Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Кто такой крез в древней греции. Эпоха возрождения

Кто такой крез в древней греции. Эпоха возрождения

Царь Лидии Крез был последним из династии Мермнадов и правил в VI веке до нашей эры. Ему приписывается первенство в чеканке монет с установленным стандартом содержания в них золота и серебра в количестве 98 %.

Это дало повод в античном мире говорить о том, что этих металлов у Креза имелось предостаточно. По мнению многих, это свидетельствовало о его баснословном богатстве. Также Крез первым выпустил царскую печать - с головой льва и быка на лицевой стороне. О его богатстве и о том, какой царь разгромил Креза, правителя Лидии, мы и расскажем сегодня.

Несметные богатства

После того как умер отец Креза, Алиатт II, он воцарился на троне, победив своего неполнородного брата в непродолжительной борьбе.

В годы его правления территория очень сильно расширилась. Крез подчинил себе малоазийские города Греции, среди которых были Милет и Эфес. А также он захватил почти всю обширную территорию, находящуюся в Малой Азии, вплоть до реки Галис. Это способствовало значительному приумножению собираемых им налогов.

Кроме того, что царь Лидии Крез был удачливым воином и политиком, он являлся образованным человеком. Будучи ценителем эллинской культуры, он хотел приобщить к ней и своих соплеменников. Крез щедро одаривал греческие святилища, в числе которых находятся такие, как храмы в Эфесе и Дельфах. Так, второму из них была преподнесена статуя льва, состоящая из чистого золота. Это также послужило причиной того, что царь Лидии Крез считался самым богатым правителем в античном мире.

Проверка предсказателей

Крез вел войны с царем Персии, основавшим империю Ахеменидов, Киром II. Завоевав Мидию, Кир метил и на страны, лежащие к западу от нее.

До того, как начать военные действия, Крез, видя быстрое возвышение Персии и связанную с этим опасность, подумал, что он должен ослабить нового могучего соседа. Как предусмотрительный Лидии Крез сначала решил разузнать у оракулов, стоит ли ему нападать на Кира.

Предварительно он устроил им проверку на проницательность. Он направил посланников к семи наиболее известным оракулам Греции и Египта, чтобы те на сотый день после того, как они покинули Лидию, спросили прорицателей, чем в этот момент занят их царь. Сделав это, послы зафиксировали ответы и поспешили назад, в столицу, город Сарды.

Правильных ответов было всего два, они поступили из Амфиарая и Дельф. Эти оракулы «увидели», что Крез разрубил на части ягненка и черепаху, и варил их в накрытом крышкой медном котле.

После проведенной проверки Крез снарядил послов в Амфиарай и Дельфы, предварительно «задобрив» бога Аполлона, направив в Дельфы богатые дары. Царь Лидии Крез спрашивал, есть ли смысл нападать на персов. Ответ обоих оракулов был положительным: «Поход будет победоносным, Крез сокрушит великую империю».

А также оракулы посоветовали вступить в союз с самым могущественным из греческих полисов, не сказав, с каким именно. Подумав, из двух самых могущественных греческих городов-государств Крез выбрал Спарту и заключил с ней союз. А также он договорился о поддержке в борьбе с Киром II с Вавилоном и Египтом.

После описанных событий Крез совершил нападение на Каппадокию, ранее входившую в состав Мидии, а на тот момент - Персии. Переправившись через реку Галис, являвшуюся пограничной, он ворвался в город Птерию и захватил его. Здесь он устроил лагерь, организовав базу с целью нападения на города и села Каппадокии. В это время Кир собрал войско и направился к Птерии.

Завоевание Лидийского царства

Первая битва между лидийцами и персами произошла у стен Птерии. Она длилась в течение всего дня, но закончилась ничем. Войско лидийцев по своей численности уступало персидскому, поэтому Крез принял решение об отступлении к Сардам для подготовки к новому рывку.

При этом к своим союзникам - Спарте, Вавилону и Египту - он направил гонцов с просьбой о помощи. Но он предлагал им подойти к Сардам не в ближайшее время, а лишь через пять месяцев.

Это было вызвано тем, что, по мнению Креза, Кир не решится пойти в наступление сразу после недавнего, такого несмелого и безрезультатного сражения. Он даже распустил наемное войско. Но Кир неожиданно стал преследовать противника, появившись со своими солдатами прямо под стенами столицы Лидии.

Второе, решающее сражение между войсками Креза и Кира произошло в окрестностях Сард, на широкой Тимбрской равнине. Это была крупная битва, в результате которой лидийцы и подоспевшие им на помощь союзники в лице египтян потерпели сокрушительное поражение. Остатки объединенного войска укрылись за стенами Сарда. Хотя город был хорошо укреплен, персы смогли отыскать тайную тропку, ведущую к городскому акрополю. Предприняв внезапную атаку, они захватили крепость всего лишь через две недели после того, как началась осада.

О судьбе царя Креза

После падения лидийской столицы Крез был взят Киром в плен. По поводу дальнейшей судьбы еще недавно могущественного и очень богатого царя Лидии Креза существует две версии.

По одной из них, Кир II сначала приговорил Креза к сожжению на костре, а затем помиловал его. По другой - Крез был казнен.

Поддерживая первую версию, греческие источники сообщают, что бывший царь Лидии Крез был не просто помилован Киром, но и стал его советником.

КРЕЗ (Kroisos) (ок. 595 – после 529 до н.э.), последний правитель Древнелидийского царства. Сын царя Лидии Алиатта (ок. 610–560 до н.э.) из династии Мермнадов; мать родом из Карии. В 560-х гг. до н.э. был лидийским наместником в Мисии (область на северо-западе Малой Азии). Незадолго до смерти отец назначил его своим наследником. Занял престол ок. 560 до н.э. в тридцатипятилетнем возрасте. Придя к власти, приказал убить другого претендента на корону – своего сводного брата Панталеона.

В начале 550-х до н.э. пошел походом на греческие полисы (города-государства) на западном побережье Малой Азии и заставил их платить ему дань. Планировал также подчинить населенные греками острова в восточной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лесбос) и приступил к строительству флота, но затем отказался от своих замыслов; согласно античной традиции, он принял это решение под влиянием греческого мудреца Бианта из Приены. Покорил всю Малую Азию до р. Галис (совр. Кызыл-Ирмак), кроме Ликии и Киликии. Создал обширную державу, в которую, помимо собственно Лидии, вошли Иония, Эолида, Дорида Малоазийская, Фригия, Мисия, Вифиния, Пафлагония, Кария и Памфилия; эти области, по-видимому, сохранили значительную внутреннюю автономию.

Был знаменит своим непомерным богатством; отсюда пошла поговорка «богат, как Крез». Считал себя самым счастливым человеком на земле; легенда рассказывает о визите к нему афинского мудреца и политика Солона , который отказался назвать царя счастливым, ибо о счастье человека можно судить лишь после его смерти (легенда эта едва ли основывается на реальных фактах).

Поддерживал дружеские отношения с Мидийским царством, которым правил его шурин Астиаг, и государствами Балканской Греции (см. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ). Покровительствовал Дельфийскому оракулу бога Аполлона (см. ДЕЛЬФЫ) и Фиванскому оракулу героя Амфиарая; посылал им богатые дары.

После поглощения Мидии персами ок. 550 до н.э. организовал со Спартой, Вавилоном и Египтом коалицию против персидского царя Кира II (см. КИР Великий). Получив, как сообщает Геродот (см. ГЕРОДОТ), благоприятное предсказание от Дельфийского оракула («Галис реку перейдя, Крез обширное царство разрушит»), вторгся осенью 546 до н.э. в зависимую от персов Каппадокию, опустошил ее и захватил каппадокийские города. Дал Киру II сражение у Птерии, которое не принесло победы ни той, ни другой стороне, после чего вернулся в Лидию и распустил на зиму наемное войско. Однако, неожиданно для него, Кир II двинулся вглубь Лидийского государства и подошел к его столице – Сардам. Крез успел собрать лишь небольшое конное войско, которое было разбито персами в битве под Сардами. После 14-дневной осады лидийская столица была взята, Крез пленен и приговорен к сожжению. По легенде, на костре он трижды произнес имя Солона; услышав это, Кир II потребовал разъяснений и, узнав от осужденного о его встрече с афинским мудрецом, помиловал его и даже сделал своим ближайшим советником.

В 545 до н.э., после восстания Пактия в Лидии, отговорил Кира II от намерения разрушить Сарды и продать всех лидийцев в рабство. В 529 до н.э. во время похода Кира II против массагетов убедил персидского царя дать бой на земле кочевников, а не на своей территории. После гибели Кира II сохранил высокое положение при дворе его сына и наследника Камбиза (529–522 до н.э.). Дальнейшая судьба Креза неизвестна.

Иван Кривушин

Крез

Лидийская золотая монета царя Креза. VI в. до Р. Х.

Крез, царь Лидии (Малая Азия) из рода Мермнадов, правивший в 560-547 гг. до Р. Х. Сын Алиатта. Род. 595 г. до Р. Х.

Крез завершил начатую его предками войну с малоазийскими греками. Сначала он покорил Эфес, а потом всех остальных ионийцев и эолийцев. С течением времени ему удалось подчинить почти все народы к западу от реки Галис, так что все они, кроме киликийцев и ликийцев, должны были платить Крезу дань. Господство над многими цветущими странами давало лидийскому царю огромные доходы - богатство Креза даже вошло в пословицу. Желая еще более расширить пределы своей державы, он напал на Каппадокию и захватил город Птерию. Но вскоре вместо сирийцев Крезу пришлось иметь дело с огромной армией персидского царя Куруша, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от нее страны. Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку его войско численно уступало войску Куруша, Крез отступил к Сардам. Куруша энергично преследовал его и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы. На большой равнине перед городом произошло решающее сражение. После огромных потерь с обоих сторон лидийцы были побеждены. Остатки их разбитой армии заперлись в Сардах. Город этот был сильно укреплен, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к акрополю, и внезапным ударом захватить крепость. Таким образом, Сарды пали, а Крез оказался в плену у Куруша. Лидия была включена в состав Персидской державы и больше как самостоятельное государство никогда не возрождалась.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.

Крез - сын Алиатта, последний лидийский царь (560-546 гг. до н.э.). Продолжая политику отца, Крез вел активную борьбу с греческими полисами в Малой Азии за выход к Средиземному морю. За исключением Милета, все они подчинились Крезу и должны были платить ему дань. В то же время Крез поддерживал дружественные отношения с Балканской Грецией и пользовался поддержкой дельфийских жрецов, которым посылал богатые дары. Вообще Крез стремился приобщить Лидию к греческой культуре. Он стал первым чеканить золотую монету.
В 547 г. Лидия подверглась нападению персов. Крез потерпел поражение от Кира Великого при Птерии в Каппадокии; затем его армия была разбита в долине реки Герм; ему не удалось удержать свою столицу - Сарды. Крез попал в плен к Киру Великому, но был великодушно помилован им. Более того, персидский царь сделал Креза своим советником.
Крез принимал участие в неудачном походе Кира Великого на массагетов. Преемник Кира Камбис сохранил за Крезом должность советника, которую тот, видимо, занимал и при Дарий I.
В годы своего царствования Крез считался одним из богатейших людей; его имя стало нарицательным. До наших дней дошла крылатая фраза "богат, как Крез".

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Крез (Kroisos, Croesus) - последний царь Лидии (560-546 до н. э.). Значительно расширил доставшееся ему от отца Алиатта Лидийское царство; подчинил греческие малоазийские города (Эфес, Милет и др.) и захватил почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис. Богатство Креза вошло в поговорку, о нем сложилось много легенд. Крез был эллинофилом: посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес) и стремился приобщить Лидию к греческой культуре. Он стал первым чеканить золотую монету. В войне с персидским царем Киром II Крез был разбит - при Птерии в Каппадокии, столица Лидии Сарды была захвачена (около 547 года), а Крез взят в плен (546). По одной версии (Геродот и большинство греческих историков), Крез был приговорен к сожжению на костре, но был помилован Киром. По другой (древневосточные клинописные источники и армянский текст Евсевия) - Крез был казнен.

Т. М. Шепунова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Далее читайте:

Лидия , краткая историческая справка о государстве в центральной части Малой Азии.

Литература:

Дамасский Николай, О своей жизни и своем воспитании. История, "ВДИ", 1960, No 3, с. 265-76;

Доватур А., Повествовательный и науч. стиль Геродота, Л., 1957, гл. 3-4 и прим.

Последний лидийский царь Крёз, правивший в Лидии в VI веке до нашей эры, настолько поразил современников удивительной судьбой, что история его жизни обросла множеством легенд, основанных, впрочем, на реальных событиях. Царь был баснословно богат, но деньги не принесли ему ни счастья, ни признания.


Впервые использовать сплав золота, серебра для отливки монет начал царь Фригии и Лидии Гордий (др.-греч. Γορδιάς, Γόρδιος, лат. Gordias) в VII веке до н. э. , затем его сын Мидас (др.-греч. Μίδας) , фригийцы, выходцы из Фракии (Балканы). На архаических лидийский монетах начертано имя лидийского царя Гордия, как , ARDYS).

Имя царя Фригии и Лидии Гордия — Ярдис происходит от корня слова из ведического санскрита - ; созревать, жрец. Связь имени Ярдис с солнечным богом Ярило доказывает свастика, изображённая на обратной стороне архаичной лидийской монеты.

В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства , но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство Лидия со столицей в городе Сарды, где чеканились первые в истории

Основатель лидийской династии Мермнадов, правившей в 680-547 гг. до Р. Х. в Лидии, царь Гиг (греч. Γύγης) или Гигес - сын Даскила пришёл к власти ок. 680 года до н. э. Лидийский царь Гиг в VII в. до н. э. впервые начал выпускать монеты из электрума, сплава золота и серебра, с печатью в виде льва и солнца, в качестве гарантии качества. Его сын Ардис II правил 49 лет с 678 по 629 год до н. э., согласно Геродоту, изгнанные из своих обычных мест обитания скифами, киммерийцы захватили и разграбили столицу государства Сарды. Третий царь из династии Мермнадов Садиатт правил 12 лет (с 629 по 617 год до н. э.) он унаследовал от деда Гига и отца Ардиса сильное государство. Садиатт вёл войну с ионийским городом Милетом , которую затем продолжил его сын Алиатт (др.-греч. ᾽Αλλυάττης), отец Крёза. К югу от своих владений Алиатт, царствовавший в Лидии в 610-560 годах до н. э., покорил Карию, а на востоке - киммерийцев . Сообщается также, что он разрушил Смирну.

После смерти отца - Алиатта II (др.-греч. ᾽Αλλυάττης) , Крёз стал царём, расправившись со своим сводным братом его сторонниками, и прибрал к рукам их богатства.

Царь Лидии Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595-546 до н. э.) из рода Мермнадов, правивший в 560-546 гг. до н. э. , продолжил расширение территории Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Эфес, Милет и другие) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис.

Царь Крёз один из первых правителей античности начал чеканить монету, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра) и гербовую царскую печать на лицевой стороне, в виде головы льва и быка. В античном мире царь Крёз слыл баснословным богачом.

Богатство Крёза вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. Согласно одной из них, Крёз спросил греческого мудреца Солона , когда тот однажды посетил столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине счастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

Около 560 года до н. э. царь Крёз вступил на престол в городе Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда, др.-греч. αἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς), библейский Сардис (Отк. 1:11; 3:4), одном из великих городов древнего мира, известный как столица Лидии.

Разговор Солона и Крёза описан у Плутарха :

«Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, - воскликнул Крёз уже с гневом, - ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, - это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»

Согласно легенде, рассказанной Геродотом, у Крёза было два сына: глухонемой калека и великолепный юноша Атис (греч. Ἄτυς), во всём превосходивший своих сверстников.

Геродот описал, как однажды с новидение предсказало Крёзу, что Атис погибнет, пораженный насмерть железным копьём. Когда Крёз, пробудившись, пришёл в себя, то в ужасе от сновидения решил, женив сына, впредь никогда больше не отпускать в поход, хотя обычно на войне тот был во главе лидийцев. Царь приказал также вынести из мужского покоя дротики, копья и другое подобное оружие и сложить во внутренних женских покоях, чтобы никакое висящее [на стене] оружие не упало на сына.

35. Когда Крёз был занят свадьбой сына, прибыл в Сарды некий фригиец царского рода. Его постигла страшная беда; а именно он запятнал себя кровопролитием. Пришелец явился во дворец Крёза и просил очистить его [от скверны] по местному обычаю очистительным обрядом. И Крёз очистил его . Этот очистительный обряд у лидийцев такой же, как у эллинов. После очищения Крёз спросил чужестранца, кто он и откуда, сказав: “Чужестранец! Кто ты и из какого места Фригии пришел искать защиты к моему очагу? Кого убил ты, мужчину или женщину?”. А тот отвечал: “Царь! Я – сын Гордия, сына Мидаса, а зовут меня Адрастом. Я нечаянно убил своего брата; мой отец изгнал меня, и вот теперь я прихожу к тебе лишенный всего”. А Крёз отвечал ему так: “Ты – потомок друзей и пришёл к друзьям. Оставайся у нас, и у тебя не будет ни в чем нужды. И чем легче ты будешь переносить твоё несчастье, тем будет лучше для тебя”. Так‑то чужеземец остался жить во дворце Крёза.

36. В то время на Мисийском Олимпе обитал огромный вепрь . Он спустился с этой горы и опустошал нивы мисийцев. Мисийцы то и дело устраивали охоту на зверя, но не могли причинить ему вреда, и им самим даже приходилось еще терпеть от него. Наконец, к Крёзу пришли вестники от мисийцев и сказали так: “Царь! В нашей земле появился огромный вепрь, который опустошает наши нивы. При всем старании мы не можем его поймать. Поэтому просим послать твоего сына к нам с отборным отрядом воинов и сворой собак и избавить нашу землю от этой напасти”. Так они просили, а Крёз, помня о вещем сне, ответил им: “О сыне моем вы и не помышляйте: я не могу отпустить его с вами, он ведь новобрачный и теперь у него медовый месяц. Но всё же я отправлю с вами отборный отряд лидийцев со сворой охотничьих собак и велю им постараться избавить вашу землю от этого зверя”.

37. Так отвечал им Крёз, и мисийцы остались довольны. Тогда пришёл сын Крёза, услышав о просьбе мисийцев. Когда царь отказался отпустить сына , то юноша сказал отцу так: “Отец! Самым высшим и благородным удовольствием прежде было для меня и для тебя отличиться в походе или на охоте. А теперь ты запрещаешь мне и то и другое, хотя никогда ты не замечал во мне ни трусости, ни малодушия. Какими глазами будут глядеть на меня люди, когда я пойду в народное собрание и оттуда домой? Что подумают обо мне сограждане и что станет думать моя молодая жена о человеке, с которым ей предстоит жить? Поэтому или позволь мне идти на охоту, или по крайней мере приведи разумные доводы, что так поступить будет действительно лучше для меня”. Крёз же отвечал сыну так.

38. “Сын мой! Я поступаю так не оттого, что заметил за тобой трусость или какой‑либо другой неблаговидный поступок. Явилось мне сновидение и предрекло, что ты будешь недолговечен и погибнешь от железного копья. Из‑за этого‑то сновидения я и поспешил с твоей свадьбой и теперь запрещаю тебе участвовать в подобных предприятиях, чтобы избавить тебя от таких опасностей, по крайней мере [хоть на время], пока я жив. Ведь ты у меня единственный сын (второго сына, глухонемого калеку, я не считаю)”.

39. Юноша же отвечал: “Я не хочу, отец, винить тебя, что ты из‑за этого видения оберегаешь меня. Но ты неверно понял сон, и я должен тебе объяснить его. Ты говоришь, что сновидение предсказало тебе мою кончину от железного копья. А разве у вепря есть руки или железное копье, которое тебя страшит? Ведь если бы было предсказано, что я погибну от клыков вепря или от чего‑либо подобного, тогда ты поступал бы правильно. Но сновидение говорит – от копья. И так как мы теперь идём не против людей, то отпусти меня!”.

40. Крёз отвечал: “Сын мой! Твои слова о сновидении меня как‑то убедили, и я отпускаю тебя на охоту”.

41. Затем царь велел призвать фригийца Адраста и сказал ему так: “Адраст! Я очистил тебя от тяжкой беды, в которую ты попал, за что я не упрекаю тебя, принял в свой дом, и обеспечил всем необходимым. Поэтому твой долг отплатить мне добром за добро, которое я тебе сделал. Я прошу тебя ныне быть стражем моего сына, который отправляется на охоту, чтобы разбойники внезапно по дороге не напали на погибель вам. Кроме того, тебе также следует отправиться в этот поход, чтобы добыть себе славу. Ведь у тебя жажда славы от предков, и к тому же ты полон юношеской силы”.

42. Адраст отвечал: “Царь! При других обстоятельствах я не стал бы участвовать в таком трудном предприятии. Ведь мне, испытавшему столь ужасное несчастье, не подобает искать общения со счастливыми сверстниками. У меня нет даже стремления к этому, и я по разным соображениям удерживал себя от такого общения. А теперь, раз уж ты настаиваешь и мне приходится тебе угождать (ведь мой долг отплатить тебе за добро), я готов сделать это. Сын твой, которого ты доверяешь мне охранять, возвратится к тебе здравым и невредимым , поскольку это зависит от меня как защитника”.

43. После этого они выступили на охоту с отборными воинами и сворами [охотничьих] псов. Прибыв к горе Олимпу, охотники принялись выслеживать зверя. Найдя затем вепря, они окружили его и стали метать свои дротики. Тут метнул копьё в вепря и чужеземец Адраст, который только что был очищен от пролития крови, но промахнулся и попал в Крёзова сына. Юноша был поражен копьём: так‑то исполнилось пророчество вещего сна. Тотчас же был послан вестник в Сарды сообщить Крёзу о случившемся, и по прибытии в Сарды он рассказал царю о борьбе с вепрем и об участи сына.

44. А Крёз был глубоко опечален смертью сына. Особенно же горько было царю то, что сына убил именно тот человек, кого он сам очистил от пролития крови. Подавленный горем, царь стал призывать Зевса Катарсия в свидетели причиненного ему чужеземцем страдания. Он взывал также к Зевсу Эфестию и Зевсу Этерию (Крёз призывал одного и того же бога, именуя его то Эфестием , потому что принял в свой дом чужеземца, не подозревая в нём убийцу своего сына, то Этерием , потому что тот, кого он поставил стражем сына, оказался злейшим врагом).

45. Затем прибыли лидийцы с телом покойного сына Крёза. За ними последним шёл убийца. Адраст остановился перед телом и отдал себя во власть Крёза. Простирая вперед руки, он требовал заколоть его как жертву над телом покойного. По его словам, после первой своей беды теперь, когда он погубил ещё и сына своего очистителя, жизнь ему стала больше невыносимой. Крёз услышал это и почувствовал жалость к Адрасту, хотя его собственное горе было тяжело. Он сказал ему: “Чужеземец! Я получил от тебя полное удовлетворение: ведь ты сам осуждаешь себя на смерть. Не ты виноват в моём несчастье, поскольку ты невольный убийца, а какой‑то бог, который давно уже предвозвестил мне определенное роком”. Затем Крёз предал тело своего сына погребению по местным обычаям. Адраст же, сын Гордия, внук Мидаса , убийца собственного брата и затем убийца [сына] своего очистителя, когда [близкие покойного разошлись] и у могилы воцарилось спокойствие, заколол себя на могильном кургане : он чувствовал себя самым несчастным из всех людей, которых ему пришлось знать.»


Крёз был эллинофилом, почитал греческих богов и стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес). Самому древнему греческому святилищу Крёз преподнёс статую льва из чистого золота.

Завоевание Лидии персами.

Царь Крёз воевал с персидским царём и основателем империи Ахеменидов Киром II, который, покорив Мидию, решил завоевать лежащие к западу от неё страны.

Стремительное возвышение Персии встревожило Крёза, и он стал думать над тем, как бы ему ослабить нового могущественного соседа. Крёз отправил своих послов ко всем известным оракулам в Греции — в Дельфы, Абы, Додона, Амфиарай, Трофоний и Бранхиды, и Египте — к оракулу Аммона в Ливии, чтобы проверить проницательность оракулов. Он велел своим посланникам спросить у оракулов и на сотый день после их отъезда из Лидии, что делает лидийский царь. Послы записали ответы каждого оракула и поехали обратно, в Сарды. Правдивыми оказались только ответы оракула из Дельф и Амфиарая, они правильно ответили, что царь Крёз разрубил черепаху и ягнёнка и варил их в медном котелке, накрытом медной крышкой.

Тогда Крёз посылал богатые дары в Дельфы, в храм Аполлона, надеясь умилостивить его, и отправил послов в Дельфы и Амфиарай с вопросом, стоит ли ему идти войной на персов. Оба оракула дали ответ: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство» . Крёз обрадовался, решив, что если начнёт войну с Киром, то сокрушит его державу, и лидийский царь заключил союз с Египтом и Вавилоном. Оракулы посоветовали Крёзу заключить союз с самым могущественным греческим полисом.

Крёз стал узнавать, какой из греческих полисов самый могущественный, и ему ответили, что Спарта и Афины - самые могущественные греческие города-государства. Поразмыслив, лидийский царь решил заключить союз со Спартой. Когда он отправил послов в Спарту, спартанцы согласились и заключили союз с Лидией.

Лидийский царь Крёз напал на - «Страна прекрасных лошадей», от слова ведического санскрита -«след копыта», пута - Puta –«лошадиное копыто»). Р анее Каппадокия входила в состав Мидии, а теперь — Персии. Он переправился через пограничную реку Галис и захватил город Птерию, разбил там лагерь и сделал базой для походов на города и деревни Каппадокии . Персидский царь Кир Великий двинул своё войско к Птерии.

Первое сражение между персами и лидийцами произошло под стенами Птерии, города в Каппадокии. Оно продолжалось целый день и закончилось безрезультатно. Но поскольку лидийское войско численно уступало войску Кира, Крёз решил отступить к Сардам , чтобы подготовиться к новому наступлению. Он отправил послов к своим союзникам, - Египту, Вавилону и Спарте - просьбу о помощи, предлагая явиться к Сардам через 5 месяцев. Лидийский царь думал, что Кир не пойдёт сразу же в наступление после такой нерешительной битвы, и даже распустил наёмников. Однако Кир Великий энергично преследовал противника и неожиданно появился со всей своей армией под стенами лидийской столицы.

На большой равнине Тимбре перед городом Сарды произошло второе решающее сражение. После этой крупной битвы (силы лидийцев Ксенофонт оценивает в 420 тыс. человек, а персов - в 196 тыс. человек, явно завышая оба числа) лидийцы и их союзники египтяне были разбиты, и остатки их отрядов заперлись в Сардах. Город был сильно укреплён, но персам удалось найти тайную тропу, которая вела к городскому акрополю, и внезапным ударом захватить крепость всего через 14 дней после начала осады.

Судьба Крёза.

Сарды, столица Лидии пала, а сам Крёз был взят в плен (546 г. до н. э.) . По версии Геродота и большинства древнегреческих историков, царь Крёз был приговорён к сожжению, но помилован Киром Великим. П о версии древневосточных клинописных источников — в повреждённом фрагменте «Хроники Набонида» речь идёт о завоевании Лидии - Кир был казнён.

Согласно сведениям Геродота, пленённый Крёз перед казнью на костре воззвал к Солону, вспомнив его слова. Кир потребовал объяснить, что это значит. Услышав рассказ Крёза о разговоре с мудрецом Солоном, Кир был настолько поражён, что отдал приказ потушить костёр. В рассказе Геродот приписывает Крёзу слова, обращённые к Киру: «Ведь нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы - сыновей» . Однако пламя костра разгорелось настолько, что приказ Кира уже нельзя было выполнить. В этот момент бог Аполлон, к которому не раз обращался Крёз за помощью, обрушил на землю ливень, который и затушил пламя. В более поздних легендах рассказывается о том, что спасший Крёза Аполлон и унёс его на свою родину Гиперборею — страну бессмертных богов.

Согласно другой легенде, пленённый Крёз сказал Киру после взятия Сард следующие слова: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество». Этим Крёз остановил разграбление своей оккупированной столицы.

Греческие источники утверждают, что Кир Великий не просто помиловал Крёза, но и усадил рядом с собой, великодушно назначив его своим советником. Крёз принимал участие в неудачном походе Кира против массагетов и подсказал персидскому войску несколько хитростей. Согласно этой версии, Крёз продолжал служить и преемнику Кира - Камбису II.

Некоторые современные историки, например Стефани Уэст, считают, что Крёз действительно погиб на костре, а историю о его спасении - не более чем легендой, аналогичной повествованиям об Ахиакаре.

С лидийским царем Крезом, самым богатым человеком на свете, мы уже встречались в этой книге: это он варил черепаху, чтобы испытать дельфийский оракул. Он был добр, тщеславен и считал себя самым счастливым человеком на земле.

Однажды в гости к нему приехал знаменитый Солон Афинский. Крез устроил ему пышный пир, показал все свои богатства, а потом спросил его: «Друг Солон, ты мудр, ты объездил полсвета; скажи: кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?»

Солон ответил: «Афинянина Телла». Крез удивился: «А кто это такой?» Солон сказал: «Простой афинский гражданин. Но он видел, что родина его процветает, что дети и внуки его - хорошие люди, что добра у него достаточно, чтобы жить безбедно, а умер он смертью храбрых в таком бою, где его сограждане одержали победу. Разве не в этом счастье?»

Тогда Крез спросил: «Ну а после него кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?»

Солон ответил: «Аргосцев Клеобиса и Битона. Это были два молодых силача, сыновья жрицы богини Геры. На торжественном празднике их мать должна была подъехать к храму в повозке, запряженной быками. Быков вовремя не нашли, а праздник уже начинался; тогда Клеобис и Битон сами впряглись в повозку и везли ее восемь верст до самого храма. Народ прославлял мать за таких детей, а мать молила для них у богов самого лучшего счастья. И боги послали им это счастье: ночью после праздника они мирно заснули в этом храме и во сне скончались. Совершить лучшее дело в своей жизни и умереть - разве это не счастье?»

Тогда раздосадованный Крез спросил прямо: «Скажи, Солон, а мое счастье ты ни во что не ставишь?»

Солон ответил: «Я вижу, царь, что вчера ты был счастлив и сегодня счастлив, но будешь ли ты счастлив завтра? Если ты хочешь услышать мудрый совет, вот он: никакого человека не называй счастливым, пока он жив. Ибо счастье переменчиво, а в году 365 дней, а в жизни человеческой, считая ее за семьдесят лет, 25 550 дней, кроме високосных, и ни один из этих дней не похож на другой».

Но этот мудрый совет не пришелся по душе Крезу, и он предпочел его забыть. Однако прошло немного лет, и он его вспомнил.

Мы уже рассказывали, как царь Крез заручился двусмысленным предсказанием дельфийского оракула: «Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство» - и пошел на Персию. Было два сражения, и в обоих Крез был разбит. У него была хорошая конница, на которую он очень надеялся. Но Кир выставил против этой конницы своих верблюдов; от необычного вида и запаха диковинных зверей кони шарахнулись, всадники растерялись, и войско Креза обратилось в бегство.

Кир осадил Креза в его Сардах. Город был взят. Пленного Креза в цепях привели пред лицо Кира. Кир приказал сжечь его заживо на костре. Сложили большой костер, Креза привязали к столбу, мидийские воины с факелами уже нагибались, чтобы поджечь костер с четырех сторон. Крез подумал о своем былом счастье, о своем нынешнем несчастье, глубоко вздохнул и воскликнул: «Ах, Солон, Солон, Солон!»

«Что говоришь ты?» - спросил его Кир. «Я говорю о человеке, которому следовало бы сказать всем царям то, что он сказал мне», - ответил Крез. Кир стал его расспрашивать, и Крез рассказал ему о мудром совете: никакого человека не называть счастливым, пока он жив. Кир смутился. Он подумал, что вчера Крез был могуч, а сегодня - на краю гибели; он подумал, что сам он сегодня могуч, а что с ним будет завтра - неведомо; и он приказал свести Креза с костра, развязать, одеть в богатые одежды, а потом посадил рядом с собой и сказал ему: «Будь, прошу, моим другом и советником».

«Тогда позволь мне дать тебе два первых моих совета», - сказал Крез. Кир позволил. Крез сказал: «Посмотри, твои воины разоряют город. Ты думаешь, мой город? Нет, не мой, а твой - потому что у меня уже нет ни города, ни царства. Если хочешь сделать умное дело - останови их». Кир подумал и послушался. «А вот второй совет, - сказал Крез. - Если ты хочешь, чтобы лидийцы были тебе покорны и не бунтовали, сделай вот что: оставь им богатства и отбери у них оружие. Пройдет лишь одно поколение, и они настолько изнежатся в богатстве и роскоши, что никогда никому не будут опасны». Кир подумал и послушался. Вот как в самую трудную минуту царь Крез сумел спасти и свой город, и свой народ.

А спасти царя Кира он не смог: видно, каждый учится разуму не на чужом, а лишь на собственном опыте. Кир пошел войной на закаспийское племя массагетов, которые не сеют и не жнут, едят только мясо и рыбу, а молятся только солнцу. Массагетская царица Томирида послала сказать Киру: «Зачем ты хочешь войны, Кир? Царствуй над своим царством и не мешай нам царствовать над нашим. Если же ты упорствуешь, то, клянусь, я заставлю тебя вдоволь напиться крови, хоть ты и ненасытен». Но Кир решил, что если он был счастлив вчера, то будет счастлив и завтра, - и ошибся. Произошла битва, массагеты одолели, все персидское войско полегло, а мертвому Киру Томирида приказала отрубить голову, бросила ее в кожаный мешок, наполненный человеческой кровью, и сказала: «Пей досыта, кровожадный Кир!»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта