Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Неполные предложения - PowerPoint PPT Presentation. Диктанты по русскому языку в начальной школе

Неполные предложения - PowerPoint PPT Presentation. Диктанты по русскому языку в начальной школе

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

Распределительные диктанты

1. Распределить глаголы в группы по временным формам (наст. вр., прош. вр., буд. вр.), объяснить написание изученных орфограмм.

Катался, трудится, появятся, наградят, спросят, бросил, чувствует, служил, записывает, сеял, увидят, клеил, сверкнула, встанет, смеялись, варит.

2. Распределить глаголы в неопределенной форме в две группы по вопросам что делать? и что сделать?

3. Распределить глаголы по спряжениям (1-е спр. и 2-е спр.).

1) Радовать, смотреть, сеять, жарить, гнать, ужинать, плакать, погасить, терпеть, косить, услышать, уважать, краснеть, обидеть, сохнуть, объявить.

2) Думаешь, веешь, удержишь, свяжешь, будешь, дышишь, увидишь, напишешь, жалеешь, зависишь, входишь, машешь, дружишь, платишь, поможешь, подаришь, не любишь.

Выборочные диктанты

Выписать глаголы, объяснить правописание изученных орфограмм в глаголах.

1) Смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. 2) На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. 3) Март настанет, грачи к нам с юга прилетят, растает снег, теплом потянет, и новый примет все наряд. 4) Мальчик дремлет на ковре. 5) Ты куда спешишь, дорога, ты куда свой держишь путь? 6) Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. 7) Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах потонуть. 8) Днем над озером носятся с писком стрижи и ласточки, ловят мошкару, пьют воду.

Первый рак

Гремел гром, и шел дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. Тогда из какой-то рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.

(М. Пришвин)

Загадки

1) Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко.) 2) Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет - пять плугов тащит. (Трактор.) 3) Есть глаза - не видят, есть уши - не слышат, есть рот - не говорит, есть нос - не нюхает. (Портрет.) 4) Сидит - зеленеет, лежит - пожелтеет, падает - почернеет. (Лист с дерева.) 5) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Змея, которая стоит

Кобра не укусит исподтишка. Если идешь и не видишь ее, она сама о себе предупредит: вскинет черную голову над землей - "встанет на хвост", как говорят змееловы. Засверкает круглыми птичьими глазками, развернет чешуйчатый капюшон, зашипит и зафыркает, как сердитая кошка. Видишь, - я здесь! Лучше уходи! За такое своевременное предупреждение ловцы змей называют кобру благородной змеёй.

(Н. Сладков)

Зрительные диктанты

Ах, как хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался серебряный бисер их звонких голосов!

(И. Тургенев)

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат.

(Н. Сладков)

Весеннее солнышко так ласково светит. Везде бегут весенние ручейки. Почки на березах уже совсем набухли и покраснели: вот-вот раскроются и выпустят каждая по зеленому листочку, такому мягкому, светленькому, душистому и точно покрытому лаком.

(Д. Мамин-Сибиряк)

Весной дождик шальной. Захочет - все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет. Только с березы по коре седой крупные слезы бегут гурьбой.

(И. Эренбург)

Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.

(М. Пришвин)

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(К. Паустовский)

Утро наступало торжественное, величественное и неповторимое в своей могучей красоте... Солнце растолкало облака, рассыпало их по куполу, как добрый пастух отару овец. Вскоре облака стали прозрачными и рассеялись поодиночке по всему небу.

(Г. Троепольский)

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Семь погод на день

В тундре летом семь погод на день. Сеет, веет, дует, студит, мочит, греет, сушит. Приползет туча, и накроет тундру холодная тень. Вторая туча дождиком смочит. Третья иссечет ледяной крупой или снегом присыплет. То нахлынет с моря туман, то ветер туман разгонит. И снова чистые дали и яркое солнце.

(Н. Сладков)

Весна

Весна началась во всей красе. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели перелески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Рои мошек показались на болотах. За ними вдогон бегал уже водяной жук. Всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. Проснулись леса и луга.

(Н. Гоголь)

Слоны

В Индии на слонах ездят по улицам. Слоны слушают даже маленького мальчика. Ребята с хворостинкой гонят их на речку купаться. Слоны работают в саду. Они валят деревья, перетаскивают бревна и осторожно складывают в кучу. Домашние слоны помогают ловить диких слонов в джунглях. Слон мудрый. Он не причиняет зла людям.

(Г. Снегирев)

Весна в лесу

Что увидел и услышал охотник в весеннем лесу? На краю болота токует глухарь. В молодом осиннике пасутся лоси. Бежит с добычей старый волк. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки.

(И. Соколов-Микитов)

Творческие диктанты

Заменить в предложениях глаголы прошедшего времени глаголами 2-го лица единственного числа будущего времени.

Березовая роща

Березовая роща весной звенит от птичьих песен. Походил по березовому солнечному лесу, потрогал белые стволы и клейкие листочки, посмотрел, как ветер сдувает желтую пыльцу с сережек, послушал, как поет скворец, - и станет тебе легко и радостно.

(Г. Снегирев)

Незабудки

Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забыл. Увидел голубое небо весной - нас вспомнил. Встретил голубое чистое озерцо - нас вспомнил. Глаза увидел голубые - опять нас вспомнил. Мы ведь - незабудки.

Свободные диктанты

Весенняя песня

Однажды Вова с Петей принесли дяде Матвею в поле обед. Шла весна. Земля покрылась молодой травой. В низинах зацвели первые цветы. В небе заливался жаворонок.

После обеда тракторист посадил ребят в кабину, и трактор тронулся по полю. А жаворонок все пел свою весеннюю песню.

Вдруг пение оборвалось. Крылатый певец заметался по пашне. Над ним кружил ястреб.

Но тут произошло небывалое. Жаворонок влетел в окно кабины. Дядя Матвей осторожно взял птичку в руки. Она была ранена.

Мальчики вылечили жаворонка и выпустили на волю. Снова над полями зазвенела весенняя песня.

(А. Мусатов)

Слова для справок: небывалое, осторожно, ранена, снова.

Крот

Вспучилась вдруг земля, и высунулся из нее крот. Нос - бурав, лапы - лопаты, зубы - ножи.

Не любит крот ясного солнца и свежего ветра. Всю жизнь живет в темном и сыром подземелье. Землю копает, туннели строит, червяков ловит. Даже за сухой травой для гнезда не вылезает, а втягивает ее за корни прямо из-под земли.

И все-таки хочется ему на белый свет взглянуть. Высунется и рот разинет от удивления!

(Н. Сладков)

Слова для справок: высунулся, даже, из-под, все-таки, туннель.

Проверочные диктанты

Вот она - весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку березки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее песенка позванивает как маленький колокольчик. (80 слов)

(Н. Плавильщиков)

Весенний расцвет деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными клювиками. На каждом клювике висит большая прозрачная капля. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетел дымок. На молодых березках везде видишь ярко-зеленые листики величиною с дождевую каплю. Зеленеют почки на липе. Возьмешь одну почку, разотрешь ее между пальцами, потом долго будут пахнуть руки березой, тополем, черемухой. Осина стоит с набухшими почками. Скоро полетит осиновый пух, зазеленеют золотые березовые сережки. Красные молодые шишки появятся у елочек. Интересно наблюдать весенний расцвет деревьев наших лесов. (93 слова)

(М. Пришвин)

Адреса ягод

Кто подскажет тебе летом адреса ягод? Адрес земляники спросишь у лесных пней. Пошаришь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку продолговатую душистую ягодку. Адрес черники узнаешь у лохматых и хмурых елей. Черника - ягода сырого елового бора. Брусничный адрес найдешь в сосновом бору. Земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. Малину увидишь на лесных опушках, вырубках, оврагах. Хозяином клюквы будет зеленый мох. Созреет клюква и кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату. Лес щедро угощает нас ягодами летом. Берите в лесу только ягоды, но не вырывайте ягодные кустики. (96 слов)

(Н. Надеждина)

Лесной оркестр

На утренних и вечерних зорях не только птицы, но и все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и звуки разных музыкальных инструментов.

Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

Соловей так распелся, что днем и ночью свищет и щелкает. (76 слов)

(В. Бианки)

Слова для справок: дрозд-белобровик, косуля.

Майская гроза

Навстречу солнцу ползет темная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Слышатся далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. А тучи уже заволокли солнце. Темнеет. Первые крупные и тяжелые брызги ложатся на землю. Ветер утихает. Шумит только дождь, стучит мелкой дробью по сухой дороге. Сверкает молния. Раздается раскатистый удар. Вот гром утихает, и раскаты его слышатся издалека. Солнце показывается из-за облаков, заливает лес и поле греющим светом. Грозная туча ушла и унесла с собой грозу. В теплом воздухе пахнет черемухой, медовой кашкой, ландышами. (97 слов)

(А. Чехов)

Слова для справок: зигзагами, заволокли, из-за, ложатся.

Presentation Transcript

Жизни… Перо… Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их,навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки.

Жизни… Перо… Обычное перо в деревя…ой (не) краше…ой руч?ке. Обычные пож…лтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека который мог (бы) по праву занять его… Столик с подарками поч…тателей, к…р…синовая лампа. Портрет Ди(к, кк)енса. Великий русский очень любил великого англ…чанина. Ку…шин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их (на) всегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи (не) заж…гались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки.

1). Предметы, хранящие память о жизни…

3) Обычное перо в деревянной некрашеной ручке.

4) Обычные пожелтевшие листы бумаги.

5) Пустое кресло.

6) Среди пишущих на земле нет пока человека,который мог бы по праву занять его…

7) Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа.

8) Портрет Диккенса.

9) Кувшин для умывания.

Неполные предложения Разработка Степяк Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец Упражнение 146 1. Николай нес рюкзак, а Михаил рыболовные принадлежности. 1. Николай нес рюкзак, а Михаил (нес) рыболовные принадлежности. Упражнение 146 2. Ну, а зовут-то тебя как? – Петров. 2. Ну, а зовут-то тебя как? – (Меня зовут) Петров. Упражнение 146 3. Где же мы, Иван Степанович?- У подножья острова Рапа-Нуи. 3. Где же мы (находимся), Иван Степанович?- (Мы находимся) У подножья острова Рапа-Нуи. Упражнение 146 4. Фамилия как? – Бачей. – Василия Петровича сын? – Да. 4. (Ваша) Фамилия (есть какая) как? – (Моя фамилия есть) Бачей. – (Вы есть) Василия Петровича сын? – Да. Упражнение 146 5. Отец увидел рыбу, а я еще не видел. 5. Отец увидел рыбу, а я еще не видел (рыбу). Упражнение 146 6. Все дороги снегом замело. 6. Все дороги снегом замело. [односост., безличное] Предложение является неполным, если пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по речевой ситуации. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие. На столе две свечи, на столе письма.  Река узнается в плавании, человек – в беде.  Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.  Мир освещается солнцем, а человек – знанием.  Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении. На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – лошадь, еще позимнему запряженная в сани. Слева – подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога. Упражнение 148 1. Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху… Односост., безлич. (и там они истлевали). Двусост. Упражнение 148 3. Снегом пушистым лед замело. Односост., безлич. 4. Над хвастунами хоть смеются… Односост., неопр.-личн. (а часто в дележе им доли достаются). Двусост. Упражнение 148 5. Быть грозе! Односост., безлич. Я вижу это в трепетанье тополей… Двусост. Упражнение 148 2. Дедушка рассказывал нам сказки, а отец (рассказывал) – истории из своих истории из путешествий. своих путешествий. Упражнение 148 6. Все уезжали домой, один я не уезжал. уезжал домой. Упражнение 148 7. Весной дождик шальной. Захочет дождик – все смочит. – все смочит. Упражнение 148 8. Как Как назвать назвать котенка? котенка? Тигром Тигром 8. назвать или мышонком? Пупсом или мышонком? Пупсом или маем? назвать илиЛи-дзянь? маем? Или назвать Или Дзинь Дзинь Ли-дзянь? Задание: найдите односоставные и двусоставные неполные предложения. 1) Пятый день в море. 2) Вчера стояли в Белужьей губе. 3) Бурые новоземельские горы, берега в снеговых белых латах. 4) Над ними северное небо, плоские облака. Предметы, хранящие память о жизни… Перо… Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их, навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки. Предметы хранящие память о жизни… Перо… Обычное перо в деревя…ой (не) краше…ой руч?ке. Обычные пож…лтевшие листы бумаги. У стола – маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека который мог (бы) по праву занять его… Столик с подарками поч…тателей, к…р…синовая лампа. Портрет Ди(к, кк)енса. Великий русский очень любил великого англ…чанина. Ку…шин для умывания. На столе две свечи. Он потушил их (на) всегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи (не) заж…гались ни разу… На столе письма. Одно из них – из Америки. Односоставные предложения: 1). Предметы, хранящие память о жизни… 2) Перо… 3) Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. 4) Обычные пожелтевшие листы бумаги. 5) Пустое кресло. 6) Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… 7) Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. 8) Портрет Диккенса. 9) Кувшин для умывания. Двусоставные неполные предложения: 1) 2) 3) 4) У стола – маленькое кресло. На столе две свечи. На столе письма. Одно из них – из Америки. Полные двусоставные предложения: Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Великий русский очень любил великого англичанина. Он потушил их, навсегда покидая Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались. Синтаксический разбор. У стола – маленькое кресло. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, неполное, распростр.) Синтаксический разбор. Предметы, хранящие память о жизни… (Повест., невоскл., простое, односост., назывн., распр., осложнено причастным оборотом). Синтаксический разбор. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его… Повеств., невоскл., сложное, СПП 1. простое, односоставное, безличное, рапр. 2. простое, двусост, распр. Синтаксический разбор. Вчера стояли в Белужьей губе. (Повеств., невоскл., простое, односоставн., неопр.-личное, распр.) Синтаксический разбор. Над ними северное небо, плоские облака. (Повеств., невоскл., простое, двусост., неполное, распр.) Синтаксический разбор. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. (Повеств., невоскл., сложное, ССП 1. простое, двусост., распр., 2. Простое, двусост., неполное, распрост.) Разработка Степяк Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта