Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Лидерские качества и способы их развития. Особенности формирования лидерских качеств

Лидерские качества и способы их развития. Особенности формирования лидерских качеств

Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы - это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени - развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О. Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

  • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
  • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 110..

3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д. Тренинг - это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев - единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. - 3-е издание. - Издательство: Питер, 2012. - С. 98.. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика - психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера. Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета). Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, - в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

  • - выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
  • - ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
  • - обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны - «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, - «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования. Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта. Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012 - С. 62-63..

Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может развить в себе лидерские качества, что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

1) Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
2) Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
3) Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
4) Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
5) Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

— Как стать лидером?

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

1) Правильно поставить цель может не каждый. Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.

2) Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.

3) Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.

4) Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса.

5) Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт. С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Таким образом, для развития лидерских качеств требуется знание теоретических основ, максимальная направленность на практику и анализ результатов с целью усовершенствования применяемых приемов и методов.

— Определитесь, какой вы лидер.

1) формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;

2) лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;

3) деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;

4) эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;

5) ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;

6) универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

1) Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2) Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3) Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4) Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5) Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6) Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7) Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8) Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9) Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10) Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11) Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12) Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13) Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14) Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15) Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Многие люди почему-то думают, что способность быть лидером – дается человеку с рождения, но на самом деле это не так. Лидеры – это те люди, которые развили в себе набор качеств, необходимый для того, чтобы быть тем, за кем идут многие. При желании, каждый человек сможет развить в себе лидерские качества. Если вы также стремитесь к тому, чтобы стать лидером, эта статья поможет вам. Рассмотрим 15 советов, по развитию лидерских качеств.

1. Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2. Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3. Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4. Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5. Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6. Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7. Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8. Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9. Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10. Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11. Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12. Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13. Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14. Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15. Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

Рассмотрим, какую роль лидерство играет в вашем проекте и то, к чему вам, возможно, потребуется обратиться. Лидер должен вдохновлять и мотивировать свою команду и убедиться, что она работает. Однако если лидер не имеет силы выполнять поручения в срок или возможности идти до конца и работать над проблемами, то лидерские качества не будут работать из-за неспособности выполнять свои функции и решать вопросы. Вдобавок к этому, будучи не в состоянии делегировать и следить за ходом исполнения поручений, есть риск потерять уважение членов команды. Лидерство и управление в простом понимании, в конечном счете, сводится к одному – удовлетворительному завершению поставленных задач. Лидерство может быть использовано для ускорения выполнения задач, но это ограничивает качество получаемого опыта, так как мало кто может узнать что-нибудь из этого. Лидерские качества делают лучше как конечный результат, так и получаемый опыт.

Проанализируйте свои собственные сильные и слабые стороны для лучшего понимания лидерства. В бизнесе это часто делается при помощи анализа SWOT, который показывает сильные и слабые стороны компании в соотношении с возможностями и рисками. Он также может быть применен с большим успехом к личному лидерству. Для этого вам нужно просто записать то, что вы чувствуете, ваши сильные стороны (и т.д.), а затем позволить другому человеку письменно составить свое объективное мнение о вас. Это открывает дорогу для идей и позволит вам увидеть проблемы, о которых вы могли не быть в курсе. Преимуществом данного метода является то, что понимание других людей на тонком уровне может прийти только после того, как вы познаете себя. Только когда мы сможем успешно определить характер и привычки нашего собственного разума, мы сможем увидеть мотивы других людей, а также разработать эффективную модель поведения. Рассмотрим, что представляют из себя ваши собственные моральные принципы. Лидер без моральных принципов, считающий, что для достижения цели любые средства хороши, иногда может быть сильнейшим, но в то же время самым слабым лидером. Это очень сложный парадокс. Потому что человеку, который имеет сильное чувство границ относительно того, как изменить плохую ситуацию в лучшую сторону, невзирая на свои собственные чувства, даже если это является просто стремлением к поиску выхода, требующего минимальных жертв, нужны силы и, следовательно, такой человек является сильнейшим лидером, поскольку он осознает, что в конечном итоге ситуацию нельзя рассматривать с позиции «мы» или «я». Такой человек может затем вести при помощи своего опыта и мудрости, так как личные чувства часто маскируются моральными принципами и как следствие могут ввести в заблуждение и причинить вред другим. Но человек, который правит железной рукой, основываясь на личных чувствах и мнениях, или же который не взвешивает все «за» и «против» прежде чем действовать, является просто диктатором. Такие люди не имеют большую силу вознести общее благо над своим собственным.

В своих действиях будьте самими собой и руководствуйтесь гуманными принципами. Также, очевидно, как это звучит, удивительно часто люди пытаются наскрести мотивацию и вдохновение внутри, чтобы иметь возможность вдохновлять и мотивировать других. Так же, как одни являются лидерами от природы, другие должны просто стать хорошими лидерами. Природное лидерство, равно как и природная этика, исходит из широкого осознания причины и следствия или действия и результата. Самая важная цель заключается в сопоставлении оценки против собственного опыта. Что действительно имеет значение для проекта? Как цель может быть достигнута с наилучшим исходом? Что необходимо членам команды для роста? Очень часто лидера делает великим способность выходить за пределы личных чувств, чтобы помочь людям увидеть, что только они могут помочь себе быть более продуктивными, более эффективными и умными. Способность сопереживать, проникать в суть и понимать, а не полагаться исключительно на идеи других людей, в жизни поможет вам гораздо больше. Человечество вдохновляет и поддерживает, но чтобы остаться в контакте с реальностью, центром внимания должны стать человеческая природа и способности человека.

Поймите несколько ключевых неписаных правил, которые могут создать или сломать хорошего лидера и оцените себя и свои собственные способности по отношению к ним и то, что является хорошим лидерством для вас.

  • Если вы являетесь формальным лидером, у вас есть право принимать решения и ответственность за последствия таких решений. Полномочия и ответственность идут рука об руку. Попытка заполучить авторитет, одновременно отказываясь от ответственности (и наоборот, быть обремененным ответственностью, не имея никакой власти), является бомбой замедленного действия. Если у вас нет полномочий, чтобы иметь возможность действовать, имеет смысл уйти в отставку как можно скорее. Знайте, кто здесь главный. Главным можете быть на самом деле вы.
  • Никогда делайте пустых угроз. Если у вас в команде есть нечистоплотные участники, которые не заинтересованы в единстве или в выполнении своей работы, и вы намереваетесь предупредить их об увольнении, то исполнение такой угрозы должно быть в пределах вашего контроля. Никогда не угрожайте человеку просто так. Впоследствии реальные угрозы не будут восприниматься всерьез.
  • Установите границы. Как ни странно, мало кто делает это. Многие неумелые руководители хотят думать, что команда работает сама по себе и что члены должны иметь собственную этику и должны работать вместе, но это бывает редко. С самого начала следует знать свои ожидания, как они будут исполнены, кто будет этим заниматься и срок их исполнения, а также границы компании, такие как границы иерархии и обязанностей. Многие лидеры хотят быть лидерами и одновременно переложить всю работу на менеджеров, но это уже другая катастрофа.
  • Поощряйте обсуждения в команде, но придерживайтесь границ. Как и в случае с проведением собрания, важно заметить, когда люди зациклены на проблемах, тратят время впустую или думают о непрактичных вещах.
  • Если вы не можете управлять кораблем самостоятельно, пора подумать о смене карьеры. Вы можете быть руководителем группы, но если вы взаимодействуете с другими управлениями таким образом, что финансирование и управление вашим сектором зависит от других, то если вы не можете исправить эту ситуацию, она станет источником негодования среди других. Также как фигура на носу корабля является важным символом, фактически это всего лишь кусок дерева или металла, который не может установить курс или не дать кораблю затонуть. Кроме того, что вы часто подвергаетесь риску быть уличенными в низкой квалификации, вы можете быть пойманы, когда реальные навыки понадобятся в чрезвычайных ситуациях, а вы будете не в состоянии предотвратить трагедию и катастрофу.
  • Делегируйте. Как руководителю вам важно, чтобы работа была выполнена, но делегирование в понимании лидерства является признаком доверия и веры в способности членов команды. Делегирование позволяет делиться навыками и опытом, что позволяет людям расти, но это должно быть сделано с умом. В делегировании поручения не должны даваться человеку, не способному их выполнить или возмущенному подобным поручением.
  • Изучите язык тела или, в общем, язык тела членов вашей команды. Это не только для того, чтобы знать, когда вам доносят ложную информацию, но и для того, чтобы уметь во время определить существование офисных интриг, которые должны быть рассмотрены как можно раньше. Вы должны изучить свой собственный язык тела, так как были времена, когда лидер должен был действовать как игрок в покер, чтобы сохранить уверенность в себе.
  • Поощряйте образование и опыт. Вы можете устраивать ротацию кадров внутри своей команды, что поможет получить ее членам новые навыки, а вам заполнить пробел, в случае если один из членов команды заболеет. Но это имеет также более широкий смысл; если член команды имеет вкус самостоятельного управления и руководства, у них есть больше понимания, насколько сложной является работа и то, как необходимо действовать хорошему лидеру, чтобы оставаться таковым, равно как и то, что хорошее взаимодействие очень важно. Это относится и к лидеру, и к членам команды.
  • Взвешивайте все «за» и «против», прежде чем совершать или действовать, и при необходимости уделите дополнительное время на рассмотрение последствий, рисков и методов реализации стратегии. Еще один очень важный момент, который может показаться очевидным, согласованность, целостность, изобретательность и надежность являются теми вещами, которые либо делают лидеров сильней, либо ломают их. Как не единожды показывала история, лидеры, которые не принимали свой долг и инструкции серьезно, не добивались успеха. Некоторые новшества оказывались успешными. Несмотря на то, что некоторые лидеры, которым не знакомы хорошая организованность и анализ результатов, смогли эффективно организовать руководство над своими проектами и показать свою природную эффективность, важно общаться с умом и никогда не считать за слабость просить о помощи. Слишком гордый человек, не способный просить о помощи, сеет семена неудачи уже в момент, когда не может обратиться за помощью или советом, когда это действительно необходимо. Когда эмоционально или символически такая неспособность является результатом попыток сохранить лицо, они теряют свою способность действовать и осуществлять изменения или стратегии, а также целостность и способность вдохновлять одним махом. Хороший руководитель очень часто следует за другими и должен быть в состоянии делать это. Правильно не только то, что все с чего-то начинают, но и то, что никто никогда не перестает учиться и расширять опыт и знания. Иногда мы можем чувствовать себя мудрыми и способными, в то же время можем быть ошеломлены в самой простой ситуации.
  • Знайте, что происходит, и оставайтесь в курсе. Не только внутри своей команды, но и внутри компании, у ваших клиентов, поставщиков и в мире вокруг вас. Если вы, работая в одном отделе, не имеете никакого представления о том, что происходит в других отделах или в управлении компанией, то единственный, кто был бы удивлен, если бы ваш отдел закрыли, были бы вы. Это означает, что вам, возможно, придется самим добывать информацию, будь то хорошую, нейтральную или плохую, а не ждать, пока она придет к вам сама.
  • Будьте активны. Как ни странно некоторые лидеры любят или ненавидят это слово. Это означает быть в курсе и действовать исходя из возможных проблем, а также сделать имеющиеся возможности реальностью. Хороший лидер отличается активностью. Как говорится «минутка час бережет».
  • Получайте удовольствие. Работа не должна принимать схему рабовладельца и его рабов, и лидеры, которые не делают различия, в конечном итоге заканчивают мятежом. Придерживайтесь позитивного настроя в работе и помогайте другим работать друг с другом, но не позволяйте границам быть нарушенными, поскольку, когда никто действительно не знает, что уместно, а что неуместно, работа не заладится.
  • Поговорите с другими руководителями и менеджерами и заручитесь идеями. «Консультируйтесь, консультируйтесь, консультируйтесь» фраза, которая присуща многим организациям, ориентированным на лидерство. Вы можете обнаружить, что кто-то уже пытался реализовать идею, и реализация не удалась, или же имеет некоторые идеи на проблемы, существующие у вас, при помощи которых ваши проблемы могли бы быть решены, иногда вы также можете сотрудничать, чтобы сэкономить время и деньги и быть более эффективным. Многие города и страны проводят бесплатные форумы по управлению бизнесом, которые являются фантастическим источником информации и неосязаемым капиталом.
  • Рассмотрите свои собственные личные чувства и слабые стороны ваших лидерских качеств и примите соответствующие действия. Таким образом, вы можете действовать для искоренения своих собственных недостатков. Если вы лидер команды, но не имеете никакого уважения по отношению к своей позиции или команде, то проблемы только и ждут момента свалиться на вас. Устраните проблемы путем создания качественного фундамента и замены поврежденной части структуры команды.

    Как ни странно, может быть даже трагически, люди пытаются сохранить личность и работать насколько возможно отдельно, но «личное» приходит от человеческого понимания, а «бизнес» приходит из опыта управления. Недостатком этого разделения, однако, является то, что человек, который не понимает собственных неудач, будет часто терпеть те же проблемы в личной и деловой сферах и не сможет их преодолеть или избежать. Оба этих понятия должны идти рука об руку с осознанием и широким пониманием причины и следствия, а также действия и результата.


    Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

    Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

    Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

    Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

    • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
    • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
    • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
    • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
    • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

    Лидер и руководитель: отличия и сходства


    Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

    В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

    Руководитель

    Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

    Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

    Руководитель требует уважения к себе.

    Лидер

    Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

    Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

    Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

    Совмещение

    Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

    Список личностных качеств лидера


    Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

    1. Ответственность.
    2. Адекватная самооценка.
    3. Эмоциональный интеллект.
    4. Высокая концентрация внимания.
    5. Эмпатия.
    6. Упорство и терпеливость.
    7. Обаяние и харизма.
    8. Планирование саморазвития.

    Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

    • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
    • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
    • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
    • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
    • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.


    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта