Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Дементьев, Николай Иванович (поэт). Дементьев Николай Тимофеевич

Дементьев, Николай Иванович (поэт). Дементьев Николай Тимофеевич

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильм „Бессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.

CEPГEЙ БАРУЗДИН

Николай Дементьев

3АМУЖЕСТВО ТАТЬЯНЫ БЕЛОВОЙ

Всем, наверно, кажется, что более благополучного и удачливого в жизни человека, чем я, трудно себе представить.

Двадцать восемь лет, красива, абсолютно здорова. Нигде, правда, не работаю, домохозяйка. Но и это оправданно: маленький сын. На редкость порядочный, до самозабвения любящий меня муж. Хорошая квартира, полный достаток во всем. Чего еще, казалось бы, может желать женщина?..

И только несколько человек знают, как пусто у меня в душе, как я несчастлива, очень несчастлива.

Вот поэтому-то я и хочу рассказать свою историю. Может быть, других она убережет от ошибки, за которую я и сейчас все расплачиваюсь.

И вот ищу и ищу выход…

Выросла я под Ленинградом, в дачном поселке Мельничный Ручей. Когда мы после войны вернулись из эвакуации, на месте нашего дома в Ленинграде оказался сквер: дом разбомбили в блокаду. В ожидании площади надо было жить в общежитии завода, на котором отец работал. Отец с матерью в общежитие пойти не захотели, взяли, кажется, ссуду, вообще как-то извернулись, как они умеют, и купили маленький домик в Ручье, недалеко от озера. Он стоит и сейчас. Теперь у нас есть новый, большой дом. Летом родители сдают его дачникам, а сами переселяются в этот старенький.

Отец всю жизнь проработал на заводе, он расточник, и, видимо, очень хороший. Ему неоднократно предлагали стать мастером, но он каждый раз отказывался: была бы меньше зарплата. Мама никогда нигде не служила.

Отец, молчаливый и грузный, возвращался вечером с работы и долго, много ел, тяжело опираясь широко расставленными локтями о край стола. Его широкое, скуластое лицо постепенно краснело, он только командовал матери взглядом: «Подай это. Подвинь то». А она, статная и красивая даже в домашнем затрапезном платье, с готовностью поглядывала на него черными блестящими глазами, тотчас угадывала, чего ему хотелось. Потом тоже присаживалась к столу, сложив под высокой грудью руки, и негромким, покойно-уверенным голосом начинала рассказывать о происшедшем за день. Разговоры между родителями были всегда чисто хозяйственными: сколько продано за день молока, яиц, как удалось купить сена, как лучше поправить крышу сарая. Когда строился новый, большой дом - а он строился несколько лет, - хозяйственные интересы моих родителей были так сильны, что я не помню случая, когда бы они в обеденное время поговорили о нас со Светкой, о нашей учебе в школе.

Отец обычно слушал мать молча, иногда согласно кивал. Если она хотела знать его мнение, то вопросительно замолкала. Часто он не отвечал, и мы уже знали, что он не согласен, обдумает и сделает как-нибудь по-другому. Если же он соглашался, то негромко басил свое обычное:

Ну что ж, три-четыре…

Источник - Википедия

Николай Дементьев родился в семье интеллигентов. В 20-х годах учился в , закончил литературное отделение МГУ. Женился на своей однокурснице Надежде Адольф . Состоял в литературной группе «Перевал». Публиковался в «Красной нови», «Комсомольской правде», «Молодой гвардии», «Новом мире», «Октябре». Было выпущено 4 сборника стихотворений. Известно также стихотворение его друга Эдуарда Багрицкого«Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» (1927).
Окончил курсы при Центральном институте труда, работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината, также там он работал журналистом и создавал научно-популярные книги.
Был задержан при попытке покончить собой в гостинице для иностранцев (позже рассказал жене, что ему почудилось, что город захватили фашисты и он не хотел отдаться им живым), помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко. Затем был выписан из больницы, но его психическое состояние ухудшилось.
28 октября 1935 года покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона 6-го этажа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его смерть Борис Пастернак написал стихотворение «Безвременно умершему».

Библиография
Шоссе энтузиастов 1930 год
Овладение техникой 1933 год
Рассказы в стихах 1934 год
Избранные стихотворения 1936 год
Стихотворения. М., ГИХЛ, 1959
Город
Роальд Амундсен 1931 год
Самолёт. ОГИЗ, Молодая гвардия. 1931, 16 с., рис. Л. Жолткевич

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильм „Бессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.

Николай Иванович Дементьев

Дементьев Николай Иванович - поэт.

Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах» (1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 - книги для детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно умершему» (1936).

В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь - блеск веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной влаги - стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги. В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором «звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.

Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе - 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала 1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы «Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова, героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.

В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее, чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика уволена - / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях (нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины - главной героини рассказа, но и передать новые психологические свойства людей, участников строительства.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 620-621.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959;

Комсомольские поэты двадцатых годов / вступ. статья, биографические заметки, сост., подгот. текста и прим. М.Ф.Пьяных. Л., 1988. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Селивановский А. Николай Дементьев // Селивановский А. В литературных боях. М., 1959;

Коваленков А. Николай Дементьев // Коваленков А. Хорошие, разные... М., 1966;

Микешин А. Об одном споре в советской поэзии 20-х гг.: «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» Э.Багрицкого и «Ответ Эдуарду» Н.Дементьева // Традиции и современность. Ученые записки Кемеровского педагогического института. Вып.13. Кемерово, 1968;

Любарева Е. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1975. С.188-196, 198-200;

Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель. Т.6 М., 1963.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта