Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Доклад: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила.

Доклад: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» . Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 67.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта