Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Исследование девиантного поведения. Разновидности девиантного поведения

Исследование девиантного поведения. Разновидности девиантного поведения


3

Отклоняющееся поведе-ние личности представляет собой сложную форму социального пове-дения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.

Выделенные факторы зависимого поведения можно предста-вить в виде рабочей схемы для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилиза-торами проблемного поведения.

По результатам данного анализа можно составить индивиду-альную программу профилактики или преодоления отклоняюще-гося поведения.

^ СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

Сенситивность (повышенная чувствительность к любому внеш-нему воздействию);

Эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная ла-бильность (резкие перепады настроения);

Пониженный фон настроения;

Импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, некон-тролируемой реакции);

Низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно из-менять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быс-тро формируются);

Ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо ак-тивности (мыслях, чувствах, действиях);

Склонность к соматизации (телесному реагированию на небла-гоприятные факторы, например телесным напряжением, аллер-гией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохра-няются на протяжении всей жизни личности. Если у одного чело-века присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физио-логический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

^ 2. Нарушения саморегуляции личности:

Преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии , депрессии) и внут-ренних конфликтов;

Алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

Несформированность ассертивного поведения (неспособность от-крыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

Непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоля-ция, отрицание, проекция);

Дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

Ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

Отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

Отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведе-нию.

^ 3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и
компенсаторных возможностей):

Духовность;

Здоровье и ценности здорового образа жизни;

Внешняя привлекательность;

Общительность, способность к сотрудничеству;

Активность;

Интеллект, специальные способности;

Целеустремленность и честолюбие;

Высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, со-страдание, вера);

Творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

Любовь, дружба, значимые личные отношения;

Жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности озна-чает реальную возможность компенсации личностных или жиз-ненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимо-сти. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимо-стью, незащищенность перед ней.

^ 4. Дефицит социально-поддерживающих систем:
отсутствие родительской семьи;

Неполная семья (отсутствие отца);

Зависимая семья;

Девиантная семья;

Низкий социальный статус семьи;

Семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, пе-реезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

Социальная изоляция;

Отсутствие поддерживающей группы сверстников;

Низкий личный статус в референтной социальной группе (ра-бочем коллективе, учебной группе);

Отсутствие близких друзей;

Отсутствие сексуального партнера;

Общественная незанятость;

Проблемная компания;

Проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

^ 5. Социально-психологические условия, запускающие и поддержи-
вающие отклоняющееся поведение:

Состояние социально-психологической дезадаптации;

Состояние фрустрации жизненно важных потребностей; научение в рефе-рентной группе (на дискотеке, в школе); провокация или давление со стороны.

^ 6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):
ситуация, в которой впервые имело место ОП;
ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

Состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

Что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); последующие события (состояние, мысли, действия); реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

Форма и степень выраженности ОП; степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности;

Поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личност-ная предрасположенность и психологическая выгода); ингибиторы (препятствующие условия); ресурсы личности;

Возможные пути преодоления (стратегия изменения); формы и методы социально-психологической помощи.
4

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрес-сия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах от-вергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стрем-лением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними . Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрес-сия» в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выжива-нию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение аг-рессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные харак-теристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Це-лью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрес-сии как способа достижения иной цели (инструментальная агрес-сия) . Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной аг-рессией и связывают с действиями социально-деструктивного ха-рактера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно долж-ны быть наказуемы по закону .

В содержательном плане ведущими признаками агрес-сивного поведения можно считать такие его проявления, как:


  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

  • тенденцию к разрушению;

  • направленность на причинение вреда окружающим людям;

  • склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые дей-ствия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «наце-лены на оскорбление или причинение вреда другому живому су-ществу, не желающему подобного обращения» . Такое аг-рессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, униже-ние). Это поведение направляется агрессивными мотивами - раз-рушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уров-не оно поддерживается установками, подтверждающими правиль-ность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено при-нимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следу-ет признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегри-ровать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-при-емлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, на-пример национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

Делинквентное поведение. Поня-тие происходит от латинского delinquens - «проступок, провин-ность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняю-щиеся от установленных в данном обществе и в данное время зако-нов, угрожающие благополучию других людей или социальному поряд-ку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делик-тами.

Криминальное поведение является утрированной формой делинк-вентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм госу-дарственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) об-щества.

В психологической литературе понятие делинквентности ско-рее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове-дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этиче-ских норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпа-дает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисо-циальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассмат-ривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли-чество подвидов противоправного поведения. Проблема класси-фикации различных форм делинквентного пове-дения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

Для решения таких вопросов, как определение степени выра-женности делинквентности и меры воздействия на личность, важ-ное значение также имеет систематизация типов право-нарушителей. В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена акту-альная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушите-лей по степени выраженности и характеру личностных деформа-ций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонару-шители .

В рамках клинических исследований представляет интерес ком-плексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построен-ная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состоя-ние. А.Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-пси-хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, ан-тисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) .

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Дол-гова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:


  1. последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социаль-ной средой является решающим, преступление вытекает из при--
    вычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

  2. ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией;
    преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

  3. ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
^ Социальные условия играют определенную роль в происхожде-нии противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклиз-мы и низкий уровень жизни.

Согласно Р. Мертону , некоторые люди не могут от-казаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкрет-ной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных от-ношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлы-ка «преступника» - накопление социально-экономических трудно-стей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление - и т.д.

Можно перечислить следу-ющие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:


  • фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вы-
    зывает ранние травматические переживания ребенка;

  • физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение нака-заний);

  • недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии),затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

  • острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

  • потворствование ребенку в выполнении его желаний; недо-статочная требовательность родителей, их неспособность выдви-гать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

  • чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам ;

  • несогласованность требований к ребенку со стороны родите-лей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

  • смена родителей (опекунов);

  • хронически выраженные конфликты между родителями (осо-бенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

  • нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

  • усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребе-нок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смяг-чения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих це-лей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение за-крепляется.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «при-вычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кра-жи и хулиганство - у мальчиков, кражи и проституция - у дево-чек, приобрели широкое распространение новые их формы - тор-говля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенниче-ство, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998 г. было заре-гистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона) . По статистике большая часть преступлений, совершенных подростками, - груп-повые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются аг-рессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противо-правного поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большин-ство.

В.Н.Кудрявцев считает, что преступная карьера, как пра-вило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (нега-тивно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчужде-ние от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохож-дение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся дан-ным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

По детерминации можно выделить следующие группы подростков-правонарушителей.

Первую группу представляют подростки, у которых вслед-ствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (со-весть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростков с гипертро-фированными возрастными реакциями, что указывает на преходя-щий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизво-дит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормалъным (с отрица-тельным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтро-ля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к лю-дям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психически-ми расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками (в плане дальнейшего формирования антиобщественного пове-дения) можно считать: отсутствие совести и чувства вины, пато-логическую лживость, потребительское отношение к людям, рав-нодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

Таким образом, по детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных лич-ностей:

Ситуативный правонарушитель (противоправные действия ко-торого преимущественно спровоцированы ситуацией);

Субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифициро-вавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

Невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

«органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импуль-сивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);

Психотический правонарушитель (совершающий деликты вслед-ствие тяжелого психического расстройства - психоза, помраче-ния сознания);

Антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебно-стью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «от-клоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так на-зываемого зависимого поведения или зависимостей. Зависимое по-ведение личности представляет собой серьезную социальную про-блему, поскольку в выраженной форме может иметь такие нега-тивные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наи-более распрост-раненный вид девиации, так или иначе затрагива-ющий любую семью.

С давних времен различные формы зависимого поведения на-зывали вредными или пагубными привычками, имея в виду пьян-ство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В совре-менной медицинской литературе широко используется такой тер-мин, как патологические привычки. Понятие зависимость также за-имствовано из медицины, является относительно новым и попу-лярным в настоящее время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление по-лагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» . Условно можно говорить о нормальной и чрез-мерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависи-мость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нор-мальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие ката-строфически недостаточной привязанности к другим людям.

Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает про-блемные симбиотические отношения, или зависимое поведение. Далее, используя термин «зависимость», мы будем иметь в виду именно чрезмерную привязанность к чему-либо. Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно свя-занным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной ли-тературе употребляется еще одно название рассматриваемой ре-альности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к ис-торическим корням данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную лич-ность».

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного по-ведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, диф-ференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теорети-чески (при определенных условиях) это могут быть любые объек-ты или формы активности - химическое вещество, деньги, рабо-та, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты за-висимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и не-легальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классифика-ций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следу-ющие формы зависимого поведения:


  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркоза-висимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

  • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость,азартные игры);

  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм,трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм;

  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например сегодня чрезвычайно быстро рас-пространяется компьютерная зависимость. В то же время некото-рые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности. Так, на наш взгляд, гомосексуализм в современной социальной ситуации не следует относить к девиантности, хотя, несомненно, он оста-ется в разряде маргинального поведения (занимающего крайнюю границу нормы и пока вызывающего непринятие людей). Нужно воздерживаться от соблазна причислять к зависимому поведению повседневные формы активности, не вызывающие реального ущер-ба, например привычку пить кофе или есть сладкое.

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупо-треблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но-сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче-ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше-ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо-ванной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как кон-фиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное до-верие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реаби-литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя-тельным направлением работы и не должна быть целью психоло-гической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важ-ный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточ-ные практические задачи.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис-тему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, обще-ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактиче-ской работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особен-но важно в работе с активно формирующейся личностью, напри-мер с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на при-мерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выде-лять первичную, вторичную и третичную профилактику . Первичная профилактика направлена на устранение неблаго-приятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди под-ростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «груп-пой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без прояв-ления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических рас-стройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс ме-роприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффек-тивна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактиче-ской работы.

Первая форма- организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак-торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на-пример через создание негативного общественного мнения по от-ношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также мо-жет быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкрет-ная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми-рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специ-альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноимен-ной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и обща-ется. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на ули-це, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лиде-ров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со-здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с неже-лательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до-статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы -

Причины такого явления как девиация некоторые ученые склонны искать больше в биологической природе человека. Биологическое объяснение . В конце прошлого века итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Люди расположены, по его мнению, к определенным типам поведения по своему биологическому складу.

Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, и пониженная чувствительность к боли и т.п. Одно время теория Ломбразо получила широкое распространение, и некоторые ученые стали его последователями.

Уильям Шелдон (1940) – известный американский психолог и врач подчеркивал важность изучения строения тела. Он считал, что у собак некоторых пород есть врожденная склонность следовать некоторым типам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Он разработал следующую типологию: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы.

Эндоморфам – людям умеренной полноты с мягким несколько округлым телом, свойственна общительность, умение ладить с людьми и потворствовать своим желаниям.

Мезоморфам, чье тело отличается силой и стройностью, свойственно проявлять беспокойство, активность, но они не проявляют излишнюю чувствительность.

Эктоморфам свойственна тонкость и хрупкость, склонность к самоанализу, повышенная чувствительность.

Опираясь на свои исследования в Центре реабилитации, У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя отнюдь не всегда они являются преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале XX века, постепенно их вытеснили другие научные взгляды. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, отдельные биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности.

Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразиться в девиантном поведении. Но в этом случае биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

Психологическое объяснение девиантности Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, Фрейд ввел понятие "преступники с чувством вины", речь идет о людях, которые бессознательно желают, чтобы их поймали и наказали, потому что чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они внутренне уверены, что тюремное заключение помогло бы им преодолеть это влечение.



Однако тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя преодолеть только на основе анализа психологических факторов.

В 1950 г. Шуэслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что преступникам свойственны некоторые психологические особенности, несвойственные законопослушным гражданам. Но не оказалось ни одной психологической черты, которая была бы наблюдаема у всех преступников.

В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное.оказывают влияние на все виды девиантного поведения. Но все-таки с помощью какой-то одной черты или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности ли другого типа девиации.

Социологическое объяснение девиации. Заметим, что биологические и психологические объяснения не дали достаточно ясного и полного объяснения явления девиации. Поэтому, социологическая наука тоже сделала попытку проанализировать своими методами данную проблему.

Теория аномии. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом, который использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийств. Он считал, что одной из причин самоубийств является разрегулированность – аномия, объясняя это явление, он подчеркивал, социальные правила играют важную роль в жизни людей.

Нормы управляют их поведением, и они знают чего следует ожидать от других, и что ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди начинают испытывать состояние запутанности и дезориентации. Уровень самоубийств в годы кризов заметно повышается.

Хотя теория Э.Дюркгейма неоднократно подвергалась критике, однако основная ее мысль, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или начинают противоречить друг другу.

Это может быть, например, результатом смешения религиозных этнических и расовых групп или наблюдается при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей.

Социологи установили, официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. И, наоборот, чем больше люди верят в социально значимые ценности, чем глубже их привязанность к родителям, тем активнее они стремятся к учебе и к социально одобряемым видам деятельности.

Есть и культурологическое объяснение. Так ряд ученых считают, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры.

Они занимаются изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства, особенно это актуально для субкультуры низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность.

Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются именно этими ценностями, то другие люди – представители средних слоев – относятся к ним как к девиантам. Таким образом, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Кроме того, не только социальная дезорганизация и крушение идеалов порождают преступность, девиантное поведение открывает для некоторой части молодежи благоприятные возможности.

В некоторых сферах деятельности молоды люди усваивают ролевые модели преуспевающих девиантов. Речь идет о людях, участвующих в организованной или профессиональной преступности. Возможности процветания соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха.

З. Теория аномии Р.Мертона. Роберт К.Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху. Достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройства на работу в торговую или юридическую фирму.

Но как только мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения.

Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие фирмы принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов.

Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции, торговле наркотиками и т.д.

Р.Мертон предложил классификацию девиантных поступков, которая до сих пор считается самой удачной.

В системе Мертона тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и с законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются по служебной лестнице – это олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех) и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип не девиантного поведения.

Вторая возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемой данной культурой целями, но отрицает социально – одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства. Он занимается рэкетом, шантажом, преступлениями белых воротничков" (вроде растраты чужих денег)

Третья реакция называется ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, согласие использовать социально одобряемые средства. Пример, бюрократ фанатически преданный делу.

Четвертая реакция называется бегством от действительности (ретриаризм), когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства и их достижения. Наиболее яркими их представителями становятся маргиналы: бродяги, пропойцы и т.п.

Наконец бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отвергает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но они приводят к замене старых целей и средств на новые. Развивается новая идеология. К примеру, систему социалистической собственности революционер считает более законной, чем существующую.

Теория Альберта Коэна. Альберт Коэн развил взгляды Р.Мертона, посмотрев на них с точки зрения теории игр. Основные тезисы его теории можно представить в следующем виде.

Большинство отклонений является не просто и не столько выражением индивидуальной патологии, сколько случаями заимствованного поведения, приобретенного в большей части во взаимодействии с другими лицами, которые служат образцами для подражания, передающими соответствующие навыки и подкрепляющие убеждения и идеологию.

Отклоняющееся поведение подобно большинству видов человеческого поведения требует как материальной, так и моральной поддержки со стороны сообщников, единомышленников. В общем и целом процессы, порождающие и поддерживающие отклоняющееся поведение, мало чем отличаются от процессов порождающих и поддерживающих конформистское поведение.

Индустриальное общество создает сильную мотивацию учиться, упорно работать и стремиться к ответственности. Но оно же порождает неудовлетворенность между надеждами и реальными достижениями.

Когда вера и надежда обманывают, когда законные пути к достижению поставленных перед собой целей, оказываются закрытыми или когда для этого не хватает личных данных, неудовлетворенность может обернуться горьким сознанием неудачи. Большинство людей приспосабливается к своему положению, но зачастую люди становятся на путь всевозможных отклонений, пытаясь достигнуть желаемого незаконными средствами.

Поведение человека в обществе можно рассматривать как набор игр, которые ведутся по определенным правилам. Эти правила устанавливают соответствующие методы игры и критерии успеха.

Положения, занимаемые участниками в этих играх, создают им социальный статус (идентификацию, т.е. указания другим кем и чем является данное лицо), равно как и представление о самом себе. Если играющие ценят эти идентификации, значит у них имеются побудительные мотивы играть и подчиняться успеху в этих играх.

Поступая таким образом, они создают основу для самодисциплины и для согласованной и стабильной организации жизни. Когда игры оказываются малопонятными, возможность успешного участия в них оценивается низко. Людям свойственно если не отвергать эти игры, то во всяком случае, утрачивать к ним интерес, перестав реагировать на правила, по которым ведутся игры, сводить к минимуму в своих жизненных планах значение идентификаций, создаваемых этими играми.

Люди склонны выискивать игры, в рамках которых они могут обрести или надеются обрести более вознаграждающие их идентификации, пусть даже последние обеспечивают признание в узких группах, где они вращаются. Если это им не удается, они ведут неустойчивую сумасбродную жизнь, отдаваясь на волю обстоятельств и сиюминутных побуждений.

СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На примере анализа молодого человека 23-х лет.

1 раздел. А. Оценка отклоняющегося поведения.

1.1.Вид- агрессивное поведение

Форма-явная

1.2. Степень выраженности- Протяженность-краткосрочное (воздействие из вне) /сиюминутное поведение

1.3. Стадия сформированности -физиологическая

1.4. Какой ущерб принесло человеку (личности) -конфликты с окружающими, непонимание

1.5. Ущерб окружающим (отношения здоровья личности) -нанесенные травмы

1.6. Наблюдается уровень снижения адаптации успешности-изоляция

1.7. Ситуация, в которой впервые имело место- драка в детском саду

1.8. Ситуации, в которых имело место впервые, действие и в настоящее время-

1.9. Что предшествует. Запускающий механизм.- метро,час пик

1.10. Психофизическое состояние во время - учащение пульса,обильное слюноотделение, неконтролируемые действия

1.11. Последующие события (состояния, мысли, действия) - сначала появляется желание убивать,затем наступает отвращение к самому себе

1.12. Реакция окружающих - шок

1.13. Кто, что провоцирует или усиливает - провоцируют близкие люди слишком большой требовательностью

1.14. Что исключает. Благодаря чему его не бывает- поощрения со стороны близких

1.15. Какое отношение самой личности девиантного поведения- отрицающее

Раздел 2. Б. Конституционально-биологические предпосылки. (Врожденного генетического характера, который формирует типологическую предрасположенность)

2.1. Сензитивность -Повышенная чувствительность к любому внешнему раздражителю

2.2. Эмоциональность- резкие перепады настроения

2.3. Общий фон настроения- напряженный

2.4. Чрезмерная двигательная активность

2.5. Импульсивность. Склонность к быстрой неконтролируемой реакции.

2.6. Низкая адаптивность - невозможность менять условия, в зависимости от условий окр. среды

2.7. Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов

2.8. Ригидность - застревание активности на агрессивных действиях

2.9. Склонность к соматизации-сердечно-сосудистые заболевания

2.10. Сниженная обучаемость

Раздел 3. В. Индивидуально личностные особенности, поддерживающие отклоняющиеся поведение.

3.1. Длительная фрустрация ведущих потребностей- Потребность в любви и принятии

3.2. Преобладание негативных эмоциональных состояний -отчаяние,агрессия, депрессия

3.3. Наличие сверхсильной травмы- потеря близкого человека в детстве, отсутствие поддержки со стороны родителей

3.4. Алекситимия -непонимание собственных эмоций и неумение их выражать

3.5. Несформированность ассертивного поведения (неспособности открыто выражать свои чувства и отстаивать свои интересы) -отсутствует

3.6. Несфомированность коммуникативных навыков. Деструктивное разрешение конфликтов.

3.7. Непродуктивные способы совладания со стрессом- изоляция, отрицание

3.8. Несформированность позитивных интересов

3.9. Дефицит целеполагания

3.10. Ложная самоидентичность и пониженная самооценка.

3.11. Чрезмерная зависимость на окружающих -отсутствует

3.12. Доминирование девиантных ценностей

3.13. Неразвитость высших чувств (сострадания, веры)

3.14. Отсутствие или утрата смысла жизни.

Раздел 4. Г. Социально-групповые условия

4.1. Полная семья

4.5. Семья, переживающая финансовый кризис

4.6. Отсутствие поддерживающей социальной группы

4.7. Отсутствие друзей

4.8. Отсутствие социального партнера

4.9. Общественная незанятость

4.10. Отсутствие принадлежности к какой-либо группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Вид и форма - агрессивное поведение, форма-явная

2. Степень опасности-высокая степеь опасности и для личности,и для окружающих

3. Основные внешние условия, поддерживающие поведение- внешние раздражители и стрессы

4. Констуционально-биологические предпосылки- низкая эмоциональность, отсутствие эмпатии, неконтролируемые реакции

5. Ведущие осознаваемые мотивы - привлечение внимания окружающих

6. Ведущие неосознаваемые мотивы (скрытая психологическая выгода) -эмоциональное удовлетворение

7. Основные внешние условия препятствующие (ингибиторы поведения)- поощрения со стороны близких

8. Личностные ресурсы (особенности помогающие воздержаться) -терпение

9. Рекомендации по преодолению. (Стратегия изменения, индивидуальная программа психологической помощи)- обратиться к специалисту с обсуждением этой проблемы, попытаться найти какие-то другие способы привлечения внимания, направить свою энергию в какую-то деятельность

Поиск в литературе-

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания

Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций

Румянцева Т. Агрессия и контроль

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); » склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); » ригидность - склонность к "застреванию" на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); » склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); » несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); » непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); » дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); » ложная самоидентичность и заниженная самооценка; » отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); » отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи; » семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); » социальная изоляция; » отсутствие поддерживающей группы сверстников; » низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); » отсутствие близких друзей; » отсутствие сексуального партнера; » общественная незанятость; » проблемная компания; » проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); » состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); » что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); » последующие события (состояние, мысли, действия); » реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение.

» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.

8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.

14. Психология. Словарь. - М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.

17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986.

19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001.

20. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993.

22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.

23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное(tm). - М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994.

28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.

29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2.

30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд… дис. -Л., 1996.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "ОмГПУ")

Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка

г. Омск 2013.

1. Описание особенностей, проявлений поведения

Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

2. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

4. Акцентуированные черты характера;

5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.

При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.

4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

девиантное поведение ребенок психокоррекционный

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2008

    Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности. Биологическое объяснение, социологическое объяснение. Особенности девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Социально-психологические причины и факторы девиантного поведения у учащихся специальных учебных заведений. Выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Условия и причины развития девиантного поведения у подростков, влияние семейного воспитания на поведение ребенка. Разработка и апробация методики социально-педагогической профилактики девиантного действия подростков в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Признаки, причины объяснения и предупреждение девиантного поведения подростков. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Нарушение психики у ребенка.

    доклад , добавлен 04.05.2015

    Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейного воспитания, его влияние на поведение подростков. Главная цель методики "Незаконченные предложения".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта