Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Дисциплина в школе территория свободы или принуждения. Глава I

Дисциплина в школе территория свободы или принуждения. Глава I

Дисциплина (лат. disciplina) – в переводе значит: учеба, воспитание, школа. В словарях, одно из определений - это поведение, направленное на порядок, подчинение указаниям. Значении дисциплины для школьного обучения подчеркивали еще такие корифеи отечественной педагогики, как Сухомлинский и Макаренко. Поговорим о том, какие нарушения дисциплины встречаются в современной школе и как навести порядок на уроке.

За период своего взросления ребёнок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок включается в новую систему. Новая социальная ситуация вводит его в строго нормированный мир и требует произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессовая. Все учителя и в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины и создать условия для её корректировки. Остановимся подробнее на причинах. Все причины тесно взаимосвязаны и превращаются в проблему дисциплины в классе. Нам кажется, что истоки надо искать в далёком детстве.

В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам. У большинства в основе лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС (патология беременности и родов, частые болезни в детстве, ушибы головы). Врачи в медицинской карте будущего школьника ставят заключение "здоров". Родители скрывают от учителя нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на уроке? Ему просто физически трудно это сделать, так как неадекватная оценка родителями здоровья своих детей приводит к тому, что учителю приходится заниматься с детьми с нарушениями мозгового кровообращения, водянкой головного мозга и другими заболеваниями. Уходит долгое время, пока озабоченный трудностями в развитии и обучении ребёнка учитель докажет родителям необходимость своевременного обследования, лечения, снижения учебной нагрузки. Учителю приходится столкнуться с непониманием родителей, а часто с агрессией.

У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет "вошло в моду" отдавать ребёнка на воспитание бабушек . Это объясняется, по словам родителей, поиском хорошей работы, заработка, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего они просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными не были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама. Раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что на уроках они сосут ручки, грызут ногти и это так увлекает, что ребёнок не способен воспринимать речь учителя. На этом фоне при неправильной реакции учителя и насмешек одноклассников может развиться агрессивность. Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более, если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно. В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя "Я устал". Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания . При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники этого типа слывут в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время урока быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям учителя. Для ни нередко не существует запретов и нравственных норм. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем.

Первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Дети не умеют и не желают слушать учителя, товарищей во время урока, других занятий. Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению в школе является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы. Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя. К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, спять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Главное, чему должен научиться ребёнок при поступлении в школу - это умение сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять предлагаемые задания. В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах. За короткие 4 года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.

Итак, подведём небольшой итог. Причины, о которых мы сейчас сказали, а это - нарушении нервно-психической сферы, патологии здоровья, стили семейного воспитания, неправильная постановка акцентов в подготовке детей к школе и являются причинами, порождающими проблемы в школьном обучении и дисциплины.

Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Иногда ребёнку получить "сердитое" внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. В младших классах действия таких учеников направлены на учителя. Ребёнок хочет быть рядом с учителем, желает быть замеченным, понравиться, рассказать обо всём. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. Возникают вопросы не по существу, реплики вслух, игры на уроке, комментарии по ходу урока, шумное несдержанное поведение, работа в замедленном темпе, просьба объяснить "всё ещё раз для меня". На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.

Поведение, направленное на утверждение собственной власти.

Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" нас, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя синдром "адвоката" в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя "маску пренебрежения" или "маску сочувствия". Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием.

Самый тяжёлый случай взаимодействия и воспитания - месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. В какой форме проявляется месть? Это могут быть прямые и непрямые акты физического насилия, к последним относится, например, порча школьного имущества (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы). К сожалению, всё чаще взрослые сталкиваются с такими способами мести и шантажа, как алкоголь, наркотики, преступления.

Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Часто им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей, своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они любят откладывать выполнение задания "на потом", не доводят начатое дело до конца, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом, попросту уходят с урока. Такой приём эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.

Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности . Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определённой группе, приобрести признание одноклассников, что толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определённые нормы поведения.

Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

Общения с детьми, рост профессионального мастерства напрямую связаны с дисциплиной. При авторитарном стиле общения установленная дисциплина, видимая со стороны, поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Шумовые эффекты воздействия на учеников, то есть - повышение голоса, крики, стук указкой по парте, доске вводят некоторых учеников в "ступор", страх перед школой, и в противоположную реакцию - начинают говорить ещё громче. Иногда педагоги используют словесные оскорбления, высмеивание перед коллективом, что вызывает у школьника чувство боязни школы. Ученик не должен скучать без дела, так как от безделья начинает заниматься посторонними делами, отвлекать от работы других, что раздражает учителя. Увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности позволяют вовлекать каждого ребёнка в урок. Позитивное влияние на дисциплину также имеет выдержка педагога, дружелюбное отношение к ученикам, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Каковы бы ни были цели и причины плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение учащихся, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.

      Формы нарушения дисциплины

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека.

Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Самые распространенные формы нарушения дисциплины в школе: разговоры на уроках, драки, хождение по классу, прогулы уроков, порча школьного имущества, уничтожение школьной документации, опоздание на уроки, пользование плеером или мобильным телефоном, словесное оскорбление учителя, игнорирование вопросов учителя, «метание» различных предметов по классу, игра в карты, игра в компьютерные игры, курение на территории, прилегающей к школе.

      Приемы для установления порядка в классе

Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко бывает, когда в классе есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Следует обратиться за помощью к психологу или к социальному педагогу, если самостоятельно решить конфликт не получается.

Нужно заинтересовать учеников темой урока. Провести экскурсии на предприятия или в музей перед занятиями. Это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с дисциплиной не возникнет.

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому следует относиться к учащимся тактично, уважать их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Следует поддерживать контакт с родителями. Но обращаться за помощью к ним и к администрации школы только в экстренных случаях. Таким путем возможно добиться хорошего поведения лишь на некоторое время.

Следовательно, чтобы дети соблюдали дисциплину на уроках, необходимо наладить отношения с ними, стать им другом, но не переходить черту, тогда ученики посчитают, что им все дозволено.

      Решение проблем дисциплины на уроке

В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины, в том числе и «репрессивные» методы (вызовы родителей, записи в дневнике, удаление из класса и др.). В школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей. По всей видимости, учителя не имеют достаточной подготовки в этой области, плохо знакомы с основными подходами к решению проблемы дисциплины в современной психологии и педагогике.

Мотивационный подход к решению проблемы учебной дисциплины отражен в работе С. В. Кривцовой и Е. А. Мухаматулиной «Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога» (1996). Авторы убеждены, что, нарушая дисциплину, школьник осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из следующих целей (мотивов): привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. В исследовании предлагаются конкретные методы педагогического реагирования на дисциплинарные проступки в зависимости от выявленного мотива. Так, при наличии такого мотива, как месть, авторы обозначают следующие стратегии поведения: изящный уход (признание власти ученика, перенесение обсуждения вопросов на другое время, соглашение с учеником, изменение темы и т.п.); удаление (в другой класс, специальное помещение, изоляция в кабинете школьной администрации и т.п.); установление санкций (лишение права заниматься чем – либо, прекращение взаимодействия с другими учениками, требование встречи с администрацией, родителями, возмещение ущерба и т.п.). Следует отметить, что исследователи дают определенные характеристики поведения школьников, которые помогают учителю выявить конкретный мотив и избрать эффективный способ реагирования. Однако на практике, даже зная указанные характеристики, педагог может ошибиться и неправильно определить мотив, так как невозможно только на основе наблюдения за поведением ребенка определить, что им движет. Тем более, данный подход к решению проблемы дисциплины сложно реализовывать в новом классе, когда учитель плохо знает детей и может неправильно истолковать их поступки.

Выводы по Главе I

Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что ученики не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между учениками и учителями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в классе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между учителями и учениками.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение учителя управлять классом. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех учеников во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же ученикам, игнорируя других. Естественно, такое поведение учителя увеличивает вероятность плохого поведения учеников.

Хороший учитель умеет анализировать поведение учеников и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению учеников, более успешны в управлении классом и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность учителю решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких учеников никогда не отразятся на поведении всего класса.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения учеников на уроке.

Чуткий учитель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации школы. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в классе, сможет значительно повысить успеваемость учеников. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают ученики.

Сила учителя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

Инструкция

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

Разнообразьте методы и средства обучения на уроке . Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с сильными учениками.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте уничижительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом , пусть он даже и отъявленный и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

Заведите традицию оценки за поведение после каждого урока, поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением учащихся.

В неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

С трудностями налаживания дисциплины на уроках сталкиваются как молодые, так и опытные педагоги. Отсутствие дисциплины негативно сказывается на усвоении материала. Как наладить контакт с детьми, воспитать в них дисциплинированность и ответственность?

Инструкция

Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко , когда в есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.

Отсутствие дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8 , когда ребята вступают в переходный возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера, мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите интересно - они должны быть разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие, урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.

Заинтересуйте ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в перед занятиями. Например, изучая каучука на уроке , сходите с учащимися на производство, изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с лдисциплиной у вас не возникнет.

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Поддерживайте контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации только в экстренных случаях. Таким путем вы сможете добиться поведения лишь на некоторое время.Если хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята посчитают, что им все дозволено. Любите - они очень хорошо чувствуют это.

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию.

Инструкция

Как только вы заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач или , переходите к практике. Вызовите к доске тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите или формулу и попросите ребят решить их. Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.

Если вы преподаете в младших классах, отсутствие дисциплины на может говорить о том, что дети просто устали на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки , опустят вниз. Сделают несколько приседаний. Побегают столов паровозиком. Во время упражнений включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на . Пять физической разрядки вполне хватит, чтобы оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.

Завоевывайте авторитет у . Не ругайтесь, не повышайте голос. Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы. Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и тот предмет, который вы преподаете.

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда ваши станут интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее нарушителями.

Видео по теме

Полезный совет

Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.

В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Инструкция

Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

Помогите ребенку повысить самооценку, часто из-за низкой самооценки происходят конфликты в среде . Более уверенные в себе дети стараются подавить слабого и не уверенного в себе ребенка.

Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.

Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

Старайтесь привить вашему ребенку спокойствие и , потому что в детском коллективе не любят излишне эмоциональных детей, которые слишком бурно реагируют на обиды или плохие оценки.

Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.

Видео по теме

Полезный совет

В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.

С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.

Инструкция

В процессе занятия преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что происходит в , уметь следить за успехами каждого ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше , избегать того, чтобы некоторые из них оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное задание. Например, если один из учеников решает на доске, то остальная аудитория должна это в тетради, если один из них справился раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную работу.

Каждый учитель должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог по возможности ведет занятие так, чтобы постоянно двигался вперед, без ненужных остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя

За период своего взросления ребёнок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок включается в новую систему. Новая социальная ситуация вводит его в строго нормированный мир и требует произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогонная. Все учителя и в первом классе и в одиннадцатом, молодые и опытные сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить причины нарушения дисциплины и создать условия для её корректировки. Остановимся подробнее на причинах. Все причины тесно взаимосвязаны и превращаются в проблему дисциплины в классе. Нам кажется, что истоки надо искать в далёком детстве.

В последние годы часто наблюдаются нарушения нервно-психической сферы у детей, которые могут развиваться по самым разным причинам. У большинства в основе лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС (патология беременности и родов, частые болезни в детстве, ушибы головы). Врачи в медицинской карте будущего школьника ставят заключение "здоров". Родители скрывают от учителя нарушения здоровья своего ребёнка, боясь открыть тайну, не думая о том, сможет ли ребёнок просидеть хотя бы 5 минут на уроке? Ему просто физически трудно это сделать, так как неадекватная оценка родителями здоровья своих детей приводит к тому, что учителю приходится заниматься с детьми с нарушениями мозгового кровообращения, водянкой головного мозга и другими заболеваниями. Уходит долгое время, пока озабоченный трудностями в развитии и обучении ребёнка учитель докажет родителям необходимость своевременного обследования, лечения, снижения учебной нагрузки и как следствие обращение на МПК. Учителю приходится столкнуться с непониманием родителей, а часто с агрессией.

У современных родителей, а это обычно молодые люди до 30 лет "вошло в моду" отдавать ребёнка на воспитание бабушек . Это объясняется, по словам родителей, поиском хорошей работы, заработка, отсутствием жилья и многими другими причинами. Но чаще всего они просто уклоняются от воспитания ребёнка. Какими бы замечательными не были бабушки-дедушки, ребёнку требуется именно мама. Раннее отлучение от груди ребёнка приводит к тому, что на уроках они сосут ручки, грызут ногти и это так увлекает, что ребёнок не способен воспринимать речь учителя. На этом фоне при неправильной реакции учителя и насмешек одноклассников может развиться агрессивность. Недополучение материнской ласки и любви не проходит бесследно. Ребёнок ощущает себя брошенным и даже виновным. Мама оставила его потому, что с ним что-то не так. Тем более, если у мамы есть ещё дети, которые живут с ней. Он пытается взрослым доказать, что с ним всё в порядке, ведёт себя слишком активно. В начальной школе с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей, которые плохо понимают слово "нельзя", показывают негативное самоопределение, капризничают, не имеют чёткого разделения определений "плохой" и "хороший", совершают необдуманные поступки. Эти дети постоянно ёрзают на стуле, качаются, ходят по классу во время урока, могут выйти в коридор, заявляя "Я устал". Все эти проблемы являются порождением материнской депривации.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания . При попустительском стиле родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело используют методы поощрения и наказания. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими, грубое решение межличностных вопросов при ребёнке. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники этого типа слывут в детской среде ябедами, подлизами. Они любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Во время урока быстро устают и стараются любыми предлогами увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям учителя. Для ни нередко не существует запретов и нравственных норм. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется - в старшем.

Первоклассники не умеют общаться, грамотно выстраивать отношения между собой, а это влечёт за собой частые ссоры на переменах и уроках. Дети не умеют и не желают слушать учителя, товарищей во время урока, других занятий. Причиной является заблуждение родителей и воспитателей, полагающих, что главным при подготовке к обучению в школе является овладение детьми чтением, письмом, счётом. Для хорошей адаптации в школе эти навыки являются второстепенными. Это знают учителя начальной школы. Интеллектуально развитому ребёнку может и не составит труда запомнить учебный материал, но ребёнку с какими-либо проблемами здоровья, поведения очень трудно долго заниматься и сидеть спокойно. Его поведение отвлекает других детей, раздражает воспитателя. К сожалению, имеет место выведение таких детей из детского сада, а следствием этого является возврат в семью с попустительским стилем воспитания, спять на воспитание бабушки. Ребёнок лишается возможности научиться общению, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Главное, чему должен научиться ребёнок при поступлении в школу - это умение сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять предлагаемые задания. В детском саду основной задачей стоит воспитание активной, любознательной, инициативной личности. Ребёнок должен научиться положительному отношению к себе, прежде всего, обладать чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах. За короткие 4 года в начальной школе учителю необходимо воспитать и научить, а часто переучить всех детей. Но это невозможно сделать одинаково со всеми учениками, ведь развитие каждой личности идёт по своей траектории и в свои сроки. Отсюда проблема при переходе в среднее звено.

Итак, подведём небольшой итог. Причины, о которых мы сейчас сказали, а это - нарушении нервно-психической сферы, патологии здоровья, стили семейного воспитания, неправильная постановка акцентов в подготовке детей к школе и являются причинами, порождающими проблемы в школьном обучении и дисциплины.

Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Иногда ребёнку получить "сердитое" внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. В младших классах действия таких учеников направлены на учителя. Ребёнок хочет быть рядом с учителем, желает быть замеченным, понравиться, рассказать обо всём. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. Возникают вопросы не по существу, реплики вслух, игры на уроке, комментарии по ходу урока, шумное несдержанное поведение, работа в замедленном темпе, просьба объяснить "всё ещё раз для меня". На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.

Поведение, направленное на утверждение собственной власти.

Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" нас, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя синдром "адвоката" в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя "маску пренебрежения" или "маску сочувствия". Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием.

Самый тяжёлый случай взаимодействия и воспитания - месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. В какой форме проявляется месть? Это могут быть прямые и непрямые акты физического насилия, к последним относится, например, порча школьного имущества (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы). К сожалению, всё чаще взрослые сталкиваются с такими способами мести и шантажа, как алкоголь, наркотики, преступления.

Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Часто им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей, своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они любят откладывать выполнение задания "на потом", не доводят начатое дело до конца, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом, попросту уходят с урока. Такой приём эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.

Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности . Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определённой группе, приобрести признание одноклассников, что толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определённые нормы поведения.

Отмечается также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, компьютерных игр, проповедь насилия, тематика криминала.

Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

Стиль преподавания педагога, общения с детьми, рост профессионального мастерства напрямую связаны с дисциплиной. При авторитарном стиле общения установленная дисциплина, видимая со стороны, поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Шумовые эффекты воздействия на учеников, то есть - повышение голоса, крики, стук указкой по парте, доске вводят некоторых учеников в "ступор", страх перед школой, и в противоположную реакцию - начинают говорить ещё громче. Иногда педагоги используют словесные оскорбления, высмеивание перед коллективом, что вызывает у школьника чувство боязни школы. Ученик не должен скучать без дела, так как от безделья начинает заниматься посторонними делами, отвлекать от работы других, что раздражает учителя. Увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности позволяют вовлекать каждого ребёнка в урок. Позитивное влияние на дисциплину также имеет выдержка педагога, дружелюбное отношение к ученикам, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Каковы бы ни были цели и причины плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. От того, как педагог справляется с конфликтными ситуациями, зависит атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус. Педагог должен уметь корректировать негативное поведение учащихся, не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.

Литература.

  1. Журнал "Завуч начальной школы" № 4. 2006 г.
  2. Новые родительские собрания. 1-4 классы. Москва. "ВАКО".2006 г.
  3. Справочник классного руководителя. № 10. 2007 г.
  4. Журнал "Начальная школа" № 5 2008 г.
  5. Журнал "Завуч" № 7 2004 г.

Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.

Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.

Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.

При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.

Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.

Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.

Причины, связанные с общим настроением класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают это настроение и соответственно активнее, иногда болезненнее реагируют.

Причина нарушения связана уже с непосредственной инициативой отдельных учащихся, класс в нормальном состоянии.

В свою очередь в этой группе можно выделить такого рода нарушения дисциплины: нарушения, обусловленные воздействием извне (борьба с этими явлениями потребует серьезной воспитательной работы с родными учащихся):

1) нарушения, связанные с качеством урока (он идет нудно, неинтересно, хочется развлечься);

2) нарушения, связанные с внутренней жизнью класса (с ними нетрудно справиться, если знать, какие именно события взбудоражили учеников);

3) нарушения, проистекающие от ненормальных личных взаимоотношений учителя и ученика (единственный способ борьбы – изменение взаимоотношений). Причиной нарушения порядка может быть болезненное состояние учащегося (это вызывает раздражительность, грубость, вялость, апатию, потерю внимания).

Все правила поддержания дисциплины на уроке должны бить по конкретным причинам, вызывающим нарушение порядка. Следовательно, для успешного поддержания дисциплины в школе необходимо знать все причины, способные вызвать ее нарушение.

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Еще в XVII веке основоположником научной педагогики Я.А. Коменский рассматривал школьную дисциплину как «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц. Классик свободного воспитания английский педагог А. Нилл, протестуя против извечной педагогической установки на необходимость дисциплинирования ребенка, писал в середине ХХ столетия:«Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же еще?… Поскольку социальное одобрение - это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Актуальность темы «Дисциплина школьников и пути ее установления» заключается в том, что необходимость воспитания культуры поведения всегда возникает там, где организуется деятельность учащихся и регулируются нормы их взаимоотношений.

Такой регулирующей силой в коллективе учащихся является школьная дисциплина. Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

В самом деле, в чем проявляется недисциплинированность некоторых учащихся в школе? В отсутствии точности и обязательности при выполнении своих обязанностей, в грубости, недостаточном уважении к окружающим и т. д. И, наоборот, дисциплинированный ученик не позволит грубости и бестактности по отношению к учителю и товарищам, не будет разговаривать, смеяться и заниматься посторонними делами во время урока. Любое учебное задание, общественное поручение или просто данное кому-либо слово он выполнит в срок и без напоминаний. Таким образом, в соблюдении правил культуры поведения и проявляется дисциплина ученика.

Целью написания курсовой работы стало изучение дисциплины школьников и нахождение путей ее установления.

Задачами соответственно выступили рассмотрение таких вопросов как:

  • 1. Теоретические основы проблемы дисциплины в школьной среде
  • 2. Исследуемая работа по выявлению проблем установления дисциплины школьников.
  • 3. Дисциплина в школьной среде - понятие, сущность, характеристика.
  • 4. Порядок установления школьной дисциплины в современной педагогической теории.
  • 5. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
  • 6. Методики определения дисциплинарности школьников.

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования: установление дисциплины в подростковом возрасте

Гипотеза исследования: дисциплина подростков зависит от:

  • · - уровня профессионализма учителя
  • · -разницы в возрасте между учителем и учеником
  • · -школьных программ (проповедь насилия, тематика криминала)

Методы исследования:

  • · Наблюдение
  • · Метод беседы
  • · Опрос
  • · Обсуждения
  • · Эксперимент

Структуры исследования

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта