Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Что такое интеллект и как он проявляется. Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Что такое интеллект и как он проявляется. Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

1 3 245 0

Методы развития интеллекта, согласно «Гугл трендам», получили наивысшую оценку востребованности. При этом среднее значение коэффициента интеллекта, пишет 60-летнее научное издание «New Scientist», у людей в развитых странах начало падать. Это вызвало падение доверия к IQ-тестам.

Интеллект человека трактуют по-разному. В основном такое понятие значит сравнительные способности человека к восприятию нового, осмыслению и решению задач разной сложности.

Под интеллектом понимается способность человека адаптироваться к различным задачам и создавать алгоритмы их эффективного решения.

Википедия, ссылаясь на академика Н. Моисеева, также определяет интеллект как способность ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения. В это психическое качество входят память, воображение, мышление и восприятие.

Как формируется интеллект

В психологии основной теорией формирования интеллекта считаются стадии, разработанные Пиаже. Создание стадий происходило во время наблюдения за детьми разного возраста.

Первые признаки формирования интеллекта появляются у новорожденного после 12 месяцев.

    Сенсомоторная стадия

    Имеет такие особенности: ребенок начинает осознавать, что предметы существуют даже тогда, когда он на них не смотрит. Впервые в его мышлении возникает цель и стремление ее добиться. Формируются первые убеждения относительно окружающего мира.

    Вторая стадия

    Подготовительная. Интеллектуальный опыт, накопленный за 7 лет, позволяет сформировать интуитивное мышление. Ребенок уже умеет умственно решать некоторые задачи, но не воплощать их в реальности.

    Третий этап

    Стадия конкретных операций. Возрастной период – от 7 до 12 лет. Появляется возможность самому оперировать представлениями об объектах и совершать осознанные действия с ними.

    Четвертая ступень

    Этап формальных операций. Наступает после 12 лет. Подросток осваивает абстрактное и формальное мышление. Создает внутреннюю картину внешнего мира.

Общий уровень интеллекта зависит и от влияния социума. Поэтому теория Пиаже неоднократно критиковалась. Бывает, что у зрелых людей нет абстрактного мышления к какой-то деятельности. Интеллектуальность зависит от качества и количества получаемой информации. Интеллектуальная личность по Гальтону, английскому исследователю и психологу, – это непознаваемая сущность, отражение внутренних представлений на внешний мир.

Коэффициент интеллекта: что это и как определяется

Первые попытки измерить ум предприняли французы Т. Симон и А. Бине. Они исследовали уровень психического развития детей к определенному возрасту. Основу всех современных тестов на интеллект предложил в 1912 году немец Штерн. Он вычислял отношение интеллектуального возраста к реальному.

Современные исследования умственных способностей – это модификации теста Айзенка, разработанного в 40 годах.

Испытуемому нужно решить на время несколько головоломок. За правильное решение он набирает баллы. Их количество зависит от модификации теста. В общем случае средний показатель 100 баллов. Высокоинтеллектуальный человек тот, кто наберет больше 140 (в некоторых тестах 160) баллов. Высший балл – 200.

Профессор Университета Отаго и политолог Джеймс Флинн констатирует, что на данном этапе развития человечества тест на IQ бесполезен. В доказательство он приводит изменившуюся ситуацию со средним уровнем жизни в развитых странах. Он стабилизировался и меняется незначительно. А тот же тест Айзенка не был стандартизирован за 100 лет существования. То есть, слишком много модификаций дают расплывчатые результаты.

Его виды

Психология в вопросе изучения интеллекта признавала только академический подход до 1983 года. Тогда американский психолог Говард Гарднер бросил вызов традиционному учению и создал свою модель интеллекта. Он назвал ее множественным интеллектом. Согласно Гарднеру, существуют восемь видов:

Название

Описание

Вербальный Присущ поэтам и писателям. Включает в себя все умения, связанные с речью. В том числе восприятие и воспроизведение звуков, механизмы, ответственные за грамотность и смысловое наполнение речи.
Пространственный Его функции отвечают за зрительную и пространственную ориентацию. Сюда же относится умение конструировать образы, представлять их в каждом измерении и манипулировать ими. Замечено, что наиболее развит такой вид интеллекта у архитекторов, водителей.
Музыкальный Дает возможность определить смысл, который связан со звуками. В том числе их тембр, высоту и ритм. В наибольшей степени им обладают певцы и музыканты.
Социальный Психика у человека с доминацией этого вида заточена под общение. Такой человек умеет находить контакт с людьми, понимать их настроение и намерения.
Внутриличностный Любой высокоразвитый человек способен наблюдать за самим собой. Развитый внутриличностный интеллект позволяет ясно понимать свои скрытые мотивы и эмоции.
Физический Способность владеть телом. Присущ танцорам и работникам прикладных профессий.
Логический или абстрактный Дает возможность улавливать связь между объектами или действиями без фактического присутствия при них.
Духовный Автор 10 книг о духовном развитии Дана Зохар определяет духовный интеллект как способность решать проблемы смысла и ценностей. Стивен Кови входит в ТОП-25 влиятельных людей в бизнесе по версии журнала «Time». Он называл этот вид центральным и наиболее фундаментальным.

Согласно исследованию американских ученых Цукермана, Зильбермана и Холл, религиозные люди в среднем имеют IQ ниже, чем атеисты.

Уровни

В разных ситуациях человек проявляет разный уровень интеллекта: конкретный или абстрактный.

  1. Конкретный или практический . Это уровень применения знаний, хранящихся в памяти, на основе ассоциативных способностей.
  2. Абстрактный дает способность человеку управлять понятиями и словесными образами. Артур Дженсен, который входит в 50 самый влиятельных психологов ХХ века, относит этот уровень к сфере познавательных способностей. По его мнению, отношение одного уровня к другому обусловлено наследственностью.

Структура

Чарльз Спирмен первым основательно взялся за структуризацию интеллекта. В своих исследованиях он проверял профессиональные способности человека. Многочисленные тесты выявили, что процессы памяти, восприятия, мышления и внимания тесно взаимосвязаны. Спирмен сделал вывод, что личности, успешно выполняющие задачи на мышление, отлично справляются и с заданиями на выявление других способностей. И наоборот: те, кто, к примеру, плохо концентрировали внимание, не могли быстро оперировать памятью. Согласно его трудам, любой интеллектуальный труд зависит от специфического и общего фактора.

На основе экспериментов, Спирмен вывел структуру интеллекта. На ее вершине расположился общий фактор. Середину наполняют групповые качества умственных способностей (механические, вербальные). Основа – специальный фактор – набор специфических способностей, которые зависят от сферы деятельности.

Расстройства интеллекта - как их распознать

Научно доказано, что интеллектуал может стать олигофреном.

Интеллект имеет способность снижаться под влиянием разных факторов. Это может быть сильная депрессия, потеря зрения или слуха. Любое препятствие к получению информации извне вызывает колебания уровня интеллекта.

Расстройство может быть и врожденным. Оно называется слабоумием. Основные признаки: утрата способности понимать связь между явлениями, снижается самокритика, неспособность контролировать свое поведение, теряется возможность отделять главное от второстепенного.

Особенности интеллекта у детей

Согласно исследованию ученых из Флориды К. Бивера и Дж. Шварца, ребенок получает интеллект преимущественно с генами матери. Но девственно сохранный интеллект испытывает влияние социума и среды окружения. Также наивысшее влияние оказывают стимуляции к его развитию в раннем возрасте. Советы детских психологов таковы:

  • Классическая музыка;
  • грудное вскармливание;
  • свежий воздух;
  • со временем – физическая активность.

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.

Что такое интеллект человека?

Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.

Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.


Интеллект в психологии

В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.

Что такое искусственный интеллект?

Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.

Чем отличается интеллигент от интеллектуала?

Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.

Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.

Что такое нарушения интеллекта?

Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.


Виды интеллекта

Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:

  • природный;
  • музыкальный;
  • математический;
  • лингвистический;
  • пространственный;
  • личностный;
  • кинестетический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

  • логические головоломки;
  • интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
  • компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
  • здоровый 8-часовой сон;
  • физическая активность;
  • изучения иностранных языков;
  • занятия точными науками.

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:

Способность рационального познания

Общие сведения

Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией - это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.

Давайте вначале постараемся разобраться с тем, как оценивается интеллект, каким способом это делается.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития - с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Развитие интеллекта

С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта - это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.

Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.

Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.

Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.

Теория стадий Пиаже

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) - два процесса адаптации.

Первая стадия - сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.

Вторая стадия - предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

Третья стадия - конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

Четвертая стадия - формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях - это подход обработки информации.

Обработка информации

Информация, попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.

Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.

Ребенок не может выполнять сразу несколько дел, например, как Юлий Цезарь, или просто большинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость внимания развивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, тем доступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложных сенсомоторных действий.

При развитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, если маленький ребенок заучивает стихи, часто не понимая даже смысла многих слов, используя механическое повторение, то подросток может уже использовать специальные технологии заучивания.

Введение

1 Понятие интеллекта

1.1 Определение интеллекта

1.2 Структура интеллекта

1.3 Теории интеллекта

2 Интеллектуальный потенциал личности

3 Оценка интеллекта

Заключение

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

1.2 СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.

1.3 ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического.

Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них.

В первую очередь следует выделить теории, отстаивающие идею генетического объяснения интеллекта на основе учета как закономерностей его онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций (Ж. Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.).

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта