из пособия Г.
Быстровой, Э.
Сизовой, Т. Шуйской
Закличка
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
ОСЕННЯЯ
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развиватьзрительноевнимание,учитьузнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать
грамматический
стройречи(образованиеотносительныхприлагательныхот существительных).
Игра « Четвёртыйлишний»
Цели: учитьотличатьпризнакиосениотпризнаковдругих времёнгода,развиватьсвязнуюречь(употребление
сложноподчинённыхпредложений),развиватьзрительное внимание.
Ходигры. Воспитательпомещаетнанаборноеполотно четырекартинки,натрёхиз
которых изображено одновремя года,а на четвёртой -другое.Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесьлишняявтораякартинка,потомучтонаней нарисованолето,анаостальныхкартинках
изображена осень. И т. п.
Игра «Три листа»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формироватьграмматическийстройречи(образование
относительных прилагательных,согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки сизображениемтрёхразныхлистьев.
Ребёнокдолжених назвать и сказать, как они лежат.
Например:
Дубовый лист - между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист - справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепитьвречиназванияосеннихмесяцев,учить связному монологическому высказыванию.
Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьстихотворение «Двенадцатьмесяцев».
Проводитбеседупостихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развиватьречевойслух,слуховуюпамять, грамматическийстройречи(умениеподбиратьоднокоренные
слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
Например:
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов - названий деревьев.
Ходигры. Детивстаютвкруг,воспитательбросаетмяч одномуиздетей,произнося
название дерева.Ребёнокловит мячи,бросаяеговоспитателю,произноситэтожеслово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развиватьфонематическийслух,учитьопределять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень,погода,дождь,ива, тополь,сосна,дуб,клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развиватьфонематическийслух,совершенствовать навыкизвуковогоанализаисинтеза,
учитьопределять количество и последовательность звуков в слове.
Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямсосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
Назвать звук перед или после заданного;
Назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развиватьзрительноевнимание,совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ходигры. Воспитательпомещаетнафланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Например: дуб.
Материалы для чтенияизаучиваниянаизусть
* * *
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите - роща золотом одета».
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Е. Благинина
КЛЁН
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый -
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны - цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
С. Васильева
Загадки
Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическомувысказыванию
(толкованиезагадки).
Ходигры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Тексты для пересказа
* * *
Лето кончилось.Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липадрожала под его порывами.
Издупла липы
Пришла осень.Всё перелётное населениеулетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
Дождь
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
По В. Бианки
Вопросы:
Какое время года наступило после лета?
Какиеприметыосениописываютсяврассказе?
Почему кукушонок остался один?
Как жилось кукушонку в дупле?
ОСЕНЬ
Пришёлсентябрь.Послезнойноголета,после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики,сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
жмутся друг к
дружке тонконогие опёнки...
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетелиласточки,быстрокрылыестрижи...
Вшумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...
По И. Соколову-Микитову
Вопросы:
О каком времени года говорится в рассказе?
Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
Какие птицы улетели первыми?
Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
ЛИСТОПАД
Вот изгустых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,конечно,набратьсязайцухрабростиине
оглядываться.Номожетслучитьсятак:неподдастсязаяц обману падающих листьев,
а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
По М. Пришвину
Вопросы:
О каком времени года рассказ?
Кто вышел из густых ёлок?
Почему заяц прислушался?
Правильно ли заяц осторожничает?
Вспомнить названия каждого времени года.
Уточнить последовательность смены времен года.
Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?
Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.
Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Назвать приметы этих времен года.
Сравнить их между собой.
Например:
Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.
Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.
Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.
Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море и т. п., а осенью идут в школу.
Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.
а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — …
Ветер осенью (какой?) — …
Дождь осенью (какой?) — …
Листья осенью (какие?) — …
б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) — …
Осенью солнце (что делает?) — …
Осенью птицы (что делают?) — …
Осенью колхозники (что делают?) — …
Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.
Определи, чего не бывает осенью.
Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
Набухают почки, распускаются на деревьях листья.
Люди собирают урожай овощей, фруктов.
Дикие животные не делают запасы корма.
Солнце — солнышко.
Лист — …
Туча — …
Ветка — … и т. д.
Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»
Три лужи — пять …
Три тучи — пять…
Три воробья — пять … и т. д.
Предложите ребенку закончить предложения:
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а осенью …
Летом день длинный, а …
Летом тучки ходят высоко, а …
Летом птицы учат птенцов летать, а …
Летом люди одеваются легко, а …
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …
Летом люди растят урожай, а …
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …
Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.
Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ"
Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)
Одеялом их накрыл.(Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Упражнения для мышц шеи
Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнение для губ и щёк
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Развитие физиологического дыхания
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и.носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Источник: Пожиленко Е.А.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сосчитай до пяти
Один осенний день – два осенних дня,...
Одна чёрная туча – ...
Одна маленькая лужа –...
Один красивый зонт –...
Что лишнее?
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Зима, весна, осень, февраль.
Ранняя, золотая, поздняя, летняя.
Хитрые вопросы
Чего больше – осенних месяцев или дней?
Чего больше – осенних месяцев или летних?
Что не так?
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.
Если начинают опадать листья – наступает весна.
Дети идут в школу первого октября.
Какое слово отличается от других?
Осень, осень, восемь, осень.
Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.
Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.
Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.
Назови листья
У клёна – кленовые,
у берёзы –... у ивы – ... у тополя –... у рябины –... у дуба –... у липы –...
Угадай по признаку / действию
Льет, моросит, крапает –...
Краснеют, желтеют, опадают –...
Дубовые, кленовые, липовые – ..
Сильный, пронизывающий, холодный –...
Дуб, липа, ива, береза – это...
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».
Как можно закончить предложение?
Пошел дождь, и...
Наступила осень, поэтому...
Деревья качаются потому, что…
Скажи наоборот
Ясный – пасмурный.
Погода –...
Дождливый –...
Тёплая –...
Поздняя –...
Собери предложение
На, осенью, полях, урожай, убирают.
Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.
Отгадай загадки
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Доскажи словечко
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой... (тучи)
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень)
Летом вырастают,
Осенью опадают. (Листья)
Измени по образцу
Осень – осенний.
Холод –... Сентябрь –... Дождь –... Ветер –... Октябрь –... Грязь –...
Какое слово самое короткое?
Туча, погода, непогода, ненастье.
Сентябрь, грязь, деревья, слякоть.
Ноябрь, листва, зонт, похолодание.
Объясни словечко
Разноцветные; листопад; проливной.
Какое слово не подходит?
Осень, осенний, ясень, по-осеннему.
Лить, проливной, линять, ливень.
Дождь, дождливый, подожди, дождик.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Р ебёнок прослушивает сказку. Отвечает на вопросы. Пересказывает текст. Придумывает продолжение. Рисует иллюстрацию.
Букет для мамы.
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе. ёВопросы к тексту:
Где было очень красиво?
Какие были листья на деревьях?
Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
Кому он подарил букет?
Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".
Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.Задание:
«Читай, добавляй, предложения составляй».
«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».
Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)
"Любимые стихи"
Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.
Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)
«Уточним признаки»
Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?
Задание:
«Проговори скороговорку».
Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.
«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»
«Учимся отвечать на вопросы»
В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.Разноцветные кораблики.
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.