Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта:
воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта:
экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта:
среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение:
оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).
Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.
Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.
Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»
Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.
Речевое развитие:
Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).
Рассказ по картинкам:
Как в старину люди выращивали хлеб?!Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:
1. Подготовительный этап:В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».
Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Приложение 2
Стихи о хлебе
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!
Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»
Приложение 4
Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий
То, что булки не растут на деревьях, знают даже маленькие дети. А откуда же эти самые булки появляются? Есть много способов увлекательно рассказать ребятам об этом. Вам в помощь - пословицы и поговорки, детские литературные произведения. И успешный опыт коллег по их использованию.
Среди публикаций данного тематического раздела Вы найдёте конспекты и сценарии занятий на темы «Откуда хлеб пришёл», «Хлеб – всему голова», и т.п. А также советы по организации исследовательских работ и познавательных досугов об одном из основных продуктов. Познакомьтесь с материалами об интересном изложении фактов о хлебе и воспитании в детях уважительного отношения к труду людей, его производящих.
Показаны публикации 1-10
из 2406
.
Все разделы
| Хлеб. Все о хлебе для детей
Презентация о Всероссийской акции «Блокадный хлеб» Всероссийская акция «Блокадный хлеб » посвящённая снятию блокады Ленинграда. 1 слайд. «Священная война» . - Война… страшное слово – война. 22 июня 1941 года началась жестокая кровопролитная война. На нашу страну напали фашисты. Несмотря на героическое сопротивление наших воинов,...
Тема проекта : «Откуда хлеб пришёл ?» Тип проекта : долгосрочный, информационный Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители Срок реализации проекта : с 09.01.17. -19.02.17 г. Актуальность проекта : У детей старшего дошкольного возраста отсутствуют...
Публикация «Сценарий осеннего утренника «Хлеб - всему...» Осенний утренник «Хлеб - всему голова» . Дети под музыку входят в зал с листьями, становятся колоннами. Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем, поджидаем! И праздник свой осенний начинаем. Позабудьте про заботы, Отдохните от работы Веселитесь,...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие «Хлеб - всему голова» Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе. Цель: Закрепление знаний детей о хлебе. Программные задачи Образовательные: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни...
Проект «Откуда хлеб пришел» в старшей группе Вид проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: краткосрочный, 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Актуальность проекта По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой...
Акция «Блокадный хлеб» Блокаде Ленинграда посвящается. В период с18 по27 января проводится Всероссийская акция «Блокадный хлеб». Мы с воспитанниками подготовительной к школе группе №5 Русалочка» тоже присоединились к акции. В своей группе провели мероприятия по этой теме. Детям был показан клип о...
Выполнила Попова Полина. Руководитель Чегесова Т.В. Введение Тема: «Хлеб - всему голова». Хлеб – главный продукт на нашем столе. Неспроста в народе говорят, что «Хлеб - всему голова». Мы каждый день едим хлеб, и без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин....
Лэпбук "Хлеб всему голова" Хлеб-символ благополучия и достатка. Ему отводят главное место на столе и в будни, и в праздники. Ценность хлеба неизмерима. Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на столе, сколько профессий...
Итак, мы продолжаем учить английский в картинках с детьми! Потому как не все родители знают английский язык , но в то же время, хотят чтобы этот язык знали их дети. Один из вариантов взять репетитора. Но, к примеру, если ребенку всего лишь два годика, или три – он может просто напросто испугаться репетитора.
Намного лучше, когда английский в картинках учат со своими детьми родители . Это помогает малышам освоить нужные знания куда быстрее. Родители находят подход к своим детям лучше, чем чужие люди. Даже если эти люди – профессионально знают язык.
Английский в картинках , а тем более раскраска – отличный способ выучить язык. Тем более, на раскрасках ЧМАГа есть еще и транскрипция – что практически нигде не встречается в сети. Поэтому, учить язык, намного удобнее. Мы выкладываем английский в картинках по одному слову, и вскоре у вашего ребенка наберется хороший словарный запас.
Более того, английский в картинках в черно-белом исполнении отлично распечатается на бумаге любого формата – он рассчитан на то, что учить своих детей может каждый, распечатав картинку. Картинка формата А4, подойдет для печати хорошего качества. Скажем честно, английский в картинках такая же редкость в сети, как и раскраска хорошего качества.
На этот раз мы представляем вам, слово «Хлеб». Потому как хлеб всему голова, и про это знают даже дети, не то что родители !
Английский в картинках поможет не только понять, как звучит слово «хлеб», но еще и увидеть из чего его делают. Присмотритесь внимательнее, ведь на картинке есть еще и колоски! Родители могут рассказать маленькому ребенку, целую технологию приготовления хлеба, но так, чтобы он понял.
Скажите, что в поле растет пшеница. А потом люди собирают ее в снопы, и на мельнице перемалывают в муку. И уже из муки делают вкусный хлеб. Тот самый, что нарисован на картинке. Или тот самый, что ребенок кушает каждый день.
Английский в картинках дает возможность увидеть мир много шире, чем он есть на самом деле. Английский в картинках пробуждает в ребенке интерес к изучению новых слов. Сегодня ребенок узнает как на английском языке хлеб, а завтра он захочет узнать сам как же будет на английском языке звучать слово книга. И наши картинки с транскрипциями помогут в этом и вам и ему!