Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Адаптация в школе советы психолога. Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Школьная адаптация и ее особенности

Адаптация в школе советы психолога. Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Школьная адаптация и ее особенности

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже - воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель - непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников. Раздел: -- посиделки (школа 1468 родительское собрание первоклашек 19 июня 2017 отзывы родителей). сходила...

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Трудности адаптации к школе.. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Трудности адаптации к школе. Позади сентябрь – первый учебный месяц, самый сложный для всех учеников, а особенно И еще главный совет – не делать проблемы из возникших трудностей.

тем, у кого первоклассники... Школа. Ребенок от 7 до 10. У моего первоклашки -левши с руками всегда беда была. Я задолго до школы знала, что будут у нас в этом деле проблемы. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Мои дети первоклассники пишут не охотно, медленно и чаще всего не стараются:(Хотя могут писать красиво - когда стараются, результат поразительный, но замотивировать на старание в данной области совсем не просто. Вроде и с моторикой не так уж и плохо. Например, с огромным удовольствием и старанием малюсенькой отвёрточкой раскручивают и закручиавют малюсенький винтики, разбирая и собирая что-то, оечнь любят придумывать и рисовать игры с описаниями, правилами и инструкциями, которые обычно старательно выводятся, правда печатными буквами, но как доходит до письма в тетрадках - письмо идёт вкривь и вкось... Нет стремления делать как просит учительница, зато велико стремление делать исключительно по-своему.:)

мы уже буквы пишем: а, о, и; цифры до 5.

как пишет? старается. сам видит где написано неаккуратно.
со второй недели у нас дома черновики, где мы повторяли написание букв-цифр.
потом появились тетради, где учитель пишет задание: (например, строчку о, О; по половине строчки 2,3,4,5). С одной стороны это приучает делать д\з, а с другой закрепление, тренировка.

делаем задение сразу. без черновиков, так как рука быстро устает у них еще. делает сам, без моего присутствия. потом сам оценивает выполненное (без подчеркивания). критичен. справедлив.

после перерыва он садится и в черновых тетрадях пишет буквы-цифры. по строчке, если они были кривыми и половина строчки, если в чистовике было всё ОК.

он старается. не с высунытым языком:-) старается, чтобы было чисто и аккуратно. сейчас от отрабатывает навыки. я считаю, что в этом случае пофигизм несвоевременен.

Кризис первоклассника. Школа. Ребенок от 7 до 10. Кризис первоклассника. Что-то никак из него не выберемся:(В школу начал ходить хорошо, не сказать,что с удовольствием, но без нытья и слез. Вот здесь есть интересные советы по взаимодействию с первоклашками: [ссылка-1] 09.04.2018 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Да, обязательно сходите к школьному психологу. Они как раз и сидят для таких ситуаций. Она и с класс. руком поговорит.
А потом Вы сами обязательно к классной руководитильнице сходите поговорить (лучше без детей-свидетелей). Чем мама больше беспокоится о ребенке, тем классная к этому ребенку внимательнее. Вы ей все расскажите и попросите помощи: помочь преодолеть етот период без потерь, возможно, усилить похвалы ребенку и ставить оценки более мягко. Если классная сопротивляется - поднажмите, даже поскандальте слегка, пригрозите пойти к директору.

Тема выступления для родительского собрания:

«Адаптация ребенка к школе».

Подготовила педагог-психолог Костюшкина Ю.А.

Цель занятия: проинформировать родителей об особенностях

адаптации первоклассников к условиям школы.

Задачи:

Дать знания о понятии адаптации к школе;

Дать представления о видах адаптации;

Оборудование: лекционный материал, буклеты.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога –психолога:

Есть родители, которые рассуждают примерно так: «Наше дело накормить-напоить, а школа научит!» это заблуждение, как заблуждение и то, что образование заканчивается с получением диплома или защитой кандидатской диссертации. Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. Хотя мы, к сожалению, имеем множественные примеры выросших детей, не обученных вовремя многому. Доказано, что дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличаются низкими достижениями в образовании, а мужчины – низким заработком. Теже кто воспитывался, окруженный любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличаются успехами в образовании, относительно высоким доходом. И, что очень важно, получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передают ее своему потомству.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? Знаем ли почему? А главное – готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам наших детей?

Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.Здесь многое зависит от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимаем ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли, что начало года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников. Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю-две, для этого требуется много времени. Поэтому в этом пособии мы хотим рассказать вам о том, как помочь ребенку преодолеть первые ступеньки на школьном пути.

Увы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания, все это – дополнительные стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создает новые проблемы. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у ребенка, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться? Почему сотни тысяч девчонок и мальчишек страдают от различных школьных проблем? Мы все больше сетуем на программы, методики, систему обучения. Но важно, чтобы это было не одна новая программа, методика, не один учебник, не жесткие сроки, когда все должны работать как один. Ведь все не могут как один. Они очень разные, наши дети. Один, будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выпишет каждую буковку, другой и минуты не усидит спокойно, а мечта об аккуратных буковках так останется нашей мечтой. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после уроков еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть даже на уроке.

Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен будет справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития ребенка, сколько в возрастных особенностях его развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Что такое адаптация к школе?

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того,чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс .

Оптимальное время для адаптации детей к школе - 1,5 – 2 месяца.

Некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

При крайних случаях - весь учебный год.

Виды адаптации.

Различают физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

В физиологической адаптации выделяется три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.

    Ориентировочный этап («физиологическая буря») – длится 2-3 недели.

Когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.

    Неустойчивое приспособление («затихание бури») – длится 3-4 недели.

Когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

    Относительно устойчивое приспособление – длится 5-9 недель.

Когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем (умственной работы, психической нагрузки общения).

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

Физиологическая адаптация - во многом определяется состоянием здоровья ребенка. По степени приспособленности к школе различают группы детей: проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация в школе происходит тяжело . При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Психологическая адаптация детей к школе не менее важна. Именно от этого зависит, насколько ребенок будет готов принимать и понимать новые задачи, а также его желание учиться и понимать знания.

Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Как только ребенок пошел в школу, чтородители ожидают от своего ребенка: в поведении и в оценках?

Чаще всего родители ждут от своих детей высоких оценок и прилежного поведения. Но далеко не всегда дети оправдывают эти ожидания. Особенно это может проявляться в период адаптации к школе.В возрасте 6-7 лет дети особенно чувствительны к реакции родителей и окружающих на их поведение, на их способности и возможности. Неудачи и провалы ребенок воспринимает наиболее остро. Кстати, именно поэтому в первом классе не ставят оценок. Тем не менее, оценить успеваемость ребенка, его поведение можно из отзывов учителя. Если учитель говорит о том, что ребенок невнимателен и мешает вести уроки, ни в коем случае его нельзя ругать. У ребенка необходимо выяснить, почему он ведет себя так? Что ему кажется непонятным? Объясните, как себя вести правильно.То же самое касается изменившегося поведения ребенка дома. Часто бывает так, что дисциплинированный и спокойный ребенок вдруг начинает грубить родителям и не слушаться. При этом, возможно, что такое поведение бывает только дома, а в школе ребенок ведет себя хорошо. Первая реакция родителей на грубость ребенка – наказание.Однако правильным было бы попытаться понять причину такого поведения. Скорее всего, причина кроется в том, что все свои силы ребёнок тратит на «правильное» поведение в школе. Спокойное поведение на уроке, послушание и внимание к предмету требует огромного напряжения, и, приходя домой, ребенок старается расслабиться, надеясь, что родители его поймут и поддержат.Наказывать ребенка в период адаптации к школе категорически нельзя. Но это не значит, что грубость нужно поощрять. Необходимо максимально корректно избегать конфликтных ситуаций. Если ребенок кричит и грубит, не стоит кричать в ответ или тут же применять штрафные санкции. Лучше сказать нейтральную фразу:

- Ты сейчас раздражен, и вряд ли у нас получится разговор. Мы вернёмся к нему, когда ты успокоишься.

Старайтесь лишний раз обнять и поцеловать ребенка. Ваша поддержка никогда не будет лишней. Важнопомочь ребенку справляться с трудностями обучения. В том числе и с домашними заданиями. Но тут есть один нюанс: надо, чтобы сначала ребенок попробовал сам, и только после того, как у него не получилось, обращался за помощью. Если же изначально садиться за уроки вместе, то у ребенка просто не будет привычки к самостоятельной работе.Очень часто родители, которые сами тяжело пережили адаптацию к школе, и, как следствие, все остальные школьные годы к учебному процессу были настроены негативно, свой эмоциональный настрой и отношение к школе могут передать детям, создавая тем самым для ребенка дополнительные психологические проблемы в период адаптации.

Есть и обратная сторона. Излишне и слишком оптимистичное отношение родителей к школе, которое можетпорождать у ребенка толькорадужные представления о школьной жизни. В итоге он совсем не ожидает проблем, а столкнувшись с первыми трудностями, разочаровывается в школе как таковой. Ведь он уверен, что все с поставленными задачами справляются легко, и только у него это не получается: ну как тут не обвинить в происходящем себя. У ребенка падает самооценка, пропадает желание учиться.Гораздо правильнее будет объяснить ребенку всё о преимуществах школы и обучения, знаний и умений, приобретаемых там, однако не забыть упомянуть о том, что это часто бывает трудной задачей. Что с трудностями сталкиваются все, и важно научиться их преодолевать, что вы поможете ему в любой ситуации. В итоге у ребенка сложится и положительное отношение к школе, и понимание предстоящих трудностей. Не всегда проявления стресса и напряжения оказываются деструктивными. В некоторых случаях неряшливые и непослушные дети наоборот начинают проявлять непривычную дисциплину: сами просыпаются и заправляют кровать, не перечат родителям и так далее. Родители не нарадуются таким изменениям, и не подозревают, что это свидетельствопроблем у ребенка. В какой-то корректировке такое поведение не нуждается, и, скорее всего, со временем все вернется «на круги своя». Вот тут-то и потребуется понимание от родителей. Не стоит упрекать ребенка за то, что он вернулся к своему «привычному»поведению.

Социальная адаптация.

При поступлении ребенка в школу, в его жизни появляется много новых людей и появляется новая социальная роль . Для успешной социальной адаптации к школе, ребенку необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника,в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире. Нелегко ему будет в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем. В связи с этим требуется обязательная помощь в социальной адаптации к условиям школы не только школьного коллектива, но и родителей первоклашек.

При этом от того, как ребёнок покажет себя в коллективе в период адаптации, зачастую зависит его положение в классе на протяжении всего обучения.

Первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща, уметь строить дружеские отношения. Поэтому не стоит ругать своих детей за то, что они часто созваниваются с одноклассниками не по делу, убегают гулять с ними или задерживаются после школы. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Все это часть социальной адаптации, и не стоит мешать этому процессу.

Кроме того, п оложительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками,и ускоряют и облегчают его социальную адаптацию.

Также, первоклассник должен быть готов выполнять поставленные перед ним новые школьные задачи, уметь сознательно принимать новые требования, предъявляемые учителем, соблюдать правила и нормы поведения, режима

дня, иерархию дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника. Поэтому необходимо понимать, что требования соблюдения школьных правил и норм поведения первоклассником должны быть ему четко и конкретно представлены. Важным условием социальной адаптации детей служат одинаковые требования школы и родителей.

Каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Но необходимо помнить, что школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника.

Сложнее дело обстоит с застенчивыми и замкнутыми детьми. Такие дети часто стремятся брать в школу свои любимые игрушки. Многие родители препятствуют этому, мотивируя тем, что ребенок уже вырос и стал учеником, что школа это не детский сад. Однако делать этого нестоит. Ребенок чувствует себя неуверенно в новой обстановке, а игрушка – как часть старого, привычного

мира – помогает ему чувствовать себя более благополучно. Так что пусть берет игрушку с собой, но только объясните ребенку, что ею играть можно только на переменках.

Не стоит забывать об особенностях адаптации к школе детей с особенностями развития, в частности, гиперактивныхдетей, с задержками в развитии, детей с расстройствами аутистического спектра и др. Родителям таких первоклассников будет значительно сложнее справиться с ситуацией, и им гораздо правильнее будет обратиться заблаговременно к специалистам. Только так родители смогут быть уверенными, что решат проблему наилучшим способом и помогут ребенку прожить период адаптации к школе менее болезненно.

Самое важное в этот период - соблюдение режима дня .Распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно совсем отказаться.Важно, особенно, в первые месяцы обучения, ребенку организовать сон после уроков . Это оптимальный вариант позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка учебными занятиями, пусть ребенок сначала отдохнет. В идеале - это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит и только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания.

С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой - бывает по-разному. Садиться за выполнение домашних заданий перед сном категорически нельзя. Лучше сделать это днем, пик мозговой активности у детей приходится на 15-16 часов. Перед сном лучше всего погулять на свежем воздухе.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать не менее 3-4 часов в день , именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – этого не достаточно.Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна . Лучше всего укладывать ребенка в 9 часов вечера.Время подъема необходимо установить такое, чтобы первоклассник успел позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями. Завтрак должен быть полноценным.

Правила, которые помогут ребёнку в общении:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

    Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без причины.

    Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

    Играй честно, не подводи своих товарищей.

    Не дразни никого, не «канючь», не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    Старайся быть аккуратным.

    Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком:

Не рекомендуемые фразы для общения: - Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта