Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Дьякова Е

Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Дьякова Е

В учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного...

Читать полностью

В учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов разных клинических форм дизартрии, описаны различные виды и комплексы логопедического массажа, даны методические рекомендации по их применению. Книга содержит более 170 иллюстраций и фотографий конкретных приемов логопедического массажа и мануальных техник воздействия. Учебное пособие составлено в соответствии с основными требованиями ФГОС и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050700 "Специальное (дефектологическое) образование". Может быть полезно медицинским работникам (дефектологам, невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
3-е издание, исправленное и дополненное.

Скрыть

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Е.А. Дьякова - автор ряда педагогических технологий в области
преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание.
Оригинальная программа "Двухнедельной коррекционной работы с родителями,
чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею
разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с
использованием мануальных техник.

Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.

Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению
заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей
дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели
специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а
также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет
учебное видеопособие для молодых родителей "Развитие речи у
дошкольников", в котором даются практические советы родителям по
речевому развитию и профилактике заикания у детей.

Многие работы Е.А. Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник "Логопедия. Заикание"
для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия"
награжден дипломом II степени на конкурсе "Лучший учебник года". С мая
2003 г публикуется практическое пособие для логопедов "Логопедический
массаж" имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не
только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди
родителей, имеющих детей с речевой патологией.

Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и
конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии,
дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала
участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии,
Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и
др.

Е.А.
Дьякова ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и
уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения
квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов:
"Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания
и дизартрии", "Логопедический массаж", "Семь способов помочь
заикающемуся ребенку", "Точечный массаж в логопедической практике" и др.
Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более
10 лет в России, Великобритании и США.

Е.А. Дьякова ведет большую консультативную работу и оказывает
логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим
дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает
практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит
консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с
речевой патологией.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1

p. 2

СОДЕРЖАНИЕ Вступление............................................................................................ 3 Ошибка № 1. Не подготовлены руки логопеда.... 13 Ошибка № 2. Выбор средств для проведения массажа........................................................ 20 Ошибка № 3. Отсутствие предварительной диагностики.......................................... 26 Ошибка № 4. Поза ребенка во время массажа.... 29 Ошибка № 5. Последовательность массажных движений............................................................... 35 Ошибка № 6. Отсутствие адаптации к массажу................................................................. 36 Ошибка № 7. Боль........................................................................ 37 Ошибка № 8. Психологическое состояние логопеда...................................................................... 38 Ошибка № 9. Положение рук и техника выполнения массажных движений.... 40 Ошибка № 10. Массаж и постановка звуков разделены по времени........................................... 45 Ошибка № 11. Нарушение правил дезинфекции................................................................. 46 Ошибка № 12. Больной ребенок...................................... 47 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя. 2 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 3

Кому адресована эта книга: логопедам и дефектологам, а также всем специалистам, практикующим логопедический массаж; специалистам, которые хотели бы обучиться логопедическому массажу; родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже. ВСТУПЛЕНИЕ К сожалению, в последнее время появилось очень много курсов по логопедическому массажу, на которых проводится недостаточно квалифицированное обучение данной технологии. Это приводит к тому, что логопеды, формально имеющие сертификат по логопедическому массажу, не могут выполнять его правильно, с учетом всех тонкостей и специфики, которой можно обучиться только на практических курсах, где не только проводится «постановка рук», но и отрабатывается каждое специфическое движение, с учетом показаний и противопоказаний. Однако обучение логопедическому массажу в ряде случаев проводится либо теоретически с использованием демонстрации видео, либо дистанционно, либо слушателей обучают по довольной упрощенной программе. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 3

p. 4

К сожалению, я начала получать ряд откликов с вопросами, почему использование тех или иных приемов массажа не приносит ожидаемого результата, особенно если логопед, прошедший «упрощенный» курс, пытается сравнить свои результаты с результатами специалиста, прошедшего обучение на моих мастер-классах. Мы выясняем причину, и оказывается, что данный логопед был обучен массажу неправильно, без учета важных приемов, с нарушением техники безопасности и основных принципов использования логопедического массажа. Я не удивлюсь, что те логопеды, которые решили пройти такое «скоростное» обучение по принципу «быстро и дешево», могут нанести вред ребенку, поскольку, как правило, не имеют понятия о специфике выполнения крайне тонких движений в полости рта, нарушая при этом все правила техники безопасности выполнения этих приемов. Я могу это наблюдать и по многочисленным видео, представленным в «ютубе», где ряд «специалистов» пытается показать приемы, которые на самом деле являются бесполезными, а в некоторых случаях и опасными для ребенка. Понятно, что каждый метод, как бы высокоэффективно он не действовал, имеет свои четкие показания и противопоказания. Любой метод, попадающий в руки псевдоспециалиста или псевдоучителя либо перестает работать, либо может нанести вред пациенту. 4 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 5

Логопедический массаж - это достаточно сложная технология, и она не ограничивается лишь набором определенных движений, по принципу «1-2-3 - и готово». Массаж требует очень серьезного обучения, длительной тренировки, знаний в диагностике и постоянного прохождения курсов, которые дают возможность логопеду совершенствовать навыки использования этой технологии. Данное руководство является результатом анализа материалов, представленных в интернете, в «ютубе», где я могу наблюдать конкретные ошибки, которые допускаются при проведении логопедического массажа. Конечно, «12 ошибок» - это далеко не всё, о чем можно было бы говорить, однако это наиболее распространенные ошибки, которых можно легко избежать, если о них знать. Надеюсь мои советы будут полезны всем, кто использует логопедический массаж в своей практике, а также родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже, чтобы ознакомиться с основной «техникой безопасности» при работе с вашим ребенком. Хотела бы выразить признательность логопеду Елене Степановой за помощь в подготовке данного руководства. Ваша Елена Александровна © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 5

p. 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ Логопедический массаж является одним из наиболее эффективных методов: коррекции произносительной стороны речи, что включает в себя звукопроизношение, голосовую функцию, речевое дыхание, интонацию, темпо-ритмическую сторону речи; запуска и формирования механизмов, связанных с осуществлением кормления ребенка (сосания, глотания, жевания); формирования кинестетических ощущений при диспраксиях и апраксиях; профилактики нарушений речи у детей 1-2 года жизни; возможности коррекции зубо-челюстной системы и неправильного прикуса; коррекции проблем, связанных с нарушения сна (апнея, храп); коррекции проблем, связанных с нарушением работы височно-нижнечелюстного сустава; коррекции эстетических проблем, связанных с возрастными изменениями лица; нормализации эмоционального состояния. 6 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 7

Основным воздействием логопедического массажа является воздействие на мышцы и кожные покровы шеи, лица и полости рта. Это в первую очередь: мышцы лица: группа жевательных мышц; мышцы окружности рта, щек, скуловые мышцы; мышцы полости рта: язык, мягкое небо, мышцы дна полости рта, а также слизистая оболочка в области десен, твердого неба; мышцы шеи, в том числе и мышцы, связанные с работой голосового аппарата. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 7

p. 8

Важным моментом в физиологическом воздействии массажа является нормализация эмоционального состояния, которое может меняться в зависимости от техники массажных движений. Другой важной характеристикой физиологического воздействия массажа является активизация различных областей не только периферической, но и центральной нервной системы. Полость рта снабжается нервными окончаниями пяти пар черепно-мозговых нервов (напомню, что их всего 12). Они обеспечивают осуществление: Чувствительности: тактильной, температурной и болевой как кожных покровов лица, так и полости рта (тройничный нерв). Вкусовых ощущений (лицевой нерв). Двигательной функции языка, мягкого неба, т.е. функций сосания, глотания, жевания и звукопроизношения (подъязычный, языкоглоточный, блуждающий и ветки лицевого нервов). Кинестетических ощущений от совершаемых движений (нижние отделы премоторной и постмоторной извилины ее нижней трети доминантного полушария коры головного мозга). Нельзя забывать также и о тонких перцептивных ощущениях со слизистой оболочки, которым выстлана вся полость рта. 8 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 9

Через эту богатейшую систему иннервации, полость рта связана практически со всеми отделами мозга, в том числе и с корой головного мозга. На самом деле, ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу»: во-первых в область ствола головного мозга, где находятся ядра черепно-мозговых нервов, а во-вторых через достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 9

p. 10

В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому, воздействие на слизистую полости рта и кожные покровы лица способно вызвать существенные положительные изменения как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом. 10 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 11

Вот почему правильно и грамотно выполненный массаж оказывает воздействие не только на улучшение речи, но и функцию произвольного внимания, памяти, и в целом состояния высших корковых функций. Хотя это воздействие не прямое, а опосредованное, но позитивные изменения в состоянии ребенка, как правило, отмечаются всегда. ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА Теперь поговорим о том, что в первую очередь может мешать достигать высокого и достаточно быстрого положительного результата логопедам, использующим логопедический массаж. Это может касаться как очень простых и, я бы даже сказала, очевидных, но достаточно важных моментов для грамотного использования данной технологии. Итак, поговорим об основных ошибках которые могут: затруднять получение результата, приводить к отсутствию результата и даже приводить к негативным последствиям! © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 11

p. 12

Вот почему наряду с логопедами, я рекомендовала бы прочитать эту книгу и родителям, чтобы знать чего НЕ должно быть в технологии массажа, и что должно быть обязательно. Поскольку именно родители приглашают логопеда для работы с ребенком, и в данном случае родители должны быть осведомлены в достаточной мере о следующих наиболее важных моментах: технике безопасности или правиле «не навреди»; как должен быть организован массаж, чтобы он был эффективным для вашего ребенка. Итак, 12 критических ошибок в логопедическом массаже 12 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 13

ОШИБКА № 1. НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ РУКИ ЛОГОПЕДА К сожалению, приходится наблюдать в интернете и на «ютубе» большое количество роликов, которые у меня вызывают ужас. длинные ногти 1 С длинными ногтями невозможно выполнить целый ряд очень важных движений, которые направлены на коррекцию тонких мышечных структур. Выполнение целого ряда движений требует опору на кончики пальцев, и при наличии длинных ногтей это сделать невозможно, т.е. эти движения фактически исключены из массажа. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 13

p. 14

2 Это возможность травматизма. Дети не лежат спокойно. Это не манекены. Одно неловкое движение или поворот головы ребенка может повлечь за собой попадание в глаз, травматизацию кожных покровов, тем более, что у многих детей они очень ранимые с близкой сосудистой сеткой. 3 С длинными ногтями полностью исключается воздействие в полости рта, поскольку слизистая рта очень тонкая, ранимая, снабжена большим количеством кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Точечное воздействие кончиками пальцев внутри полости рта, а особенно на языке становится невозможным. 14 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 15

4 Под ногтями могут скапливается чешуйки поверхностных кожных покровов, которые становятся впоследствии источником инфекции, так как тщательно очистить длинную выступающую ногтевую пластинку крайне сложно. (Представьте себе хирурга или зубного врача с длинными ногтями и ярким маникюром! Представили? Захотите пойти к такому «специалисту?) 5 При покрытии лаком необходимо избегать ярких цветов, и если уж вы покрываете коротко остриженные ногти лаком, цвет должен быть приближен к телесному. Это уже чисто профессиональная этика. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 15

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта