Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Броненосец цесаревич лучший линкор русско японской войны. Эскадренный броненосец цесаревич

Броненосец цесаревич лучший линкор русско японской войны. Эскадренный броненосец цесаревич

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Публикую еще одну статью из старых наработок. На сей раз она будет менее альтернативная, чем обычно. Посвящена она сразу двум броненосцам, одним из самых лучших в истории Российского Императорского флота и, несомненно, одним из самых красивых - "Ретвизану" и "Цесаревичу".

Иноземный опыт

Еще в процессе достройки броненосцев типа "Пересвет" перед МТК встал вопрос о проектиро­вании следующей серии броненосцев. При этом в головах адмиралов назойливо обосновалась мысль о качественном превосходстве над вероятным противником. Наряду с популярными взглядами в обществе, что "русский производитель нормальную вещь не построит", это привело к тому, что в МТК стали выступать за заказ новых броненосцев за рубежом. Сторонником подобного решения выступал и сам император, впрочем, имевший на то свои причины - желание сравнить отечественные корабли и зарубежные. После постройки за границей единичных образцов планировалось растиражировать эти корабли на отечественных верфях. При таком раскладе даже всесильный морской министр Невский был не в состоянии заблокировать подобное решение - в его силах было лишь свести к минимуму ушерб от подобного решения (сам министр был полностью уверен в отечественном производителе, в организацию которого он уже вложил много времени и средств). В результате вместо первоначальных 6 броненосцев было решено построить 3 корабля: по одному в Германии, Франции и США. Германские фирмы из конкурса сразу же выбыли, и зарубежный заказ сократился до двух кораблей. Победителями оказались французская фирма "Форж и Шантье" и американская "Крамп".

"Цесаревич" - новый опыт, да не совсем

Французский проект представлял собой мореходный броненосец с полубаком и размещением всей артиллерии СК в башнях. Это решение уже встречалось в русском флоте на броненосцах типа "Полтава", и являлось довольно спорным - скорострельность и надежность башенных установок уступала казематным, пускай и выигрывала лучшими углами обстрела и условиями ведения огня. По сути, некоторую "вариацию на тему" "Цесаревича" предлагали еще при проектировании "Пересветов" - предлагался вариант дальнейшего увеличения размеров "Полтавы" с добавлением еще 2 башен со 152-мм орудиями, но проект был отклонен, так как потребовал водоизмещения в 14,5 тысяч тонн. Французский же проект "поместился" в 13 тысяч тонн при схожем вооружении, защищался крупповской броней и в целом имел хорошие характеристики. Главной его особенностью было наличие конструктивной противоторпедной защиты в виде броневых переборок, идущих в удалении от бортов в подводной части. Впрочем, у него были и недостатки - из-за сложной формы бортов для портов 75-мм орудий пришлось прорубать целые ворота, многие элементы выполнялись по французским стандартам, чуждым русскому кораблестроению. Защитником проекта выступал Великий князь Алексей Алек­санд­рович, бывший генерал-адмирал, живший во Франции после ухода в отставку.

По условиям контракта, броненосец должен был вступить в строй чуть более чем через 3 года после закладки, фактически же он строился на полтора года дольше. Впрочем, штрафов не последовало - задержка была вызвана забастовками французских рабочих, парализовавших на какое-то время работу верфи. Броненосец едва успел вступить в строй и прибыть на Дальний Восток перед началом войны с Японией. Впрочем, в затянувшейся постройке был частично виноват и заказчик - в ходе постройки, вопреки устоявшейся традиции, в проект вносились изменения, среди которых было внедрение перегрузочных подбашенных отделений для башен ГК, что позволило увеличить скорость перезарядки орудий ГК до 45 секунд. Кроме того, непо­средственно перед вступлением в строй на броненосец смонтировали первую в России центра­ли­зованную СУО Гейслера образца 1900 года, разработанную при участии старшего артиллериста броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" Григория Голубева.

В ходе войны "Цесаревич" хорошо показал себя, в том числе и в плане живучести. Несмотря на тяжелые повреждения, получаемые в ходе войны, броненосец быстро восстанавливался, успев поучаствовать в важнейших битвах с японцами. После войны он еще долго оставался одним из основных броненосцев Тихоокеанского флота, и перестал быть частью главных сил флота лишь после вступления в строй первых Тихоокеанских дредноутов. Тем не менее, окончательно вывели из строя "Цесаревича" лишь в 1920 году, а после Вашингтонского соглашения пустили на слом.

"Ретвизан" - классика есть классика


Американский броненосец, заказанный фирме "Крамп", был более консервативен, чем "Цеса­ревич". Артиллерия СК располагалась в казематах, противоминная переборка отсутствовала. В целом, он был полон проверенных решений, за исключением котлов - Крамп добился от МТК разрешения использовать котлы Никлосса, не отличавшиеся надежностью. Тем не менее, постройка "Ретвизана" шла намного быстрее "Цесаревича", и броненосец успел вступить в строй в срок. Как и на "Цесаревиче", на корабле постройки Крампа были устроены подбашенные перегрузочные отделения для башен ГК, а позднее установили СУО Гейслера обр. 1900 года. Собственно, "Ретвизан" оказался единственным кораблем во всем Тихоокеанском флоте, который к началу войны с Японией успел на практике испытать новую технику - не удивительно, что он считался обеими воюющими сторонами самым боеспособным кораблем Тихоокеанского флота до середины 1904 года.

"Ретвизан" пережил войну и оставался в строю еще долгое время. В 1907-1908 на нем провели капитальный ремонт, заменив котлы Никлосса на более надежные котлы Нормана-Шухова, что, помимо небольшого роста водоизмещения, вызвало и рост мощности - в результате чего броненосец "забегал" на 19 узлах скорости. Во время Первой мировой войны "Ретвизан" активно использовался для выполнения разного рода задач, пережил войну и был пущен на слом вместе с другими броненосцами Тихоокеанского флота после заключения Вашингтонского договора.

Результат

Эскадренный броненосец "Ретвизан", 1902 год

Еще во время начала постройки "Ретвизана" и "Цесаревича" начались бурные дискуссии по поводу того, какой из кораблей брать за основу при постройке новых броненосцев на отече­ст­венных верфях. Одни указывали, что "классика есть классика, проверенная временем", и указы­вали на весьма удачный "Ретвизан". Другие же, будучи сторонниками мореходных броненосцев, требовали взять за прототип "Цесаревич", который имел гораздо лучшие условия ведения огня, пускай и ценой меньшей скорострельности башен СК. Окончательный вердикт пришлось выносить "высшей инстанции" - морскому министру, который совершенно неожиданно поддержал великого князя Алексея Александровича, который фактически являлся главным защитником "Цесаревича".

Броненосец "Ретвизан", несомненно, уже на бумаге является выдающимся кораблем, но энергетическая установка, чуждая нашему флоту, худшие условия ведения огня и относительно худшая мореходность по сравнению с высоким стандартом, заложенным еще в "Пересветах", Кроме того, башенные установки 152-мм орудий больше соответствуют требованиям времени, несмотря на меньшую надежность и скорострельность. Дальнейшие работы над развитием отечественных броненосцев следует проводить на основе "Цесаревича".

Из письма морского министра Невского представителям МТК

"Ретвизана" даже не спасла инициатива Крампа по созданию полубачного варианта броненосца - котлы Никлосса и казематное расположение артиллерии все равно ставили на проекте крест. В результате на русских верфях в Санкт-Петербурге были заложены броненосцы типа "Бородино", представляющие собой увеличенный и доработанный "Цесаревич".

Что же касается "более высокого уровня зарубежного кораблестроения", то тут адмиралы-западники потерпели поражение. "Цесаревич" и "Ретвизан" оказались немногим лучше отече­ст­венного "Пересвета" и проектов его развития, и то, что "Цесаревича" взяли прототипом для растиражирования на родных верфях – скорее совпадение или правильный расчет французского конструктора Лаганя, чем превосходство конструкторской мысли французов: броненосцы с полубаком и башнями СК фигурировали среди проектов в России и раньше. После заказа двух броненосцев за рубежом в дальнейшем было решено справляться с постройкой линейного флота собственными силами. "Ретвизан" и "Цесаревич" так и остались единственными иноземными броненосцами в Российской Императорском флоте.

Кроме того, результат сравнения иноземных и отечественных броненосцев наглядно доказал императору Николаю II верность взятого министром Невским курса. После этого власть морского министра в делах ВМФ стала фактически неограниченной, что позитивно сказалось на развитии Российского Императорского флота. Потенциал, заложенный политикой Невского, сделает Россию на долгие десятилетия одной из самых сильных морских держав мира.

Что меняем на "Цесаревиче"

Эскадренный броненосец "Цесаревич", 1903 год

1) Убираем 37-мм и 47-мм мелкокалиберки - -28 тонн;

2) Ставим 4 57/50-мм пушки - +8 тонн;

3) Добавляем подбашенные перегрузочные отделения для башен ГК - +50 тонн;

4) Увеличиваем углы возвышения орудия, укрепления конструкции обойдутся в дополнительных +20 тонн;

5) Немного меняем расположение 75-мм орудий (в носу за счет использования бесштоковых якорей освобождается место).

1-я правка

6) Коллега земляк указал на то, что мной упущены мины заграждения, которые я обычно с кораблей убираю. Всего их там, судя по всему, было 20 штук - это дает примерно 15 тонн экономии (учитывая оборудование погребов);

Что меняем на "Ретвизане"

1) Убираем мелкокалиберки - -32,8 тонн;

2) Ставим 8 57-мм орудий - +16 тонн;

3) Добавляем подбашенное отделение - +50 тонн;

4) Увеличиваем углы возвышения орудий, подкрепления +20 тонн;

1-я правка

5) Кроме того, отказываемся от системы медных шаров, всплывающих в случае затопления отсеков. На весовых нагрузках это не отразится. Идею подал Гончаров Артем ;

6) Убираем 45 мин заграждения, что дает около 34 тонн экономии (вместе с оборудованием погребов для хранения);

7) Добавляем по 2 дюйма толщины броне в оконечностях. Это обойдется примерно в 70 тонн.

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца "Цесаревич"

"Цесаревич" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904 год

Водоизмещение: 13 135 тонн

Размерения: 117,25х23,2х7,92 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 16 300 л.с. = 18 узлов

Запас топлива: 800/1350 тонн угля

Дальность: 5500 миль (10 узлов)

Броня (крупп): нижний пояс 160-250 мм, верхний пояс 120-200 мм, башни ГК 250 мм, крыши башен ГК 63 мм, барбеты ГК 100-250 мм, башни СК 150 мм, крыши башен СК 30 мм, барбеты СК 127 мм, рубка 254 мм, кожухи КО 19 мм, ПТП 40 мм, палуба 40-50 мм

Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 4 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 29/750 человек

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца "Ретвизан"


Эскадренный броненосец "Ретвизан" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904 год

Водоизмещение: 13 005 тонн

Размерения: 116,5х22х7,6 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 24 котла Никлосса, 16 000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива: 1016/2000 тонн угля

Дальность: 4900/8000 миль (10 узлов)

Броня (крупп): пояс 102-229 мм, верхний пояс 152 мм, переборки 178 мм, башни 229 мм, крыши башен 51 мм, барбеты 203 мм, батарея и казематы 127 мм, рубка 254 мм, палуба 51-76 мм

Вооружение: 4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 8 57/50-мм орудий, 6 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж: 28/722 человека

1) Пока туда-сюда, колдовал над "Авророй" и рисовал "Неву" (учебный крейсер), неожиданно понял, кто станет преемником Невского на посту морского министра. Личность вполне реальная. Интересно, угадают ли коллеги, кто это? Говорю сразу - не Макаров.

2) По поводу СУО Гейслера обр. 1900 года - не описывал ее детально, но подразумевается, что это улучшенная централизованная система вроде той, что стояла на "Варяге". Учитывая статью по "Ушаковым", вывод о нужде введения централизованного управления мог появиться в 1898-1899 году, в процессе постройки - "Ретвизан" и "Цесаревич" могли получить такую систему при вступлении в строй. "Пересветы" же и "Полтавы" получат ее уже непосредственно в начале РЯВ.

3) По РЯВ осталось не так уж и много статей. После этого сразу же займусь дредноутами. Пока что список статей выглядит так:

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (материал готов);

Учебные крейсера I ранга типа "Нева" (материал готов);

Крейсера I ранга типа "Паллада" (материал готов);

Вспомогательные крейсера III ранга Владивостокского Добровольного флота (материал почти готов);

Минные заградители типа "Амур";

Сборная статья по эсминцам, миноносцам и ПЛ времен РЯВ (материал почти готов);

Про натурные испытания в РИФ в 1888-1907 годах;

Развитие РИФ при морском министре Невском, анализ РЯВ и перемены 1905-1907 годов;

4) В ходе написания статьи нарисовались "внесюжетные" альтернативы:

Дредноут а-ля "Мичиган" из "Микасы";

Броненосец а-ля "Цесаревич" из "Полтавы";

Полубачный вариант "Ретвизана".

Заниматься ими серьезно или нет еще не решил - в "канон" записаны они все равно не будут. Разве что "Микаса"…

Nikto1 > Ув. присутствующие.
Nikto1 > Еще один вопрос.
Nikto1 > Во время ремонта в Порт-Артуре на корабле произвели некоторые изменения. К которым я отношу снятие 4-75 мм орудий, 4-47 мм орудий, большей части пулеметов. Сняли прожектор с боевого марса. Спилили часть фальшборта в корме - собственно в корме и в местах, где он втыкается в борт полубака.

Если, вы смотрели чертежи, то не могли не обратить внимание на пояснительную записку "приложенную" к чертежам. Хотя... кто его знает.
На всякий случай, процитирую самого себя в ней.

Так... бла-бла-бла... ну где-же это?... ага! вот нашел...
"...Еще 4 75-мм орудия располагались на носовом и 2 орудия на кормовом мостиках. В дальнейшем (ориентировочно в период ремонта броненосца после торпедирования) заднюю пару орудий на переднем мостике сняли. Также была снята еще одна пара орудий в носовом каземате. Эти четыре орудия остались в Порт-Артуре."

Что касается 47-мм орудий, не будетели вы любезны привести источник?!

И в заключении, касательно пулеметов. Опять, таки цитируюсь
"...Пулеметы были установлены на крышах марсов. 2 на грот-марсе, 4 на фор-марсе. А так же на фальшборте в центральной части корабля (по 2 на борт). Эти 4 пулемета были сняты для нужд сухопутного фронта..."
Источник в обоих случаях - фотографии и монография Мельникова.

Nikto1 > Вопрос, собственно не в этих изменениях. Вопрос в том - на какое время дан вид чертежей - автора Джи-Джи.
Nikto1 > На чертежах 2 jlbyfrjds[ генеральных-заглавных надписи:
Nikto1 > Эскадренный броненосец "Цесаревич"

Nikto1 > Под второй из них есть примечение, из которого следует, что "изображен броненосец по состоянию на 1917 гг." Конец цитаты, пунктуация сохранена. И дело не в том, что ГГ ставится в случае, когда приведенных годов больше чем 1, т.е. в данном случае можно было бы обойтись и одной буковкой Г,

Спасибо!!! Вот оно!!! "Г" должно быть ОДНО!!
Спасибо, это действительно очень ценное замечание.
Что ж теперь делать-то...?
Тут вы меня в лужу посадили... признаю..

Nikto1 > дело в том, что читая все эти надписи я понял, что первый из видов броненосца относится К МОМЕНТУ ЕГО ВВОДА В СТРОЙ.
А прочитать надпись на листе №38 не судьба? Там четко сказано на какой период представлен чертеж.

Nikto1 > И тому есть подтверждение - все 20-75 мм орудий и все 20-47 мм орудий на чертеже в наличии. Но меня стали терзать сомнения. И я понял их причину - у броненосца срезан фальшборт. Стоп, сказал, я себе - этот вид не на момент его ввода в строй. Это на момент его выхода из ремонта! Но и тут сомнения меня не оставили, потому, что на момент выхода из ремонта с корабля УЖЕ сняли 20% противоминной артиллерии и 1 прожектор, и пулеметы поснимали - 2 только осталось.

Не могли бы вы привести источник о том, что к моменту вывода корабля из ремонта осталось только 2 пулемета.
Да и про прожектор, не плохо было бы послушать для общего развития.

Что касается "срезанного" фальшборта. Это подробным образом изложено в тексте пояснительной записки.
Фальшботр не было необходимости "срезать", т.к. он был съемным и мог сниматься/устанавливаться в любое время по желанию трудящихся.
Показаны конструктивные элементы, которые позволяют это делать, как на чертежах, так и (особо!) показано на фотографиях в пояснительной записке, с соответствующими надписями и подписями.

Nikto1 > ИТАК ВОПРОС УВАЖАЕМЫМ ЗНАТОКАМ.
Nikto1 > Когда на броненосце Цесаревич спилили фальшборт

Не плохо бы подучить матчасть.
Представьте на минуту адмирала Макарова с ножевкой, которой он пилит фальшборт Цесаревичу.
Представили?
Вот и мне после этого поплохело...

Nikto1 > и сняли орудия?

Ответ.
Указано в пояснительной записке, что и когда было снято и одето.

Nikto1 > Тогда мы сможем точно написать ДЛЯ СЕБЯ САМИ "Примечание ", к примеру такое - "изображен броненосец в ремонте по состоянию на 15 марта 1904 17часов 32минуты (потому как в 17 часов фальшборт был уже спилен/демонтирован/снят, а орудия еще стояли до 18часов вечера). ДАТА 15 марта 1904 г. и время - мною, понятно, придуманы.

Смотрим чертеж.
Читаем.
"Примечание: на чертежах изображен броненосец на момент боя в Желтом море.
Пулеметы на марсах, 37-мм орудия к тому моменту были сняты. Тентовые стойки отсутствовали (показаны условно)..." и т.д.
Опять таки если, что то не понятно, открываем пояснительную записку.

Nikto1 > Иначе говоря это очень специальный вид броненосца Цесаревич - Цесаревич в ремонте. И еще более он специален тем, что фальшборт мог быть спилен/демонтирован/снят ПОЗЖЕ, чем сняты орудия или часть тех снятых орудий. В таком случае это "марсианский линкор" как тут писал некий Pz.

Что вы привязались к этому фальшборту?
Вот, есть снимок периода Первой Мировой Войны с установленным фальшбортом.
Как по вашему можно объяснить эту загадку природы??

Поверьте мне не трудно начертить все виды броненосца когда у него открывалась или закрывалась какая-нибудь дверь.
Но достаточно всего лишь двух наиболее характерных вида. Если будут вопросы можно почитать прилагаемый текст и сделать выводы самостоятельно.
Поверьте - это не сложно.

«Цесаревич» (1903-1917)
«Гражданин» (1917-1925)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2 х 2 - 305-мм орудий;
  • 6 х 2 - 152-мм орудия Кане.

Вспомогательное вооружение

  • 20 - 75 мм орудия;
  • 20 - 47 мм орудия;
  • 2 - 63,5 мм десантные пушки;
  • 2 - 37 мм десантные пушки;
  • 10 пулеметов.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 надводных ТА;
  • 2 подводных ТА.

Однотипные корабли

Проект броненосца «Цесаревича» был составлен французским инженером А. Лаганем, который предложил расположить двенадцать 152-мм орудий в шести двухорудийных башнях с вынесением средних башен на бортовые срезы, что давало им угол обстрела в 180° и позволяло в носовом и кормовом залпах , кроме концевых 305-мм орудий, использовать и восемь 152-мм. Новой в проекте была и 38-мм броневая противоторпедная переборка, установленная в средней части броненосца на расстоянии двух метров от наружной обшивки.

Решение было принято быстро - один из новых броненосцев для Российского императорского флота будут строить французы.

Постройка и испытания

Анонимное общество Forges et Chantiers de la Méditerranée, основанное в 1835 году, являлось самым значительным судостроительным предприятием Франции того периода. Общество имело верфи и мастерские в Гавре, Марселе и городке Ля-Сен близ Тулона, где и был заложен броненосец «Цесаревич» 18 мая 1899 года. Заказ на постройку броненосца во Франции был выдан фирме 8 июля 1898 года. С русской стороны за постройкой «Цесаревича» наблюдал корабельный инженер К.П. Боклевский и капитан 1 ранга И.К. Григорович .

Броненосец «Цесаревич» отличался от прежних броненосцев значительно более полным бронированием: масса новой французской крупповской брони, на 16-30% превосходившей по сопротивлению русскую гарвеевскую, достигала примерно 30-32% водоизмещения .

Орудия для броненосца были изготовлены на Обуховском заводе, однако башенные установки, в отличие от существовавшей практики, были также изготовлены во Франции, не считая верхних откатных частей. Попутно выяснилось, что принятые в России башенные станки для 305-мм орудий не помещаются в башнях французского образца. Пришлось срочно спроектировать новые станки и заказать их Путиловскому заводу за дополнительные 237 600 рублей. Петербургский металлический завод изготовил для броненосца торпедные аппараты. Все остальное, включая машины, котлы и прочие системы, было изготовлено во Франции.

23 февраля 1901 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был спущен на воду, пробыв на стапеле один год и десять месяцев. Достройка продолжалась следующие полтора года. Задержка связана была с многочисленными переделками и доводками.

27 июня 1903 г. прошли испытания на максимальную скорость, позволявшие развить 18,34 узла . Эти вести обнадеживали Главный морской штаб (ГМШ) в Петербурге, который все последнее время требовал ускорить все приемки и испытания, т.к. сложная обстановка на Дальнем Востоке незамедлительно требовала усиления русского Тихоокеанского флота . Предлагалось свернуть все работы на «Цесаревиче», которые грозят задержать уход корабля в Кронштадт и отложить те, которые могут быть выполнены «судовыми средствами». В крайнем случае обещали разрешить по пути на Дальний Восток специально зайти в Тулон, чтобы исправить выявившиеся неполадки.

Но рутина непрекращающихся неполадок и связанных одно с другим исправлений и переделок, сложности освоения корабля только что прибывшим малоподготовленным экипажем, подготовка к новым и все еще не законченным испытаниям, не позволяли осуществить планы Главного морского штаба.

Отчаявшись увидеть «Цесаревич» в Кронштадте, Морское министерство решило присоединить корабль к идущему в Порт-Артур отряду уже в Средиземном море. В заботах о скором уходе пришлось отказаться от предусмотренных контрактом главных испытаний 12-часовым пробегом на полной скорости.

Новые препятствия к уходу обнаружились с началом приемки башенных установок. Выдержав испытания стрельбой на прочность 13 и 14 августа 1903 года, они обнаружили крайнюю неудачность системы подачи боеприпасов в башнях 305-мм орудий. Она сдерживала темп и при малейшей качке переставала действовать. Но и на этот изъян приказали закрыть глаза. И хотя завод обещал справиться с переделками в три недели, решили задержать выплату последнего платежа в 2 миллиона франков и обязать фирму переделанную систему подачи прислать уже в Порт-Артур.

Чтобы «вытолкнуть» «Цесаревич» из Тулона и затем возглавить ускоренный поход на Восток, из Петербурга прибыл помощник начальника ГМШ контр-адмирал А.А. Вирениус . Но и он оказался бессилен перед множеством все еще не устраненных неполадок и недоделок.

18 августа 1903 г. в итоге затянувшейся на 50 месяцев постройки состоялось беспрецедентно ускоренное подписание акта о приемке броненосца в казну, констатировавшее неготовность к действию главного его оружия - 305-мм пушек. Эскадренный броненосец «Цесаревич» официально вошел в строй. Общая стоимость постройки корабля - 14.004.286 рублей.

Описание конструкции

Корпус

«Цесаревич» на стапеле. Февраль 1901 г.

Корпус броненосца был набран по поперечно-продольной системе. Весьма необычной для России была и форма корпуса с завалом бортов внутрь, из-за чего ширина верхней палубы была существенно меньше, чем максимальная ширина корабля. Такая сложная конструкция, широко применявшаяся во французском военном судостроении и довольно значительно усложнявшая и удорожавшая строительство, имела ряд преимуществ: уменьшался вес верхних конструкций, что повышало остойчивость, средние башни получали возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, а в шторм завалы играли роль успокоителей качки: вкатывавшиеся на них массы воды препятствовали нарастанию крена.

В то же время, помимо сложности и стоимости, завал создавал и эксплуатационные сложности, например, осложнялся подъём и спуск шлюпок или погрузка угля в море. Главные поперечные переборки делили корпус судна на десять водонепроницаемых отсеков. Общий вес корпуса, включая противоторпедную переборку, подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи, составил 5118,5 т.

Бронирование

Схема бронирования и расположение орудий на броненосце «Цесаревич»

Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля и состоял применительно к одному борту из 29 плит крупповской стали. Плиты выше ватерлинии имели толщину от 120 мм в оконечностях до 250 мм в середине, ниже ватерлинии толщина брони на всей протяженности корпуса 170 мм. Над ватерлинией броневой пояс возвышался на 50 см, уходя под воду на 1,5 м.

Броненосец имел две бронепалубы. Верхняя (она же главная или батарейная) состояла из 50-мм бронеплит. Нижняя бронепалуба (на уровне верхней кромки нижнего пояса), состояла из двух слоёв брони по 20 мм.

Башни главного калибра были защищены 254-мм бронеплитами, закалёнными по способу Круппа. Броня крыш имела толщину 40 мм.

Башни среднего калибра 150-мм крупповской бронёй. Крыши башен имели толщину 30 мм.

Боевая рубка корабля высотой 1,52 м имела в плане полукруглую форму и защищалась 254-мм бронеплитами крупповской стали.

Полный вес брони без подкладки и крепежа, входящих в вес корпуса, составил 3347,8 т.

Энергетическая установка и ходовые качества

С 18 марта водолазы «Цесаревича» начали очищать осушенные отсеки от ила и обломков. С 26 марта рваные края пробоин начали успешно вырезать электрическим резаком. Ровно через месяц, 26 апреля, началась установка новых шпангоутов, изготовленных взамен уничтоженных взрывом, а затем и наружной обшивки. 20 мая последний лист наружной обшивки был установлен, оставалась лишь доделка переборок. Кессон сняли 24 мая. Единственное, что невозможно было исправить полностью, оказалось рулевое управление: из-за долгого пребывания в воде пострадала электроизоляция двигателей и генераторов, поэтому основным приводом руля пришлось сделать гидравлический, а электрический перевести в разряд резервного.

В общей сложности на ремонт «Цесаревича» ушло 118 дней.

Бой в Жёлтом море

После назначения 27 марта И.К. Григоровича командиром порт-артурского порта, обязанности капитана «Цесаревича» исполнял старший офицер Д.П. Шумов. 11 мая на «Цесаревич» был назначен новый командир - капитан I ранга Н.М. Иванов.

31 марта 1904 года по русскому Тихоокеанскому флоту был нанесен новый удар. В этот день ранним утром вице-адмирал Макаров вывел в очередной раз русский флот для боя с японцами. Однако вскоре в 9:43 флагман Макарова «Петропавловск» подорвался на минной банке, выставленной японцами накануне ночью. Броненосец затонул почти мгновенно, погибли вице-адмирал Макаров вместе с 10 штабными офицерами, 18 корабельными офицерами, 652 матросами. Спасти удалось 80 человек. Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С.О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением. Адекватной замены ему до конца войны так и не нашли.

Командование Тихоокеанским флотом принял контр-адмирал В.К. Витгефт . Он поднял свой флаг на отремонтированном «Цесаревиче» и таким образом броненосец стал новым флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры.

10 июня эскадра сделала попытку прорыва во Владивосток. После долгого выхода на внешний рейд и длительного следования за тралящим караваном русские корабли вышли на чистую воду и в 16:40 со скоростью 10 уз легли на курс зюйд-ост 20°. «Цесаревич» шел во главе эскадры. Около 18 ч были замечены главные силы японцев, а также отряды их лёгких сил. В 18:50, когда расстояние между эскадрами сократилось до 53 кабельтовых, адмирал Витгефт принял решение не вступать в бой и вернутся в Порт-Артур. На обратном пути на японской мине подорвался броненосец «Севастополь», что задержало следующую попытку прорыва. А вот атаки японских миноносцев оказались абсолютно безуспешными.

С 25 июля японцы начали обстрел гавани из 120-мм пушек. От их огня всех сильней в то время пострадал «Ретвизан», получивший подводную пробоину, которую к выходу толком заделать так и не успели. В «Цесаревич» попали два снаряда. Один угодил в бронепояс и вреда не причинил, второй же попал в адмиральскую рубку, убил телеграфиста и легко ранил флаг-офицера. После этого абсолютно всем стало ясно - если флот останется в Порт-Артуре, он погибнет. Было принято решение о второй попытке прорыва.

Вторую и, как оказалось, последнюю попытку прорыва эскадра предприняла 28 июля. В её состав входили:

  • Шесть эскадренных броненосцев: «Цесаревич»(флагман), «Ретвизан» , «Победа» , «Пересвет» , «Полтава» и «Севастополь»
  • Отряд крейсеров - 4 бронепалубных крейсера («Аскольд» (флагман), «Паллада» , «Диана» и «Новик»);
  • 1-е отделение эскадренных миноносцев - «Выносливый» , «Властный» , «Грозовой» , «Бойкий» ;
  • 2-е отделение эскадренных миноносцев - «Бесшумный» , «Бесстрашный» , «Беспощадный» и «Бурный» .
  • Пароход Красного Креста «Монголия» .

В эскадре отсутствовал броненосный крейсер «Баян», подорвавшийся 14 июля на мине и стоявший в доке на ремонте.

Выход на этот раз был назначен на 5 утра, а траление произведено более быстро. Сначала шли на 8 уз, опасаясь за прочность заплатки, установленной на пробоину «Ретвизана», потом увеличили ход до 10 уз, а с появлением противника - до 13 уз.

Командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов был сбит с ног, но остался цел. Перейдя в боевую рубку, он не стал поднимать сигнал о гибели адмирала, чтобы предотвратить «сущий хаос», каковой имел место на эскадре при гибели адмирала С.О. Макарова; вместо этого он начал поворот, чтобы сблизиться с японцами и увеличить эффективность русской артиллерии.

В этот момент попал второй 305-мм снаряд, в результате которого был поврежден рулевой привод и проводка машинного телеграфа оказались выведены из строя, а попытки связаться с центральным постом также не увенчались успехом. Были перебиты все переговорные трубы, а телефонная связь действовала лишь с одним из машинных отделений. Кроме того, осколки снаряда убили или ранили всех, кто находился на мостике броненосца, в том числе сильные ранения головы получил командир судна Иванов.

Никем неуправляемый броненосец прорезал кильватерную колонну русских кораблей, едва не попав под таранный удар шедшего четвёртым «Пересвета». Прочие корабли сначала пытались двигаться за флагманом, но, поняв, что он неуправляем, потеряли строй. Тем временем на «Цесаревиче» в командование броненосцем вступил капитан II ранга Д.П. Шумов. Вступив в командование, Шумов приказал спустить контр-адмиральский флаг и поднять сигнал «Адмирал передаёт командование». Младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский, находящийся на «Пересвете», реально возглавить эскадру не смог . Эскадра была уже рассеяна.

В это время «Цесаревич» уже повернул примерно на 100,5° влево. Управление кораблем удалось наладить, маневрируя машинами. Другие корабли эскадры обгоняли флагман, в панике отступая к Порт-Артуру. «Цесаревич» плохо держался на курсе и быстро отстал от остальных своих броненосцев. Японские же броненосцы, находившиеся к востоку от «Цесаревича», снова открыли по нему огонь.

С носа и с левого борта флагманский русский броненосец обстреливали крейсеры противника. Из-за наступившей темноты огонь японцев становился менее точным и, несмотря на большое количество падающих вокруг «Цесаревича» снарядов, противник добился только двух прямых попаданий 152-мм снарядов, взорвавшихся на юте. Вскоре, японцы окончательно потеряли русский флагман.

В бою 28 июля «Цесаревич» выпустил по противнику 104 305-мм, 509 152-мм, 81 75-мм и 127 47-мм снарядов.

После боя

После наступления темноты, «Цесаревич» стал отставать от эскадры, уходящей в Порт-Артур, и вскоре окончательно потерял ее из вида. Капитан Шумов решил воспользоваться темнотой и, повернув на юг, идти согласно приказу во Владивосток. Около 20.00 «Цесаревич», тяжело развернувшись, повернул на юг. Все компасы на судне были разбиты или повреждены и курс прокладывался примерно по Полярной звезде.

При детальном осмотре броненосца, выяснилось, что полученные повреждения не повлияли существенно на боеспособность: все орудия главного и среднего калибра, а также большая часть противоминных пушек остались целы, машины работали исправно, в кормовой кочегарке был повреждён один котёл, но и он ремонтировался своими силами; имевшиеся пробоины были неопасны, и самым существенным повреждением оказался вывод из строя средств коммуникации и управления в боевой рубке. Часть неполадок удалось исправить еще в море.

Ночью пришли в себя сначала капитан 1 ранга Н.М. Иванов, а затем и контр-адмирал Н.А. Матусевич. Иванов, прибыл на мостик и, выслушав отчет о повреждениях, принял решение идти не во Владивосток, куда корабль мог не дойти из-за перерасхода угля, вызванном падением тяги из-за разбитых дымовых труб, а двигаться в китайский порт Циндао, находившийся тогда под контролем Германии, где можно было бы исправить полученные в ходе боя повреждения, пополнить запасы угля и вновь выйти в море, во Владивосток.

29 июля в 21.00 «Цесаревич» вошел на рейд германской военно-морской базы Циндао. Там уже грузились углем пришедшие накануне русский крейсер «Новик» и миноносец «Бесшумный», которые так же решили не возвращаться в Порт-Артур. Ночью «Новик» покинет Циндао, а утром 30 июля пришли еще два миноносца - «Бесстрашный» и «Беспощадный».

1 августа губернатор Циндао капитан I ранга Труппель определил предельный срок стоянки русских кораблей в порту. Броненосцу «Цесаревич» было дано шесть дней, а трем миноносцам до тридцати шести часов. Однако 2 августа в 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера из Берлина, потребовал от русских немедленного покинуть порт или разоружиться. Как старший по званию, контр-адмирал Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег.

Сдали немцам замки от 75-мм орудий, части от замков больших орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления. Свезли на берег и все ружья и револьверы, оставив только 50 для караульной службы. Война для «Цесаревича» окончилась, на корабле приступили к полноценному ремонту.

Между двумя войнами

После подписания Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне, интернированные корабли стали готовиться к переходу на родину. «Цесаревич» должен был идти на Балтику с тяжелой мыслью о том, что из 15 броненосцев, которые участвовали в войне с японцами - он единственный, кто уцелел. 14 ноября 1905 года броненосец под командованием капитана II ранга Шумова вышел из Циндао и взял курс на запад. 2 февраля 1906 года «Цесаревич» прибыл в Либаву.

На Балтике «Цесаревич» стал флагманским кораблём «Гардемаринского отряда» - так полуофициально именовалось соединение, предназначенное для прохождения гардемаринами морской практики перед их производством в офицеры. В отряд входили броненосец «Слава» и крейсер «Богатырь» . Позже к ним присоединись крейсеры «Олег» и «Адмирал Макаров»

8 июня 1906 года отряд вышел из Либавы и 11 июня прибыл в Кронштадт. Здесь были завершены последние ремонтные работы и переоборудование для размещения выпускников Морского корпуса и Морского инженерного училища, которым предстояло проходить на «Цесаревиче» практику перед производством в офицеры.

1 июля 1906 года корабли отряда начали учебную практику для выпускников. Вплоть до 1910 года включительно, «Цесаревич» в составе отряда совершил множество заграничных походов, в ходе которых посещались порты стран Скандинавии, Европы, Африки, Балканского полуострова. Отряд неоднократно выходил в Атлантический океан и Средиземное море.

10 октября 1907 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был переклассифицирован в линейные корабль.

15 декабря 1908 года находясь в порту Аугуста о. Сицилия, отряд принял известие о катастрофическом землетрясении, разрушившем до основания город Мессину. Русские корабли поспешили на помощь пострадавшему городу. Высадившиеся в Мессине русские моряки приняли активное участие в спасательных работах и эвакуации уцелевших жителей города. После этого, учебная практика отряда возобновилась.

В 1911 году «Цесаревич» был включен в бригаду линейных кораблей Балтийского флота. 1911-ый, 1912-ый и 1913-ый года линкор провел в интенсивных учениях и походах в составе бригады.

Первая мировая война

1914 год

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Первые месяцы войны бригада линейных кораблей, куда по прежнему входил «Цесаревич» вместе с бригадой крейсеров и минной дивизией почти каждый день развёртывались близ минной позиции у о. Нарген, где отрабатывали различные варианты отражения атаки противника. На ночь возвращались в Гельсингфорс или Ревель.

26-27 августа вся бригада вместе с крейсерами вновь вышли в Финский залив, прикрывая тральщики; крейсера провели ближнюю разведку. Этот формально безрезультатный поход окончательно убедил русское командование, что немцы никаких по-настоящему серьёзных действий по прорыву в Финский залив предпринимать не собираются, ограничиваясь лишь имитацией активности с помощью нескольких крейсеров. Итогом стало выдвижение флота дальше на запад, в район Моонзунда. Все изменилось 11 октября 1914 года, когда крейсер «Паллада» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-26», затонув в течение полутора минут со всем экипажем. Гибель «Паллады» ошеломила русское командование. С подводной опасностью на Балтике до этого совершенно не считались, только сейчас поняв полную беззащитность флота от подводной угрозы. Линейные корабли немедленно укрылись в Гельсингфорсе. Кампания 1914 года для «Цесаревича» на этом закончилась.

1915 год

В кампанию 1915 года «Цесаревич» и «Слава» получили задачу обеспечивать защиту побережья Финляндии и Або-Оландского района от немецких набегов.

10 июля 1915 года «Цесаревич» был поставлен на ремонт в кронштадтском доке. В ходе ремонта ликвидировали задний мостик и рубку, очистили подводную часть корпуса и заменили стволы 152-мм орудий. После чего, вновь заступил на дежурство.

5 ноября «Цесаревич» пришёл в Кронштадт и вновь встал в док. 31 декабря с помощью ледокола корабль ушёл на зимовку в Гельсингфорс, где ремонтные работы продолжились.

1916 год

В течение кампании 1916 года «Цесаревич», патрулируя в районе Ирбенского пролива, следил за попытками противника прорваться через него. 30 августа «Цесаревич» перешёл к Моонзунду, где уже давно находилась «Слава». В октябре крупные корабли стали покидать Рижский залив, однако «Цесаревич» остался здесь на зимовку.

1917 год

Вероятно, именно удалённость от последовавших в феврале - марте 1917 года революционных событий позволила в те дни избежать расправ над офицерами «Цесаревича», произошедшими на всех других балтийских кораблях. Тем не менее, дисциплина, а значит, и боеспособность корабля стала снижаться.

13 апреля 1917 года линейный корабль «Цесаревич» был переименован в «Гражданин», продолжая нести боевую службу в Рижском заливе.

1 сентября 1917 года германские войска начали наступление с целью захватить Ригу, что им удалось 7 сентября из-за разложения и деморализованности русской армии. Взяв Ригу, германцы начали готовиться к захвату Моондзундских островов, выделив для этой цели весьма внушительные силы: 10 линкоров-дредноутов, 1 линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 56 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 26 эскадренных тральщиков, 65 катерных тральщиков и более 300 кораблей поддержки. Против таких сил русские смогли выставить лишь два старых додредноута «Гражданин» и «Славу», несколько легких крейсеров, эсминцев и тральщиков. Флот был полностью дезорганизован и развален. Приказы не исполнялись, офицеров убивали или угрожали расправой.

13 октября 1917 года германцы начали высадку на о. Эзель и прорыв через Ирбенский пролив, где они не встретили организованного сопротивления.

17 октября линейные корабли «Гражданин» и «Слава» сосредоточились на рейде Куавасте. Вытеснив из Рижского залива русские корабли, германские корабли двумя колоннами шли к южному выходу Моонзундского канала в составе двух линкоров, восьми эскадренных миноносцев. С фланга их прикрывали два легких крейсера. Обходя справа русские минные поля, корабли противника приближались к району банки Ларина, где стояли русские старые линкоры - «Гражданин» и «Слава» и крейсер «Баян».

В 09.30 на русские корабли совершили налет самолеты противника, но были отогнаны зенитной артиллерией. В 10.05 линкоры противника открыли по русским кораблям огонь с дистанции 130 кабельтовых. Русские корабли вели ответный огонь по тральщикам противника, которые старались расчистить путь от мин для основных сил своего флота. После этого, тральщики отошли на юг.

В 11.10 начали отход и линкоры противника с тем, чтобы обойти с запада русские минные заграждения. В 11.40 немецкие линкоры, повернув на север, резко увеличили ход. В 11.50, обнаружив маневр противника, русские линкоры снялись с якоря и пошли на юг. В 12.04 «Гражданин» с дистанции 70 кабельтовых вновь открыл огонь по тральщикам противника, в 12.06 - открыла огонь «Слава», а затем - крейсер «Баян» и эсминцы. Германские тральщики вновь отошли к югу.

Между тем, линейные корабли противника, продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию и в 12.13 с дистанции 90 кабельтовых открыли огонь по русским линкорам. В 12.35 «Слава» получила первое прямое попадание, за которым последовало еще шесть. Объятый пожаром линкор вышел из строя.

В 12.39 в «Гражданин» один за другим попало два 305-мм снаряда, причинившие значительный урон. Не в силах противостоять натиску противника русские корабли в 12.40 начали отход по Моонзундскому каналу на север. Германские линкоры не решились преследовать русских в мелководном проливе из-за большой минной опасности. Они продолжали обстреливать отходящие на север русские корабли до 12.50, когда расстояние увеличилось до 130 кабельтовых. «Гражданин», «Слава» и «Баян» продолжали идти на север, отбиваясь от атаковавших их самолетов противника, два из которых были сбиты зенитной артиллерией «Гражданина».

Тяжело поврежденная «Слава» не могла пройти Моонзундским каналом. Было принято решение затопить старый линкор у входа в канал для преграждения дороги немецкому флоту. «Славе» был дан приказ, пропустить вперед «Баяна» и «Гражданина». Однако выполняя этот прика, «Слава», допустив ошибку в маневрировании, чуть не столкнулась с «Гражданином» и, уклоняясь, выскочила на мель в стороне от фарватера, после чего была взорвана экипажем.

20 октября «Гражданин» прибыл в Лапвик и после короткой стоянки там перешел в Гельсингфорс. Линейному кораблю «Цесаревич-Гражданин» выпала печальная честь участвовать в последнем бою Русского Флота под Андреевским флагом.

Дальнейшая судьба корабля

23-25 декабря «Гражданин» перешёл в Кронштадт. После этого старый линкор был номинально включён в резервный отряд Морских сил Кронштадта, однако в море никогда больше уже не выходил.

2 марта 1918 года на линейном корабле «Гражданин» был спущен Андреевский флаг и поднят флаг Морских сил РСФСР.

В июне 1922 года линейный корабль «Гражданин» был отбуксирован на судоразделочную базу в Петрограде и к 1925 году окончательно разобран.

Корабль находился в строю 15 лет. Зачислен в списки Русского Флота 11 января 1899 года, исключен из списков 7 августа 1922 года.

Командиры

  • 1899-1904 гг. - капитан 1 ранга Григорович
  • 1904-1905 гг. - капитан 1 ранга Иванов
  • 1905-1906 гг. - капитан 2 ранга Шумов
  • 1906-1907 гг. - капитан 1 ранга Дмитриев
  • 1908-1909 гг. - капитан 1 ранга Любимов
  • 1909-1910 гг. - капитан 1 ранга Маньковский
  • 1911-1913 гг. - капитан 1 ранга Кербер
  • 1913 г. - капитан 1 ранга Пилкин
  • 1913-1915 гг. - капитан 1 ранга Рейн
  • 1915-1917 гг. - капитан 1 ранга Чеглоков
  • 1917-1918 гг. - капитан 1 ранга Руденский
  • 1919-1920 гг. - контр-адмирал в/о Колюбакин
  • 1920 г. - ст. лейтенант Кошобакин
  • 1921 г. - ? Колесов

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Бережной С.С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. . - Военное издательство, 1997.
  • Бунич И.Л. В огне государственного катаклизма . - Яуза, 2004.

Ссылки

  • Рафаил Михайлович Мельников “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899–1906 гг
  • Линейный корабль «Гражданин» во время разборки. Середина 1920-х г.




"Цесаревич" у стенки - пробоины заделаны, мачта прихвачены дополнительными растяжками, т.к. после боя начали раскачиваться.

По приходу вечером 29 июля в Циндао, командир не спешил с распоряжениями о пополнении запасов угля и о заказе необходимых для ремонта материалов. Не вдохновил его и пример пришедших ранее и уже готовившихся к уходу для прорыва "Новика" и "Бесшумного". Хуже того, капитан 1 ранга Иванов счел удобным уклониться от рекомендаций, за которыми обратился к нему командир "Бесстрашного" лейтенант П.Л. Трухачев (1867-1916).

Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Правый борт

Придя утром 30 июля вместе с "Беспощадным", он, видимо, считал, что прорвавшиеся корабли и во Владивосток должны идти вместе. Приняв на себя общее командование, ускорив с помощью своей команды пополнение на миноносцах запаса угля, "Цесаревич" мог бы вывести в море целый отряд. В зависимости от обстановки он мог совершить или прорыв во Владивосток или уйти на юг, чтобы в труднодоступных районах французских или даже чужих колоний дожидаться прихода 2-й Тихоокеанской эскадры. Не исключался и поход на соединение с владивостокским отрядом крейсеров.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Носовая башня и правый борт

Все это было вполне реально при наличии в составе русского флота специальных крейсеров Добровольного флота. Ведь их операции уже в начале войны вызвали большой переполох среди фирм, занимавшихся военной контрабандой. Планировалось широкое развитие крейсерских операций, которые было вполне реально связать с судьбой прорвавшихся кораблей. Вспомним, что С.О. Макаров считал вполне реальным прорыв в Порт-Артур (а, возможно, и во Владивосток) захваченного началом войны в Красном море броненосца "Ослябя".
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Повреждения второй дымовой трубы

Но командир вчерашнего флагманского корабля и его штаб не нашли в себе сил до конца исполнить свой долг и не допустить разоружения в нейтральном Циндао. Корабли были предоставлены сами себе и действовали совершенно разрозненно. "Новик", спеша уйти до наступления утра, и не получив с "Цесаревича" помощи, покинул порт с неполным запасом угля. Это обстоятельство сыграло, как вскоре выяснилось, роковую роль в его судьбе. "Бесшумный" прилагал все усилия, чтобы в кратчайший срок, пока не нагрянули к порту японцы, справиться с ремонтом и успеть уйти на прорыв."Бесстрашный", ожидая его готовности, спешил с приемкой угля. О помощи кораблям за все это время со стороны "Цесаревича" упоминаний в документах не встречается.
Уклонившись от всех инициатив и вполне довольный сложившимися обстоятельствами, командир Н.М. Иванов с чувством исполненного долга отошел от дел.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао. Средняя шестидюймовая башня

Утром 30 июля он съехал на берег в немецкий госпиталь, оставив свой корабль собственными силами решать им, Ивановым, созданные проблемы. Там же оказался и адмирал Матусевич. Но корабль, несмотря на странное поведение двух его самых старших начальников, не сдавался. Надежду на возможность ремонта и последующего прорыва возбудила переданная на корабли 31 июля телеграмма императора Николая II, ободрявшая экипаж "в сознании свято и с честью исполненного долга перед престолом и родиной".
Немецкий оркестр на форе эскадренного броненосца "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

В ответной телеграмме адмирала Матусевича на имя управляющего морским министерством изъявлялись чувства благоговения, с которым все на броненосце и миноносцах восприняли "высокомилостливые слова" императора, и выражались пожелания о "ниспослании здравия и благоденствия возлюбленному государю императору и высоконоворожденному наследнику". Далее высказывались верноподданические чувства и единодушное желание экипажей кораблей "снова нести наши жизни во славу престола и отечества". Увы, действительность не подтвердила этих возвышенных чувств все-преданности престолу. Немцы, правда, чтобы не подвергнуть корабли японским атакам с моря, 31 июля перевели их во внутренний бассейн, а губернатор 1 августа объявил, что "Цесаревичу" разрешена 6-дневная стоянка. Она объяснялась необходимостью привести корабли в состояние, необходимое для выхода в море (но не для полной боеготовности). От "Беспощадного" в день прихода потребовали вначале покинуть порт в течение 24 часов (как и от "Новика" перед этим), а затем, ссылаясь на разрешение германского императора, срок стоянки продлили до полуночи с 3 на 4 августа.

Но 2 августа отношение обычно любезных немецких властей вдруг переменилось. В 10 утра командирам всех кораблей объявили повеление кайзера Вильгельма II немедленно - к 11 часам спустить флаги и разоружиться. Все терялись в догадках о причине такого исключительного вероломства. Ведь русские корабли за все предшествовавшие войне годы привыкли к постоянно проявлявшимися немецкими властями (особенно в Киле) чувствам радушия, гостеприимства и даже дружбы. Германия в той войне явно сочувствовала России, и немецкие пароходы с грузом угля уже готовились (по заключенным с частными фирмами контрактам) сопровождать поход эскадры З.П. Рожественского.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года

Но Н.А. Матусевич в силу ли подавленности от пережитого ранения или чрезмерной деликатности не пытался даже объяснить немцам несуразность их требований: кораблям, начавшим ремонт, для выхода в море требовалось гораздо больше времени. Не счел он нужным воспользоваться и своим правом сильного, что позволило просто проигнорировать бесчестный немецкий ультиматум. Власти в Петербурге, как это нередко делается в России и как только что было с действовавшими в Индийском океане крейсерами "Петербург" и "Смоленск", предпочли просто откреститься от своих кораблей. Непрофессионализм верховных властей вновь являл себя во всей его неприглядности.
В Циндао

Не дождавшись из Петербурга ответа на свой срочный запрос, Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег. Сдали немцам замки от 75-мм орудий, части от замков больших орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления. Свезли на берег и все ружья, и револьверы, оставив только 50 для караульной службы.
Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао после прихода. У борта плотики, с которых матросы заделывают пробоины. На носу установлен тент от солнца.

В тот день, словно уже зная о случившемся, заявился в порт японский миноносец. Ссорится с Германией в планы японцев не входило, и на захват броненосца они не покушались. Удовлетворенный сведениями о разоружении броненосца, миноносец тотчас же удалился. Начался отсчет заточения кораблей.
"Цесаревич" с открытыми кормовыми портами 75 мм орудий.

С легкостью, одним росчерком пера отказаться от великолепного боевого корабля, на одну только постройку которого ушло пять лет, V иначе, как преступлением это решение назвать нельзя. Впрочем, с "Дианой" в Сайгоне поступили еще волшебнее. Несмотря на то, что французские власти никаких требований о разоружении не предъявляли и гарантировали провести весь ремонт корабля, приказ о разоружении был отправлен и сюда. И произошло это 22 августа, когда корабль мог бы при желании выйти в море и уже наверняка присоединиться к эскадре З.П. Рожественского. Именем генерал-адмирала приказ отдал управляющий морским министерством вице-адмирал Авелан. И перед мудростью этого приказа остается лишь развести руками.
"Цесаревич" - разбитые трубы, следы попаданий осколков на корпусе и катерах.

Так петербургские правители, непонятно ""о чем думая, с легкостью "сдали" все прорвавшиеся корабли. Их для войны почему-то сочли ненужными. Подчинившись воле генерал-адмирала, в новую, теперь ничем уже не подгоняемую, неторопливую - на всю войну - ремонтную страду погрузился и "Цесаревич". Не успев, как это удалось на "Диане", группой списаться с корабля до разоружения, офицеры броненосца вместе с рутиной ремонтно-береговой службы взялись за осмысление выпавшего на их долю бесценного боевого опыта. Ведь он мог пригодиться еще. Как, раз 1 августа 1904 г. в Кронштадте начала кампанию 2-я эскадра флота Тихого океана.
"Цесаревич" - заделка пробоины в борту. Для облегчения фок-мачты снят рангоут и размещен на палубе у носовой рубки.

Судьба и здесь не оставила своими заботами оптимистический корабль - она устроила так, что одному из офицеров (флаг-офицеру штаба лейтенанту М.А. Кедрову) довелось, как и трем офицерам "Дианы", принять участие в походе"и бое эскадры З.П. Рожественского. Неизвестно с каким вниманием (и вообще счел ли это нужным) отнесся к их опыту Зиновий Петрович, но обладавший наибольшей информацией (флаг-офицер штаба Макарова и В.К. Витгефта) лейтенант Кедров получил назначение, далекое от задач обобщения опыта - артиллерийским офицером на крейсер (вооруженный пассажирский пароход) "Урал". Система, словно бы задавшаяся целью погубить флот, оставалась верна себе.
"Цесаревич" - корабельный трап повреждён в бою, поэтому у борта установлен немецкий трап с колесиками.

Без ответа остается и главный в судьбе "Цесаревича" вопрос - почему министерство, не моргнув, согласилось разоружить корабль. Какие, казалось бы, энергичнейшие усилия следовало приложить к тому, чтобы сберечь для войны великолепный, с обстрелянной командой новейший броненосец! А вместо этого вышел вызвавший общую оторопь нелепый приказ о разоружении.
"Цесаревич" - вид на палубу с гребными судами. Кормовая труба тяжело повреждена попаданиями двух крупнокалиберных снарядов и, чтобы не развалилась, стянута дополнительными тросами.

Герои этой темной истории своих объяснений не оставили. Обошел ее в своей работе ("Значение и работа штаба на основании опыта русско-японской войны") и лейтенант А.Н. Щеглов (1874-1953). Но нет сомнения в том, что и здесь проявился результат деятельности ГМШ, все военные распоряжения которого, по мнению А.Н. Щеглова, "были не обоснованы и прямо вредны". В итоге ”флот погиб от дезорганизации, и в этом всецело вина Главного Морского штаба, которому по праву принадлежит 90% неудач нашего флота". Можно не рискуя сильно ошибиться, предложить следующие объяснения судьбы "Цесаревича" в Цин-дао, которые вполне согласуются с тем "хаотическим" характером деятельности штаба, о которой столь откровенно говорится в названной работе лейтенанта Щеглова.
"Цесаревич" в 1905 после ремонта - фок-мачта полностью снята и установлены новые дымовые труба.

Обращаясь к мотивам, хоть как-то позволявшим понять решение петербургских стратегов, нельзя уйти от ощущения их причасти или прямой принадлежности к некому виртуальному миру, где законы логики и здравого смысла не действуют. Ибо как иначе объяснить, что, находясь вроде бы в смертельной схватке с донельзя деятельным, активным и предприимчивым противником, терпя при этом постоянные неудачи, бездарнейшим образом потеряв первую эскадру и готовя к походу вторую, столь беззаботно отказались от опыта войны и от двух новейших, как воздух необходимых собственных броненосцев, от "Славы", несмотря на возможность успеть ввести ее в строй, и "Цесаревича", который вполне мог избежать разоружения. И при этом - вот сюжет для захватывающего документального детектива - предпринимались отчаянные, хотя и заведомо обреченные на неудачу (вся сделка не могла состояться без ведома Англии, находившейся тогда в союзе с Японией) попытки контрабандного приобретения пресловутых "экзотических крейсеров".
На "Цесаревиче" во время ремонтных работ

На глазах всего мира и ему на посмешище в течение более года разыгрывался спектакль многоходовых интриг с множеством слетевшихся на поживу, .обещавших "устроить" покупку "посредников", в котором главную роль с фальшивым паспортом, в парике и с накладной бородой играл уже знакомый нам давний адъютант великого князя Алексея Александровича контр-адмирал А.М. Абаза. К этой авантюре мог примыкать и блеф императора, который, несмотря на неудачи, продолжал свысока или даже презрительно относиться к противнику (известно, что в резолюциях он позволял себе выражения вроде "макаки"), А потому демонстративный отказ от "Цесаревича" мог бы изображать широту русской души и бескрайние возможности России, способной сокрушить врага, не считаясь с числом броненосцев.

Могла проявиться и внутренняя антипатия начштаба к броненосцу, столь долго вызывавшего его праведный гнев и негодование. Вывод броненосца из игры мог каким-то образом совместиться в больном воображении Зиновия Петровича с торжеством над своими противниками в вечной подковерной бюрократической борьбе. Кто теперь знает правду...

1905 год. Интернирование в Циндао. Русские миноносцы (слева направо) - "Смелый", "Бойкий", "Беспощадный", "Бесстрашный", "Бесшумный". На заднем плане видна грот-мачта "Цесаревич".











































































Сражение в Жёлтом море

Утром 28 июля 1904 года основные силы 1-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Вильгельма Витгефта начали проведение операции с целью прорыва блокады и передислокации во Владивосток. В группу прорыва входили эскадренные броненосцы: «Цесаревич» (флагман адмирала Витгефта), «Ретвизан», «Победа», «Пересвет» (под флагом заместителя командующего контр-адмирала Ухтомского), «Севастополь» и «Полтава». Отдельный отряд с правом самостоятельных действий состоял из крейсеров: «Аскольд» (флаг начальника отряда контр-адмирала Рейценштейна), «Диана», «Паллада» и «Новик». Кроме крупных кораблей для прорыва выделили 9 эсминцев и госпитальный корабль «Монголия».

Характеризуя состояние эскадры, следует указать на следующие особенности. Часть штатной артиллерии кораблей, особенно среднего и малого калибров, была передана крепости для укрепления сухопутной обороны. Эскадренная скорость определялась возможностями ветеранов флота, броненосцев «Полтава» и «Севастополь», мощных, но тихоходных кораблей, не способных развить более 14 узлов. «Стариков» можно было с собой не брать, но в этом случае совокупная мощь русской группировки резко снижалась. По понятным причинам, русская разведка в Японии работала плохо, Витгефт не знал, что изрядная доля броненосных кораблей врага ушла от Порт-Артура для противодействия Владивостокскому отряду, и тихоходов для сохранения баланса взяли в прорыв. Следовательно, по таким важным показателям, как подвижность и артиллерийская мощь, русские заведомо уступали противнику. Система управления была сознательно упрощена до предела. По сути, действовала одна генеральная инструкция: любой ценой прорваться во Владивосток. В остальном построенная в 3 колонны эскадра должна была следовать за флагманом, повторяя его маневры. В случае гибели адмирала в командование вступал младший флагман и так далее. Единственными преимуществами русских были достижение относительной внезапности и превосходство в количестве хорошо защищенных линейных кораблей, гарантирующих высокую боевую устойчивость эскадры. Впрочем, силы противников в бою следует признать примерно равными. Исход боя для России зависел от решительности и мастерства экипажей и способностей командующего. Наконец, именно при равных исходных условиях, как правило, многое зависит от упомянутых в начале статьи превратностей военной фортуны. Дело в том, что случайности в бою бывают часто, однако преимущество одной из сторон может помочь их компенсировать за счет того или иного аспекта превосходства. Собственно поэтому основой военной стратегии является принцип максимальной концентрации сил на важнейших участках, дабы добиться возможности избежать случайного исхода боя за счет научно сопоставимых фактов. Но к моменту боя в Желтом море, омывающем Квантун, перевеса Россия достичь не успела. Бой, обреченный на судьбоносность, проходил в условиях господства случайностей.
Японцы разворачиваются для боя. Наблюдательная служба японского флота, заметив выход противника, оповестила штаб адмирала Того, и последний начал стягивать силы для генерального сражения. В тот момент под его руководством находились все 4 эскадренных броненосца, 4 броненосных крейсера, теоретически способных участвовать в линейном бою. Броненосцы играли роль статичного силового ядра, к ним примыкали два броненосных крейсера. Вторая пара тяжелых крейсеров играла роль лидеров легких сил. Сверх этого, Того подчинялись 9 легких крейсеров и несколько старых броненосных кораблей, не имеющих особой ценности в линейном бою, но пригодных для добивания поврежденных судов. Завершали подсчет эсминцы в количестве свыше 30, способные к самостоятельным действиям в ночь после боя, либо к поддержке своих сил посредством угрозы внезапных торпедных атак в период основной фазы сражения.
Первая фаза сражения. Около 12 часов дня Того стянул наличные корабли в район боя и приступил к боевому маневрированию. Построив главные силы в колонну, он, пользуясь преимуществом в скорости, догнал русскую броненосную линию и попытался охватить ее голову. Около 12.30 японские корабли открыли огонь. По мере сокращения дистанции русские начали ответную стрельбу.

Витгефт, справедливо усматривающий свою задачу в том, чтобы довести до Владивостока как можно больше целых кораблей, не стал добиваться оптимальной позиции для боя. Он действовал проще: по его приказу эскадра повернула восточнее, благодаря чему почти завершенный маневр противника утратил значение. Теперь русские проскальзывали за кормой врага; проход в море был открыт. Чтобы перестроиться и вновь занять оптимальное положение для артиллерийской дуэли, от Того требовались сложные маневры. Японцы отстали и к 14.30 огневой контакт прекратился, поскольку дистанция боя превзошла допустимую. Оценивая обстановку, можно сказать, что первая фаза боя осталась за русскими. Японский флагман заигрался и совершил ошибочный маневр. Витгефт ошибку противника заметил и грамотно использовал. Выполнив поставленную задачу, прорвал вражескую блокаду. По сути, идея боя была претворена в жизнь: путь во Владивосток был открыт. Перестрелка существенных результатов не дала. Все русские корабли сохранили боеспособность и могли продолжать победное движение вперед. Нужно было только добавить скорости, чтобы окончательно оторваться от врага. Но именно этой возможности эскадра была лишена. Попытка увеличить ход до 16 узлов привела к отставанию двух тихоходных броненосцев. В результате боевую скорость вновь уменьшили до 12.
Погоня. Японская эскадра делала на 3–4 узла больше. Началась фаза погони. Японские корабли, пользуясь динамическим преимуществом, медленно, но верно догоняли русских. Витгефт пытался помешать этому посредствам едва заметных из-за большой дистанции поворотов на несколько градусов. Однако на этот раз его оппонент был бдителен и ошибок в маневрировании не допускал. Около 16.50 дистанция между противниками сократилась. Возобновился бой, идущий на параллельных курсах. Причем Того верно учел дополнительный фактор, создаваемый закатным солнцем. Японская колонна медленно шла мимо русской к Западу от нее, при этом солнце слепило наших наводчиков, мешая точной стрельбе. Постепенно японцы обгоняли, стремясь осуществить излюбленный маневр «Азиатского Нельсона» по охвату головы противника. Как говорят специалисты, Того собирался построить палочку над «Т».
Снаряды, русские и японские. До поры развитие боя было не слишком благоприятным для японцев. Русские артиллеристы стреляли быстро и метко. Превосходства японцев в количестве стволов заметно не было. Правда, на первый взгляд казалось иначе. Русские бронебойные снаряды при попаданиях не давали видимого эффекта. Нечеткий блеск и бронебойная болванка, специально сделанная толстостенной и прочной, исчезала внутри корпуса вражеского корабля, где относительно небольшой заряд взрывчатки и срабатывал. Такая работа снаряда была не слишком зрелищной, но полезной. Зато японский снаряд вел себя по-другому. В нем было больше взрывчатого наполнителя, за счет чего стенки делали тоньше. Броню такие снаряды, как правило, не пробивали, а рвались на виду, при этом возникал избыток дыма, хорошо различимый наводчиками, высокие температуры, провоцирующие пожары и множество мелких осколков, разрушающих небронированные участки корабля и приводящие к гибели незащищенных членов экипажа.
Объективно русский снаряд был лучше. Он мог поразить важнейшие механизмы броненосцев врага, укрытые за толстыми плитами высокопрочной стали. Но наблюдателям казалось, что японский огонь эффективнее. На самом деле все обстояло наоборот. По мере развития дуэли стрельба Объединенного флота начала слабеть: русские снаряды ломали башни, рвали броню казематов, выводили из строя орудия врага, пробивали толстенные бронепояса машинных отделений, разрушая механизмы движения. На руку русским играл еще один фактор. Японские фугасные «чемоданы», заправленные мощнейшей взрывчаткой – пикриновой кислотой (называемой в Японии шимозой), оказались слишком нежными. Они подчас рвались, еще не покинув орудийного ствола, моментально приводя орудие в негодность, убивая и калеча артиллеристов.
Так продолжалось около часа. Обе стороны несли потери, но противоборствующие эскадры сохраняли строй, их повреждения носили ограниченный характер и к гибели кораблей не вели. Около 17.30 наметился кризис боя с японской стороны.
«Микаса» под огнем. Японский командующий, находившийся на открытом ходовом мостике своего флагмана – броненосца «Микаса», наблюдал за развитием событий. Радости наблюдаемое не приносило. К тому времени в броненосец попали десятки снарядов. Русские, по понятным причинам, обстреливали «Микасу» с особым рвением, желая уничтожить удачливого командира противника, парализовать управление его эскадрой, а, если повезет, потопить этот символ враждебной мощи. Концентрированный огонь приносил результаты. Одна из башен главного калибра бездействовала. В казематах борта, обращенного к противнику, (где прятались среднекалиберные шестидюймовки) бушевал пожар. Из семи расположенных там орудий стреляло только одно. Командир «Микасы» и еще 25 офицеров и матросов были убиты. Еще 86 моряков нуждались в медицинской помощи. Из штабных офицеров, деливших общество со своим адмиралом, выбыло из строя 5 человек. Сказывалось нежелание Того изменять традиции и перебираться с открытого мостика в бронированную рубку. «Нельсон Азии», как именовали его мировые СМИ, любил видеть картину боя целиком, а обзор из защищенного КП был хуже. Надо полагать, штабные проклинали предписываемый кодексом бушидо фатализм начальника, но, естественно, молчали.

Взгляд командующего скользил по его броненосной линии, отмечая неравномерность и редкость стрельбы, дым многочисленных пожаров, рысканье ведомых кораблей на курсе, что означало повреждение органов управления и ходовых механизмов. Противник выглядел лучше. Русские корабли шли хорошо. Пожалуй, лучше, чем когда-либо раньше; строй неприятельской эскадры выглядел ровным. Вспышки залпов мелькали часто и ритмично. Того взвешивал «за» и «против». Он не паниковал, но реально рассчитывал риск.
В шаге от победы. Решение было принято. Адмирал отдал приказ готовить сигнал к отходу. На вопросы свиты относительно исхода боя, он кратко ответил, что успеха ждать не приходится, и шансы русских предпочтительнее. Русские еще не знали, что победили, но штаб Того уже был уверен, что бой проигран. Потянулись трагические секунды технической паузы, в течение которых сигнальщики искали флажки, комбинация которых соответствовала приказу покинуть поле боя вслед за флагманом. Этот факт не выдумка досужих авантюристов от истории. Он имел место и был подтвержден очевидцами.
Пока набирали сигнал, отдающий русским победу в бою и в войне, Того рассматривал победителей. Около 17.37 настала кульминация. Возможно, уже обдумывающий ритуальное самоубийство высокопоставленный самурай увидел вспышку и сгусток дыма в районе передней надстройки русского флагмана, характеризующие попадание тяжелого снаряда. Реакция Того была мгновенной. Предыдущее распоряжение он отменил. Новый приказ повелевал продолжать бой. Удар с большими последствиями. Попадание тяжелого японского снаряда в основание фок-мачты «Цесаревича», как и полагал Того, оказалось роковым. Как и его японский коллега, адмирал Витгефт отказался обосноваться в боевой рубке. Толковый штабист, более склонный к аналитической работе, чем к строевой службе, Вильгельм Карлович привык работать за столом, планируя войну, но не видя ее. Возложенные на него обязанности он выполнял, не имея особого авторитета в огромном боевом коллективе.
Усложнившееся искусство управления в XX в. требовало тандемного командования, состоящего из командира и начальника штаба. На долю последнего возлагался учет множества факторов при планировании операции. Функция командира подразумевала умение претворять план в жизнь, для чего требовались воля, настойчивость и умение верно оценивать ситуацию, внося в боевой проект своевременные изменения. Витгефту эти флотоводческие черты не были присущи. Он упрощенно понял свой долг командира, ведущего эскадру в тяжелый бой, как необходимость показать пример храбрости, не заботясь об обязательном сохранении верховного руководства.
Полагая, что подчиненные знают, что делать, адмирал приказал принести на мостик кресло и портрет жены. В этом кресле он и провел последние часы своей жизни. Рядом с ним расположились штабные чины, не имеющие права оставить адмирала. Вопреки традиционным упрекам исследователей, обвиняющих его в гибельном безразличии и отказе от активной борьбы за преимущества, стоит отметить следующее. Маневрирование эскадры было в целом верным. Витгефт и его штабные специалисты своевременно замечали угрозы и парировали их, всякий раз разрушая планы противника. В целом русский адмирал поступил, как его оппонент с японской стороны. Того все сражения провел, открыто стоя на мостике, и не имел даже царапины. А Витгефту не повезло, он погиб. Героическая смерть избавила его от позора, но глухие упреки в его адрес за пассивность и фатализм звучат по сию пору. Думается, напрасно. Пожалуй, единственной его ошибкой стал отказ отсрочить второй бой, бросив навстречу погоне идущие с эскадрой миноносцы. Это могло помочь задержать преследование, но дневная атака на сильную вражескую эскадру приводила к неизбежной гибели торпедных сил и их экипажей. Адмирал не пожелал оплачивать прорыв кровью сотен матросов миноносцев, только и всего. Видимо, он рассчитывал, что успех возможен без этой жертвы.
Так или иначе, японский снаряд буквально испепелил комсостав русской эскадры. Что, впрочем, не означало поражения. Уцелевший командир броненосца командир корабля капитан 1 ранга Н.М. Иванов был сбит с ног, но остался цел. Перейдя в боевую рубку, он не стал поднимать сигнал о гибели адмирала, чтобы предотвратить «сущий хаос», каковой имел место на эскадре при гибели адмирала С.О. Макарова; вместо этого он начал поворот, чтобы сблизиться с японцами и увеличить эффективность русской артиллерии

Это кажется невероятным, но фронтовая мудрость о двух снарядах, никогда не попадающих в одну воронку, оказалась неверной. Второй удар был серьезней. Множество осколков, прошедших через смотровые прорези внутрь командного пункта, добило тех, кто уцелел от первого взрыва. Исполняющий обязанности командующего Иванов был ранен,и не мог больше командовать кораблем. Рулевое управление броненосца заклинило. К несчастью, руль был положен в состояние поворота, прекратить который было некому. Послушный рулю «Цесаревич» начал описывать циркуляцию. Его курс прорезал эскадренный строй. Опасаясь столкновения с флагманом, остальные броненосцы начали хаотичный маневр, разрушивший ордер русской колонны. В эти минуты Россия начала проигрывать войну.

Тем временем после ранения Иванова на «Цесаревиче» застопорили ход, спустили контр-адмиральский флаг и подняли сигнал «Адмирал передаёт командование». Вступивший в командование младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский дает сигнал о возвращении в Порт Артур.

Отказавшись подчиниться Ретвизан вызывает огонь на себя. Впрочем, час японского триумфа еще не был предрешен. Сбившиеся в кучу русские корабли, прекратив огонь, дабы не задеть своих, превратились в отличную мишень для противника. Однако кризис боя был русскими преодолен. Командир шедшего вторым в колонне броненосца «Ретвизан» Эдуард Щенснович вызвал огонь на себя. Корабль, развивая полный ход, ринулся на японцев. Малопострадавший в бою броненосец, стремительно сближаясь с противником, вел частый огонь. Внимание вражеских артиллеристов, естественно, сосредоточилось на «Ретвизане». Минуты, необходимые для оценки обстановки были выиграны. Командир «Ретвизана» действовал очень рискованно. Его броненосец имел наспех заделанную пробоину в носовой части. Полный ход мог привести к разрушению временной конструкции. Но мастера не схалтурили. Корпус выдержал перегрузки. Дерзость Щенсновича спасла эскадру от опасности оказаться в задуманных противником клещах. Адмирал Того вынужденно увеличил дистанцию, и на русских кораблях смогли перевести дух. Однако другие корабли по приказу Ухтомского за «Ретвизаном» не последовали, упустив возможность общего прорыва сквозь враждебный строй, вследствие чего раненый командир героического корабля решил прекратить атаку и отступить к эскадре...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта