Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Дворец-призрак - домик османских принцесс. Абдул Азиз, султан Османской империи — Все монархии мира

Дворец-призрак - домик османских принцесс. Абдул Азиз, султан Османской империи — Все монархии мира

Цветок Аллаха

Но когда зима кончалась, к удовольствию султана, наступал весенний праздник, который со временем превратился в фестиваль тюльпанов. Ахмед очень любил цветы - розы, гвоздики (они, как говорили, напоминали его усы), лилии и жасмин. Но в конце концов именно тюльпаны стали предметом его обожания, превзойдя все остальные цветы. По-турецки «тюльпан» звучит как «ляле», и в это вкладывается священный смысл из-за созвучия со словом «Аллах». Отсюда правление Ахмеда III среди потомков известно как ляле деври, или «эпоха тюльпанов».

Тюльпан был диким цветком азиатских степей, устилавшим дороги турок на протяжении веков их миграции на Запад. В XVI веке Бусбек, посол австрийского императора, будучи заядлым ботаником, первым привез тюльпаны на Запад, взяв с собой во Фландрию их луковицы. Европейское название цветка произошло от прозвища, которое дали ему турки: «тулбенд», или «тюрбан», - на фарси. Вскоре после того, как тюльпан был ввезен европейскими купцами и в больших количествах стал разводиться в Голландии, стали известны уже около двенадцати сотен его сортов.

Именно Мехмед IV, отец Ахмеда, был первым, кто вновь вернул тюльпан в Турцию, разбив цветник с несколькими сортами тюльпана в садах сераля. Но первым, кто начал импортировать тюльпаны в больших количествах не только из Голландии, но и из Персии, был сам Ахмед. Разведение тюльпанов в его садах тщательно планировалось, на каждой делянке высаживалась лишь одна разновидность этого цветка.

Праздник весны Ахмеда, праздник тюльпана, проводившегося в садах большого сераля, на время даже затмил своим значением традиционные религиозные праздники мусульман. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров, предпочтительно при свете полной луны. Над частью своих садов султан возвел крышу наподобие оранжереи. Здесь, расположенные на полках, стояли бесчисленные вазы с тщательно отобранными по цвету и форме цветами, с поставленными между ними большими лампами и емкостями из стекла, заполненными разноцветными жидкостями, так что тюльпаны светились как бы идущим изнутри собственным светом. На ветвях деревьев, объединяя оранжерею с вольерой, были развешаны клетки с канарейками и редкими певчими птицами. Султан сидел в центре на троне под шатром имперского павильона, принимая выражения почтения. На следующий вечер развлечения устраивались для дам из гарема, которых султан принимал один, развлекая их музыкой и поэзией, песнями и танцами своих рабов, тогда как черепахи бродили по садам со свечами на панцирях, чтобы освещать тюльпаны. Иногда устраивался «поиск сокровищ» - подобно поиску пасхальных яиц в Европе, - с окрашенными в разные цвета конфетами и безделушками, спрятанными среди цветов, которые женщины гарема искали, перебегая туда-сюда на цыпочках. Ибрагим-паша сам обожал больше всего сорт тюльпанов под названием «голубой жемчуг», предлагая солидное вознаграждение тому, кто смог бы акклиматизировать его, и накрывал эти цветы белой вуалью, чтобы предохранить от солнечных лучей в жаркую погоду.

Тюльпан не только стал заметным мотивом в декоре изразцов и плитки и в других видах декоративного искусства османов - с сопровождающим этот цветок культом весны он стал источником вдохновения для турецких поэтов в то время, когда они начали освобождаться от влияния персидской поэзии, чтобы создать свою собственную, новую музу. Ведущим поэтом времен правления Ахмеда III с его нарядностью и роскошью, галантным обхождением был Недим - «добрый приятель», певец удовольствий с беспечной философией: «Давайте все смеяться и играть, давайте наслаждаться прелестями жизни».

Как образ, тюльпан просуществовал в турецкой поэзии вплоть до республиканской эры XX столетия. «Победа, - писал современный поэт Яхья Кемаль, - это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана».

Эпоха тюльпанов была больше чем просто мода. По своей сути она знаменовала собой рождение в Османской империи современной эры. В этом образе выразилось начало вхождения страны в мировой процесс, новый этап просвещения, отражавший дух рационального поиска ответов и либеральной реформы. Империя обратилась к Западу, находившемуся в новой фазе научного прогресса, экономического процветания и военной мощи, чтобы найти светский противовес традиционным религиозным ценностям исламского Востока. Тюльпан, таким образом, стал символом расцветавшего под влиянием западной цивилизации турецкого Ренессанса.

Представители Османской династии

1. Осман Гази (1299–1326)

2. Орхан Гази (1326–1362) Отец - Осман Гази, мать - Мал-хатун

3. Мурад I (1326–1369) Отец - Орхан Гази, мать - Нилюфер-хатун

4. Баязид Йылдырым (1389–1402) Отец - Мурад I, мать - Гюльчичек-хатун

5. Мехмед Челеби (1413–1421) Отец - Баязид Йылдырым, мать - Девлет Шаххатун

6. Мурад II (1421–1451) Отец - Мехмед Челеби, мать - Эмине-хатун

7. Мехмед Фатих (1451–1481) Отец - Мурад II, мать - Хюм-хатун

8. Баязид (1481–1512) Отец - Мехмед Фатих, мать - Гюльбахар-хатун

9. Селим Явуз (1512–1520) Отец - Баязид, мать - Айше

10. Сулейман Кануни (1520–1566) Отец - Селим Явуз, мать - Хафза-султан (1520–1534)

11. Селим II (1566–1574) Отец - Сулейман Кануни, мать - Хюррем-султан

12. Мурад III (1574–1595) Отец - Селим II, мать - Нурбану-султан (1574–1583)

13. Мехмед III (1595–1603) Отец - Мурад III, мать - Сафие-султан (1595–1603)

14. Ахмед I (1603–1617) Отец - Мехмед III, мать - Хандан-султан (1603–1605)

15. Мустафа I (1617–1623) Отец - Мехмед III, мать - неизвестна.

16. Осман II (1618–1622) Отец - Ахмед I, мать - Махфирус-султан

17. Мурад IV (1623–1640) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

18. Ибрагим (1640–1648) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

19. Мехмед IV (1648–1687) Отец - Ибрагим, мать - Турхан-султан (1651–1683)

20. Сулейман II (1687–1691) Отец - Ибрагим, мать - Дилашуб (1687–1689)

21. Ахмед II (1691–1695) Отец - Ибрагим, мать - Хатидже Муаззез

22. Мустафа II (1695–1703) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

23. Ахмед III (1703–1730) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

24. Махмуд I (1730–1754) Отец - Мустафа II, мать - Салиха Себкати Вали де-султан

25. Осман III (1754–1757) Отец - Мустафа II, мать - Шех-сювар Валидесултан

26. Мустафа III (1757–1774) Отец - Ахмед III, мать - Михришах

27. Абдул-Хамид I (1774–1789) Отец - Ахмед III, мать - Рабиа

28. Селим III (1789–1807) Отец Мустафа III, мать - Михришах

29. Мустафа IV (1807–1808) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Айше Синепервер

30. Махмуд II (1808–1839) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Накшидил

31. Абдул-Меджид (1839–1861) Отец - Махмуд II, мать - Безми Алем

32. Абдул-Азиз (1861–1876) Отец - Махмуд II, мать - Пертевниял

33. Мурад V (1876) Отец - Абдул-Меджид, мать - Шевкевза

34. Абдул-Хамид II (1876–1909) Отец - Абдул-Меджид, мать - Тиримюжган

СТЕПАН МАЗУР ЦВЕТОК РОМАШКИ …Сразу после разгрома бандеровской боевки в одном из схронов села Дорожева, что недалеко от Дрогобыча, когда был убит сам «районный проводник» ОУН Цяпка, Василий попросил у генерал-майора Александра Николаевича Сабурова разрешения

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Дивный цветок Вот говорят, в Сибири мужики рукастые, не то что у нас. Там все широко и на полную катушку – власть далеко, степь широка, лес глух.У художника-иконописца Андрея Буянова было славное детство. И все благодаря отцу.А был он, по словам самого Андрея, детиной


Заговор против султана Абдул-Азиза


Положение Османской империи в 1875 году оказалось на редкость тяжелым. Весной многие районы северной и центральной части Малой Азии пережили голод. Правительство не предпринимало никаких мер для облегчения положения населения. Гнет сборщиков налогов, ростовщиков, правительственных чиновников в таких условиях стал особенно невыносимым.

В критической обстановке на пост министра юстиции был приглашен опытный Мидхат-паша. В свое время султан Абдул-Азиз назначил этого незаурядного провинциального администратора великим везиром. Но Мидхат-паша достаточно скоро проявил себя как слишком сильный и независимый человек и в условиях многочисленных и сложных интриг вокруг своей личности продержался на этом посту всего-навсего три месяца.,

Мидхат-паша с энтузиазмом встретил свое новое назначение, которое, по его мнению, позволяло активно вмешиваться в политику страны. Однако вскоре министр юстиции подал в отставку. Он написал султану, что считает ненормальным положение, при котором не существует никакого закона, регулирующего управление государством.

Многие друзья и единомышленники Мидхата сочли этот его поступок ошибочным. Ответ был разным. Одним он говорил, указывая на Золотой Рог: «Посмотрите туда, мне кажется, что я уже вижу фрегат, готовый отвезти меня в изгнание. Именно под таким впечатлением я преподнес Его Величеству записку, которая Вас удивляет». Другим, которые говорили, что его отставка похожа на дезертирство, он заявлял: «Возможно, но следует показать Европе, что не все турки – презренные куртизанки». Итак, Мидхат-паша еще раз убедился в невозможности изменить что-либо в положении государства при султане Абдул-Азизе. И именно с этого момента он перешел к оппозиционной деятельности. В доме Мидхата собираются единомышленники, мечтающие о введении в стране конституции.

Желая заручиться поддержкой Англии в вопросе о реформе государственного управления Османской империи, Мидхат-паша начал переговоры с английским послом в Стамбуле Генри Эллиотом.

Султан и его окружение знали об Абдул-Хамид II оппозиционных настроениях Мидхата и его связях с «новыми османами», требовавшими введения в стране конституции. Поэтому сразу же после его ухода с поста министра юстиции великий везир Махмуд Недим-паша предложил султанше-матери, имевшей большое влияние на своего сына, Абдул-Азиза, удалить Мидхата из столицы. Великий везир мотивировал свое предложение тем, что Мидхат-паша призывает студентов медресе к беспорядкам, а также ведет кампанию по смещению с поста шейхуль-ислама Хасана Фехми-эфенди. В результате Мидхат-паша на короткое время был выслан из Стамбула.

Однако движение против султана Абдул-Азиза и политики великого везира Махмуда Недим-паши росло день ото дня. Его возглавляли наряду с Мидхат-пашой те представители правящей элиты, которые видели необходимость в реформах, что было совершенно невозможно при царствующем султане. Движение «новых османов» нашло отклик прежде всего в среде мелких чиновников и ремесленников.

Внешнеполитическая обстановка подогревала настроение недовольства в стране. 31 января 1876 года министр иностранных дел Австро-Венгрии Андра-ши предложил Порте свой проект реформ. 13 февраля турецкое правительство выразило принципиальное согласие провести эти реформы. Событие получило отклик в «Манифесте мусульманских патриотов», распространенном среди населения Стамбула. В нем утверждалось, что проект реформ Андраши составлен без учета истинного положения мусульман и христиан в Османской империи, которые притесняются равным образом. Это притеснение можно устранить только с помощью создания палаты депутатов из представителей всех народов страны, независимо от их национальности или вероисповедания. Авторы манифеста критиковали финансовую политику правительства и предлагали европейским странам оказать поддержку представителям «энергичной и умеренной» партии, возглавляемой Мидхат-пашой. Эта партия, заявлялось в Манифесте, с помощью хорошего управления создаст новую Турцию, которая сможет представить блестящие возможности для применения в ней иностранных капиталов.

Составителями манифеста называли Мидхат-пашу, Халиля Шериф-пашу и Одиян-эфенди. Действительно, многие из идей манифеста получили отражение в популярной работе Мидхат-паши «Турция. Ее прошлое, ее будущее».

Недовольство султаном созрело во всех слоях населения столицы, включая армию, к апрелю 1876 года. Султана обвиняли в том, что он, составив личное состояние, оценивающееся в 15 миллионов лир, ничего не потратил на народные нужды и не интересуется государственными делами. Именно в это время начались открытые демонстрации протеста.

10 мая 1876 года в Стамбуле около шести тысяч софтов (студентов, изучающих теологию) оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула, чтобы собраться на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Предполагалось, что они были организованы и профинансированы Мидхатом.

По требованию софтов султан заменил великого везира и шейхуль-ислама (главного муфтия) – на пост шейхуль-ислама был назначен Хайруллах-эфен-ди, а место великого везира занял Мехмед Рюштю-паша. Мидхат вернулся в правительство в качестве председателя Государственного совета.

Мидхат-паша открыто заявил о себе как о лидере конституционного движения. Стремясь к превращению Османской империи в конституционную монархию, он стремился заручиться поддержкой недовольных чиновников и армейской элиты, но более всего рассчитывал на многочисленную армию стамбульских софтов Чтобы привлечь их на свою сторону, Мидхат-паша утверждал, что видел во сне Пророка, который просил его позаботиться о спасении страны Он также ссылался на исторические примеры, обращаясь к истории мусульманских государств В это время лидер движения «новых османов» уже не скрывал своих взглядов, выражая их при любом удобном случае и в любой аудитории.

После того как Мидхат-паша окончательно убедился, что провозгласить конституцию при Абдул-Азизе будет невозможно, началась непосредственная подготовка дворцового переворота В заговор вошли военный министр Хю-сейн Авди-паша и начальник стамбульского гарнизона Редиф-паша Решение о свержении Абдул-Азиза было принято не сразу Вначале Мидхат-паша хотел принудить султана согласиться на введение конституции и только в случае неудачи пойти на замену монарха, ибо, как полагал руководитель заговора, в любом случае было бы нетрудно заменить Абдул-Азиза более «разумным» султаном, к примеру, принцем Мурадом.

В подготовке дворцового переворота участвовали многие высшие армейские чины, с помощью которых тайно собиралось оружие Когда в декабре 1875 года сгорел дом Хюсеина Авди, в столице распространился слух, что там был обнаружен большой склад оружия.

Заговорщики заручились поддержкой нового шейхуль-ислама, давшего разрешение на смещение великого султана Затем, перед рассветом, 30 мая 1876 года, дворец Долмабахче был окружен двумя батальонами со стороны суши и военными кораблями со стороны Босфора Мидхат-паша и его коллеги-министры встретились в военном министерстве, где шейхуль-ислам зачитал фетву о смещении султана на основании «умственного расстройства, уклонения от решения политических вопросов, использования доходов государства на личные цели и поведение в целом опасное для государства и общества» Министры принесли клятву верности его племяннику и наследнику Мураду V, который был заранее вызван из своих апартаментов.

На рассвете залп 101 орудия военных кораблей возвестил о смене султанов Абдул-Азиз не оказал никакого сопротивления, написав письмо об отречении и согласившись на заключение в старом дворце за Босфором Население Стамбула с энтузиазмом приветствовало этот бескровный государственный переворот, а один из министров назвал его «благоприятным событием», по своей значимости равным уничтожению янычар Мурад, прекрасно образованный и с острым интересом воспринимавший как западную, так и восточную культуры, к несчастью, страдал привязанностью к алкоголю Он стал подвержен умственным расстройствам и отреагировал со страхом и трепетом на неожиданное восшествие на трон Еще большее потрясение нервная система Мурада испытала несколькими днями спустя, когда Абдул-Азиз находясь в крайне возбужденном состоянии, покончил жизнь самоубийством он вскрыл артерию Положение осложнялось убийством, произошедшим прямо во время заседания кабинета министров Были убиты военный министр и министр иностранных дел Это убийство было совершено взбешенным армейским офицером из черкесов, отомстившим за насильственную смерть, как он считал, Абдул-Азиза.

Мурад, которому еще только предстояло быть опоясанным мечом Османа, стал неспособен появиться на публике или заниматься официальными делами.

Он подвергся медицинскому обследованию, в котором участвовали как турецкие, так и иностранные врачи, и диагнозом стало острое нервное расстройство, излечимое только с течением времени Ввиду остроты политического кризиса, как в стране, так и за рубежом, министры султана сочли себя обязанными, хотя и с некоторыми колебаниями, поставить вопрос о смещении в пользу более активного и дееспособного суверена Следующим по наследственной линии был младший брат Мурада Абдул-Хамид, человек еще неизвестных достоинств, который, подобно многим своим предшественникам, содержался в фактической изоляции.

Мидхат был делегирован своими министрами, чтобы навестить Абдул-Ха-мида и выяснить, не согласится ли тот действовать в качестве регента вплоть до выздоровления Мурада – ситуация, которой в истории османов не было прецедентов.

Мидхат посетил его с проектом новой конституции, составленной в начале этого года под наблюдением комитета, в работе которого приняли участие ряд государственных деятелей и представителей улемы по образцам бельгийской и прусской конституций девятнадцатого столетия, Абдул-Хамид поклялся оставаться верным трем условиям он обнародует конституцию, он будет править только через ответственных советников, он вновь назначит на эти посты дворцовых секретарей своего брата.

Абдул-Хамид II был провозглашен султаном Мурада перевели во дворец, расположенный вверх по Босфору, где он, находясь в неволе, дожил до начала XX века.

Конституция Османской империи была наконец обнародована в декабре 1876 года новым султаном, который до этого назначил Мидхата своим великим везиром Заключительный документ не полностью совпадал с тем, к чему стремился Мидхат Султан всесторонне изучил исходный вариант, подчеркивая необходимость строгого соблюдения священного закона, защищая свои собственные привилегии, избегая некоторых положений, низводя до неопределенных общих мест конкретные определения Мидхата и в завершение не проявив намерения положительно отнестись к быстрому утверждению конституционного правительства Эти отступления породили в будущем довольно большие проблемы.

Тем не менее принятие и обнародование султаном конституции выглядело достойной кульминацией столетия, основным содержанием которого были реформы Звенящим от волнения голосом Мидхат-паша, благодаря султана, провозгласил наступление «новой эры устойчивого процветания»

Абдул-Хамид никогда не сочувствовал конституционным взглядам, однако, стремясь получить власть, пошел на сделку Он воспользовался конституцией на константинопольской конференции в качестве фасада, за которым можно было предупредить и предотвратить разделение власти Как только конференция закончилась, султан тут же уволил Мидхат-пашу, вдохновителя разработки и составления конституции Мидхат-паша был немедленно препровожден на яхту султана и отправлен в изгнание в Италию По иронии судьбы, это действие было совершено в рамках самой конституции, в соответствии с включенной в последнюю минуту статьей, на которой настоял султан, направленной против сильной оппозиции, уполномочивая его «изгонять с территории империи тех лиц, которые в результате получения достоверной информации, собранной органами полиции, признаны в качестве опасных для безопасности государства».

Мидхат-паша провел в изгнании более полутора лет. Осенью 1878 года ему было предложено вернуться на родину. Возможно, это было связано с тем, что в Стамбуле имели место две попытки дворцового переворота.

20 мая 1878 года группа заговорщиков во главе с Али Суави попыталась освободить султана Мурада. Как сообщает один источник, следственная комиссия установила, что Али Суави намеревался учредить при больном Мураде регентство и регентом назначить Мидхат-пашу. По другим источникам, цель заговорщиков состояла в том, чтобы вновь сделать Мидхат-пашу великим ве-зиром. А вскоре был раскрыт заговор Клеанти Скальери, ставившего также своей целью возвращение престола низложенному султану Мураду.

Еще в апреле 1878 года, незадолго до попытки дворцового переворота, организованного Али Суави, Абдул-Хамид поставил своей целью расправиться с людьми, участвовавшими в свержении Абдул-Азиза, и лишить Мурада всякой возможности вновь занять престол. Он издал указ о проведении расследования, в задачу которого входило выяснение имен военных и степень их участия в свержении Абдул-Азиза. В течение года султану было представлено три списка лиц, участвовавших в свержении, с указанием занимаемых ими постов. Именно к этому периоду следует отнести, по-видимому, появление у Абдул-Хамида плана проведения судебного процесса над лицами, участвовавшими в свержении Абдул-Азиза, в числе которых едва ли не первое место отводилось Мидхат-паше.

В то время, когда возвращенный на родину Мидхат-паша приступил к исполнению обязанностей губернатора Сирии, Абдул-Хамид занимался расследованием вопроса о том, кому было поручено нести охрану дворца Ферийе, где содержался низложенный Абдул-Азиз.

Некоторые из приближенных Абдул-Хамида, особенно чутко улавливающие его настроения, составили докладную записку на имя султана с целью убедить его в том, что Абдул-Азиз, по всей вероятности, был убит. И во дворце началось расследование, в результате которого в убийстве Абдул-Азиза обвинили четырех человек, назначенных в свое время для его охраны: Пехливана Мустафу, Хаджи Мехмеда, Джезаирли Мустафу и Фахри-бея, остававшегося секретарем Абдул-Азиза и после его свержения. Из тех же, кто играл видную роль в дворцовом перевороте 30 мая 1876 года, многих обвинили в соучастии в убийстве. Среди последних были Мехмед Рюштю-паша, Мидхат-паша, Дамад Нури-паша, Дамад Махмуд-паша и бывший шейхуль-ислам Хайруллах-эфен-ди Одновременно во дворце шло составление версии убийства, согласно которой приказ об убийстве был отдан султаном Мурадом и его матерью через доверенное лицо – Сейид-бея Дамаду Махмуд-паше и Дамаду Нури-паше, в свою очередь якобы отдавших соответствующие распоряжения Пехливану Мустафе, Хаджи Мехмеду и Джезаирли Мустафе. Согласно этой версии, о плане убийства был извещен и Фахри-бей, который провел во дворец Ферийе названных лиц. Утверждалось, что именно эти лица и совершили убийство, вскрыв ножом вены на руках Абдул-Азиза.

Первое, что обращает на себя внимание в этой версии, – имена высокопоставленных обвиняемых, принимавших участие в свержении Абдул-Азиза. Это наводит на мысль, что одной из главных целей готовившейся судебной расправы было стремление Абдул-Хамида обезопасить себя от возможности новых дворцовых заговоров и окончательно укрепить свою власть. Тот факт, что в число обвиняемых вошел и Мидхат-паша, свидетельствует о том, что важное место в замыслах Абдул-Хамида отводилось задаче устранения политического лидера конституционного движения.

Версия убийства была составлена на основании показаний слуг Абдул-Азиза. Один из них, Рейхан-ara, после нескольких предварительных допросов дал показания, которых от него, по всей вероятности, добивались. Согласно этим показаниям, он и еще двое слуг видели, как совершалось убийство. Вместе с тем другой слуга Абдул-Азиза, находившийся при нем едва ли не до последнего мгновения, настаивал на версии самоубийства, отрицая, что кто-либо входил в комнату низложенного султана. Тем не менее весной 1881 года было решено приступить к официальным допросам обвиняемых.

Судебный процесс над убийцами Абдул-Азиза начался 27 июня 1881 года в специально для этой цели сооруженном павильоне, в саду дворца, резиденции султана Абдул-Хамида В министерстве юстиции были напечатаны специальные пригласительные билеты, в которых указывалось имя и род занятий приглашенного. В особой инструкции коменданту дворца указывалось на необходимость строгого контроля над приглашенными в суд и на принятие надлежащих мер в целях предотвращения возможных беспорядков около здания суда.

Суд вынес приговор. Пехливан Мустафа, Джезаирли Мустафа, Хаджи Мех-мед и Фахри-бей были признаны виновными в преднамеренном убийстве, а Мидхат-паша получил смертный приговор как соучастник убийства. Но благодаря вмешательству общественности смертный приговор Мидхат-паше заменили на пожизненное заключение в одной из арабских крепостей, где он был убит в 1884 году.

В 1876 году в результате демонстрации, проведенной студентами, поменялось правительство, а затем был свергнут султан Абдулазиз.

Студенческие движения на протяжении всей истории были пусковым механизмом многих событий. События, которые привели к свержению султана Абдулазиза с престола, были начаты студенческими демонстрациями.

Студенты медресе на улице

Султан Абдулазиз взошел на престол Османского халифата в 1861 году в возрасте 31 год. Брат султана Абдуль Азиза султан Абдуль Маджид в 1839 году провозгласив указ о Танзимате (основные законы Турции) , продолжил политику вестернизации Османского халифата, начатую его отцом. Однако появившиеся в 1854 году внешние долги стали представлять большую опасность для государства.

Приход Султана Абдуль Азиза к власти в 1861 году был связан с большими надеждами народа, особенно люди хотели, чтобы он спас страну от внешних долгов. Султан Абдуль Азиза принялся поднимать экономику страны. Тем не менее, внешние долги государства неуклонно росли. В 1875 году правительство объявило о своем банкротстве.

Воспользовавшись ухудшением состояния экономики, Хусейн Авни Паша, Мутарджим Рушди Паша, Мидхат Паша, Хайрулла афанди, Ахмет Паша Кайсери и Сулейман Паша сформировали против султана Абдуль Азиза хунту.

Первой задачей хунты стало свержение великого визиря Махмуд Недим Паши. Для этого, в первую очередь, нужно было тайно спровоцировать учащихся медресе.

Студенты Румелии имели зуб на великого визиря по причине событий, произошедших в Герцеговине и Болгарии, которые из-за невмешательства государства привели к гибели тысяч мусульман. Западные государства, чтобы поддержать немусульманское меньшинство Османского халифата, приняли меры, направленные на уязвление гордости мусульман. Мидхат Паша раздал и те деньги студентам, которые он взял у менялы тогдашнего визиря Мурада V Христаки афанди.

10 мая 1876 года студенты медресе Фатих, Сулеймание и Баязид, оставив учёбу, вышли на площадь. Они собрались на площадях Фатих и Баязид с лозунгами: «В то время, как права и независимость государства нарушены врагами, не к лицу патриотизму и религиозному объединению заниматься уроками. Мусульмане везде подвержены оскорблениям и мучениям со стороны христиан. Религиозный долг каждого из нас - устранить власти, которые стали причиной этого». Помимо студентов, в демонстрации участвовали некоторые улемы и простой народ. На площади высказывались лозунги и слова против великого визиря и шейх-уль-Ислам. Демонстранты выступали напротив здания шейх-уль-ислама, начальника генштаба, Бабыали (Блистательный порт), а также в Бебеке, на вилле великого визиря у берега моря.

Студенты ночевали на улице

Во время этих событий султан Абдуль Азиза был в своем поместье в Аязаге. Как только султан получил известия о случившемся, он тут же вернулся в дворец Йылдыз. Однако демонстранты дошли и до дворца. Студенты хотели, чтобы шейх-уль-ислам и великий визирь ушли в отставку. Султан, отправив старшего адъютанта, сообщил, что примет требования студентов.

Но несмотря на это студенты не разошлись, а провели ночь на улице. В то же время великий визирь, поменяв шейх-уль-ислама, попытался остаться на своем посту. Тем не менее, на следующий день количество демонстрантов намного возросло. В то время, как Махмуд Недим Паша был в своей резиденции в Бабыали, явился старший адъютант Хафиз Мехмет Бей и потребовал печать великого визиря.

Потеряв пост великого визиря, Махмуд Недим Паша был охвачен страхом. Он не стал садиться на свою повозку, а покинув Бабыали, попытался пройти пешком. Однако недалеко от посольства Ирана он увидел приближающихся студентов- демонстрантов и через нижнюю улицу ударился в бега.

Султан Абдуль Азиза назначил Мутерджим Рушди Пашу на пост великого визиря, на пост главнокомандующего - Хусейн Авни Пашу, министра иностранных дел - Мидхата Пашу, на пост шейх-уль-ислама - Хайруллу афанди. Назначив путчистов на ключевые посты государства, султан Абдулазиз своими руками подписал себе смертный приговор.

Вначале свергли, потом убили

Великий визирь Мутерджим Рушди Паша, министр юстиции Мидхат Паша, шейх-уль-ислам Хайрулла афанди, министр военно-морского флота Ахмет Паша Кайсери, командующий военной академии Сулейман Паша сформировали военную хунту против султана Абдулазиза и после того, как заняли важные посты в государстве, свергнув великого визиря, продолжали свою деятельность для свержения султана.

30 мая 1876 года султан Абдуль Азиза был свергнут в результате переворота. Вместо него взошел на престол султан Мурад V. После того, как султан Абдулазиз был свергнут с престола, ему было нанесено такое оскорбление, с которым доселе не сталкивался ни один султан. Это оскорбление и унижение было направлено не только против султана, но и против матери и жены правителя.

Утром 4-го июня 1876 года прибывшие во дворец Ферие, где султана Абдуль Азиза держали под стражей в своей комнате, нашли его лежащим на земле с перерезанными запястьями в луже крови. С большей долей вероятности можно сказать, что султана Абдуль Азиза убил главнокомандующий Хусейн Авни Паша. Тело покойного султана доставили в полицейский участок, где держали в течение нескольких часов. Врачи, которые пришли, чтобы исследовать тело покойного, не стали проводить точную экспертизу, а только взглянув на разрезанные запястья, сделали заключение, что смерть наступила в результате самоубийства. Затем тело султана поспешно похоронили в гробнице Султана Махмуда в Чаалоглу.

Поступок черкеса Хасана

Основную ответственность за смерть султана Абдуль Азиза была возложена на главнокомандующего Хусейн Авни Паша. О подозрительной смерти султана Абдуль Азиза на улицах Стамбула ходили тысячи слухов, что наносило вред общественному сознанию. В этой среде произошла месть черкеса Хасана.

Черкес Хасан бей, являясь братом третьей жены Султана Абдуль Азиза , не смог простить обиду смерти султана и своей сестры. 16 июня 1876 года он, взяв оружие, совершил налет на совет министров и убил Хусейна Авни Пашу. Раненый черкес Хасан был пойман и повешен на площади Беязид.

Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1861-1876 гг. Сын Махмуда II. Родился 9 февраля 1830 г. Умер 4 июля 1876 г.

Абдул-Азиз стал турецким султаном в июне 1861 г., после безвременной кончины своего старшего брата Абдул-Меджида I. И хотя ему в ту пору шел уже 32-й год, он оказался совершенно не подготовлен к исполнению обязанностей правителя Османской империи, поскольку не имел для этого даже минимально необходимого образования. Детство будущего султана протекало в дворцовой тиши среди женщин и гаремных ага. Грамоте его обучал бывший шейх уль-ислам, который дал Абдул-Азизу только скудные познания в области религии и традиционных мусульманских наук. В связи с этим султан не мог и не хотел глубоко вникать в государственные проблемы. Физически сильный, обладавший крепким здоровьем, он посвящал все свое время удовольствиям и различным видам спорта - был прекрасным стрелком, наездником, охотником и борцом. Турецкий историк Коджатюрк писал об Абдул-Азизе: «Его умственный уровень был невысоким, культура – весьма ограниченной, ум – недалекий. Он питал мало склонности к искусству, наукам, умственной деятельности… Много места занимали у него наслаждения и распутство с женщинами двора». Вместе с тем взрывной характер Абдул-Азиза, его надменность, вспыльчивость, упрямство, подозрительность и недоверчивость, очень мешали работе с ним членов кабинета. В начале правления, следуя примеру двух своих предшественников, он объявил о продолжении курса реформ. И в самом деле, была предпринята попытка установить контроль над расходами двора и наладить надлежащее использование ресурсов государства. Но вскоре султан отложил подобные начинания. Отправив на пенсию бесчисленных наложниц покойного брата, он собрал свой собственный гарем, настолько большой, что для его обслуживания понадобилось три тысячи евнухов. То и дело при дворе устраивались роскошные празднества и ставились расточительные спектакли, так что траты на дворцовые нужды и личные прихоти султана составляли в иные годы до 15% всего бюджета. Многие увлечения Абдул-Азиза казались настолько экстравагантными, что возникали сомнения в его здравомыслии: он обожал потешные бои с участием большого количества солдат; поедал огромное количество яиц и был настолько поглощен своими любимыми боевыми петухами, что надевал ордена и украшения на тех из них, кто побеждал, и отправлял в ссылку тех, кто проигрывал.

Консерватор по убеждениям, Абдул-Азиз правил не считаясь ни с чьим мнением как абсолютный деспот. (В последние годы его царствования дело дошло до того, что министры как в старину должны были падать перед султаном ниц и целовать ноги его сына). Он не желал, что-либо менять в государственном устройстве Османской империи и не соглашался ни на какие либеральные реформы, хотя и не был вовсе чужд западным влияниям. Так Абдул-Азиз много внимания уделял созданию в Турции современного военного флота - закупал в Англии крейсера и другие военные суда, а также вооружение для них, на что в основном и расходовались займы, полученные у английских банкиров. В годы его правления Турция укрепила свой статус морской державы и заняла второе место по числу судов на Средиземном море. (Однако обучение флотского персонала по-прежнему находилось на крайне низком уровне, вследствие чего реальная сила турецкого флота была намного ниже той, которую можно было предполагать, основываясь на его численности). Другой дорогостоящей страстью султана стало строительство железных дорог. Средства для него также давали внешние займы. В результате такой политики государственный долг Османской империи рос при Абдул-Азизе как снежный ком и вскоре достиг астрономической суммы в 200 млн. фунтов стерлингов. Обслуживание этого долга и выплата процентов по нему поглощала более половины всех средств бюджета.

Неумеренные траты Абдул-Азиза и его упорное нежелание продолжать политику реформ, начатую его отцом Махмудом II, вызывали сильное недовольство у молодых представителей турецкой правящей элиты, усвоивших за годы танзимата прогрессивные западные идеи и мечтавших о введении в Турции конституции. Поначалу молодые реформаторы (в дальнейшем их стали называть «новыми османами») находили поддержку лишь у узкой прослойки просвещенного населения. Однако неутешительные итоги царствования Абдул-Азиза привели к тому, что число их сторонников значительно увеличилось. В 1873 г. в Анатолии разразилась сильная засуха, следствием которой стал страшный голод, приведший к распространению нищеты и недовольства. Вслед за неурожайным летом последовала зима настолько холодная, что в пригородах Стамбула появились волки, нападавшие на случайных прохожих. Катастрофически сократилось поголовье крупного рогатого скота и овец, люди тысячами гибли от голода. Умерших было так много, что их не успевали хоронить и трупы валялись прямо на улицах. Налоговые поступления в казну практически прекратились, и в октябре 1875 г. турецкое правительство объявило через газеты, что из-за большого дефицита бюджета кредиторы Порты будут впредь получать наличными только половину той процентной ставки, которая им полагалась. За финансовым кризисом последовало обострение межнациональных отношений. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Герцеговине, быстро распространившееся на Боснию. На помощь повстанцам двинулись вооруженные отряды из Сербии. И христиане и мусульмане действовали в этой войне со страшной беспощадностью. И с той и с другой стороны обычным явлением стали массовые убийства мирного населения. Правительства всех европейских стран выразили обеспокоенность по поводу балканских событий, да и в самой Турции все больше людей приходило к пониманию того, что управлять страной по-старому, так, как ей правил Абдул-Азиз, дальше нельзя.

В этих условиях активизировались сторонники конституционных реформ, во главе которых встал видный государственный деятель Ахмед Мидхат-паша. Обстановка всеобщего недовольства султаном, царившая в столице, благоприятствовала осуществлению их планов. «Новые османы» не могли собственными силами добиться введения конституции, но сумели ловко использовать в своих интересах студентов стамбульских медресе – софтов. Те давно находились в оппозиции к Абдул-Азизу и ежедневно митинговали в мечетях. Чтобы подогреть их недовольство агенты Мидхат-паши распустили слух о том, что султан намерен просить русского царя о присылке ему 30-тысячного войска для охраны своей особы и трона. То была явная ложь (поскольку отношения с Россией день ото дня становились все хуже), но софты ей поверили. 9 мая 1876 г. около шести тысяч студентов, вооруженных на деньги Мидхат-паши, оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула и собрались на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Поначалу они потребовали отставки великого визиря Махмуда Недима и главного муфтия. Абдул-Азиз удовлетворил их желание и назначил новым визирем Рюштю-пашу, а председателем Государственного совета сделал Мидхат-пашу. Однако эта уступка не положила конца возмущению. Избавившись от ближайших сподвижников султана, «новые османы» выступили против него самого. На рассвете 30 мая 1876 г. дворец Долмабахче окружили курсанты стамбульской военной школы. Затем члены кабинета были созваны Мидхат-пашой в военное министерство, где новый великий муфтий зачитал фетву о низложении Абдул-Азиза. Основанием для этого послужили «умственное расстройство, уклонение от решения политических вопросов, использование доходов государства на личные цели и поведение, в целом опасное для государства и общества». Этот документ не вызвал никаких возражений. Министры безропотно принесли присягу племяннику и наследнику Абдул-Азиза Мураду V, который был заранее вызван из своих апартаментов. Султан также не оказал никакого сопротивления: подписал акт отречения и согласился на заключение в старом дворце за Босфором. Спустя несколько дней он покончил жизнь самоубийством (вскрыл себе вены с помощью небольших ножниц, которые попросил для того, чтобы остричь бороду).

Ни про одну из принцесс не ходит столько слухов и сплетен, как про Эсму Султан. Начнем с того, что их было три. Первая родилась у султана Ахмеда III. Она стала переходящим кубком в руках своего брата. Впервые он выдал её замуж, когда девочке едва сравнялось 5 лет. За своего главнокамандующего. А когда тот умер через шесть лет, он опять подобрал ей партию, чтоб не засиделась. В этот раз в 11 лет её мужем стал знаменитый великий визирь Ибрагим Паша, начавший карьеру в роли кулинара в императорской хельвахане. Возможно потому, много лет спустя станут так популярны его чаепития с халвой в годы тюльпанового возрождения. Когда брат Эсмы султан Ахмед выдал восставшим янычарам Ибрагима, они не пощадили и его семью... Жила эта несчастная женщина в начале восемнадцатого века.
Вторая, и самая знаменитая принцесса Эсма родилась у одной из жен сластолюбца Абдул-Хамида I в 1778 году. Она была сестрой сразу трех императоров: Селима III, Мустафы IV и Махмуда II. В 14 лет брат Селим выдал её замуж за своего хорошего друга адмирала Хюсейна пашу. А уже в 24 года она осталась вдовой и больше никогда не выходила замуж. Она тесно сошлась с подргой Селима Накшидиль - Марией Эймой де Богарне и его приемным сыном Махмудом. Эсму баловали не смотря на её выходки все три султана. Она была очень богата, владела дворцами на Диван йолу- прежней Месе, Чамлыдже, Мачке и дачей на Кучукчешме. Именно она получила знаменитый особняк на Босфоре в качестве свадебного подарка. Архитектор, построивший его изначально, неизвестен. А вот первым реставратором был Саркиз Бальян.

Эсма отличалась вольными нравами, сама выбирала себе любовников, гуляла, переодетая, по городу, была очень красива. После смерти мамы Махмуда II стала его главной советчицей и наперстницей. Говорят, он не раз сокрушался, что она - не мужчина. А по другим цитатам ясно, что её в качестве возможной претендентки на престол рассматривали даже янычары, пока их всех не уничтожил падишах Махмуд.
После смерти Эсмы в 1848 году особняк на Босфоре достался сестренке Абдулхамида II Джемиле, а позже в нем поселилась принцесса Фатма, дочь султана Мурада V.
Здание ветшало, перестало быть привлекательным и в 1952 году его купил Саффет Баштырмак. Он устроил на первом этаже угольный склад, а на втором столярную мастерскую. Такая смесь и стала причиной пожара, уничтожившего здание почти полностью в 1975 году. И тем не менее после такого пожара его рискнула купить сеть отелей Мармара. Здание укрепили металлическим скелетом. Изнутри он полностью стеклянный, чтобы видны были старые стены, видевшие причудливые вечеринки Эсмы, во время которых она любила поразвлечься с переодетыми в женское платье греческими юнашами...
Сейчас здание сдают на свадьбы и музыкальные представления.. Здесь проходят концерты знаменитого Стамбульского джазового фестиваля.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта