Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Какими были дикие предки современных лошадей. Какие народы являются предками русских

Какими были дикие предки современных лошадей. Какие народы являются предками русских

Опубликовано 09.06.2017 по предмету История от Гость >>

1 вариант

Чьими предками являются восточные славяне? Назовите основные племена славян; перечислите их основные занятия. Когда, как и при каком князе проходило крещение Руси? В чём значение принятия Русью христианства? Назовите причины феодальной раздробленности Руси. Перечислите названия известных вам княжеств. Когда и где состоялась битва русских воинов с немецкими крестоносцами? Опишите ход битвы. Как она называлась? В чём её значение? Кем являлись следующие исторические деятели: Нестор, Олег, Игорь, Ярослав Мудрый, Ю. Долгорукий, Чингисхан, Даниил, Д. Донской, Пересвет, Софья Палеолог. Назовите одно из событий, связанное с каждым из этих имен. Дайте определение понятиям: язычество, вотчина, натуральное хозяйство, погосты и уроки, «Русская Правда», посадник, баскаки, республика, пищаль. Какие события произошли в:

882 году;

1072 г.;

1147 г

1223 г.;

1238 г.;

1478 г. ?

2 вариант

1. Что Вам известно о религии восточных славян? Как она называлась? Каких славянских богов вы можете назвать?

2. Когда состоялся съезд князей в г. Любеч? Какие решения были приняты на этом съезде?

3. Почему монголо - татарам удалось быстро завоевать земли Руси? Какое княжество стало центром объединения русских земель? В чём причины возвышения этого княжества?

4. Какую битву называют «Мамаевым побоищем»? В чём значение этой битвы?

5. Кем являлись следующие исторические деятели: Кий, Рюрик, Ольга, Владимир Красно Солнышко, Владимир Мономах, А. Боголюбский, С. Радонежский, Батый, Иван Калита, Иван III. Назовите одно из событий, связанное с каждым из этих имен.

6. Дайте определение понятиям: полюдье, духовенство, вече, ярлык, тысяцкий, Золотая Орда, митрополит, поместье, товарное хозяйство.

7. Какие события произошли в:

945 году;

988 г.;

1237 г.;

1480 г.

1497 г.

Ответ оставил Гость

основные племена:древляне,дреговичи,полочане....Крещение Руси было в 988 году при князе Владимире.Принятие христианства укрепило государство,изменило быт и нравы его населения,способствовало развитию культуры.Главной причиной феодальной раздробленности является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания последних на землю.Княжества:Новгородское,Суздальское,Рязанское,Владимирское.Битва состоялась

5 апреля 1242 года на Чудском озере.Как только немецкое войска вступило на лед и двинулось на ополченцев,русские стали с боем отступать.Рыцари,считая сражение выигранным,устремились вперед.Тагда то,русские и атокавали немцев и разграми их.Называлась она-Ледовое побоище.Нестор-летописец,Олег-первый князь династии Рюриковичей,Игорь-сын Олега(правил после него),Ярослав Мудрый-князь,Долгорукий-князь,Чингисхан-хан Золотой Орды,Даниил-митрополит Всея Руси,Донской-князь,Пересвет-монах-воин,Софья Палеолог-племянница византийского императора Константина.Язычество-многобожие,Вотчина-земельное владение,принадлежащее феодалу потомственно,Натуральное хоз-во-хоз-во,при котором производство направлено на удовлетворение своих нужд,Погосты и уроки-виды дани,"Русская правда"-сборник правовых норм Древней Руси,Посадник-глава города,Баскаки-представители монгольского хана в завоеванных землях,Республика-форма государственного правления,Пищаль-длинноствольное оружие.882-начало правления князя Олега в Киеве,1072-съезд князей,1147-первое упоминание о Москве,1223-битва на Калке,1238-взятие Владимира,1240-невская битва,1478-присоединение Новгорода к Москве.

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

Древние тюрки, около 7000 лет назад, облюбовав речные долины евразийских степных рек и богатые ароматными травами широкие водораздельные пастбища, создали новую экономическую систему – подвижное кочевое скотоводство. Свидетели этих событий являются десятки тысячи древнетюркских курганов. Наиболее значительное курганное строительство, по мнению учёных, развернулось во времена эпохи бронзы (III-II тысячелетия до н.э.), когда в евразийских степях существовали ямная культура, катакомбная культура и срубная культура. Традиция сооружения курганов с некоторыми перерывами существовала до ХІІІ-ХІV вв., пока в степях не распространились такие мировые религии как ислам и христианство.
По словам российской исследовательницы Н.И.Шишлиной изучение курганной культуры, в первую очередь, необходимо начать с погребального обряда. В связи с этим Н.И.Шишлина пишет, что «погребальный обряд степных культур является основным источником по реконструкции многих сторон жизни населения эпохи бронзы региона. Ставя перед собой задачу фактического анализа всех его элементов, включая и погребальный инвентарь, можно вос¬создать как индивидуальные характеристики материальной культуры отдельных групп, оставивших курганные могильники, так и представить общую характеристику культур в целом, оценить развитие технологических навыков материального производства, смену идеологических представлений, выявить общие традиции и время распространения новаций, этнокультурные различия и этнические сюжеты».
Как известно, представители традиционной исторической науки до сих пор не хотят видеть в современных тюркских народах законных наследников создателей евразийской курганной культуры. Поэтому они время от времени выдвигают различные гипотезы о «мнимых» создателях курганной культуры (кочевые арии-индусы, скотоводы-индоевропейцы, северные степные иранцы, скифы-осетины и арии- славяне).
Попробуем выяснить какой народ древности всё же создал курганную культуру и постараемся ответить на волнующий сегодня многих людей вопрос: чьи далёкие предки захоронены в этих курганах?

Арии-индусы.

Сами современные индийские учёные и некоторые их западные коллеги утверждают, что индоарии не являются пришлым народом на территории полуострова Индостан, и поэтому они не могли быть создателями евразийской курганной культуры.
Канадский учёный Клаус Клостермайер в связи с этим пишут следующее: «Сегодня индийские ученые пишут историю своей страны заново. Один из главных пунктов пересмотра истории касается так называемой "теории вторжения ариев"; нередко ее именуют также "колониально-миссионерской", подразумевая тем самым, что она была измышлением колониальных захватчиков, у которых просто в голове не укладывалось, что какая-то более высокая культура могла быть не занесенной в "отсталую" Индию извне, и которые были убеждены, что религия может распространяться лишь путем политически подкрепленной миссионерской деятельности. Индийские ученые с самого начала указывали, что в Ведах нет упоминаний о какой-то миграции из-за пределов Индии, что все упоминаемые в Ригведе географические особенности характерны для северо-западной части Индии и что не существует никаких археологических свидетельств, которые бы подтверждали теорию арийского вторжения…В одной из недавних крупных работ приводятся «17 аргументов, почему не было никакого арийского вторжения». Пожалуй, здесь уместно будет вкратце изложить (некоторые из них- Г.Г.) и проанализировать:
-Модель арийского вторжения строится в основном на лингвистических гипотезах, которые неправомерны (и ошибочны).
-В древнеиндийских источниках нет никаких упоминаний о вторжении или крупномасштабной миграции – их нет ни в Ведах, ни в буддистских или джайнистских текстах, ни в тамильской литературе. Описываемые в Ригведе фауна и флора, местность и климат характерны для северной части Индии.
-Расовое разнообразие скелетов, найденных в поселениях цивилизации долины Инда такое же, как и в современной Индии; среди этих находок нет никаких свидетельств появления представителей новой расы».
Известный американский учёный Дэвид Фроули в книге «Миф об арийском вторжении в Индию» также утверждает, что индоарии не являются пришлым народом в Индии и пишет по этому поводу следующее: «Вся теория про кочевников с колесницами была оспорена. Колесницы не являются повозками кочевников. Они использовались только в древних городских культурах, причём там, где много равнин, и речные долины северной Индии весьма для этого подходили. Колесницы совершенно не годятся для пересечения гор и пустынь, что требовалось для так называемого арийского вторжения… Расовых свидетельств такого индоарийского вторжения в Индию нет; напротив, есть лишь свидетельства непрерывного проживания там группы народов, традиционно считающих себя ариями… Существует шаблон игнорирования письменных свидетельств или превратного их толкования в угоду превалирующей идее об арийском вторжении – вплоть до изменения смысла слов Вед... Имеющиеся сейчас археологические данные не подтверждают существования индоарийского или европейского вторжения в южную Азию в какой-либо исторический или доисторический период. Вместо этого можно археологически документировать ряд культурных изменений, отражающих аборигенное культурное развитие от доисторического периода …В гимнах Ригведы нет ничего, что бы показывало, что население, говорившее на ведическом языке, было пришлым…Ясно то, что всё сооружение, выстроенное вокруг теории арийского вторжения, начинает рушиться со всех сторон».
Необходимо отметить, что на территории Индостанского полуострова нет и никогда не было курганных захоронений. Древние индоарии, как и их современные потомки кремировали покойников, а их прах бросали в воду священных рек Индии.
Российский исследователь Сергей Рязанцев в книге «Тантология-наука о смерти» приводит некоторые сведения об этой традиционной для индусов форме погребения: «Индуистские обычаи кремации сохранились неизменными с незапамятных времен. Место сожжения мертвых – шамашан – располагается обычно на берегу реки. Погребальный костёр разжигают на пирамиде уложенных в несколько рядов дров. Если сжигают тело состоятельного человека, то в дрова непременно - добавляют несколько поленьев ароматного сандала. Обычно на этом печальном месте сооружается несколько невысоких каменных платформ. Некоторые из них под каменными же крышами, опирающимися на четыре столба, некоторые открыты небу. Для доставки тела к месту кремации индусы не используют гроб. Доставив покойника к месту кремации, его укладывают на землю. Брахманы начинают читать мантры, готовя все еще заточенную в теле душу к возрождению. После этого совершают последнее омовение и тело водружают на пирамиду дров. На колени кладут тяжелое бревно. Сын усопшего должен самолично зажечь погребальный костер. Если он хоронит мать, то огонь зажигает в ногах, если отца – то у головы. Сын и все представители мужского пола семьи семь раз обходят вокруг погребального костра. При этом они льют в огонь ароматические масла с тем, чтобы разгорающееся пламя охватило все тело покойного.
Обычно прах высыпают в воду одной из священных рек, выбранных по воле покойного. В течение десяти дней в доме покойного не готовят пищу. Еду приносят друзья и близкие. Эти десять дней после церемонии кремации считаются самыми важными, так как именно в эти дни душа находит себе новую оболочку».

Индоевропейцы.

Дж. П. Мэллори считает, что степная курганная культура к индоевропейским народам никого отношения не имеет: «Есть ли какие-то основания, позволяющие обводить кружком различные культуры от Прибалтики до Причерноморья или Прикаспия и заявлять, что все они – индоевропейские?.. Траектории европейских культур неолита и бронзы очень отличаются от причерноморско-прикаспийских… Крайне трудно доказать, что эти миграции (индоевропейских народов – Г. Г.) в начале неолита проходили через причерноморско-прикаспийский ареал, а затем в IV–III тыс. до н.э. захватывали Казахстан…Возможность объединения этих разрозненных географических элементов в единую «теорию поля», похоже, так же далека от индоевропеистов, как и построение сходной теории в физике».
А вот что пишут об этой проблеме российские исследователи В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский: «Когда в XIX в. было выявлено определенное сходство между языками, столь удаленными друг от друга на современной лингвистической карте и принадлежащими столь несходным друг с другом антропологически и культурно народам, как обитатели Северной Индии и большинство европейцев, то поначалу это вызвало по меньшей мере недоумение…Эту семью родственных языков сначала называли индогерманской, а в настоящее время за ней закрепилось наименование индоевропейской… Для воссоздания картины распада индоевропейской общности и формирования отдельных входящих в эту семью языков, а также истории их носителей ключевым является вопрос о локализации общей прародины индоевропейцев, т.е. определение территории, откуда все эти языки по мере своего выделения из праиндоевропейского единства распространялись в области своего последующего бытования. В настоящее время, несмотря на длительную историю изучения этой проблемы и на применение тщательно разработанной методики языковых реконструкций единства в толковании этой проблемы нет».
Дж. П. Мэллори пишет о том, что «За период более чем в 150 лет поиски индо-европейской прародины не привели к решению, которое было бы принято за пределами группы сторонников конкретной концепции или тех, кто вследствие недостаточной осведомленности начинал поддерживать ту точку зрения, с которой он соприкоснулся… Самой яркой иллюстрацией этого положения является тот факт, что спустя два столетия лингвисты по-прежнему резко расходятся относительно времени и места распада индоевропейской общности и в целом не используют каких-либо приемов или подходов, которые были бы общепринятыми».
Академик В. В. Иванов также утверждает, что индоевропейцы не являются аборигенным населением на территории евразийских степей: «Многие ученые до выхода нашей книги полагали, что именно Северное Причерноморье – прародина индоевропейцев. Но это противоречит расселению многих индоевропейских языков, которые с глубокой древности известны в Малой Азии и в других местах Ближнего Востока. И главное – противоречит общему культурному выводу о том, что культурные злаки, домашние животные и так далее, скорее, двигались в направлении от древнего Ближнего Востока в Европу».
В.А.Сафронов пишет, что: «Прародина индоевропейцев должна, вероятно, занимать среднегорье, предгорье и примыкающие к ним низинные территории. Эти данные сразу исключают из возможного варианта прародины индоевропейцев понто-каспийские степи».

«Степные иранцы».

Российский специалист по истории древних иранцев И.Н.Медведская пишет: «Аргументы в пользу ираноязычия срубно-андроновской общности в нашей науке собраны, предъявлены, но не до конца убеждают. Ну, нет же в Иране ни срубной, ни андроновской культуры!»
С.А.Григорьев в статье «Археологические основания ближневосточной локализации индоевропейской прародины на территории Евразии» пишет: «Не существует ни одной индо-иранской культуры южной зоны, которая формировалась под воздействием «степных» культур».
Л. С. Клейн утверждает, что курганные захорения резко отличаются от иранских, так как не имеют ничего общего с типично иранской заботой «о предохранении мертвых от соприкосновения с землей…Вообще преобладающие погребальные обычаи маздаистского характера у иранцев исторического времени это «башни молчания», астоданы, оссуарии, скармливание покойников собакам и птицам, срезание плоти с костей и т. п.».
Как известно, в Иране до принятия ислама в основном практиковались два вида погребений: каменные склепы (у ахеменидских царей) и выставление трупов (у зороастрийцев). У древних иранцев основное требование к погребальному обряду - сохранить в чистоте природные стихии. Для зороастрийцев, например, неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение, которые признаются большим грехом. Зороастрийцы труп умершего выставляли на специальном сооружении (дахма) на съедение птицам. Очищенные таким образом от мяса кости в дальнейшем сохранялись в специальных сосудах - оссуариях (костехранилищах).
Как известно, ешё Геродот и Страбон писали о том, что во времена Ахеменидов персы натирали тело воском и хоронили умерших царей в особых гробницах или склепах, вырубленных в скалах Накше-Рустама. Маги или жрецы выставляли трупы на особого рода возвышения и погребали “не ранее того, как их разорвут птицы или собаки”. Однако уже при Сасанидах тело умершего выносилось за город, где его клевали хищные птицы; класть тело в могилу или сжигать запрещалось.
Английский исследователь М.Бойс в книге “Зороастрийцы. Верования и обычаи” пишет: «Царские гробницы находятся поблизости от Персеполя. Гробница Дария находится высоко в скале на торе Накши-Рустам, в нескольких милях от Персеполя, а гробницы трех его преемников расположены рядом. Три последовавших за ними царя этой династии похоронены в похожих гробницах в скале позади Персеполя. Хотя иконография рельефов гробниц свидетельствует о правоверном зороастризме, цари придерживались незоро¬астрийского обычая сохранения своих тел, но при этом старались тщательно изолировать трупы, считая их нечистыми. Геродот пишет, как Дарий огорчился, что не может пользоваться одними из ворот Вавилона, потому что над ними покоится в гробнице набальзамированное тело бывшей царицы (Геродот I, 187).
Старейшие археологические свидетельства зороастрийского ритуала похорон известны начиная примерно с 400 г. до н.э. Это высеченный в горах Ликии склеп в скале. Остальные могилы на этом кладбище принадлежат ликийским аристократам, но этот склеп отмечен надписями на арамейском и греческом языках. В последней говорится, что “Артим, сын Арзифия, сделал этот оссуарий”. Астодана (персидский), оссуарий (греческий) – “костех¬ра¬нилище, ящик дня захоронения костей”. Под именем “Артим” подразумевается, возможно, Артима, назначенный в 401 г. до н.э. персидским правителем Лидии. Оссуарий, который, как показывает греческая надпись, он соорудил для захоронения своих костей и костей потомков, состоит из двух небольших помещений, в каменном полу которых высечены прямоугольные углубления, покрывавшиеся для большей безопасности каменными крышками-плитами. В каждом углублении-кости нескольких человек, собранные после выставления мертвых тел на открытом воздухе. Может быть, Артима происходил из царского рода. Его гробница свидетельствует, что обряд выставления трупов принят персами к концу V в. до н.э… Начиная со времен средневековья трупы оставляли на особых похоронных башнях, но в древности (по-видимому, еще в авестийское время) их бросали на оголенном горном склоне или же в пустынном, каменистом месте. Для верующих было важно, чтобы мертвое тело, выброшенное на пожирание птицам и зверям, не соприкасалось с благой землей, с водой или растениями. После того как кости очищались на ветру и под лучами солнца, их собирали и захоранивали в землю, где они должны были дожидаться Дня Суда. Такой похоронный обряд, возможно, имел своей первоначальной целью, как уже было сказано, быстрое уничтожение оскверняющей плоти и освобождение души, чтобы она могла подняться к небу».

«Скифы»-осетины.

Как известно в Осетии никогда не существовала культура курганных погребений. До недавних времён осетины хоронили покойников в каменных склепах. Вот что по данному поводу пишет известный осетинский исследователь В.И. Абаев: «Те, кому приходилось путешествовать по Северному Кавказу в районах, населенных осетинами и ингушами, встре¬чали на своем пути странные города. В горах, довольно далеко от селений, раскинулись на большой площади маленькие домики, сложенные из камня, издалека напоминающие ульи. Когда вы подходите ближе, убеждаетесь, что эти города пусты. В окошках домов в полутьме можно различить человеческие останки: черепа, обветренные и потемневшие кости... Эти "города мертвых" - отголоски погребального обряда очень древней религии, распростра¬нившейся в эти районы из древней Персии... Сохранившийся у них обычай хоронить умерших в таких каменных склепах, не закапывая покойника, а оставляя тело на воздухе, не связан с нынешними религиозными традициями".
Следует подчеркнуть, что ареал распространения надземных склепов ограничивается лишь горной частью Северного Кавказа. На равнине и в предгорьях такие склепы не встречаются. Они и не могли быть характерными для равнины, так как в природно-географических условиях гор, помещенное в склеп тело мумифицируется. В равнинных условиях мумифицирование исключалось. Все эти склепы имеют по два или три лаза, через которые заносили внутрь покойника. Внутри склепов были устроены дощатые или каменные нары, на которые клали покойника. По сей день в осетинской деревне Даргавс находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «Городом мертвых». Здесь по южному склону горы Раминырах спускаются вниз к реке светло-желтые постройки, где нашли вечный покой целые поколения осетин. Этот архитектурный ансамбль «города мертвых» состоит из 97 сооружений, относящихся к трем основным типам: надземные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием, надземные склепы с двускатным перекрытием и полуподземные склепы, впущенные одной стороной в склон. Самыми монументальными и величественными являются склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием. В плане они квадратные. Камера деревянными настилами разделена на три этажа. Каждый этаж имеет свой четырехугольный лаз, доступный с земли. Некоторые этажи настолько наполнены погребениями, что проникнуть внутрь склепа невозможно: нет свободного места. Своды этих склепов высокие и весьма колоритные - по всем четырем граням они густо украшены рядами выступающих сланцевых полочек, а в верхней точке свода обычно ставился пирамидально отесанный камень - навершие. Полочки имели не только декоративное, но и практическое назначение - перекрывая ступени свода, они препятствовали проникновению воды в кладку свода и его разрушению. Обычай погребения в надземных склепах у осетин был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойников клали обычно на деревянные полки.
До принятия христианства в погребальном обряде осетин немаловажная роль также отводилась ритуальному использованию огня в похоронном процессе. Одним из основных элементов этого ритуала было разжигание костра у могилы. По словам информаторов, во-первых, тем самым могила предварительно очищалась от злых духов. Во-вторых, так решали важную задачу: передать покойному в иной мир частичку огня одной из основных святынь – домашнего очага. Именно от него наиболее влиятельной женщиной данной большой семьи разжигался примогильный костер. Предварительно в доме тело умершего ставили к очагу. По дыму примогильного костра судили о жизни умершего в ином мире. Так, дым, идущий вертикально вверх, означал, что боги даровали покойному вечное блаженство. На следующий после похорон день, к вечеру, женщины отправлялись на кладбище, взяв с собой горящие угли из очага («долю золы и огня»). Рядом с могилой разводили костер».
Кроме этого, у осетин еще недавно бытовал странный для стороннего наблюдателя обычай разжигать огонь на короткое время непосредственно на груди трупа перед помещением в склеп, что можно рассматривать как архаичную форму посвящения покойнику его доли огня. Для этого обычно иногда использовался небольшой заряд пороха. По представлениям осетин покойник нуждался не только в одежде и еде, но и в огне. К ритуальному разведению примогильного костра семантически очень близок еще один осетинский обычай – «Артганан». Семья, у которой в течение года кто-либо умер, разводит костер на третий день после Нового года. Мужчины села приходят со своими дровами и бросают их в общий костер. «Тех, кто не приносил дров упрекали – разве твои покойники не нуждаются в обогревании?!».
Некоторые другие специфические особенности традиционного погребального обычая осетин:
Погребальная пища, которой снабжали умершего представлена двумя видами:
1. Питье – в глиняном кувшине или в чайнике. Кувшины, которых большинство, обычно перекрыты полотняной тряпочкой (иногда обмотанной веревкой) и сопровождаются маленьким деревянным ковшом или чашкой. «Чайнику», видимо предназначенному для
хмельного напитка (вроде традиционного осетинского пива или медового напитка «ронг»), сопутствует не ковш, а бокал из рога с деревянным донцем, который насаживают на длинный носик чайника. Сколько можно судить, «чайник» с роговым стаканом являлся привилегией мужчин – и то, по-видимому, не всех, судя по сравнительно небольшому их числу по отношению ко всей массе керамики.
2. Пища – не мясная и в малом количестве: нечто вроде лепешек или творожников, которые укладывались в специальную «торбочку» – квадратную салфетку, шелковую или полотняную с шелковым квадратиком в центре, имеющую, кроме того, маленькую кожаную нашивку с отверстием – четыре конца салфетки скреплялись наверху.
Как мы видим, у осетин мясная пища (в отличие от того, что постоянно имеет место в степных курганных захоронениях) в погребальном ритуале не представлена. В Осетии иногда в изголовье покойника ставили бутылку с аракой и чурек. В ходе церемонии старик, ее проводивший, разбивал бутылку и отбрасывал чурек со словами: «Эта пища и это питье да будут, сколько бы ты ни употреблял их, неистощимы для тебя, пока не достигнешь ты рая!». До настоящего времени у осетин также считается обязательным отправить еще до начала похорон долю поминальной пищи на кладбище – тем, кому выпала печальная миссия рыть могилу покойному (это могут быть его дальние родственники или соседи).
В составе этой пищи, как правило, бывают и крепкие напитки. Закончив подготовку места захоронения, копатели (еще до появления траурной процессии) поминают умершего, желая ему всяческих благ в «истинном мире».
3. Следующая важная специфическая особенность осетинского погребального обряда – захоронения с мельничными жерновами. В осетинском фольклоре известен целый ряд проклятий, где пожелание смерти, гибели выражается как пожелание: «Чтобы твои жернова вертелись на твоей груди». Б.А. Калоев приводит данные о бытовании похорон с жерновами в ряде мест горной Осетии даже в 20-е гг. XX в. Интересно, что жернов возлагался только на могилу последнего представителя семьи или рода. Употребление проклятия «чтоб вы своими жерновами закрыли входное отверстие своего фамильного склепа» в тех районах Осетии, где главным видом погребений были склеповые, свидетельствует, что этот обычай был распространен и в XVI – XVIII вв. (112).
Необходимо отметить, что традиционно у осетин практически все основные категории погребального инвентаря – орудия труда, оружие, культовые предметы – часто присутствуют в захоронениях лишь символически: в виде части, заменяющей целое. Так, в женские могилы постоянно клались детали ткацких станков, а также приспособлений для вязания, плетения и т. п., причем именно детали, часто сломанные в древности (или иногда, видимо, специально, при самом акте погребения). При всем многообразии возможных объяснений этого явления его стабильность для самых разных категорий предметов наводит, прежде всего, на мысль о чисто формальном исполнении требований погребального ритуала, об элементе известного плутовства со своими умершими и своими богами. Тот же мотив, вероятно, лежал в основе всего процесса символизации инвентаря вообще.
У истоков процесса символизации стоит, как известно, замена ритуального убийства человека или животного символическим: так, например, коня, в частности, стали заменять на Северном Кавказе в могилах удилами еще в I тыс. до н. э. Архаической чертой в погребальном обряде у осетин является также ритуал «посвящения жены». Это когда вдова сходит в могилу, трижды ударяется головой об дно гроба и, затем отрезав косу, кладёт её на грудь умершего супруга в знак своей принадлежности ему.
Итак, как мы видим, археологические данные свидетельствуют о том, что современные осетины никого отношения не имеют к степной курганной культуре.
Антропологические данные также свидетельствуют о существенном различии антропологических типов современных и средневековых осетин и древнейшего евразийского степного населения. Известный российский антрополог В.П. Алексеев, даже будучи приверженцем ираноязычия скифов, утверждает, что современные осетины являются потомками горцев-кавказсцев: «Из факта древности и автохтонного формирования кавкасионского типа уже был сделан вывод, что осетины представляют собой потомков местных этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности».
Как известно, генетические исследования также свидетельствуют о том, что современные осетины не являются потомками степного населения древности (афанасьевцев, андроновцев, тагарцев, скифов). Так, если у степняков в основном (90,0 %) выявлена гаплогруппа R1а1, то у 75% обследованных генетиками осетин, обнаружена гаплогруппа G и только у 2,0% обследованных выявлена гаплогруппа R1а1.

«Славяне-арии».

В последние годы в России и на Украине появились авторы, которые в своих публикациях пытаются доказать, что «славяне-арии» являются предками не только русских и укараинцев, но также и скифов, создателей курганной культуры. Однако, большинство учёных считают, что славяне и их современные потомки, русские и украинцы, к курганной культуре никого отношения не имеют.
Так, например, украинский журналист Дмитрий Киянский в статье «И великие молчальники курганы охраняют сон степных владык» пишет: «Помню много лет назад в перерыве какой-то научной конференции знакомый археолог шепотом, чтобы никто не слышал, доказывал мне, что скифов, как таковых, в нашей истории вообще не было. Этот ученый полагал, что скифы - лишь общее название целого конгломерата разных, не очень сходных между собой народов. Однако, говорил он, заявить о подобных вещах вслух невозможно. За такие крамольные идеи могут запросто выгнать из института. Ведь считается, что скифы в какой-то мере наши предки... Строки из знаменитых «Скифов» Александра Блока (Да, скифы - мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами!) многие воспринимают буквально, считая скифов, обитавших в глубокой древности на территории нынешней Украины, нашими непосредственными, чуть ли не прямыми предками. Так ли это?». (114)
На этот вопрос Дм. Киянского отвечает заведующий отделом скифо-сарматской археологии Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук Вячеслав Юрьевич Мурзин: «У Блока скифы - яркий поэтический образ. Называть их своими «кровными» предками, мы, конечно, не можем. Подобное утверждение спекулятивно и, что называется, высосано из пальца. Но точно также нельзя и преуменьшать их роль в становлении поздней славянской культуры. Мы связаны с ними не столько в этническом плане, сколько в духовном».
Известный российский учёный Л.С. Клейн в интервью журналисту В.Е. Еременко, в весьма эмоциональной форме, выразил своё отношение к интересующей нас теме:
«В.Е.: «Скажите, пожалуйста, почему интерес публики к ариям столь силен? Публики, очень далекой от истории и археологии».
Л.Клейн: «А интерес публики – он разный. Часть публики подогрета националистической пропагандой – арии, нордическая раса, бремя белого человека, арийские славяне, русские в палеолите и т. п. Книг на эти темы уйма, причем профессиональных нет.Но почти все авторы этих книг об ариях – любители, прочитавшие два-три учебника и переводы немецких антропологических писаний XIX – начала ХХ веков. К сожалению, молодежь часто клюет на эту пропаганду. Особенно та ее часть, которую подзуживают националистическими речениями неумные политиканы, да еще в обстановке притока мигрантов из ближнего зарубежья, который вызывает раздражение. Тут и чувства национального унижения при виде нашего реального отставания от Запада, и ностальгия по утраченной империи, хотя в этой империи господами были вовсе не они».
В том, что в последние годы некоторые российские авторы, в качестве наследников скифов, решили осетин заменить на славян-ариев. В этом не последнюю роль сыграли ДНК исследования. Как известно, генетики выявили, что генотип захороненных в курганах Евразийской Степи в основном состоит из гаплогруппы R1a1, а у осетин этот показатель оказался весьма низким, в то время как у некоторых славянских народов, в том числе у русских, высоким. В связи с этим, некоторые российские генетики усиленно пытаются навязать всем мысль о том, что современное население России являются генетическими потомками древних ариев –славян.
Однако, необходимо отметить, что идентичная гаплогруппа R1a1 выявлена также почти у всех современных тюркских народов.
Кроме того генетики выявили, что «восточноазиатские» гаплогруппы (N, O, C), присущие монголидным народам, у «западных» тюркских народов (азербайджанцев, турков, туркмен, гагаузов, карачаевцев, балкарцев, кумыков) не обнаружены.
Ознакомившись с данными по ДНК генеалогии мы можем предположить, что гаплогруппа R1a1 изначально была древнетюркской гаплогруппой. А тот факт, что у всех мужчин, захороненных в евразийских курганах, обнаружена эта гаплогруппа, является ещё одним доказательством того, что так называемые андроновцы, афанасьевцы, тагарцы, «пазырыкцы», скифы, сарматы, аланы были тюркскими народами и являются древними предками современных тюрков.
Об этом в своих исследованиях пишут большинство зарубежных и российских генетиков. Так, например, российские исследователи Волков В.Г, Харьков В.Н., Штыгашева О.В., Степанов В.А в статье «Генетическое исследование хакасских и телеутских сеоков» пишут: «Практически все гаплотипы R1a1 у хакасов и шорцев входят в единую группу и отличаются от гаплотипов R1a1 других этносов, но имеют явное сходство с гаплотипами носителей тагарской археологической культуры. Таким образом, данные сеоки являются прямыми потомками тагарцев».
А в другом исследовании по генетике населения Южной Сибири «Эволюция и филогеография линий Y-хромосомы человека» генетики В.А. Степанов, В.Н. Харьков, В.П. Пузырев пишут, что «Большую часть в спектре вариантов Y-хромосомы в Южной Сибири занимает R1a1 (от 12 % у тувинцев до 55 % у южных алтайцев), носители которой – вероятно, древнеевропеоидное население этого региона – проникли сюда с миграциями по степной зоне Северной Евразии в эпоху от раннего неолита до бронзового века». (121).
Можно предположить, что к далёким предкам современных русских эта гаплогруппа, скорее всего, попала в тот период, когда их предки с предками современных тюрков были объединены в единый эль (договорное государственное образование) . Как известно, эль это древнетюркское государство, куда на добровольной договорной основе входили пред-ставители различных племен и народов древности (славяне, согдийцы, предки современных венгров, марийцев, монголов и т.д.). Из истории мы хорошо знаем, что такими тюркскими государствами -элями были государственные образования скифов, хуннов, гуннов, тюркютов, авар, хазар, булгар, огузов, кыпчаков. В какой-то мере элем были Золотая Орда и государство Хулагидов, а также средневековые Крымское, Казанское и Астраханское ханства в Восточной Европе. Последние крупные тюркские эли в Азии - это были тюркские государства Бабуридов, Сефевидов, Каджаров, а в Европе - Османская Империя, про-существовавшая до начала 20 века. Как известно, в разные годы в османском эле были объединены албанцы, австрийцы, армяне, абхазы, грузины, болгары, боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, греки, киприоты, молдаване, румыны, венгры, турки, чехи, черногорцы, украинцы, крымские татары, гагаузы, словаки и многие другие европейские народы. Как известно, османская империя просуществовала около 600 лет и не удивительно, что за время столь долгого совместного проживания в едином государстве у многих вышеперечисленных народов оказались схожие генетические данные.
О таком более раннем тюркско-славянском союзе пишет российский автор Г.Н. Клейменов в своей книге «История русской равнины»: «На среднем Дунае праславяне появились вместе с гуннами. Выйдя к границам Византии, славяне ещё долгое время не представляли самостоятельной политической силы. Они участвовали в войнах, но предводительствовали ими другие – гунны, авары. Примерно сто лет они осваивались в пограничье империи, а затем постепенно славяне стали переходить от участия в набегах к заселению весьма опустевших к этому времени Балкан...По мнению ряда исследователей, именно авары стали той силой, которая привела в движение славянские племена и вывела их на историческую арену. Начиная с последних десятилетий VI века, на пространстве от Венского леса и Далмации на западе до Потисья на востоке возникает аварская культура. Ее создателями были не только авары, но и более крупные племена, которые находились в их подчинении. Наиболее многочисленную часть населения Аварского каганата составляли славяне».
О древнем тюркско-славянском союзе также пишут В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский: «Славяне и степные номады, по-преимуществу тюрки, были «обречены» на соседство и взаимодействие самим ходом истории… Славяне участвовали не только в походах тюркоязычных болгар и варяжской руси: согласно византийским источникам, с момента появления славян на дунайской границе империи в VI в. они действовали совместно с кочевниками… В «Истории франков» Фредегара, составленной около середины VII в., говорится, что «Каждый год гунны приходили к славянам, чтобы провести у них зиму, они брали тогда жен и детей и пользовались ими, и к довершению остальных насилий славяне должны были [еще] платить гуннам дань». Данные археологии делают очевидными «законные» брачные узы, связующие древних тюрков (гуннов, авар, хазар, булгар) и «славянских жен».
Как известно, похоронный обряд является одним из наиболее консервативных эле-ментов культуры благодаря устойчивости определяющих представлений, на базе которых он сформировался.
Из числа специфических элементов древнеславянского погребального обряда следует назвать: погребальное сооружение в виде человеческого жилища (домовины) и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

Древнеславянский погребальный обряд-домовина.

Учёные считают, что причину появления новых представлений о какой-то внутренней связи между посудой для еды и местопребыванием праха предка следует искать, очевидно, в главной религиозной задаче первобытных земледельцев – в изобретении магических средств для обеспечения своей сытости, благополучия.
Погребальный обряд древних славян подробно рассмотрен в работе С.А.Андреевой: «Горшок с прахом предка зарывался в землю и прикрывался сверху домовиной или курганом. Горшок для варева становился не только вместилищем праха, но и как бы постоянным напоминанием предку о первых плодах, о празднике благополучия.
Связующим звеном между богом неба, богом плодоносных туч (отсюда “тучный”) и кремированными предками, души которых теперь, по новым представлениям, уже не воплощаются в живые существа на земле, а пребывают в небе, явился тот горшок, в котором уже много сотен лет первобытные земледельцы варили первые плоды и специальным празднеством благодарили бога
Отсюда оставался только один шаг до появления обряда захоронения останков кре-мированного предка в простом горшке-урне, зарытом в кормилицу-землю. Обряд трупосож-жения, идея которого заключалась в вознесении души умершего человека к небу, в какой-то мере отрывал умерших от земли. Аграрно-магическая обрядность навсегда осталась соеди-ненной с местом захоронения умерших, с домовиной на кладбище, под которой захоронен в горшке-урне прах предка. Обряд захоронения в урне объединял следующие идеи: представление о бестелесной душе (сожжение), заклинательную силу горшка для первых плодов (урна-горшок с прахом предка-покровителя), заклинание плодоносящей силы земли (зарытие урны в землю) и создание модели дома данной семьи (домовина над зарытой урной с прахом предка членов семьи).
На праславянской территории (в её западной половине) прах предка начали насыпать в горшок в XII – X вв. до н. э., а до этого на всей прародине славян встречаются сосудооб-разные конические предметы с большим количеством отверстий, своей формой напоминающие синхронные им печки-горшки с небольшим количеством отверстий.
Вместилище праха – горшок для приготовления пищи – связывал воедино идею культа предков и магическое содействие предка благополучию живых.
Первым, кто описал погребальный обряд древних славян был, живший в XIII в. монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет».
Рассмотрим текст Нестора, относящийся к славянам лесной зоны: “А Радимичи и Вятичи и Север одни обычай имеяху – живяху в лесе, якоже вьсякый зверь … И аще къто умьряше, – творяху тризнy над нимь. И посемь сътворяху краду велику и възложаху на крадy мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочий погании, не ведуще закона божия, нъ творяще сами собе закон”.
Описание Нестора очень точно соответствует археологическому понятию “полей погребальных урн”. Окончательно утвердиться в этом мы сможем после того, как разберем всю погребальную терминологию Нестора, ставшую частично непонятной уже в XIII в.».
Погребальный обряд славян в позднелатинский римский периоды не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и в более раннее время в Повисленье и в смежных с ним регионах безраздельно господствовал обряд сожжения умерших на стороне с последующим помещением кальцинированных костей с остатками погребального костра на дно могильной ямы. Преобладающими были безурновые и безинвентарные погребения.
Российские исследователи А.З. Винников и А.Т. Синюк в статье «Дорогами тысячелетий» пишут: «До принятия христианства на Руси, а в некоторых районах и много позднее умерших сжигали. Огонь- вот что почиталось, чему преклонялись; ничто не могло уравняться с его силой! Огонь горел в самых священных местах. У славянских племен было особое уважение к очагу, были обычаи гадания на углях, золе, пламени. Огню приносили жертвы, все важнейшие праздники проходили при особом почитании огня. На месте будущего захоронения, там, где предполагается насыпать курган, готовились принять остатки кремации. Сооружали деревянную камеру размером 1х2 метра, высотой около полуметра из дубовых плах. Это был ящик с крышей и полом, но с одной из сторон стенка отсутствовала и камера была открыта. Лишь после этого с погребального костра собирали остатки кремации человека и животных и, очистив их от золы, пепла, а может быть, даже и, помыв, помещали в глиняный сосуд (горшок, миску) и ставили в погребальную камеру».
Итак, мы убедились, что погребальный обряд славян существенно отличался от аналогичного обряда древнейшего скотоводческого населения Евразийской степи. Вывод: предки современных русских никого отношения не имеют к курганной культуре евразийской степи. Дмитрий Верхотуров в статье «Скифы между тюрками и славянами» пишет: «До начала XVIII века в литературе полностью господствовало верное представление о том, что предками тюрков были скифы. Это положение было позже доказано археологами, которые нашли целых пятнадцать параллелей между материальной культурой скифов и тюркских народов. 15 признаков - это значительно больше того, что можно было бы считать случайным совпадением. Вот это и не хотят никак признавать патриоты. Не хотят сказать, что на самых ранних этапах сложения древнерусского государства огромное влияние оказали тюркские народы: печенеги, половцы, хазары, булгары и другие. Если признать это влияние, то нужно будет признать влияние тюрков на сложение уже и русского народа, и сказать, что русский народ - это не чистые славяне, а народ полуславянского - полутюркского происхождения, наподобие дунайских болгар, в которых слились дунайские славяне и булгары. Вот это для патриотов страшно. Это разрушает их мировоззрение до основания. Отсюда и стремление удревнить славян настолько, чтобы там, в глубокой древности никаких тюрок не было, и была бы отговорка насчет того, что "был же древний и чистый корень".
Расставание с мифами о скифах-славянах и признание их тюрками ставят перед историками и археологами нелегкие вопросы. Придется признавать, что тюрки имели сильнейшее влияние на восточных славян, на сложение Киевской Руси, на сложение древнерусского государства и всего русского народа. Кому-то это, может быть, неприятно, но уйти от этого не получиться».
Итак, мы выявили, что ни у одного из так называемых «арийских» народов не было традиций курганных погребений. Ни индусы, ни индоевропейцы, ни арии иранцы, а также проосетины и славяне не хоронили своих близких в курганных могильниках. И, естестественно, что никакого отношения к евразийской курганной культуре не имеют.

Ещё с древних времён лошади считались спутниками человека: использовались во время великих переселений, для военных целей, просто для перевозки грузов. Возможно, кто-то интересовался, как давно появились лошади? Как выглядел предок лошади и зебры? Внешне эти два животных так похожи друг на друга. В этих и других интересных вопросах попытаемся разобраться в статье.

Эволюция семейства лошадиных — от эогиппуса до современной лошади.

Раскопки археологов доказали, что самые первые предки коней начали появляться 50–60 миллионов лет назад. Останки животных были найдены как на территории Североамериканского континента, так и в Европейской части света. Назвали их, соответственно, эогиппус и гиракотерий.

В те времена вся поверхность Земли была покрыта густой растительностью, а недавно появившиеся её обитатели, млекопитающие, с лёгкостью приспособились к новым условиям и использовали лес для укрытия от хищников. В этом помогали небольшие размеры животных.

Эогиппус был небольшого роста – в холке достигал не более 30 см. Своим видом он отдалённо напоминал современную лошадь. На лапах были пальцы вместо привычных копыт, причём на передних – по четыре, а задних – по три. Хвост имел длину до 20 см и больше напоминал хвост кошки. То же можно сказать и о строении немного вытянутого черепа.

Единственной причиной, подтолкнувшей учёных назвать этого зверя предком лошади, был тот факт, что помимо мелких животных и насекомых, эогиппус дополнял свой рацион молодыми побегами растений. У него были развиты коренные жевательные зубы, похожие на те, которыми наградила природа современных коней.

Первым представителем семейства лошадиных был Эогиппус, что в переводе означает «Лошадь зари».

Орогиппус

Примерно 20–30 миллионов лет назад на смену гиракотериям пришли приспособленные к выживанию орогиппусы. Несмотря на то, что количество видов этого животного уже достигало двухсот, только выше упомянутый продолжил эволюционную цепочку современных скакунов.

Рост этого ископаемого коня был уже немного выше – достигал уверенных полметра. Из торчащей шерсти сформировалась короткая грива, а хвост был похожим на конский. На лапах животного всё ещё не сформировались копыта, однако уже наблюдалась развитость средних пальцев, которые становились всё больше и грубее. Боковые в это время превращались, скорее, в костные наросты, чем пальцы.

Такое преобразование зверя началось вместе с их переселением с полностью лесистой местности в степи, где им приходилось передвигаться по более твёрдому грунту. Причём на равнинных просторах у орогиппуса было заметное скоростное преимущество, дающее возможность убегать от хищников.

Меригиппус

Следующим важным и долгим звеном развития вида стали меригиппусы, которые появились около 20 миллионов лет назад. Их ноги всё ещё были трёхпалыми, однако средний палец всё больше становился похожим на копыто. Зубы считались полноценно жевательными, ведь эти предки питались исключительно растительной пищей.

Рост животного, равный 90 см, и уникальное чутьё дали основание считать вид максимально приближенным к современной лошади.

Анхитерий

Наряду со многими другими видами в Северной Америке, а потом и в Европе, появились анхитерии. Эти животные стали ещё крупнее предков и достигали размеров современного пони. Средний палец стал ещё более выраженным, чем боковые.

В этот период на планете началось похолодание, что привело к увеличению площади степей и отступлению лесов. Эти климатические перемены начали влиять на древних лошадей, которые, в свою очередь, должны были приспособиться, чтобы выжить.

Анхитерий был похож на маленькую лошадь и достигал размеров современных пони.

Внешний вид анхитерия начал меняться: ноги становились длиннее, удлинялась и передняя часть черепа.

Гиппарион

Обширные территории Америки, Евразии и даже Африки начал заселять гиппарион, известный как первый доисторический конь, который полностью избавился от боковых пальцев. Копыт у него ещё не было, однако внешний вид был наиболее похожим на лошадь. Вымер полностью 1.5 миллиона лет назад.

Плиогиппус

Постоянные изменения климата стали ещё больше менять места обитания лошадей. Когда около 15 миллионов лет назад на территории современной Африки увлажнённая почва стала превращаться в саванну с сухим грунтом, гиппарионов начали менять плиогиппусы, которые заселили еще и Европу и Азию. Этот вид стал предком лошади Пржевальского, зебры, осла и других семейства непарнокопытных. Однако плиогиппус не смог устоять перед природными катаклизмами и полностью исчез с лица Земли, передав ветку развития уже современной лошади.

На территории Северной Америки во время глобального похолодания лошади вымерли, а снова появились там во времена открытия материка европейскими колонизаторами.

Лошадь Пржевальского

Появилась несколько тысяч лет назад и дожила до наших дней. Была открыта учёным Н. М. Пржевальским в Тибете. В настоящее время обитает в нетронутых природных зонах в Азии, в охраняемых заповедниках и зоопарках. Признана как вероятный дикий предок домашней лошади. Рост животного уже 130 см, а вес свыше 300 кг.

Лошадь Пржевальского дожила до наших дней и признана вероятным предком домашних коней.

Эту лошадь можно встретить и на территории города Припяти, в зоне отчуждения, куда учёные завезли 17 голов для дальнейшего размножения. Эксперимент был удачным, так как сейчас их уже 59 особей.

Тарпан

Тарпан, по мнению многих учёных, тоже является предшественником современной лошади. Он имеет натренированное тело серой масти и стоячую гриву – типичные признаки диких лошадей. Конь упоминался в 1900 году как одомашненный житель частного польского зверинца, который принадлежал панству Замойских. Позже животных подарили крестьянам, которые занялись их разведением. Однако неволю тарпан не переносил и начал вымирать. Последний живой дикий тарпан был замечен в 1980 году.

Современная лошадь

Это единственная ветвь эволюционного развития, дожившая до наших дней. Большинство живут в неволе и служат человеку. В сельской местности коней используют как гужевой транспорт для перевозки грузов. В пригороде формируются конские клубы, где каждый желающий может заказать прогулку на лошади по лесу.

Учёные доказали, что прогулки на лошадях являются лечебными для людей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Так появилась иппотерапия.

Скакуны связаны с историческими событиями и великими деятелями. Например, в честь известного коня Александра Македонского был назван целый город, Буцефал. Во времена русского царя, Ивана Грозного, чеканили разменную монету с изображением всадника с копьём на лошади – копейщика, которую в итоге назвали копейкой.

Современные славянские народы формировались на протяжении долгого времени. У них было множество предков. К ним можно отнести собственно славян и их соседей, заметно повлиявших на быт, культуру и религию этих племен, когда они еще жили согласно устоям родоплеменной общины.

Анты и склавины

До сих пор историки и археологи выдвигают самые разные теории о том, кем могли быть предки-славяне. Этногенез этого народа происходил в эпоху, от которой почти не осталось письменных источников. Специалистам приходилось восстанавливать раннюю историю славян по мельчайшим крупицам. Большую ценность заключают в себе византийские летописи. Именно Восточной Римской империи пришлось испытать на себе давление племен, которые в итоге образовали славянскую народность.

Первые свидетельства о них относятся к VI веку. Предки-славяне в византийских источниках назывались антами. О них писал знаменитый историк Поначалу анты жили в междуречье Днестра и Днепра на территории современной Украины. В период своего расцвета они жили в степях от Дона до Балкан.

Если анты принадлежали к восточной группе славян, то к западу от них жили родственные им склавины. Первое упоминание о них осталось в книге Иордана «Гетика», написанной в середине VI столетия. Иногда склавинов также называли венетами. Эти племена жили на территории современной Чехии.

Общественный строй

Жители Византии считали, что предки-славяне - не знавшие цивилизации варвары. Это действительно было так. И склавины, и анты жили при народовластии. У них не было единого правителя и государственности. Раннеславянское общество состояло из множества общин, стержнем каждой из которых был определенный род. Такие описания встречаются в византийских источниках и подтверждаются находками современных археологов. Поселения состояли из больших жилищ, в которых жили большими семьями. В одном населенном пункте могло быть около 20 домов. У склавинов был распространен очаг, у антов - печь. На севере славяне строили срубы.

Обычаи соответствовали жестоким патриархальным нравам. К примеру, практиковались ритуальные убийства жен на могиле супруга. Предки-славяне занимались земледелием, которое было основным источником пропитания. Выращивалась пшеница, просо, ячмень, овес, рожь. Разводился крупный рогатый скот: овцы, свиньи, утки, куры. Ремесло было развито слабо по сравнению с той же Византией. В основном оно обслуживало домашние бытовые нужды.

Армия и рабство

Постепенно в общине выделился социальный слой воинов. Они часто организовывали набеги на Византию и другие соседние страны. Цель всегда была одной и той же - грабеж и рабы. Древнеславянские дружины могли включать по несколько тысяч человек. Именно в военной среде появились воеводы и князья. Первые предки славян сражались копьями (реже мечами). Также было распространено метательное оружие - сулица. Его использовали не только в бою, но и на охоте.

Доподлинно известно, что у антов было распространено рабство. Количество невольников могло достигать десятков тысяч человек. В основном это были пленники, захваченные на войне. Именно поэтому среди антских рабов было много византийцев. Как правило, анты содержали невольников, чтобы получить за них выкуп. Впрочем, некоторые из них были заняты в хозяйстве и ремеслах.

Нашествие аваров

В середине VI века земли антов оказались под ударом аваров. Это были кочевые племена, правители которых носили титул кагана. Их этническая принадлежность остается предметом споров: кто-то считает их тюрками, кто-то - носителями иранских языков. Предки древних славян хоть и оказались в подвластном положении, заметно теснили аваров по своему количеству. Такое соотношение приводило к путанице. Византийцы (например, Иоанн Эфесский и и вовсе отождествляли славян и аваров, хотя такая оценка была ошибкой.

Нашествие с востока привело к значительной миграции населения, прежде долгое время жившего на одном месте. Вместе с аварами анты сначала переселились в Паннонию (современную Венгрию), а позже стали вторгаться на Балканы, принадлежавшие Византии.

Славяне стали основой армии каганата. Самым известным эпизодом их противостояния с империей стала осада Константинополя в 626 году. История древних славян известна по кратким эпизодам их взаимодействия с греками. Осада Константинополя стала именно таким примером. Несмотря на штурм, славянам и аварам так и не удалось взять город.

Тем не менее натиск язычников продолжался и в дальнейшем. Еще в 602 году лангобардский король отправил к славянам своих мастеров по кораблестроению. Они осели в Дубровнике. В этом порту появились первые славянские корабли (моноксилы). Они приняли участие в уже упомянутой осаде Константинополя. А в конце VI столетия славяне впервые осадили Фессалоники. Вскоре тысячи язычников переселились во Фракию. Тогда же славяне появились на территории современной Хорватии и Сербии.

Восточные славяне

Неудачная осада Константинополя в 626 году подорвала силы Аварского каганата. Славяне повсеместно стали избавляться от ига чужаков. В Моравии восстание поднял Само. Он стал первым известным по имени славянским князем. Тогда же его соплеменники начали свою экспансию на восток. В VII веке колонизаторы стали соседями хазар. Им удалось проникнуть даже в Крым и добраться до Кавказа. Там, где жили предки славян и основывались их поселения, обязательно была река или озеро, а также пригодная для возделывания земля.

На Днепре появился город Киев, названный в честь князя Кия. Здесь образовался новый племенной союз полян, который в числе еще нескольких таких союзов пришел на смену антам. В VII-VIII веке окончательно сформировались три группы славянских народов, существующие и сегодня (западные, южные и восточные). Последние поселились на территории современной Украины, Белоруссии, а в междуречье Волги и Оки их поселения оказались в пределах границ России.

В Византии часто отождествляли славян и скифов. Это было серьезным греческим заблуждением. Скифы принадлежали к иранским племенам и говорили на иранских языках. В период своего расцвета они заселяли в том числе и днепровские степи, а также Крым. Когда туда добралась славянская колонизация, между новыми соседями начались регулярные конфликты. Серьезную опасность представляла конница, которой владели скифы. Предки славян на протяжении многих лет сдерживали их нашествия, пока, наконец, кочевники не были сметены готами.

Племенные союзы и города восточных славян

На северо-востоке соседями славян стали многочисленные финно-угорские племена, в том числе весь и меря. Здесь появились поселения Ростов, Белоозеро и Старая Ладога. Другой город Новгород стал важным политическим центром. В 862 году в нем начал княжить варяг Рюрик. Это событие стало началом русской государственности.

Города восточных славян появлялись в основном в местах, где пролегал Путь из варяг в греки. Эта торговая артерия вела из Балтийского моря в Византию. По пути купцы перевозили ценные товары: амбру, китовую кожу, янтарь, меха куниц и соболей, мед, воск и т. д. Товары доставлялись на ладьях. Путь кораблей пролегал по рекам. Часть маршрута пролегала по земле. На этих участках ладьи транспортировали волоком, вследствие чего на местах переволок появились города Торопец и Смоленск.

Восточнославянские племена долгое время жили обособленно друг от друга, а часто вовсе враждовали и воевали между собой. Это делало их уязвимыми перед соседями. По этой причине в начале IX века некоторые восточнославянские племенные союзы стали платить дань хазарам. Другие сильно зависели от варягов. «Повесть временных лет» упоминает дюжину таких племенных союзов: бужан, волынян, дреговичей, древлян, кривичей, полян, полочан, северян, радимичей, тиверцев, белых хорватов и уличей. Единая и культура у всех них сложилась только в XI-XII вв. после образования Киевской Руси и принятия христианства. Позже данный этнос разделился на русских, белорусов и украинцев. Это ответ на вопрос о том, чьими предками являются восточные славяне.

Южные славяне

Славяне, которые заселили Балканы, постепенно обособились от других своих соплеменников и составили южнославянские племена. Сегодня их потомками являются сербы, болгары, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы и словенцы. Если предки восточных славян заселяли в основном пустующие земли, то их южным собратьям достался край, в котором было множество поселений, основанных еще римлянами. От античной цивилизации остались и дороги, по которым язычники быстро передвигались по Балканам. До них полуостровом владела Византия. Однако империи пришлось уступить край чужакам из-за постоянных войн на востоке с персами и внутренних неурядиц.

На новых землях предки южных славян перемешались с автохтонным (местным) греческим населением. В горах колонизаторам пришлось столкнуться с сопротивлением влахов, а также албанцев. Также чужаки конфликтовали с греками-христианами. Переселение славян на Балканы завершилось в 620-е гг.

Соседство с христианами и регулярные контакты с ними оказали большое влияние на новых хозяев Балкан. Язычество славян в этом регионе было искоренено быстрее всего. Христианизация была как естественной, так и поощряемой Византией. Сначала греки, пытаясь понять, кто такие славяне, отправляли к ним посольства, а затем за ними последовали проповедники. Императоры регулярно отправляли к опасным соседям миссионеров, надеясь таким образом усилить свое влияние на варваров. Так, например, крещение сербов началось при Ираклии, правившем в 610-641 гг. Процесс шел постепенно. Новая религия утвердилась среди южных славян во второй половине IX столетия. Тогда крестились князья Рашки, после этого обратившие в христианскую веру своих подданных.

Интересно, что если сербы стали паствой восточной церкви в Константинополе, то их братья хорваты обратили свой взор на запад. Связано это было с тем, что в 812 году франкский император Карл Великий заключил договор с царем Византии Михаилом I Рангаве, согласно которому, часть адриатического побережья Балкан оказалась в зависимом положения от франков. Они были католиками и за время своего недолгого владычества в регионе крестили хорватов по своему западному обычаю. И хотя в IX веке христианская церковь все еще считалась единой, великий раскол 1054 года заметно отдалил друг от друга католиков и православных.

Западные славяне

Западная группа славянских племен заселила обширные территории от Эльбы до Карпат. Она положила начало польскому, чешскому и словацкому народу. Западнее всего жили бодричи, лютичи, лужичане и поморяне. В VI веке эта полабская группа славян занимала около трети территории современной Германии. Конфликты между разными по этнической принадлежности племенами были постоянными. Новые колонизаторы потеснили с берегов Балтийского моря лангобардов, варинов и ругов (говоривших на

Любопытным свидетельством присутствия славян на нынешней немецкой земле является название Берлина. Лингвисты выяснили природу происхождения этого слова. В языке полабских славян «бурлин» означало запруду. Их много на северо-востоке Германии. Вот насколько далеко проникли предки славян. Еще в 623 году эти же колонисты присоединились к князю Само в его восстании против аваров. Периодически при преемниках Карла Великого полабские славяне вступали в союз с франками в их походах на каганат.

Немецкие феодалы начали наступление на чужаков в IX веке. Постепенно славяне, жившие на берегах Эльбы, подчинились им. Сегодня от них остались лишь небольшие изолированные группки, включающие в себя по несколько тысяч человек, сохранивших собственное уникальное наречие, непохожее даже на польское. В Средние века немцы называли всех соседних западных славян вендами.

Язык и письменность

Чтобы понять, кто такие славяне, лучше всего обратиться к истории их языка. Когда-то, когда этот народ еще был единым, у него было одно наречие. Оно получило название праславянского языка. Никаких письменных памятников от него не осталось. Известно только то, что он принадлежал к обширной индоевропейской семье языков, что роднит его с множеством других языков: германских, романских и т. д. Некоторые лингвисты и историки выдвигают и дополнительные теории о его происхождении. Согласно одной из гипотез, праславянский язык на каком-то этапе своего развития был частью прабалтославянского языка, пока балтийские языки не обособились в собственную группу.

Постепенно у каждого народа появлялось собственное наречие. На основе одного из таких диалектов, на котором говорили славяне, жившие в окрестностях города Солуни, братья Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянскую христианскую письменность. Просветители сделали это по указу византийского императора. Письменность была необходима для перевода христианских книг и проповедей среди язычников. Со временем она стала известна как кириллица. Данный алфавит сегодня является основой белорусского, болгарского, македонского, русского, сербского, украинского и черногорского языков. Остальные славяне, принявшие католичество, используют латиницу.

В XX столетии археологи стали находить множество артефактов, ставших памятниками древней кириллической письменности. Ключевым местом для этих раскопок стал Новгород. Благодаря находкам в его окрестностях, специалисты узнали много нового о том, что представляла собой древняя славянская письменность и культура.

К примеру, древнейшим восточнославянским текстом на кириллице считается так называемая Гнездовская надпись, сделанная на кувшине из глины в середине X века. Артефакт был найден в 1949 году археологом Даниилом Авдусиным. За тысячу километров оттуда еще в 1912-м в древней киевской церкви обнаружили свинцовую печать с кириллической надписью. Археологи, расшифровавшие ее, решили, что она означает имя князя Святослава, правившего в 945-972 гг. Интересно, что тогда на Руси главной религией оставалось язычество, хотя христианство и та же кириллица уже были в Болгарии. в таких древних надписях помогают точнее идентифицировать артефакт.

Вопрос о том, была ли у славян своя письменность до принятия христианства, остается открытым. Отрывочные упоминания о ней встречаются у некоторых авторов той эпохи, однако этих неточных свидетельств недостаточно для составления полноценной картины. Возможно, славяне для передачи информации с помощью изображений использовали резы и черты. Такие письмена могли носить ритуальный характер и использоваться при гаданиях.

Религия и культура

Дохристианское язычество славян развивалось на протяжении нескольких столетий и обрело самостоятельные уникальные черты. Эта вера состояла из одухотворения природы, анимизма, аниматизма, культа сверхъестественных сил, почитания предков и магии. Оригинальные мифологические тексты, которые помогли бы приподнять завесу тайны над славянским язычеством, до наших дней не сохранились. Историки могут судить об этой вере только по летописям, хроникам, свидетельствам иностранцев и другим второстепенным источникам.

В мифологии славян прослеживаются черты, присущие другим индоевропейским культам. Например, в пантеоне есть и войны (Перун), бог потустороннего мира и скота (Велес), божество с образом Отца-Неба (Стрибог). Все это в той или иной форме также есть в иранской, балтийской и немецкой мифологии.

Боги для славян были высшими сакральными существами. От их благодуший зависела судьба любого человека. В самые важные, ответственные и опасные минуты каждое племя обращалось к своим сверхъестественным покровителям. У славян были распространены скульптуры богов (идолы). Их делали из дерева и камня. Самый известный эпизод, связанный с идолами, упоминался в летописях в связи с Крещением Руси. Князь Владимир в знак принятия новой веры повелел выбросить идолы старых богов в Днепр. Этот поступок стал наглядной демонстрацией начала новой эпохи. Даже несмотря на христианизацию, начавшуюся в конце X столетия, язычество продолжало жить, особенно в глухих и медвежьих углах Руси. Некоторые его черты смешались с православием и сохранились в виде народных обычаев (например, календарных праздников). Интересно, что славянские имена часто появлялись как отсылки к религиозным взглядам (например, Богдан - «богом дан» и т. д.).

Для поклонения языческим духам существовали специальные святилища, которые назывались капищами. Жизнь предков славян была тесно связана с этими сакральными местами. Храмовые помещения существовали только у западных племен (поляков, чехов), в то время как у их восточных собратьев таких построек не было. Древнерусские святилища представляли собой открытые рощи. На капищах устраивали обряды поклонения богам.

Помимо идолов, у славян, как и у балтийских племен, были священные камни-валуны. Возможно, этот обычай был перенят у финно-угров. Культ предков был связан со славянским погребальным обрядом. Во время похорон устраивались ритуальные пляски и песнопения (тризна). Тело покойника не предавали земле, а сжигали на костре. Прах и оставшиеся кости собирали в специальный сосуд, который оставляли у столба на дороге.

История древних славян была бы совершенно другой, если бы все племена так и не приняли бы христианство. И православие, и католичество включило их в единую европейскую средневековую цивилизацию.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта