Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Очарованная душа. Что сближает людей и делает их толпою

Очарованная душа. Что сближает людей и делает их толпою


Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.

Простая задачка: вы с друзьями в ночном клубе, это большое заведение, много людей, все веселятся и отдыхают. Вдруг издалека доносится крик: «Пожар!» Каковы ваши действия? Пока вы думаете, я объясню, что в реальных условиях у вас не будет возможности думать.
Отсутствие информации всегда порождает неуверенность и импульс к действиям. Поэтому вы начнете бежать. Куда? Тут сработает стадный инстинкт - вы устремитесь за толпой, поддавшись массовой панике. Я уже слышу ваши возражения: мол, каждый может решать сам, как себя вести. Верно, если только он не в толпе: там жизнь подчиняется своим законам, и даже самый образованный, мудрый и здравомыслящий человек достаточно легко становится лишь песчинкой, которую несет по ветру.

Что надо знать, чтобы не пострадать во время такого урагана? Психологи уже давно изучают феномены, которые возникают в местах большого скопления людей, и выделяют ряд механизмов, бессознательно влияющих на наше поведение, а также дают некоторые рекомендации, как этого воздействия можно избежать.

Осторожно: заразно!
Эффект заражения наиболее распространенный. Этот феномен был известен на самых ранних этапах человеческой цивилизации, когда наши предки впадали в экстаз во время ритуальных обрядов, устраивали заварушки на трибунах гладиаторских арен и спортивных состязаний. В наше время мало что поменялось. Религия, спорт, политика остаются доминирующими триггерами возникновения массовых беспорядков. Американские проповедники - яркий пример ходячей «заразы». Они искусно умеют передавать многотысячной толпе нужные эмоции или психический настрой. Да что далеко
ходить, вспомните повальные «добровольные» денежные вклады народа в МММ! Вы думаете, что аплодисменты, песни и пляски на таких мероприятиях для красоты? Никак нет.

Все направлено на сплочение разума прихожан с целью осуществления дальнейших поборов или чего-то еще. Заразить одного человека намного сложнее, чем заразить группу людей, в которой действует эффект многократного взаимного усиления эмоций. Благодаря такой цепной реакции, часто не понимая почему, мы активно действуем синхронно с толпой. Формула проста: страсти возрастают прямо пропорционально величине аудитории и энергетике вождя. Без паники!
Особой ситуацией, которая влияет на адекватность нашего поведения, является паника. Она получила такое название в честь греческого бога Пана, который одним своим гневом отправлял стада овец в пропасть или мог наслать огонь по несущественной причине. Паника – это сильное эмоциональное состояние, которое возникает при дефиците или переизбытке информации о какой-то непонятной, пугающей новости. Классический пример возникновения массовой паники зафиксирован в США в 1938 году. Радиокомпания Эн-би-си транслировала передачу по книге Герберта Уэллса «Война миров». По официальным данным, около 1 млн 200 тыс. радиослушателей различного возраста и социального положения пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя диктор трижды повторял, что это радиопередача, 400 тыс. американцев заявили, что лично видели гуманоидов.

Навострили уши
Часто предвестником паники выступают слухи - всемирно известное ББС (баба бабе сказала), гордо именуемое в наше время вирусным маркетингом. Ну это как если бы сейчас вам позвонила подруга и сказала, что в магазине Chanel скидка на обувь и сумки - 90%! Человеческая природа такова: если что-то не известно, но жизненно важно – мы найдем, а, возможно, и придумаем интересующую информацию. Обычная ситуация: муж задерживается на работе и не берет трубку. Сколько вариантов возникает в вашей голове?
Подруга недавно что-то говорила о том, что видела его на бизнес-ланче с высокой брюнеткой... и понеслось! Как ни странно, передача слухов помогает нам снизить собственное эмоциональное напряжение, разделить свой страх, неуверенность и волнение. Где есть место слухам, нет времени для размышлений - только эмоции. Психологи считают, что для возникновения слухов необходима угрожающая ситуация, а сама новость должна быть непонятной и не поддающейся проверке. Профессиональные создатели «уток» знают, что для максимальной эффективности «информация» должна отвечать ряду требований: лаконичность, эмоциональность, цифры преувеличены, катастрофа неизбежна, а главное - чем больше повторений, тем лучше. Мировой слух, заполонивший сознание миллиардов людей - конец света 2012. Первоклассная страшилка!
Как говорил мой преподаватель, люди боятся не смерти, а агонии. Для многих, благодаря слухам, агония апокалипсиса уже пару лет как реальность.

Нынче в моде
Вы подумаете, что это какая-то ошибка, и будете неправы. В любом учебнике по социальной психологии вы найдете такой механизм влияния, как мода. Хорошо всем известный пример из современного искусства - черепа, так удачно растиражированные художником Дэмеаном Херстом: они нравятся далеко не всем, и все же смело заполонили нашу жизнь, появившись на футболках, сумках, чехлах для техники и множестве других предметов обихода. Мода возникает под влиянием настроений, увлечений и вкусов, молниеносно заполоняя наше сознание и так же стремительно его покидая в определенный момент. Неверно воспринимать моду лишь как определенные тенденции
в одежде, быту, элементах внешнего вида. Если мы слепо следуем тенденциям, наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Благодаря этому мода «избавляет» нас от психологической проблемы выбора индивидуальной стратегии поведения. Не нужно стремиться к собственной жизни - выбирай из предложенных вариантов, уподобившись массе других «слепых» почитателей.

Сеанс гипноза
Внушение, в отличие от остальных механизмов, является всегда целенаправленным воздействием. Предполагается, что люди, принимающие информацию от суггестора (злостного внушателя), не способны ее критически оценить по причине своей простоты и доверчивости. Бабушка моего друга после нескольких видеосеансов Кашпировского отправилась к стоматологу и без анестезии удалила два зуба. Старушке простительно, но ведь с годами наивных жертв телемагазинов, финансовых пирамид и сомнительных акций, к сожалению, не становится меньше. Возникает вопрос: все ли одинаково поддаются внушению? Благодатной почвой являются закрытые группы, будь то семья или политическая партия, и именно общность идей создает в них стадность понятия «мы». Психологи отмечают особые характеристики у легко внушаемых людей: дети и старики более доверчивы, чем взрослые, физически ослабленный и утомленный человек легче принимает на веру информацию.

Выпишите рецепт!
Что же делать? Не ходить в аквапарки, на концерты и выставки? Нет, это, пожалуй, крайние меры. С некоторыми из механизмов действительно сложно совладать - например, противостоять панике на борту самолета. Но в большинстве случаев взять себя в руки достаточно просто - благодаря паре советов ниже.

1 - Знать меру!
Если вы сложно отказываете другим и верите «профи из рекламы», значит склонны поддаваться психологическому влиянию. Поэтому посещайте сомнительные мероприятия в компании скептично настроенного друга.

2 - В случае когда во время концерта соседи призывают забросать артиста гнилыми помидорами, не действуйте импульсивно. Хотя бы потому, что чужое решение не всегда самое лучшее. Постарайтесь выйти из толпы. И многие из эффектов автоматически потеряют свою силу и магию!

Я вспоминаю, что в середине 80-х годов прошлого века в Подмосковье проходил полулегальный рок-концерт. Выступала одна из первых российских металлических групп: "Ария", "Мастер" или "Шах" (не помню точно). И после концерта подростки, разгоряченные тяжелой музыкой, видимо, с целью вылить свою энергию, устроили крупный дебош в подмосковном вокзальчике: разбили витрины, сочлененные стулья выкинули в окна, разгромили буфет и т.д. Разумеется, потом виновники совершенного были привлечены к ответственности, а в прессе, прежде всего, молодежной направленности ("Комсомольская правда", "Собеседник" т.д.), была развернута дискуссия о правомерности содеянного, о бесконтрольном досуге молодежи, о пагубности "хэви-метал" и т.д. И помимо ругателей (вполне справедливых) молодежи, были и защитники. Последние попытались объяснить происшедшее чисто психологически: феномен толпы, анархия и т.д. Не было правильно направляющего лидера. В итоге "подростки разбили вокзал, а могли бы разбить прекрасный сад" . То есть, как направить толпу, в какую сторону, так все и пойдет.

Вспомним недавние молдавские события. Что, участниками прошедших беспорядков были сплошь реакционеры, бузотеры и другие нарушители спокойствия? Нет, конечно. Но у них был лидер, умело управляющий толпой, в нужном ему направлении. Человек под влиянием толпы меняется, подчас коренным образом. Прислушаемся к мнению психологов. Михаил Каргин, специалист со стажем, доцент, кандидат психологических наук, не первый год преподает психологию в мордовском пединституте. И состояние души человека изучил как никто другой. Так он свидетельствует, что у человека под влиянием толпы ощутимо падает интеллект, отсутствует критическое отношение к своим поступкам, он становится внушаем, управляем, особенно если руководит толпой харизматичный лидер (Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и др.). Чаще всего это характерно для молодых людей до 19 лет. Толпа обычно является движущей силой любой революции, путча, переворота. Довольно вспомнить революции прошлого столетия, да и нынешнего: оранжевую, тюльпановую, революцию Роз. Кстати, многие участники подобных мероприятий, по происшествии некоторого времени жалели, о своем участии в них. Их лихо использовали. Вот хлопцы и поддались на уловку большинства, вдохновились: одели оранжевые шарфы и пошли штурмовать Майдан. Среди них было также много молодежи- школьники, студенты. Часть из них лица скрывали масками, надетых специально.

По словам Михаила Каргина, именно элемент анонимности снижает ответственность у человека. Накладывают свой отпечаток массовость, деструктивность, эмоции разгоряченной толпы. Алкоголь во всех случаях способствует снижению барьеров. Для молодого человека важно быть таким, как все. Присутствует боязнь, что группа его отвергнет. Поэтому если его сверстники пойдут бить магазин, подросток, скорее всего, присоединится к ним. Конечно, цели лидеров и участников разные. Но, как говорили раньше, если дерутся холопы, надо искать боярина.

Психология толпы, как ни странно, присутствует и в политике. Нагляден пример с Джоном Кеннеди. Во время кубинского кризиса он некоторое время советовался со специалистами, собирая их вместе: что делать с Кубой, высаживать десант на остров, или нет. Все единогласно высказались "за". Спустя время, один из этих советников говорил, если бы он лично беседовал с Президентом, то никогда бы ему не посоветовал высадки на Кубу. А в том случае сработал механизм толпы. Кроме того, если решение принимается группой лиц, чисто психологически снижается ответственность каждого из них в отдельности. Как тут не вспомнить всеобщий "одобряем-с" эпохи застоя!

А вторая мировая война? Гитлеровцы на захваченной территории совершали бесчеловечные поступки, и между тем, не чувствовали себя виновными. Министр пропаганды III рейха призывал: "Убивайте! Убивайте! И убивайте! За вас буду отвечать я, Йозеф Геббельс". И фашисты жгли деревни, уничтожали исторические ценности, убивали евреев, цыган, славян, в этом они чувствовали свое историческое предзнаменование санитаров истории. Армия III рейха – это весьма организованная, но все же толпа, у которой была реальная цель – господство над миром. Харизматичный лидер также присутствовал – Адольф Гитлер (куда уж харизматичнее!).

В свое время на Западе проводился эксперимент. Врачи давали указание своим медсестрам делать пациентам инъекции со смертельным составом. Большинство медсестер осознавали, что вводят яд, но и не подумали ослушаться. За убийство (фактически ядовитый укол таковым и являлся) в их понятии отвечал врач, отдающий приказы, а раз так, с них спрос маленький. Моральный фактор при этом отсутствовал начисто. (На самом деле никто, естественно, не пострадал, однако, случай показательный).

Человек - существо организованное. Нам это известно еще с советских времен, как и то, что досуг наших людей должен быть разумно организован, находиться под присмотром. Когда в свое время пришло осознание этого, власть предпринимала попытки организовать людей, чем-то занять. Это имело место и в советское время, делаются робкие попытки и сейчас. Создать разнообразные клубы по интересам. Чтобы можно было сообща, под присмотром руководителя, тренера заниматься танцами, обсуждать прочитанное, бегать кроссы и т.д. Особенная организация требовалась раньше и требуется в настоящее время для подрастающего поколения. Чтобы не варились в своем соку любители рок-музыки, фанаты футбольных команд и т.д. Клубы, секции, кружки для молодежи есть в каждом городе. И важно, чтобы достойные люди стояли во главе этих всевозможных движений.

Насколько мне стало известно, на собраниях определенной молодежной организации в одном городе (не станем уточнять, в каком именно), уделяется немалое место ролевым играм. Одна носит название "Последний герой". Десять подростков садятся в кружок, выбирают объект для издевательств и унижают своего приятеля. Это тянется достаточно долго. В заключение выбирается палач и совершает казнь. Она вершится с помощью травматического пистолета, стреляющего резиновыми пулями. Происходит имитация убийства (напоминает застенки гестапо, ни больше, ни меньше). Потом это происходит с другим участником и т.д. Учитель, наставник или сенсей (как его еще назвать) говорит, что уделяет этим играм большое внимание, особенно летом, в детских лагерях отдыха. В его понимании, он творит благое дело. По его мнению, подобная подготовка позволяет воспитать конкурентоспособную личность, адаптированную к жизни в реальных условиях. Возможно, определенная адаптация и происходит, но при этом, как говорят психологи, у подростка происходит ломка всех создавшихся ценностей, идет зомбирование личности, исчезают моральные установки, создается почва, на которой произрастают конфликты. Это потенциальные участники молдавских событий. Не стоит забывать, что молодежь является движимой силой любого социального взрыва. При наличии определенной направляющей силы. Так давайте направлять их в нужном русле. В правильном.

1. Понятие толпы. Что такое толпа?

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Психология толпы. Или секрет управления массами.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Определены даже основные этапы формирования толпы:

Образование ядра толпы.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале - любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ - результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядро толпы, или зачинщики, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Именно этим людям подвластна психология толпы или секрет управления массами.

Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

2. Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость (вот он один важный секрет управления массами), то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Толпа на рок-концерте

Действующая толпа. Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

3. Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов - частице толпы - утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.


Толпа

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

4. Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.


Агрессивная толпа

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе - здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

5. Поведение толпы.

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника - это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии - незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

6. Лидер в толпе и секрет управления массами.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Сумасбродный лидер

Класс вожаков подразделяется на две категории:

— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Секрет управления массами, определяющий влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Литература:

1. Американская социологическая мысль. - М., 1994.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996.

3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 1990. № 11.

4. Московичи С. Век толп. - М., 1996.

5. Преступная толпа. - М., 1998.

6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998.

7. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998.

8. Психология толп. - М., 1998.

9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - № 12.

10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991.

На днях прочитала пост об эффекте толпы и не смогла не написать об этом интересном явлении у себя на блоге. Спросите, какое имеет отношение эффект толпы к счастью и личной эффективности? Действительно, счастье и личная эффективность к толпе не имеет никакого отношения. Я считаю, это счастье – это ощущение исключительно внутреннее, глубоко личное. Как только мы попадаем под эффект толпы, мы удаляемся от себя, от своих истинных желаний и хотим того, чего хотят подобные нам. Мы тратим на это время, вместо того, чтобы тратить время на достижение действительно наших целей. И все же все мы подвержены влиянию толпы, так как мы – существа социальные и без общества вряд ли прожили. Так как же уменьшить эффект толпы? Обо всем по порядку…

Исследования об эффекте толпы

Исследователи Университета Лидс под руководством профессора Енса Краузе провели серию экспериментов, в которых добровольцам предлагалось ходить вокруг большого помещения, не разговаривая друг с другом. Нескольким из них были даны более точные инструкции, куда идти. Ученые открыли, что в итоге люди слепо следовали за одним-двумя из тех, кто знал, куда идти. Результаты показали, что только 5% из всех людей определяют направление движение толпы. Остальные 95% следуют за ними, даже не осознавая этого.
Данное исследование является не единственным.

В другом исследовании один психолог попросил студентов сравнить длину нескольких линий. При этом им показывались ответы его товарищей. В итоге 75% участников давали заведомо неправильные ответы, если его выбирала группа.

Вспомните ситуации в школе, когда на контрольной обнаруживалось, что ваш ответ не сходится с ответами соседей. Вы быстро исправляли ответ, а в итоге потом получалось, что ваш ответ был правильным.
Еще в 19 веке француз Ле Бон сказал удивительно точно о толпе: «Сознательная личность исчезает… Образуется коллективная душа… Интеллектуальные способности индивидов исчезают, и берут верх бессознательные качества. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума».

Считается, что эффект толпы может наблюдаться уже у группы в 15 человек. И сегодня ей не нужно даже собираться вместе. Можно вполне спокойно утверждать, что интернет-сообщества, форумы – здесь можно также наблюдать эффект толпы.
Так работает эффект толпы.

Как бороться с эффектом толпы?

Самый первый шаг в борьбе с эффектом толпы – это осознание своего «неиндивидуального» поведения. Если знаешь, то вооружен:)

Во-вторых, не нужно себя ругать за такое поведение. В толпе у людей включается стадный инстинкт. Мы следуем за толпой, потому что так безопаснее. Как мы доверяем человеку в медицинском халате , так мы доверяем группе людей. Первобытный человек, оставшийся без своего стада, был обречен на погибель. Сегодня такой большой опасности уже нет, но мозг наш, натренированный тысячелетиями, об этом мало чего знает. Инстинкт, и все тут. Если не противиться инстинкту, то он не будет противиться вам или вашим дальнейшим действиям.

В-третьих, нужно знать, чего ты действительно хочешь. Многие из наших желаний созданы эффектом толпы. Ничего страшного в этом нет. Если вашими приоритетами все-таки остаются именно ваши желания, идущие из глубины души. Если ты знаешь, чего хочешь, гораздо легче не подвергаться соблазну сравнивать себя с другими из своего окружения. Такое сравнение – всегда проигрышное. У каждого человека свой путь развития. Схема «телевизор-машина-IPhone-квартира» здесь не является универсально (хотя от iPhone я не откажусь даже ради борьбы с эффектом толпы:) Следующий раз, когда вам захочется сравнить себя с другими, подумайте о своих целях. Сравните себя вчерашнего с собой сегодняшним. Если вы чему-то научились, сумели проявить свои лучшие качества, то сравнение всегда будет в вашу пользу.
В-четвертых, нужно научиться «выходить» из толпы. Самое опасное для любого человека в эффекте толпы – это принятие решения. Потому что в этом случае человек подвержен огромному влиянию и не может мыслить самостоятельно. Самый простой способ – не подвергать себя влиянию толпы – избегать их. Получили приглашение на продажу кастрюль Цептер, но кастрюли у вас дома есть? Не ходите туда. Без кастрюли оттуда еще никто не возвращался☺
Если уж попали в толпу, не принимайте там решений. Сделайте паузу, чтобы побыть вне толпы. Чувствуете, что вам очень хочется купить такую же машину, как у друга, сделайте шаг назад, подумайте, а почему вам ее хочется? Не потому ли, что так вам говорит инстинкт? Ведь у вас есть уже машина, которую вы сами выбрали – в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Запомните – шаг назад и дать себе время остыть, подумать.
Для продвинутых знатоков эффекта толпы открываются совсем другие перспективы использования этого феномена. Например, при воспитании детей, в руководящей работе или в политике. Но это – тема для другой статьи. А на сегодня все об эффекте толпы.
Наблюдаете ли вы в себе отголоски нашего стадного инстинкта? Буду рада, если поделитесь своими размышлениями в комментариях.
С уважением,
Мария

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю .

Привычка жаловаться. Враг счастья номер один.

Неделя без жалоб. Отчет о борьбе с врагом счастья номер один.

толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа имеет место в следующих ситуациях: скопление людей в условиях стихийных бедствий (пожары, землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и т.д.), военные учения, транспортные толпы, массовые зрелища, празднования, протестные скопления людей (митинги, шествия, демонстрации).

Типы толпы:

Типы толпы определяются по степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы:

1. активные – агрессивная толпа, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую, стяжательную толпу, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей.

2. в западной литературе выделяют демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.

3. пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Толпа зевак.

Социально-психологические особенности толпы, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов:

1. анонимность – принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично.

2. однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Она крайне некритично воспринимает слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.

3. внушаемость – одно из важнейших свойств толпы, связанная с предыдущими ее качествами, объясняющая непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии сих сознанием и характером.

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.
Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психологического единства толпы (по теории Г. Лебона), которой позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.
Иррациональность поведения толпы и эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств.


Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие социально-психологические особенности толпы:
- повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения;
- повышение эмоциональности восприятия действительности;
- подавление чувства ответственности за собственные поступки;
- появление чувства силы и осознания анонимности.

В различных условиях могут складываться неодинаковые общности, характеризуемые как толпа, а их поведение может принимать разнообразную направленность. Это и болельщики на стадионе, и лица, проявляющие любопытство к различным происшествиям, и пассажиры пригородного
транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, зрелищных учреждений, участников похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массовых беспорядков.

Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом.

Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют».

Один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников - внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами, шантажом). Внушение всегда вербализовано. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия.

В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется поразному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, по-пытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны натом, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от личности, принимающей информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий,
частота звуковых колебаний, ревбольшой массы людей. Все это воздействует на эмоциональное состояние.

Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания: поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве па Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу.

Популярным в последнее время катализатором толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения целей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта