Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Аюрведа - древняя наука жизни. Что такое аюрведа

Аюрведа - древняя наука жизни. Что такое аюрведа

Выберите язык русский английский азербайджанский албанский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский себуанский сербский сесото сингальский словацкий словенский сомали суахили суданский тагальский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский

Аюрведа – Наука о жизни.

Аюрведа

Внимание!!!
Скоро будет закончена новая книга - "Аюрведа простыми словами"
Написана очень доходчивым языком, коротко и с наглядными примерами.
Найти ее можно будет по ссылке внизу главной странице сайта

Всемирной организацией здравоохранения ООН было выведено определение – Состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. То есть по мнению этой организации здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать. Удивительно, то что мнение ООН совпадает с позицией древней науки Аюрведы. Однако глядя на современные системы здравоохранения, разве мы можем отметить, что соответствующие заведения делают людей настолько гармоничными, как это определяет ООН? Вряд ли. Наоборот, мы наблюдаем полный бардак, как в медицинских учреждениях, так и в здоровье людей, которые их посещают. Что уж тут говорить про психику и социальное благополучие. Хотя все это напрямую связанно одно с другим.

Я думаю, что деятели, которые выдумывали это определение, позаимствовали его из древних источников, но о выполнении своих обязательств позаботиться позабыли или не захотели. Ведь медицинская индустрия и так приносит огромные прибыли. Это профессия, которая подразумевает наличие клиентов и не заинтересована в том, чтобы все были здоровыми.

Аюрведа рассматривает человеческий организм как целостную систему не отделимую от внешней системы, природы, вселенной. Область деятельности этого древнего искусства заключается в том, чтобы изначально поддерживать гармонию во внутреннем пространстве человеческого организма, состоящем из 50-100 триллионов клеток упорядоченных определенным образом. Этот баланс возможен только при выполнении условий правильного взаимодействия тканей, органов и систем организма с внешними условиями мира в котором обитает человек, так как он является частью общей системы.

На вопрос для чего же нужно человеку здоровье? Аюрведа отвечает следующим образом – оно нужно для реализации своего предназначения в жизни, осознания духовной природы и смысла существования. Предназначение человека определяется в Ведах четыремя целями – Дхарма, Ардха, Кама и Мокша. Рассмотрим их подробнее.

Дхарма – выполнение своих обязанностей перед обществом и природой. Она состоит из двух частей 1. Служение и принесение пользы всем живым существам. 2. Раскрытие своего индивидуального таланта. Как видим второе может быть реализованно через первое.

У большинства людей проблема состоит в том, чтобы найти свой талант. Многие и очень многие занимаются тем, чем они занимаются без какого либо морального удовлетворения, делают это в основном ради денег или положения в обществе. Есть люди убеждающие себя в том, что они любят свою профессию. Но в отношении Дхармы это не работает. В Бхагавад-гите сказано, что ”лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие обязанности” (глава 18, текст 47).

То как человек выполняет свое предназначение, напрямую влияет на его здоровье. Проведенные учеными исследования показывают, что около 88% людей занимаются деятельностью, которая их не устраивает. И в то же время около 90% сердечных приступов настигли именно тех, кто занимался работой противоречащей их природной тяге, они делали это только ради заработка. Таким образом не выполнение Дхармы, очень пагубно сказывается на физическом самочувствии человека. А следовательно препятствует реализации следующей цели.

Ардха – накопление материальных благ при помощи исполнения своих обязанностей. Из самого определения следует, что этот процесс естественный, не являющийся самоцелью. В то время как в современном обществе, это и является основной задачей большинства людей. Процесс прибавления финансов, материальных ценностей, положения в обществе и уважения должен служить на пользу другим, подразумевает обеспечение своей семьи, для счастливого существования при отсутствии алчности и накопительства.

Приобретение материальных ценностей должно возникнуть естественным образом в результате реализации человеком своего таланта. Занятие любимым делом особенно оценивается другими людьми, которые с удовольствием пользуются плодами творчества и с радостью благодарят человека, в том числе и материально.

Достижение материального благополучия создает предпосылки для реализации следующей цели.

Кама – удовлетворение своих желаний и потребностей, помощь близким. Это возможно достичь при помощи накопленных материальных благ. Имеется в виду удовлетворении своих чувств, то есть желаний не несущих разрушительные последствия. И конечно исключает злоупотребления в каком бы то ни было виде. Так как любой переизбыток желаний несет негативный характер и является вредным для здоровья. В то время как удовлетворение позитивных желаний укрепляет здоровье и является полезным. Так же у слова Кама имеется еще одно значение – потребность в Любви. И это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по настоящему.

Реализация первых трех целей создает предпосылки для достижения четвертой:

Мокша – Это наслаждение самой жизнью. То есть осознание того, что жизнь есть нечто большее чем выполнение своих обязанностей перед обществом, накопление материальных благ и удовлетворение своих желаний. Считается что только познав первые три, человек может осознать ценность самой жизни, как божественного дара.

Но большинство людей обычно пренебрегают первой и четвертой целями. Зато активно стремятся достичь второй и третьей, накопить богатства и получить удовольствия. Веды говорят, что невозможно достичь Мокши не выполнив свою Дхарму. Так же как и, что не возможно достичь физического здоровья, не уравновесив свой ум. Современная западная медицина так же не отрицает, что большинство болезней возникает на ментальном и психическом уровне, а лишь потом поражают тело.

Поэтому Здоровье Арведа разделяет на четыре уровня Арогья, Сукхам, Свастха и Ананда. Давайте рассмотрим каждый из них.

Арогья – Это здоровье физического тела. То есть отсутствие болезней, хорошее самочувствие и функционирование всех органов и систем организма. Эта часть обязательна для успешной жизнедеятельности. Здоровье тела необходимо для всего общего здоровья, но является только частью и не может существовать без остальных частей.

Западная медицина, как мы видим, рассматривает эту часть как единственную. Все лечение направлено на устранение прямого симптома. Редко когда рассматривается причина, а тем более другие части и составляющие комплексного подхода. Современные врачи обычно предпочитают отрезать заболевший орган. Пациенты тоже рады такому подходу. Все хотят быстро и эффективно устранить боль или дискомфорт, быстрее убрать то, что беспокоит, совершенно не задумываясь о более тонких причинах заболеваний. А то, что разрушает организм, в большинстве случаев не устраняется.

И как бы врачи и пациенты не стремились достичь физического здоровья, все их попытки будут обречены на провал и болезни будут возвращаться, если они будут придерживаться только этого уровня.

Сукхам – второй уровень здоровья, это счастье нахождения в социуме или мирское счастье. Этот уровень предусматривает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, работой, семьей, взаимоотношениями с окружающими, материальное благополучие. Как видим, второй уровень здоровья тесно связан с реализацией жизненных целей Дхармы(своего предназначения), Артхи(материального благополучия) и Камы(удовлетворения потребностей).

Взаимоотношения с окружающим миром очень важны потому что через общение мы можем осознать свою собственную духовную природу.

Кроме того наша жизнь в обществе и социуме является непревзойденной школой для нашего развития и самопознания. Это усвоение прошлых уроков и новые уроки. Все что с нами происходит не случайно и дается нам для чего то, какого то опыта, который поможет нам в жизни. Встреченные нами люди и ситуации являются наилучшими учителями, которые мы не всегда хорошо усваиваем. Этому и учит Сукхам, потому что она звучит как счастье от того что с нами происходит.

Очень редко люди бывают удовлетворены достигнутым. Обычно это чувство недолговечное. В какие бы условия они не попали, они не довольны. Или сначала довольны. Проходит какое то время, даже после достижения желаемого и человек начинает страдать, потому что ему кажется этого мало.

Здоровье возможно только при чувстве глубокой удовлетворенности и благодарности за все, что у нас есть. В Йоге это называется Сантоша – удовлетворенность тем, что есть. Это непременное условие для хорошего самочувствия, отсутствие обеспокоенности, благодарность судьбе, людям, вселенной, богу.

На первом и втором уровне здоровья основан третий:

Свастха – укорененность в себе самом. Это означает осознание человека как совокупности тела, души и ума. В основном все мы привыкли ассоциировать себя только с физическим телом. И даже многие рассуждающие о душе и духовности на самом деле не осознают то, о чем они говорят. Если понаблюдать за поведением такого человека можно понять, что вся его жизнь ограничена только пониманием себя как плоти, даже развитием собственного мозга мало кто осознанно занимается, что уж говорить о душе.

Этот уровень подразумевает понимание и принятие себя как вечного божественного неповторимого создания, индивидуальности не ограниченной только руками, ногами, желудком и половыми органами, а так же мозгами, которые образуют хитросплетения ума создающие наше восприятие нас и мира. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»(глава 2, текст 20).

В йоге существует понятие Пратьяхара – контроль над своими чувствами. Очень часто люди живут полагаясь только на свои чувства. Удовлетворение своих желаний требуемых чувствами превращается в смысл жизни. Но все эти чувства связанны в основном с желаниями физического тела. В основном происходит так, что чувства начинают управлять умом. Задача пятой ступени йоги научить ум управлять своими чувствами. На мой взгляд понятие Пратьяхары близко к третьему уровню здоровья Свастха, так как позволяет беспокойному уму укорениться в себе.

Также третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью предназначения человека – Мокшей, так как осознание прелести самого процесса существования возможно только при контроле над разбегающимися в материальном мире чувствами и осознании себя как целостной абсолютной части мироздания.

И четвертый уровень здоровья возникает на базе первых трех:

Ананда – Радость, блаженство, безграничное счастье независящее ни от чего. Причем уровень и качество его постоянно нарастают. Это очень высокий уровень духовного счастья. Когда человек испытывает постоянный экстаз от самого своего существования. И это радостное состояние захватывает все тело человека. Как видим этот уровень очень плотно переплетается с Мокшей, настолько что четвертый уровень здоровья и четвертая цель существования человека практически переплетаются в одно целое.

Большинство людей стремится достичь только первого уровня – здоровья тела. Некоторые осознают что необходимо еще и социальное здоровье или душевное равновесие. И совершенно никто не стремится в духовности обрести безграничную радость.

Как мы можем с вами проследить все уровни здоровья и цели существования человека в этом мире очень плотно переплетаются между друг другом и дополняют друг друга. Поэтому смею утверждать, что полноценное достижение одного совершенно невозможно без другого, а работает в должной мере только все в комплексе.

Возникновение : Аюрведа как система появилась примерно 30 – 50 тысяч лет назад во времена миграции Ариев с древнего материка Арктида(Гиперборея) по некоторым гипотезам это была та же самая Атлантида. А согласно древнегреческим летописям местоположение этого материка совпадало с современной Антарктидой и после разлома коры, отколовшаяся часть сместилась и представляет собой современную Евразию. До этого раскола, последовавшего за глобальной катастрофой и смещением полюсов, часть Ариев переместилась на территории современной Азии. Их путь, скорее всего, пролегал в районе уральских гор. Как мы знаем, последнее время часто говорят о находках в этих местах. Древние поселения и стоянки, одним из которых, является найденный недавно в Челябинской области Аркаим.

Предполагается, что древние Арии обладали очень развитой цивилизацией и достаточным количеством знаний, большинство из которых были утеряны в связи с катастрофами и трудностями миграций. Одной из сохранившихся и дошедших до наших дней системой и является Аюрведа. Арии, скорее всего и являлись прародителями современной славянской нации. Перемешавшись с древними племенами ближнего Востока, они скорее всего образовали Индийскую нацию. И так получилось что носителями древних ведических традиций стали именно Индусы. Их далекие предки учились жить в гармонии с природой. Древние Арии понимали, что каждый человек в отдельности является клеточкой единого организма – нашей планеты. Он включает в себя как всех живых существ, так и растения и минералы. И все части, все клеточки любого живого организма должны взаимодействовать и помогать друг другу. И только находясь в симбиозе, взаимодействии, каждая из них в отдельности будет находиться в гармонии.

Они изучали свойства растений и их влияние на человеческий организм. Определяли законы по которым взаимодействует все во вселенной.

Человеком собравшим знания об Аюрведе воедино считается мудрец Дханвантари. У него было много учеников и последователей. Благодаря которым, эта наука и дошла до наших дней.

Аюрведа включает в себя практические методы лечения заболеваний такие как хирургию, терапию, педиатрию и т.д. Но основной ее частью является знание о природе человеческого тела и правильном образе жизни, благодаря которому никакие заболевания просто не возникают.

Аюрведа рассматривает каждый человеческий организм как соотношение стихий Воздуха, Эфира, Земли, Огня и Воды. Именно совокупность этих стихий в каждом существе определяет его конституцию тела, тип психики и потребности.

Вот это соотношение стихий и представляет собой идеальное для каждого человека состояние, поддерживая и балансируя которое, он никогда не будет болеть ни физически ни психически, оно называется – Пракрити(природа).

Знания Аюрведы всегда перекликаются с любой традиционно народной медициной. Древние славяне обладали теми же знаниями.

Чтобы сильно не вдаваться в детали, я начну сразу описывать те факты, которые естественным образом сохраняют наше природное равновесие.

Закон биоритмов – в природе есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Например наш мозг имеет такую особенность отдыхать примерно с 22х до 24х часов. Психика восстанавливается с 23х до 2х часов. То есть человек ложащийся спать после 2х часов ночи не дает никакой возможности отдохнуть своим психоментальным составляющим. Вставать желательно до 8ми часов утра. В это время с 3х до 9ти утра организмом управляют высшие силы энергии. Именно они помогают поддерживать свои умственные и физические способности на высшем уровне в течении всего дня. Если человек не следует этому режиму, то он не получает удовлетворенности от жизни, а лишь накапливает физическую и моральную усталость, в результате чего приобретает массу заболеваний или предпосылки к ним.

Еще одним важным условием являются утренние обязательные процедуры, такие как: опорожнение кишечника, медитация, физические упражнения, принятие душа. Это важно сделать до 9ти утра потому что после 9ти наша кожа начинает впитывать через поры все вредные выделения, которые вышли в течении ночи через кожу.

Работать и достигать своих жизненных целей желательно с 9ти до 17ти-18ти часов. Это самые благоприятные часы для плодотворной работы. После 18 часов желательно посвятить оставшееся до сна время отдыху, семье, чтению книг, прогулкам на свежем воздухе, духовным практикам, медитации.

Кроме того важно соблюдать режим питания.

Утром 9-10 часов желательно принимать легкую пищу. В районе 12ти часов самое сильное пищеварение. Поэтому рекомендуется плотно пообедать. Вечером желательно не нагружать свой кишечник. Идеально будет поесть овощей или фруктов в районе 18-19 часов.

Если вы поели перед сном, то эта пища не будет переварена, она будет лежать всю ночь и гнить в ваших внутренностях, выделяя яды и токсины, которыми будет зашлаковываться весь ваш организм.

Кроме того наши тела отличаются друг от друга, следовательно и режимы будут у всех немного отличаться. Какие бывают типы личности я опишу ниже, а так же правила наиболее подходящие для каждого из видов.

Соблюдая эти простые правила вы уже сможете избежать многих неприятностей. Аюрведа рекомендует для полного возвращения к своей природе соблюдать диету показанную именно для вашего типа конституции.

Что бы точно определить тип конституции личности и узнать свою диету необходимо вычислить по гороскопу рождения первоначальный баланс стихий в вашей личности, определяющих врожденную конституцию, затем по ряду тестов узнать то к чему ваше тело пришло в течении жизни. Лишь тогда можно с точностью назначить диету и комплекс процедур приводящих личность в гармонию.

Я постараюсь максимально просто донести до вас основные прикладные принципы Аюрведы, но для того чтобы было лучшее понимание, придется все же пояснить некоторые термины.

Принципы Аюрведической регуляции в теле базируются на понятии Пракрити (в западной медицине Гомеостаз ) – идеальное соотношение и количество всех составляющих систем организма. И Викрити – соотношение в настоящий момент, то есть насколько организм отклонился от своей врожденной природы. Благодаря этим показателям становится возможным наладить баланс организма. Прочитав раздел Аюрведа вы сможете получить начальные знания, которые помогут вам более осознанно относиться к своему здоровью и обходиться без врачей и таблеток.

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову "аюрведа". Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Историческая справка

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души. Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины. Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе. Центр аюрведы в Израиле, например, - колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века. Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

Индийская медицина основывается не только на Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами. Главное - индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс. Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар-ством, нужно только распознать его и пра-вильно использовать».

Врач в аюрведе

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями - это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа. Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту. Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» - пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Борьба стихий

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела. Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах - медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно. Но выделить доминантный - задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Доша

Этим понятием описывают не только но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата - воздух, Питта - огонь и вода и Капха - вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

Вода камень точит

И все-таки аюрведа - что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена. При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики - следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства». Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее - практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства. Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом. Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Болезнь - учитель

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки. Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги - вот на что способна аюрведа. Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду). Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа. Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное - усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле. Зависть, критика окружающих, жалость к себе - все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Оджас

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%. И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.) - природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам. Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические). Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Как накопить оджас

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия. Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам. Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Фундамент здоровья

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего. Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания. В «Бхагават Гите» - индийском священном писании - сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Опыт поколений - в жизнь

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное - слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею - одна из задач адепта

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни. Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели. В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.

Что такое Аюрведа и чем она отличается от современной медицины? Когда она зародилась? Какова ее основополагающая идея? Каковы основные принципы, разделы, понятия и методы? Обо всем этом узнаете, прочитав данный материал.

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения дхармы (долга), артхи (пользы) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.»

Шримад Вагбхата

Аюрведа – это уникальный синтез науки и философской системы санкхьи. Это медицина, которая принадлежит всему человечеству вне зависимости от расовой принадлежности и религиозных исповеданий. Она практиковалась и практикуется индуистами, сикхами, джайнами и буддистами.

Аюрведа упомянута в Ведах (как часть ведического знания), Махабхарате, Упанишадах, Пуранах, Йога-шастрах и Тантрах.

Аюрведа описывает также семь элементов тканей (дхату), формирующих все структуры тела. Это раса (жидкая), ракта (кровяная), меда (жировая), ашти (ткани костей), масма (мускулы), маджджа (желтые и красные ткани головного мозга), шукра (репродуктивная ткань). Более подробно о семи элементах тканей вы можете прочитать в статье .

Три гуны

Саттва, раджас и тамас – это три гуны, являющиеся тремя энергиями (компонентами)ума.

Саттва- гуна благости (также красота и доброта).

Раджас- гуна страсти (также энергичность и агрессия).

Тамас- гуна невежества (также лень, грусть и депрессия).

Все три гуны присутствуют в каждом человеке, однако в каждый определенный момент преобладает, как правило, только одно качество. Более подробно об этих трех энергиях вы можете прочитать в статье .

Агни

Агни – это биологический огонь, управляющий обменом веществ человека. Иными словами, пищеварительные способности связаны с силой агни. Сбалансированность последнего жизненно необходимо для правильно функционирования организма. Аюрведа учит, что существует тринадцать типов агни, наиболее важным из которых является джатхарагни. Более подробно о видах биологического огня вы можете прочитать в статье .

Методы Аюрведы

Аюрведа включает в себя восемь методов диагностики по восьми типам данных (Аштавидья парикша), на основании которых определяется причина болезни. Это нади парикша (пульс), джихва парикша (язык), дрик парикша (глаза), мутра парикша (моча), мала парикша (стул), шабда парикша (голос и другие шумы), спарша парикша (пальпация), акрити парикша (общее впечатление). Традиционные методы лечения включают в себя Марма терапию (точечное воздействие), Панчакарму, состоящую из большого числа процедур и различных терапий, аюрведический массаж, лечение лекарственными средствами натурального происхождения, занятия йогой, индивидуальную диету и медитацию.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта