Конспект урока биологии в 8 классе: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."
Цель урока: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.
Задачи урока:
Образовательные:
раскрыть сущность процесса дыхания;
раскрыть его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека;
познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями;
познакомиться с мерами профилактики заболеваний голосовых связок.
Развивающие:
продолжить работу по изучению строения и функций организма человека;
активизировать мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний;
умение связывать строение и функции организма.
Воспитательные:
обратить внимание на бережное отношение к здоровью своему и близких людей;
воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.
Тип урока: урок-введение, изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент:
Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
Самостоятельная письменная работа по вариантам.
Напишите определения нижеперечисленных понятий:
1 вариант
Эритроциты
Фагоцитоз
Реципиент
Большой круг кровообращения
Венозная кровь
Гипотония
Верхнее артериальное давление
2 вариант
Плазма крови
Лейкоциты
Иммунитет
Малый круг кровообращения
Артериальная кровь
Гипертония
Автоматизм
Нижнее артериальное давление
Актуализация знаний:
Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? (Дыхание один из признаков жизни человека. По этому мы дышим, для того чтобы жить).
IV . Изучение нового материала
1 блок: Значение дыхания (Рассказ учителя)
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Формула окисления
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.
Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?
Ответ: Через кровь.
Вопрос: А как кислород проникает в кровь?
Ответ: Через лёгкие.
2 блок: Понятие дыхания (Рассказ учителя, частично-поисковый метод).
Найдите пожалуйста определение в учебнике и прочитайте его.
Подробное определение:
Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Самое краткое определение:
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.
3 блок: Типы дыхания. (Рассказ учителя).
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Дыхание
Легочное Тканевое
Между воздухом и Между кровью и кровью. клетками тканей.
Ученики записывают схему в тетрадь.
4 блок: Строение органов дыхания (рассказ учителя с элементами беседы).
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
Воздухоносный путь начинается с носовой полости .
Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?
Ответ: Нет, потому что во носу воздух обеззараживается.
Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?
Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.
Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.
Ответ: Мы заболеем, т.к. воздух проходя через носовую полость обеззараживается, согревается и смачивается, а в ротовой полости нет.
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.
(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.
Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?
Ответ: Для согревания.
Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?
Ответ: Очищение от пыли.
Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.
Вопрос: Для чего нужна слизь?
Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.
Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.
Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?
(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)
Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.
(Оно останавливается.)
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.
При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.
У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?
Ответ: При выдохе.
В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею.
Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
5 блок: Виды дыхательных путей (Рассказ учителя).
Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
Ученики записывают в тетрадь под диктовку).
V .Закрепление пройденного материала.
(Беседа по вопросам).
Расположите последовательно органы образующие воздухоносные пути. (Носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань).
В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания? (Для очищения воздуха имеются ворсинки, для согрева кровеносные капилляры. Строение и функции взаимосвязаны!).
VI .Подведение итогов урока. (Рассказ учителя)
ВЫВОДЫ
1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.
Дети записывают выводы в тетрадь.
Оценки за активную работу на уроке.
VII .Домашнее задание
Выучить §23. Вопросы после параграфа проработать устно.
Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Провести аналогию: дыхание – жизнь;
Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух, кислород)
Фронтальный опрос:
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)
3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)
4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)
5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)
6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)
7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?
8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.
9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)
3. Изучение нового материала.
1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы
Учитель формулирует цель урока:
изучить особенности строения органов дыхания;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?
Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)
Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?
Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.
Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Процесс дыхания состоит
из 4-х этапов:
обмен газов между воздушной средой и легкими;
обмен газов между легкими и кровью;
транспорт газов кровью;
газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.
Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.
Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.
Органы газообмена : легкие.
2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.
Органы дыхания человека
Где расположен | Особенности строения | ||
Носовая полость | В лицевой части черепа | Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. | Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов. |
Носоглотка | Соединяет носовую полость и гортань |
||
В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков | Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. | Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки |
|
Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. | Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух |
||
На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха | В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием | Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух |
|
В грудной полости | Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол | Орган газообмена |
4. Закрепление.
Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
Как возникает и формируется звук?
Задание 138 стр. 91 в рабочей тетради.
Задание 142 стр. 93 в рабочей тетради.
5. Домашнее задание:
1. Изучить текст и рисунки учебника на стр. 158-161.
Урок по окружающему миру. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Цели: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания, предупредить о вреде курения; формировать навык сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте; развивать воображение, умение находить аналогии; воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии
МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.
Обобщающий урок по теме "Дыхание"
Цель урока:
Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.
Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.
Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий
– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.
– Сформулируем основные цели нашего урока
Перед началом урока на доске записан план урока:
I. Строение и функции органов дыхания.
II. Выполнение лабораторной работы.
III. Решение биологических задач
IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.
V. Подведение итогов урока.
Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).
Строение и функции органов дыхания.
Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.
1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?
2.Как возникают звуки речи?
3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?
4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?
Выполнение лабораторной работы.
Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"
Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.
Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.
Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:
Мальчики 13-16лет:
ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .
Девочки 8-16лет:
ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .
Форма отчётности:
Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.
Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.
Сделайте выводы:
1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?
2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.
3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.
4) Результаты запишите в лист с работой.
Огласите результаты проведённой работы.
Показатели ЖЁЛ подростков
Возраст (лет) | ЖЁЛ мальчиков | ЖЁЛ девочек |
Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:
Максимально вытянуть вверх руку с шариком
На этой высоте переложить шарик в другую руку
На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад
Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!
Решение задач.
Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.
1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?
Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.
2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?
Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.
3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?
Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)
4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?
Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.
Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)
1.Первая помощь утопающему
2.Помощь при удушении, заваливанию землей
3.Клиническая и биологическая смерть
4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).
Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика
Заболевания
курильщиков
Из всего сказанного какой следует вывод?
Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)
Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)
Подведение итогов урока
По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!
(звучит музыка)
«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»
Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.
Выставление оценок за работу в группах.
Литература.
Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.
Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.
Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.
Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.
В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.
Приложение 2
Фамилия Имя ученика | Лабораторная работа | Строение и функции органов дыхания. | Первая помощь | ||
Памятка руководителю группы
Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.
Выполнение лабораторной работы:
Прочти ход выполнения работы;
Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;
Сделай выводы по работе;
Огласи полученные результаты.
Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.
Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.
Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.
Примечание:
"+" - полный правильный ответ
"+" - правильный, но не совсем точный ответ
"?" - неполный ответ
"^" – дополнение
Приложение 3
Дыхательная система имеет большое физиологическое значение. С её помощью в организм поступает кислород, необходимый для процессов окисления, и выделяется углекислый газ, являющийся конечным продуктом обменных процессов организма. При окислении продуктов питания освобождается необходимая организму энергия. Условно в дыхании выделяют три основных процесса:
а) Обмен газов между окружающей средой и лёгкими (внешнее дыхание).
б) Обмен газов в лёгких между воздухом и кровью.
в) Обмен газов между кровью и тканевой жидкостью (внутреннее дыхание).
В системе выделяют дыхательные пути , по которым воздух циркулирует в лёгкие и дыхательную систему (лёгкие ), где происходит газообмен.
Носовая полость. ( cavitas nasi ).
Разделена костно-хрящевой перегородкой на две части. В полости находятся извилистые носовые ходы, в слизистой которых много кровеносных сосудов. Функции:
1. Согревание вдыхаемого воздуха.
2. Железы слизистой связывают и обезвреживают микроорганизмы и пыль, увлажняют воздух. Реснички гонят пыль назад из полости
3. Обонятельная функция.
Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями (хоанами). Из глотки воздух проходит в гортань .
Гортань. ( larynx ).
Расположена на уровне 4 –6 шейных позвонков. Снаружи заметна по характерному выступу (адамово яблоко – кадык – щитовидный хрящ). Вверху глотка, внизу трахея . Образована несколькими подвижно соединёнными хрящами в виде колец (9 хрящей). Вход в гортань закрывает надгортанный хрящ . Он препятствует попаданию пищи при глотании. По форме полость гортани напоминает песочные часы.
В среднем отделе между хрящами натянуты голосовые связки (plicae vocales ). Они ограничивают голосовую щель . В щель проходит выдыхаемый воздух из лёгких. Форма щели меняется в зависимости от степени натяжения голосовых связок и положения хрящей.
В спокойном состоянии (когда молчим) щель имеет треугольную форму и достаточно велика. При разговоре связки натягиваются, сближаясь между собой. Выдыхаемый воздух с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, в результате возникает звук. Чем короче связки, тем выше их звук.
Частота колебаний зависит от силы натяжения и может быть от 80 до 10000 Гц (минимум 20,6 Гц).
Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ , нижней челюсти (зуб) и языка , мягкого нёба . Имеются значительные возрастные и половые особенности. У женщин гортань расположена выше и 1/3 меньше.
Трахея.( trachea ).
Начинается от гортани, расположена от 7 шейного до верхнего края 5 грудного позвонка, где раздваивается (в лёгкие ). Идёт перед пищеводом, спереди и с боков ограничена хрящевыми полукольцами (в результате просвет всегда открыт), полукольца соединяются связками и мышцами. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу . Полукольца называют ещё – С –образные хрящи. Трахею изнутри выстилает мерцательный эпителий с железистыми клетками. Длина до 12 см.
Трахея разветвляется на 2 главных бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в левое и правое лёгкое.
Лёгкое.( pulmo ).
Правое и левое лёгкое расположены в полости грудной клетки . Эта полость отделена от брюшной полости особой мышцей – диафрагмой . Форма лёгких – уплощенный конус с закруглённой верхушкой, выступающей над I ребром. Делятся анатомически на доли, в правом – 3, в левом – 2 доли (место под сердце – сердечное вырезка ). Снаружи легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой . Плевр – две: наружная – пристеночная , она сращена со стенкой грудной клетки, и лёгочная (висцеральная ) плевра, покрывающая легкие. Между ними – плевральная полость, в ней серозная жидкость (для смазки) и отрицательное давление (9 – 30 мм рт ст). Между правым и левым плевральными мешками располагается комплекс органов – средостение. В них расположены – тимус, сердце, трахея и сосуды .
Главные бронхи , войдя в лёгкие, делятся на более мелкие бронхи (соответственно долям на 2 и3 бронха). Каждый бронх многократно делится на ещё более мелкие трубки – бронхиолы . Образуется своеобразная структура – бронхиальное дерево , хрящ постепенно исчезает, диаметр уменьшается (меньше 1 мм). Бронхиолы заканчиваются многочисленными альвеолярными ходами, а они гроздьями тонкостенных лёгочных пузырьков – альвеол . Их кол-во 600 – 700 млн., общая площадь = до 150 м 2 . Толщина стенок около 0,0001 мм. Наружная стенка альвеол густо оплетена кровеносными капиллярами. Внутри стенки выделяют особое вещество – сурфактант (препятствует слипанию и обезвреживает микробов).
Физиология дыхания .
В стенках альвеол идет газообмен между воздухом и венозной кровью. Газообмен происходит за счёт диффузии и разницы в парциальном давлении газов.
Давление кислорода воздуха = 105 мм рт ст, а кислорода крови = 40 мм рт ст.
Давление диоксида углерода воздуха = 40 мм рт ст, в крови = 47 мм рт ст.
В результате в стенках альвеол кровь из венозной превращается в артериальную.
Дыхательные движения .
Ввод и вывод воздуха осуществляется за счёт растягивания или сокращения лёгких. Поскольку они не имеют собственной мускулатуры, поэтому свой объём изменяют пассивно, вслед за изменением объёма грудной клетки . Это происходит вследствие ритмичного сокращения дыхательных мышц – межрёберных и диафрагмы.
1. Вдох . Сокращаются межрёберные мышцы – ребра поднимаются вверх, грудина отдаляется от позвоночника. Сокращается диафрагма – купол становится плоским, опускается вниз. Грудная клетка увеличивает свой объём – лёгкие растягиваются вслед за ней.
2. Выдох. Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются и возвращаются в прежнее положение. Вследствие этого объём грудной клетки уменьшается, и воздух из лёгких выталкивается. При глубоком вдохе и выдохе также участвуют мышцы груди и брюшной стенки.
Объём легких.
Жизненная ёмкость лёгких – это тот объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха = 3500 мл. Он складывается из следующих величин:
а) Дыхательный объём . Кол-во воздуха при спокойном дыхании =500 мл.
б) Дополнительный объём . После спокойного вдоха, человек может дополнительно вдохнуть ещё 1500мл.
в) Резервный объём . После нормального выдоха ещё выдохнуть 1500 мл.
Сумма трех величин и составляет жизненную ёмкость лёгких.
г) Остаточный объём . После первого вдоха при рождении и до смерти при любых условиях лёгкие полностью не освобождаются от воздуха. Этот объём = 1000 – 1500 мл.
д) Мертвое (вредное) пространство . Воздух в воздухоносных путях в газообмене не участвует. Объём = 500 мл – 360 мл = 140 мл.
Вдыхаемый воздух. Выдыхаемый воздух
Кислород= 20% Кислород = 16%
Диоксид углерода = 0,03% Диоксид = 4%
Азот = 79% Азот =79% + пары воды и около 200 ядов.
Регуляция дыхания .
1. Нервная . В продолговатом мозгу находятся две группы нейронов (дыхательный центр ), их деятельность вызывает ритмичную смену вдоха и выдоха. Центр состоит из двух частей – центр вдоха и центр выдоха . Когда возбуждается центр вдоха, то он передает возбуждение по нервам на сокращение дыхательных мышц – происходит вдох. При этом он тормозит центр выдоха. Затем в центрах происходит смена нервных процессов на противоположные. Хотя работа дыхательного центра автоматическая, он контролируется КБП, следовательно, человек может произвольно затормозить или ускорить дыхание. Здесь же расположен и синхронно работает с дыхательным центром – центр управления речи. Кроме этого центр осуществляет и некоторые рефлексы – «захватывание духа» и защитные – чихание и кашель.
2. Гуморальная регуляция .
Нейроны дыхательного центра чувствительны к концентрации диоксида углерода. Если в крови, омывающей дыхательный центр, избыток диоксида, то повышается возбудимость нейронов и дыхание становится частым и глубоким. Обратное действие при недостатке углекислого газа.
Частота дыхательных движений в покое = 14 – 20 в минуту (минутный объём дыхания – МОД ).
Возрастные особенности органов дыхания.
В пренатальном периоде собственные органы дыхания плода не работают, кислород идёт через плаценту. С первым вдохом лёгкие расправляются и начинают ритмично работать с частотой 40 – 60 раз в мин.
В процессе онтогенеза значительно увеличивается масса и объём лёгких. Слизистые у детей нежнее, суше и богаче сосудами, лёгкие менее эластичны (отсюда опасность патологий). Изменяется частота и глубина дыхания, ЖЕЛ достигает к 16 – 17 годам функционального уровня взрослых, процент используемого кислорода у детей меньше. Произвольная регуляция дыхания совершенствуется параллельно развитию речи и приближается к уровню взрослого только к 11 – 12 годам.