Главная » 1 Описание » Жаворонков семен федорович маршал авиации. Биография

Жаворонков семен федорович маршал авиации. Биография

Крупный русский советский военачальник, маршал авиации.


Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского у. Костромской губ. (деревня исчезла, находилась на границе с г. Вичуга Ивановской обл.). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле - создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 - в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920.

Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. - военную школу летчиков, в 1936 году - оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. С 1937 года - заместитель, в 1938-1939 - командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота.

В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией был награжден орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем - крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели.

С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Руководил гражданской авиацией СССР:

с 1946-1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,

в 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),

в 1957-1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.

Семен Федорович Жаворонков

Жаворонков Семен Федорович (11.4.1899, деревня Сидоровская близ Иваново-Вознесенска - 1967), деятель авиации, маршал авиации (1944). Сын крестьянина. Образование получил в Военно-политической академии РККА (1926), на курсах усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии (1931), закончил школу летчиков имени Мясникова (1933), оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (1936). Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1949). С 1910 работал на текстильной фабрике (Вичуга). В 1917 вступил в РСДРП(б). В июле 1917 создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи. В сент. 1917 вступил в Красную гвардию. С 1931 на политической работе в РККА. С 1937 зам., в 1938-39 командующий авиацией Тихоокеанского флота. В 1939-1946 командующий авиацией ВМФ. В авг.-сент. 1941 находящиеся под его командованием части нанесли авиаудар по Берлину, что имело скорее не стратегический, а политический успех. В 1946-1949 1-й зам., в 1949-57 нач. Главного управления гражданского воздушного флота. В янв. 1957 вновь понижен до уровня 1-го зам. В 1959 переведен в запас по состоянию здоровья.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Жаворонков Семён Фёдорович , советский военачальник, маршал авиации (1944). Чл. КПСС с 1917 года. В Советской Армии с 1918 года. Окончил Военно-политическую академию (1926), курсы усовершенствования комсостава при Военно-воздушной академии им. H. E. Жуковского (1932), Качинскую воен. авиашколу (1933), оперативный факультет Военно-воздушной академии им. H. E. Жуковского (1936) и высшие академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1949). В 1917 вступил в Красную Гвардию. Участник Гражд. войны. С 1933 ком-р и комиссар 34-й авиац. группы ВВС Черномор, флота. С 1937 ком-р 5-го тяжёлого бомбард, авиац. корпуса, в 1938-39 команд. ВВС Тихоок. флота. С июля 1939 команд, авиацией ВМФ. Находясь на этом посту в период Великой Отечеств, войны, Ж. руководил боевыми действиями авиации ВМФ на море и на пример, направлениях. Под руководством Ж. авиация Краснознамённого Балт. флота, усиленная частями дальнебомбардировочной авиации, в авг.- сент. 1941 в сложных условиях наземной и возд. обстановки нанесла ряд ударов по военно-пром. объектам столицы фаш. Германии. В февр. 1945 Ж. занимался организацией перелёта в Сов. Союз делегаций стран - участниц Ялтинской конференции 1945. С 1946 зам. нач-ка, в 1949-1957 годы нач-к Гл. управления ГВФ, а с 1957 1-й зам. нач-ка Гл. управления ГВФ. Ж. внёс большой вклад в дело техн. перевооружения ГВФ на реакт. и турбовинтовые самолёты, стр-ва и оборудования аэропортов, обеспечения безопасности полётов и расширения сети междунар. возд. сообщений. С 1959 в запасе, вёл научную работу в ГВФ. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Нахимова 1-й степени, орденом Кутузова 2-й степени и медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Литература:

Полководцы и военачальники Великой Отечественной. M , 1971.

Основные события

Вершина карьеры

Маршал авиации, Командующий авиацией ВМФ

  • 2 ордена Ленина
  • 4 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Ушакова I-й степени
  • орден Нахимова I-й степени
  • орден Кутузова II-й степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За оборону Ленинграда»
  • медаль «За оборону Москвы»
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • именное оружие

Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899 - 8 июня 1967, Москва) - Крупный советский военачальник. Маршал авиации, в годы великой отечественной войны командовал авиацией ВМФ. Обеспечил живучесть морской авиации на ранних этапах воины и наращивал её силу и умелое боевое применение в последующий период. В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

Биография

Детство и юность

Жаворонков С. Ф. родился 11(23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания сельской школы, Семён Фёдорович отправляется на заработки на текстильную фабрику в Тезино, а с 1914 года в Вичугу.

В марте 1917 года Жаворонков вступил в ряды большевистской партии. Принял участие в организации, а затем и возглавил кружок «Союз рабочей молодёжи имени III Интернационала», который стал в основании Вичугской комсомольской организации. В мае 1918 года он оканчивает трёхмесячный курс партийной школы в Москве и вступает в Вичугский районный комитет партии. Там он занимает должность заместителя секретаря районного комитета до июня 1918 года.

В июне 1918 года Жаворонков вступает в Кинешемский красногвардейский коммунистический отряд и в его составе участвует в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле.

Гражданская война

Служба в армии для Жаворонкова начинается в сентябре 1918 года, когда он простым красноармейцем вступает в Первый советский Кинешемский полк. В ноябре он становится политкомом батальона 29-го стрелкового полка. В марте 1919 года Жаворонков уже военный комиссар батальона связи 7-ой стрелковой дивизии.

За время гражданской войны Жаворонков С. Ф. принял участие в разгроме Колчака, Деникина, белополяков и в ликвидации бандитизма на Украине.

Период между войнами

В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.

После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского был назначен командиром Пятого тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. С 1937 года - заместитель, а в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота . С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР . 4 июня 1940 года Жаворонкову Семёну Фёдоровичу присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».

Великая Отечественная война

Именно Семён Фёдорович в начале войны внёс предложение наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову о нанесении самолётами-торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы. Планирование и выполнение этой задачи верховное командование возложило на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией Жаворонков С.Ф. был награжден орденом Красного Знамени.

Семён Фёдорович руководил авиацией Краснознамённого Балтийского флота в период защиты Ленинграда. Лично принимал участие в создании воздушного прикрытия над Ладогой для защиты «Дороги жизни».
31 мая 1943 года ему присвоено звание «генерал-полковник».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года была внедрена новая тактика борьбы с противником на море. Она заключалась в крейсерских полётах одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Позднее полеты стали совершать мелкие группы самолетов, что значительно повысило результативность подобных атак по вражеским кораблям.

Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября до 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Благодаря опыту, полученному при командовании авиацией Черноморского флота до войны, было не так трудно организовать эффективную работу советских лётчиков в условиях крымского побережья. Благодаря ценным советам командованию Черноморского флота и контролем за развитием событий, авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции. 3 ноября Военный совет Восемнадцатой армии писал командующему Черноморского флота:

С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем . 25 сентября 1944 года Семёну Фёдоровичу присвоено звание «маршал авиации».

В феврале 1945 года Ф.С. Жаворонков обеспечил безопасный перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Послевоенный период

В послевоенный период С.Ф. Жаворонков занимал руководящие посты в гражданской авиации СССР:

  • 1946-1949 гг. заместитель начальника Главного управления ГВФ,
  • 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ,
  • 1957-1959 гг. 1-й заместитель начальника Главного управления ГВФ.
  • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, проходившей в Москве.

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья, но и тогда продолжил научную работу в ГВФ.

С.Ф. Жаворонков внёс большой вклад в дело технического перевооружения ГВФ на реактивные и турбовинтовые самолёты, строительство и оборудование аэропортов, обеспечение безопасности полётов и расширение сети международных воздушных сообщений.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Какие бы должности не занимал С. Ф. Жаворонков, он непрерывно думал о развитии и укреплении силы авиации ВМФ, о разработке новых приемов её боевого применения, усиленно изучал стратегию и тактику вероятного противника на морских театрах. При общении со своими помощниками и подчинёнными он старался вселить уверенность в могучую силу авиации.

Увековечивание памяти

  • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
  • мемориальная доска в г. Иваново
  • улицы в г. Иваново и г. Вичуге
  • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

Основные события

Вершина карьеры

Маршал авиации, Командующий авиацией ВМФ

2 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

2 ордена Ушакова I-й степени

Орден Нахимова I-й степени

Орден Кутузова II-й степени

Орден Трудового Красного Знамени

Медаль «За оборону Ленинграда»

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За оборону Кавказа»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»

  • именное оружие
  • Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899 - 8 июня 1967, Москва) - Крупный советский военачальник. Маршал авиации, в годы великой отечественной войны командовал авиацией ВМФ. Обеспечил живучесть морской авиации на ранних этапах воины и наращивал её силу и умелое боевое применение в последующий период. В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

    Биография

    Детство и юность

    Жаворонков С. Ф. родился 11(23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания сельской школы, Семён Фёдорович отправляется на заработки на текстильную фабрику в Тезино, а с 1914 года в Вичугу.

    В марте 1917 года Жаворонков вступил в ряды большевистской партии. Принял участие в организации, а затем и возглавил кружок «Союз рабочей молодёжи имени III Интернационала», который стал в основании Вичугской комсомольской организации. В мае 1918 года он оканчивает трёхмесячный курс партийной школы в Москве и вступает в Вичугский районный комитет партии. Там он занимает должность заместителя секретаря районного комитета до июня 1918 года.

    В июне 1918 года Жаворонков вступает в Кинешемский красногвардейский коммунистический отряд и в его составе участвует в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле.

    Гражданская война

    Служба в армии для Жаворонкова начинается в сентябре 1918 года, когда он простым красноармейцем вступает в Первый советский Кинешемский полк. В ноябре он становится политкомом батальона 29-го стрелкового полка. В марте 1919 года Жаворонков уже военный комиссар батальона связи 7-ой стрелковой дивизии.

    За время гражданской войны Жаворонков С. Ф. принял участие в разгроме Колчака, Деникина, белополяков и в ликвидации бандитизма на Украине.

    Период между войнами

    В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.

    После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского был назначен командиром Пятого тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. С 1937 года - заместитель, а в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота . С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР . 4 июня 1940 года Жаворонкову Семёну Фёдоровичу присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».

    Великая Отечественная война

    Именно Семён Фёдорович в начале войны внёс предложение наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову о нанесении самолётами-торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы. Планирование и выполнение этой задачи верховное командование возложило на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией Жаворонков С.Ф. был награжден орденом Красного Знамени.

    Семён Фёдорович руководил авиацией Краснознамённого Балтийского флота в период защиты Ленинграда. Лично принимал участие в создании воздушного прикрытия над Ладогой для защиты «Дороги жизни».
    31 мая 1943 года ему присвоено звание «генерал-полковник».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года была внедрена новая тактика борьбы с противником на море. Она заключалась в крейсерских полётах одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Позднее полеты стали совершать мелкие группы самолетов, что значительно повысило результативность подобных атак по вражеским кораблям.

    Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября до 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Благодаря опыту, полученному при командовании авиацией Черноморского флота до войны, было не так трудно организовать эффективную работу советских лётчиков в условиях крымского побережья. Благодаря ценным советам командованию Черноморского флота и контролем за развитием событий, авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции. 3 ноября Военный совет Восемнадцатой армии писал командующему Черноморского флота:

    С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем . 25 сентября 1944 года Семёну Фёдоровичу присвоено звание «маршал авиации».

    В феврале 1945 года Ф.С. Жаворонков обеспечил безопасный перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

    Послевоенный период

    В послевоенный период С.Ф. Жаворонков занимал руководящие посты в гражданской авиации СССР:

    • 1946-1949 гг. заместитель начальника Главного управления ГВФ,
    • 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ,
    • 1957-1959 гг. 1-й заместитель начальника Главного управления ГВФ.
    • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, проходившей в Москве.

    С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья, но и тогда продолжил научную работу в ГВФ.

    С.Ф. Жаворонков внёс большой вклад в дело технического перевооружения ГВФ на реактивные и турбовинтовые самолёты, строительство и оборудование аэропортов, обеспечение безопасности полётов и расширение сети международных воздушных сообщений.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Какие бы должности не занимал С. Ф. Жаворонков, он непрерывно думал о развитии и укреплении силы авиации ВМФ, о разработке новых приемов её боевого применения, усиленно изучал стратегию и тактику вероятного противника на морских театрах. При общении со своими помощниками и подчинёнными он старался вселить уверенность в могучую силу авиации.

    Увековечивание памяти

    • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
    • мемориальная доска в г. Иваново
    • улицы в г. Иваново и г. Вичуге
    • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

    Галерея

    Маршал авиации СССР

    Биография

    Крупный русский советский военачальник, маршал авиации. Командующий авиацией Военно-Морского Флота (1939–1946). В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

    Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губ. (в 1930 году вошла в состав г. Вичуги Ивановской обл). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле – создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

    В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 – в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920 г.

    Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. – военную школу летчиков, в 1936 году – оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. Комбриг (28.11.1935). С 1937 года – заместитель, в 1938–1939 – командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота. Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940).

    В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

    Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. С 7 августа до 4 сентября на Берлин было произведено девять рейдов. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). За разработку и руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

    Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

    При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем – крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем. В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта